2443 просмотра

В Семее картофель, заготовленный по стабфонду, гниет на складах овощехранилища

Лишь 20% продукции, заготовленной в стабфонде, было реализовано в торговых точках Семея

Фото: Shutterstock

Депутаты городского маслихата Семея на очередной сессии подняли проблему реализации продукции стабфонда, заготовленной на период межсезонья 2018-2019 года. Низкие цены на картофель в магазинах Семея стали причиной того, что овощи стабилизационного фонда, реализуемые по более высоким ценам, стали никому не нужны.

Сегодня депутаты городского маслихата Семея не знают, что делать с гниющими сотнями тонн овощей, которые хранятся в овощехранилищах ТОО «Агрофирма «Приречное». Еще весной 2018 года СПК «Ертiс» приобрело 7500 тонн овощей на общую сумму 450 млн тенге для реализации в межсезонье в Усть-Каменогорске и Семее. 

Однако ситуация на рынке реализации картофеля в ВКО в 2018=2019 году резко изменилась. Цены на оптовых складах в течение всей зимы не превышали порогового уровня 30-40 тенге за килограмм. В то время как продукция стабфонда была закуплена по цене 65 тенге за килограмм с доставкой до торговых точек. В розницу она реализуется по 72 тенге за килограмм. Это картофель, лук, капуста и морковь. 

По словам депутата гормаслихата Семея, руководителя крестьянского хозяйства «Муздыбай-1» Талгата Баймуринова, еще весной прошлого года в СПК «Ертiс» его хозяйство подавало заявку на продажу овощной продукции по 50 тенге за килограмм, однако это предложение было отвергнуто. 

«На тот момент ваше предприятие было в числе должников перед СПК «Ертiс». А по нашим внутренним правилам, мы не работаем с должниками. Кроме того, закупочная цена по стабилизационному фонду определяется комиссионно», - разъяснил заместитель председателя правления АО «СПК «Ертiс» Думан Рахметкалиев.

Если цены стабфонда на три последних вида овощей покупателей вполне устраивают, то картофель остается невостребованным. При этом еще три месяца назад депутаты гормаслихата Семея отправляли письмо в СПК «Ертiс» с предложением о снижении закупочных цен до 40 тенге за килограмм. Пока это предложение так и осталось только на бумаге.

По информации руководителя отдела предпринимательства Семея Данияра Шакаримова, на текущий момент реализовано 20% овощей от общего количества, заготовленных на зиму. Чтобы актвизировать продажи, было увеличено количество торговых точек, где реализуется продукция стабфонда. Однако далеко не все супермаркеты и магазины Семея готовы работать по данной программе. Наибольшим спросом пользуются передвижные пункты продажи овощей. Ежедневно на бойких местах реализуют овощи по 5-6 машин.

«Это капля в море. Сейчас на складах остается более 3 тыс. тонн продукции. И чтобы хоть как-то решить проблему, нужно реализовывать не меньше 25-30 машин ежедневно. Упустили время, сейчас уже просто нереально что-либо решить. Такими методами можно полностью загубить одно из ведущих хозяйств области», - считает Талгат Баймуринов.

Как пояснил Думан Рахметкалиев, ТОО «Агрофирма «Приречное» взяла на себя все обязательства по реализации заготовленной стабфондом продукции. И до 15 мая, когда заканчивается срок заключенного договора, еще есть определенное время.

«Мы готовы к любым предложениям. Можем даже реализовать овощи оптовыми партиями. Что касается снижения цены на картофель, то решает этот вопрос только комиссия», - отметил Думан Рахметкалиев.

Однако, по мнению депутата городского маслихата Семея Зульфии Жамалтдиновой, оптовая реализация продукции только обогатит перекупциков.

«Миссия социально-предпринимательской корпорации состоит в том, чтобы оказать помощь обществу в стабилизации цен на продукты питания. Если она не выполнила эту задачу, значит, должна взять на себя ответственность и, снизив цену, продавать ее конечному покупателю», - высказала свое мнение Зульфия Жамалтдинова.
 

banner_wsj.gif

214 просмотров

Летние площадки спасают сегмент Food & Beverage от разорения

Они стали хорошим подспорьем для рестораторов в период карантинных ограничений

Фото: Офелия Жакаева

В Алматы работают 3,3 тыс. ресторанов и кафе, в Нур-Султане – 1,9 тыс., судя по данным restoran.kz. Все эти заведения даже после частичного снятия эпидограничений не могут работать в полную силу. Под запретом караоке, кальянные, банкетные залы, ночные клубы и фудкорты. Во время усиления карантинных мер в прошедшие выходные межведомственная комиссия по недопущению распространения коронавирусной инфекции закрыла даже небольшие кафе и рестораны, разрешив работу лишь заведениям на открытом воздухе.

Спасительные летники 

Летние площадки пользовались популярностью и до карантина – они позволяют увеличить вместимость заведения почти вдвое, не требуют серьезных капиталовложений и сложных согласований. А в теплое время притягивают множество желающих посидеть на свежем воздухе.

DSC08017.JPG

 «В Нур-Султане, с учетом длинной зимы, если в ресторане есть «летка», то он в приоритете. В Алматы «летка» – это вообще неотъемлемая часть ресторана, некая классика», – говорит председатель гильдии шеф-поваров города Нур-Султана Рустам Имамниязов.

Но из-за сезонности акцент на летних площадках делали немногие заведения с очень удачным расположением, позволяющим заработать за теплое время года приличную прибыль. Даже в солнечном Алматы летние площадки, по данным restoran.kz, были лишь у каждого седьмого заведения. А в Нур-Султане и того меньше – короткое лето и сильные ветры мешают работе летников. 

Но сейчас, с учетом карантинных ограничений, именно летние площадки выручают рестораторов. Чтобы выжить и выполнить обязательства перед работниками и поставщиками, нужно привлечь посетителей, поэтому  операторы Food&Beverage (F&B) стали использовать каждый метр на свежем воздухе.

«В текущих условиях рестораторы пытаются максимально расширять площадь посадки на летнике, добавляя столы и стулья из основного зала», – продолжает Имамниязов.

DSC08200.JPG

Но лето спасло не всех – многие кафе и рестораны закрылись.

«Процентов пятьдесят не смогли выполнить стандарт и открыть летники. У многих не было площадок в принципе, а выставлять столы, которые мешают проезду, нельзя», – делится член Клуба рестораторов РК Зульфия Юсупова. 

«У нас ситуация в ресторанном бизнесе очень неоднозначная. Общепит работает, как в лотерее. Кейтеринг, фастфуд на фудкортах и банкеты не работают уже очень долго. Финансирования никакого нет. Все резервы закончились. В этом месяце окончательно уволили всех сотрудников с фудкортов «Меги» и кейтеринга. Работает только маленькая «Алина», и то на 30%», – отмечает ресторатор Юрий Пааль.

И это несмотря на то, что владельцы ТРЦ берут на себя расходы по содержанию фудкортов и не взимают с них аренду.

DSC08085.JPG

Как открыть летнюю площадку

Для получения разрешения на открытие летнего кафе, по данным Клуба рестораторов РК, достаточно написать заявление в управление городского планирования и урбанистки (УГПиУ) и приложить к нему эскизный проект летника. УГПиУ со своей стороны сообщает, что такое разрешение можно было оформить онлайн даже во время карантина. УГПиУ проверяет эскиз по основным критериям: расположению и используемым при обустройстве кафе материалам. Сезонное кафе должно непосредственно примыкать к стационарному заведению общественного питания или отстоять от него на расстоянии не более пяти метров.

При этом расположение летника не должно мешать движению пешеходов, велосипедистов и автотранспорта. Кафе нельзя размещать на крышах жилых домов или пристроек к ним. Также не допускается, чтобы внутри летних кафе оказались кроны и стволы деревьев. При обустройстве летней площадки нельзя использовать тяжелые строительные материалы – кирпичи, бетонные блоки и плиты, стальные профлисты. Запрещена облицовка летников черепицей, металлом, рубероидом, асбестоцементом, а также полимерной пленкой и баннерами. Пространство внутри нельзя перегораживать блоками с остеклением или сайдинг-панелями. Временная крыша должна быть в виде зонтов над каждым столиком или террасных маркиз открытого типа.

DSC08069.JPG

Санитарный надзор

На летних площадках, как и везде, ужесточены санитарные нормы:

«Если раньше просто подмели и помыли (летник. – «Курсив»), то теперь ежедневно проводится дезинфекция», – объясняет Юсупова.

Минимальное расстояние между столами – два метра, за одним столиком может сидеть не более четырех человек, за исключением членов одной семьи. На входе в летнее кафе для посетителей размещены антисептики и влажные коврики, кроме того, у клиентов измеряют температуру. У самих сотрудников общепита также проверяют температуру в начале и в конце смены. Во время работы они обязаны пользоваться одноразовыми масками и перчатками. Соблюдение санитарных норм проверяют сотрудники районных отделов департамента качества и безопасности товаров и услуг. Среди нарушений, которые сейчас выявляют чаще всего, – несоблюдение режима работы (общепит должен работать до 23.00), несоблюдение расстояния между столиками, отсутствие журнала прихода/ухода, термометрии сотрудников или ответственного за соблюдение сантребований, отсутствие или неправильное использование персоналом масок, перчаток, санитайзеров и тары для их утилизации, неправильное хранение продуктов питания и т. д. Заведения-нарушители штрафуют и приостанавливают их деятельность до тех пор, пока все правила не будут выполнены. 

2222_1.png

Улыбка под маской

Сегмент F&B во время пандемии оказался в сложной ситуации во всем мире. Сервис бронирования OpenTable, в котором представлено более 60 тыс. ресторанов по всему миру, подсчитал: четверть заведений, закрывшихся из-за пандемии, больше не откроется. Возобновившие работу рестораны и кафе ищут оригинальные решения, чтобы продемонстрировать гостеприимство и заботу о здоровье своих посетителей. В США, по данным Wall Street Journal (WSJ), официанты для ограничения контакта с обедающими откупоривают бутылку вина и ставят ее на стол, вместо того чтобы наполнить бокалы гостей. Со столов пропали специи, а графины с напитками заменены герметичными пакетами. Сотрудники ресторана Emilio’s, Harrison, N. Y. носят фиолетовые перчатки, чтобы не создавать ассоциации с больницей, и раскрывают одноразовые меню на глазах у посетителей, демонстрируя, что меню не используется повторно.

«Мы – артисты, это гостеприимство», – комментирует WSJ свои решения ресторатор Серджио Брасеско.

А McDonald’s Corp. предложил своей команде в масках приветствовать клиентов поднятием вверх больших пальцев.

Люди по-прежнему хотят посещать кафе и рестораны, чтобы пообщаться с другими людьми или семьей в другой обстановке. И по-прежнему ожидают увидеть на лице официанта приветственную улыбку, даже если она будет скрыта под маской. Как говорил Юрий Никулин, «даже после небольшой улыбки в организме обязательно дохнет один маленький микроб».

DSC08046.JPG

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg