Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


611 просмотров

Коммунальное госпредприятие в Караганде оказалось в должниках по выплатам НДС

Если изначально долг составлял порядка 5 млн тенге, то в последующем он вырос почти до 10 млн тенге

Фото: Автора

КГП «Управление парками культуры, отдыха и скверами» Караганды, судя по всему, пришлось повторно уплатить НДС по сделкам с фирмой, регистрация которой постфактум была отменена. В итоге 10 миллионов тенге, которые требовалось перевести в городской бюджет согласно налоговым уведомлениям, были взяты, по сути, из того же бюджета. 

Нечеловеческий фактор 

Уведомления о необходимости исключения из зачета НДС по пяти сделкам с ТОО «СтройГид KZ», совершенным в 2013 и 2014 годах, КГП получило в августе 2018 года. Информация об этом была разослана автоматической системой управления госдоходов района им. Казыбек би. Если изначально долг составлял порядка 5 млн тенге, то в последующем он вырос почти до 10 млн тенге, включая КПН, штрафы и пеню. 

«В 2013 и 2014 годах мы заключали договоры с ТОО «СтройГид KZ» по благоустройству парков и скверов. Деньги за выполненную работу переводили подрядчику с учетом НДС. После чего он перечислял НДС в бюджет, а мы ставили его себе в зачет. В общей сложности за два года в бюджет поступило 4,8 млн тенге в виде НДС», – рассказал начальник юридического отдела КГП «Управление парками культуры, отдыха и скверами» акимата Караганды Виктор Браунагель

Как оказалось, в январе 2018 года суд признал недействительной регистрацию ТОО «СтройГид KZ». Основанием для этого стало то, что в 2016 и 2017 годах его директор была осуждена за уклонение от уплаты налогов. В последующем фирма была снята с регистрационного налогового учета с момента постановки, то есть с 2012 года. 

«Когда в налоговый орган поступает решение суда о признании недействительной регистрации юридического лица, компьютер выдает список его контрагентов. В таком случае уведомления о необходимости исключения из зачета сумм НДС рассылаются в их адрес в автоматическом режиме. Однако, согласно статье 403 НК РК, к ответственности не должны привлекаться контрагенты, сделки с которыми были заключены фактически и выполнены в полном объеме», – пояснил г-н Браунагель.

Доказуемое не доказать 

Чтобы признать незаконными полученные от налогового органа уведомления, в августе 2018 года КГП обратилось с иском к департаменту госдоходов района им. Казыбек би. Дело попало на рассмотрение судьи специализированного межрайонного экономического суда Карагандинской области Айгуль Беккожиной

«Мы предъявили суду не только договор, акт приема выполненных работ, документы бухгалтерского учета и отчетности, но и фотографии объектов, подтверждающие фактическое выполнение сделок. Более того, на судебном заседании представитель налогового органа подтвердил, что ТОО «СтройГид KZ» от внесения НДС в бюджет по нашим сделкам не уклонялось. Мы получили уведомления только потому, что существует единая автоматическая база налогового мониторинга лжепредпринимателей и их контрагентов», – отметил г-н Браунагель. 

По его словам, суд полностью проигнорировал аргументы и доказательства фактического совершения сделок и уплаты НДС. И вынес решение об отказе в удовлетворении требований, поскольку налоговый орган не вышел за пределы своих полномочий. Регистрация ТОО «СтройГид KZ» была признана недействительной. Поэтому, согласно законодательству, его контрагентам были автоматически выставлены уведомления об исключении из зачета НДС. 

В ноябре 2018 года дело рассмотрела апелляционная коллегия под председательством судьи Ботагоз Ералиевой. Решение суда первой инстанции осталось без изменений. 

Таким образом, КГП «Управление парками культуры, отдыха и скверами», в большей мере финансируемое за счет городского бюджета, выплатило в этот же бюджет порядка 10 млн тенге. 

Черная полоса не закончилась 

Между тем факт двойного налогообложения отрицает руководитель отдела департамента госдоходов по Карагандинской области Ерлан Сартаев. По его словам, КГП «Управление парками культуры, отдыха и скверами» имело возможность доказать фактическое выполнение сделок с ТОО «СтройГид KZ» в суде. 

«КГП «Управление парками культуры, отдыха и скверами» обжаловало уведомление по результатам камерального контроля. Его исковые требования остались без удовлетворения. В дальнейшем была подана апелляционная жалоба, которая также осталась без удовлетворения. То есть действия органов госдоходов по исключению суммы НДС данного плательщика правомерны. Решением суда было доказано, что сделки не было. Таким образом, НДС, ранее признанный как НДС, относимый в зачет, подлежит исключению по сделкам, совершенным без фактического выполнения работ», – отметил г-н Сартаев. 

Однако Виктор Браунагель настаивает на том, что сделки с ТОО «СтройГид KZ» имели место в действительности.
 
«Было бы справедливым признавать недействительной регистрацию подобных фирм не с момента их основания, а с того момента, когда они фактически встают на путь преступного уклонения от уплаты налогов. Ведь в 2013 и 2014 годах ничего не предвещало, что через пару лет ТОО «СтройГид KZ» займется преступной деятельностью и будет отнесено к категории лжепредприятий. Тогда учредительные документы компании были в порядке. Она выполнила все условия договора и требования налогового законодательства относительно уплаты НДС», – говорит юрист.

Стоит отметить, что в феврале 2019 года судья Галымжан Мырзаке отказал в передаче жалобы КГП «Управление парками культуры, отдыха и скверами» на рассмотрение судебной коллегии Верховного суда РК. Отменить постановление судьи и передать дело на коллегию теперь может только председатель ВС РК.
 
Однако на этом черная полоса предприятия не закончилась. Недавно в его адрес были направлены уведомления об исключении из зачета сумм НДС с ТОО «СтройГид KZ» по сделкам, заключенным в 2015 году. Речь идет о еще 10 млн тенге, не включая КПН, штрафы и пеню. Однако юристы предприятия утверждают, что и эти сделки были фактически исполнены, о чем свидетельствуют финансовые документы.


1018 просмотров

Как международные консультанты помогают развиваться казахстанским предпринимателям

И насколько качественны услуги зарубежных специалистов

Фото: Shutterstock

О том, как структурировать бизнес-процессы и достичь высоких показателей, задумывается, пожалуй, каждый, кто рискнул начать собственное дело. Но при этом мало кто знает, что такую помощь могут оказать так называемые бизнес-консультанты. Правда, найти специалиста, который действительно может решить все задачи, довольно непросто, но возможно. 

Сегодня уже можно сказать, что сменилось три поколения с момента развития казахстанского бизнеса. Первые его представители, а иначе «челноки», появились еще в 90-е годы. В тот момент основной движущей силой рынка были простые сделки по купле-продаже. Бизнес-процессы, а тем более планирование хотя бы на среднесрочную перспективу в расчет не брались. Все это стало появляться с началом нулевых, когда прошли первые пенсионные и земельные реформы, а бизнес начал выходить из тени. 

Наконец, в настоящее время, когда стратегия и планирование становятся основой для казахстанского предпринимательства, отечественные бизнесмены стали все больше внимания уделять образованию, новым знаниям, которые бы способствовали развитию их дела быстро и с наименьшими затратами. И здесь на помощь приходят так называемые бизнес-консультанты, которые, анализируя ситуацию, помогают решить поставленные перед компаниями задачи и тем самым выйти на более высокий международный уровень, а топ-менеджменту – мыслить более масштабно. 
Разброс предложений таких бизнес-консультантов достаточно широк. 

Вопрос лишь в том, насколько качественны их услуги. Как отмечают представители казахстанских компаний, не так давно собравшиеся в Алматы на пресс-завтраке, организованном Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), главное, чтобы выбранный консультант был специалистом в той сфере, на которую ориентирован бизнес, которому он оказывает консалтинговые услуги, и, помимо этого, хорошо знал особенности местного рынка. 

Вопрос в продуктовой линейке

«Можно сказать, что я попал в бизнес случайно. Мой коллега предложил производить детские шампуни, а потом мы познакомились с большим профессиональным рынком, о котором вообще ничего не знали. Мы стали тщательно его изучать и сегодня уже пришли к выпуску профессиональной химии, которая используется в гостиницах и ресторанах. Но в тот момент, когда мы впервые узнали, что ЕБРР предоставляет консультантов, очень заинтересовались этим. И хотя мы уже знали специалистов, с которыми хотели бы работать, для нас, как для начинающих, их услуги были слишком дороги. Поэтому помощь со стороны ЕБРР оказалась очень даже кстати», – рассказал директор казахстанской компании Goldman and Young Диас Ягмуров.

Самая большая проблема, по его словам, для молодых бизнесменов заключалась в том, чтобы научиться разрабатывать и производить продукт, который был бы востребован на рынке. «На самом деле вопрос, как правильно развиваться, весьма важен. Ведь клиент ждет не просто продукта, клиент ждет сервиса и решения своих проблем. И чтобы правильно решать его проблемы с тем продуктом, как раз и нужны знания. А у нас в Казахстане в этом большой пробел, – отмечает Диас Ягмуров. – А на деле важно правильно выбрать продуктовую линейку. У нас хорошие химики. Но когда пришел наш консультант, проанализировал бизнес-процессы компании, то сразу же сказал, что у нас не совсем правильный подход – он не решает одну проблему – посуда должна выходить сухой. Наши химики сразу поняли, что они должны сделать. Разработали немного другой продукт. Скажем, в ресторане после мойки надо ведь еще и вытирать посуду. А это дополнительные затраты. Взять хотя бы воду, она же везде разная. Если вода жесткая, то на посуде остаются подтеки. И такие нюансы при изготовлении химической продукции необходимо учитывать. Вот здесь как раз и кроется весь секрет: как правильно настроить продукт, как правильно его монетизировать, как правильно его использовать».
 
Бизнесмен считает, что, получив возможность работать с международным консультантом, он решил еще один вопрос, который позволил увеличить число продаж в разы. «Во-первых, мы разработали правильную продуктовую линейку, а во-вторых, получили хороший опыт и обширную клиентскую базу, причем не только в Казахстане, но и в других странах. А это, согласитесь, уже совсем другой уровень. После работы с консультантом мы заключили контракт с одним из крупнейших производителей химической продукции Diversey. Кроме того, мы стали поставщиками по программе местного развития «Тенгизшевройл», – делится Диас Ягмуров. 

Выход на новые рынки

А вот АО «Алматинский дрожжевой завод» – единственное в стране специализированное предприятие, выпускающее хлебопекарные дрожжи, – обратилось к консультантам за международной экспертизой. Отраслевой специалист из Турции с большим опытом работы на мировые бренды помог предприятию значительно улучшить качество продукта, снизить себестоимость на 10%, увеличить срок годности дрожжей с 25 до 45 дней и повысить производительность оборудования в два раза. А эксперт из Сербии помог отработать вопросы маркетинга и продаж.
 
«Мы улучшили технологию, внутреннюю экономику, но при этом снизили энергозатраты. Все это позволило нам сохранить свой уровень. Обратившись к консультантам, мы достигли двух целей: во-первых, мы получили конкурентоспособный продукт мирового уровня; во-вторых, мы улучшили внутреннюю экономику предприятия, что позволило нам в течение двух лет не поднять ни на одну копейку поднять цену нашего продукта. Мало кто может этим похвастаться», – говорит президент АО «Алматинский дрожжевой завод» Владимир Егуткин.

По его словам, работа с консультантами заняла в общей сложности два с половиной года. И сегодня предприятие вышло на тот уровень, когда у него появилась возможность экспортировать свой товар на рынки соседних стран. «Изначально мы выходили на наш казахстанский рынок со своей продукцией, но этому есть ряд причин, связанных не только с качеством, но и с экономическими вопросами. Однако здесь самое главное то, что мы достигли конкурентного качества. Сегодня свой товар мы экспортируем в Россию, Кыргызстан. По чуть-чуть открывается для нас Узбекистан. Очень закрытый для нас до недавнего времени рынок. Они очень осторожно подходят к тому, чтобы освобождать цены на хлеб. Все-таки это социальный продукт. И там все-таки много людей, чей жизненный уровень ниже среднего и для которых хлеб является основным продуктом питания», – говорит г-н Егуткин. 

Объемный вопрос

В свою очередь бизнес-консультанты рассказали о проекте, который год назад стартовал в Усть-Каменогорске. По их словам, небольшое предприятие одновременно выпускало 350 видов уникальных продуктов – торты, печенье. Лишь после вопроса консультанта: «Зачем такой объем продукции?», менеджмент компании задумался, действительно ли такой размах стоит затраченных энергоресурсов.

«Временные потери, которые компания испытывала, переходя с одного продукта на другой, потом на третий, четвертый и так далее, были неимоверные. Люди на производстве буквально изнемогали, хотя производимый объем продукции был совсем небольшой. Продажи были хорошие, но трудозатраты оставляли желать лучшего. Ведь это комплексная работа: производственников, закупщиков, наконец, продажников, чтобы все 350 наименований продать», – отметил один из бизнес-консультантов, присутствовавший на мероприятии ЕБРР. 

Эксперты отмечают, что владельцы бизнеса зачастую создают продукт и горят своим делом. Но в реальности не всегда хорошая идея владельца подходит для рынка. Ведь здесь, помимо всего прочего, важно понимать, как оптимизировать процесс, не снижая доходов. 

«Если себестоимость твоей продукции является выше рыночной, то потом ее очень тяжело продвигать в массы. Есть два способа оптимизации: использовать не самые качественные ингредиенты или убирать потери, которые есть в процессе производства. И если я закончил производить один вид пирожного и перешел на другой, то вот эта перенастройка занимает время и создает массу неудобств для сотрудников. В итоге сокращение видов продукции с 350 до 120 за первые три месяца снизило продажи всего на 10–15%, но при этом издержки, связанные с производством, мы смогли снизить на 30–40%», – рассказал бизнес-консультант. 

По его словам, чтобы прийти к такому результату, потребовалось провести анализ маржинальности, чтобы выяснить, насколько прибыльный тот или иной продукт. Затем необходимо было проследить, насколько этот вид продукта тянет за собой другой сопутствующий продукт. «Это сочетание, когда один продукт является, образно говоря, локомотивом для других продуктов, нужно учитывать, и очень важно сделать сбалансированный портфель, который помогает компании минимизировать затраты и максимизировать прибыль», – отмечает эксперт. 

К слову, консультанты могут быть разные. Одни помогают местным компаниям выйти на более качественную систему управления, управления финансами или внедрения новых технологий. Другие – разработать улучшенную маркетинговую стратегию, увеличить производительность и расширить бизнес. Но всех их объединяет одно: профессионалы могут лишь рекомендовать своим клиентам выбрать те или иные направления, но окончательное решение всегда остается за предпринимателем.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

Почти 900 млн
тенге
пожертвовали казахстанцы кандидатам в президенты РК

Цитата дня

Сегодня я выступаю перед вами не в качестве президента страны: ради интересов страны и народа я принял непростое, но продуманное решение о прекращении своих президентских полномочий… Вся моя работа будет заключена в том, чтобы поддержать деятельность нового президента и обеспечить транзит в спокойной обстановке и продолжать ту работу, которую мы начали

Нурсултан Назарбаев
экс-президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций