Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


3646 просмотров

Коррупционные схемы при госзакупках в ЗКО все чаще становятся поводом для возмущения бизнесменов

В 2018 году подтвердились 90% жалоб на недобросовестную работу членов конкурсных комиссий ЗКО

Фото: Shutterstock

По данным департамента внутреннего аудита (ДВУ), в области практически весь объем госзакупок оформляется через допсоглашения. А значит, конкурентной среды при распределении заказов нет – на поле играют только «свои» поставщики. При этом выяснить, у каких госпредприятий тендеры с самой низкой прозрачностью, оказывается порой делом сложным. 

Как сговорился, так и нажился

Цифры прозвучали 20 февраля на Совете по защите прав предпринимателей региональной палаты (РПП) «Атамекен», где обсуждали проблему коррупционных рисков при госзакупках. 

По данным замначальника ДВУ Виталия Пака, в 2018 году подтвердились 90% жалоб на недобросовестную работу членов конкурсных комиссий ЗКО. Из поступивших 453 обращений предпринимателей 430 – это жалобы на действия комиссий. Из них 289 жалоб обоснованы.

В течение года департамент возбудил 147 административных дел, из которых 142 – в отношении должностных лиц и пять – юридические. В правоохранительные органы было направлено 22 материала аудита, по четырем из которых возбуждены уголовные дела. Сумма наложенных штрафов составила 12,9 млн тенге. Из общего количества всех административных производств 70% возбуждены по ст. 207 КоАП РК «Нарушение законодательства о государственных закупках». 

Исследования ДВУ показывают: причина претензий предпринимателей – это низкий уровень конкуренции, сговоры при проведении госзакупа: когда заказчик договаривается со «своим» поставщиком. И, как следствие, необоснованное отклонение потенциальных участников, нарушения в применении условных скидок, установление квалификационных требований для участников.

К примеру, конкурсная комиссия управления строительства ЗКО, проводя тендер на завершение строительства оздоровительного лагеря в поселке Сары Омир Теректинского района, победителем признало ТОО «АВМ Элит». В конкурсе участвовало также ТОО «Строительная фирма «АлТим»», которое позже отстранили от участия в тендере. Аудит показал: «АВМ Элит» привлекло субподрядчика ТОО «СК Барыс Строй Сервис», у которого отсутствует лицензия на изыскательскую деятельность и не предоставлены сведения о квалификации субподрядчика по выполнению работ. В результате итоги конкурса отменили, а победителем госзакупок с ценой 57,9 млн тенге определили «АлТим». 

ТОО «Жайық – Құрылыс Құм» также было исключено из конкурса «Закуп песка», который проводил Западно-Казахстанский филиала ТОО «Казахавтодор». Кстати, и здесь законность исключения компании вызывала сомнение у проверяющих, которые в ходе камерального контроля установили: техническая спецификация ТОО полностью соответсвует требованиям заказчика. Итоги конкурса привели в соответствие с законодательством, и предприятие получило свой лот ценой 6,8 млн тенге. 

Разъясняя на Совете изменения в нормах госзакупа, Виталий Пак рассказал, например, каким образом исключили коррупционную лазейку, когда госпредприятие снабжает «своего» поставщика допсоглашениями на миллионы тенге. 

«Проводят (условно) закуп на 5 тыс. тенге, а позже на 10 млн тенге увеличивают госзаказ. Никому же не интересно участвовать в конкурсе с мизерным объемом, вот тут и выходят «свои» поставщики, которых определяют победителями. Потом с ними составляют допсоглашения на основной объем», – объясняет г-н Пак. При этом он уточнил, что теперь допсоглашения можно заключить только в рамках экономии первоначально заявленной суммы тендера. К примеру, заявленная сумма – 100 тыс. тенге, а победитель предложил 30 тыс. Позже допсоглашение можно заключить только на оставшиеся 70 тыс. тенге. Не более.

1475834589.jpg

Нужны национальные рейтинги

Объемы госзакупок в Казахстане сегодня исчисляются триллионами. По данным веб-портала госзакупок, на 2019 год утверждено закупочных лотов на порядка 4,3 трлн тенге. Для сравнения: к примеру, по данным журнала «Форбс», в 2013 году на госзакупки в стране было потрачено более 2,4 трлн тенге при затратной части республиканского бюджета в 6,85 трлн. В этом году уже заключено более 320 договоров на сумму 1,7 трлн тенге. 

При этом официальную информацию о потерях бюджета из-за слабой эффективности закупок найти невозможно: в Казахстане подобные национальные рейтинги все еще не проводятся, как, впрочем, и по прозрачности госучреждений в процессе госзакупок. Но все бреши призваны исправить новые поправки в нормы госзакупок.

«С 1 апреля госзакуп будет осуществляться едиными организаторами на республиканском, областном и районных уровнях. Внесены изменения и в части демпинга. Если до 1 января 2019 года потенциальные поставщики могли снижать цены до бесконечности, то теперь есть ограничения, ниже порогового значения которых цены не могут опускаться», – сообщил Виталий Пак.

Теперь, согласно новым поправкам, победителями станут те поставщики, у которых больше опыта работы за последние 10 лет. Раньше этот порог был ограничен 10 баллами. Сейчас ограничений нет. Если опыт работы большой, то поставщик может набрать и 20%, и 30% условной скидки. А если у участников будет равенство условных скидок, то победителя автоматически определит портал – им станет тот, кто больше оплатил налогов за последние четыре года. Это значит, что поставщик прозрачно работал с бюджетом и был честен.

Другая норма предусматривает следующее: если раньше заказчики злоупотребляли тем, что при участии двух-трех заявок они допускали в конкурс только одного поставщика и потом с ним заключали закуп способом «из одного источника», то теперь эту норму исключили. То есть, если создалась конкурентная среда, а заказчик отклонил двоих, оставив одного, то конкурс будет проводится повторно. 

Также с 1 января запрещена передача субподряда. До 2019 года заключенные договора могли передаваться субподрядчикам – были случаи передачи более 80–90% объемов работ. 

Тайны госзаказов

Члены Совета считают: получить более четкую картину нарушений с примерами и законченными судебными историями все еще трудно. При этом по качеству проведения госзакупок Западно-Казахстанская область занимает одно из последних мест в республиканском рейтинге, соседствуя с Туркестанской и Мангистауской областями. 

«У нас и тут проблема с прозрачностью. Госзакупки сопряжены с коррупцией. Эта тема у всех на устах, а мы не имеем прямых фактов. Придется еще раз обратиться с официальным письмом, чтобы нам предоставили более развернутую информацию. Потому что мы видим, как работают в Астане, какую подробную информацию получают там по запросам в Нацбюро и КНБ», – заявил в ходе работы совещания председатель Совета Хайдар Капанов.

Юристы, в свою очередь, сделав свой анализ нововведений в законе о госзукапках, пришли к выводу: это больше борьба со следствиями, чем с причинами. 
«Причина такого положения вещей – несбалансированность, двойное толкование, непрозрачность и несвоевременность утверждения местных бюджетов, по которым выделяются деньги на госзакуп. А дополнительное перераспределение средств или их неосвоение отражаются на качестве администрирования закупок», – убежден член Совета, адвокат Галымжан Ищанов.

Спикер подчеркивает: изменения серьезные, но в то же время системные проблемы не решены и мер администрирования будет не достаточно. 
«Как показывает практика, из года в год не удается утвердить бюджеты низшего уровня к 1 января. Исполнение затягивается в течение первого квартала, что приводит к проблемам поставщиков и предпринимателей», – говорит г-н Ищанов. По его мнению, дополнительные соглашения к договорам из-за хронических уточнений и корректировок в бюджете, а также для сокрытия некомпетентности отдельных организаторов госзакупок применяются, согласно неофициальным анализам, на 300%.
 
«В итоге на тысячу заключенных договоров в финансовом году заключается от 2 до 3 тыс. допсоглашений. 70% договоров заключается из одного источника», – подчеркнул спикер.

Ряд предложений антикоррупционного характера на Совете решили вынести на обсуждение в НПП. На местном уровне – усилить взаимодействие госорганов с НПО по общественному мониторингу госзакупок. Тему коррупции в этой сфере продолжат на предстоящем Региональном Совете РПП, где на повестке дня обсудят проблемы госзакупок в нефтегазовой отрасли.

Точка зрения

Директор республиканского Центра помощи предпринимателям Дмитрий Казанцев: «Изменений внесено в законодательство много. Но колоссально на коррупционные риски и на проблему конкурентного участия бизнеса в госзакупках эти поправки, на мой взгляд, не влияют. Больше скажу – это решение второстепенных вопросов. Пакет поправок в законодательные нормы госзакупок больше коснулся малых тендеров, чем крупных. Боюсь, повторилась история с поправками в Налоговый кодекс, которые вступили в силу в 2018 году. Из обещанного 20% лишь изменилось в НК. Получается, у нас создаются рабочие группы, которые весь год проводят грандиозную работу, а в результате ничего кардинально не меняется – нет того, что все ожидают. А ведь надо учесть, что если исключаются коррупционные риски, то государство экономит колоссальные бюджетные средства. С другой стороны, мы все понимаем: непрозрачность тендеров кому-то выгодна. Что тут скрывать. Поэтому и создается такой формат: ну вот вы просили – мы и сделали. Это как вместо капитального ремонта сделать косметический. Суть не меняется. Президент говорит: давайте помогать МСБ, его доля в ВВП должна расти. Все дружно поддержали, а в итоге ничего серьезного. Нет заинтересованности, нет полного включения в проблему. Значит, еще год-два будем «мусолить» эту тему».


757 просмотров

Каким будет строительный рынок ближайшего будущего

Модульное домостроение, искусственный интеллект и реформа инфраструктуры – главные тренды отрасли на ближайшие 20 лет

Фото: Shutterstock

Около 300 компаний строительного рынка приняли участие в профессиональном форуме 13 июня в Алматы. Главной темой обсуждения стал нарастающий разрыв между технологиями строительства и ограничивающими их применение СНиПами, часть которых была принята полвека назад.

Как в этих условиях возводить здания, отвечающие современным эстетическим и технологическим запросам? Что такое цифровизация строительного процесса и как она помогает усилить позиции компании на рынке? Каковы перспективы отрасли в стране на ближайшие десятилетия? Ответы на эти вопросы в полной мере прозвучали в выступлении Айдына Рахимбаева, контролирующего акционера и председателя совета директоров инвестиционно-строительного холдинга BI Group. 

Доля строительства в ВВП страны неизменна и достаточна

Компания BI Group известна рынку как лидер отрасли и пионер в области применения самых современных стандартов строительства. Неудивительно, что выступление Айдына Рахимбаева ждали с особым интересом. В свою очередь спикер сразу обозначил понимание проблем рынка, в том числе и такой, казалось бы, наивный запрос: есть ли у рынка перспективы роста после EXPO.

Не надо беспокоиться о будущем рынка или сомневаться в важности новых технологий, успокоил аудиторию Айдын Рахимбаев. По его данным, доля строительного рынка в ВВП Казахстана в течение последних семи лет держится на уровне 5,6%, что соответствует среднему показателю европейских стран. К примеру, в 2018 году доля строительства в ВВП Норвегии составила 6,6%, Австрии – 6,4%, в Великобритании – 6,1%. Показатели ниже казахстанских демонстрируют Франция – 5,5%, Германия – 5,3%, Италия – 4,7%.  

Лидер строительных инвестиций – Атырауская область

Общий объем выполненных строительных работ в стране за период январь – апрель текущего года – 626,5 млрд тенге. Это на 11,4% выше аналогичного прош­логоднего показателя.

Если изучить строительный рынок Казахстана текущего года через регионы, то лидером по инвестициям окажется отнюдь не столица. Она занимает второе место с показателем выполненных строительных работ на 61,2 млрд тенге. Третье место за Алматы – 50,3 млрд тенге. Далее расположились Карагандинская область (48,3 млрд), ВКО (43,5 млрд) и Алматинская область (40,1 млрд тенге). 

Лидер отрасли – Атырауская область с показателем 151,8 млрд тенге. Это обусловлено развитием серьезных объектов нефтедобывающей промышленности. Именно сюда, считает Айдын Рахимбаев, должны стремиться компании, желающие закрепиться на рынке надолго. Объем возводимых промышленных объектов неизменно растет. В текущем году его показатель ожидается на уровне 953,602 млрд тенге. Рынок инженерно-коммуникационной инфраструктуры составит 792,712 млрд тенге. Рынок гражданских объектов – 648,583 млрд тенге.

Урбанизация подстегивает рынок жилья

Айдын Рахимбаев развеял неуверенность строительных компаний относительно перспектив рынка жилья: рост неизбежен. Причина тому – отток населения в крупные города. Согласно прогнозу BI Group на ближайшие 20 лет в 2038 году в Казахстане будут жить 22,1 млн человек, 70% из них – в городах. Ожидаемая цифра ввода жилья в 2023 году составит 20,286 млн кв. м. Сравните с показателем 2012 года – 6,472 млн кв. м. В текущем году запланировано 13,856 млн кв.м.

Также Айдын Рахимбаев представил прогноз динамики уплотнения городов Казахстана, составленный экспертами
BI Group на период до 2028 года. К примеру, население Нур-Султана ежегодно прирастает на 4%, Алматы – на 2,2%. В 2028 году рост плотности населения ожидается следующим: в Нур-Султане на 41,2%, в Шымкенте на 24,9%, в Алматы на 21,6%, в Атырау на  21,2%, в Актобе на 19,7%, в Туркестане на 19%. Урбанизация повлечет реконструкцию и новое строительство инженерной инфраструктуры. А вот и аутсайдеры по росту плотности населения: в Талдыкоргане ожидается рост на 8,5%, в Петропавловске на 4,3%, в Таразе на 4%, в Кокшетау на 3,3%, в Павлодаре на 3%.

Ключевые тренды строительства будущего

Айдын Рахимбаев предложил аудитории короткий экскурс в ближайшие 10 лет строительного рынка. Основные направления – сильные регионы и урбанизация, развитие обрабатывающей промышленности, умные города, газификация страны, развитие инфраструктурных проектов. 

Аналитика BI Group видит перспективу в модульном домостроении. Это технология возведения зданий из готовых квартирных блоков, которые отлиты в заводских условиях. Она позволяет возводить дом из 400 квартир за три-четыре месяца силами десяти человек (монолитная технология рассчитана на срок возведения 15–18 месяцев усилиями 400 человек). В ноябре BI Group планирует запуск модульного завода в Нур-Султане. Затем в течение 10 лет поставит заводы в каждом из регионов. Производительность одного завода – 131–460 тыс. м. кв. в год. Стоимость квадратного метра жилья составит от 240 тыс. тенге. Экспериментальное здание на 144 квартиры по этой технологии возводится в Нур-Султане, запуск ожидается в октябре.

Искусственный интеллект, принятый на службу BI Group, мгновенно приводит цену жилья к рыночным условиям и помогает составлять прогноз погоды для каждой строительной площадки. Специальные проектировочные программы умеют вписать строительный комплекс в любой ландшафт за два часа, предоставив при этом актуальную смету расходов. Умные дома без специальной доплаты за технологию, информационное моделирование проектов любой сложности, автоматизация взаимодействия с бизнес-партнерами – все это не только картина будущего, но и текущего дня. 

«Строительная отрасль не менялась 50 лет. Пора ее перекроить и встряхнуть», – резюмировал Айдын Рахимбаев.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций