Перейти к основному содержанию

4236 просмотров

Коррупционные схемы при госзакупках в ЗКО все чаще становятся поводом для возмущения бизнесменов

В 2018 году подтвердились 90% жалоб на недобросовестную работу членов конкурсных комиссий ЗКО

Фото: Shutterstock

По данным департамента внутреннего аудита (ДВУ), в области практически весь объем госзакупок оформляется через допсоглашения. А значит, конкурентной среды при распределении заказов нет – на поле играют только «свои» поставщики. При этом выяснить, у каких госпредприятий тендеры с самой низкой прозрачностью, оказывается порой делом сложным. 

Как сговорился, так и нажился

Цифры прозвучали 20 февраля на Совете по защите прав предпринимателей региональной палаты (РПП) «Атамекен», где обсуждали проблему коррупционных рисков при госзакупках. 

По данным замначальника ДВУ Виталия Пака, в 2018 году подтвердились 90% жалоб на недобросовестную работу членов конкурсных комиссий ЗКО. Из поступивших 453 обращений предпринимателей 430 – это жалобы на действия комиссий. Из них 289 жалоб обоснованы.

В течение года департамент возбудил 147 административных дел, из которых 142 – в отношении должностных лиц и пять – юридические. В правоохранительные органы было направлено 22 материала аудита, по четырем из которых возбуждены уголовные дела. Сумма наложенных штрафов составила 12,9 млн тенге. Из общего количества всех административных производств 70% возбуждены по ст. 207 КоАП РК «Нарушение законодательства о государственных закупках». 

Исследования ДВУ показывают: причина претензий предпринимателей – это низкий уровень конкуренции, сговоры при проведении госзакупа: когда заказчик договаривается со «своим» поставщиком. И, как следствие, необоснованное отклонение потенциальных участников, нарушения в применении условных скидок, установление квалификационных требований для участников.

К примеру, конкурсная комиссия управления строительства ЗКО, проводя тендер на завершение строительства оздоровительного лагеря в поселке Сары Омир Теректинского района, победителем признало ТОО «АВМ Элит». В конкурсе участвовало также ТОО «Строительная фирма «АлТим»», которое позже отстранили от участия в тендере. Аудит показал: «АВМ Элит» привлекло субподрядчика ТОО «СК Барыс Строй Сервис», у которого отсутствует лицензия на изыскательскую деятельность и не предоставлены сведения о квалификации субподрядчика по выполнению работ. В результате итоги конкурса отменили, а победителем госзакупок с ценой 57,9 млн тенге определили «АлТим». 

ТОО «Жайық – Құрылыс Құм» также было исключено из конкурса «Закуп песка», который проводил Западно-Казахстанский филиала ТОО «Казахавтодор». Кстати, и здесь законность исключения компании вызывала сомнение у проверяющих, которые в ходе камерального контроля установили: техническая спецификация ТОО полностью соответсвует требованиям заказчика. Итоги конкурса привели в соответствие с законодательством, и предприятие получило свой лот ценой 6,8 млн тенге. 

Разъясняя на Совете изменения в нормах госзакупа, Виталий Пак рассказал, например, каким образом исключили коррупционную лазейку, когда госпредприятие снабжает «своего» поставщика допсоглашениями на миллионы тенге. 

«Проводят (условно) закуп на 5 тыс. тенге, а позже на 10 млн тенге увеличивают госзаказ. Никому же не интересно участвовать в конкурсе с мизерным объемом, вот тут и выходят «свои» поставщики, которых определяют победителями. Потом с ними составляют допсоглашения на основной объем», – объясняет г-н Пак. При этом он уточнил, что теперь допсоглашения можно заключить только в рамках экономии первоначально заявленной суммы тендера. К примеру, заявленная сумма – 100 тыс. тенге, а победитель предложил 30 тыс. Позже допсоглашение можно заключить только на оставшиеся 70 тыс. тенге. Не более.

1475834589.jpg

Нужны национальные рейтинги

Объемы госзакупок в Казахстане сегодня исчисляются триллионами. По данным веб-портала госзакупок, на 2019 год утверждено закупочных лотов на порядка 4,3 трлн тенге. Для сравнения: к примеру, по данным журнала «Форбс», в 2013 году на госзакупки в стране было потрачено более 2,4 трлн тенге при затратной части республиканского бюджета в 6,85 трлн. В этом году уже заключено более 320 договоров на сумму 1,7 трлн тенге. 

При этом официальную информацию о потерях бюджета из-за слабой эффективности закупок найти невозможно: в Казахстане подобные национальные рейтинги все еще не проводятся, как, впрочем, и по прозрачности госучреждений в процессе госзакупок. Но все бреши призваны исправить новые поправки в нормы госзакупок.

«С 1 апреля госзакуп будет осуществляться едиными организаторами на республиканском, областном и районных уровнях. Внесены изменения и в части демпинга. Если до 1 января 2019 года потенциальные поставщики могли снижать цены до бесконечности, то теперь есть ограничения, ниже порогового значения которых цены не могут опускаться», – сообщил Виталий Пак.

Теперь, согласно новым поправкам, победителями станут те поставщики, у которых больше опыта работы за последние 10 лет. Раньше этот порог был ограничен 10 баллами. Сейчас ограничений нет. Если опыт работы большой, то поставщик может набрать и 20%, и 30% условной скидки. А если у участников будет равенство условных скидок, то победителя автоматически определит портал – им станет тот, кто больше оплатил налогов за последние четыре года. Это значит, что поставщик прозрачно работал с бюджетом и был честен.

Другая норма предусматривает следующее: если раньше заказчики злоупотребляли тем, что при участии двух-трех заявок они допускали в конкурс только одного поставщика и потом с ним заключали закуп способом «из одного источника», то теперь эту норму исключили. То есть, если создалась конкурентная среда, а заказчик отклонил двоих, оставив одного, то конкурс будет проводится повторно. 

Также с 1 января запрещена передача субподряда. До 2019 года заключенные договора могли передаваться субподрядчикам – были случаи передачи более 80–90% объемов работ. 

Тайны госзаказов

Члены Совета считают: получить более четкую картину нарушений с примерами и законченными судебными историями все еще трудно. При этом по качеству проведения госзакупок Западно-Казахстанская область занимает одно из последних мест в республиканском рейтинге, соседствуя с Туркестанской и Мангистауской областями. 

«У нас и тут проблема с прозрачностью. Госзакупки сопряжены с коррупцией. Эта тема у всех на устах, а мы не имеем прямых фактов. Придется еще раз обратиться с официальным письмом, чтобы нам предоставили более развернутую информацию. Потому что мы видим, как работают в Астане, какую подробную информацию получают там по запросам в Нацбюро и КНБ», – заявил в ходе работы совещания председатель Совета Хайдар Капанов.

Юристы, в свою очередь, сделав свой анализ нововведений в законе о госзукапках, пришли к выводу: это больше борьба со следствиями, чем с причинами. 
«Причина такого положения вещей – несбалансированность, двойное толкование, непрозрачность и несвоевременность утверждения местных бюджетов, по которым выделяются деньги на госзакуп. А дополнительное перераспределение средств или их неосвоение отражаются на качестве администрирования закупок», – убежден член Совета, адвокат Галымжан Ищанов.

Спикер подчеркивает: изменения серьезные, но в то же время системные проблемы не решены и мер администрирования будет не достаточно. 
«Как показывает практика, из года в год не удается утвердить бюджеты низшего уровня к 1 января. Исполнение затягивается в течение первого квартала, что приводит к проблемам поставщиков и предпринимателей», – говорит г-н Ищанов. По его мнению, дополнительные соглашения к договорам из-за хронических уточнений и корректировок в бюджете, а также для сокрытия некомпетентности отдельных организаторов госзакупок применяются, согласно неофициальным анализам, на 300%.
 
«В итоге на тысячу заключенных договоров в финансовом году заключается от 2 до 3 тыс. допсоглашений. 70% договоров заключается из одного источника», – подчеркнул спикер.

Ряд предложений антикоррупционного характера на Совете решили вынести на обсуждение в НПП. На местном уровне – усилить взаимодействие госорганов с НПО по общественному мониторингу госзакупок. Тему коррупции в этой сфере продолжат на предстоящем Региональном Совете РПП, где на повестке дня обсудят проблемы госзакупок в нефтегазовой отрасли.

Точка зрения

Директор республиканского Центра помощи предпринимателям Дмитрий Казанцев: «Изменений внесено в законодательство много. Но колоссально на коррупционные риски и на проблему конкурентного участия бизнеса в госзакупках эти поправки, на мой взгляд, не влияют. Больше скажу – это решение второстепенных вопросов. Пакет поправок в законодательные нормы госзакупок больше коснулся малых тендеров, чем крупных. Боюсь, повторилась история с поправками в Налоговый кодекс, которые вступили в силу в 2018 году. Из обещанного 20% лишь изменилось в НК. Получается, у нас создаются рабочие группы, которые весь год проводят грандиозную работу, а в результате ничего кардинально не меняется – нет того, что все ожидают. А ведь надо учесть, что если исключаются коррупционные риски, то государство экономит колоссальные бюджетные средства. С другой стороны, мы все понимаем: непрозрачность тендеров кому-то выгодна. Что тут скрывать. Поэтому и создается такой формат: ну вот вы просили – мы и сделали. Это как вместо капитального ремонта сделать косметический. Суть не меняется. Президент говорит: давайте помогать МСБ, его доля в ВВП должна расти. Все дружно поддержали, а в итоге ничего серьезного. Нет заинтересованности, нет полного включения в проблему. Значит, еще год-два будем «мусолить» эту тему».

1004 просмотра

Алматинский и актюбинский технадзор вытесняет из Уральска местные фирмы

Они не могут конкурировать с ними в госзакупках

Фото: Silentalex88

Причиной тому стали изменения в законодательстве: в конкурсах на оказание услуг в сфере строительства по ЗКО побеждают лишь актюбинские или алматинские фирмы, у которых суммы налоговых отчислений в бюджет много выше, чем у местных технадзорных компаний. 

Всего в ЗКО около 20 фирм, оказывающих услуги технического надзора при строительстве зданий, сооружений и автомобильных дорог. С начала 2019 года в условиях конкурсов на проведение государственных закупок определяющим показателем была внесена сумма уплаченных предприятием налогов за последние четыре года. И уральские фирмы-технадзоры перестали побеждать в тендерах. Победителями конкурсов на оказание услуг технадзора при строительстве государственных объектов в ЗКО стали иногородние фирмы – ТОО «Дирекция строящихся предприятий «Стройинтеграция» (Алматы), ТОО «Актаустройэксперт» (Нур-Султан), ТОО «Инженерное бюро NURTAU» (Актобе), ТОО «Актобестройэксперт» (Актобе), ТОО «DS&V» (Костанай).

Выиграли много, а спецов мало?

В октябре 2019 года пять инжиниринговых компаний Уральска – ТОО «Сана Маркет», ТОО «АНТинжсервис», ТОО «Сектор строительных услуг «Сенiмдi сапа», ТОО «БатысСапа Инжиниринг», ТОО «КИУС» – написали заявление в управление государственного архитектурно-строительного контроля ЗКО. Они попросили ведомство провести проверку соответствия качества услуг по техническому надзору за строительными объектами в области. 

Причиной проверки, с точки зрения местных предпринимателей, может служить тот факт, что неместные фирмы выиграли огромное количество лотов на технадзор при строительстве 14 многоэтажных домов, 4 водопроводов, 67 одноэтажных домов, 3 школ, 6 дорог. Учитывая разбросанность объектов по области, у местных фирм возник вопрос: сумеют ли победители качественно выполнить взятые на себя обязательства? 

Не получив из ГАСКа ответа, в ноябре 2019 года бизнесмены обратились в Палату предпринимателей ЗКО, где помимо вопросов качества услуг затронули и больной для инжиниринговых компаний области вопрос – близкое к банкротству финансовое положение. 

Руководитель ТОО «КИУС» Мурат Бахишев – именно он и стал инициатором написания тревожных писем в ГАСК и ПП – объяснил «Курсиву», что его предприятие работает с 2007 года, и при участии ТОО «КИУС» в ЗКО были построены десятки социальных объектов, много­этажных домов, автодорог.

«Во многих договорах на наши услуги прописано, что представители фирмы-технадзора должны постоянно находиться на строительном объекте. При возведении многоэтажного дома или, к примеру, строительстве автодороги там должны работать до шести специалистов технадзора. У нас вызывает большое сомнение, как фирмы из Алматы или Актобе, выигравшие не один десяток тендеров по стране, смогут обеспечить при строительстве объектов должное количество специалистов», – рассуждает Мурат Бахишев.

По его словам, уже сейчас иногородние компании переманивают к себе на работу сотрудников местных фирм. 

Аналогичного мнения придерживается и руководитель фирмы-технадзора ТОО «АНТинж­сервис» Нурлан Мурзагалиев. Он считает, что сложившаяся ситуация с технадзором в ЗКО породит лишь одно: отсутствие надлежащего контроля со стороны госорганов, поскольку фирмы-технадзоры нанимает именно государство в лице областных управлений строительства. В итоге может пострадать качество строительных работ. 

Узкая направленность – путь к разорению

Относительно нового условия участия в тендере – отнесения в зачет участника конкурса суммы уплаченных налогов за последние четыре года – оба руководителя инжиниринговых компаний считают, что именно оно выбило из участия в госзакупках всех уральских технадзоров. 

«Уральские инжиниринговые фирмы заняты только в сфере технадзора за строительством. В то время как алматинские или актюбинские фирмы – победители большинства конкурсов – выполняют весь комплекс строительных работ – от проектирования до строительно-монтажных работ плюс технический и авторский надзор за строительством», – говорит  Нурлан Мурзагалиев.  

Сейчас, по его словам, «АНТинж­сервис» переживает нелегкие времена: из фирмы уже ушли два специалиста, осталось пятеро. Платить зарплату людям нечем. Из госзаказа у ТОО остался лишь проект по газоснабжению сел Казталовского района ЗКО. В конце декабря «АНТинж­сервис» завершит проект, и фирма сократит свой штат еще на три специалиста.

Аналогичная ситуация у большинства инжиниринговых компаний Уральска. В ТОО «КИУС» из 11 специалистов сейчас работают шесть. Люди уходят, потому что нет тендеров, соответственно, нет и достойной зарплаты. 

«Сейчас мы даже не заглядываем на портал госзакупок – шансов выиграть тендеры на технадзор у нас нет никаких. У меня осталось несколько проектов прошлых лет: спортивная школа-интернат в поселке Деркул и пристройка к зданию ДКНБ. К середине лета 2020 года мы их завершим и пойдем ко дну», – констатирует Мурат Бахишев.

Главы уральских инжиниринговых фирм отмечают, что новые нормы закона о госзакупках, по сути, монополизируют рынок услуг технадзора в сфере строительства. И даже если правила госзакупок будут изменяться в перспективе, не исключено, что к тому времени инжиниринговые фирмы Уральска уже разорятся.

Выше закона не прыгнешь 

Руководитель управления госзакупок по ЗКО Бибигуль Ниеткалиева сообщила «Курсиву», что с начала 2019 года они провели 29 конкурсов на услуги технадзора. Один из них выиграла местная фирма – ТОО «Жана консалтинг Ltd», в других победили иногородние инжиниринговые компании. Средняя сумма одного лота по технадзору, по словам г-жи Ниеткалиевой, – 10 млн тенге. 

«Раньше технадзоры, чтобы выиграть конкурс, могли демпинговать, предлагать цену услуг ниже заявленной в тендере на 40-50%. Теперь, во избежание получения некачественных услуг, внесена норма, предписывающая участникам тендеров не допускать понижения цены ниже 15%», – пояснила Бибигуль Ниеткалиева.

То, что местные фирмы из-за меньших сумм налоговых отчислений оказались аутсайдерами тендеров на услуги технадзоров, изменить в управлении госзакупок не в силах.  

Председатель совета по защите прав предпринимателей ПП ЗКО Хайдар Капанов считает, что в этой ситуации побороться все-таки стоит. На местном уровне, как подчеркивает г-н Капанов, такие вопросы не решаются. Поэтому обращение инжиниринговых компаний Уральска они перенаправили в РПП «Атамекен». 

«Наша резолюция – из законодательства нужно убирать норму о включении суммы уплаты налогов за четыре года в список ключевых при участии бизнеса в тендерах на госзакупки в сфере строительства. О какой поддержке малого и среднего бизнеса со стороны государства может идти речь, если такими поправками в законодательстве мы душим МСБ на корню?» – заключил Хайдар Капанов.
 

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance