Перейти к основному содержанию


1497 просмотров

Рынок доставки еды растет, трудностей становится больше

Региональные рынки растут, но проблемы с поиском водителей, формированием спроса и управлением затратами по-прежнему остаются, пишет The Wall Street Journal

Фото: Shutterstock

Когда в начале года 24-летняя учительница из Анкориджа, штат Аляска, решила заказать еду на дом через приложение DoorDash, она обнаружила, что лишь несколько ресторанов в ее городе предлагают такую опцию. При этом осенью, побывав в гостях у друзей в Сиэтле, она так часто пользовалась услугами служб доставки, что быстро привыкла к этому. Кроме того, в Анкоридже заказанные суши ей привезли намного позже, чем она ожидала. 
 
Тем не менее, Лекси Блалок была рада тому, что в таком малонаселенном штате, как Аляска, также есть сервисы по доставке еды.

«Всегда думала, что это классная штука», - говорит она. 

Компании, занимающиеся доставкой продуктов питания, стремятся к доминированию даже в самых отдаленных районах США. Однако в небольших городах и пригородах, они сталкиваются с проблемами при поиске водителей, поскольку рынок труда ограничен, а большинство не имеет опыта работы в подобной отрасли. Кроме того, блюда и продукты из ресторанов нужно доставлять на достаточно большие расстояния по тем ценам, которые потребители готовы оплачивать. 

Как правило, жители пригородов и небольших населенных пунктов сами выезжают за едой и продуктами, а потому зачастую не готовы платить кому-то за то же самое, считает Боб Голдин, соучредитель консалтинговой компании Pentallect Inc.

Впрочем, руководители сервисов по доставке еды на дом уверены, что со временем рынок будет расти, а потому намерены уже сейчас расширять свое присутствие с тем, чтобы в будущем успешно конкурировать с другими компаниями. Этот процесс форсируют и инвесторы, требующие от компаний по доставке обеспечить максимальную долю на рынке. Некоторые из них видят новые возможности в тех городах и городках, где пицца и китайская кухня - единственные доступные варианты еды с доставкой на дом. 

«Региональные рынки – это то место, откуда в ближайшие годы начнется бурный рост», - говорит Кристофер Пэйн, главный операционный директор сервиса DoorDash. Недавно компания привлекла $400 млн, а ее общая стоимость возросла до $7,1 млрд. Согласно планов DoorDash, уже в текущем году службой доставки еды будет охвачено 90% населения США. Сейчас этот показатель составляет 80%.

Аналогичный охват в 80% намерен достичь и сервис по доставке продуктов из магазинов Instacart Inc. В 2015 году своими услугами компания охватывала только 10% населения, тогда как сегодня уже присматривается к возможности выхода на IPO. Прямой конкурент Instacart – компания Shipt Inc., которая в 2017 году была приобретена Target Corp., за это время увеличила свой охват втрое, обеспечив присутствие в 250 городах. 

Руководители Instacart и Grubhub Inc. считают, что операционные затраты в пригородах и небольших городках в конечном счете ниже, чем в крупных городах, таких как Нью-Йорк, где, по словам главного финансового директора Grubhub Адама ДеВитта, трудовые ресурсы, реклама и материалы более дорогие. 

«Бизнес по доставке еды может быть достаточно успешным даже на том рынке, где всего пять-десять ресторанов», - говорит он. 

Тем не менее, выход на новые рынки влечет серьезные затраты, в том числе на поиск водителей и привлечение новых клиентов, для которых оплата за доставку первое время не предусмотрена. В прошлом месяце Grubhub заявила, что в третьем, четвертом кварталах прошлого года прибыль с заказов упала, во многом из-за расходов, связанных с выходом на небольшие региональные рынки. При этом в компании отмечают, что ожидают снижение затрат уже в текущем году. 

Особенно сильно к сотрудничеству с сервисами доставки стремятся бакалейные лавки и рестораны в студенческих городках и небольших городах.

«Меня определенно не нужно было уговаривать», - говорит Роберт Сент-Джон, исполнительный директор New South Restaurant Group в Хаттисберге, штат Миссисипи, где сотрудники медицинского центра и студенты Миссисипского университета и других учебных заведений часто заказывают доставку еды из его ресторана через компанию Waitr Holdings Inc. Как правило, речь идет о яйцах, бисквите и пончиках с беконом в кленовом сиропе.

В среднем рестораны выплачивают Waitr $1 500 за то, чтобы быть интегрированными в приложение. У других компаний подобных оплат нет, однако Waitr взимает более низкую комиссию в размере 15% с каждого заказа. Для сравнения – размер средней комиссии в отрасли составляет 25%. Свой бизнес по доставке продуктов питания, компания, будучи расположенной в Луизиане, начала на юге США, в городках наподобие Лейк-Джексон, штат Техас, с населением 27 тыс. человек. Однако сегодня компания активно расширяется, в том числе благодаря недавнему приобретению компании из Миннеаполиса. По оценкам Роберта Сент-Джона, 80% покупателей, которых его рестораны обслуживают через Waitr, являются новыми клиентами, и доход, который они приносят, превышает размер комиссии и оплаты за включение в приложение. 

При этом процесс создания устойчивого рынка в небольших городах займет время, и пока неясно, получат ли сервисы доставки ту прибыль, которую ожидают. 

Согласно исследования Cowen & Co., жители городов с населением менее 200 тыс. человек пользуются услугами доставки еды из ресторанов вдвое реже, чем жители больших городов. По данным декабрьского опроса, проведенного UBS Securities, только 7% жителей пригородов и сельских жителей покупали продукты в Интернете, доля городских жителей в этом сегменте - 14%.

По словам Криса Бейкера, партнера консалтинговой компании Oliver Wyman, для бакалейных лавок транспортировка скоропортящихся продуктов обходится дороже всего. По его словам, доставка продуктов может приносить прибыль только в 40 американских городах. 

Что касается ресторанов, то отсутствие выбора может стать причиной проблем у сервиса доставки после его выхода на новые рынки, считает Джанель Салленэйв, глава Uber Eats в Канаде и США (подразделение Uber Technologies Inc.). «Если на платформе из ресторанов будут только McDonald's и Subway, мы сразу выйдем из бизнеса», - сказала она. 

Однако владельцы небольших ресторанов не всегда уверены, что доставка еды поможет их бизнесу. 

По словам Сэма Рила, владельца в четвертом поколении компании Halteman Family Meats в округе Ланкастер, штат Пенсильвания, крупные компании взимают слишком большую комиссию и не позволяют ему оперативно обновлять товары в приложении. Недавно он перешел с Instacart на платформу нью-йоркской компании Mercato Inc., ориентированную на независимых поставщиков. При этом, по словам пресс-секретаря Instacart, компания продолжает работать с расположенным в Филадельфии рынком Reading Terminal Market, где находится филиал Halteman, и это сотрудничество развивается позитивно.

Впрочем, как отмечает Сэм Рил, некоторые клиенты не верят, что лучшую вырезку можно заказать онлайн, поэтому доставка в его бизнесе пока играет весьма скромную роль. «Не всем нравится идея с доставкой. Определенную категорию людей смущает то, что кто-то будет покупать продукты вместо них», - говорит он.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz


1870 просмотров

Как инвесторов в Павлодарской области «подсаживают» на дешёвый киловатт

В регионе одни из самых низких тарифов на электроэнергию в стране

Фото: Shutterstock

Власти Павлодарской области называют главной составляющей инвестиционной привлекательности региона электроэнергию. В регионе она в профиците, и цена ее одна из самых дешевых в стране. Бизнес же интересует, как долго продлится это преимущество.

Грузите мегаватты бочками

На долю Павлодарской области приходится 42% всей производимой в стране электроэнергии. Мощность семи станций региона составляет почти 8,5 тыс. МВт. Профицит электроэнергии, по данным акимата области, составляет на сегодня 1 тыс. МВт. 

Один из крупных игроков рынка генерации находится в Экибастузе, где создается индустриальная зона, завязанная на дешевой электроэнергии. Фактическая установленная мощность станции Экибастузской ГРЭС-1 составляет 3,5 тыс. МВт. И появление новых крупных потребителей приветствуется. Одним из таких должен стать завод по производству металлизированного кремния. Для властей это прежде всего инвестиции, которые могут составить порядка $75 млн. 

Завод будет потреблять 80 МВт на первом этапе и 215 МВт – после запуска второй очереди предприятия. 

По информации, предоставленной «Курсиву» управляющим директором по производству и управлению активами АО «Самрук-Энерго» Сериком Тютебаевым, в настоящее время станция работает с нагрузкой 2500 МВт. Резерв имеется.
 
Что касается стоимости электроэнергии станции, то она составляет 5,76 тенге за киловатт-час. Для сравнения: на Экибастузской ГРЭС-2 – 7,3 тенге за 1 кВт*ч. Правда, глава региона Булат Бакауов повсеместно озвучивает цифру привлекательности экибастузской энергетики – 8 тенге за 1 кВт*ч, но это с учетом ее передачи по сетям АО «Казахстанская компания по управлению электрическими сетями» (KEGOC). 

Чтобы обойти национальные сети, сохранив уровень местного тарифа, и отпускать дешевую энергию с шин станции, то есть напрямую, было решено построить новую линию электропередачи. Она соединит станцию и будущую экибастузскую индустриальную зону. Согласно ответу управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Павлодарской области, проектным институтом АО «КазНИПИИТЭС «Энергия» уже разработана схема внешнего энергоснабжения промзоны в районе Экибастузской ГРЭС-1. Данный проект позволит обеспечить загрузку простаивающих энергоблоков станции, что даст прирост выработки электро­энергии. Согласно информации акима области, озвученной на недавней отчетной встрече с депутатами, речь идет о подстанции на 500 МВт и линии электропередачи. Для строительства необходимо 23 млрд тенге. 

«Что позволит обеспечить прирост выработки электро­энергии в объеме 2,6 млрд кВт*ч в год. И это наше конкурентное преимущество», – отметил глава региона.

По данным управления энергетики, четыре компании готовы воспользоваться дешевой электроэнергией и даже вложить средства в проект, но при условии, что в итоге отпускной тариф со станции останется не выше 8 тенге. 

К слову, уже разработана проектно-сметная документация для строительства, которая находится на согласовании в KEGOC. Но есть проблема – ЛЭП выше 220 кВ, согласно закону об энергетике, должна перейти на баланс системного оператора, а это может повлиять на тариф в сторону увеличения. В этом случае он уже будет не так интересен. 

Впрочем, опыт «ответвления» от системного оператора уже имеется: несколько лет назад Аксуский завод ферросплавов (структура ERG) построил свою линию электропередачи, соединяющую его с источником дешевой электроэнергии – с Аксуской станцией. 

Потенциальных инвесторов интересует, как долго цена за киловатт Экибастузской ГРЭС-1 останется на нынешнем уровне. В АО «Самрук-Энерго» напомнили, что установление предельных тарифов относится к компетенции государственных органов. 

«Предельные тарифы на электроэнергию, покрывающие затраты на ее производство, расходы на выплату вознаграждений за заемные средства, привлеченные на реализацию инвестпроектов, определяются индивидуально для каждой группы электростанций на срок не менее семи лет», – отметил представитель компании.

Впрочем, по его словам, срок может корректироваться в случае увеличения основных затрат. 

электростанциями павлодарской области.jpg

Павлодар поможет

Еще одна индустриальная зона, также ориентированная на низкий тариф на электроэнергию, строится в пределах границ города Аксу. Там власти делают упор на создание агрогородка общей площадью 1,5 тыс. га. Ключевыми его звеньями станут сахарный и крахмальный заводы. Есть интерес у китайских инвесторов, готовых вложить миллионы долларов в новые проекты. Правда, здесь планируется запитаться от электросетей Павлодарской РЭК, а не потреблять дешевую электроэнергию местной электростанции. Технические условия на потребление 30 МВт уже имеются. Таким образом, в Аксу пойдет электроэнергия от павлодарских станций. 

Аксуская же станция направит свою энергию на третью очередь электролизного завода, строительство которой намечено на ближайшие годы. Возможно, для этого придется построить два новых блока. Вопрос в стадии рассмотрения.

Что касается увеличения мощностей региона за счет строительства третьего блока на Экибастузской ГРЭС-2, то, по информации Серика Тютебаева, осуществляются мероприятия по возобновлению реализации проекта. Скорее всего, к этой теме вернутся, когда российская доля перейдет казахстанской стороне.

Впрочем, даже без этих новых мощностей профицит электроэнергии в регионе, по данным управления энергетики области, продержится до 2025 года.

«В начале текущего года Министерством энергетики РК утвержден семилетний прогноз­ный баланс на 2019–2025 годы. Согласно данному балансу, с учетом выхода старых и ввода новых энергетических мощностей, ее профицит ожидается до 2025 года», – отметил спикер.

Не исключено, что даже после указанной даты переизбыток будет существовать, а это предполагает некую стабильность тарифа, который пока остается привлекательным для инвестора.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

svadba.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций