Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


4380 просмотров

Стабфонды неэффективны: на борьбу с ростом цен бросят бизнес

Министерство национальной экономики разрабатывает финансовую модель оптово-распределительных центров

Фото: shutterstock.com

На центры будет возложена функция стабилизации цен на рынке продовольствия. Планируется, что закупая плодоовощную продукцию на минимуме ее стоимости, центры станут выкидывать ее на рынок с фиксированной маржой в межсезонье, когда цены достигают пика. Сам факт разработки такого механизма является косвенным подтверждением: государство признает, что созданные в свое время с той же целью стабфонды со своей задачей не справились.

Назначенный 25 февраля этого года министром национальной экономики Руслан Даленов в качестве своих приоритетов на новом посту, похоже, определил, борьбу с необоснованным ростом цен на рынке продовольствия. В принципе, ничего странного в этом нет, учитывая, что антимонопольное ведомство и комитет по защите прав потребителей находятся в составе его нового ведомства – просто начал новый министр с обещания привычных административных шагов в решении проблем с ценами. После одного из первых своих заседаний кабмина в новой должности 5 марта он вышел к журналистам с фотографиями огурцов, помидоров и цен на них, заявив, что не видит оснований для цен на эти овощи в тысячу тенге и выше, а потому антимонопольные территориальные органы начнут по его поручению мониторинг и анализ рынка на предмет ценового сговора.

В случае обнаружения признаков ценового сговора антимонопольщики сначала отправляют в торговые точки предписания с предложением поумерить аппетиты, а в случае игнорирования этих предписаний имеют право оштрафовать бизнес – малый и средний – на 3% от полученной выгоды, крупный (в данном случае оптовых реализаторов и крупные торговые сети) – на 5%. После заседания правительства 12 марта министр национальной экономики заверил журналистов, что маховик мониторинга цен и их анализа на предмет обоснованности уже запущен в стране. Более того, предупредительный выстрел в виде его выступления 5 марта возымел свой эффект: по крайней мере, в Астане цены на огурцы и помидоры в преддверии 8 Марта застыли на своем уровне, а не пошли дальше.

Но одними административными методами рынок не урезонишь, а потому в недрах МНЭ сейчас зреет идея о создании в стране сети оптово-распределительных центров, которые будут осенью закупать плодоовощную продукцию на ее стоимостном минимуме, а зимой и весной совершать интервенции на рынок с минимальной маржой. Сбивая тем самым среднюю цену по рынку.

«Мы сейчас прорабатываем вопрос, финансовую модель – как организовать оптово-распределительные центры, – сказал Даленов во вторник. – Цель такая, чтобы во время урожая в осенний период, пока цены низкие, закупать в больших объемах плодоовощную продукцию и в межсезонье обеспечить ее продажи по ценам с минимальной маржой, которая покрывает услуги на хранение и перевозку. То есть такую финансовую модель мы сейчас прорабатываем, и в скором времени мы ее предложим инвесторам», – добавил он.

Государство готово уступить бизнесу рынок интервенций

Собственно, в последней части фразы министра «мы предложим эту модель для инвесторов» и заключается главное новшество от нового министра нацэкономики. Потому что сам по себе механизм овощных интервенций в Казахстане существует достаточно давно – их автором является нынешний глава КНБ Карим Масимов, который в разгар экономического кризиса 2008–09 годов занимал пост премьер-министра Казахстана.

В 2009 году, после очередного скачка цен на сахар, который, по мнению правительства, был необоснованным, возникла идея создания запасов продуктов питания, который можно было бы выбрасывать на рынок в те моменты, когда, по выражению Масимова, «народ начинает баловаться с ценами». Первоначально стабфонды охватывали достаточно узкий круг продукции – сахар, зерно и муку, но к 2011 году при каждом акимате решено было создать такой запасник, включающий в себя плодоовощную продукцию.

В 2011–2018 годы по республике в региональные стабфонды было закуплено 374 тыс. т продовольственных товаров. Из них в целях оказания регулирующего воздействия на рынок реализовано 300,9 тыс. т продовольствия, но, в отличие от валютных интервенций государства на финансовом рынке, действенным инструментом стабфонды так и не стали. 3 марта прошлого года, тогда вице-министр минсельхоза (на тот момент) Арман Евниев  в ходе круглого стола в сенате парламента сообщил, что МСХ рассматривает возможность создания организации по управлению стабилизационными фондами на основе государственно-частного партнерства с долей участия СПК не более 49%, что должно решить проблему с некачественным управлением стабфондами.

«Нам известны позиции некоторых социально-предпринимательских корпораций по поводу убыточности стабфондов в связи с порчей продукции, залеживанием товаров, принятием решений о продаже товаров по ценам ниже закупочных, невозможностью продажи товаров с высокой торговой надбавкой. Кроме того, сам процесс закупа и реализации товаров зарегулирован правилами, что делает стабфонды неповоротливыми и неспособными к оперативным действиям в случае роста цен», – признал тогда Евниев.

По его словам, министерством для совершенствования работы стабилизационных фондов были включены предложения по упрощению работы стабфондов в концепцию проекта закона о регулировании торговой деятельности. В документе, в том числе, предусматривается возможность создания организации по управлению стабфондами на основе ГЧП, с долей участия СПК не более 49%, что должно решить проблему с некачественным менеджментом.

Предлагается также позволить СПК выдавать займы под низкий процент на пополнение оборотных средств торговых предприятий, занимающихся реализацией основными продовольственными товарами при условии соблюдения ими минимальной торговой надбавки.

Путеводитель для покупателя

Но в итоге прежнее руководство МСХ отправилось в отставку вместе с прежним правительством, а новый глава Министерства нацэкономики решил, что создавать симбиоз управленцев из чиновников и бизнеса неэффективно – и на смену стабфондам придут оптово-распределительные центры, управлять которыми бизнес должен самостоятельно. При этом у покупателя должно быть право выбора продукции по соотношению «цена – качество», и Министерство национальной экономики намерено в связи с этим создать своеобразный потребительский справочник о ценах в режиме онлайн.

«Публичный мониторинг цен существует в странах Европы – там публикуют цены, в каких магазинах по низким ценам продаются продовольственные товары, – сказал Даленов журналистам. – Люди знают, где можно купить дешевле – продавцы стремятся к этим ценам, потому что показаны цены конкурентов. В ближайшее время мы внедрим этот мониторинг через сайт, а также проработаем вопрос печатного издания, чтобы при входе в магазин был такой вестник или бюллетень цен, с которым каждый гражданин мог ознакомиться. Не понравится цена – пойдет в другой магазин, который там указан», – добавил он.

Насколько наша система торговли готова держать у входа в свой магазин бюллетень с информацией о ценах и наличии товаров у конкурентов – вопрос интересный, но сама идея создания каталога цен в режиме онлайн достаточно интересна. Ясно одно: без заинтересованности бизнеса в ее поддержке на уровне наполнения и обновления информации МНЭ в одиночку ее просто не потянет, особенно если эта система охватит не только Астану и Алматы, но и регионы.


6619 просмотров

Какие выгоды и риски принесет появление на границе с Узбекистаном нового «Хоргоса»

Курсив изучил все плюсы и минусы МЦТЭС «Центральная Азия»

Фото: Shutterstock

Рост объемов международной торговли и взаимного товарооборота между Казахстаном и Узбекистаном ожидается от ввода международного центра торгово-экономического сотрудничества (МЦТЭС) «Центральная Азия», который будет создан на совместной границе. Однако есть опасения, что при этом могут пострадать интересы казахстанских производителей.

Напомним, договоренность о создании МЦТЭС «Центральная Азия» была достигнута во время апрельского государственного визита президента РК Касым-Жомарта Токаева в Республику Узбекистан. Для выполнения задачи, поставленной руководством обоих государств – нарастить к 2020 году товарооборот до $5 млрд, – предполагается использовать в полной мере потенциал регионального и приграничного сотрудничества. В этой связи в Миннацэкономики считают своевременной идею создания МЦТЭС.

Как отмечается в ответе пресс-службы министерства на запрос «Курсива», этому способствует ряд благоприятствующих факторов: стратегическое партнерство и лидерство двух стран в торговле в Центральной Азии, совокупный объем самых крупных в регионе рынков – более чем 50 млн человек, расположение рядом двух крупнейших агломераций – Шымкента и Ташкента. Кроме того, в непосредственной близости находятся крупные и развитые инфраструктурные узлы – ж/д станция «Сарыагаш», международный пункт пропуска «Жибек жолы», автодорога Западная Европа – Западный Китай. 

В ведомстве особенно подчеркнули значительный потенциал увеличения международной торговли. Центр станет одним из ключевых элементов формирующегося транспортно-транзитного коридора «Север–Юг», который соединит рынки Центральной и Южной Азии с регионами Европы, Урала, Сибири и Дальнего Востока.  

Что по плану

Первоочередными задачами МЦТЭС указаны создание нового современного пункта пропуска, строительство объектов оптово-розничной торговли и прилегающей инфраструктуры, создание транспортно-логистического  центра. Концепцию создания МЦТЭС разработает совместная казахстанско-узбекистанская межведомственная рабочая группа. Она же составит дорожную карту проекта. 

Текущий 2019 год определен как подготовительный. По информации узбекских СМИ, МЦТЭС заработает в полноценном режиме уже к 2025 году. Стоимость реализации проекта будет обсуждаться двумя сторонами в рамках совместной рабочей группы. Как подчеркнули в Миннацэкономики РК, более 90% расходов планируется из внебюджетных источников – это частные средства, прямые иностранные инвестиции. Также будет задействован механизм ГЧП. Из бюджета средства будут выделяться только на подвод инженерных коммуникаций.

Что даст МЦТЭС

В Миннацэкономики предполагают, что МЦТЭС, во-первых, позволит наладить современную инфраструктуру международной торговли, производства и логистики на приграничных территориях Казахстана и Узбекистана. Даст возможность бизнесу двух стран быстро и удобно осуществлять торговые операции, создавать совместные предприятия, осуществлять выгодные и безопасные транспортно-логистические операции. 

Во-вторых, во время строительства объектов МЦТЭС и во время его работы планируется создание более 10 тыс. рабочих мест. 

В-третьих, будет выведена из тени приграничная и транзитная торговля и увеличится собираемость налогов в местный и республиканский бюджеты обеих стран. 

В-четвертых, такой формат торговли будет стимулировать межрегиональную кооперацию бизнеса стран через создание совместных предприятий, привлечение взаимных инвестиций, проведение выставок, ярмарок, бизнес-форумов и других мероприятий по укреплению бизнес-контактов двух стран. 

Наконец, в-пятых, создание такого центра позволит двум государствам дополнительно стимулировать развитие международного туризма в городах Центральной Азии вдоль Шелкового пути.

Местный бизнес уже в убытке

В первую же очередь, разумеется, эффект от открытия МЦТЭС должна ощутить экономика Туркестанской области и Шымкента, на которые вкупе приходится треть от всего товарооборота страны с Узбекистаном. От появления центра приграничной торговли ожидается снижение цен на реализуемые через него товары, в том числе продукты питания. Однако плюс для конечного потребителя грозит обернуться минусом для местных производителей. 

Сами предприниматели южного региона, а также представители территориальных подразделений НПП «Атамекен» уже неоднократно заявляли о снижении конкурентоспособности казахстанских производителей после открытия границы и интенсивного роста взаимной торговли. В частности, как уже писал «Курсив», из-за наплыва дешевой продукции из Узбекистана производство овощей в закрытом грунте в Туркестанской области становится нерентабельным. 

Ввиду более благоприятных климатических условий для выращивания овощных культур, более низкой стоимости коммунальных услуг их производство на юге Казахстана выходит дороже как минимум в полтора раза. Так, по подсчетам ассоциации теплиц Туркестанской области, себестоимость выращенного в теплицах области килограмма огурцов и помидоров составляет 140–150 тенге, в Узбекистане – 70–75 тенге. По информации региональной палаты  предпринимателей, часть теплиц уже сократила объемы экспорта и выпуска продукции, другие стали работать в убыток и продавать товар по себестоимости и ниже, а некоторые вообще были закрыты. 

Мнения разделились

Председатель ассоциации теплиц Туркестанской области Мырзахмет Снабаев подтвердил предположения «Курсива» о возможном усугублении проблем казахстанских бизнесменов. По его мнению, деятельность центра если не сразу, то постепенно, с увеличением оборота, может отразиться на их положении. Выход спикер видит в субсидировании затрат на дорогостоящий газ и в целом господдержке отечественных товаропроизводителей. А также в применении регулирующих и ограничительных мер на ввоз импортной продукции из Узбекистана, хотя бы в пик сезона созревания ранних овощей. 

Аналогичного мнения придерживается и фермер из приграничного района Туркестанской области, занимающийся выращиванием фруктов и овощей.

«Мы уже не первый год страдаем от сложившейся ситуации. Наша деятельность сейчас напоминает карточную игру: не знаешь, что будет завтра. Например, сегодня выращиваешь капусту, а уже продается узбекистанская, которая созрела раньше, и мы не можем получить запланированную прибыль. В прошлом году вообще вся наша капуста осталась на корню – не продали ни одного килограмма. Мы серьезно опасаемся, что с открытием центра приграничной торговли будет еще тяжелее. Конечно, я понимаю, что основная масса населения будет довольна удешевлением продукции. Но мы, фермеры, не сможем развиваться и конкурировать с соседями. Для нас лучше, чтобы граница была закрыта», – рассказал он в беседе с журналистом «Курсива».

А вот эксперт по инвестициям и экспорту, советник регионального инвестиционного центра «ОҢТҮСТІК» Нурбек Ачилов, наоборот, считает, что масштабы зон свободной торговли надо расширять.

«При всех плюсах создание зоны свободной торговли между двумя государствами на границе имеет ряд ограничений, – сказал он в комментариях «Курсиву». – Это выделение огромных бюджетных средств для строительства торговых площадей и инфраструктуры, создание бюрократических установок для торговли в этих зонах, различные барьеры для граждан при пересечении границ и многое другое. Я являюсь сторонником единой экономики Центральной Азии и считаю, что наши страны должны прийти к созданию в будущем зон свободной торговли пяти государств Центральной Азии на внешних границах по опыту стран Европейского союза». 

В заключение отметим, что мнения по поводу экономического эффекта от появления МЦТЭС разделились. Кто-то высказывает позитивные ожидания, другие делают негативные прогнозы, в том числе о еще большем снижении конкурентоспособности казахстанских производителей. Однако главным плюсом с точки зрения экспертов все же является один момент: приграничная торговля будет вестись легально.
 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

Почти 900 млн
тенге
пожертвовали казахстанцы кандидатам в президенты РК

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций