Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


672 просмотра

Дорогу иностранцам: экспатам упростили доступ на трудовой рынок Узбекистана

В соседней стране не хватает квалифицированных специалистов

Иллюстрация: Shutterstock

В Узбекистане вступил в силу новый порядок по привлечению иностранной рабочей силы. Соответствующее постановление кабмина РУз было принято 25 марта. Документ уменьшает количество процедур, которые нужно пройти работодателю и привлеченному специалисту для получения разрешения на работу в стране, сообщает собственный корреспондент Kursiv.kz в Ташкенте.

В частности, для высококвалифицированных иностранцев наполовину снижен налог на доходы. Эксперты считают, что принимаемые меры позволят уменьшить кадровый голод среди специалистов, если, конечно, Узбекистан будет продвигать себя за рубежом как привлекательный рынок труда.
 
В 2017 году в стране начались экономические реформы, и спрос на квалифицированных сотрудников начал расти. Однако вопросы привлечения таких кадров в из-за рубежа регулировались нормативами, утвержденными еще в 1996 году. Процедура оформления разрешений на работу вызывала жалобы предпринимателей из-за своей сложности. В конце 2018 года порядок начал меняться. Был сокращен перечень документов, необходимых для легальной работы иностранцев в стране.  
 
Последнее постановление кабмина, вводит новый порядок получения экспатами разрешений на работу в РУз. Теперь для этого работодателю нужно обратиться в Центры госуслуг. Сделать это можно на Едином портале госуслуг или специальной онлайн-площадке. Там подается заявление на привлечение иностранца и заполненная анкета на него, после чего сотрудники Центра должны в течение часа перенаправить заявление в Агентство по внешней трудовой миграции, а оно в течение 15 дней – принять решение, удовлетворить ли запрос. За рассмотрение заявки взымается сбор в размере 1 МЗРП (202 730 сумов – $24,1).
 
Если решение положительное, то работодатель платит еще один сбор – уже в размере 50 МЗРП (около $1207). Если Агентство выносит положительное решение, разрешение на работу должно быть оформлено им в течение одного дня. После этого иностранец уже сам должен подать заявление либо через тот же Центр госуслуг, либо через онлайн-площадку и тоже платит сбор в 1 МЗРП для высококвалифицированных сотрудников и 30 МЗРП – для неквалифицированных.
 
Для выскококвалифицированных сотрудников срок действия разрешения может составить до трех лет с возможностью неограниченного продления. Также таким экспатам выдается многократная рабочая виза, а членам их семей автоматически выдается вид на жительство.  

Как повлияют реформы на рынок труда?

В одной из международных телекоммуникационных компаний, работающих в РУз, отметили, что экспатов в основном приглашают на позиции в топ-менджменте, и с оформлением разрешений на такие позиции проблем никогда не было.

Директор ташкентского агентства занятости HR SERVICE Елена Андиевская соглашается, что вопрос не столько в облегчении разрешительных процедур, сколько в поиске необходимых кандидатов. По её мнению, в Узбекистане есть спрос на экспатов – управленцев высшего звена, имеющих опыт развития международных компаний, а также на геологов, инженеров – нефтегазовиков, IT-специалистов. Не исключено, что кадровый резерв пополнят молодые иностранцы, приезжающие ради получения опыта работы на зарубежных рынках. Среди иностранных компаний, активно работающих в Узбекистане, высок спрос на специалистов по развитию рынков, людей, «хорошо знающих рынок и сферу работы компании, способных помочь компании в короткие сроки зайти и закрепиться на рынке».
 
Другие эксперты полагают, что либерализация разрешительных процедур позволит отчасти утолить кадровый голод, связанный с проблемами в подготовке местных специалистов.

«Я много езжу по соседним странам, посещаю успешные предприятия. На многих работают иностранные специалисты. В учебных заведениях преподают зарубежные преподаватели. Зарубежные эксперты работают в государственных учреждениях. Это естественно и правильно», - отмечает директор Центра содействия экономическому развитию Юлий Юсупов.

«У нас катастрофический дефицит высококвалифицированных специалистов почте везде. Например, на предприятиях нужны технологи, инженеры, маркетологи, просто грамотные менеджеры. По многим направлениям, особенно техническим, инженерным в стране специалистов просто нет. Нужны высококвалифицированные преподаватели, врачи, эксперты для правительства. И если таковых кто-то сможет привлечь из-за рубежа – так это просто замечательно. Главное, чтобы государство этому не мешало», - подчеркнул Юлий Юсупов. 


8895 просмотров

Почему на границе с Россией скапливаются грузовики из Казахстана и других стран

И что можно изменить

Фото: Алла Злобина

Первым руководителям пограничной, налоговой, антикоррупционной служб ЗКО, РПП «Атамекен», группе общественного мониторинга и акиму района Байтерек 9 августа пришлось срочно выехать на пограничный переход (ПП), чтобы решить конф­ликт, разразившийся в результате массового скопления большегрузов на посту «Сырым».

Наконец-то!

Без еды и удобств с 8 по 10 августа стояли в очереди на таможне водители почти 400 большегрузных автомашин: 180 – со стороны Уральска и более 200 – со стороны российского пограничного перехода «Маштаково». В своей группе WhatsApp дальнобойщики занимали и контролировали очередь на таможенный пост, просили привозить воду водителей автомашин, направлявшихся в сторону Самары, и ненормативной лексикой комментировали очередной автоколлапс на посту «Сырым». 

Сезон плодоовощной торговли только начался – многокилометровые очереди фур, загруженных дынями и арбузами для петербуржцев и москвичей и виноградом для оптовиков Беларуси, уходили за горизонты двух пограничных переходов.

Приезд группы чиновников и журналистов был встречен одобрительными возгласами дальнобойщиков: «Наконец-то!».

20190809_121329_1.jpg

На российском погранпосту «Маштаково» фуры не пропускали. Отрезок между двумя таможнями всего лишь 1,5 км, и здесь лишней фуре встать попросту негде. Казахстанская сторона пропускала по одной машине, чтобы в случае отказа в пересечении российской границы большегруз мог развернуться и выехать с небольшой площадки территории ПП. 

«Мы попросили старшего сотрудника погранпоста ФСБ России объяснить ситуацию, и он ответил: «Все вопросы – к вашим налоговикам». А если мы все большегрузы пропустим, то нейтральная полоса забьется. В конце июня была та же ситуация. Люди пять суток стояли тут в очереди. А сколько раз водители в знак протеста перекрывали дороги! Плюс создание аварийных ситуа­ций: по встречной полосе идет большегруз, а навстречу – легковушка», – возмущались члены мониторинговой группы антикоррупционной службы по ЗКО. 

98489.jpg

Нам любые дороги дороги! 

Очередь на ПП «Сырым» сформировали фуры, следующие транзитом, в том числе с ПП «Хоргос». Сегодня сюда стекается весь коммерческий груз Казахстана: предприниматели не желают ездить по платным российским дорогам и выбирают дешевый и короткий путь – через Западно-Казахстанскую область. К тому же закручивание гаек на «Хоргосе» в связи с огромными расхождениями в сборах ожидаемых и полученных налогов привело к тому, что коммерческие грузы из Китая стали завозить в Казахстан через Кыргызстан. Об этом членам мониторинговой группы сообщили сами предприниматели.

20190809_112519.jpg

Свою роль играет и устаревшая инфраструктура отечественных погранпереходов, из-за которой многократно увеличившийся за последние годы поток большегрузов входит в коллапс даже при малой сезонной активности.

Вот и на этот раз все участники хмуро кивали на налоговиков: это их экспортный мониторинг товаров создает проблемы в передвижении коммерческих грузов. Те в ответ демонстрировали приехавшим журналистам оперативность в оформлении документов – пять минут, и скан документов готов. 

«Сейчас дополнительно трех человек привлекли. В регламент 25 минут, в том числе таможенного осмотра одной машины, они укладываются. Но пока товаросопроводительные документы не цифровизованы, мы не можем наладить контакт с другими странами. Этот документ имеет международный статус. Мы с претензиями не согласны. У нас тут очереди нет», – парировал нападки мониторинговой службы антикоррупционного бюро заместитель руководителя ДГД ЗКО Максат Нурахаев.

По его мнению, очереди на границе создает целый комплекс проблем: сезон плодоовощной продукции, плохая инфраструктура ПП и низкая проходимость. Слова представителя налоговой службы подтвердили и члены мониторинговой группы. Они подсчитали: время оформления одной фуры составило 18 минут. 

«Конечно, есть коррупционные риски, и мы это признаем. Комментировать предложение о выносе за пределы погранпостов налогового экспортного мониторинга не можем – решение о размещении этих групп на таможенных постах принималось правительством», – объяснил Нурахаев.

Пробки – это полбеды

О коррупции заговорили не случайно. На днях в Агентстве по противодействию коррупции в Нур-Султане, где прошло обсуждение вопроса по коррупционным рискам в сфере таможенного администрирования, пришли к выводу: обстановку на пограничных постах пора кардинально менять. 

Тут целый ряд рисков, объяснил «Курсиву» заместитель руководителя антикоррупционной службы по ЗКО Нурдаулет Самет. Основной – прямой контакт водителей с сотрудниками пограничных и налоговых служб. Это, говорит он, подтверждает и следственная практика. 

«Этим летом на посту «Сырым» задержали двух сотрудников мониторинговой службы ДГД при получении взятки от водителя большегруза. Дело уже передано в суд. В 2019 году было возбуждено три уголовных дела по фактам коррупции на наших погранпостах. Вопрос с пропуском автомашин скоро решится, но по коррупции работать еще придется», – сказал Нурдаулет Самет в комментариях «Курсиву». 

Нужны хорошие условия и современная организация пропуска, согласился с мнением предыдущих спикеров и руководитель РПП «Атамекен» Бакдаулет Ибраимов. «Если никто не против, мы поможем и организуем предпринимателей, которые готовы открыть тут точки общепита», – сказал он.

Аким района Байтерек, на территории которого находится ПП «Сырым», Асхат Шахаров предложить ничего не смог. Для акимата района ПП – головная боль. Как-то акима попросили засыпать ров за территорией ПП, чтобы отправлять туда «штрафные» фуры. Но в бюджете района денег на такие расходы не оказалось.

«Все, что можем делать, – это периодически убирать эту территорию. Скоро сдадут новый терминал ПП, и вопросы антисанитарии, клозетов, общепита отпадут. А чтобы сейчас установить тут точку для питания водителей, нужно все согласовывать. До 50 м от ПП, это дорога НК «КазАвтоЖол», и 800 м от поста до российской таможни нужно согласовывать с погранслужбой КНБ», – развел руками г-н Шахаров, отвечая на вопросы «Курсива».

До Европы как до Китая

«Неприятно, конечно, а по сравнению с Европой у нас вообще ужас», – кинул реплику журналистам один из дальнобойщиков. Своим мнением водители фур делились охотно. Они убеждены: нужно совершенствовать систему очередей.

«Я сам из Латвии, везу груз в Узбекистан. У нас границы с Европой нет – просто проезжаем, и все. А точно такие же очереди видел из России в Латвию. 15–20 км очередь из России в Европу – там мы по четверо суток стоим. Из Беларуси в Латвию – такая же картина. Там тоже пропускная способность низкая и очень много бумажной работы», – рассказал «Курсиву» дальнобойщик Сергей. 

20190809_121126_1.jpg

После обеда налоговики решили запустить пилотный проект – сканировать накладные за пределами погранпункта. 

Сотрудники ДГД планшетами фотографировали транспортные накладные водителей, а пока машины стояли в очереди, проверяли их в своей базе и отсеивали тех, у кого с документами не все в порядке.

20190809_111402.jpg

«В товаротранспортных накладных бывает неполная информация о грузе или его владельце. Зона погранпоста – стратегический объект, и сотовая связь тут только экстренная. Водителям приходится отъезжать за территорию ПП и уточнять у владельца груза номера БИН, название ТОО. Такая фура может задержать весь поток на час», – объяснили представители ДГД.

Как уже сообщал «Курсив», в конце сентября на ПП «Сырым» закончится строительство нового терминала. Это один из крупных социальных проектов 2019 года. Его стоимость – 1,9 млрд тенге. Заказчик работ – НК «КазАвтоЖол». Проект предусматривает строительство 1,4 км дорог, расширение полос пропуска автомашин с 2 до 8 и строительство всей необходимой инфраструктуры.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

svadba.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций