Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2822 просмотра

Как кондитерский бизнес в СКО теряет рентабельность

По кондитерской отрасли региона ударило подорожание муки, ингредиентов, ГСМ и транспортных услуг

Фото: Автора

Подорожание муки, ингредиентов, ГСМ и транспортных услуг ударило по кондитерской отрасли и карману покупателей. К тому же выход на рынки соседних стран, в частности Российской Федерации, осложнен сокращением числа мелких торговых площадок, с которыми производители РК ранее наладили контакты. Об этом «Курсиву» рассказала генеральный директор ТОО «ViZaVi Company» Лейла Сайдашева.

Нагрузка на бизнес

– Лейла Равильевна, расскажите, как сказался на отрасли рост цены на муку в конце прошлого – начале текущего года?

– Бизнес несет дополнительную финансовую нагрузку. Не только мука выросла в цене, но и масложировые изделия, сгущенное молоко, сухофрукты, фрукты, орехи, специи. Это постоянный процесс, и речь не только о сырье. Подорожали логистические, коммунальные услуги. Конечно, все это отразилось напрямую на стоимости нашей продукции. Иначе вряд ли кто из серьезных кондитеров пошел бы на этот шаг. 

фото Сайдашева несладкая жизнь.JPG

Если говорить о финансовых результатах нашей компании, то мы фиксируем отрицательную динамику в плане чистой прибыли. Сам доход сократился примерно на 20%. При этом упала и рентабельность. Возросли на 2–3% коммерческие расходы, а производственные увеличились на 2%. На это все повлияла текущая ситуация на рынке, связанная с подорожанием сырья. Сегодня мы выпускаем 57 наименований продукции из ассортимента в 120 позиций. Около шести десятков наименований сейчас не выпускаем. Такое решение мы приняли из собственных соображений – наша компания иногда «отдает» некоторые виды конкурентам, которые имитируют нашу продукцию. Сами в это время стараемся заполнить рынок чем-нибудь новым.

– Принимаете ли какие-то меры для того, чтобы сдержать рост цен на сладости? Ведь, по данным пресс-службы Минэкономики, за 2018 год они стали дороже на 6,6%, а за минувший январь цена подросла еще на 0,5%.

– Мы каждый месяц собираемся с руководителями подразделений и решаем, на чем без потери качества и без ущемления интересов наших сотрудников можно сэкономить. 

За места на полках магазинов

– Насколько сегодня сильна конкуренция на внутреннем и внешнем рынках? 

– По сути, конкуренция нужна, так как она позволяет предприятиям становиться сильнее. Идет постоянное улучшение, бизнес «прокачивается». Но без недобросовестной конкуренции не обходится. Некоторые отечественные производители пытаются добиться преимуществ, снижая свои затраты, уходя от налогов, не оформляя официально сотрудников и не оплачивая ежемесячно, как это положено, лабораторные испытания. Не проводят экологические экспертизы. В качестве компонентов покупают «просрочку». В итоге от таких действий проигрывают все. 

– Приветствуют ли иностранцы казахстанскую продукцию? 

– Что касается иностранных рынков, можно сказать, что, например, в России наши кондитерские изделия очень любят. Население их считает качественными. Правда, при этом имеются барьеры, мешающие выходу казахстанских производителей в РФ на серьезный уровень. Так что пока у нас реализация в основном идет через каналы опта, точки категорий В и С – небольшие магазины. Однако в данный момент стремительно растущие федеральные сети вытесняют эту категорию торговых площадок, в то же время не впуская кондитерские изделия из Казахстана на свои прилавки.

– Есть ли в Казахстане факторы, которые тормозят развитие данной отрасли пищевой промышленности и не дают ей динамично развиваться?

– Дело в том, что мы в Казахстане абсолютно не «прокачиваем» себя в плане маркетинга. Откровенно говоря, именно поэтому мы и отстаем от других стран, притом что удивить покупателей отечественные производители более чем способны. Но сегодня из постсоветских стран в отрасли лидируют Россия, Прибалтика и Украина. Кроме того, производства должны постоянно модернизироваться, должны совершенствоваться логистика и система эффективного управления. И любой продукт должен приносить пользу конечному потребителю, работникам компании и партнерам. Казахстанским компаниям по силам выполнить эти задачи. И тогда можно не зависеть от предлагаемых внешних условий.

В 2018 году Казахстан экспортировал больше 90 тыс. т кондитерских изделий. Основными покупателями отечественной продукции, по данным Комитета по статистике МНЭ РК, являются Узбекистан, Кыргызская Республика, Россия, Китай, Монголия и Афганистан. Объемы экспорта увеличились в 1,5 раза, в денежном эквиваленте – $60,5 млн. 

Петропавловское ТОО «ViZaVi Company» на рынке с 2004 года. В 2018 году предприятие одержало победу в республиканском конкурсе-выставке «Лучший товар Казахстана» в номинации «Лучший продовольственный товар». Североказахстанская продукция реализуется в Караганде, Кокшетау, Костанае, Павлодаре, Жезказгане, Сатпаеве, Балхаше, Усть-Каменогорске. Также налажены поставки в российские города Тюмень, Екатеринбург, Омск, Курган, Уфу, Новосибирск, Ижевск, Заводоуковск и в Краснодарский край. 


415 просмотров

Молокозаводы Казахстана опасаются сырьевого дефицита

Половина поступающего на переработку молока в стране не соответствует техрегламенту Таможенного союза

Фото: Shutterstock

С 1 января 2020 года завершается отсрочка, предоставленная Казахстану для наведения порядка в отрасли. Не соответствующее стандартам молоко принимать не будут.

Перед смертью не надышишься

По сути, устанавливается норма продукта по составу и чистоте, определены правила сбора сырья. Работать по стандарту поставщики и предприятия должны были начать в 2018 году. Но получили еще два года на проведение реформ. 

Об этом напомнили эксперты Молочного союза Казахстана, побывавшие в Петропавловске. Они разработали дорожную карту, суть которой сводится к обучению домохозяйств, чем кормить и как содержать скот, и процедуре сбора и хранения молока. 

«Дорожная карта предусматривает целый комплекс мер, чтобы молоко, которое поступает на переработку, было безопасным. Это главный критерий для нашей отрасти. Сырье, которое не будет соответствовать регламенту, мы не сможем принимать на молокоперерабатывающие предприятия», – отметил в ходе брифинга для СМИ исполнительный директор Молочного союза Казахстана Владимир Кожевников. 

Пейте на здоровье!

«Потребительские исследования показали, что 34% населения страны доверяют продукту от личных подсобных хозяйств. Процент доверия в южном регионе составляет примерно 44%. Это значит, что многие потребители берут продукт необработанный. Если, например, покупать продукцию у дороги, то не понятно, в каких условиях она произведена, как хранилась, доставлена. Сейчас температурный режим очень высокий, 38 градусов. А женщины на улице торгуют», – рассказала журналистам координатор работ по дорожной карте Сауле Жанкина.

Разные частники

Стандарты Таможенного союза могут поставить неподготовленных поставщиков в затруднительное положение, отметил в комментариях корреспонденту «Курсива» директор ТОО «Молсервис» Сергей Чепурко. Уже сейчас переработчики начинают уходить от работы с ЛПХ, предпочитая сотрудничество с профессиональными производителями.

«На нашем предприятии в последние годы мы вообще с такими проблемами не сталкиваемся, потому что работаем с серьезными поставщиками. Если раньше у нас была половина сырья от ТОО, половина – от личных подсобных хозяйств, то сейчас личные подворья занимают 25%», – рассказал предприниматель.

Также хорошим шагом в сторону качества сырья стало открытие сельхозкооперативов, говорит бизнесмен. Однако тут все также зависит от профессионализма их руководителей.

«Проблемы по сбыту возникают как раз у тех, кто не подготовлен. Они думают, что закупят молоко, сдадут и сразу получат деньги. Но это не так. У нас несколько лет назад были проблемы с поставщиками. Мы просто разворачивали молоковозы и не принимали некачественный продукт. Как раз от частных подворий», – резюмировал Сергей Чепурко.

Много ли село дает молока

По информации Молочного союза Казахстана, на сегодня 77% от 1,5 млн тонн товарного молока в стране производят мелкие хозяйства. И если к молоку, которое получают на производстве, претензий практически нет, то к этому их достаточно.  Почти в 700 тыс. тонн сырья находят нарушения –  повышены микробиологические показатели и обнаружены антибиотики.  Отрицательно сказываются на качестве сырья большие расстояния между населенными пунктами, неразвитая сеть сбора молока, нехватка специалистов и банальная неграмотность сдатчиков.

По информации исполнительного директора Молочного союза Казахстана Владимира Кожевникова, большая проблема заключается еще и в том, что на молочных заводах летом возникает переизбыток молока, а зимой – острый дефицит.  Как следствие, заводы находятся в зависимости от сухого молока, а оно на 90% импортное.  

В общую бочку

Выйти на уровень соответствия техническому регламенту ТС, считает МСК, поможет объединение небольших хозяйств в кооперативы, которые будут централизованы. В Карагандинской области уже есть пример такой работы. ТОО «Натиже» создало в регионе сеть из 30 молокоприемных пунктов. В пунктах приема молоко сразу фильтруется, охлаждается и проверяется на чистоту, качество и только после в специализированных емкостях отправляется на завод, как этого требует регламент ТС. 

«Если молоко не будет соответствовать качеству, то, конечно, с введением техрегламента мы понесем урон. Поэтому и доводим до сведения сдатчиков, какие требования предъявляются к качеству молока, создаем вот такие молокоприемные пункты. Надеемся на положительный результат этой работы», – рассказал директор ТОО «Натиже» Даулетбек Акпар.

По его словам, пока в кооперативах 3–4 случая в месяц, когда молоко не проходит проверку. 

Жительница села Жаман жол Светлана Мокишина сдает молоко больше 20 лет. Женщина отмечает, что с появлением кооператива правила приема уже сточились, но местные быстро к ним привыкли, поскольку сами заинтересованы в качестве своего сырья.  

«Случаи, когда молоко не проходит проверку, – редкость, потому что все правила, в принципе, простые, главное – чистота во всем и здоровое животное», – рассказывает Светлана Мокишина.  

Тем не менее, по данным МСК, в кооперативы мелкие хозяйства объединяются неохотно. Директор заготовительной компании ТОО «Ауыл Сутты» Канат Абдыгалиев считает, что причиной  этого является недостаточная информированность населения о преимуществах такого объединения.  

«Нужно объяснять людям, что собой представляет кооператив, что есть субсидии – 10 тенге с литра молока возвращаются в кооператив.  Это тоже мотивирует. А у нас вышла информация, что существует программа, а до сдатчика она не доходит», – поделился мнением Канат Абдыгалиев.

Цифровизация в помощь

Производители начали применять приложение Collect mobile.

«Это приложение помогает делать картирование параметров сдатчиков молока, тех факторов, которые влияют на продуктивность скота. Это помогает переработчикам лучше прогнозировать свою работу. Например, если они понимают, что в районе есть проблема деградации генетического потенциала, то вмешиваются – закупают семя скота, осеменяют коров, чтобы у этих людей было больше молока, было больше дохода», – прокомментировала экономист по агробизнесу Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO) Инна Пунда

Главная задача этого ноу-хау, по словам Инны Пунда, сократить цепочку производства молока до «сдатчик – производитель». 

«Нужно понимать, что сегодня куш в цепочке молока снимает перекупщик. К сожалению, есть перекупщики, которые зарабатывают в день несколько тысяч долларов за 4 часа работы. Их заинтересованность – оставить в неведении сдатчика, а завод держать в сырьевой зависимости и манипулировать ценой», – говорит эксперт FAO.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

svadba.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций