Перейти к основному содержанию

2438 просмотров

Как изменится схема госзакупок рассказали предпринимателям в Караганде

Палата предпринимателей Карагандинской области организовала для бизнесменов семинар по новшествам в законодательстве о госзакупках

фото: автора

Принятые поправки предусматривают три режима введения их в действие. Их основная часть введена в действие с 1 января 2019 года, сообщил руководитель отдела Управления закупок Карагандинской области Данияр Медетов в ходе своего выступления на семинаре по новшествам в законодательстве о госзакупках.

«Принятые поправки предусматривают три режима введения их в действие. Их основная часть введена в действие с 1 января 2019 года. Поправки, касаются нового квалификационного требования в виде финансовой устойчивости потенциального поставщика, а также закупок, связанных с предварительным квалификационным отбором, они вводятся в действие с 1 июля 2019 года. Поправки, связанные с закупками национальных компаний и введением в госзакупках понятия «электронный кошелёк», вводятся в действие с 1 января 2020 года», - сообщил руководитель отдела Управления закупок Карагандинской области Данияр Медетов.

Он отметил, что процедуры закупок становятся проще. Ряд поправок направлен на повышение квалификации потенциальных поставщиков, снижение доли закупок из одного источника.

Порог закупок из одного источника увеличился до 500 МРП и составляет сумму 1,3 млн тенге. Прежде при сумме, превышающей 100 МРП (252,5 тыс. тенге), нужно было объявлять конкурсные процедуры. Эта мера упростит закупки детским садам, школам, поликлиникам и другим организациям с небольшими бюджетами.

В закупках по ценовым предложениям заказчики вправе указывать в документации фирменные наименования товаров. Это позволит закупать более качественные товары. Предусмотрены меры против предоставления недостоверной информации.

Предпринимателям рассказали об антидемпинговых мерах, защите от «троллей», увеличении пороговой суммы закупок, а также других законодательных изменениях.

Вместе с тем, особое внимание в законодательстве отведено определению параметров финансовой устойчивости потенциальных поставщиков.

«Прежде всего, это уплаченные налоги, наличие основных и оборотных средств, фонд оплаты труда. Это своего рода один из фильтров. Другой фильтр - платность веб-портала госзакупок. Введение платы позволит отсечь недобросовестных и формальных участников», - сказал Данияр Медетов.

Сегодня в Карагандинской области действуют более 20 тысяч предприятий, в них работают порядка 340 тысяч человек. В регионе работает 177 крупных предприятий, 452 предприятия классифицируются как средний бизнес и 19985 – малый бизнес. 

banner_wsj.gif

3348 просмотров

Как уменьшить последствия нарушения обязательств из-за ЧП в Казахстане

Рассказывает советник юридической фирмы SIGNUM

Фото: Shutterstock

Указом президента РК от 15 марта 2020 года № 285 в связи с объявлением ВОЗ коронавируса COVID-19 пандемией на всей территории республики с 16 марта по 15 апреля введено чрезвычайное положение (ЧП). Прежде всего, нужно понимать, что чрезвычайное положение – это временная мера, представляющая собой особый правовой режим деятельности госорганов, допускающий установление отдельных ограничений прав и свобод граждан, а также прав юридических лиц и возлагающий на них дополнительные обязанности.

Срок действия ЧП на всей территории РК не может превышать 30 суток. Однако при неустранении обстоятельств, послуживших основанием для введения ЧП, президент вправе продлить его действие еще на 30 суток. Все акты, принятые в целях обеспечения режима ЧП, утрачивают силу с прекращением действия ЧП без специального уведомления. 

Как режим ЧП может повлиять на ведение бизнеса 

При ЧП государством могут быть приняты ограничения, которые прямо или косвенно влияют на отношения между хозсубъектами, такие как: 

  • ограничения передвижения транспорта; 
  • приостановление деятельности сетей и средств связи; 
  • особый порядок продажи продовольствия и предметов первой необходимости; 
  • ограничения отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансов;
  • особый режим оборота лекарственных, наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров, а также этилового спирта, алкогольной продукции; 
  • введение карантина и другие. 

В результате применения таких мер могут возникнуть случаи ненадлежащего исполнения обязательств (перебои с поставками товаров, задержка оплаты, изменение сроков выполнения работ), а также иные последствия, влекущие определенные убытки. 

Как доказать невозможность исполнения обязательств в условиях ЧП 

Иногда такие случаи оговариваются в контрактах, где устанавливается ответственность сторон при форс-мажоре. Но что делать, если возникновение форс-мажора не оговорено в договоре, и как сократить убытки в этом случае? В соответствии со ст. 349 Гражданского кодекса РК (ГК) при невозможности надлежащего исполнения обязательства должник обязан незамедлительно известить об этом кредитора. Согласно ст. 359 ГК, должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства при наличии вины, если иное не предусмотрено законодательством или договором. 

Должник признается невиновным, если докажет, что он принял все зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязательства. Лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет имущественную ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (стихийные явления, военные действия и т. п.). К таким обстоятельствам не относится, в частности, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, работ или услуг.

В Казахстане функции по свидетельствованию обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора), обстоятельств Hardship осуществляет ТОО «Внешнеторговая палата Казахстана» (далее – ВПК) в соответствии с условиями внешнеторговых сделок, международных договоров РК, договоров, заключенных на территории РК, а также в соответствии с международной практикой. Свидетельствование обстоятельств непреодолимой силы производится на основании письменного обращения заинтересованной стороны. Отсутствие в контракте ссылки на обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) не препятствует рассмотрению обращения заявителя. В свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) может быть отказано только по причине отсутствия документов, подтверждающих их наступление. Таким образом, при невозможности исполнения обязательств вследствие непреодолимой силы рекомендуется: 

  1. Обратиться в ВПК с заявлением о свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы. 
  2. Направить уведомление контрагенту о невозможности исполнения обязательства, сославшись на соответствующие положения договора (при их наличии), Указ Президента РК от 15 марта 2020 года «О введении ЧП на территории РК» и приложив свидетельство о наличии обстоятельств непреодолимой силы, выданное ВПК. 

Мы надеемся, что в рамках заключенных договоров и согласно обычаям делового оборота контрагенты примут к сведению введение режима ЧП в стране и постараются взаимно договориться и пойти навстречу друг другу. 

Кроме того, заблаговременное принятие вышеперечисленных мер позволит доказать отсутствие вины стороны, не выполнившей обязательство вследствие непреодолимой силы, и, возможно, в будущем освободить от ответственности или уменьшить ее размер.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif