Перейти к основному содержанию
5027 просмотров

Урок из Узбекистана для публичных лиц

Комментарий в Facebook, сделанный от имени главы Государственного налогового комитета Бехзода Мусаева, объявлен вне закона

Фото: Shutterstock

В Узбекистане скандал: комментарий в Facebook, сделанный от имени главы Государственного налогового комитета Бехзода Мусаева, объявлен вне закона. С чем это связано и какой урок должны извлечь из этой истории публичные люди Казахстана - в материале «Курсива». 

Вечером в воскресенье (17 марта) практически все интернет-издания Узбекистана распространили сообщение от пресс-службы Государственного налогового комитета (ГНК). В опубликованном документе отмечалось, что к появившемуся на днях очередному видеоролику BBC в социальной сети Facebook комментарию, глава ГНК Бехзод Мусаев никакого отношения не имеет.

При этом в пресс-службе Государственного налогового комитета Узбекистана особо подчеркнули, что у их руководителя нет никаких страниц в Facebook, а комментарий оставлен фейковым аккаунтом. Соответственно, напомнив, что клевета и подрыв деловой репутации преследуется по закону, было отмечено, что ГНК намерен «обратиться к руководству Facebook, а также в соответствующие государственные органы для установления личности людей, скрывающихся под ложными именами, с целью привлечения их к ответственности». 

Важные дополнения

Несколько позже в СМИ Узбекистана появились и дополнения к официальному заявлению пресс-службы Государственного налогового комитета. Из них следовало, что комментарии от имени Бехзода Мусаева были сделаны с фейковых аккаунтов, зарегистрированных в Великобритании.

«Изучение фейковых аккаунтов, созданных в соцсети Facebook под именем председателя Государственного налогового комитета Узбекистана Бехзода Мусаева, показало, что при их регистрации использованы номера телефонов столицы Великобритании - Лондона. В связи с данными обстоятельствами руководство ГНК обратилось к руководству Facebook для закрытия ложных аккаунтов, порочащих авторитет и наносящих урон деловой репутации председателя ГНК», - со ссылкой на пояснения пресс-службы Государственного налогового комитета сообщили узбекские СМИ. 

Ошибки пресс-службы

Очевидно, что представители налогового комитета Узбекистана впервые столкнулись с подобным явлением. Ведь в противном случае ими не было бы допущено сразу несколько ошибок, которые лишь усугубили ситуацию в целом. Попробуем их разобрать. Тем более что в условиях наблюдаемой в мире активной борьбы с различного рода фейками, в подобную ситуацию могут попасть и публичные люди Казахстана. 
В первую очередь своим заявлением пресс-служба ГНК Узбекистана, вероятно и сама того не желая, подтолкнула читателей узбекских СМИ к поиску того самого видео, где и появился фейковый комментарий от «Бехзода Мусаева».

Такова природа легко предсказуемого человеческого любопытства: если есть жесткая реакция со стороны госоргана, значит надо узнать из-за чего весь этот «сыр-бор». В результате количество просмотров появившегося в четверг видео от британской медиа-корпорации с далеко не самым положительным для Узбекистана содержанием за короткий срок увеличилось в несколько раз. Если еще вечером в воскресенье материал (кстати, на узбекском языке) посмотрели чуть больше девяти сотен человек, то уже через сутки их число выросло до 40 тысяч. Это при том, что чаще всего видеоконтент с аналогичным содержанием эта страница в Facebook набирает 2-3 тысячи просмотров.

Странным выглядит и удаление скандально-агрессивного комментария, в котором, кстати, оправдывались действия властей Узбекистана. Трудно сказать, кем это было сделано - владельцем «фейкового аккаунта», администрацией социальной сети с подачи пресс-службы ГНК РУ или модератором ВВС из Лондона.

Но факт остается фактом: если целью публикации было провокационное желание продемонстрировать, что в Узбекистане со времен Ислама Каримова на самом деле ничего не меняется, то можно сказать, она была достигнута. Ведь под видеороликом из Великобритании вслед за высказываниями лже-Мусаева появилось немалое количество комментариев от пользователей социальной сетью, которые не только нелицеприятно высказывались в адрес главы Государственного налогового комитета, но и поставили под сомнение кадровую политику президента Узбекистана Шавката Мирзиеева. 

Наконец, третья ошибка. Сообщив в воскресенье об отсутствии у Бехзода Мусаева какого-либо аккаунта в Facebook, в пресс-службе ГНК Узбекистана явно проглядели наличие у него хоть и не обновляемого с декабря 2018 года, но действующего профиля в этой социальной сети, подлинность которого сомнения не вызывала. Достаточно сказать, что в числе его виртуальных друзей были представители СМИ, политологи, бизнесмены и сотрудники различных государственных структур Узбекистана. При этом «несуществующий» аккаунт был удален лишь в первой половине дня понедельника, когда с его доступной для просмотра посторонними пользователям частью успели ознакомиться все желающие. Естественно этот момент был отмечен и в Facebook’е, и на форумах узбекистанских интернет-изданий, участники которых не без доли ехидства заметили, что в пресс-службе Государственного налогового комитета далеко не все знают о жизни их начальника в социальных сетях. 

Когда «синей галочки» просто нет

Очевидно, что урок из Узбекистана должен быть выучен активно присутствующими в социальных сетях публичными лицами и средствами массовой информации Казахстана. Ведь в условиях наблюдаемых глобальных кибернетических войн все они могут запросто стать жертвами масштабных провокаций. И это отнюдь не фантастика. Даже при беглом ознакомлении с профилями известных казахстанских политиков, бизнесменов, спортсменов и средств массовой информации, сразу же бросается в глаза их незащищенность перед создателями фейковых аккаунтов в самых массовых социальных сетях - Facebook, Instagram, Twitter и VK.

В частности это наблюдается с аккаунтами министра информации и общественного развития Даурена Абаева, министра здравоохранения Елжана Биртанова, руководителя администрации президента РК Асета Исекешева, у которого, кстати, активны сразу несколько профилей, исполняющего обязанности главы РК Касым-Жомарта Токаева и многих других.

Дело в том, что их аккаунты в социальных сетях не прошли процедуры верификации, подтверждающей принадлежность его владельцу, в виде так называемой «синей галочки». Соответственно нельзя исключать, что история, произошедшая в соседнем Узбекистане, может повториться и в нашей стране со всеми последующими экстренными заявлениями всевозможных пресс-служб и определенным недоверием со стороны рядовых граждан.

Достаточно сказать, что фейковый аккаунт Бехзода Мусаева (который, кстати, вновь активизировался в понедельник вечером) для своей идентификации в социальных сетях использовал подлинные фотографии председателя Государственного налогового комитета Узбекистана. 

banner_wsj.gif

729 просмотров

Казахстанский рынок легальных такси за месяц в режиме ЧС просел на 84%

Компании недосчитались с начала года более 1,7 млрд тенге доходов

Фото: Офелия Жакаева

Казахстанский рынок такси показывает рекордное падение по всем показателям. Официально зарегистрированные компании недосчитались с начала года более 1,7 млрд тенге доходов. С другой стороны, пандемия и новые санитарные требования сократили долю теневого сектора рынка услуг по перевозке. Агрегаторы – еще один фактор, благодаря которому «бомбилы» перешли на «светлую» сторону экономики. 

Обратная динамика карантина 

По данным Комитета по статистике РК, за январь – апрель 2020 года таксистами было перевезено 1,4 млрд пассажиров – это на 18% меньше, чем за первые четыре месяца прошлого года. Самым критичным оказался апрель. В месяц карантина число перевезенных пассажиров сократилось на 84%. COVID-19 серьезно повлиял на доходы официально зарегистрированных компаний: если в январе – апреле прошлого года они заработали чуть больше 2 млрд тенге, то за аналогичный отчетный период этого года службы такси получили на 84% меньше – всего 346 млн тенге.

Причины рекордного падения связаны не только со снижением спроса, но и с ограничением количества разрешений на передвижение для машин-такси, выдаваемых акиматами городов и районов. Например, в южной столице было принято решение разрешить доступ на трассы только двум тысячам наиболее активных водителей. По словам заместителя акима Алматы Ерлана Кожагапанова, выбирали таксистов из базы нескольких онлайн-сервисов такси. Заветные пропуска могли получить только легальные компании, которые соблюдали новые требования по дезинфекции и медосмотру.
 
Динамика развития рынка такси показывает: карантин стал исключительным фактором влияния. Статистика прошлых лет говорит о росте основных показателей. Например, за 2019 год пассажирооборот предприятий такси достиг 79,2 млрд пассажиро-километров, что на 12% выше, чем годом ранее. А если брать данные 2015 года, то рост составил 76%. Число поездок увеличилось почти в два раза – с 381 до 672 млн. 

Вместе с тем, по данным агентства маркетинговых исследований BusinesStat, численность таксопарков в Казахстане имеет устойчивую тенденцию к падению. Минус 18% за последние три года. Аналитики BusinesStat пришли к выводу, что такой результат обусловлен экспансией агрегаторов такси. Таксопарки в их классическом понимании, с базами, гаражами, диспетчерским пунктом, уходят в прошлое, их вытеснили ИП и парки-посредники, которые сотрудничают с агрегаторами. По информации из открытых источников, такие компании, как «Яндекс. Такси», Uber, «Максим», Bolt, «АпаруТакси», «Везет», имеют от 6 до 25% дохода с каждой поездки. 

Приложение вместо диспетчера 

Представители администрации сервиса «АпаруТакси» отмечают: вместо диспетчерских служб клиенты стали отдавать предпочтение мобильным приложениям в первую очередь из-за более доступного сервиса.
 
«Рост рынка – прямая заслуга агрегаторов. За последние пять лет спрос и предложение в этой сфере выросли колоссально. Это связано с тем, что сервисы сделали услугу доступной – машина подается гарантированно быстро независимо от района города», – комментируют в организации, предоставляющей свои услуги на территории Нур-Султана и ВКО. 

«В нашем сервисе используются собственные технологии «Яндекс»: карты, маршрутизация и навигация, математические алгоритмы. С помощью нашей системы распределения заказов к пассажиру приезжает водитель, который быстрее всего может его забрать. Пока водитель везет пассажира, система, рассчитав, когда он должен прибыть в конечную точку, подбирает в нужное время новый заказ возле нее. Для шофера это большое преимущество: сокращаются время простоя и холостой пробег, больше заказов, и в итоге выше заработок», – говорит исполнительный директор компании «Яндекс.Такси» по развитию рынков Центральной Азии Тамирлан Шапиев. Онлайн-сервисы меняют стандарты качества таксомоторных услуг – тот же «Яндекс.Такси» в сентябре 2018 года ввел страхование жизни и здоровья пассажиров и водителей (автоматически действует на всех поездках, заказанных через приложение), хотя казахстанское законодательство этого не требует. 

Аналитики маркетингового агентства BusinesStat прогнозируют: благодаря уберизации такси в Казахстане в ближайшие два года рынок еще подрастет. Число поездок увеличится на 13%, средняя цена – на 12%. Этому поспособствуют потребительский спрос и растущая конкуренция между компаниями. 

Верхушка айсберга 

Сколько зарабатывают таксисты и агрегаторы? Официальные данные Комстата о доходах предприятий такси весьма невысоки – всего 3,5 млрд тенге в год (в 2018 году – 3,1 млрд тенге). В эту статистику не входят доходы ИП (а их число после появления агрегаторов увеличилось) и нелегальных «бомбил». Ради сокращения расходов ИП нередко платят налоги по самой низкой планке, так, как будто они зарабатывают минимальную зарплату. Их реальный доход пока остается за гранью отчетностей. 

Kursiv Research провел свои расчеты финансовых объемов рынка такси на примере Нур-Султана. Мы взяли официальные данные о доходах 10 таксопарков, входящих в группу Единая служба такси. Эти цифры стали открытыми из-за судебных исков Комитета по развитию и защите конкуренции РК по обвинению таксопарков в ценовом сговоре. Согласно судебным документам, за 2018 год 10 таксопарков Нур-Султана заработали 239,5 млн тенге, за I квартал 2019 года – 92,1 млн тенге (рост по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составил 54%). 

По данным специалистов ОЮЛ «Ассоциация транспортников Астаны», Единая служба такси занимает небольшую долю на рынке Нур-Султана – всего 15%. Таким образом, общий объем рынка только по одному городу в 2018 году превысил 1,5 млрд тенге. Это практически половина официально заявленной суммы по всему Казахстану. 

В расчетах были использованы данные только официально зарегистрированных служб такси, цифровых агрегаторов. Серый рынок таксистов здесь не учтен. Вице-министр индустрии и индустриально-инновационного развития РК Берик Камалиев в ответ на запрос «Курсива» сообщил, что МИИР не располагает точными данными по объему теневого рынка таксомоторных услуг. По оценке специалистов ОЮЛ «Ассоциация транспортников Астаны», этот показатель в столице может доходить до 85% от всего рынка. Если брать эту цифру за основу, то общий объем легальных и нелегальных услуг такси Нур-Султана в 2018 году превысил 10 млрд тенге, и этот показатель почти в три раза выше официальных данных по всей стране. 

Ситуацию нельзя проецировать на все крупные города РК, так как в регионах сильно отличаются как тарифы на такси, объемы оказанных услуг, так и процент теневого рынка. Например, если в Алматы многие водители готовы взять попутчиков «с бордюра», то в Усть-Каменогорске голосовать на обочине считается дурным тоном. Лишь в крайних случаях, при сильном морозе шоферы из ВКО согласятся подвести пешеходов.

«В таких городах, как Усть-Каменогорск, агрегаторы фактически вытеснили нелегальных перевозчиков. Именно цифровые платформы больше всего сделали для легализации индивидуальных перевозчиков. Особенно это касается таких сервисов, как наш, поскольку ИП стало выгодно работать, соблюдая законодательство», – комментируют представители администрации «АпаруТакси». 

По мнению директора по связям с госорганами на международных рынках «Яндекс. Такси» Александра Высоцкого, один из эффективных способов «обеления» рынка – оформление водителей в качестве самозанятых. Такой статус позволяет снизить издержки водителей, серьезно упрощает работу и сокращает расходы, ликвидирует посредников, параллельно повышая контроль за доходами. Но для того, чтобы Казахстан развивался в этом направлении, необходима соответствующая законодательная инициатива со стороны государства, включающая изменения как в Налоговом кодексе, так и в законе о транспорте. 

Выгодно ли быть таксистом 

В начале этого года ученые Института государственного и муниципального управления Высшей школы экономики (ВШЭ) РФ опубликовали результаты своего исследования рынка такси в России. Они выяснили, что доля выручки водителей такси «в общем чеке» с приходом агрегаторов за последние годы упала почти в 2,5 раза. Вместе с тем комиссия цифровых сервисов и таксопарков за аренду машины стала выше, а средний тариф – ниже. 

В Казахстане ситуация несколько иная. По данным BusinesStat, средняя цена на услуги такси в стране показывала снижение лишь в 2017 году, когда онлайн-сервисы демпинговали, борясь за клиентов. 

Сервис аренды машины службы такси в Казахстане развит лишь в нескольких крупных городах. Арендный платеж за машину без выкупа (предложений аренды такси с последующим выкупом на рынке практически не осталось) в разных таксопарках зависит от марки машины, года выпуска и варьируется от 5 до 9 тыс. тенге. Другими словами, за аренду машины водитель должен платить от 156 до 234 тыс. тенге в месяц. 

Доходы водителей, исходя из анализа открытых данных в соцсетях и на YouTube-каналах, могут в зависимости от региона РК варьироваться от 160 до 400 тыс. тенге. Сумма зависит как от наличия своего автомобиля, его класса, так и от продолжительности смены, региональных тарифов. 

0001 (2)_4.jpg

Свободный рынок 

По мнению экспертов ВШЭ, чтобы не позволить цифровым платформам монополизацию рынка такси в России, необходимо ввести госрегулирование агрегаторов. В том числе и ценовое. Представители госорганов РК не видят в этом необходимости. 

«Как показывают результаты анализов товарных рынков, введение ценового регулирования, а также избыточный адмконтроль выступают в качестве факторов, негативно влияющих на конкуренцию», – считает ответственный секретарь Министерства нацэкономики РК Арман Джумабеков

С этим согласны и компании-агрегаторы. Администрация «АпаруТакси» придерживается мнения, что минимальное госрегулирование позволит сохранить тарифы оптимальными. «Госрегулирование цен – это механизм с очень высокими экономическими издержками. Страны иногда вынуждены прибегать к нему в периоды острых экономических кризисов – например, чтобы сдержать цены на продовольствие. Понятно, что сфера такси к таковым не относится. Побочный эффект госрегулирования цен хорошо известен – это бурный рост черного рынка, то есть уход целых отраслей экономики в нелегальный сегмент. Хотелось бы избежать такого поворота событий в сегменте такси», – говорит представитель «Яндекс.Такси» Александр Высоцкий. 

В Министерстве индустрии и инфраструктурного развития РК поясняют: существующее государственное регулирование в сфере такси включает разрешительные процедуры перед началом работы и контроль со стороны местных исполнительных органов. Ценовая политика компаний такси не регулируется государством, так как эти услуги осуществляются в конкурентной среде. Исключение составляет только антиконкурентное повышение тарифов, как это произошло в Нур-Султане. За одновременное повышение цен на посадку на 10% десять компаний, входящих Единую службу такси, были оштрафованы на общую сумму 24 млн тенге.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png