Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1 просмотр

Почему Казахстан теряет рынок Афганистана?

По словам Владимира Божко, раньше страна поставляла 2 миллиона тонн пшеницы и муки в Афганистан

Фото: Аскар Ахметуллин

Казахстан, еще два года назад поставлявший в Афганистан 2 миллиона тонн пшеницы и муки, сегодня уступает свои позиции предпринимателям из Узбекистана. На это указал на правчасе вице-спикер мажилиса Владимир Божко.

«В свое время мы поставляли 2 миллиона тонн пшеницы и муки в Афганистан. Сейчас мы вынуждены констатировать, что мы этот рынок теряем. Потому что его занимает представитель узбекского бизнеса, который по дешевке закупает у нас зерно, построили много мельниц, и сейчас его поставляют в Афганистан. Плюс отдельные страны Центральной Азии, региона имеют заградительные таможенные пошлины для наших товаров. Что делает ваше министерство, чтобы мы активизировали»,  - задался вопросом вице-спикер Мажилиса Владимир Божко.

В ответ вице-министр по инвестициям и развитию Тимур Токтабаев сообщил, что МИИР намерено нарастить количество товаров, экспортируемых в Афганистан.

По его данным, на сегодня туда экспортируются пшеница, мука, прокат, семена льна и природный газ на сумму более $520 млн.

«Тем не менее, у нас имеется потенциал еще на 24 товарные позиции нашего экспорта. Соответствующая работа министерством проводится. Сейчас отрабатывается совместно с нашими приграничными государствами, с Узбекистаном, Туркменистаном, самим Афганистаном вопрос загрузки наших терминальных мощностей, чтобы наша экспортная продукция могла там размещаться. И строительство новых грузовых терминалов на территории Афганистана. По железнодорожному и автомобильному транспорту добавлю, что сейчас формируется совместный перечень перспективных проектов, соответствующие бумаги между министерствами отправлены, мы ждем ответа от афганской стороны. По вопросу недропользования большая перспектива имеется. Как вы знаете, в Афганистане есть большие объемы нефти, меди, бериллия, марганца и олова. В настоящее время компании «КазМунайГаз», «Казгеология» ведутся переговоры по отбору потенциальных проектов. Из крупных проектов - это разработка трех нефтегазовых месторождений (Ятентаг, Тотимайдан и Тирпу - Kursiv). Эти месторождения сейчас находятся также в проработке. По всем этим направлениям работа проводится, мы ожидаем в ближайшее время результатов», - сказал он.

Прокомментировал он и вопрос относительно снижения заградительных пошлин и «моментов, которые имеются у нас на отдельных границах по пути наших товаров в Афганистан».

«Основной вопрос это, конечно, обеспечение хранения и перевалки нашей продукции. Поэтому в этом направлении сейчас на первом этапе есть план и программа загрузки существующих мощностей терминальных, отдельная программа по строительству новых мощностей. В июле ноябре 2018 года прошла совместная встреча представителей Казахстана, Узбекистана, Туркменистана на приграничных терминалах. Поэтому сейчас строительство на первом этапе признано нецелесообразным, на втором этапе строительство новых. Сейчас существующие терминалы, их планируется загрузить. Эти терминалы находятся в Узбекистане, Туркменистане», - резюмировал вице-министр. 

Его ответ не совсем удовлетворил Божко. 

«Мы вопрос о развертывании наших складов и наших элеваторов в Мазари-Шарифе ставили еще 8 лет назад. Из-за этого практически мы теряем (рынок Афганистана – Kursiv). Афганцы не хотят заключать с нами договор, поскольку три месяца идет мука, за это время меняется и зерно, и цены меняются. И они перестают заключать договоры с нами и работают с узбекскими компаниями», - указал он.


2758 просмотров

Польше не дадут реанимировать проект Одесса – Гданьск

И пойдет ли по этому пути казахстанская нефть в Восточную Европу

Коллаж: Вадим Квятковский

PKN Orlen заявляет о необходимости перенаправить казахстанскую нефть в Польшу через систему Одесса – Броды. У экспертов эта идея пока поддержки не находит. 

Нефтепровод Одесса – Броды был построен в 2001 году. Подразумевалось, что он будет продлен до Гданьска. Главным инициатором этого проекта выступает PKN Orlen, у которого семь нефтеперерабатывающих активов в Польше, Литве и Чехии и в планах – поглощение еще одной крупной польской компании Lotos. 

В Гданьске хотят чистой казахской нефти

Сейчас Одесса – Броды смыкается с трубопроводом «Дружба», по которому нефть доставляется в Польшу. Отдельный отрезок из Львовской области в соседнее государство не построен, но к разговорам о нем Польша и Украина возвращаются снова и снова. На форуме KAZENERGY это сделал Лукаш Холубовски, председатель правления OrlenPaliwa Sp., дочки компании PKN Orlen. «Мы зависим от поставок сырой нефти из России, но вдвое увеличили поставки из Казахстана, в следующем году будем наращивать поставки на 30%, – сказал Холубовски. – Казахстанская нефть транспортируется в Россию, смешивается с российскими сортами и в таком виде поступает на наши НПЗ. Но мы верим в возможность инвестиций в другой маршрут, для того чтобы сырая нефть поступала напрямую и не смешивалась с российскими продуктами».

Холубовски признает, что использование маршрута Одесса – Броды для обеспечения НПЗ в Литве, принадлежащего Orlen, будет обходиться дороже, но компания готова переплачивать. «Мне кажется, иногда надо платить больше для того, чтобы у нас была диверсифицированная система поставок сырья, не зависящая от одной страны», – заявил он.

Овчинка чистоты не стоит

По данным Казахстанского института нефти и газа, объем приобретаемой для переработки в Литве каспийской нефти в прошлом году составил 1,2 млн тонн, а в 2017 году – 1,3 млн тонн. Поэтому аналитики этого института сомневаются в осуществимости планов Orlen: даже если объем покупаемой нефти вырастет на 30%, помимо достройки отдельной ветки до Гданьска нужно строить еще и перемычку с трубой Каспийского трубопроводного консорциума, и за это вряд ли кто-то возьмется.

КТК также смешивает российскую нефть с каспийской, но, по словам заместителя генерального директора консорциума Каиргельды Кабылдина, технологически может обеспечить чистоту поставок. «Если будет востребованность чистой тенгизской нефти, можно это сделать и через Россию: прокачивать партиями нефть по тому же КТК в направлении Польши. Технически такие возможности существуют, но эти вопросы будут решаться только в том случае, если будет постоянный большой рынок спроса», – объяснил Кабылдин.

Сегодняшние 1,2 млн тонн нефти для переработки в Литве на фоне 61 млн тонн общего объема прокачки по КТК в прошлом году и 65 млн тонн, которые консорциум планирует прокачать по своей системе в нынешнем, – капля в море. К тому же, по словам Кабылдина, тенгизская нефть может оказаться технологически неприемлемой для европейских НПЗ без смешивания с Urals или с другими сортами нефти, потому что в ней высокое содержание серы. «Все эти вопросы должен регулировать рынок, а он сегодня не поддерживает финансирование подобных проектов», – резюмирует Кабылдин.

При всем богатстве выбора КТК пока безальтернативен 

Руководитель аналитического отдела компании PRISM Бенджамен Годвин напоминает, что КТК, начав свою деятельность одновременно с Одесса – Броды, к настоящему моменту прокачал через свою систему объем, сопоставимый с целым месторождением – 624 млн тонн нефти. И ни разу не останавливался, в отличие от украинской трубы. «Когда мы начинаем рассуждать об альтернативных КТК маршрутах, мы возвращаемся к политизации Черного моря, забывая об экономической составляющей вопроса, – говорит Годвин. – И есть пример трубы Баку – Тбилиси – Джейхан: объем политических усилий и кредитования был просто огромным, но сейчас не совсем понятно: а что дала эта диверсификация?» – говорит он.

По трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан Казахстан сейчас транспортирует около 3 млн тонн своей нефти в год, по системе КТК – 54 млн тонн. Это соотношение, по мнению главы энергетических исследований по России и Каспийскому региону IHS Markit Мэтью Сейгерса, показывает, что КТК – основной маршрут для поставок казахстанской нефти. «КТК стал намного более важной вещью, чем мы раньше могли себе представить: в прошлом году он прокачал три четверти казахстанского объема сырой нефти. Это подтверждает тот факт, что Россия является прекрасной транзитной страной, – говорит Сейгерс. – В начале 90-х мы считали, что Россия будет нестабильным поставщиком, поэтому и искали альтернативы, но она зарекомендовала себя надежным партнером», – заключает он.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций