Перейти к основному содержанию

749 просмотров

Пассажироперевозчики Уральска просят власти выделить им 1,5 млрд тенге в виде субсидий

Они предупреждают, что без дотаций из бюджета автобусные маршруты по городу в скором времени могут просто остановиться

Уже сейчас у одного из крупнейших уральских перевозчиков  - ТОО «ОралТехСервис» накопился долг перед поставщиками в размере 50 млн тенге. Топливо в долг предприятию  не отпускают. Другие пассажироперевозчики города утверждают, что пока долгов не имеют, но работают с минимальной прибылью и не могут позволить себе приобретать новые автобусы взамен субсидий, которые акимат Уральска готов давать только за обновление автопарков (в общей сумме на 2019 год акимат города выделил на субсидирование автобусных перевозок 179,1 млн тенге).

На встрече с представителями Регионального координационного совета в Палате предпринимателей под руководством Валерия Джунусова руководители городских автобусных парков четко обозначили проблему: действующий тариф 80 тенге не покрывает их затрат на обслуживание городских маршрутов.

С момента последнего поднятия тарифа - это был 2015 год (тогда проезд в городском общественном транспорте подорожал с 60 до 80 тенге - прим. «Курсив») стоимость дизельного топлива выросла в цене в 2,3 раза, запасных частей - в 2 раза, новые автобусы самой ходовой марки «ПАЗ»стали дороже в 3 раза.

«Наш бизнес - социально-значимый, -высказался в начале встречи генеральный директор ТОО «Западно-Казахстанский автобусный парк» Марат Абдрахманов. - В день 6 наших автопарков перевозят почти половину города - 140 тысяч человек. Мы понимаем, что повышение тарифа на проезд в автобусах - это мера непопулярная, она ударит по карману нашего населения. Но на данный момент складывается такая ситуация, что мы работаем практически себе вы убыток: реальная плата за проезд в городском транспорте при расчете отдела экономики акимата Уралска составляет 186 тенге. И по закону акимат обязан нам субсидировать разницу между тарифом и реальной стоимостью проезда. Но он этого не делает».

М. Абдрахманов отдельно остановился на процессе внедрения онлайн-билетирования в городских автобусах: по его словам, в месяц на один только маршрут №22 необходимо 2,5 млн тенге, чтобы оплачивать аренду валидаторов для осуществления транзакций по онлайн-оплате проезда. Таких денег у предприятия нет, тем более траты эти неоправданны.

«Мы полгода назад установили валидаторы на своих маршрутах, и заплатили за аренду аппаратов за этот период в размере 500 тыс. тенге, онлайн-оплату же за полгода люди внесли всего на сумму 250 тыс. тенге, - поддержал коллегу директор ТОО «Акжол-Авто» Эльдар Вагапов. - Никто не пользуется карточками при оплате проезда в автобусах. Акимат внедряет это новшество, но не популяризирует его среди населения. В итоге мы терпим убытки».

Заместитель акима города Уральска Бекжан Тукжанов пояснил собравшимся, что внедрение оналайн-билетирование - это мера, которая должна позволить отследить пассажиропоток, сделать прозрачной процедуру получения дохода пассажироперевозчиков и соответственно даст властям четкую картину - насколько перевозчики нуждаются в субсидировании.

«Никакой четкой картины по пассажиропотоку при  онлайн-билетировании не будет, - заявил руководитель Ассоциации пассажироперевозчиков ЗКО Аскар Муканов. - Люди не платят за проезд картами. У нас есть маршрут, на котором аренда валидаторов обходится в месяц в 250 тысяч тенге, при этом онлайн-оплату пассажиры вносят всего на 44 тысячи тенге. Пока схема с валидаторами не работает, нужно искать другие пути, чтобы отслеживать пассажиропоток, начать платить те субсидии, которые перевозчикам положены». 

Координатор встречи - Валерий Джунусов поинтересовался у перевозчиков: соответствует ли пассажиропоток, заявленный к выплате субсидий, реально проданным билетам.

«По моим маршрутам все строго - билеты мы выдаем каждому пассажиру, отчетность идет копейка в копейку, - заявил директор ТОО «ОралТехСервис». - Другой вопрос - нам не хватает этих денег на содержание автопарка, выплату зарплат, покупку ГСМ. На сегодня долг нашего предприятия перед поставщиками - 50 млн тенге. Дизтопливо нам покупать не на что. Если меры не предпринимать, то с пассажирским транспортом в городе может возникнуть коллапс».

Последнее высказывание спикера вызвало бурную реакцию среди членов Регионального совета.

«По городу ездит много маршрутов, на которых билеты пассажирам никогда не выдают, - высказалась руководитель Ассоциации малого бизнеса Шолпан Махмудова. - Где гарантия, что на этих маршрутах нет сокрытия доходов от налогов?»

«На мой взгляд, с субсидиями нужно поступить просто - поднять тариф до 180 тенге, а социально-незащищенным слоям населения платить из бюджета дотации на проезд, - внес свое предложение еще один член Регионального совета, руководитель ТОО «Кублей» Талгат Берекешев.

Однако Валерий Джунусов поспешил остановить коллег и заявил, что о повышении тарифа на проезд в городском транспорте вопрос даже не рассматривается. По его словам, средний класс - прослойка, которая в Уральске достаточно небольшая, ездит, равно как и бизнесмены, и чиновники, на личных авто. На общественном транспорте по городу передвигаются исключительно те, кого можно назвать социально-уязвимыми слоями населения.

«Реально акимат должен платить нам субсидии, исходя из имеющегося пасссажиропотока - 3,2 млрд тенге,  мы согласны на то, чтобы из этих денег нам выделили хотя бы половину - 1,5 млрд тенге, - вновь взял слово Марат Абдрахманов. - Проблема растет, как нежный ком, завтра, при отсутствии прибыли автобусные маршруты могут просто не выйти на линии».

Заместитель акима области Миржан Сатканов, присутствующий на встрече, заявил, что перевозчиков он услышал, и совместно с Региональным советом они будут искать варианты решения данной проблемы. 
 

1 просмотр

Как гостиничный бизнес Узбекистана пытается догнать растущий поток туристов

Власти республики объявили туротрасль стратегической и выделяют немалые средства из бюджета на поддержку этого бизнеса

Фото: Shutterstock.com/Marina Rich

Увеличить и количество гостиниц, и объем номерного фонда в два раза планирует Узбекистан уже до конца 2021 года – рынок требует все больше мест для туристов.

В 2019 году Узбекистан посетили 6,7 млн туристов. Три года назад этот показатель был равен лишь 2,2 млн человек. По оценке Всемирной туристской организации при ООН, республика сейчас на четвертом месте среди стран с наиболее динамично развивающейся туристической отраслью. Растущий поток гостей выявил слабые места, которые тормозят развитие туризма в Узбекистане. Одна из главных болевых точек – гостиничный фонд.

Койко-место под узбекским солнцем  

На начало года в Узбекистане, по данным Госкомитета по развитию туризма, насчитывалось 1,2 тыс. объектов инфраструктуры гостеприимства, 70% из них – это гостиницы, 18% – хостелы и 12% – другие виды размещения. Общий номерной фонд составляет 24 тыс. и рассчитан на 50 тыс. койко-мест. «Средний уровень загрузки гостиничного фонда по итогам 2019 года составил 83%. Это очень большой показатель. В пиковые сезоны порой невозможно найти свободного номера в Ташкенте и особенно в таких туристических центрах, как Хива, Самарканд, Бухара», – прокомментировал начальник департамента по стратегическому развитию и кадровым ресурсам Госкомтуризма Шухрат Исакулов.

По словам председателя Ассоциации отельеров Узбекистана Фарангиз Абдуллаевой, из-за повышенного спроса понятие сезонности для гостиниц становится менее актуальным. «Узбекистан всегда считался сезонным направлением. Но в 2019 году серьезная загруженность была на протяжении всего года», – подчеркнула Фарангиз Абдуллаева. 

Поддержать сумом

Провозгласив туризм стратегической отраслью, власти Узбекистана взялись за решение проблем с дефицитом гостиничного фонда. В 2019 году в стране стартовала программа субсидирования строительства новых отелей. Государство покрывает расходы застройщиков в размере 40 млн сумов ($4,2 тыс.) за один номер для трехзвездочных гостиниц и 65 млн сумов ($6,8 тыс.) за номер в «четырех звездах». 

Учредитель трехзвездочного отеля «Согдиана» в Самарканде Азиз Ташев – один из тех предпринимателей, кто такой поддержкой уже воспользовался. «Благодаря субсидии государства мы смогли покрыть свои расходы на 20%, а всего получили 4,08 миллиарда сумов (эквивалентно $428 тыс.). Это существенная поддержка для нас. Без дотаций со стороны государства ускоренно развивать туризм невозможно», – уверен Ташев. 

Программа субсидирования будет действовать до 2022 года. За это время количество гостиниц в стране должно вырасти вдвое – до 2,4 тыс, а номерной фонд увеличиться до 50 тыс. Только в прошлом году в Узбекистане появилось 270 новых объектов гостиничного бизнеса. 

Бросить все и уйти в туризм

Власти Узбекистана поддержали предпринимателей не только деньгами, но и административно – упростив порядок и требования к получению лицензии на данный вид деятельности. В результате в стране резко выросло число гостевых домов и хостелов. Именно они, по оценке Шухрата Исакулова, помогли выправить ситуацию в пиковые периоды туристического сезона 2019 года. 

Абдулазиз Икрамжанов полтора года назад с родителями открыл первый хостел в Ташкенте. Сейчас он более чем уверен, что у этого вида гостиниц большие перспективы в Узбекистане. «Мы не ощущаем большой конкуренции, да и разнообразия среди хостелов тоже пока нет. Узбеки привыкли жить в больших домах, а сейчас все больше к людям приходит понимание, что использовать свое жилище для размещения гостей – это нормально. Тем более что никаких проверок или дополнительных бумажек тоже не требуется», – говорит Икрамжанов. 

Отсутствие бюрократии при открытии гостиничного бизнеса приводит к тому, что некоторые предприимчивые владельцы жилплощади в многоквартирных домах регистрируют свое имущество как хостел. Ташкентские риелторы объясняют это тем, что из-за отсутствия номеров в гостиницах туристы часто выбирают посуточную аренду квартир. А по узбекистанским законам если иностранец находится в стране более трех дней, он обязан зарегистрироваться по месту пребывания. 

Хостелы, как и другие объекты размещения, зарегистрированы в единой операционной системе, с помощью которой ведется учет туристов.

«Мы сейчас наблюдаем такую картину, что те предприниматели, которые занимались другими видами деятельности, переключаются в сферу туризма. Потому что туризм быстро окупается. Тем более в условиях дефицита, который есть по номерному фонду», – прокомментировал Шухрат Исакулов. Нехватка средств размещения, по его словам, сказывается на ценовой политике гостиниц. «Стоимость номера в Узбекис­тане относительно выше, чем в других странах. В Ташкенте или Бухаре номер в трехзвездочном отеле будет стоить примерно 40–50 долларов», – отметил Исакулов. Он уверен, что ситуация изменится с появлением большего числа гостиниц в стране.

kak-gostinichnyj-biznes-uzbekistana-pytaetsya-dognat-rastushhij-potok-turistov-2.jpg

Фото: Shutterstock.com/Polina LVT

Красиво жить не запретишь

Рост туристической активности спровоцировал интерес к Узбекистану со стороны компаний, которые специализируются на строительстве пятизвездочных отелей и крупных гостиничных комплексов. В настоящее время в республике всего две гостиницы высшего сегмента – Hyatt Regency и Hilton, обе находятся в Ташкенте. К концу года в узбекской столице откроется отель сети Marriot, сообщила Фарангиз Абдуллаева. «Ведутся переговоры с Sheraton и InterContinental – это те бренды, которые были у нас на рынке, но по определенным причинам ушли с него. Сейчас они возвращаются, и очень активно. Была информация, но пока не подтвержденная, что и Four Seasons хотят войти на наш рынок. Большой интерес крупные бренды проявляют  к Самарканду. Крупные сети хотят выйти на узбекский рынок, потому что для гостиниц в стране действует много разных преференций», – акцентировала председатель Ассоциации отельеров.

Внимание глобальных гостиничных сетей к Узбекистану продиктовано в том числе и ростом деловой активности в стране, которая, в свою очередь, стимулирует развитие такого направления, как MICE-туризм. Этот вид туризма подразумевает проведение крупных бизнес-мероприятий, форумов, конгрессов и так далее. «Мы видим, что строятся отели с конференц-залами, потому что есть спрос, и неплохой. Благодаря этому Узбекистан может позиционировать себя как площадка для организации и проведения деловых мероприятий», – заявила Абдуллаева.

Отели без сервиса – деньги на ветер

Развитие сферы гостеприимства автоматически требует новых, квалифицированных работников отрасли.  Для организации качественного сервиса и подготовки персонала при Госкомтуризме был создан институт развития туризма – это научно-методологический центр, разрабатывающий стандарты и программы обучения, а в Самарканде открыт международный университет «Шелковый путь» для будущих менеджеров в индустрии туризма. 

Кроме того, в прошлом году под юрисдикцию Госкомтуризма перешли 18 профессиональных колледжей во всех регионах страны, а при Ассоциации отельеров Узбекистана появилась академия гостеприимства. Эти учебные заведения будут готовить линейный персонал для стратегически важной индустрии в целом и для гостиниц в частности.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif