Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


1027 просмотров

Рынок доставки еды растет, трудностей становится больше

Региональные рынки растут, но проблемы с поиском водителей, формированием спроса и управлением затратами по-прежнему остаются, пишет The Wall Street Journal

Фото: Shutterstock

Когда в начале года 24-летняя учительница из Анкориджа, штат Аляска, решила заказать еду на дом через приложение DoorDash, она обнаружила, что лишь несколько ресторанов в ее городе предлагают такую опцию. При этом осенью, побывав в гостях у друзей в Сиэтле, она так часто пользовалась услугами служб доставки, что быстро привыкла к этому. Кроме того, в Анкоридже заказанные суши ей привезли намного позже, чем она ожидала. 
 
Тем не менее, Лекси Блалок была рада тому, что в таком малонаселенном штате, как Аляска, также есть сервисы по доставке еды.

«Всегда думала, что это классная штука», - говорит она. 

Компании, занимающиеся доставкой продуктов питания, стремятся к доминированию даже в самых отдаленных районах США. Однако в небольших городах и пригородах, они сталкиваются с проблемами при поиске водителей, поскольку рынок труда ограничен, а большинство не имеет опыта работы в подобной отрасли. Кроме того, блюда и продукты из ресторанов нужно доставлять на достаточно большие расстояния по тем ценам, которые потребители готовы оплачивать. 

Как правило, жители пригородов и небольших населенных пунктов сами выезжают за едой и продуктами, а потому зачастую не готовы платить кому-то за то же самое, считает Боб Голдин, соучредитель консалтинговой компании Pentallect Inc.

Впрочем, руководители сервисов по доставке еды на дом уверены, что со временем рынок будет расти, а потому намерены уже сейчас расширять свое присутствие с тем, чтобы в будущем успешно конкурировать с другими компаниями. Этот процесс форсируют и инвесторы, требующие от компаний по доставке обеспечить максимальную долю на рынке. Некоторые из них видят новые возможности в тех городах и городках, где пицца и китайская кухня - единственные доступные варианты еды с доставкой на дом. 

«Региональные рынки – это то место, откуда в ближайшие годы начнется бурный рост», - говорит Кристофер Пэйн, главный операционный директор сервиса DoorDash. Недавно компания привлекла $400 млн, а ее общая стоимость возросла до $7,1 млрд. Согласно планов DoorDash, уже в текущем году службой доставки еды будет охвачено 90% населения США. Сейчас этот показатель составляет 80%.

Аналогичный охват в 80% намерен достичь и сервис по доставке продуктов из магазинов Instacart Inc. В 2015 году своими услугами компания охватывала только 10% населения, тогда как сегодня уже присматривается к возможности выхода на IPO. Прямой конкурент Instacart – компания Shipt Inc., которая в 2017 году была приобретена Target Corp., за это время увеличила свой охват втрое, обеспечив присутствие в 250 городах. 

Руководители Instacart и Grubhub Inc. считают, что операционные затраты в пригородах и небольших городках в конечном счете ниже, чем в крупных городах, таких как Нью-Йорк, где, по словам главного финансового директора Grubhub Адама ДеВитта, трудовые ресурсы, реклама и материалы более дорогие. 

«Бизнес по доставке еды может быть достаточно успешным даже на том рынке, где всего пять-десять ресторанов», - говорит он. 

Тем не менее, выход на новые рынки влечет серьезные затраты, в том числе на поиск водителей и привлечение новых клиентов, для которых оплата за доставку первое время не предусмотрена. В прошлом месяце Grubhub заявила, что в третьем, четвертом кварталах прошлого года прибыль с заказов упала, во многом из-за расходов, связанных с выходом на небольшие региональные рынки. При этом в компании отмечают, что ожидают снижение затрат уже в текущем году. 

Особенно сильно к сотрудничеству с сервисами доставки стремятся бакалейные лавки и рестораны в студенческих городках и небольших городах.

«Меня определенно не нужно было уговаривать», - говорит Роберт Сент-Джон, исполнительный директор New South Restaurant Group в Хаттисберге, штат Миссисипи, где сотрудники медицинского центра и студенты Миссисипского университета и других учебных заведений часто заказывают доставку еды из его ресторана через компанию Waitr Holdings Inc. Как правило, речь идет о яйцах, бисквите и пончиках с беконом в кленовом сиропе.

В среднем рестораны выплачивают Waitr $1 500 за то, чтобы быть интегрированными в приложение. У других компаний подобных оплат нет, однако Waitr взимает более низкую комиссию в размере 15% с каждого заказа. Для сравнения – размер средней комиссии в отрасли составляет 25%. Свой бизнес по доставке продуктов питания, компания, будучи расположенной в Луизиане, начала на юге США, в городках наподобие Лейк-Джексон, штат Техас, с населением 27 тыс. человек. Однако сегодня компания активно расширяется, в том числе благодаря недавнему приобретению компании из Миннеаполиса. По оценкам Роберта Сент-Джона, 80% покупателей, которых его рестораны обслуживают через Waitr, являются новыми клиентами, и доход, который они приносят, превышает размер комиссии и оплаты за включение в приложение. 

При этом процесс создания устойчивого рынка в небольших городах займет время, и пока неясно, получат ли сервисы доставки ту прибыль, которую ожидают. 

Согласно исследования Cowen & Co., жители городов с населением менее 200 тыс. человек пользуются услугами доставки еды из ресторанов вдвое реже, чем жители больших городов. По данным декабрьского опроса, проведенного UBS Securities, только 7% жителей пригородов и сельских жителей покупали продукты в Интернете, доля городских жителей в этом сегменте - 14%.

По словам Криса Бейкера, партнера консалтинговой компании Oliver Wyman, для бакалейных лавок транспортировка скоропортящихся продуктов обходится дороже всего. По его словам, доставка продуктов может приносить прибыль только в 40 американских городах. 

Что касается ресторанов, то отсутствие выбора может стать причиной проблем у сервиса доставки после его выхода на новые рынки, считает Джанель Салленэйв, глава Uber Eats в Канаде и США (подразделение Uber Technologies Inc.). «Если на платформе из ресторанов будут только McDonald's и Subway, мы сразу выйдем из бизнеса», - сказала она. 

Однако владельцы небольших ресторанов не всегда уверены, что доставка еды поможет их бизнесу. 

По словам Сэма Рила, владельца в четвертом поколении компании Halteman Family Meats в округе Ланкастер, штат Пенсильвания, крупные компании взимают слишком большую комиссию и не позволяют ему оперативно обновлять товары в приложении. Недавно он перешел с Instacart на платформу нью-йоркской компании Mercato Inc., ориентированную на независимых поставщиков. При этом, по словам пресс-секретаря Instacart, компания продолжает работать с расположенным в Филадельфии рынком Reading Terminal Market, где находится филиал Halteman, и это сотрудничество развивается позитивно.

Впрочем, как отмечает Сэм Рил, некоторые клиенты не верят, что лучшую вырезку можно заказать онлайн, поэтому доставка в его бизнесе пока играет весьма скромную роль. «Не всем нравится идея с доставкой. Определенную категорию людей смущает то, что кто-то будет покупать продукты вместо них», - говорит он.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz


1475 просмотров

Налоговики вывели из тени в ЗКО почти 10 млрд тенге

Благодаря онлайн-кассовым аппаратам

Фото: Shutterstock

Первые данные онлайн-кассовых аппаратов (ОККМ) показали: у бизнеса ЗКО в тени находилось не менее 10 млрд тенге. «Курсив» выяснил, как налоговики на 113,3% выполнили план по дополнительным поступлениям налогов за счет сведений ОККМ и сколько еще планируют собрать за счет легализации прибыли местных предпринимателей.

Столько млн на дороге не валяется

ДГД ЗКО на запрос «Курсива» сообщил: в 2019 году по итогам прошлого года, когда предпринимателей обязали устанавливать онлайн-кассовые аппараты (ОККМ), налоговики смогли собрать дополнительно в республиканский и местный бюджеты 171,5 млн тенге. 

Департамент дает следующий расклад: по результатам администрирования с начала 2019 года по всем действующим ИП выручка выросла в 1,5 раза – с 12 до 19 млрд тенге, или на 7 млрд (58%). А в сравнении с 2018 годом выручка увеличилась в 2,1 раза – с 9 до 19 млрд тенге, или на 10 млрд тенге, – 111%.

«Эти 10 млрд доходов скрывались, были в тени. На эту сумму мы, получается, увеличили налогооблагаемую базу. Если с нее взять только 1,5% соцналога, уже выходит дополнительно 150 млн», – прокомментировала данные «Курсиву» руководитель управления анализа и рисков ДГД ЗКО Жаннат Шайхиева.

В прошлом году, сообщила она, ОККМ установили почти все крупные предприятия. Самый большой доход по базе данных онлайн-касс показали торговые дома, рестораны, кафе и другие точки сети общественного питания. Но по итогам 2019 года аналогичных побед налоговики не ждут: показатели реальных доходов бизнеса еще, конечно, подрастут, но не намного – онлайн-кассы осталось установить предприятиям и ИП с небольшими оборотами. 

Сегодня в Западно-Казахстанской области зарегистрировано 19 280 ККМ, из них 11 788 – онлайн-ККМ, которые установили 8435 налогоплательщиков. Всего в области действуют 42 624 субъекта МСБ (зарегистрировано 49 958). Из них 41 222 ИП и 8736 юридических лиц.
И предприниматели, надо отметить, попыток экономить, в том числе на налогах, не оставляют. Кто-то по-прежнему не пробивает все онлайн-чеки, а кто-то не разобрался в идее установки ОККМ и, честно пробивая все чеки, указывает в своих налоговых отчетах низкую прибыльность.

«Есть предприниматели, которые полагают: данные, которые поступают с онлайн-касс, не проверяются. В результате у них нестыковки – по базе ОККМ один доход, а по отчетам – другой. А все данные с кассы напрямую идут в Комитет госдоходов, где формируется база данных на каждого субъекта МСБ», – объяснила г-жа Шайхиева. 

Cashback для покупателя

Напомним, передача сведений с онлайн-ККМ осуществляется по каналам связи сети телекоммуникаций общего пользования в последовательности: ККМ – оператор фискальных данных – уполномоченный орган. 

Сегодня в Казахстане определены три оператора фискальных данных – это АО «Казахтелеком», АО «Транстелеком» и ТОО «Кар-Тел».

Налоговые службы используют автоматизированный контроль – спецпрограмма отсылает уведомления предпринимателям автоматически. По итогам 2018 года программа нашла так много нестыковок, что фискалы смогли доначислить в бюджет круглую сумму. 

По администрированию с использованием сведений ОККМ 143 налогоплательщикам было направлено 157 уведомлений. 

По результатам этой работы доначислено и взыскано 94,1 млн тенге. Это, повторимся, деньги с тех доходов, которые при уже установленных онлайн-кассах бизнесмены пытались скрыть. Но и это не все. Как объяснили в департаменте, если уведомление отправляется только по крупным суммам, то по мелким суммам (1–2 тыс. тенге) направляется простое извещение. По ним насобирали еще 77,3 млн тенге. 

Судебных исков, штрафов и жалоб не было, заверили нас в департаменте госдоходов – с предпринимателями проводят беседы, а покупателям предложили включиться в процесс. 

«Для населения приняты стимулирующие меры при безналичных расчетах – начисление cashback от банков второго уровня и проведение лотерей. Для бизнеса при покупке ОККМ уменьшается сумма уплачиваемых налогов на стоимость кассы, отменяются требования по пломбированию ККМ и ведению учета наличных денег», – напомнила руководитель управления ДГД.

План по дополнительным поступлениям налогов за счет администрирования с использованием сведений ОККМ за пять месяцев текущего года налоговики ЗКО исполнили на 113,3%, собрав, как уже сказано, 171,5 млн тенге. Общий план 2019 года – 909,2 млн. Но аналитики ДГД считают: собрать почти миллиард вряд ли удастся – реальные объемы налогооблагаемой базы почти определились и дальше десяти выявленных миллиардов эти показатели далеко не уйдут.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций