Перейти к основному содержанию
5233 просмотра

Казахстанское содержание по газопроводу Кызылорда - Нур-Султан составит 10%

Ранее сообщалось, что трубы китайского и российского производства закупаются для строительства газопровода Кызылорда - Жезказган - Темиртау - Нур-Султан

Фото: Shutterstock

Казахстанское содержание при строительстве магистрального газопровода «Сарыарка» (Кызылорда-Жезказган-Темиртау-Нур-Султан) составит 10%, сообщил со ссылкой на министра энергетики Каната Бозумбаева депутат мажилиса парламента Альберт Рау.

«В официальном ответе министра (энергетики) на мой запрос – казсодержание по проекту 10%. Это работа здесь, копейки на задвижки, но казсодержание низкое. На газопровод пойдет 266 тысяч тонн (металла). Китайцы начали строительство завода в Алматы на 100 тысяч тонн. Хоть половину сделали бы своим (металлом), можно же было скоординироваться как-то правительству и ускорить. Этот же завод строился специально под газопровод азиатский и другие. Не сделали. Поэтому вопрос: в целом какие видим (возможности) по увеличению казсодержания по проектам газификации?», - сказал депутат мажилиса парламента Альберт Рау 28 марта в ходе круглого стола «Обеспечение энергетической безопасности Казахстана путем развития газотранспортной инфраструктуры страны» в мажилисе парламента РК.

В свою очередь генеральный директор АО «АстанаГаз КМГ» Сагидулла Макашев сообщил, что переговоры с действующими  и потенциальными отечественными производителями проводились.

«По алматинскому заводу, по которому, в частности, говорили, мы с ними встречались. Все объемы, которые готовы взять, им озвучивали, но предложений не поступило. Допустим, по «Арселору» (АО «Арселор-Миттал Темиртау»), они не могут той марки стали трубы нам предоставить. Единственное, мы их используем на футляре. Отсюда и выбор российских и китайских (труб). Украину мы по известным причинам, чтобы не рисковать, не привлекаем в этот проект, хотя на уровне ТЭО рассматривали», - сказал он.

«По 10% (казсодержание). У нас оборудование, которое производится в Казахстане, мы его, скажем так, все задействовали. Газоизмерительная станция в Казахстане в городе Уральск, газораспределительная станция – частично (казахстанская)», - добавил Макашев.

Он сообщил также, что качество продукции Челябинского трубного завода не вызывает вопросов еще со времен СССР, а китайские трубы будут выбраны у одного из пяти китайских заводов.

Ранее сообщалось, что трубы китайского и российского производства закупаются для строительства газопровода Кызылорда - Жезказган - Темиртау - Нур-Султан.

Соответствующая информация распространена 28 марта в ходе круглого стола «Обеспечение энергетической безопасности Казахстана путем развития газотранспортной инфраструктуры страны» в мажилисе парламента с участием вице-министра энергетики Магзума Мирзагалиева.

«Публичные сервитуты на период строительства: по Кызылординской и Акмолинской области – постановления акимата изданы, по Карагандинской области – завершаются процедуры оформления сервитута. Уже осуществлена передача трассы газопровода и проектно-сметной документации подрядчику. В январе 2019 года начата мобилизация подрядчика. В январе 2019 года заключен контракт на трубную продукцию. Объем поставки – на 1061,3 км трассы газопровода: 50% - Челябинск, РФ; 50% - заводы КНР», - сообщается в справочной информации.

Ранее министр энергетики Канат Бозумбаев сообщал, что при строительстве газопровода могут быть задействованы трубы казахстанского производства.

Генеральным подрядчиком по строительно-монтажным работам является АО «НГСК «КазСтройСервис», авторский надзор проводит консорциум ТОО «КАТЭК» и ТОО «Алатаугорпроект», технический надзор – ТОО «EngeneeringSupervisionService».

Определены поставщики: на полнопроходные шаровые краны Ду800 – ТОО «Бемер Арматурен Казахстан» (Караганда); на газоизмерительные станции (ГИС) – ТОО «БатысМунайГазЖабдыктары» (Западно-Казахстанская область).

В феврале 2019 году начата разбивка трассы газопровода и планировка трассы, в марте – начаты сварочные работы.

На строительстве газопровода мобилизовано 708 человек и 209 единиц техники. При этом пиковая мобилизация составит 1 766 человек и 703 единицы техники.

Из общей протяженности газопровода 1061,3 км по Кызылординской области пройдет 178 км, по Карагандинской – 765 км, Акмолинской – 118,3 км. Условный диаметр трубы составляет 820 мм, толщина труб – 12, 14 и 18 мм, давление – 9,81Мпа, производительность – 2,2 млрд кубометров газа, в том числе Нур-Султан – 1,4 млрд кубометров, Темиртау – 0,2 млрд кубометров, Караганда – 0,4 млрд кубометров, Жезказган – 0,2 млрд кубометров газа.

В результате реализации проекта будет газифицирован 171 населенный пункт: Карагандинская область – 119, Акмолинская – 52.

Источниками финансирования (267,3 млрд тенге) являются: уставный капитал - 80,3 млрд тенге (сформирован 30 октября 2018 года АО «Самрук-Казына» и АО «BaiterekVentureFund» на паритетной основе);  привлеченный 13 декабря 2018 года облигационный заем – 85 млрд тенге; планируемый к привлечению в июне 2019 года облигационный заем – 102 млрд тенге.

banner_wsj.gif

5545 просмотров

Как работают казахстанские ТРЦ после двух месяцев карантина

Ретейлеры уверены во всплеске продаж и последующем затишье

Фото: Shutterstock/Sergey Varygin

В казахстанских мегаполисах - Нур-Султане и Алматы - после двух месяцев карантина открылись торговые центры. Покупатели туда буквально хлынули, но эксперты отрасли считают, что этот ажиотаж в ТРЦ вскоре сменится затишьем.

Современные торговые центры (ТЦ) страны сосредоточены в двух городах – Алматы и Нур-Султане. На начало 2020 года, по данным Colliers International Kazakhstan, в этих мегаполисах работало более 50 объектов торговой недвижимости, обеспеченность торговыми площадями составляла 365 кв. м в Алматы и 363 кв. м в Нур-Султане на тысячу человек. В 2019 году Нур-Султан догнал по обеспеченности торговыми площадями исторического лидера в этом сегменте – Алматы. За прошедший год в столице ввели в эксплуатацию ТЦ «Central Market», многофункциональный комплекс Abu Dhabi Plaza и ТЦ «Talan Towers» (Emporium). 

В марте 2020 года все торгово-развлекательные центры (ТРЦ) в Алматы и Нур-Султане были закрыты – и открылись только два месяца спустя. 

Недвижимость-02.jpg

Как ТРЦ пережили кризис

Арендаторы ТРЦ, которые больше всего пострадали от коронавирусного карантина – это точки непродуктового ретейла и представители сферы развлечений. Те из них, чья годовая маржа не превышала 8–10%, за два месяца простоя оказались в серьезном убытке, предполагает управляющий партнер Colliers International Kazakhstan Баян Куа­това. В числе тех арендаторов, кто пережил эпидемию относительно успешно, – представители продуктового ретейла, аптеки и те продавцы, которые несмотря ни на что смогли наладить и онлайн-торговлю, и доставку.

Большинство ТРЦ предоставили арендные каникулы своим клиентам, и как следствие – лишились доходов за два месяца.

«Мы столкнулись с проблемой, которую даже представить не могли. Торговые центры имеют огромное количество квадратов, возникли финансовые сложности», – делится Маншук Сихимбаева, заместитель генерального директора управляющей компании DS Property, занимающейся ТРЦ «Forum Алматы».

Расходы крупных торгово-развлекательных центров за то же самое время составили несколько миллионов тенге – деньги были нужны на содержание персонала, техническое обеспечение, приведение ТРЦ в соответствие с санитарными нормами. Возобновляющие работу торговые центры проверяют санитарно-эпидемиологические службы, и нередко при этом предъявляют новые требования, которые ведут к дополнительным расходам девелоперов. 

Во сколько обошлись им такие «каникулы», торговые центры пока не посчитали.

«Физические итоги сможем подвести через два месяца после начала работы, когда увидим, что происходит с рынком», – говорит управляющий партнер Retail Space (компания работает с ТРЦ «Спутник», ТЦ «Promenade») Андрей Гордиенко. 

Контрольная закупка 

Пандемия поставила потребителей в непривычные условия, и сейчас сложно предугадать, как они поведут себя после снятия ограничений. 
Начало карантина в розничной торговле ознаменовалось всплеском продаж – переход на удаленную работу и непонимание будущего толкали потребителей активно закупать продукты питания и компьютерную технику для организации домашнего офиса. Но все это происходило на фоне уже закрывшихся ТЦ, и выиграли в этот период лишь те, у кого была налажена онлайн-торговля. Период бума сменил период затишья.

«Через две недели ажиотаж прошел. Началось разумное потребление – из пяти вариантов выбирали наиболее проверенный. С этого момента потребление стало трансформироваться в более качественное русло», – комментирует Маншук Сихимбаева. Эта тенденция, по ее мнению, продолжится и после пандемии – на рынке будут востребованы более качественные услуги и товары. 

В целом покупательское поведение станет более осторожным, прогнозируют многие участники рынка. На людей влияют страх и неопределенность, они не понимают, что будет с работой и доходами, и поэтому начинают экономить. С другой стороны, такой стиль жизни может стать поводом снова начать потреб­ление.

«Люди все равно устают от режима экономии и делают спонтанные не очень нужные покупки. Будем на это надеяться», – говорит российский эксперт, управляющий торговых центров Lynks Property Management Оксана Мысова.

По оценке российских исследовательских компаний, в торговые центры вернутся не все потребители доковидного периода. Аргумент прост: трафик в ТЦ уменьшится из-за снижения доходов, страха заболеть и успешного опыта онлайн-покупок. Укоренится ли после пандемии новая поведенческая модель потребителей – это маркетологам еще предстоит выяснить.

«Сейчас потребительские намерения и предпочтения обнулились. Чтобы понять, каков профиль клиентов, которые теперь ходят в ТРЦ, надо делать опросы. Но не раньше октября», – считает партнер исследовательской компании AMExpert Софья Щукина.

Кто вернется в ТРЦ и что там увидит

Управляющие казахстанских торговых центров более оптимистичны в своих настроениях – они рассчитывают на привычки и менталитет соотечественников и полагают, что тем не понравилось покупать онлайн. По­этому люди вернутся в торговые центры, чтобы провести время с семьей, развлечься, пощупать товар и убедиться в его качестве перед покупкой.

«Думаю, серьезной трансформации не будет. Направления развлечений уже есть, выдумывать ничего не нужно. В западных странах качество продукта намного выше. Они не боятся заказывать в интернете,  уверены, что придет то, что нужно. У нас не так», – уверен Андрей Гордиенко.

Плохая новость для покупателей – в ближайшее время их будет ждать довольно скудный ассортимент и подросшие цены.

«У многих ретейлеров даже летние коллекции не были закуп­лены. В течение двух-трех недель после открытия возникнет всплеск продаж, потом, когда появятся новые ценники, – затишье», – продолжает Гордиенко.

Финансовый директор бишкекского ЦУМа Усенжан Турдиев тоже полагает, что продажи начнут восстанавливаться к осени. Он объясняет:

«В связи с пандемией многие арендаторы не смогли закупить товары – предложения на рынке не будет. Реальные цифры потребления увидим начиная с сентября, когда появятся осенние коллекции и спрос».

Девелоперы надеются, что за время низкого летнего сезона люди соскучатся по привычному шопингу, осенью в торговые центры завезут новые коллекции и покупателям наконец удастся устроить полноценный шопинг. Главное, чтобы обошлось без второй волны эпидемии. Мысова резюмирует:

«Думаю, выйдем в высокий октябрь. Все рассчитываем на Новый год. Но страшно подумать, что будет, если осенью начнется вторая волна пандемии. Если уйдем еще раз в глубокий карантин – это реально страшно. Экономика будет совсем в другом состоянии, которое пока даже сложно представить».

В одной упряжке

Пандемия изменила не только потребителей, но и самих участников рынка – арендодателей и арендаторов ТРЦ.

«Мы остались тет-а-тет с нашими арендаторами. Нужно было перестраивать отношения из обычных в какие-то даже политические. Сейчас недостаточно просто иметь квадратные метры и удобные подъезды. Мы еще должны выстраивать очень хорошие отношения с нашими арендаторами. Должны слушать и слышать друг друга», – говорит Маншук Сихимбаева. 

Для управляющих торговыми центрами клиент – это не конечный покупатель, а арендатор. По мнению Баян Куатовой, подход большого бизнеса «ушли одни, придут другие» сейчас неуместен – на большое количество новых арендаторов в ближайшее время рассчитывать не стоит. Собственникам торговых площадей предстоит выстраивать тесное сотрудничество.

«Заботясь о своих клиентах (арендаторах), владельцы ТРЦ дают возможность арендаторам заботиться о конечном потребителе (покупателях)», – считает управляющий партнер Colliers International Kazakhstan, добавляя, что такой подход должен заключаться не в разовой акции, а в целой программе долгосрочных мер.

Ирина Седухина, управляющий партнер Watcom Group, занимающейся оценкой и анализом потоков посетителей ТЦ, полагает, что новые отношения будут строиться в том числе и на основании четких расчетов. Она поясняет:

«Управляющие компании будут зависеть от бизнеса каждого арендатора в отдельности. Нельзя управлять, не измеряя. Надо продолжить измерять трафик, но еще важнее знать товарооборот арендаторов, понимать, кто их покупатели, почему они приходят в ТРЦ и чем интересуются. Успех будет зависеть от объединения и поиска совместных точек роста (для управляющих компаний и арендаторов) на основе четких данных, собираемых в режиме онлайн».

Участники рынка полагают, что и для арендаторов, и для покупателей привлекательность сохранят торговые центры, предлагающие комфортное пространство для отдыха и развлечений. Даже те арендаторы, которые перейдут в формат онлайн-торговли, будут охотно арендовать в таких ТРЦ помещения для своих шоурумов и пунктов выдачи заказов.

«Мы будем идти навстречу торговле в интернете и работать больше как пункт выдачи, при этом не отходя от сути ТРЦ», – говорит директор The Smart Space, компании из сферы услуг по управлению недвижимостью Нуржан Давлетбаев. 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png