Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2314 просмотров

Удобства потом: жители нового таразского микрорайона живут без газа и горячей воды

Местные власти стали заселять жильцов в новые дома в то время, когда тепломагистраль еще не достроили

Фото: Автора

Стандартная схема властей – «Сначала протягиваем коммуникации, потом строим дома» – в таразском 15-м микрорайоне дала сбой. Местные власти стали заселять жильцов в новые дома в то время, когда тепломагистраль еще не достроили. Не достающие на эти цели деньги из республиканского бюджета еще не получены. Кроме того, новоселы сидят без газа, а электричество получают через временные трансформаторы.

Не все сразу 

Областные и городские власти в декабре прошлого года бодро отрапортовали о сдаче девяти 80-квартирных домов нового микрорайона. Еще один дом был сдан чуть позже. Жильцы – а это в большинстве своем вкладчики Жилстройсбербанка, получившие квартиры по программе «НурлыЖер»  – не совсем довольны: в домах нет горячей воды и газа. 

Кто конкретно виноват в том, что люди не могут банально принять душ, а хозяйки мыть посуду теплой водой, «Курсиву» так и не удалось узнать. Руководитель отдела строительства акимата Тараза Марат Серикбаев сообщил, что он на больничном и перенаправил наши вопросы своему заму – Галыму Айткулову

Нужны еще 2,5 млрд

Галым Айткулов признал, что магистраль только строится, и проинформировал о сложившейся ситуации. «Для завершения строительства тепломагистрали не хватает еще 2,521 млрд тенге, – рассказал чиновник. – 2 млрд мы уже освоили. На эти деньги протянули часть магистрали, которая идет от РК-4 Тараза (районная котельная №4. – «Курсив»). Для отопления домов мы построили временную модульную котельную на газе. Она рассчитана на уже построенные 10 домов».

Как отметил собеседник, при наилучшем раскладе – в случае выделения денег в этом году – горячую воду новосельцам дадут в конце года. Именно к этому сроку планируют завершить строительство тепломагистрали.

«Мы не сидим сложа руки, – подчеркнул заместитель руководителя отдела. –  И в область, и в республику постоянно подаем бюджетные заявки при каждом уточнении бюджета. Вопрос с выделением денег еще не решен, но мы уже заявились в республику от акимата области. Администратор программ – облуправление энергетики. Письмо ушло за подписью акима области, курирующего эту сферу. Ждем денег из республиканского бюджета».

Выяснилось, что деньги на строительство этой магистрали выделялись из республиканского бюджета в два транша – в 2016 и 2017 годах. В прошлом году, когда областные власти с размахом принялись за реконструкцию скверов и парков Тараза, денег по неизвестной причине не выделили. 

Когда подадут газ

По данным горотдела строительства – заказчика этого проекта, все работы по газу завершены. На подведение наружных газовых сетей было выделено 542, 96 млн тенге. Подрядчик, ТОО «AKBARS STROY Ltd», закрыл проект – а это свыше 28 км газовых коммуникаций – еще в конце 2017 года. Три другие компании-подрядчика провели и закончили свои работы по так называемому фасадному, внутридомовому газопроводу. 

Но пользоваться голубым топливом новоселы смогут только после того, как дома будут заселены не менее чем на 75%, и после того, как компании-подрядчики сдадут газовые сети на баланс жамбылского производственного филиала АО «КазТрансГаз Аймак».

По словам начальника производственно-технического отдела филиала компании Абыла Юсупова, требования о минимальном пороге заселенных квартир указаны в документации по безопасности систем газоснабжения.

Он рассказал, что ни ТОО «AKBARS STROY Ltd», ни три компании, строившие фасадную часть газопровода, еще не сдали документацию  – проекты, схемы, акты – в ЖПФ АО «КазТрансГазАймақ». 

«Акт ввода в эксплуатацию наружной и фасадной сетей еще не подписан, – отметил Абыл Юсупов. – С ТОО «AKBARS STROY Ltd» дела обстоят лучше. Возможно, уже на следующей неделе они сдадут необходимые документы».

Со светом тоже не все в порядке 

Из имеющихся на сегодняшний день у жителей 15-го микрорайона коммунальных благ есть отопление и свет. Но с последним тоже не все как положено. По данным отдела строительства акимата Тараза, подстанция еще не построена, люди пользуются электричеством посредством временных трансформаторов. 

«Холодная вода есть, электричество, хоть и временно, тоже есть – установили два временных КТП (трансформаторные пункты), – констатировал Галым Айткулов. – Сейчас идет строительство основной подстанции, и после того, как она будет сдана, переключим всех абонентов на нее. У нас есть гарантийные письма от стройкомпаний, что они произведут это переподключение». 

По информации источника, приближенного к городской администрации, аким Тараза Галымжан Абдраимов на недавнем аппаратном совещании обрушился с критикой в адрес руководителя отдела строительства Марата Серикбаева за ситуацию с горячей водой в 15-м микрорайоне. Впрочем, с учетом того, что о нехватке средств для завершения строительства тепломагистрали было известно еще в прошлом году, это вызывает, по меньшей мере, удивление.


1535 просмотров

Какие аэропорты Казахстана интересны инвесторам

Идущие второй год переговоры о продаже аэропорта Алматы уже близки к завершению

Фото: Byelikova Oksana

Алматинский аэропорт – не единственный международный аэропорт страны, выставленный на продажу. 

«Возможная сделка вписывается в стратегию развития аэропортов группы ADP и TAV в Центральной Азии», – это цитата из релиза французской Groupe ADP, которая 8 ноября сообщила, что консорциум TAV Airports (46,12% принадлежат Groupe ADP) и VPE Capital (специализируется в управлении активами в СНГ) ведет переговоры о приобретении крупнейшего аэропорта Казахстана. 

Пассажиропоток аэропорта Алматы по итогам 2018 года составил 5,6 млн человек, и этот результат позволил ему войти в 10 самых загруженных воздушных гаваней постсоветского пространства.

Единственный акционер АО «Международный аэропорт Алматы» – Venus Airport Investments B.V., зарегистрированная в Амстердаме. В свою очередь эта компания полностью принадлежит сингапурской Steppe Capital Pte. Ltd, контролируемой Тимуром Кулибаевым. Groupe ADP управляет рядом аэропортов, в числе которых Париж – Шарль-де-Голль, Париж – Орли и Париж – Ле-Бурже. В 2018 году группа компаний через бренд Paris Aéroport, по собственным данным, приняла более 105 млн пассажиров и 2,3 млн тонн грузов и почты в аэропортах Париж – Шарль-де-Голль и Париж – Орли, а также более 176 млн пассажиров в аэропортах за рубежом через дочернюю компанию ADP International. 

С 405-м еще не договорились

Идущие второй год переговоры о продаже аэропорта Алматы уже близки к завершению – это информация от знакомого с ситуацией источника «Курсива» из правительственных кругов. Однако есть несколько моментов, которые не позволяют консорциуму TAV в полной мере согласиться с условиями сделки, предложенной компанией Venus Airport Holdings B.V. 

Речь идет о возможности расширения алматинского аэропорта. В частности, источник «Курсива» не подтвердил появившуюся в СМИ информацию о достигнутой договоренности с группой компаний ERG о переносе авиаремонтного завода №405 c прилегающей с севера к Международному аэропорту Алматы территории.

«В августе этого года премьер Мамин приезжал на завод. Походил по территории 405-го и уехал. Есть информация, что предлагаемые варианты передислокации в Нур-Султан или Боралдай рядом с Алматы не устраивают ERG. Высококвалифицированные рабочие завода готовы поехать в столицу только при условии, что им дадут квартиры. А это маловероятно. Для строительства нового завода возле аэропорта Боралдай слишком мало места», – рассказал «Курсиву» собеседник. 

О существующих разногласиях между ERG и Международным аэропортом Алматы сообщил «Курсиву» и человек, близкий к руководству авиаремонтного завода №405. 

«Попытки передислоцировать завод активно предпринимались прежним руководством аэропорта. Но и дирекция завода, и акционеры, среди которых Национальная компания «Казинжиниринг», все эти атаки отбили. Передислоцировать завод – это убить действующее высокотехнологичное предприятие. К тому же недавно с Россией был подписан договор о начале сборки вертолетов Ми-8. А это уже большая политика», – подчеркнул источник «Курсива». 

Куда расти аэропорту

Получается, что расширять Международный аэропорт Алматы пока можно только с южной стороны, где уже стоит железобетонный каркас терминала. На строительство нового пассажирского терминала потратили десятки миллионов долларов, но локация в итоге была признана неудачной, поскольку самолеты пришлось бы постоянно перегонять от старого терминала к новому через две взлетно-посадочные полосы, а это дорого и неэффективно. 

Даже без расширения территории алматинский аэропорт является прибыльным предприятием. Две самые длинные в стране взлетно-посадочные полосы и самое современное навигационное оборудование позволили аэропорту получить сертификат повышенной категории ICAO – IIІ B. Ежегодный пассажиропоток – почти шесть миллионов человек. Все это принесло аэропорту 4,465 млрд тенге чистой прибыли только по итогам первого полугодия 2019 года. С учетом получения пятой степени «свободного неба», в рамках которой уже в следующем году в Международный аэропорт Алматы начнут выполнять рейсы авиакомпании из России, стран Персидского залива и Азии, прибыль может возрасти на 30, 40, а то и 100%. 

Доходы, расходы и пассажиропоток

На прибыль могут также рассчитывать управляемый до 2035 года турецкой компанией ATM Grup Международный аэропорт Актау, пассажиропоток которого по итогам 2018 года составил 1 023 900 человек, и главный аэропорт Казахстана «Нурсултан Назарбаев» в столице страны, услугами которого в прошлом году воспользовались 4 545 373 человека. В ближайшей перспективе на прибыльность может выйти находящийся на балансе акимата самого крупного города юга Казахстана Международный аэропорт Шымкента, который после введения в строй нового терминала под управлением авиа­компании SCAT рассчитывает увеличить пассажиропоток с нынешних 817 073 до 3 500 000 человек в год. Что касается остальных аэропортов страны со статусом «международный», то у них расходы на реконструкцию и содержание нередко превышают доходы. 

К примеру, завершившаяся в конце октября 2019 года реконструкция основной взлетно-посадочной полосы Международного аэропорта Костаная обошлась в 9 млрд тенге. За 10,7 млрд тенге в 2018 году были реконструированы терминал и взлетно-посадочная полоса в Международном аэропорту Семея. В 10,6 млрд тенге обойдутся работы по реконструкции терминала и взлетно-посадочной полосы Международного аэропорта Усть-Каменогорска, которые будут завершены в 2021 году. Предварительная стоимость реконструкции терминала кызылординского Международного аэропорта имени Коркыт ата оценивается в 7,5 млрд тенге. 

Улучшенная инфраструктура региональных международных аэропортов Казахстана позволит принимать им большие воздушные суда типа Boeing-767 или Airbas-321, а также рассчитывать на увеличение пассажиропотока. Это в теории, но не факт, что практика окажется соответствующей. Во-первых, стоимость авиаперелетов как на внутренних, так и на международных направлениях достаточно высока для большинства жителей регионов Казахстана. Во-вторых, количество населения региональных центров не позволяет в полной мере делать прибыльными их аэропорты. Показателен пример Петропавловска, откуда с мая 2019 года выполняла рейсы в Москву российская авиа­компания «ИрАэро». Спустя три месяца российский авиаперевозчик был вынужден отказаться от обслуживания маршрута Москва – Петропавловск – Москва из-за очень низкого пассажиропотока и с ноября перенес свой рейс в Кокшетау. Аналогичная история наблюдалась и в Павлодаре, откуда российская авиакомпания «Сибирь» в течение полутора лет не выполняла полеты в Новосибирск из-за нерентабельности авиасообщения.

На особых условиях

Региональные международные аэропорты заинтересованы в привлечении зарубежных инвесторов и не против, чтобы их взяла под управление частная компания. Однако претендентов на управление такими регио­нальными аэропортами немного.

В настоящий момент известно лишь об  интересе со стороны компании «Новапорт», входящей в группу AEON Corporation российского мультимиллионера Романа Троценко. И то лишь к Международному аэропорту Актобе и главному аэропорту Казахстана «Нурсултан Назарбаев». В мае 2019 года «Новапорт» объявила о намерениях вложить в модернизацию аэропорта Актобе $50 млн при условии получения права собственника терминала, а также инвестировать в развитие Международного аэропорта столицы Казахстана, но только после ввода в эксплуатацию второй взлетно-посадочной полосы, нужды в которой, по мнению экспертов IATA, пока нет. 

Попытки Казахстана сделать привлекательными региональные аэропорты с международным статусом своими силами, похоже, успехом не увенчались. Переданные решением правительства в период 2013–2016 годов в респуб­ликанскую собственность девять аэропортов страны, которыми управлял фонд «Самрук-Казына» через дочернюю компанию «Казахстан Темир Жолы» –ТОО «Airport Management Group», в большинстве своем вернулись в коммунальную собственность. В частности, осенью 2018 года были возвращены областным акиматам аэропорты Костаная и Шымкента, в октябре по-новому старых хозяев приобрели аэропорты Актобе, Атырау и Павлодара. Напомним, что последние три аэропорта фонд национального благосостояния намеревался продать, но на лот из трех воздушных гаваней ценой в 9,2 млрд тенге покупателей не нашлось.

Сейчас за Airport Management Group (AMG) остались только аэропорты Петропавловска, Кызылорды и Кокшетау. 

«Учитывая все эти эксперименты с аэропортами, вполне естественным выглядит желание зарубежных инвесторов в первую очередь интересоваться Международным аэропортом Алматы», – заметил источник «Курсива» в правительственных кругах. 

 

При этом он добавил, что в настоящий момент все же наблюдается острожный интерес к активам ряда казахстанских аэропортов со стороны инвесторов, прежде всего из стран Персидского залива и Юго-Восточной Азии. По его словам, связан он с введенной с 1 ноября «пятой степени свободы» в 11 международных аэропортах страны.

FireShot Capture 011 -  - new2.kursiv.kz_.jpg

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций