Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2448 просмотров

Более полумиллиарда тенге задолжал свекловодам Меркенский сахарный завод

Просрочку в несколько месяцев представители завода объясняют задолженностью покупателей сахара

Фото предоставлено облсельхозуправлением

670 миллионов тенге задолжал около 80 крестьянским хозяйствам Жамбылской области Меркенский сахарный завод за сданную еще в прошлом году свеклу. В случае несвоевременного погашения заводом долгов с аграриями пообещал рассчитаться областной акимат. 

Сладкая зеница ока

Многие фермерские хозяйства Жамбылской области, которые в прошлом году вырастили сахарную свеклу и сдали ее на Меркенский сахзавод, до сих пор не могут получить деньги. Сбор и сдача урожая начинается в середине осени и заканчивается в конце декабря. И все это время шла приемка свеклы на завод в соответствии с заключенными договорами. 

Завод пообещал рассчитаться с фермерами через три месяца после поставки товара. Такая отсрочка платежа давала предприятию возможность переработать сырье и продать полученный сахар. Однако даже при этом в оговоренные сроки завод не смог расплатиться со всеми кредиторами. С некоторыми фермерами предприятие частично рассчиталось готовой продукцией, перед частью КХ долги были закрыты полностью. На конец марта завод не выплатил деньги за полученные 83 тыс. т сырья из 120 тыс. т, сданных в 2018 году.

Достучаться до небес

Фермеры предпринимали неоднократные попытки получить кровно заработанные деньги. Сейчас, в начале посевной, они нужны аграриям как никогда: на закуп топлива, аренду и покупку техники, подготовку земли. По словам главы КХ «Алға-Ж» из Меркенского района Быржана Пралиева, директор завода Нуржан Каргабаев сначала встречался с аграриями, а после перестал выходить на связь.

«В начале марта он на встрече с нами пообещал расплатиться к концу месяца. Рассказывал нам, что этот вопрос решает не он, а акционеры завода, находящиеся в Алматы. После этого еще несколько раз фермеры встречались с ним, разговаривали по телефону, а потом он совсем пропал. Охрана завода не запускала нас на территорию: мол, директора на месте нет», – рассказал «Курсиву» по телефону свекловод.

5 марта фермеры обратились с жалобой к премьер-министру страны Аскару Мамину. Чуть позже коллективное письмо было направлено акиму области Аскару Мырзахметову. В нем свекловоды выразили озабоченность будущим этой отрасли.

«Не закроется ли Меркенский сахарный завод? Не пытается ли он сорвать кампанию посева сахарной свеклы, что отрицательно скажется на программе развития этой отрасли? Ведь на грани срыва 1775 га посевов», – написали в коллективном обращении фермеры. Подписавшиеся задали в нем прямой вопрос: «А надо ли вообще в этом году сеять сахарную свеклу?!» 

Отрасль государственной важности 

Между тем проблемы с невыплатами денег фермерам могут отразиться не только на посевах и, соответственно, урожае свеклы 2019 года в регионе. Вопрос стоит шире. По данным сельхозуправления Жамбылской области, в Казахстане всего три сахарных завода – Коксуйский в Алматинской области и два в Жамбылской. Эти предприятия и помогают снизить зависимость Казахстана от импорта сладкого продукта. По данным облакимата, продукция трех отечественных заводов сейчас закрывает около 20% от внутренней потребности в сахаре. Руководство страны не раз давало указания развивать сахарное производство, поощрять и стимулировать крестьян выращивать этот корнеплод. Но наблюдающаяся сегодня ситуация с этим никак не вяжется.

Руководитель облсельхозуправления Берик Ныгмашев заверил «Курсив», что с самого начала возникновения ситуация находится, под контролем властей, и все это время чиновники искали пути ее благополучного разрешения.

«Из общей задолженности в 950 млн тенге завод уже выплатил 280 млн. На сегодняшний день из 220 крестьянских хозяйств еще не получили свои деньги около 80. Фермеров мы успокоили: завод не закроется. Мы использовали все свои ресурсы и дали понять заводу, что с акиматом области и фермерами лучше не шутить. Когда начались проблемы, мы решили выделить из бюджета деньги, чтобы самим закрыть долги завода. Сейчас его руководство пообещало нам, что рассчитаются до середины мая. Но это крайний срок. Они планируют закрыть долги до конца апреля. Договорились, что мы сейчас напрямую выплатим деньги фермерам, а завод до конца мая нам их вернет. Также мы помогли тем, у кого есть обязательства по лизингу и займам – их пролонгировали», – рассказал главный аграрий области.

Взяли в долг и отдали в долг

На самом заводе объяснили причину сложившейся ситуации просто: с ними не рассчитались покупатели сахара. Директор завода Нуржан Каргабаев заявил «Курсиву», что в течение полумесяца долги выплатят.

«Кое-какие наши партнеры подвели. Но большую часть сахара закупила одна отечественная компания. Я не могу сказать, кто они. Мы обязуемся рассчитаться с фермерами до конца апреля. Это с запасом, а скорее всего, мы погасим все долги раньше, в течение одной-двух недель», – сообщил по телефону Нуржан Каргабаев. 

Он добавил, что деньги на это там планируют получить от своих должников, а также ищут средства из других источников.

О поддержке и профмерах

Как рассказал Берик Ныгмашев, производителям сахарной свеклы оказываются серьезные меры поддержки. Так, государство субсидирует саму свеклу: за каждый сданный килограмм сладкого корня фермер получает 12 тенге из бюджета облакимата. На это ушло около 1,7 млрд тенге. Завод же за килограмм платит на треть меньше – 8 тенге. К тому же облакимат через СПК «Тараз» выдает семена свеклы с отсрочкой платежа до осени и выплачивает на них субсидии до 50% от их стоимости.

«Помогаем и при покупке свеклоуборочной техники в лизинг у «КазАгроФинанс». Для этого залог не нужен: государство 25% первоначального взноса закрывает из республиканского бюджета, а акимат области добавляет свои 10%», – сообщил собеседник.

А чтобы задержки по выплатам впредь не повторялись, акимат области намерен пересмотреть договоры с заводом.


1 просмотр

Что мешает казахстанским производителям мороженого торговать с заграницей

Об особенностях этого рынка «Курсиву» рассказал эксперт отрасли мороженого в СНГ и Европе Дмитрий Докин

фото: shutterstock.com

Согласно исследованиям Euromonitor International, в 2019 году объем продаж мороженого в стоимостном выражении вырос на 9%, до 84,8 млрд тенге, а в количественном – на 3%, до 27 тыс. тонн. Средняя цена за единицу товара увеличилась на 6%. О том, каковы тенденции рынка и что необходимо учитывать отечественным производителям при экспорте продукции, рассказал «Курсиву» международный эксперт отрасли мороженого в СНГ и Европе Дмитрий Докин.

С точки зрения Дмитрия Докина, экспортный потенциал у казахстанских производителей мороженого достаточно высок. В частности, по его мнению, у лидера на внутреннем рынке – компании «Шин-Лайн» есть все необходимое, чтобы увеличить продажи своего товара не только внутри Казахстана, но и в других странах.

Сегодня казахстанское мороженое поставляется в Россию, Монголию, Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Азербайджан, Беларусь и Китай. В перспективе компания планирует выйти на рынок Украины.

«Экспорт в Россию увеличился на 40% в натуральном выражении и на 50% в денежном. Но мы очень внимательно смотрим и за рынком в Узбекистане, потому что он самый большой в Центрально-Азиатском регионе. К слову, там у нас очень динамично растут показатели. В текущем году рост составил 280%. Хорошая динамика продаж и в Беларуси. Кстати, там очень удивились, увидев наш продукт. Ведь они ни разу не видели казахстанских товаров. Мы считаем, что будет динамично развиваться и Азербайджан. И мы произвели тестовую атаку на украинский рынок, потому что там тоже очень много потребителей, так же как и в Узбекистане», – рассказал международный эксперт, директор категории мороженого компании «Шин-Лайн» Дмитрий Докин на встрече с журналистами, прошедшей 20 августа.

Особенности китайского потребителя

Эксперт отмечает, что в странах постсоветского пространства продвигать товар и бренд гораздо легче, чем, к примеру, в Китае. Поскольку у жителей Поднебесной свои, только им присущие потребности, поэтому компании, ориентированной на экспорт мороженого, приходится их учитывать. И, конечно, тщательно изучать рынок.

«Мы долго его анализировали и пришли к выводу: чтобы иметь там большие объемы и продажи, нужно для китайцев создавать отдельные вкусы и продукты. Им нужно не такое сладкое мороженое, к которому привыкли мы. Когда узбеки пробовали нашу продукцию, они восклицали: «О! Как сладко!», а когда китайцы брали ту же продукцию, они замечали: «О-о-о, как сладко…», – отмечает эксперт.

Еще одной особенностью потребителей КНР являются их привычки. Жители Китая предпочитают покупать мороженое онлайн. А это значит казахстанским экспортерам придется разработать яркие упаковки.

«Да, Китай находится в 240 км от Алматы и там полтора миллиарда населения, это притягательно. Но все непросто, нужно много работать», – подводит итог Дмитрий Докин.

Политика не помешает экспорту

Говоря о Кыргызстане, эксперт отметил, что за семь месяцев текущего года в этой стране наблюдался рост продаж на 54% в натуральном выражении и на 73% – в денежном. Рынок Монголии, по словам г-на Докина, также показывает стабильные продажи с перспективой роста до 25%.

Объясняя, почему другим казахстанским производителям тяжело выходить на другие рынки, к примеру на российский, эксперт подчеркнул, что все дело в знаниях.

«Взять хотя бы тот же пломбир. Они не знают, каким он должен быть, как он должен выглядеть. Выйдя на экспорт, конкуренты всего лишь продают свое мороженое, а мы специально изучали рынок и делали продукт именно под него», – говорит Дмитрий Докин.

Не менее интересная ситуация наблюдается и на рынке Украины, куда планирует выйти казахстанский производитель мороженого. Причем, как подчеркнул в комментариях «Курсиву» г-н Докин, экспортировать туда свою продукцию казахстанцам ничто не мешает.

«Если бы мы были российской компанией, то, возможно, имели бы определенные сложности, причем не только сейчас, а гораздо раньше. Вот Nestle – это международная компания, но они долго не выходили на рынок Украины, потому что на упаковке стоял адрес: Московская обл., г. Жуковский. Нас же спасает казахстанское происхождение с корейскими корнями. Когда мы говорим о рынке, в первую очередь речь идет о потребителях, а они будут голосовать своими кошельками. Мы проводили тестирование своего продукта на Украине, и я могу сказать, что и к нам, и к продукту украинцы относятся очень хорошо», – отметил эксперт.

«Бомба» на рынке

По информации Дмитрия Докина, казахстанские производители мороженого, как и сам рынок, растут примерно на 3% в год. В этом году его объем, по оценкам исследовательского агентства Еuromonitor, специализирующегося в области международных стратегических исследований потребительских рынков, достигнет порядка 36–40 тыс. тонн в год. Для сравнения: в России в пересчете на душу населения объемы примерно такие же.

Согласно отчету международного агентства, на казахстанском рынке тройку лидеров по объемам возглавляет компания «Шин-Лайн» – 35% (в деньгах). На втором месте ТОО «Балмуздак» – 18%, на третьем – ОАО «Инмарко» – 11,4%.

Не менее интересен и анализ по лидирующим брендам. Так, мороженое «Бомба» (ТОО «ШинЛайн» – 13,9% от всех продаж. На втором месте «Белый медведь» (TOO «Aiza») – 7,3%. Третье место занимает мороженое «Золотой стандарт» компании «Инмарко» – 5,8%.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

 

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций