Правительство решило поддержать легкую промышленность страны

Одной из самых действенных мер их господдержки должно стать расширение рынков сбыта за счет госсектора

Казахстанское правительство в рамках развития экономики простых вещей намерено сосредоточиться на массированной поддержке отраслей стройиндустрии, легкой и мебельной промышленности. Как сообщил министр индустрии и инфраструктурного развития Роман Скляр, его ведомством совместно с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» разработаны мастер-планы развития этих отраслей. А одной из самых действенных мер их господдержки должно стать расширение рынков сбыта за счет госсектора.

Три сектора экономики были выбраны для акцентированной поддержки профильным министерством по той простой причине, что основная масса товаров «экономики простых вещей» производится именно в отраслях стройиндустрии, легкой и мебельной промышленности. В Казахстане с начала февраля реализуется программа льготного кредитования представителей «экономики простых вещей», но, помимо финансовой подпитки (по сведениям Романа Скляра, из 600 млрд тенге, выделяемых на господдержку экономики, 400 млрд будет влито в предприятия обрабатывающей промышленности и в сферу услуг), сектору «экономики простых вещей» необходима системная поддержка государства.

«По вашему поручению совместно с заинтересованными государственными органами и Национальной палатой предпринимателей Казахстана нами разработаны дорожные карты развития легкой и мебельной промышленности и строительных материалов», – сообщил Скляр премьер-министру Казахстана Аскару Мамину на заседании правительства 5 марта.

По его словам, основным предназначением этих мастер-планов будет нахождение проблем и сдерживающих факторов развития данных отраслей – и выработка мер по их разрешению. Первая – общая для всех отраслей экономики – проблема уже найдена: недоступность финансирования попытаются покрыть упомянутыми 400 млрд тенге, а в дальнейшем эту проблему попытаются разрешить обеспечением предприятиям данных сфер увеличением рынка сбыта, в первую очередь за счет госзаказа.

Министр должен сидеть в отечественном кресле

«В целях увеличения сбыта продукции данных отраслей и дозагрузки действующих предприятий в регулируемых закупках дополнительно предлагается ежегодное увеличение доли местного содержания на 20%, при этом в целях недопущения лжепроизводителей поставщик должен будет подтвердить свою производственную мощность индустриальным сертификатом», – сообщил министр индустрии и инфраструктурного развития.

Помимо этого, добавил он, НПП и МИИР намерены провести работу с торговыми сетями для того, чтобы те увеличили места под отечественные товары на своих полках (соответственно, либо увеличили забор продукции у казахстанских производителей, либо вообще впервые заключили договора о поставках со многими из них). О дальнейшей помощи в продвижении отечественного на отечественном рынке министерство готово говорить только в том случае, если бизнес возьмет на себя встречные обязательства – по количеству, качеству, расширению и, как следствие, увеличению рабочих мест и налоговых выплат, заметил министр.

При этом упомянутыми дорожными картами предусмотрена и зачистка рынков от недоброкачественной продукции, причем как зарубежной, так и внутренней. Скляр, в частности, пообещал усилить контроль за качеством продаваемой в Казахстане продукции путем разработки национальных стандартов качества в каждой отрасли и усовершенствовать правила по изъятию и уничтожению небезопасной продукции. Так что брать на себя определенные обязательства по качеству бизнесу волей-неволей придется, иначе просто с рынка вытеснят.

Когда частную шерсть можно путать с государственной

Помимо проблем с финансированием и рынками сбыта дорожные карты трех системообразующих экономику простых вещей отраслей выявили еще одну системную проблему: сырьевую, как это не забавно звучит применительно к казахстанской экономике, которую часто называют сырьевой. Министр не стал останавливаться на масштабах этого дефицита, а сразу перешел к мерам, которые должны его ликвидировать.

«Для решения данного вопроса предусмотрены мероприятия по развитию собственной сырьевой базы, которая необходима для производства высокомаржинальной продукции. В легкой промышленности это стимулирование переработки хлопка-волокна, шерсти, организация производства искусственных и синтетических материалов, – сказал Скляр. – В отношении строительных материалов будет проведен анализ сырьевого потенциала страны для дальнейшего производства продукции высокого передела», – добавил он во время заседания правительства.

А затем разложил по полочкам то сырье, которым страна себя обеспечивает сама, и то, которого ей не хватает. По его данным, на сегодня в Казахстане налажено производство грубой шерсти, из которой можно произвести войлок, утеплители и другую продукцию. Но для производства костюмов, пальто и другой одежды необходима тонкорунная шерсть, которая производится в Казахстане в малых объемах: по словам министра, в краткосрочном периоде данное сырье будет закупаться из третьих стран, в долгосрочной перспективе будет налажено его собственное производство.

Помимо этого для обеспечения сырьем кожевенных производств будет организована система сбора и сдачи шкур, чтобы в дальнейшем производить куртки и дубленки в промышленных масштабах. А вот часть хлопка Казахстану придется импортировать, похоже, еще долго: слишком капризная и теплолюбивая культура для внутреннего производства.

Хлопоты о хлопке и керамике

«В наличии имеется производство коротковорсного хлопка, который используется для пошива спецодежды и обмундирования. Используемый для выпуска одежды для населения средневолокнистый хлопок на первом этапе будет обеспечен за счет импортных поставок. В долгосрочной перспективе переработка данного вида сырья будет поддерживаться государством», – пообещал министр.

Проблемы стройиндустрии, по словам Скляра, связаны с нехваткой гранита, мрамора, кварцевого песка и ряда других позиций – и здесь государство намерено выступить организатором разворачивания обогатительных комбинатов для производства стекла, керамики, санфаянса и кафеля. В мебельной промышленности ключевой задачей является организация производства полуфабрикатов (ДСП и ДВП) для обеспечения потребности действующих предприятий по выпуску офисной и домашней мебели.

Также МИИР готово взять на себя решение проблемы обеспечения предприятий высококвалифицированными кадрами: министр пообещал, что при формировании государственного образовательного заказа будет учитываться отраслевая потребность бизнеса.

«Предусматриваются меры по привлечению инвестиций в указанных отраслях на реализацию проектов с применением передовых технологий, в целом же мы преследуем цель развития этих отраслей по всей технологической цепочке добавленной стоимости – от сырья до готовой продукции», – заявил глава МИИР.

По его данным, дорожными картами трех отраслей на данный момент предусматривается реализация более 150 мероприятий, по итогам которых в ближайшие три года доля местного содержания в регулируемых закупках по производимым товарам должна увеличиться более чем на 50%, при условии увеличения качества продукции, разумеется.

«Реализация предлагаемых мер позволит ежегодно увеличить производство строительных материалов, продукции легкой и мебельной промышленности на 73 млрд тенге, а всего за период 2019–2021 годов на 219 млрд тенге», – озвучил Скляр ожидаемый от дорожных карт эффект.

Экономика простых вещей: ожидания и предложения

Как следовало из доклада министра 5 марта, выделение 400 млрд тенге на поддержку обрабатывающего сектора позволит запустить производство порядка 250 промышленных товаров, которые ежедневно используются казахстанцами, и значительно снизить долю их импорта с 82% до 59% в ближайшие три года.

Дальнейшее же финансирование проектов бизнеса в рамках развития «экономики простых вещей» к 2025 году позволит снизить долю импорта такой продукции с 59% до 37%, одновременно позволив создать порядка 16 тыс. постоянных рабочих мест и обеспечить дополнительные налоговые поступления в бюджет на уровне 1,1 трлн тенге ежегодно. Вклад реализации программы в экономику страны до 2025 года составит 2,4% ВВП.

На сегодня в программе льготного кредитования представителей «экономики простых вещей» участвуют пять банков второго уровня с начала февраля текущего года, когда началась реализация данной программы в них поступило более 30 заявок на общую сумму 35 млрд тенге. При этом МИИР и «Атамекен» уже предлагают скорректировать положения этой программы, предусмотрев, наряду с субсидированием проектов, возможность гарантирования кредитов.

По информации фонда «Даму», в ходе реализации программы «Дорожная карта бизнеса-2020», 80% проектов, получивших субсидии, были прогарантированы со стороны государства. Причиной этому является перекредитованность бизнеса и отсутствие необходимой залоговой базы.

Помимо этого, предлагается увеличить действующий порог гарантирования в рамках «Дорожной карты бизнеса» с 20% до 50% по проектам до 1,8 млрд. тенге в сфере обрабатывающей промышленности, при этом собственное участие бизнеса останется не менее 50% от стоимости проекта. Наконец, в рамках новой программы предлагается предоставить возможность финансирования оборотного капитала до 50% от размера кредита.

«По данным НПП «Атамекен», основная проблема предприятий обрабатывающей промышленности – нехватка оборотных средств, вследствие чего средняя загрузка предприятий в обрабатывающей промышленности составляет не более 50%, – пояснил Скляр. – Увеличение объема финансирования позволит задействовать производственные мощности в полном объеме. А в целях недопущения отвлечения средств на иные цели предлагается запретить использование выделяемых оборотных средств для проведения расчетов по налоговым и иным обязательным платежам, оплате текущих платежей по обслуживанию кредитов, займов или договоров лизинга и иные цели, не связанные с осуществлением основной производственной деятельности», – заключил он.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Адамдар онлайн қызмет арқылы не нәрсеге көп тапсырыс беріп жатыр?

Онлайн жеткізу қызметі өкілдері қазіргі ахуал жайлы айтты

Фото: Офелия Жакаева

Коронавирус пандемиясы бүкіл сала атаулыға зор-зобалаңын ала келгені рас. Экономиканың ірі саласынан бастап майда-шүйде құрылымдарға дейін шаруасын шатқаяқтатып алды. Әлі еңсесін тіктей алмай жатқандары қаншама...

    Бірақ таяқтың да екі ұшы бар. Адамдардың жаппай карантинге жабылуы (стационар, үй карантині), халықтық деңгейдегі оқшаулану, азаматтардың еркін қозғалысының шектелуі жұртшылықтың қалаған дүниесіне онлайн тапсырыс беруіне мәжбүр етті. Әрине, онлайн жеткізу қызметі пандемияға дейін де белсенді жұмыс істеп тұрды. Бірақ жоғарыда айтылған ТЖ және карантин режимінің енгізілуі һәм күшеюі бұл саланың бәсін тіпті арттыра түсті деуге болатындай.  

Kursiv.kz тілшісіне сұхбат берген онлайн-дүкен иелерінің айтуынша, биыл халықтың табысы тым тұрақсызданып кетті. Оның үстіне елдің екінші мәрте локдаунға кетуі де азаматтардың төлем қабілетін әлсіретіп тастаған. Сол себепті, тапсырыс та тұрақты емес. Бірақ, бар. 

251.jpg

Ділмұрат Юлдашев

 

«ТЖ режимінен кейін тұрғындар тарапынан сұраныс 40-50 пайызға дейін азайып кетті. Наурыз – мамыр айлары кезінде халық негізінен үйде отырып, онлайн тапсырысты жиі берген болатын. Адамдар мына тауарға көп тапсырыс береді деп басып айту қиын. Біздің гипермаркеттің ассортиментінде 70 мыңнан астам тауар болғандықтан әр сатып алушының қызығатын өзіндік өнімдері бар. Күн сайын орта есеппен 20 тапсырыс қабылдаймыз. Шілде айындағы орташа чек құны 15 мың теңгеден астам. Маусымға қарағанда осы айда сатылым 10-20 пайызға артты»,- дейді «Carefood.kz» Интернет-дүкенінің жетекшісі Ділмұрат Юлдашев.

Оның айтуынша, клиенттер үйден шықпай-ақ онлайн-дүкеннің сөресімен еркін таныса алады. 

«Онлайн жеткізіп беру қызметі қарқынды дамып келе жатыр. Covid-19 пандемиясы біздің азаматтарды онлайн қызметті пайдалануға мәжбүрледі десе де болады. Кез-келген тауар түріне үйде отырып тапсырыс беру өте ыңғайлы – дүкенге барып, 3-4 пакет арқалап жүрмейді. Тек сайтқа кіріп тапсырыс беру жеткілікті, біздің қызметкерлер сізге ыңғайлы кез-келген уақытта апарып береді. Сондай-ақ біздің дүкенде тапсырысты онлайн рәсімдеуге де мүмкіндік бар. Яғни, сіз біздің дүкеннің ассортиментін көргіңіз келсе, онда қызметкерлеріміз ватсаптың бейнеқоңырауы арқылы хабарласып, сіздерге ассортиментті көрсетеді. Сіз ұнаған затыңызға тапсырыс бересіз. Алдағы уақытта онлайн қызметті тұтынушылар саны өсе түседі деп ойлаймын»,- дейді ол. 

Сонымен қатар, Ділмұрат өзі басқаратын интернет-дүкен қызметкерлерінің 42 500 теңге біржолғы әлеуметтік төлемді алмайтынын да айтты. 

«Қызметкерлерімізге жалақы төлеу тұрғысынан ешқандай қиындық жоқ. Қазіргі кезде жұмысшыларымызды ақысыз демалысқа жіберудің еш қисыны жоқ. Себебі, жұмыс қызып тұр. Ал тұрақты жұмыс тоқтамағандықтан біз олардың атынан 42 500 теңгеге өтініш бермейміз»,- деді Ділмұрат Юлдашев. 

    Ал «Домосед» интернет-дүкенінің иесі Игорь Пуликов қазір көпшіліктің қайтадан дүкендерге бара бастағанын, сол себепті онлайн-тапсырыс біршама азайғанын айтады.

Игорь 1.jpg

Игорь Пуликов

«ТЖ режимі аяқтала салысымен мамыр айының орта шенінен бастап тапсырыс көбейіп еді. Қазір қайтадан азайып кетті. Дегенмен салыстырмалы түрде белсенділік сақталып отыр. Енді қазір дүкендер ашылды. Адамдар қалаған жеріне бара алады. Бұрыннан келе жатқан клиенттеріміз және карантин кезінде тапсырыс беріп, қызметімізге көңілі толған клиенттеріміз бізбен бірге жұмыс істеуін жалғастыруда».- дейді ол. 

Игорь азаматтардың жаз мезгілінде не нәрсеге көбірек тапсырыс беретінін де айтты. 

«Орташа айлық табысты есептеу қиын. Бәрі түскен тапсырыс санына байланысты. Біз қазір күніне орта есеппен 20-30 тапсырыс аламыз. Бұл өте тамаша демесек те, тәп-тәуір көрсеткіш. Адамдар негізінен азық-түлікке жиі тапсырыс береді. Соның ішінде жеміс-жидек, азық-түлікке түсетін тапсырыс өте көп. Қазір жаз кезі ғой. Сондықтан жеміс пен көкөністің алға шығуының себебі түсінікті. Күзге таман етке деген сұраныс артады. Халықтың дәл қазіргі сәттегі төлем қабілеті төмендеп кетті. Адамдарда артық ақша жоқ екені бірден байқалады. Мұны тапсырыстың елеулі түрде азайғанынан да байқаймыз. Қазір көбі келесі айдың басында түсетін жалақыны, зейнетақыны күтіп отыр. Сондықтан ай соңында тапсырыс тіпті құлдырайды»,- дейді Игорь Пуликов. 

Интернет-дүкен иесінің айтуынша, қазір компанияда маман жетіспеушілігі проблемасы жоқ. 

«Бізде қазір курьер тапшылығы жоқ. Қала ішінде жаяу да, көлікпен де қозғалуға шектеу жоқ. Ең бастысы карантин талаптарын сақтасаң болғаны. Біздің қызметкерлер тапсырысты еркін жеткізіп беріп жатыр. Бұдан қиын кезде де, наурыз-сәуір айларында да жұмыс істегенбіз. Сондықтан қазіргі жағдайда тұтынушылардың тапсырысын орындау еш қиынға соқпайды. Тапсырыс өте көп болса 10 адамға дейін, ал әдеттегі күндері 5-7 адам жұмыс істейді. Олардың бәрі қажетті техникамен қамтылған. Жалақы төлеу тұрғысынан да қиындық туындап жатқан жоқ. Олардың бәрі ресми жұмыс істейді, тиісті зейнетақы жарналары жүріп жатыр. Сондықтан қызметкерлерім үшін 42 500 теңгеге өтінім бермеймін»,- дейді ол. 

Тек тамақ өнімдерін жеткізумен айналысатын Wolt сервисі өз тұтынушыларынан ақшаны онлайн түрде ғана алады. Онлайн-дүкен саудаласудың қолма-қол түріне шектеу қойған. 

Алибек.jpg

Әлібек Есов

 «Тапсырысты сайт арқылы немесе мобилді қосымша арқылы рәсімдеуге мүмкіндік қарастырылған. Бізде қолма-қол төлем қабылданбайды, клиенттер тек қана Apple Pay/ Google Pay немесе банк картасы арқылы ғана төлем жасайды. Коронавирустің таралуы барлық сервистің өз қызметтері мен мүмкіндіктерін қайта қарастыруына мәжбүрледі. Біз де жағдайға бейімделіп жатырмыз. Клиенттер, серіктес мейрамханалар, курьерлер және қызметкерлеріміз үшін қатер туындамас үшін барынша сақтық шараларын қолға алдық. Сәуір айында тегін жеткізіп беру қызметін іске қостық. ТЖ режимі кезінде қызметкерлеріміз үйден жұмыс істеді. Курьер жинау және жаңа мейрамханаларды серіктес ету ісі де онлайн (бейне-конференция) атқарылды»,- дейді сервис басшысы Әлібек Есов. 
 

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg