Перейти к основному содержанию

1025 просмотров

На разноречивую практику применения законодательства о ГЧП указали в НПП «Атамекен»

На сегодня заключено 580 договоров ГЧП на 1,5 млрд тенге

Фото: Shutterstock.com

В регионах сложилась разноречивая практика применения законодательства о государственно-частном партнерстве. Несовершенство законодательства и хитроумные действия отдельных акиматов привели к тому, что фактически ГЧП превратилось в завуалированную форму госзакупок из одного источника.

Об этом сегодня сообщил председатель совета по защите прав предпринимателей Нацпалаты «Атамекен» Каирбек Сулейменов.

Такой подход требует, по его словам, серьезного юридического анализа.

«Я прямо скажу, сложившаяся ситуация требует вмешательства правоохранительных органов. У нас сегодня ГЧП свелось только к сфере образования, частично здравоохранения. Минимизировали эту форму участия бизнеса в развитии нашей экономики. Это все неслучайно происходит, потому что самые «жирные» куски – строительство, транспорт, энергетика в ГЧП не охвачены. Это не случайно и об этом нужно прямо говорить. Грубо попираются интересы наших бизнесменов, которые готовы участвовать в инвестировании в нашу экономику», – сказал он.

Между тем депутат Мажилиса Аманжан Жамалов, возглавивший рабочую группу по анализу данной ситуации, сообщил, что с 2017 года по 1 февраля 2019 года заключено 580 договоров ГЧП на 1,5 млрд тенге. Итоги анализа показали, что недостаточная правовая регламентация является основной проблемой. Этот связано с отсутствием системности в работе по продвижению ЧГП, слаженности в работе акиматов, отсутствием анализа эффективности действующих и планируемых проектов, невнимание к проблемам регионов и отраслей в целом.

А предусмотренная подзаконными актами система реализации положений закона о ГЧП, по оценке депутата, создает необоснованную волокиту продвижения проектов. Так, схема договоров ГЧП, установленный правилами планирования и реализации проектов ГЧП, принятие решений по проектам затягивается на годы. Непрозрачная система проектов государственно-частного партнерства является причиной коррупционных преступлений.

«Громоздкая система экспертизы и согласования проектов не позволяет исключить злоупотребления и при заключении этих договоров. Несоответствие законодательства о ГЧП и отраслевых нормативных актов является еще одним прямым барьером между государством и ГЧП. Договора могут заключать только в социальной сфере, которая не является инвестиционно привлекательной и в большинстве своем дотируется из бюджета. Фактически эти договора являются еще одной формой госдолга с отложенным платежом», – сказал мажилисмен.

При этом Жамалов подчеркнул, что несмотря на то, что уже 10 лет правительство целенаправленно внедряет ГЧП, условия по взаимодействию партнеров в лице квазигоссектора не созданы и эта форма партнерства не реализуется. Участвуют только прямые бюджетные средства.

1502 просмотра

Стоимость реконструкции аэропорта в Уральске может превысить 2,4 млрд тенге

Строительные работы планируют завершить в следующем году

Фото: Shutterstock.com

С начала реконструкции уральского аэропорта проект переделывали дважды, и стоимость увеличилась с 1,5 до 2,4 млрд тенге. В управляющей компании рассказали, что поскольку речь идёт о строительстве - сумма может ещё увеличиться.

«Изначально проект шёл, как реконструкция терминала. Сейчас известно, что просадка здания не позволяет ничего надстраивать или делать какие-либо пристройки: и фундамент, и колонны имеют высокий износ. Мы дважды переделывали проект. Теперь уже речь идёт не о реконструкции, а о строительстве нового аэропорта», - сообщил первый заместитель председателя АО «СПК «Орал» Артур Доскалиев.

Сумму на строительство терминала выделяет нефтедобывающая компания KPO B.V. (нидерландское юрлицо, участвующей в разработке Карачаганакского месторождения) в рамках договорных социальных обязательств. На торжественном закрытии аэропорта на ремонт в июле 2019 года генеральный директор компании Эдвин Блом говорил о 1,5 млрд тенге инвестиций. 

По договору с правительством Казахстана за право разрабатывать месторождение, компания KPO B.V. обязана ежегодно выплачивать $30 млн на социальные объекты для населения ЗКО.

Новый эскиз здания уральского аэропорта..jpg
 
В январе 2020 года власти презентовали новый эскизный проект. Стоимость нового терминала оценили в 2,4 млрд тенге. Согласно документу в новом аэропорту должна была появиться возможность установки рукава для посадки пассажиров на борт самолета, увеличиться площадь с 3,85 тыс. до 7 тыс. квадратных метров, и вырасти пропускная способность – со 160 тыс. до 350 тыс. пассажиров в год. 

Тогда заместитель акима области Тимуржан Шакимов заверил, что этот проект – окончательный, что к обследованию привлекли проектный институт АО «КАЗНИИС строительства и архитектуры», и если где-то еще в процессе строительства найдутся поврежденные конструкции — их тоже заменят. Но всё снова пошло не по плану.

«Поскольку теперь мы говорим о строительстве – сумма может вырасти еще. Мы создали новый эскиз, прорабатываем, чтобы терминал был полностью готов и никаких проблем не возникло», - пояснил Артур Доскалиев.

Перед началом реконструкции в 2019 году аэропорт был продан АО «СПК Орал», а после окончания снова будет возвращён в частные руки на условиях поэтапного выкупа и возмещения затрат. Необходимость таких «манёвров» объяснили тем, что по закону социальные объекты, на которые KPO B.V. выделяют деньги должны быть в собственности государства. Сумму сделки в СПК не назвали, сославшись на коммерческую тайну. 

«Акимат не может управлять аэропортом – вида деятельности такого нет. Тут или создавать новое предприятие, или передавать имеющемуся с таким видом деятельности. Поэтому после завершения всех работ, аэропорт планируется продать прежним управляющим – ТОО «Международный аэропорт «Орал», - рассказал заместитель председателя СПК.

Новый эскиз здания уральского аэропорта. (2).jpg

В конце апреля директор аэропорта Хайретдин Раскалиев в интервью газете «Время» обвинял проектировщиков в искусственном удорожании проекта. По его словам, руководство ТОО «Международный аэропорт «Орал» заинтересован в прозрачном финансировании, так как впоследствии им придётся возмещать затраты на строительство. В СПК «Орал» заверили, что все конфликтные вопросы с бывшими владельцами аэропорта были улажены, и смета полностью соответствует требованиям.

«Тут как: мы закладываем в смете пропускной сканер, например, а он уже есть (у ТОО «Международный аэропорт «Орал» - прим. «К»). Но мы не можем его не включить, ведь сейчас аэропорт у нас в собственности, а у нас нет сканера. Поэтому проект мы обязаны считать полностью, учитывая каждую деталь, чтобы в нём было абсолютно всё при открытии. Конечно, впоследствии, при закупе, мы будем вычитать то, что уже есть у прежних владельцев», - пояснил Артур Доскалиев.

ТОО «Международный аэропорт «Орал» зарегистрировано 17 февраля 1997 года. Директором аэропорта числится Хайретдин Раскалиев, а единственным учредителем ТОО «Беркут Аэропорт». 

В составе учредителей ТОО «Беркут Аэропорт» - два ТОО и одно физическое лицо.

Одно из предприятий владельцев - ТОО «Меридиан Капитал» принадлежит Нурболу Султану. Господин Султан приходится сыном покойному экс-главе администрации президента Сарбаю Калмурзаеву, а также входит в топ-50 самых богатых людей Казахстана по версии Forbes. 

Ещё одним владельцем ТОО «Беркут Аэропорт» значится ТОО «STAIER GROUP», учредителем которого является Айтмухаммед Алдажаров, член совета директоров (независимый директор) АО «Интергаз Центральная Азия».

Физическим лицом в руководителях ТОО «Беркут Аэропорт» числится экс-руководитель ТОО «Bek Air» и жена главы «Bek Air» Нурлана Жумасултанова - Айгуль Жумасултанова. Она проработала на посту руководителя компании с 29 августа 2013 года по 18 июля 2016 года. 

На отчётной встрече с населением аким ЗКО Гали Искалиев упомянул, что строительство хотят завершить в 2021 году. Удастся ли уложиться в этот срок, в СПК ответить затруднились.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif