Перейти к основному содержанию

818 просмотров

АГМПК предложила снижать налоговую нагрузку внедряющим НДТ промпредприятиям

Исполнительный директор АГМПК Николай Радостовец констатирует отсутствие четкого механизма компенсации затрат на модернизацию энерговырабатывающих объектов в стране

Фото: Shutterstock

Ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Казахстана (АГМПК) предлагает рассмотреть возможность снижения налоговой нагрузки промышленных предприятий, внедряющих наилучшие доступные технологии (НДТ).

«У нас отсутствует четкий механизм компенсации затрат на модернизацию энерговырабатывающих объектов. И мы здесь рассматриваем не только то, что часть экологических платежей оставлять (предприятиям, внедряющим НДТ – Kursiv), но, может быть, и для ряда компаний сделать облегчение по другим налогам в переходный период, если это нужно», - сказал Радостовец в ходе семинара «Внедрение в Республике Казахстан наилучших доступных технологий» в пятницу.

Ранее в кулуарах этого же форума он заявил журналистам, что предприятия горно-металлургического сектора будут испытывать двойную финансовую нагрузку в случае, если им придется одновременно выплачивать экологические платежи в местные бюджеты и нести затраты по внедрению НДТ.

В связи с этим исполнительный директор профильной Ассоциации предложил часть экологических платежей оставлять на предприятии, которое должно будет перенаправить их на модернизацию, при этом обеспечив контроль со стороны как уполномоченных органов, так и общественности, за целевым использованием данных средств со стороны промышленников.

Радостовец подчеркнул при этом, что, с точки зрения природоохранного назначения экоплатежей такой механизм их расходования будет более эффективным, поскольку в настоящее время в регионах Казахстана на собственно природоохранные мероприятия направляется от 0,3% до 5% от объемов экологических платежей предприятий, остальной объем местные власти рассматривают как доходы бюджета, которые можно направлять на иные цели.

Что касается энергогенерирующих мощностей, которые исполнительный директор АГМПК выделил особо, то, по его словам, они испытывают наибольшие затруднения с нахождением финансов на внедрение НДТ, поскольку тарифы на электроэнергию в стране заморожены на ближайшие семь лет.

«И здесь становится весьма резонным вопрос, как энергогенерирующие предприятия будут производить модернизацию и за какие средства», - заметил Радостовец.

Более того, продолжил он, ввиду отсутствия утвержденной Концепции топливно-энергетического комплекса (ТЭК), энергопроизводящие предприятия сейчас не способны смоделировать сценарий, под какую сырьевую базу необходимо планировать модернизацию оборудования, поскольку принципиально не решен вопрос о том, будет ли Казахстан далее использовать уголь в качестве основного сырья для производства электроэнергии или начнет постепенный перевод генерации на газ.

При этом, как сообщила на этом же семинаре руководитель юридической службы российского федерального госучреждения НИИ «Центр Экологической промышленной политики» Арина Волосатова, в России государством уже используются упомянутые Радостовцем меры поддержки промпредприятий, внедряющих НДТ. В частности, по ее словам, затраты по снижению негативного воздействия на окружающую среду и по внедрению НДТ там зачитываются в счет экоплатежей (фактически из платы за эмиссию вычитаются потраченные на природоохранные мероприятия и на модернизацию суммы).

Помимо этого, по данным российского спикера, предприятия в РФ могут получить от государства инвестиционный налоговый кредит (форма изменения срока исполнения налогового обязательства, при которой налогоплательщику предоставляется возможность уменьшить платежи по налогу на прибыль организации с последующей уплатой суммы кредита и процентов, то есть отсрочка по выплате налогов) при внедрении НДТ.

1385 просмотров

В каком направлении будет развиваться молочное производство Казахстана

Прогноз на ближайшие пять лет

Фото: Shutterstock

В 2020 году Казахстан должен был перейти на новый регламент оценки качества молока. Однако под самый занавес прошлого года решением совета ЕАЭС переход отложили на пять лет. 

Это не значит, что казахстанское молоко некачественное – оно соответствует всем стандартам Евразийского экономического союза, кроме микробиологических. Но чтобы решить эти микробиологические проблемы, молочной промышленности надо серьезно перестроиться на мак­роэкономическом уровне.

Планки качества достичь не удалось

Конец 2019 года для молочного рынка страны выдался нервным. 31 декабря истекал срок, после которого молокозаводы должны были начать принимать для переработки сырое молоко единого высокого качества. Такие правила диктует Технический регламент Таможенного союза 033-2013, регулирующий безопасность молочных продуктов в ЕАЭС. 

Согласно этому регламенту молоко не может делиться на сорта по качеству. Любое молоко, попадающее на переработку, должно быть полностью безопасным для человека. Казахстану для достижения этой качественной планки осталось отрегулировать содержание в молоке микробов, бактерий и соматических клеток – следов болезни животного. Для этого надо обеспечить высокий уровень санитарно-гигиенического контроля за всеми молочными фермами, а это оказалось непросто из-за особенностей устройства производственной молочной базы страны.

Главный на рынке – мелкий производитель

Рынок молока, по оценке Молочного союза Казахстана, составляет 5 млн т. Из них только 1 млн т является товарным молоком, то есть годным к переработке. Около 78% такого молока дают мелкие крестьянские хозяйства, остальное приходится на долю специализированных ферм. 

По данным Министерства сельского хозяйства РК, сейчас в республике переработкой молока занимаются 164 предприятия. 35 молокозаводов имеют собственные молочно-товарные фермы и не зависят от поставщиков. Остальные 129 заводов (а это 80%) покупают сырье на открытом рынке. 

Совокупная мощность переработки заводов составляет около 2 млн т сырья в год, фактически заводы загружены наполовину. Зимой же из-за дефицита сырья загрузка падает до 20%, из-за чего некоторые заводы даже закрываются. 

Гульмира Исаева, вице-министр министерства сельского хозяйства, приводит такие данные: в 2018 году из переработанных на заводах объемов лишь 337 тыс. т сырого молока поступило от организованных сельхозпредприятий. Еще 606 тыс. т молока заводы купили у 84 тыс. домашних хозяйств. 

Мелкое производство неконкурентоспособно

Доминирующее положение мелких производителей на молочном рынке Казахстана и стало причиной, по которой внедрение более серьезного качественного регламента перенесено на пять лет. Это уже не первая отсрочка: стандарт товарного молока ЕАЭС внедрен в 2013 году, когда соответствовать ему могла только Белоруссия – в этой республике доля мелких хозяйств в молочной отрасли всего 5%. 

В России ситуация была схожей с нашей – там организованные хозяйства не обеспечивали и пятой части рынка, что отражалось на качестве продукта. И только в прошлом году Минсельхоз России констатировал небольшое преобладание продукции крупных хозяйств в общем объеме производства. Далее, по прогнозам, мелкие российские производители будут уступать по 2,5% рынка ежегодно.

Мелкое производство молока неконкурентоспособно по простой причине: материальная база таких хозяйств устарела, а доходы не позволяют модернизироваться. По данным Исаевой, средний месячный заработок мелкой семейной фермы составляет 60 тыс. тенге. Очевидно, что доход такого уровня не позволяет вести полноценную ветеринарную или племенную работу или даже просто вкладывать средства в улучшение рациона питания коров. Но это те самые задачи, от решения которых зависит качество молока. 

Каким путем пойдет молочный рынок 

Динмухамед Айсаутов, эксперт Молочного союза Казахстана, отмечает, что эволюция молочного рынка не бывает быстрой. Он приводит пример Хорватии, которая потратила 15 лет, прежде чем выполнила требования Европейского союза. За этот срок в этой стране 65 тыс. мелких ферм преобразовались в 6 тыс. организованных молочных предприятий. 

Именно опыт Хорватии лег в основу «Дорожной карты развития молочной отрасли РК». Документ разработал Молочный союз Казахстана при участии ФАО ООН и Евразийского банка реконструкции и развития. В середине 2019 года план принят Министерством сельского хозяйства, но внедрить его за полгода было немыслимо, зато в пятилетний цикл отсрочки техрегламента страна входит с ясным планом развития.  

Одна из основных обозначенных в документе задач – обеспечение качественного ветеринарного контроля. Планируется создание электронной ветеринарной карты, где в режиме онлайн будет отражаться проведение плановых мероприятий. Осталось решить кадровый вопрос – сейчас, по данным минсельхоза, ветеринарные службы страны испытывают дефицит специалистов: свободно 820 вакансий. 

Запланированы широкие образовательные курсы для работников молочного рынка – компетенции и профессиональные навыки мелких производителей оставляют желать лучшего. Школы фермеров – обычное дело в Европе и в России. В Казахстане их проводили крупные переработчики молока, заинтересованные в качестве сырья, теперь эта практика переводится в обязательную часть государственной политики. 

Результатом должен стать планомерный рост доли молока, соответствующий Техрегламенту 033-2013. «Дорожная карта» прогнозирует, что в 2020 году производство молока «по нормам ЕАЭС» составит 36 тыс. т, в 2021-м – 105 тыс. т, в 2022-м – 210 тыс. т, в 2023-м – 350 тыс. т и в 2024 году – 500 тыс. т.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance