Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


2234 просмотра

Более полумиллиарда тенге задолжал свекловодам Меркенский сахарный завод

Просрочку в несколько месяцев представители завода объясняют задолженностью покупателей сахара

Фото предоставлено облсельхозуправлением

670 миллионов тенге задолжал около 80 крестьянским хозяйствам Жамбылской области Меркенский сахарный завод за сданную еще в прошлом году свеклу. В случае несвоевременного погашения заводом долгов с аграриями пообещал рассчитаться областной акимат. 

Сладкая зеница ока

Многие фермерские хозяйства Жамбылской области, которые в прошлом году вырастили сахарную свеклу и сдали ее на Меркенский сахзавод, до сих пор не могут получить деньги. Сбор и сдача урожая начинается в середине осени и заканчивается в конце декабря. И все это время шла приемка свеклы на завод в соответствии с заключенными договорами. 

Завод пообещал рассчитаться с фермерами через три месяца после поставки товара. Такая отсрочка платежа давала предприятию возможность переработать сырье и продать полученный сахар. Однако даже при этом в оговоренные сроки завод не смог расплатиться со всеми кредиторами. С некоторыми фермерами предприятие частично рассчиталось готовой продукцией, перед частью КХ долги были закрыты полностью. На конец марта завод не выплатил деньги за полученные 83 тыс. т сырья из 120 тыс. т, сданных в 2018 году.

Достучаться до небес

Фермеры предпринимали неоднократные попытки получить кровно заработанные деньги. Сейчас, в начале посевной, они нужны аграриям как никогда: на закуп топлива, аренду и покупку техники, подготовку земли. По словам главы КХ «Алға-Ж» из Меркенского района Быржана Пралиева, директор завода Нуржан Каргабаев сначала встречался с аграриями, а после перестал выходить на связь.

«В начале марта он на встрече с нами пообещал расплатиться к концу месяца. Рассказывал нам, что этот вопрос решает не он, а акционеры завода, находящиеся в Алматы. После этого еще несколько раз фермеры встречались с ним, разговаривали по телефону, а потом он совсем пропал. Охрана завода не запускала нас на территорию: мол, директора на месте нет», – рассказал «Курсиву» по телефону свекловод.

5 марта фермеры обратились с жалобой к премьер-министру страны Аскару Мамину. Чуть позже коллективное письмо было направлено акиму области Аскару Мырзахметову. В нем свекловоды выразили озабоченность будущим этой отрасли.

«Не закроется ли Меркенский сахарный завод? Не пытается ли он сорвать кампанию посева сахарной свеклы, что отрицательно скажется на программе развития этой отрасли? Ведь на грани срыва 1775 га посевов», – написали в коллективном обращении фермеры. Подписавшиеся задали в нем прямой вопрос: «А надо ли вообще в этом году сеять сахарную свеклу?!» 

Отрасль государственной важности 

Между тем проблемы с невыплатами денег фермерам могут отразиться не только на посевах и, соответственно, урожае свеклы 2019 года в регионе. Вопрос стоит шире. По данным сельхозуправления Жамбылской области, в Казахстане всего три сахарных завода – Коксуйский в Алматинской области и два в Жамбылской. Эти предприятия и помогают снизить зависимость Казахстана от импорта сладкого продукта. По данным облакимата, продукция трех отечественных заводов сейчас закрывает около 20% от внутренней потребности в сахаре. Руководство страны не раз давало указания развивать сахарное производство, поощрять и стимулировать крестьян выращивать этот корнеплод. Но наблюдающаяся сегодня ситуация с этим никак не вяжется.

Руководитель облсельхозуправления Берик Ныгмашев заверил «Курсив», что с самого начала возникновения ситуация находится, под контролем властей, и все это время чиновники искали пути ее благополучного разрешения.

«Из общей задолженности в 950 млн тенге завод уже выплатил 280 млн. На сегодняшний день из 220 крестьянских хозяйств еще не получили свои деньги около 80. Фермеров мы успокоили: завод не закроется. Мы использовали все свои ресурсы и дали понять заводу, что с акиматом области и фермерами лучше не шутить. Когда начались проблемы, мы решили выделить из бюджета деньги, чтобы самим закрыть долги завода. Сейчас его руководство пообещало нам, что рассчитаются до середины мая. Но это крайний срок. Они планируют закрыть долги до конца апреля. Договорились, что мы сейчас напрямую выплатим деньги фермерам, а завод до конца мая нам их вернет. Также мы помогли тем, у кого есть обязательства по лизингу и займам – их пролонгировали», – рассказал главный аграрий области.

Взяли в долг и отдали в долг

На самом заводе объяснили причину сложившейся ситуации просто: с ними не рассчитались покупатели сахара. Директор завода Нуржан Каргабаев заявил «Курсиву», что в течение полумесяца долги выплатят.

«Кое-какие наши партнеры подвели. Но большую часть сахара закупила одна отечественная компания. Я не могу сказать, кто они. Мы обязуемся рассчитаться с фермерами до конца апреля. Это с запасом, а скорее всего, мы погасим все долги раньше, в течение одной-двух недель», – сообщил по телефону Нуржан Каргабаев. 

Он добавил, что деньги на это там планируют получить от своих должников, а также ищут средства из других источников.

О поддержке и профмерах

Как рассказал Берик Ныгмашев, производителям сахарной свеклы оказываются серьезные меры поддержки. Так, государство субсидирует саму свеклу: за каждый сданный килограмм сладкого корня фермер получает 12 тенге из бюджета облакимата. На это ушло около 1,7 млрд тенге. Завод же за килограмм платит на треть меньше – 8 тенге. К тому же облакимат через СПК «Тараз» выдает семена свеклы с отсрочкой платежа до осени и выплачивает на них субсидии до 50% от их стоимости.

«Помогаем и при покупке свеклоуборочной техники в лизинг у «КазАгроФинанс». Для этого залог не нужен: государство 25% первоначального взноса закрывает из республиканского бюджета, а акимат области добавляет свои 10%», – сообщил собеседник.

А чтобы задержки по выплатам впредь не повторялись, акимат области намерен пересмотреть договоры с заводом.


1074 просмотра

Петропавловские перевозчики отказались от китайских автобусов

Этот транспорт работает на метане, которого в городе нет

Фото: Вадим Мударисов

Автобус Golden Dragon презентовали в административном центре СКО. Тест-драйв провели с участием общественников, СМИ и руководства акимата. Местные власти рассчитывали, что этот транспорт от китайского бренда ценой почти в 40 млн тенге за единицу пополнит городской парк. Однако участники рынка перевозок сочли его неподходящим для Петропавловска. 

Приехали

Около 40 единиц новых вместительных автобусов могли уже в ближайшее время появиться в Петропавловске. В конце прошлого месяца в город привезли одну единицу транспорта от компании Golden Dragon алматинской сборки. Автобусы от китайского бренда должны были составить конкуренцию другой марке из Поднебесной – так называемым «зайчикам», которые население постоянно критикует за отсутствие комфорта и частые поломки. Официальным дилером Golden Dragon в РК является компания «Астана Моторс». Ее представители и презентовали машину общественникам, СМИ и руководству региона. 

«Автобус оснащен котлом, который будет поддерживать тепло в зимнее время, а также, в зависимости от комплектации, и кондиционером. Гарантийный срок – три года. Стоимость автобуса в самой простой комплектации – 38–40 млн тенге», – рассказал представитель компании «Астана Моторс» Даурен Есембаев

Презентация получилась короткой, не более 15 минут. За время поездки первые пассажиры успели оценить вместительность транспорта, наличие подъемников для инвалидов, но подвергли критике высоту поручней. Позже выяснилось еще одно обстоятельство, похоже, лишившее новый автобус возможности закрепиться на севере РК. Оказалось, что заправлять его нужно метаном, которого в Петропавловске попросту нет. Данный факт наряду с высокой ценой на транспорт, даже при условии покупки его в лизинг, делает такое приобретение нерентабельным, говорят участники рынка перевозок.

«Сказать, что именно автобус такого класса зайдет на улицы нашего города, мы теперь не можем. Тем более нужно будет обсудить, какой длины автобус нам нужен. Подобные 11-метровые автобусы подходят только для пары наших улиц. Возможно, будет автобус чуть меньшего размера – 8,6 метра, есть такой вариант у этой же компании. Конечно, нужно, чтобы данное транспортное средство не только удовлетворяло запросам населения, но и отвечало требованиям проходимости на улицах нашего города», – высказала еще одно опасение председатель Ассоциации «СКО Автотранспортный Союз» Галина Семенова.

Как сообщили «Курсиву» в отделе ЖКХ и пассажирского транспорта города Петропавловска, пока неизвестно, будет закупаться Golden Dragon или нет. 

Между тем на прошедшей в этом месяце встрече ассоциации и общественников г-жа Семенова подтвердила, что местные автобусные парки ищут альтернативу «Дракону». На примете автобусы российского производства. Они не дороже китайских, однако более приспособлены к бездорожью и суровым условиям Северного Казахстана. Как скоро парк будет обновлен, в ассоциации не сообщают.

Что имеем?

Сегодня по административному центру СКО курсируют около 300 единиц общественного транспорта. По нескольким маршрутам работают крупные автобусы марок «МАН» и «Мерседес», но основную долю составляют именно китайские Shaolin. В среднем парку такой новый автобус обходится в 12 млн тенге. Однако долговечностью подобное приобретение не отличается.

Представители бизнеса пассажирских перевозок признают, что износ общественного транспорта в Петропавловске в настоящее время составляет 70%. Надежность и безопасность таких маршруток вызывают у общественности беспокойство. Так, только за май сгорели три автобуса. К счастью, в пожарах никто не пострадал. Причинами возгораний в ДЧС называют неисправность проводки. В целом же с начала года пассажирские автобусы в областном центре горели 6 раз.

«Призываем местные власти взяться за наведение порядка в общественных перевозках, заняться вопросом обновления транспорта, пока не случилось трагедии. Были в разных городах Казахстана, везде есть проблемы, но в большинстве случаев какие-то решения принимаются. В Петропавловске видим бездействие», – в ходе июньской встречи представителей автобусных парков и общественности отметил заместитель председателя республиканского объединения «Первый антикоррупционный медиацентр» Руслан Асылбеков.

К обновлению парков предпринимателей призвал аким области Кумар Аксакалов. Еще до тест-драйва Golden Dragon он заявил о возможности создания в Петропавловске государственного автобусного парка.

«Если Golden Dragon пройдет испытания, мы будем рекомендовать руководителям автобусных парков приобрести его. Если они не потянут, то мы будем создавать муниципальный автобусный парк. Купим в лизинг 30–40 этих автобусов, а может быть, и больше, и вытесним частников», – пригрозил глава СКО.

Правда, на какие средства перевозчики должны приобретать средства, аким не сказал. В начале текущего года в удовлетворении заявки на повышение тарифов им отказали, и больше вопрос не озвучивался. В Петропавловске размер оплаты за проезд в последний раз повышали 2017 году – с 65 до 80 тенге.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций