Перейти к основному содержанию
1689 просмотров

Болат Жамишев: «Решение по продолжению строительства стекольного завода на выходе»

После вхождения в проект по строительству стекольного завода в Кызылординской области в 2018 году в качестве акционера китайской компании China Triumph International возник конфликт акционеров проекта

Фото: Аскар Ахметуллин

Решение по продолжению строительства стекольного завода в Кызылординской области найдено, Банк развития Казахстана готов рефинансировать проект в случае достройки его китайскими и американскими инвесторами за счет собственных средств, заявил 11 апреля глава правления БРК Болат Жамишев.

«По стекольному заводу ситуация достаточно тяжелая: сейчас мы на этот проект влиять никак не можем, поскольку там сейчас конфликт между акционерами, основной акционер – это китайский инвестор, плюс есть американский инвестор, он же – подрядчик по монтажу основного оборудования, есть конфликт, проект стоит», - сказал Жамишев на пресс-конференции в Нур-Султане по итогам деятельности БРК в 2018 году.

Изначально завод планировалось ввести в строй в октябре 2017 года, в число его акционеров входили АО «Инвестиционный фонд Казахстана» (10% в ТОО «Orda Glass Ltd»), ТОО «ARP company» (69,71%) и американская компания Stewart Engineers (20,29%).

В конце декабря 2016-го – в феврале 2017 года вокруг проекта разразился коррупционный скандал: занимавший на конец декабря 2016 года пост министра национальной экономики Куандык Бишимбаев был освобожден от своей должности, 10 января 2017 года стало известно о его задержании по факту получения взяток в особо крупном размере, а 13 февраля стало известно, что бывший министр подозревается в хищении 1 млрд тенге во время строительства этого стекольного завода.

В мае 2017 года стало известно, что китайская компания China Triumph International стала стратегическим партнером по строительству стекольного завода в Кызылординской области. Летом прошлого года ТОО «ARP company», владеющее 69,71% акций строящегося завода, продало свои долю китайской China Triumph, у которой возник конфликт с другим иностранным акционером – американской Stewart Engineers.

«Мы поставили следующее условие: во-первых, с учетом прошедшего времени проект требует реструктуризации, поскольку те сроки, которые должны были быть (истрачены на реализацию проекта - Kursiv) прошли, понятно, что там нужно актуализировать смету, провести техобследование всего оборудования, и мы поставили условие – инвесторы за счет собственных средств продолжают строительство, и к нам заходят с планом реструктуризации», - продолжил Жамишев

«К нам они заходят с новыми переработанными документами, и такой план у нас уже совместный на выходе есть. И еще одно наше условие – мы не объявляем дефолт, но инвесторы или должны найти между собой общий язык, или каким-то образом – в судебном порядке или еще как-то – вопрос разногласий между собой разрешить, но начать строить», - добавил он.

По его словам, в этой части понимание с инвесторами найдено, и сейчас стороны находятся на стадии отработки конкретного плана действий.

«Они будут строить, мы должны будем получить все документы для реструктуризации, рассмотреть и затем тот объем работ, который будет выполнен, мы готовы будем рефинансировать», - пояснил глава правления БРК.

Он напомнил, что инвесторы периодически заявляют о своей готовности завершить проект в текущем году, но руководство БРК «ждет реальных действий».

«Короче, статус проекта таков: займ находится на стадии реструктуризации, мы этим уже начнем заниматься после того, как подпишем план совместных действий по реструктуризации, и есть обязательства акционеров за счет собственных средств этот завод продолжать строить», - подытожил Жамишев. 

899 просмотров

Замакима ЗКО предложил бизнесу разделить лот по санитарной очистке города

Раньше двухмиллиардный контракт получала одна компания

Фото: Рауль Упоров

На содержание дорог и мостов областного центра из бюджета в 2019 году выделено почти 2 млрд тенге. Но эти средства осваивает лишь одна компания. Власти хотят, чтобы монополия в данной сфере была разбита, и потому ожидается, что в следующем году единый миллиардный лот будет разделен на пять составных частей.

Рушить систему нельзя

Месяц назад заместитель акима ЗКО Аманжол Алпысбаев на своей странице в Facebook опубликовал пост, в котором сообщил уральцам, что обл­акимат намерен пересмотреть условия проведения конкурса госзакупок на содержание дорожно-мостового хозяйства Уральска. И пояснил, что делается это для экономии бюджетных средств, чего можно достичь лишь при наличии конкуренции. 

«Для повышения прозрачности и конкуренции планируем разделить один большой лот (сейчас он 1,9 млрд тенге, при этом большая часть средств – 1,231 млрд тенге – механизированная уборка – «Курсив») на несколько лотов. Но здесь есть свои нюансы: на сколько, какие суммы будут интересны для МСБ, на какой срок, разделять ли уборку на зимнюю и летнюю?» – задался вопросами г-н Алпысбаев и предложил бизнесменам внести свои предложения. 

Однако в комментариях под постом отметились лишь несколько местных бизнесменов. Так, руководитель ТОО «СКФ «Отделстрой» Валентина Михно написала, что бизнесу будут интересны конкурсы сроком на три года, поскольку, по ее мнению, компании заинтересованы в долгосрочных договорах. 

При этом директор ТОО «Орал Транс» Турарбек Тлемисов уверен: «рушить налаженную систему нельзя». Однако он также отмечает, что оплата за совершенную работу, как правило, приходит гораздо позже, чем были оказаны услуги. В связи с чем компания вынуждена расплачиваться с подрядчиками за свой счет. «Я понимаю: работу сделал и получил оплату. А если оплата через полгода? Кто из бизнесменов захочет так работать?» – пишет г-н Тлемисов.

Лоты будут – появятся ли участники?

Спустя время в комментариях «Курсиву» Аманжол Алпысбаев заметил, что ему так и не удалось добиться обратной связи от бизнесменов. 

«Я хочу понять, сколько игроков на этом рынке. Кто из бизнесменов готов взяться за благоустройство дорог в городе. Есть мнение, что в Уральске существует одна компания, которая располагает большим количеством техники, и именно она должна осваивать те самые 1,9 млрд тенге бюджетных денег. Я изучил документацию. Основной объем работы проводится за счет спецтехники, привлеченной со стороны», – говорит замакима ЗКО. 

По его словам, если эту технику компании сдают в аренду основному игроку на рынке саночистки города, то почему бы им самим не стать участниками госзакупок по содержанию дорог и мостов.

Логика чиновника довольно проста. Он полагает, что усиление конкурентной среды будет способствовать не только уменьшению затрат бюджета на благоустройство города (на 15%), но и позволит не сокращать статью расходов на очистку города от мусора, грязи и снега. 

По словам г-на Алпысбаева, акимат Уральска уже сделал свой выбор – в 2020 году с новой технической спецификацией лот «Содержание дорожно-мостового хозяйства города Уральска» будет разбит на пять отдельных лотов под новым названием «Санитарная очистка города Уральска». Город будет разбит на пять участков, которые в идеале должны будут обслуживать пять абсолютно разных компаний. Эти участки, как поясняет он, территориально будут неодинаковы, соответственно, и суммы по ним на саночистку окажутся разными.

Хайдар Капанов, политолог, председатель Совета по защите прав предпринимателей при областной ПП: 

«По моему пониманию, чтобы в Уральске был порядок на дорогах, город нужно разделить на 20 участков – по числу избирательных участков депутатов городского маслихата. И объявлять конкурсы на санитарную очистку этих участков отдельными лотами. Нужно, чтобы депутаты принимали деятельное участие в привлечении бизнеса к этим тендерам, были заинтересованы в том, чтобы из бюджета вовремя оплачивались те работы, которые производит на их участке подрядчик, контролировали ход этих работ.

Демонополизация рынка услуг по благоустройству города позволила бы достичь большей результативности. В ЗКО есть ряд дорожных фирм, чья техника задействована в основном в весенне-летний период. Зимой она простаивает, работники сидят без зарплаты. Эти предприятия успешно могли бы заниматься вывозом снега с улиц города и очисткой мостов ото льда.

Но здесь необходимо принципиальное решение от властей города – на сколько лотов-­участков реально будут поделены 1,9 млрд тенге».

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance