Как кондитерский бизнес в СКО теряет рентабельность

По кондитерской отрасли региона ударило подорожание муки, ингредиентов, ГСМ и транспортных услуг

Фото: Автора

Подорожание муки, ингредиентов, ГСМ и транспортных услуг ударило по кондитерской отрасли и карману покупателей. К тому же выход на рынки соседних стран, в частности Российской Федерации, осложнен сокращением числа мелких торговых площадок, с которыми производители РК ранее наладили контакты. Об этом «Курсиву» рассказала генеральный директор ТОО «ViZaVi Company» Лейла Сайдашева.

Нагрузка на бизнес

– Лейла Равильевна, расскажите, как сказался на отрасли рост цены на муку в конце прошлого – начале текущего года?

– Бизнес несет дополнительную финансовую нагрузку. Не только мука выросла в цене, но и масложировые изделия, сгущенное молоко, сухофрукты, фрукты, орехи, специи. Это постоянный процесс, и речь не только о сырье. Подорожали логистические, коммунальные услуги. Конечно, все это отразилось напрямую на стоимости нашей продукции. Иначе вряд ли кто из серьезных кондитеров пошел бы на этот шаг. 

фото Сайдашева несладкая жизнь.JPG

Если говорить о финансовых результатах нашей компании, то мы фиксируем отрицательную динамику в плане чистой прибыли. Сам доход сократился примерно на 20%. При этом упала и рентабельность. Возросли на 2–3% коммерческие расходы, а производственные увеличились на 2%. На это все повлияла текущая ситуация на рынке, связанная с подорожанием сырья. Сегодня мы выпускаем 57 наименований продукции из ассортимента в 120 позиций. Около шести десятков наименований сейчас не выпускаем. Такое решение мы приняли из собственных соображений – наша компания иногда «отдает» некоторые виды конкурентам, которые имитируют нашу продукцию. Сами в это время стараемся заполнить рынок чем-нибудь новым.

– Принимаете ли какие-то меры для того, чтобы сдержать рост цен на сладости? Ведь, по данным пресс-службы Минэкономики, за 2018 год они стали дороже на 6,6%, а за минувший январь цена подросла еще на 0,5%.

– Мы каждый месяц собираемся с руководителями подразделений и решаем, на чем без потери качества и без ущемления интересов наших сотрудников можно сэкономить. 

За места на полках магазинов

– Насколько сегодня сильна конкуренция на внутреннем и внешнем рынках? 

– По сути, конкуренция нужна, так как она позволяет предприятиям становиться сильнее. Идет постоянное улучшение, бизнес «прокачивается». Но без недобросовестной конкуренции не обходится. Некоторые отечественные производители пытаются добиться преимуществ, снижая свои затраты, уходя от налогов, не оформляя официально сотрудников и не оплачивая ежемесячно, как это положено, лабораторные испытания. Не проводят экологические экспертизы. В качестве компонентов покупают «просрочку». В итоге от таких действий проигрывают все. 

– Приветствуют ли иностранцы казахстанскую продукцию? 

– Что касается иностранных рынков, можно сказать, что, например, в России наши кондитерские изделия очень любят. Население их считает качественными. Правда, при этом имеются барьеры, мешающие выходу казахстанских производителей в РФ на серьезный уровень. Так что пока у нас реализация в основном идет через каналы опта, точки категорий В и С – небольшие магазины. Однако в данный момент стремительно растущие федеральные сети вытесняют эту категорию торговых площадок, в то же время не впуская кондитерские изделия из Казахстана на свои прилавки.

– Есть ли в Казахстане факторы, которые тормозят развитие данной отрасли пищевой промышленности и не дают ей динамично развиваться?

– Дело в том, что мы в Казахстане абсолютно не «прокачиваем» себя в плане маркетинга. Откровенно говоря, именно поэтому мы и отстаем от других стран, притом что удивить покупателей отечественные производители более чем способны. Но сегодня из постсоветских стран в отрасли лидируют Россия, Прибалтика и Украина. Кроме того, производства должны постоянно модернизироваться, должны совершенствоваться логистика и система эффективного управления. И любой продукт должен приносить пользу конечному потребителю, работникам компании и партнерам. Казахстанским компаниям по силам выполнить эти задачи. И тогда можно не зависеть от предлагаемых внешних условий.

В 2018 году Казахстан экспортировал больше 90 тыс. т кондитерских изделий. Основными покупателями отечественной продукции, по данным Комитета по статистике МНЭ РК, являются Узбекистан, Кыргызская Республика, Россия, Китай, Монголия и Афганистан. Объемы экспорта увеличились в 1,5 раза, в денежном эквиваленте – $60,5 млн. 

Петропавловское ТОО «ViZaVi Company» на рынке с 2004 года. В 2018 году предприятие одержало победу в республиканском конкурсе-выставке «Лучший товар Казахстана» в номинации «Лучший продовольственный товар». Североказахстанская продукция реализуется в Караганде, Кокшетау, Костанае, Павлодаре, Жезказгане, Сатпаеве, Балхаше, Усть-Каменогорске. Также налажены поставки в российские города Тюмень, Екатеринбург, Омск, Курган, Уфу, Новосибирск, Ижевск, Заводоуковск и в Краснодарский край. 

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

В Казахстане станет проще развивать тепличный бизнес

Новые правительственные поправки снизят число необходимых документов для старта

Фото: Depositphotos/PiLens

Очередной пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в Казахстане поможет малому бизнесу расширить свои объекты или построить новые. В частности, отменены требования разработки проектно-сметной документации в отношении технически несложных стройобъектов.

Технически несложные объекты – это мобильные комплексы контейнерного, блочного и модульного исполнения, одно­этажные здания для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, которые возводят из сборно-разборных конструкций, склады и хранилища высотой не более 7 метров и площадью до 2 тыс. кв. м, открытые автостоянки на 50 и менее мест. А кроме того, теплицы и парники, строительство которых на госуровне стимулируется с 2015 года. 

Для теплиц и не только

Теплицы должны были сбить ценовые скачки при сезонном подорожании овощей, но при их строительстве бизнес столкнулся с существенными барьерами. Показательна история грузинского бизнесмена, который строил теплицу в Актюбинске.

«Он признался, что когда он такую же теплицу строил в Грузии, то разрешение на строительство теплицы там ему обошлось в 10 тыс. евро и в две-три недели было выдано. У нас стоимость дошла до 100 тыс. евро и по срокам – пять месяцев, но если бы мы не подключились, то разрешение он бы еще полгода получал», – рассказывал Айдос Мамыт из Агентства по противодействию коррупции.

8-й пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в том числе отменяет требования разработки проектно-сметной документации (ПСД) в отношении технически несложных стройобъектов.

«Изменения, безусловно, произошли в лучшую сторону, поскольку, независимо от того, технически они сложные или несложные, стройобъекты ранее поголовно проходили экспертизу и процедуру разработки проектно-сметной документации», – поясняет руководитель управления анализа и мониторинга бизнес-среды Министерства национальной экономики Мадина Нуртас.

Она говорит, что на разработку ПСД требуется от месяца до года и даже более в зависимости от сложности объекта. 

От экспертизы и ПСД освобождено и строительство сетей электроснабжения с установленной мощностью до 200 кВт для субъектов предпринимательства. Сеть в 200 кВт способно обслуживать помещение с сетью освещения в 83 лампочки мощностью 100 Вт. Ранее, если предприниматель решал расширить свой магазин и, соответственно, увеличить его освещение, ему повторно приходилось разрабатывать ПСД на строительство или модернизацию сети питания, теряя деньги и время. «Тепличная» поправка на самом деле облегчила жизнь всему малому и микробизнесу страны, особенно в том случае, если этот бизнес решит расширяться, наращивая свои производственные и торговые площади. 

KPI для государства

Упрощение процедур в этой сфере может простимулировать рост числа проектов в сфере коммерческого строительства и количества компаний, реализующих такие проекты под ключ, уверены в Министерстве национальной экономики.

Увеличению числа игроков рынка из частного сектора будет способствовать и установленное законом сокращение перечня оснований для создания организаций с государственным участием. Теперь государственные предприятия могут быть созданы исключительно в целях обеспечения национальной безопасности, введения государственной монополии или в связи с недостаточным развитием конкуренции на товарном рынке, которое будет определяться по итогам его анализа со стороны антимонопольного ведомства.

«Анализ состояния конкурентной среды и сейчас проводится при создании госпредприятий либо расширении или изменении осуществляемых ими видов деятельности: им определяется возможное их влияние на рынки», – напоминает руководитель управления правового обеспечения и методологии Комитета по защите и развитию конкуренции Министерства национальной экономики Бахыт Кожикова.

Она поясняет, что для определения уровня развития конкуренции на товарном рынке берутся следующие критерии: рыночная концентрация, доли действующих субъектов частного предпринимательства на этом рынке, показатели спроса и возможности его удовлетворения субъектами частного предпринимательства, а также иные структурные особенности товарного рынка, к примеру, экономические и административные барьеры для входа на рынок. После анализа этих данных будет приниматься решение о целесообразности присутствия государства в предпринимательской среде на конкретном участке.

Напомним, что в начале лета министр национальной экономики Казахстана Руслан Даленов сообщил о том, что по итогам 2019 года участие государства в экономике снизилось до 16% – этот показатель был вычислен путем деления суммы валовой добавленной стоимости продукции, произведенной компаниями квазигосударственного сектора, на объем ВВП страны. При этом доля МСБ в казахстанском ВВП, по оценке того же министерства, составила 30,8%. Государственный KPI – довести этот показатель до 35% к 2025 году.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg