Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


4583 просмотра

Стабфонды неэффективны: на борьбу с ростом цен бросят бизнес

Министерство национальной экономики разрабатывает финансовую модель оптово-распределительных центров

Фото: shutterstock.com

На центры будет возложена функция стабилизации цен на рынке продовольствия. Планируется, что закупая плодоовощную продукцию на минимуме ее стоимости, центры станут выкидывать ее на рынок с фиксированной маржой в межсезонье, когда цены достигают пика. Сам факт разработки такого механизма является косвенным подтверждением: государство признает, что созданные в свое время с той же целью стабфонды со своей задачей не справились.

Назначенный 25 февраля этого года министром национальной экономики Руслан Даленов в качестве своих приоритетов на новом посту, похоже, определил, борьбу с необоснованным ростом цен на рынке продовольствия. В принципе, ничего странного в этом нет, учитывая, что антимонопольное ведомство и комитет по защите прав потребителей находятся в составе его нового ведомства – просто начал новый министр с обещания привычных административных шагов в решении проблем с ценами. После одного из первых своих заседаний кабмина в новой должности 5 марта он вышел к журналистам с фотографиями огурцов, помидоров и цен на них, заявив, что не видит оснований для цен на эти овощи в тысячу тенге и выше, а потому антимонопольные территориальные органы начнут по его поручению мониторинг и анализ рынка на предмет ценового сговора.

В случае обнаружения признаков ценового сговора антимонопольщики сначала отправляют в торговые точки предписания с предложением поумерить аппетиты, а в случае игнорирования этих предписаний имеют право оштрафовать бизнес – малый и средний – на 3% от полученной выгоды, крупный (в данном случае оптовых реализаторов и крупные торговые сети) – на 5%. После заседания правительства 12 марта министр национальной экономики заверил журналистов, что маховик мониторинга цен и их анализа на предмет обоснованности уже запущен в стране. Более того, предупредительный выстрел в виде его выступления 5 марта возымел свой эффект: по крайней мере, в Астане цены на огурцы и помидоры в преддверии 8 Марта застыли на своем уровне, а не пошли дальше.

Но одними административными методами рынок не урезонишь, а потому в недрах МНЭ сейчас зреет идея о создании в стране сети оптово-распределительных центров, которые будут осенью закупать плодоовощную продукцию на ее стоимостном минимуме, а зимой и весной совершать интервенции на рынок с минимальной маржой. Сбивая тем самым среднюю цену по рынку.

«Мы сейчас прорабатываем вопрос, финансовую модель – как организовать оптово-распределительные центры, – сказал Даленов во вторник. – Цель такая, чтобы во время урожая в осенний период, пока цены низкие, закупать в больших объемах плодоовощную продукцию и в межсезонье обеспечить ее продажи по ценам с минимальной маржой, которая покрывает услуги на хранение и перевозку. То есть такую финансовую модель мы сейчас прорабатываем, и в скором времени мы ее предложим инвесторам», – добавил он.

Государство готово уступить бизнесу рынок интервенций

Собственно, в последней части фразы министра «мы предложим эту модель для инвесторов» и заключается главное новшество от нового министра нацэкономики. Потому что сам по себе механизм овощных интервенций в Казахстане существует достаточно давно – их автором является нынешний глава КНБ Карим Масимов, который в разгар экономического кризиса 2008–09 годов занимал пост премьер-министра Казахстана.

В 2009 году, после очередного скачка цен на сахар, который, по мнению правительства, был необоснованным, возникла идея создания запасов продуктов питания, который можно было бы выбрасывать на рынок в те моменты, когда, по выражению Масимова, «народ начинает баловаться с ценами». Первоначально стабфонды охватывали достаточно узкий круг продукции – сахар, зерно и муку, но к 2011 году при каждом акимате решено было создать такой запасник, включающий в себя плодоовощную продукцию.

В 2011–2018 годы по республике в региональные стабфонды было закуплено 374 тыс. т продовольственных товаров. Из них в целях оказания регулирующего воздействия на рынок реализовано 300,9 тыс. т продовольствия, но, в отличие от валютных интервенций государства на финансовом рынке, действенным инструментом стабфонды так и не стали. 3 марта прошлого года, тогда вице-министр минсельхоза (на тот момент) Арман Евниев  в ходе круглого стола в сенате парламента сообщил, что МСХ рассматривает возможность создания организации по управлению стабилизационными фондами на основе государственно-частного партнерства с долей участия СПК не более 49%, что должно решить проблему с некачественным управлением стабфондами.

«Нам известны позиции некоторых социально-предпринимательских корпораций по поводу убыточности стабфондов в связи с порчей продукции, залеживанием товаров, принятием решений о продаже товаров по ценам ниже закупочных, невозможностью продажи товаров с высокой торговой надбавкой. Кроме того, сам процесс закупа и реализации товаров зарегулирован правилами, что делает стабфонды неповоротливыми и неспособными к оперативным действиям в случае роста цен», – признал тогда Евниев.

По его словам, министерством для совершенствования работы стабилизационных фондов были включены предложения по упрощению работы стабфондов в концепцию проекта закона о регулировании торговой деятельности. В документе, в том числе, предусматривается возможность создания организации по управлению стабфондами на основе ГЧП, с долей участия СПК не более 49%, что должно решить проблему с некачественным менеджментом.

Предлагается также позволить СПК выдавать займы под низкий процент на пополнение оборотных средств торговых предприятий, занимающихся реализацией основными продовольственными товарами при условии соблюдения ими минимальной торговой надбавки.

Путеводитель для покупателя

Но в итоге прежнее руководство МСХ отправилось в отставку вместе с прежним правительством, а новый глава Министерства нацэкономики решил, что создавать симбиоз управленцев из чиновников и бизнеса неэффективно – и на смену стабфондам придут оптово-распределительные центры, управлять которыми бизнес должен самостоятельно. При этом у покупателя должно быть право выбора продукции по соотношению «цена – качество», и Министерство национальной экономики намерено в связи с этим создать своеобразный потребительский справочник о ценах в режиме онлайн.

«Публичный мониторинг цен существует в странах Европы – там публикуют цены, в каких магазинах по низким ценам продаются продовольственные товары, – сказал Даленов журналистам. – Люди знают, где можно купить дешевле – продавцы стремятся к этим ценам, потому что показаны цены конкурентов. В ближайшее время мы внедрим этот мониторинг через сайт, а также проработаем вопрос печатного издания, чтобы при входе в магазин был такой вестник или бюллетень цен, с которым каждый гражданин мог ознакомиться. Не понравится цена – пойдет в другой магазин, который там указан», – добавил он.

Насколько наша система торговли готова держать у входа в свой магазин бюллетень с информацией о ценах и наличии товаров у конкурентов – вопрос интересный, но сама идея создания каталога цен в режиме онлайн достаточно интересна. Ясно одно: без заинтересованности бизнеса в ее поддержке на уровне наполнения и обновления информации МНЭ в одиночку ее просто не потянет, особенно если эта система охватит не только Астану и Алматы, но и регионы.


3398 просмотров

Пекари Шымкента хотят закрыть свой бизнес в ближайшие 10 дней

Они терпят убытки от 50 до 100 тыс. в день

Фото: Shutterstock

В Шымкенте цена на так называемый социальный хлеб удерживается на отметке 70 тенге. При этом мука подорожала с 5 200 до 6 700 тенге за 50 кг. По словам пекарей, они терпят убытки – от 50 до 100 тысяч тенге в день.

О том, что если в Шымкенте не будут предприняты меры по стабилизации ситуации, то пекарни начнут закрываться, заявил «Курсиву» владелец одной из них. По его словам, в начале 2019 года мешок муки (50 кг) стоил 5 200-5 300 тенге, сейчас его цена составляет 6 700-6 800 тенге. Но при этом в городском акимате пекарей просят цену на хлеб удерживать на месте.

«В моей пекарне пекут по 16-17 тысяч булок в день, муки используют 6-7 тонн. Терплю убытки примерно 50–100 тысяч тенге в день. Если не помогут, то через 10 дней закрываюсь. И не только я, многие закроются. Нас просят потерпеть, мы уже полтора месяца так держимся. Часть пекарен уже закрылась», – рассказал «Курсиву» собеседник.

Он также добавил, что в 2010 году в подобной ситуации потерял 25 млн тенге. И теперь очень настороженно относится к обещаниям исполнительной власти.

По данным предпринимателя, отпускная цена на булку хлеба в Шымкенте составляет 55 тенге. Доставка до магазина – 10 тенге, магазин должен накидывать 5 тенге. Однако в некоторых торговых точках хлеб продают уже по 75 тенге.

Председатель АО «СПК «Shymkent» Абильсеит Рабаев сообщил «Курсиву», что на данный момент в стабилизационном фонде Шымкента имеется в наличии 300 млн тенге. «В данное время решают вопрос, сколько направить на покупку дешевой муки. Деньги на такие цели предусмотрены. Договор на создание стабфонда был подписан в начале этого года, но при этом живых денег в нем не было. В конце октября 2019 года было выделено 300 млн тенге на стабфонд», – пояснил Абильсеит Рабаев.

Между тем председатель Ассоциации хлебопеков Шымкента Абдумалик Комекбаев заявил «Курсиву», что закрытия пекарен не допустят. «8 ноября в администрации Шымкента проходило совещание, на котором решали этот непростой вопрос. До 10 января хлебопеков попросили продержаться. Со среды, 13 ноября, пообещали выдавать пекарням дешевую муку – по 5900 тенге за мешок. Мы согласились. На эти цели пока выделено 100 млн тенге. После нового года будет новый бюджет и новые меры по стабилизации цен на хлеб», – подчеркнул Комекбаев.

По его данным, в ассоциацию входят 36 пекарен. На все эти пекарни требуется вагон муки ежедневно, или 65 тонн. Это 1 300 мешков по 50 кг. Из каждого мешка в конечном итоге выйдет по 130-132 булки хлеба. 

Представитель управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития Шымкента Кайрат Базарбеков подчеркнул, что субсидирование пекарен законом не предусмотрено, поэтому работа будет вестись только по линии стабфонда.

Руководитель отдела инвестиций управления сельского хозяйства и ветеринарии Шымкента Абунасыр Джанбатыров в свою очередь отметил, что мука подорожала из-за увеличения экспорта и зерна, и муки. По его словам, муку в Шымкенте делают не из местной пшеницы – зерно закупается в других регионах Казахстана по 90 тенге за кг.

Тем временем на одном из недавних совещаний заместитель акима Туркестанской области Меиржан Мырзалиев заявил, что в Туркестанской области не допустят подорожания хлеба. «Для решения данного вопроса были проведены переговоры по поставке пшеницы из Костанайской области в город Туркестан по низким ценам. Достигнута договоренность с пекарней ТОО «Акжол», которое в день производит 25 тыс. буханок хлеба и покрывает 80% потребности города Туркестана. Хлебопекарня будет обеспечиваться пшеничной мукой 1 сорта по сниженным ценам для производства социального хлеба», – сообщил замакима. 

По его словам, в Туркестане в день будет распределяться по магазинам 2 тыс. буханок социального хлеба стоимостью 75 тенге.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций