Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


4533 просмотра

Нет австралийскому раку: акимат Шахтинска отказал предпринимателю в создании уникального хозяйства

Бизнесмен Павел Баранов намеревался организовать первое в Карагандинской области раковое хозяйство

Фото: Shutterstock

Земельная комиссия Шахтинска изначально одобрила выделение участка для разведения австралийских раков под городом. Предприниматель, собиравшийся вложить в необычный для региона помысел около 100 миллионов тенге, получил землеустроительный проект. Решение оставалось только за акиматом, но он ответил отказом. 

Мечты не сбываются

Бизнесмен Павел Баранов намеревался организовать первое в Карагандинской области раковое хозяйство. Идею, как он говорит, ему подсказал сам рынок: вылавливать членистоногих в водоемах запрещено, однако спрос на них огромный. 

«Австралийский рак набирает свой товарный вес 100–120 г за год. Местному раку для этого нужно намного больше времени – 6–7 лет. Каждую зиму он уходит в спячку и перестает расти. Я хочу построить ангар с системой замкнутого водоснабжения, где температура воды круглый год будет составлять плюс 18 градусов. Благодаря этому рак не будет уходить в спячку. В год я собираюсь производить от 6 до 10 т рака. Также в мои планы входит открытие карпового хозяйства с проектной мощностью 100 тыс. т рыбы в год», – рассказал «Курсиву» г-н Баранов.

Предприниматель присмотрел подходящий земельный участок площадью 18 га в поселке Долинка и обратился в акимат города Шахтинска.

«Специалисты из отдела предпринимательства выезжали на место и убедились, что земля пустует, на ней даже трава не растет. По их рекомендации я составил бизнес-план и собрал документы для получения участка в аренду без проведения торгов на основании реализации инвестиционного проекта», – говорит Павел Баранов.

11 октября 2018 года предприниматель сдал документы в отдел земельных отношений Шахтинска. Спустя 11 дней земельная комиссия вынесла положительное заключение. 4 декабря ему выдали землеустроительный проект. В течение семи рабочих дней акимат должен был принять соответствующее решение. Однако 16 января 2019 года он вынес постановление об отказе в предоставлении земельного участка. 

Кого боится акимат 

Между тем юристы считают отказ местного исполнительного органа неправомерным.

«Акимат отказывает на основании того, что данный участок не входит в категорию земель для реализации инвестиционного проекта. Однако, по стандарту оказания государственной услуги, предпринимателю могли отказать только в случаях изъятия у него участка или предоставления им неполного пакета документов. Более того, в Земельном кодексе РК ничего не сказано о категории земель «для реализации инвестиционного проекта», – отметил на совете по защите прав предпринимателей юрист РПП «Атамекен» Азамат Даненбаев.

Как оказалось, чиновники отказали предпринимателю, поскольку испугались прокурорской проверки. 

«Действительно, 22 октября было проведено заседание земельной комиссии, где большинством голосов было принято решение о предоставлении земельного участка в качестве инвестиционной преференции без проведения аукциона. В это же время прокуратурой Шахтинска была проведена проверка, по результатам которой были выявлены факты незаконной выдачи земель без проведения торгов и аукционов. Два главных специалиста рабочего органа получили взыскания – строгие выговоры», – сообщил заместитель акима города Шахтинска Нурлан Мажитов, возглавляющий земельную комиссию.

Кто как понял 

Хотя проверка не коснулась земельного участка, предназначавшегося для Павла Баранова, члены комиссии решили более детально изучить полученные от него ранее материалы. И вдруг выяснили, что выдача участка ему невозможна. 

«Мы шли в разрез с действующим законодательством. Бизнесмен нарушил требование подпункта 9 пункта 1 статьи 48 Земельного кодекса РК «Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной собственности, на торгах». Также им не были соблюдены условия статьи 285 Предпринимательского кодекса РК «Порядок получения инвестиционных преференций». Поэтому мы провели повторное заседание комиссии, где большинство проголосовало за вынесение отрицательного решения», – пояснил г-н Мажитов. 

По его словам, для получения земельного участка в качестве инвестиционной преференции без конкурса предпринимателю необходимо обратиться в Министерство индустрии и инфраструктурного развития. После заключения инвестиционного контракта с ведомством он будет вправе снова обратиться с заявлением в акимат. В противном случае участок можно приобрести через участие в конкурсных процедурах – на торгах или в аукционе. 

В свою очередь Павел Баранов утверждает, что для него не имеет значения способ предоставления земельного участка. 

«Мне без разницы: получить землю на конкурсе или без него. Главное – получить. С самого начала я действовал по алгоритму отдела предпринимательства. И теперь не понимаю, почему мне отказывают в выдаче земельного участка. Заключить инвестиционный контракт с Министерством я не могу, поскольку стоимость моего проекта не такая высокая. Там речь идет о миллиардах тенге», – прокомментировал «Курсиву» предприниматель. 

Некоторую ясность в рассмотрение вопроса внес Азамат Даненбаев. Он считает, что проблема с выделением земельного участка возникла из-за неверной интерпретации чиновниками требований законодательства: принимая во внимание одно основание, они не учли другого.

«Мы видим, что происходит различное толкование законодательства. Реализация инвестиционного проекта является отдельным основанием для того, чтобы не проводить конкурс. Это подпункт 1 пункта 1 статьи 48 Земельного кодекса. Есть стандарты оказания государственных услуг предпринимателям. При этом контролирующие органы ставят в противовес им совсем другие нормы, которые являются сомнительными. Мы думаем, этот вопрос необходимо проанализировать и провести соответствующую проверку», – подчеркнул спикер. 

По мнению председателя совета по защите прав предпринимателей Серика Торегельдина, в доработке нуждается само понятие инвестиционного проекта. 

«Мы же не можем ездить на «Жигулях» и всех убеждать, что мы едем на «Мерседесе». Поэтому нужно четко определиться, является ли тот или иной проект инвестиционным. Сегодня мы выделим этот участок, но не получится ли, что мы окажем медвежью услугу? Предприниматель потратится, а потом окажется все-таки прав акимат. В каком свете мы будем выглядеть?» – задался вопросом Серик Торегельдин.

Этот вопрос он предложил адресовать областному акимату и департаменту АДГСПК по Карагандинской области.


478 просмотров

Казахстанский рынок доставки еды оказался на грани серьезного передела

Сразу три крупные международные службы включаются в игру

Foodtech – услуга, растущая во всем мире ударными темпами и меняющая не только привычный ландшафт бизнеса, но и привычки людей. Нас ждут рестораны без клиентов, рост big data в бизнесе и жесточайшая конкуренция за клиента. К нам заходят глобальные игроки: Яндекс.Еда, Glovo, Wolt. 

Глобальный рынок готовой еды – $96,2 млрд

Эксперты McKinsey оценивают мировой рынок доставки продуктов питания и готовой еды в $96,2 млрд. Через приложения курьерских служб во всем мире пока продается около 1% всех продуктов питания и примерно 4% готовой еды, которую производят рестораны и сети фастфуд. 

Если уйти от усредненных оценок, то безусловным лидером по потреблению готовой еды являются США – около половины американцев покупают ее в ближайших ресторанах или заказывают ее доставку домой. В Европе эта привычка менее распространена, однако в Великобритании через приложения еду заказывают 7% населения. Интересно, что в некоторых крупных городах России проникновение этой услуги достигло примерно 9%.

Самые популярные готовые продукты – пицца и суши. Менее востребованы бизнес-ланчи, традиционные блюда и десерты. В последнее время одним из главных факторов для клиентов стало время доставки заказа. Но логистика – не самое сильное звено ресторанного бизнеса. Быть рядом с клиентом и доставлять заказ быстро – значит постоянно расширять производственную сеть и число курьеров, внедрять свои IT-системы для управления всеми процессами.

В это слабое место и вклинились курьерские компании, обладающие наработанными технологиями быстрого обмена информацией и оптимизированной системой доставки. Для ресторанов это нарушение традиционной схемы, благодаря которой они понимали своего покупателя и его вкусы. Обычно покупатель звонил в ресторан или онлайн заказывал блюдо, которое ему доставлял курьер этого заведения. Это создавало прямую связь ресторана с потребителем. С появлением универсальных приложений эта связь оказалась нарушена – теперь клиент общается с посредником-приложением. О меняющихся клиентских вкусах ресторан догадывается с запозданием, обнаружив падение продаж еды на вынос.

Примеров, показывающих уязвимость даже крупных компаний, на рынке достаточно. Крупнейший мировой производитель пиццы Domino пытается бороться за сохранение традиционной схемы. Дело в том, что курьерские приложения привлекают много инвестиций, благодаря чему занижают стоимость доставки, ставя целью быстрое расширение своей доли рынка. 

Domino отказывается сотрудничать с ними, но «война с приложениями» обрушила стоимость акций компании на 15%, ежегодный рост продаж сократился с 7 до 3%. 

В свою очередь компании по доставке еды объединяются, чтобы оказывать большее влияние на рынок. К примеру, этим летом началось объединение таких крупных игроков, как голландская Takeaway.com N.V. и американская Just Eat PLC. Объединенная компания будет обслуживать 355 млн клиентов в год на общую сумму заказов более $8 млрд.

«Темные кухни» кормят удаленного клиента 

M&A сделки свидетельствуют о сохраняющемся потенциале роста рынка доставки продуктов и готовой еды. По оценке Target Global, foodtech растет на 20–30% ежегодно, что делает этот сегмент самой перспективной отраслью для инвестирования. Наиболее популярные секторы – онлайн-сервисы, «темные кухни» – так называются рестораны, ориентированные только на онлайн-клиентов, а также сервисы по обеспечению ресторанов продуктами.

Пример стремительного роста популярности этого вида услуг в СНГ – Яндекс.Еда. Проект появился в 2017 году, когда на рынке России безраздельно господствовала DeliveryClub группы Mail.ru. 

Яндекс.Еда сформирована на базе поглощенных Foodfox и UberEATS. В первый год клиентами стали 100 тыс. человек, год спустя их было уже 1 млн, а в текущем году, по оценкам экспертов, компания отвоевала 20% всего рынка России, закрепившись в 25 крупных городах. Считается, что DeliveryClub, работая в 97 городах, контролирует 80% рынка.
 
Как раз сейчас все внимание привлечено к очередному витку борьбы между этими конкурентами: Яндекс.Еда объявила о введении бесплатной доставки, компания DeliveryClub на этот шаг пока никак не отреагировала. Напомним, сейчас рынок готовой еды в России составляет 132 млрд рублей (примерно 764,7 млрд тенге). В связи с этим возникает вопрос: как изменится рынок Казахстана с появлением иностранных игроков, закаленных конкуренцией недоступного для нас уровня и способных поднимать ставки в игре настолько высоко?

Какие глобальные игроки зашли на рынок Казахстана

Выход Яндекс.Еды на рынок РК можно считать свершившимся фактом. Компания не дает комментариев до официального запуска локального проекта, однако признала, что тестирует услугу на базе собственного сервиса такси. Одновременно компания начинает экспансию на рынок Беларуси.

Ожидается приход в страну еще одного игрока – финского стартапа Wolt, сейчас компания на стадии подбора ключевого персонала. Этот проект работает в 14 странах Европы, в его базе 1,5 млн клиентов, специализация – доставка готовой еды из ресторанов.

Наконец, с начала текущего лета в Казахстане работает испанская компания Glovo. Она специализируется на поставках любого товара, включая продукты питания и готовую еду. Glovo работает в 22 странах мира, начиная с 2015 года курьеры компании выполнили более 40 млн поставок. Среди глобальных партнеров McDonald’s, KFC и Starbucks.

Появление в Казахстане таких серьезных игроков позволяет предположить, что и у нас повторится сценарий, типичный для стран, уже переживших экспансию сервисов поставки: производители еды либо передают доставку специализированным компаниям, либо сливаются с ними. Инструментов давления у курьерских компаний великое множество. Например, формирование собственных брендов на рынке еды и переманивание клиентов в эту нишу льготными тарифами на поставку за счет масштаба бизнеса и поддержки со стороны глобальных материнских структур. 

Что такое рынок доставки еды в Казахстане?

По данным компании Chocofood, в РК оборот услуг по поставкам продуктов и готовой еды достиг показателя 11,6 млрд тенге. В деньгах эти услуги ежегодно растут на 20%. В большей степени это касается городов Алматы, Нур-Султан, Шымкент и Караганда. По собственной оценке, Chocofood контролирует 24% рынка доставки еды и 82% рынка foodtech, фактически львиная доля заказов еды в мобильных приложениях – это заказы через chocofood.kz. Другие основные игроки рынка доставки еды – Samurai Sushi, KFC/Hardee’s, Burger King, McDonald’s, Gippo, которые имеют собственные службы доставки. 

Комментируя грядущие конкурентные войны, компания подчеркнула, что усиление конкуренции приведет к общему росту рынка. К примеру, значительно сократится среднее время доставки, благодаря внедрению технологий big data бизнес сможет предвосхищать пожелания клиента. Также здесь уверены, что местные компании лучше «чувствуют» потребителя и знают его особенности.
 
Напомним, что начиная с 2014 года ключевым конкурентом Chocofood была Foodpanda Kazakhstan, часть международного сервиса по онлайн-заказу и доставке еды Delivery Hero. В 2017 году Chocofood поглотил конкурента и стал абсолютным лидером среди foodtech-сервисов.

21 августа, CEO Сhocofamily Рамиль Мухоряпов заявил о привлечении дополнительного капитала в компанию. $5 млн инвестировал Айдын Рахимбаев, основатель BI Group. Мухоряпов подчеркнул, что основные ресурсы будут направлены как раз на развитие сервиса «Рахмет» и Chocofood. Сейчас сервис доставки еды сhocofood.kz совершает 2,5 тыс. доставок в день из 650 ресторанов. Глава Сhocofamily рассчитывает, что компания вырастет в 18 раз в ближайшие пять лет, причем 70% прибыли должны принести иностранные проекты. Как минимум, конкуренция с новыми иностранными игроками на домашнем поле позволит Chocofood, а значит, и Сhocofamily в целом, получить опыт, который холдинг сможет применить уже при своей международной экспансии.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

svadba.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций