Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


1095 просмотров

От контактов до контрактов: российский бизнес ищет партнеров на севере Казахстана

Товарооборот Павлодарской области с регионами РФ в прошлом году составил 1,8 млрд тенге

Фото: Валерий Бугаев

В Павлодар прибыла бизнес-делегация из российского города Омска. В формате В2В компании обоих регионов обменивались информацией, подписывали меморандумы и заключали контракты.

По-соседски

Губернатор приграничной Омской области РФ Александр Бурков вместе с членами правительства, директорами предприятий и бизнесменами прибыл в Павлодар для укрепления экономических связей. В рамках бизнес-встреч в формате В2В на площадке павлодарского филиала палаты предпринимателей был подписаны ряд меморандумов и контрактов. 

Так, ИП «Талисман» из приграничного российского региона и павлодарское ТОО «PROGRESS GROUP PLUS» будут сотрудничать в области туризма; заключили контракт ТОО «Белград» и ООО «Производственный центр снабжения «Сибирь» на поставку товаров народного потребления; меморандумы о сотрудничестве подписали ТОО «Интерфуд» (Павлодар) и ЗАО «Завод розлива минеральной воды «Омская»; «Электроточприбор» (Омская область) и ТОО «Мастек-НС» (Павлодарская область). 

«Наша продукция ориентирована в основном на предприятия энергетики. Сегодня мы серьезно занимаемся шахтной техникой и сотрудничаем с Карагандой. Теперь бы нам хотелось расширять присутствие на рынке измерительных приборов. В этом плане нам интересен Павлодарский регион, учитывая большое количество энергопредприятий, расположенных здесь», – рассказал «Курсиву» представитель ООО «ТД «Электроточприбор» Алексей Григорьев

Еще одного партнера в Павлодаре нашло ЗАО «Завод розлива минеральной воды «Омский». Его представитель Игорь Тарасов рассказал, что с приграничными регионами Казахстана компания периодически работает с 2010 года. 

«Меняются дилеры. Не получилось – занялись другим. У нас в Петропавловске имеется пример, когда мы три года сотрудничали с предпринимателем, а потом он уехал в Сочи. Надеюсь, в Павлодаре мы наладим долгосрочные связи», – заметил спикер. 

Контракт с павлодарской компанией заключается на сумму 5 млн российских рублей с условием о 100% предоплате.

«В год мы производим порядка 14 млн бутылок. Если говорить об объемах, поставляемых в Казахстан, то это порядка 2% от объема производства», – уточнил Игорь Тарасов. 

Кроме того, в ходе визита достигнута договоренность Палаты предпринимателей Павлодарской области с ОАО «Международный выставочный центр «ИнтерСиб» об оказании содействия в проведении Сибирского инновационно-промышленного форума «Промтехэкспо» в марте текущего года.

Определены точки роста

Губернатор Омской области Александр Бурков попросил акима Павлодарской области Булата Бакауова оказать содействие российским предприятиям в сотрудничестве с павлодарскими предпринимателями и выстраивании торговых отношений. 

В свою очередь Булат Бакауов дал понять, что также рассчитывает на плодотворное взаимодействие с Омским регионом. Он напомнил, что примеры крепких торговых связей имеются. Так, павлодарская компания «КЭММИ» открыла свое представительство в Омске, ТОО «Крендель» готовится выйти на омский рынок со своей франшизой. 

Перспективные темы

Были обозначены и те направления взаимодействия, которые еще предстоит развивать, прежде всего логистику. Если автомобильное сообщение отлажено и работает бесперебойно, то возможности речного не используются в полной мере уже давно. Между тем регионы объединены трансграничной рекой Иртыш.

«Судоходство – это тема перспективная. И проблема не только в отсутствии дноуглубления, но и в регулировании сброса воды. Поэтому нам необходимо составить план нашей работы, необходимо восстановить былую славу судоходства», – отметил глава Павлодарской области.
 
Российский коллега с ним согласен. «Надо возрождать былую славу Иртыша, потому что товарооборот у нас большой, $280 млн. Везем либо машиностроительную технику, либо сыпучие материалы из Казахстана. Из Омской области поставляется лес. Но цена на транспортировку по водным путям ниже. Более того, для нас регулирование водных ресурсов важно с точки зрения экологии. Если говорить о стратегическом развитии отношений, экономических связей, думаю, что экономика внутренних водных путей перспективна», – отметил Александр Бурков.

По мнению губернатора, большой потенциал для двух территорий имеет международное сотрудничество и в сфере информационных технологий. 

«Мы увидели достижения казахского телекома, они впечатляют, но в то же время и нам есть что предложить для совместной деятельности. В нашем регионе осуществляет работу некоммерческое партнерство НП «ИТ-Кластер Сибири». Оно объединяет ресурсы IT-компаний региона для информационных проектов и подготовки специалистов. Кроме того, в Омской области организован крупный IT-форум. В начале февраля 2019 года прошел уже четвертый форум. В апреле подобное мероприятие пройдет и в Павлодаре. Это результат взаимодействия омских и казахстанских компаний», – считает г-н Бурков. 

В сфере энергетики между омским научно-производственным предприятием «Мир» и крупными компаниями Казахстана – «Павлодарэнерго», АО «Алюминий Казахстана» и УПНК – уже налажено плодотворное сотрудничество. Омская область заинтересована в централизации электрических сетей на территории приграничного региона. 

«Мы готовы поставлять цифровые технологии и оборудование, а вот, например, монтажные и пусконаладочные работы будут выполнять предприятия Павлодарской области. В этом случае по данному проекту порядка 60% объема работ будет приходиться на Павлодарскую область, а остальное – на НПО «Мир». При увеличении объемов предлагается рассмотреть возможность открытия предприятия по совместной разработке и запуску цифровых технологий в электрических сетях Республики Казахстан», – отметил губернатор. 

К слову, в сентябре 2019 году в Омске пройдет 16-й форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана. Главными станут вопросы развития приграничного партнерства. 

Товарооборот между Павлодарской областью и Россией по итогам 2018 года составил $1,8 млрд, из них $1 млрд – экспорт. По сравнению с 2017 годом рост составил 27%. На 2019 году планируется увеличить объем поставок товара на 15%.

Павлодар экспортирует в Омский регион сельскохозяйственную продукцию; инертные материалы, щебень. Из Омской области в Павлодарскую поставляются семена, сельхозоборудование, лес.


1 просмотр

Как международные консультанты помогают развиваться казахстанским предпринимателям

И насколько качественны услуги зарубежных специалистов

Фото: Shutterstock

О том, как структурировать бизнес-процессы и достичь высоких показателей, задумывается, пожалуй, каждый, кто рискнул начать собственное дело. Но при этом мало кто знает, что такую помощь могут оказать так называемые бизнес-консультанты. Правда, найти специалиста, который действительно может решить все задачи, довольно непросто, но возможно. 

Сегодня уже можно сказать, что сменилось три поколения с момента развития казахстанского бизнеса. Первые его представители, а иначе «челноки», появились еще в 90-е годы. В тот момент основной движущей силой рынка были простые сделки по купле-продаже. Бизнес-процессы, а тем более планирование хотя бы на среднесрочную перспективу в расчет не брались. Все это стало появляться с началом нулевых, когда прошли первые пенсионные и земельные реформы, а бизнес начал выходить из тени. 

Наконец, в настоящее время, когда стратегия и планирование становятся основой для казахстанского предпринимательства, отечественные бизнесмены стали все больше внимания уделять образованию, новым знаниям, которые бы способствовали развитию их дела быстро и с наименьшими затратами. И здесь на помощь приходят так называемые бизнес-консультанты, которые, анализируя ситуацию, помогают решить поставленные перед компаниями задачи и тем самым выйти на более высокий международный уровень, а топ-менеджменту – мыслить более масштабно. 
Разброс предложений таких бизнес-консультантов достаточно широк. 

Вопрос лишь в том, насколько качественны их услуги. Как отмечают представители казахстанских компаний, не так давно собравшиеся в Алматы на пресс-завтраке, организованном Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), главное, чтобы выбранный консультант был специалистом в той сфере, на которую ориентирован бизнес, которому он оказывает консалтинговые услуги, и, помимо этого, хорошо знал особенности местного рынка. 

Вопрос в продуктовой линейке

«Можно сказать, что я попал в бизнес случайно. Мой коллега предложил производить детские шампуни, а потом мы познакомились с большим профессиональным рынком, о котором вообще ничего не знали. Мы стали тщательно его изучать и сегодня уже пришли к выпуску профессиональной химии, которая используется в гостиницах и ресторанах. Но в тот момент, когда мы впервые узнали, что ЕБРР предоставляет консультантов, очень заинтересовались этим. И хотя мы уже знали специалистов, с которыми хотели бы работать, для нас, как для начинающих, их услуги были слишком дороги. Поэтому помощь со стороны ЕБРР оказалась очень даже кстати», – рассказал директор казахстанской компании Goldman and Young Диас Ягмуров.

Самая большая проблема, по его словам, для молодых бизнесменов заключалась в том, чтобы научиться разрабатывать и производить продукт, который был бы востребован на рынке. «На самом деле вопрос, как правильно развиваться, весьма важен. Ведь клиент ждет не просто продукта, клиент ждет сервиса и решения своих проблем. И чтобы правильно решать его проблемы с тем продуктом, как раз и нужны знания. А у нас в Казахстане в этом большой пробел, – отмечает Диас Ягмуров. – А на деле важно правильно выбрать продуктовую линейку. У нас хорошие химики. Но когда пришел наш консультант, проанализировал бизнес-процессы компании, то сразу же сказал, что у нас не совсем правильный подход – он не решает одну проблему – посуда должна выходить сухой. Наши химики сразу поняли, что они должны сделать. Разработали немного другой продукт. Скажем, в ресторане после мойки надо ведь еще и вытирать посуду. А это дополнительные затраты. Взять хотя бы воду, она же везде разная. Если вода жесткая, то на посуде остаются подтеки. И такие нюансы при изготовлении химической продукции необходимо учитывать. Вот здесь как раз и кроется весь секрет: как правильно настроить продукт, как правильно его монетизировать, как правильно его использовать».
 
Бизнесмен считает, что, получив возможность работать с международным консультантом, он решил еще один вопрос, который позволил увеличить число продаж в разы. «Во-первых, мы разработали правильную продуктовую линейку, а во-вторых, получили хороший опыт и обширную клиентскую базу, причем не только в Казахстане, но и в других странах. А это, согласитесь, уже совсем другой уровень. После работы с консультантом мы заключили контракт с одним из крупнейших производителей химической продукции Diversey. Кроме того, мы стали поставщиками по программе местного развития «Тенгизшевройл», – делится Диас Ягмуров. 

Выход на новые рынки

А вот АО «Алматинский дрожжевой завод» – единственное в стране специализированное предприятие, выпускающее хлебопекарные дрожжи, – обратилось к консультантам за международной экспертизой. Отраслевой специалист из Турции с большим опытом работы на мировые бренды помог предприятию значительно улучшить качество продукта, снизить себестоимость на 10%, увеличить срок годности дрожжей с 25 до 45 дней и повысить производительность оборудования в два раза. А эксперт из Сербии помог отработать вопросы маркетинга и продаж.
 
«Мы улучшили технологию, внутреннюю экономику, но при этом снизили энергозатраты. Все это позволило нам сохранить свой уровень. Обратившись к консультантам, мы достигли двух целей: во-первых, мы получили конкурентоспособный продукт мирового уровня; во-вторых, мы улучшили внутреннюю экономику предприятия, что позволило нам в течение двух лет не поднять ни на одну копейку поднять цену нашего продукта. Мало кто может этим похвастаться», – говорит президент АО «Алматинский дрожжевой завод» Владимир Егуткин.

По его словам, работа с консультантами заняла в общей сложности два с половиной года. И сегодня предприятие вышло на тот уровень, когда у него появилась возможность экспортировать свой товар на рынки соседних стран. «Изначально мы выходили на наш казахстанский рынок со своей продукцией, но этому есть ряд причин, связанных не только с качеством, но и с экономическими вопросами. Однако здесь самое главное то, что мы достигли конкурентного качества. Сегодня свой товар мы экспортируем в Россию, Кыргызстан. По чуть-чуть открывается для нас Узбекистан. Очень закрытый для нас до недавнего времени рынок. Они очень осторожно подходят к тому, чтобы освобождать цены на хлеб. Все-таки это социальный продукт. И там все-таки много людей, чей жизненный уровень ниже среднего и для которых хлеб является основным продуктом питания», – говорит г-н Егуткин. 

Объемный вопрос

В свою очередь бизнес-консультанты рассказали о проекте, который год назад стартовал в Усть-Каменогорске. По их словам, небольшое предприятие одновременно выпускало 350 видов уникальных продуктов – торты, печенье. Лишь после вопроса консультанта: «Зачем такой объем продукции?», менеджмент компании задумался, действительно ли такой размах стоит затраченных энергоресурсов.

«Временные потери, которые компания испытывала, переходя с одного продукта на другой, потом на третий, четвертый и так далее, были неимоверные. Люди на производстве буквально изнемогали, хотя производимый объем продукции был совсем небольшой. Продажи были хорошие, но трудозатраты оставляли желать лучшего. Ведь это комплексная работа: производственников, закупщиков, наконец, продажников, чтобы все 350 наименований продать», – отметил один из бизнес-консультантов, присутствовавший на мероприятии ЕБРР. 

Эксперты отмечают, что владельцы бизнеса зачастую создают продукт и горят своим делом. Но в реальности не всегда хорошая идея владельца подходит для рынка. Ведь здесь, помимо всего прочего, важно понимать, как оптимизировать процесс, не снижая доходов. 

«Если себестоимость твоей продукции является выше рыночной, то потом ее очень тяжело продвигать в массы. Есть два способа оптимизации: использовать не самые качественные ингредиенты или убирать потери, которые есть в процессе производства. И если я закончил производить один вид пирожного и перешел на другой, то вот эта перенастройка занимает время и создает массу неудобств для сотрудников. В итоге сокращение видов продукции с 350 до 120 за первые три месяца снизило продажи всего на 10–15%, но при этом издержки, связанные с производством, мы смогли снизить на 30–40%», – рассказал бизнес-консультант. 

По его словам, чтобы прийти к такому результату, потребовалось провести анализ маржинальности, чтобы выяснить, насколько прибыльный тот или иной продукт. Затем необходимо было проследить, насколько этот вид продукта тянет за собой другой сопутствующий продукт. «Это сочетание, когда один продукт является, образно говоря, локомотивом для других продуктов, нужно учитывать, и очень важно сделать сбалансированный портфель, который помогает компании минимизировать затраты и максимизировать прибыль», – отмечает эксперт. 

К слову, консультанты могут быть разные. Одни помогают местным компаниям выйти на более качественную систему управления, управления финансами или внедрения новых технологий. Другие – разработать улучшенную маркетинговую стратегию, увеличить производительность и расширить бизнес. Но всех их объединяет одно: профессионалы могут лишь рекомендовать своим клиентам выбрать те или иные направления, но окончательное решение всегда остается за предпринимателем.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

Почти 900 млн
тенге
пожертвовали казахстанцы кандидатам в президенты РК

Цитата дня

Сегодня я выступаю перед вами не в качестве президента страны: ради интересов страны и народа я принял непростое, но продуманное решение о прекращении своих президентских полномочий… Вся моя работа будет заключена в том, чтобы поддержать деятельность нового президента и обеспечить транзит в спокойной обстановке и продолжать ту работу, которую мы начали

Нурсултан Назарбаев
экс-президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций