Перейти к основному содержанию
717 просмотров

НПП «Атамекен»: «Разовые взятки бизнеса монополистам исчисляются миллионами тенге»

Доступ к услугам монополистов со стороны бизнеса в Казахстане являются одним из самых проблемных вопросов

Фото: Аскар Ахметуллин

Разовые взятки, которые требуют предприятия-монополисты с казахстанских бизнесменов за доступ к своим услугам, исчисляются миллионами тенге, заявил 15 марта заместитель председателя правления национальной палаты предпринимателей Казахстана «Атамекен» Рустам Журсунов.

В кулуарах III Республиканского форума предпринимателей по вопросам противодействия коррупции зампред правления НПП сказал журналистам, что одним из направлений совместной работы нацпалаты и Агентства по делам госслужбы и противодействия коррупции является обеспечение беспрепятственного доступа бизнеса к услугам монополистов.

«Мы каждый год проводим социологические исследования, исследования этого года нам показали, что неформальная плата за доступ к техническим условиям достигает максимальных размеров. Доступ за подключения к электричеству, взятки, если говорить простыми словами, доходят разово до 1 миллиона 700 тысяч тенге», - сказал Журсунов.

Он отметил, что вопрос подведения инфраструктуры является критическим для бизнеса. При этом, по его словам, такие проблемы в регионах являются «достаточно сокровенными вещами», которые становятся достоянием гласности только посредством социологических исследований. В этих социологических исследованиях ежегодно принимает участие 4 тыс. 200 предпринимателей по всей республике.

«Вот когда тет-а-тет идет разговор, тогда эти цифры всплывают… Что мы предлагаем: чтобы в этом случае все было оцифровано. Мы уже второй год поднимаем вопрос о необходимости внедрения интерактивных карт, чтобы все было открыто в интернете», - продолжил представитель НПП.

Он сослался на опыт акимата Кызылординской области, где такая интерактивная карта с проблемными вопросами была внедрена.

«Акимат отреагировал очень просто: они обязали монополистов оказывать свои услуги по принципу одного окна, через центры обслуживания предпринимателей. В результате доступ к услуге сократился до 3 дней», - утверждает зампред правления палаты.

Он отметил, что в совместных планах «Атамекена» и АДГСПК – подготовка дорожной карты проблем бизнеса по всей республике, проект этого документа уже готов, теперь задача НПП - создать 17 интерактивных карт, по одной в каждом из регионов страны. 

«В этом году основным посылом этой работы является выработка понятных и конкретных индикаторов деятельности, которые можно оценить в деньгах и продуктах: 22 мероприятия намечено по 6 различным направлениям», - уточнил Журсунов.

904 просмотра

Замакима ЗКО предложил бизнесу разделить лот по санитарной очистке города

Раньше двухмиллиардный контракт получала одна компания

Фото: Рауль Упоров

На содержание дорог и мостов областного центра из бюджета в 2019 году выделено почти 2 млрд тенге. Но эти средства осваивает лишь одна компания. Власти хотят, чтобы монополия в данной сфере была разбита, и потому ожидается, что в следующем году единый миллиардный лот будет разделен на пять составных частей.

Рушить систему нельзя

Месяц назад заместитель акима ЗКО Аманжол Алпысбаев на своей странице в Facebook опубликовал пост, в котором сообщил уральцам, что обл­акимат намерен пересмотреть условия проведения конкурса госзакупок на содержание дорожно-мостового хозяйства Уральска. И пояснил, что делается это для экономии бюджетных средств, чего можно достичь лишь при наличии конкуренции. 

«Для повышения прозрачности и конкуренции планируем разделить один большой лот (сейчас он 1,9 млрд тенге, при этом большая часть средств – 1,231 млрд тенге – механизированная уборка – «Курсив») на несколько лотов. Но здесь есть свои нюансы: на сколько, какие суммы будут интересны для МСБ, на какой срок, разделять ли уборку на зимнюю и летнюю?» – задался вопросами г-н Алпысбаев и предложил бизнесменам внести свои предложения. 

Однако в комментариях под постом отметились лишь несколько местных бизнесменов. Так, руководитель ТОО «СКФ «Отделстрой» Валентина Михно написала, что бизнесу будут интересны конкурсы сроком на три года, поскольку, по ее мнению, компании заинтересованы в долгосрочных договорах. 

При этом директор ТОО «Орал Транс» Турарбек Тлемисов уверен: «рушить налаженную систему нельзя». Однако он также отмечает, что оплата за совершенную работу, как правило, приходит гораздо позже, чем были оказаны услуги. В связи с чем компания вынуждена расплачиваться с подрядчиками за свой счет. «Я понимаю: работу сделал и получил оплату. А если оплата через полгода? Кто из бизнесменов захочет так работать?» – пишет г-н Тлемисов.

Лоты будут – появятся ли участники?

Спустя время в комментариях «Курсиву» Аманжол Алпысбаев заметил, что ему так и не удалось добиться обратной связи от бизнесменов. 

«Я хочу понять, сколько игроков на этом рынке. Кто из бизнесменов готов взяться за благоустройство дорог в городе. Есть мнение, что в Уральске существует одна компания, которая располагает большим количеством техники, и именно она должна осваивать те самые 1,9 млрд тенге бюджетных денег. Я изучил документацию. Основной объем работы проводится за счет спецтехники, привлеченной со стороны», – говорит замакима ЗКО. 

По его словам, если эту технику компании сдают в аренду основному игроку на рынке саночистки города, то почему бы им самим не стать участниками госзакупок по содержанию дорог и мостов.

Логика чиновника довольно проста. Он полагает, что усиление конкурентной среды будет способствовать не только уменьшению затрат бюджета на благоустройство города (на 15%), но и позволит не сокращать статью расходов на очистку города от мусора, грязи и снега. 

По словам г-на Алпысбаева, акимат Уральска уже сделал свой выбор – в 2020 году с новой технической спецификацией лот «Содержание дорожно-мостового хозяйства города Уральска» будет разбит на пять отдельных лотов под новым названием «Санитарная очистка города Уральска». Город будет разбит на пять участков, которые в идеале должны будут обслуживать пять абсолютно разных компаний. Эти участки, как поясняет он, территориально будут неодинаковы, соответственно, и суммы по ним на саночистку окажутся разными.

Хайдар Капанов, политолог, председатель Совета по защите прав предпринимателей при областной ПП: 

«По моему пониманию, чтобы в Уральске был порядок на дорогах, город нужно разделить на 20 участков – по числу избирательных участков депутатов городского маслихата. И объявлять конкурсы на санитарную очистку этих участков отдельными лотами. Нужно, чтобы депутаты принимали деятельное участие в привлечении бизнеса к этим тендерам, были заинтересованы в том, чтобы из бюджета вовремя оплачивались те работы, которые производит на их участке подрядчик, контролировали ход этих работ.

Демонополизация рынка услуг по благоустройству города позволила бы достичь большей результативности. В ЗКО есть ряд дорожных фирм, чья техника задействована в основном в весенне-летний период. Зимой она простаивает, работники сидят без зарплаты. Эти предприятия успешно могли бы заниматься вывозом снега с улиц города и очисткой мостов ото льда.

Но здесь необходимо принципиальное решение от властей города – на сколько лотов-­участков реально будут поделены 1,9 млрд тенге».

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance