Перейти к основному содержанию

1 просмотр

От контактов до контрактов: российский бизнес ищет партнеров на севере Казахстана

Товарооборот Павлодарской области с регионами РФ в прошлом году составил 1,8 млрд тенге

Фото: Валерий Бугаев

В Павлодар прибыла бизнес-делегация из российского города Омска. В формате В2В компании обоих регионов обменивались информацией, подписывали меморандумы и заключали контракты.

По-соседски

Губернатор приграничной Омской области РФ Александр Бурков вместе с членами правительства, директорами предприятий и бизнесменами прибыл в Павлодар для укрепления экономических связей. В рамках бизнес-встреч в формате В2В на площадке павлодарского филиала палаты предпринимателей был подписаны ряд меморандумов и контрактов. 

Так, ИП «Талисман» из приграничного российского региона и павлодарское ТОО «PROGRESS GROUP PLUS» будут сотрудничать в области туризма; заключили контракт ТОО «Белград» и ООО «Производственный центр снабжения «Сибирь» на поставку товаров народного потребления; меморандумы о сотрудничестве подписали ТОО «Интерфуд» (Павлодар) и ЗАО «Завод розлива минеральной воды «Омская»; «Электроточприбор» (Омская область) и ТОО «Мастек-НС» (Павлодарская область). 

«Наша продукция ориентирована в основном на предприятия энергетики. Сегодня мы серьезно занимаемся шахтной техникой и сотрудничаем с Карагандой. Теперь бы нам хотелось расширять присутствие на рынке измерительных приборов. В этом плане нам интересен Павлодарский регион, учитывая большое количество энергопредприятий, расположенных здесь», – рассказал «Курсиву» представитель ООО «ТД «Электроточприбор» Алексей Григорьев

Еще одного партнера в Павлодаре нашло ЗАО «Завод розлива минеральной воды «Омский». Его представитель Игорь Тарасов рассказал, что с приграничными регионами Казахстана компания периодически работает с 2010 года. 

«Меняются дилеры. Не получилось – занялись другим. У нас в Петропавловске имеется пример, когда мы три года сотрудничали с предпринимателем, а потом он уехал в Сочи. Надеюсь, в Павлодаре мы наладим долгосрочные связи», – заметил спикер. 

Контракт с павлодарской компанией заключается на сумму 5 млн российских рублей с условием о 100% предоплате.

«В год мы производим порядка 14 млн бутылок. Если говорить об объемах, поставляемых в Казахстан, то это порядка 2% от объема производства», – уточнил Игорь Тарасов. 

Кроме того, в ходе визита достигнута договоренность Палаты предпринимателей Павлодарской области с ОАО «Международный выставочный центр «ИнтерСиб» об оказании содействия в проведении Сибирского инновационно-промышленного форума «Промтехэкспо» в марте текущего года.

Определены точки роста

Губернатор Омской области Александр Бурков попросил акима Павлодарской области Булата Бакауова оказать содействие российским предприятиям в сотрудничестве с павлодарскими предпринимателями и выстраивании торговых отношений. 

В свою очередь Булат Бакауов дал понять, что также рассчитывает на плодотворное взаимодействие с Омским регионом. Он напомнил, что примеры крепких торговых связей имеются. Так, павлодарская компания «КЭММИ» открыла свое представительство в Омске, ТОО «Крендель» готовится выйти на омский рынок со своей франшизой. 

Перспективные темы

Были обозначены и те направления взаимодействия, которые еще предстоит развивать, прежде всего логистику. Если автомобильное сообщение отлажено и работает бесперебойно, то возможности речного не используются в полной мере уже давно. Между тем регионы объединены трансграничной рекой Иртыш.

«Судоходство – это тема перспективная. И проблема не только в отсутствии дноуглубления, но и в регулировании сброса воды. Поэтому нам необходимо составить план нашей работы, необходимо восстановить былую славу судоходства», – отметил глава Павлодарской области.
 
Российский коллега с ним согласен. «Надо возрождать былую славу Иртыша, потому что товарооборот у нас большой, $280 млн. Везем либо машиностроительную технику, либо сыпучие материалы из Казахстана. Из Омской области поставляется лес. Но цена на транспортировку по водным путям ниже. Более того, для нас регулирование водных ресурсов важно с точки зрения экологии. Если говорить о стратегическом развитии отношений, экономических связей, думаю, что экономика внутренних водных путей перспективна», – отметил Александр Бурков.

По мнению губернатора, большой потенциал для двух территорий имеет международное сотрудничество и в сфере информационных технологий. 

«Мы увидели достижения казахского телекома, они впечатляют, но в то же время и нам есть что предложить для совместной деятельности. В нашем регионе осуществляет работу некоммерческое партнерство НП «ИТ-Кластер Сибири». Оно объединяет ресурсы IT-компаний региона для информационных проектов и подготовки специалистов. Кроме того, в Омской области организован крупный IT-форум. В начале февраля 2019 года прошел уже четвертый форум. В апреле подобное мероприятие пройдет и в Павлодаре. Это результат взаимодействия омских и казахстанских компаний», – считает г-н Бурков. 

В сфере энергетики между омским научно-производственным предприятием «Мир» и крупными компаниями Казахстана – «Павлодарэнерго», АО «Алюминий Казахстана» и УПНК – уже налажено плодотворное сотрудничество. Омская область заинтересована в централизации электрических сетей на территории приграничного региона. 

«Мы готовы поставлять цифровые технологии и оборудование, а вот, например, монтажные и пусконаладочные работы будут выполнять предприятия Павлодарской области. В этом случае по данному проекту порядка 60% объема работ будет приходиться на Павлодарскую область, а остальное – на НПО «Мир». При увеличении объемов предлагается рассмотреть возможность открытия предприятия по совместной разработке и запуску цифровых технологий в электрических сетях Республики Казахстан», – отметил губернатор. 

К слову, в сентябре 2019 году в Омске пройдет 16-й форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана. Главными станут вопросы развития приграничного партнерства. 

Товарооборот между Павлодарской областью и Россией по итогам 2018 года составил $1,8 млрд, из них $1 млрд – экспорт. По сравнению с 2017 годом рост составил 27%. На 2019 году планируется увеличить объем поставок товара на 15%.

Павлодар экспортирует в Омский регион сельскохозяйственную продукцию; инертные материалы, щебень. Из Омской области в Павлодарскую поставляются семена, сельхозоборудование, лес.

663 просмотра

Общественный транспорт на юге может не выжить без субсидий

Почему льготники разоряют частные компании

Фото: Lucky Photographer

В Кызылорде выделенные на компенсацию расходов автопарка 1,2 млрд тенге потратили на погашение кредита. Частным компаниям не возмещают затраты за бесплатную перевозку льготников. Не лучше ситуация и в Шымкенте, где, по мнению местных перевозчиков, общественный транспорт не выживет без субсидий. 

Льготники разоряют частников

Не так давно РПП «Атамекен» направила запрос в отдел ЖКХ, пассажирского транспорта, автомобильных дорог и жилищной инспекции города Кызылорды относительно сложной ситуации, в которой оказались частные перевозчики. 

Из ответа госоргана следует, что в 2019 году ТОО «Автобусный парк «Кызылорда» получило субсидии за обслуживание пяти социально значимых маршрутов (№№1, 11, 14, 17, 18), которые использовало для оплаты платежа по кредиту Европейского банка реконструкции и развития. Заем в $26 млн был выделен в 2016 году на закупку 92 автобусов на природном газе. В 2018 году из-за девальвации тенге акимат области оптимизировал кредит до $18 млн, но сегодня перевозчик должен ЕБРР $7,2 млн.

Заместитель директора автобусного парка Канат Рахметов сообщил, что 1,2 млрд тенге субсидий им выделили решением областного маслихата для компенсации расходов по перевозке льготников. При этом он отметил, что частники тоже могут получить субсидии, но для этого нужно вести прозрачную деятельность. Это учет прибыли, выдача билетов, точная статис­тика пассажиропотока. Тогда их маршруты тоже могут признать социально значимыми и выделить субсидии.

Между тем представитель перевозчика Сайраш Оразбаева утверждает, что в 2017 году их вынудили возить льготников.

«Нам тогда сказали, что в день будут ездить один-два пенсионера старше 70 лет, максимум трое. Мы согласились. Но в итоге многие люди сделали фальшивые удостоверения, что им больше 70 лет. Аналогичные документы у якобы слепых. Затем стали махать корочками афганцы. Бесплатно ездят многодетные матери, инвалиды. Из-за всех этих льгот мы испытываем финансовые трудности. Почему мы должны бесплатно возить людей?! В день я теряю до половины из заработанных 15 тыс. тенге», – возмущается Сайраш Оразбаева. 

Кстати, в этом году на льготный проезд многодетным матерям было выделено 68 млн тенге. Акимату города было предложено перечислить перевозчикам эти средства, но их зачислили на счета матерей. Аналогичным образом поступили и с деньгами на льготный проезд студентов – это 92 млн тенге. В итоге частные перевозчики так и не получили ни тиына.

Не по закону

У президента кызылординского областного общества по защите прав потребителей Серика Тенизбаева свое мнение по поводу притязаний частников.

«В городе сегодня лишь один официальный перевозчик – автобусный парк «Кызылорда», но лишь с шестью маршрутами из 29. На остальных маршрутах частники работают незаконно, лишь на основании продления договора с автопарком», – отмечает Тенизбаев.

Напомним, автобусный парк «Кызылорда» был создан в 2013 году местными властями для наведения порядка в сфере пассажироперевозок. В том же году он выиграл тендер на оказание пассажирских перевозок. Причем по всему городу, имея в наличии лишь 20 автобусов. Чтобы охватить остальные маршруты, автопарк заключил договор о совместной деятельности с частными перевозчиками.

«Частные перевозчики толпой перешли в два ТОО, затем заключили договор с автобусным парком, что нарушает законодательство страны. Почему налоговый комитет не интересуется, куда уходят деньги за проезд? Деятельность перевозчиков должна быть рентабельной», – считает глава областного общества по защите прав потребителей.

Серик Тенизбаев также отметил, что в свое время автобусы по линии займа ЕБРР купили по завышенной цене.

«Теперь мы закрываем чьи-то долги деньгами из бюджета. В свое время я писал письмо в Агентство по борьбе с коррупцией, что автобусы покупают дороже их стоимости. Мне ответили, что, пока нет ущерба, они не имеют права вмешиваться. И вот на выплату кредитов автопарка пошли средства из бюджета под видом субсидий. Вероятно, теперь есть повод вмешаться правоохранительным органам», – полагает г-н Тенизбаев.

Передел по-шымкентски

Между тем на дорогах третьего мегаполиса страны также неспокойно. В конце ноября 2019 года около 40 водителей трех городских маршрутов не вышли на работу. Они заявили журналистам и представителям управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог, акимату города Шымкента о том, что им не выплачивают заработную плату.

Однако директор ТОО «Управляющая компания Shymkent BUS» Еликбай Токбергенов заявил «Курсиву», что за сентябрь водители и контролеры получили заработную плату полностью.

«Мы выплачиваем заработную плату, затем налоги. Поэтому пенсионные отчисления приходят чуть позже. За сентябрь выплатили водителям по 130 тыс. тенге. За октябрь задержали деньги на 10 дней», – пояснил он. 

Кстати, это не первый протест водителей. В августе этого же 2019 года, ровно через два месяца после открытия нового автопарка, водители двух маршрутов не вышли на работу, заявив, что им не выплачивают деньги. Тогда вопрос с выплатой заработной платы также был успешно решен.

Следствие

Раньше в Шымкенте работало 27 частных компаний-пассажироперевозчиков, которые имели 1118 автобусов. К ним у исполнительной власти было много претензий. В первую очередь требовали обновить автобусный парк, возить за свой счет льготные категории граждан, при этом не повышать тариф на проезд. Транспортники все эти условия выполняли. 

По словам председателя ассоциации «Южавтотранс» Дархана Каюпова, из-за бесплатных перевозок 10 тысяч горожан-льготников транспортники понесли убытки более 1 млрд тенге в год. 

По данным Дархана Каюпова, в городе уже закрылись четыре компании-перевозчика, еще две на грани закрытия. Всего в Шымкенте в начале 2019 года было 83 маршрута. 

Причина

По словам Еликбая Токбергенова, выплатить полностью заработную плату в августе и ноябре не смогли потому, что предприятию нужны субсидии.

«80% городских маршрутов себя не оправдывают, солярку едва окупают. А еще заработная плата водителям, налоги. Тариф на проезд в Шымкенте низкий – 70 тенге. Я изначально говорил, что без субсидий предприятие не выживет», – подчеркнул собеседник. 

Однако, как отметил заместитель акима горда Шымкента Бухарбай Парманов, для того чтобы выплачивать субсидии, необходимо перейти на элект­ронное билетирование, которое должно быть внедрено до апреля 2020 года. Именно это позволит сделать бизнес транспортников прозрачным и показать, насколько на самом деле им необходима помощь государства.

«В Шымкенте есть 10 социальных маршрутов, по которым мы уже выплачиваем субсидии. Например, маршруты в населенный пункт Жанаталап, протяженность которого 50 км, а пассажиропоток там маленький, или микрорайон «Казыгурт». Расходов много, они не оправдываются. Поэтому мы выделяем субсидии», – говорит Парманов.

О том, что пассажирскому транспорту Шымкента нужны субсидии, пассажироперевозчики говорят не первый раз. Дархан Каюпов отметил, что простой подсчет затрат и доходов, даже без электронного билетирования, покажет всю несостоятельность затеи с новыми автобусами.

Цена кредита

Согласно его экономическим выкладкам, получается, что выплата кредита ТОО «Shymkent BUS» ежемесячно обходится примерно в 500 тыс. тенге только за один автобус.

«Заработная плата водителю – 130 тыс. тенге, кондуктору – примерно 80 тыс. Ежедневно на 20 тыс. тенге необходимо заправлять ГСМ, в месяц это составит 600 тыс. Это все без учета мелких ремонтов. В месяц получается расход в среднем миллион тенге только на один автобус. Иными словами, 300 млн тенге в месяц необходимо заработать только на то, чтобы расплатиться с кредитом, налогами, закупить ГСМ и выплатить заработную плату. А совокупный ежедневный доход с одного автобуса составляет 10–15 тыс. тенге. В месяц примерно 300–400 тыс. тенге чистого дохода», – отметил Дархан Каюпов. 

К слову, стоимость каждого автобуса – 31 млн тенге. В мае этого года было закуплено 300 единиц, из них только 231 обслуживает линии. Всего запланирована покупка 1000 автобусов, общая сумма кредита – 31 млрд тенге. 

Те же грабли

Когда пассажироперевозчики ранее жаловались на сложности прежнему руководству отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Шымкента, им отвечали, что все условия для работы созданы, просто транспортники не хотят работать.

«Кто не хочет работать так, как мы требуем, пусть уходят с рынка», – прямо заявляла местная исполнительная власть. И обещала создать муниципальный автопарк, на примере которого показать, как надо работать. 

Автопарк (правда, не коммунальный, так как оператором проекта является СПК «Shymkent», а совладельцами стали еще два частных лица) был создан в мае 2019 года. Всего за полгода существования там сменились несколько директоров, а водители уже два раза отказывались выходить на работу из-за задержки заработной платы.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

kursiv_akulyata.gif

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций