Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


3507 просмотров

Бизнесмены в северных регионах Казахстана не спешат участвовать в строительстве жилья для южан

«Курсив» разбирался в сложившейся ситуации

Фото: Shutterstock

В Северо-Казахстанской области акимат предлагает бизнесу строить дома для граждан, переехавших из трудоизбыточных регионов страны. Оговаривается, что это предоставленное переселенцам жилье впоследствии местные исполнительные органы выкупят. Несмотря на то, что бизнес неоднозначно отнесся к инициативе, в регионе намерены уже в этом году возвести 600 домов.

Строго по проекту

В СКО дома для участников программы переселения из южных регионов в северные будут строить в рамках комплексного плана на 2018–2021 годы. План был разработан для решения системных и наиболее актуальных проблем региона, которые не решаются на протяжении нескольких лет и существенно тормозят экономическое развитие Северо-Казахстанской области.

«В 2017 году численность экономически активного населения сократилась на 8,9%, или на 30,2 тыс. человек, и составила 306,9 тыс. человек. Сельская местность испытывает нехватку учителей, врачей, среднего медицинского персонала и других специалистов», – указано в комплексном плане, утвержденном постановлением правительства.

Один из пунктов плана подразумевает обеспечение жильем семей участников программы переезда из южных, трудоизбыточных регионов в северные. В 2019 году в селах СКО задумали построить 600 домов, а всего за время реализации плана – 3 тыс., на что в республиканском бюджете заложено 15 млрд тенге. 

«Мы утвердили несколько эскизов, на которые предпринимателям нужно ориентироваться. После завершения работ на место выезжает специальная комиссия и проверяет новое жилье на соответствие утвержденным правилам», – сказал аким СКО Кумар Аксакалов на одном из заседаний областного акимата. 

Глава региона отметил, что государство будет выкупать только те дома, которые соответствуют данным проектам. Ожидается прибытие из трудоизбыточных регионов страны более 13 тыс. человек.

«Для трудоустройства в 147 населенных пунктах имеется 1,1 тыс. вакансий», – сообщил «Курсиву» руководитель регионального управления координации занятости и социальных программ Сергей Яковенко.

В управлении пояснили, что механизм программы предусматривает строительство жилья путем софинансирования его стоимости в пропорции 85% со стороны местных исполнительных органов и 15% – от работодателей. «Предусматривается заключение трехстороннего договора между работодателем, работником и акиматом сроком на 20 лет с предоставлением права выкупа дома через пять лет по остаточной стоимости», – пояснил Сергей Яковенко.

За свой счет

В селах СКО есть агроформирования, которые регулярно покупают вторичное или строят новое жилье для своих работников, эта практика не нова. С одной лишь разницей — ранее бизнес строил дома за свой счет, без участия государства. Приглашали недостающих производству специалистов, решая таким образом проблему кадрового дефицита. Так в прошлом году поступил руководитель ИП «Ахмутдинов», построивший в ауле Байтерек пять домов для своих работников.

«На предприятии чувствуется нехватка узких специалистов, – рассказал «Курсиву» предприниматель Сакен Ахмутдинов. – Я построил пять благоустроенных домов, там сейчас живут наши сотрудники, которых мы пригласили. Составили договор, они в течение 15 лет будут выплачивать предприятию стоимость жилья. Строил полностью за свой счет, дома обошлись в 35 млн тенге».

Предприниматель, который сейчас занимается деревообработкой, в следующем году намерен открыть теплицу и увеличить штат сотрудников. Будут это местные жители или приезжие, он пока не знает. Как и то, будет ли предприятие участвовать в реализации госпрограммы и строить жилье для переселенцев. 

«Посмотрим, нужно изучить вопрос. Мы ищем специалистов за пределами области только тогда, когда здесь, на месте, найти не можем. А вообще, приоритет, конечно, у местного населения. Из 95 сотрудников у нас всего пять приезжих», – пояснил Сакен Ахмутдинов.

Другое мнение

Специалисты районных акиматов признают: многих бизнесменов нужно уговаривать на участие в программе. Однако поддаются не все. Те, у кого есть весомые аргументы, стоят на своем.

Например, ТОО «Целинное-2004», известное в регионе как экономически сильное и социально ориентированное предприятие, пока не планирует строить дома по госпрограмме. В прошлом году агроформирование, возделывающее около 30 тыс. гектаров пашни, восстановило для своих работников три квартиры, в этом году планирует сдать в эксплуатацию не больше двух, на тот случай, если в село приедут квалифицированные учитель или врач. Всего в селе Целинном 290 домов, 170 из которых полностью благоустроены. Проблема дефицита специалистов на предприятии, где трудится более 200 человек, остро не стоит.

Руководитель ТОО «Целинное-2004» Серик Ибраев отмечает: пока для столь ответственной работы, как строительство жилья для переселенцев, у предприятия нет свободных ресурсов.

«У программы условия такие: мы строим, а государство у нас выкупает. Мое мнение: эта программа не пойдет. У нас кроме строительной деятельности много других забот. Надо посеять, убрать, животноводство развивать, социальную сферу поддерживать, обеспечить на зиму людей кормами, топливом и так далее. Работы много, а лето короткое, – сказал Серик Ибраев. – Строить дома для переселенцев тоже надо, не спорю. Но тут есть вопросы. Во-первых, где мы столько строителей найдем? Летом в городе большие объемы работы, они все будут заняты там. Второе – ПСД пока сделаешь, стоимость стройматериалов изменится. Те цены, которые в проектах указаны, уже неактуальны. А если я вместо пеноблока поставлю стены из другого материала, этот дом у меня не купят за счет бюджета, потому что он не будет соответствовать изначально разработанному проекту. У нас сейчас нет такого количества свободных ресурсов. А если брать кредиты на строительство, то будут идти проценты, то есть себестоимость дома опять увеличивается».

Купить нельзя построить

В разговоре с корреспондентом «Курсива» многие предприниматели придерживались примерно аналогичного мнения.

Они считают, что государству выгоднее было бы покупать переселенцам вторичное жилье, нежели строить новое. Цена разнится в 5–6 раз. Руководитель птицефабрики «Есильская» Мурат Бакиров, финансировавший в прошлом году строительство двух домов в Амандыкском сельском округе Тайыншинского района, считает, что в селе достаточно свободных домов и строить новые экономически нецелесообразно.

«В будущем я не планирую заниматься строительством, это очень дорого. В селе можно купить уже готовый дом без проблем, много людей уезжает, жилье стоит 800 тыс. – 1 млн тенге. Если строить с нуля, это не меньше 5–6 млн, в зависимости от проекта. Что касается кадров, дефицит рабочих специальностей есть. Но из всех переселенцев, кто приходил на работу, проявить себя смог только один. Остальные вроде тоже стремятся, но в итоге просто уезжают», – рассказал Мурат Бакиров.

Лето близко

Несмотря на то что в управлении координации занятости и социальных программ акимата СКО имеется список из 147 населенных пунктов, в которых планируют построить дома для потенциальных переселенцев, назвать эти села в госоргане нам не смогли. Чиновники ссылаются на то, что список еще не утвержден и может измениться. Тем временем на календаре апрель, и до конца года, а по факту за короткое северное лето, на карте СКО должно появится 600 новых домов. Например, по данным, приведенным на сайте департамента статистики по СКО, в 2018 году в селах региона было построено 275 домов, в 2017-м – 303, в 2016-м – 314, в 2015-м – 329, в 2014-м – 314.


155 просмотров

Как без бумаг согласовать и подписать документ за пять минут

Электронный документооборот может существенно сократить расходы

Фото: Shutterstock

Некоторым из нас приходится много времени проводить вдали от офиса, я отношусь к этому числу. При этом деятельность в моей компании не останавливается – напротив, она кипит круглосуточно: проходят встречи, переговоры с клиентами, партнерами. Еще несколько лет назад мои заместители могли днями ждать согласования документов – я не мог быть и на встречах, и в офисе одновременно. Сегодня – могу. 

Переход на электронный документооборот (ЭДО, он же EDI, Electronic Data Interchange, то есть электронный обмен данными) позволил нашей компании значительно сократить расходы. В то же время у меня появилась возможность подписывать документы, где бы я ни находился, главное, чтобы был какой-нибудь экран под рукой – телефон, планшет или компьютер. Помимо экономического эффекта мы получили серьезный репутационный бонус, ведь доверие к нашей компании возросло из-за скорости согласования и подписания документов.

Что было до электронного документа

По мере развития предприятия растет традиционный документооборот, а вместе с ним и затратная часть: «расходники» (одна бумага чего стоит), почтовые услуги, курьерские расходы, траты на хранение документов и многое другое. С увеличением документооборота растет и численность персонала, который занимается сбором, обработкой всей этой информации. Соответственно, увеличивается фонд оплаты труда. Кроме того, люди иногда ошибаются. Например, некорректное введение данных в систему учета влечет за собой неверное исчисление налогов и неточное составление отчетности. Последствия могут быть печальными, местами фатальными для компании.

Вспомним еще раз о скорости. Сколько раз во время телефонного разговора требовались те или иные документы и на их поиск уходили томительные минуты? Много раз. Контрагенты ждут у телефона, пока выясняется, какие из выданных им поручений на текущий момент выполнены, какие просрочены и где в данный момент находится документ, выпущенный на согласование.

Попутно руководство ставит новые цели и задачи, которые требуют принятия быстрых управленческих решений. Многие компании уже давно модернизировали свои информационные системы. Они используют обмен электронными документами вместо традиционного бумажного.

ЭДО избавляет от «расходников»

Сегодня стоимость одного документа может достигать 1 000 тенге. Сюда входит цена на бумагу для печати, тонера для картриджа, амортизация техники, курьерские услуги и другие компоненты. Подсчитайте, сколько документов в день распечатывает и отправляет ваша организация. А в месяц?

Для примера, в нашей организации 15 тыс. контрагентов. Документы закрываются раз в год – цикл сделки, это 15 тыс. конвертов в одну сторону и 15 тыс. обратно при стоимости в 1000 тенге за конверт. 15 млн тенге у нас уходило в год только на обмен письмами.

А сколько нужно человек на обработку информации? Чем больше оборот, тем больше сотрудников. С помощью внедрения электронного документооборота можно сократить количество персонала в 3 раза, соответственно сэкономить на фонде оплаты труда. Если учесть, что средняя заработная плата рядового бухгалтера 150 тыс. тенге, даже если сократить штат на одного человека, экономия получается 1,8 млн тенге в год.

Оперативность согласования

Сотрудник компании формирует документ в системе, подписывает электронной цифровой подписью (ЭЦП) и отправляет нажатием одной кнопки. Контрагенту достаточно лишь подтвердить, и система автоматически проведет документ, исключая ошибки ручного ввода. Всего 5 минут, и документ согласован.

Хранение первичных документов

Электронный документооборот избавляет от дополнительных затрат на архивацию, ведь учетная документация хранится в течение срока исковой давности, который составляет 5 лет. Хранят ее, как правило, в отдельном помещении, в папках, прошитыми и пронумерованными.

Рассылка и обратные документы

ЭДО снимает ряд организационных моментов. Например, в случае, когда фактический адрес контрагента указан некорректно и из-за этого документация возвращается, приходится тратить время на выяснение верных данных, отправлять вновь; либо, напротив, ждать, пока нерадивый контрагент соизволит выслать подписанный акт выполненных работ или акт сверки.

Режим конфиденциальности

На финансовых рынках мошенничества встречаются все чаще. Нужно один раз задать себе вопрос, какую информацию несет в себе документ, переданный курьеру. Получается, абсолютно постороннему человеку доверяется коммерческая тайна. Преимущества применения новых технологий уже оценили многие компании.

Подпись и печать

Единственная причина, на мой взгляд, почему многие до сих пор не перешли на ЭДО, – это беспокойство о наличии живой подписи и печати при составлении учетной документации. Однако в Правилах ведения бухгалтерского учета, утвержденных приказом министра финансов РК от 31 марта 2015 года № 241, требования к наличию живой подписи и печати при составлении учетной документации в электронной форме отсутствуют. Живая подпись требуется только при получении денег в расходном ордере или ведомости.

В случае налоговой проверки по требованию должностных лиц предоставляются копии документов (за исключением ЭСФ) на бумажных носителях. То есть необходимо вывести на печать отображение электронного документа из электронного подлинника и предоставить должностному лицу.

Мы живем в цифровую эпоху, поэтому вся законодательная база готова к переходу на «цифровые рельсы». Электронный документ имеет ту же юридическую силу, что и бумажный.

1_1.jpg

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

Более 7 млн
тенге
получит из бюджета каждый кандидат в президенты РК на агитацию

Цитата дня

Сегодня я выступаю перед вами не в качестве президента страны: ради интересов страны и народа я принял непростое, но продуманное решение о прекращении своих президентских полномочий… Вся моя работа будет заключена в том, чтобы поддержать деятельность нового президента и обеспечить транзит в спокойной обстановке и продолжать ту работу, которую мы начали

Нурсултан Назарбаев
экс-президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank