Перейти к основному содержанию

1 просмотр

В борьбе с серым импортом в ЗКО дополнительно собрали 232 млн налогов

За два месяца на границе с Россией налоговики сканировали документы более 17 тыс. фур

фото: shutterstock.com

Поступления НДС с импорта товаров, завозимых с территорий государств-членов  Евразийского союза  выросло на 230 млн тенге, сообщили «Курсив» в ДГД ЗКО. В ходе двухмесячного экспортного контроля на границе сотрудники департамента госдоходов также пресекли 18 попыток вывоза товаров, экспорт на который запрещен.     

По данным ДГД ЗКО за  январь, февраль 2019 года налоговики на пограничных пунктах пропуска ЗКО  отсканировали сопроводительные документы на 17072 грузовых автомашины. Из них 11 617 были загружены импортируемыми товарами, на экспорт отправлялись 4 882 автомашины, а транзитом шли 573 фур. Мониторингом фискалы охватили перемещение товаров на шести пунктах пропуска - «Сырым», «Шаган», «Таскала», «Аксай», «Жанибек» и «Орда». В итоге всего за два месяца администрирования поступления НДС на импорт со стран ЕАЭС по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 230 млн тенге.

По данным департамента, нелегальные потоки товаров приводят к недобору в местную казну не менее 12% НДС от общего объема импорта, за который предприниматели должны платить при ввозе товара на территорию Казахстана.

Тема серого импорта не раз поднималась и на различных диалоговых площадках  предпринимателями области. Они подчеркивают: серый импорт делает бессмысленным любое производство товаров в Казахстане. Например, страдают местные производители мясной продукции как ТОО «Кублей», ТОО «Жайык-ет».

При этом точный объем серых потоков сегодня неизвестен - помимо регистрируемых таможенниками объемов серого импорта, есть и другие схемы, которых нет в торговой статистике, отмечают сотрудники ДГД. Поэтому для бизнесменов Западно-Казахстанской области, которая граничит  с пятью губерниями Российской Федерации, тема нерегистрируемых товаров - одна из самых актуальных.

«Во всех отраслях есть серый импорт и все от него страдают. Это касается и подсолнечного масла, которое начали производить в нашей области. Теневики уходят от НДС, конкурировать добросовестным участникам с ними тяжело - они сбивают цену», - говорят предприниматели.

В ДГД также сообщили: в  ходе мониторинга пресечено 18 фактов попытки вывоза товаров, по которым введены временные ограничения по экспорту. Из них 17 фактов - это вывоз лома и отходов черных и цветных металлов. 1 факт - вывоз макулатуры.

«На пограничных переходах началась работа по возведению автономный модулей и техническому оснащению рабочих мест для сотрудников экспортного контроля. Это должно повысить качество и скорость их работы», - ответили в ДГД на запрос «Курсив».

Напомним, экспортный контроль на пограничных пунктах пропуска начался с 16 января 2019 года согласно совместному приказу Комитета госдоходов МФ РК и пограничной службы КНБ РК «Об утверждении Порядка взаимодействия КГД МФ РК и ПС КНБ РК при осуществлении контроля на государственной границе РК с РФ и КР».

Контроль осуществляется по товарам вооружений, военной техники, ядерных и специальных неядерных материалов, продукции военного назначения, товаров и технологий двойного применения. По товарам, ввозимым на территорию Казахстана из третьих стран, к которым применяются пониженные ставка ВТО. По товарам, перемещаемым через границу, по которым введены временные ограничения по экспорту или импорту и по товарам импортируемым с территорий государств-членов ЕАЭС в целях обеспечения полноты поступления НДС на импорт.

1372 просмотра

Стоимость реконструкции аэропорта в Уральске может превысить 2,4 млрд тенге

Строительные работы планируют завершить в следующем году

Фото: Shutterstock.com

С начала реконструкции уральского аэропорта проект переделывали дважды, и стоимость увеличилась с 1,5 до 2,4 млрд тенге. В управляющей компании рассказали, что поскольку речь идёт о строительстве - сумма может ещё увеличиться.

«Изначально проект шёл, как реконструкция терминала. Сейчас известно, что просадка здания не позволяет ничего надстраивать или делать какие-либо пристройки: и фундамент, и колонны имеют высокий износ. Мы дважды переделывали проект. Теперь уже речь идёт не о реконструкции, а о строительстве нового аэропорта», - сообщил первый заместитель председателя АО «СПК «Орал» Артур Доскалиев.

Сумму на строительство терминала выделяет нефтедобывающая компания KPO B.V. (нидерландское юрлицо, участвующей в разработке Карачаганакского месторождения) в рамках договорных социальных обязательств. На торжественном закрытии аэропорта на ремонт в июле 2019 года генеральный директор компании Эдвин Блом говорил о 1,5 млрд тенге инвестиций. 

По договору с правительством Казахстана за право разрабатывать месторождение, компания KPO B.V. обязана ежегодно выплачивать $30 млн на социальные объекты для населения ЗКО.

Новый эскиз здания уральского аэропорта..jpg
 
В январе 2020 года власти презентовали новый эскизный проект. Стоимость нового терминала оценили в 2,4 млрд тенге. Согласно документу в новом аэропорту должна была появиться возможность установки рукава для посадки пассажиров на борт самолета, увеличиться площадь с 3,85 тыс. до 7 тыс. квадратных метров, и вырасти пропускная способность – со 160 тыс. до 350 тыс. пассажиров в год. 

Тогда заместитель акима области Тимуржан Шакимов заверил, что этот проект – окончательный, что к обследованию привлекли проектный институт АО «КАЗНИИС строительства и архитектуры», и если где-то еще в процессе строительства найдутся поврежденные конструкции — их тоже заменят. Но всё снова пошло не по плану.

«Поскольку теперь мы говорим о строительстве – сумма может вырасти еще. Мы создали новый эскиз, прорабатываем, чтобы терминал был полностью готов и никаких проблем не возникло», - пояснил Артур Доскалиев.

Перед началом реконструкции в 2019 году аэропорт был продан АО «СПК Орал», а после окончания снова будет возвращён в частные руки на условиях поэтапного выкупа и возмещения затрат. Необходимость таких «манёвров» объяснили тем, что по закону социальные объекты, на которые KPO B.V. выделяют деньги должны быть в собственности государства. Сумму сделки в СПК не назвали, сославшись на коммерческую тайну. 

«Акимат не может управлять аэропортом – вида деятельности такого нет. Тут или создавать новое предприятие, или передавать имеющемуся с таким видом деятельности. Поэтому после завершения всех работ, аэропорт планируется продать прежним управляющим – ТОО «Международный аэропорт «Орал», - рассказал заместитель председателя СПК.

Новый эскиз здания уральского аэропорта. (2).jpg

В конце апреля директор аэропорта Хайретдин Раскалиев в интервью газете «Время» обвинял проектировщиков в искусственном удорожании проекта. По его словам, руководство ТОО «Международный аэропорт «Орал» заинтересован в прозрачном финансировании, так как впоследствии им придётся возмещать затраты на строительство. В СПК «Орал» заверили, что все конфликтные вопросы с бывшими владельцами аэропорта были улажены, и смета полностью соответствует требованиям.

«Тут как: мы закладываем в смете пропускной сканер, например, а он уже есть (у ТОО «Международный аэропорт «Орал» - прим. «К»). Но мы не можем его не включить, ведь сейчас аэропорт у нас в собственности, а у нас нет сканера. Поэтому проект мы обязаны считать полностью, учитывая каждую деталь, чтобы в нём было абсолютно всё при открытии. Конечно, впоследствии, при закупе, мы будем вычитать то, что уже есть у прежних владельцев», - пояснил Артур Доскалиев.

ТОО «Международный аэропорт «Орал» зарегистрировано 17 февраля 1997 года. Директором аэропорта числится Хайретдин Раскалиев, а единственным учредителем ТОО «Беркут Аэропорт». 

В составе учредителей ТОО «Беркут Аэропорт» - два ТОО и одно физическое лицо.

Одно из предприятий владельцев - ТОО «Меридиан Капитал» принадлежит Нурболу Султану. Господин Султан приходится сыном покойному экс-главе администрации президента Сарбаю Калмурзаеву, а также входит в топ-50 самых богатых людей Казахстана по версии Forbes. 

Ещё одним владельцем ТОО «Беркут Аэропорт» значится ТОО «STAIER GROUP», учредителем которого является Айтмухаммед Алдажаров, являющийся по совместительству членом совета директоров (независимым директором) сразу трёх газовых предприятий: АО «ЭмбаМунайГаз», АО «ОзенМунайГаз» и АО «Интергаз Центральная Азия».

Физическим лицом в руководителях ТОО «Беркут Аэропорт» числится экс-руководитель ТОО «Bek Air» и жена главы «Bek Air» Нурлана Жумасултанова - Айгуль Жумасултанова. Она проработала на посту руководителя компании с 29 августа 2013 года по 18 июля 2016 года. 

На отчётной встрече с населением аким ЗКО Гали Искалиев упомянул, что строительство хотят завершить в 2021 году. Удастся ли уложиться в этот срок, в СПК ответить затруднились.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif