Перейти к основному содержанию

598 просмотров

5,4 миллиардов тенге планируется собрать с платных автодорог в 2019 году

При этом нормативная стоимость содержания 4 платных участков в 2019 году составит 3,2 млрд тенге

Фото: Аскар Ахметуллин

5,4 миллиардов тенге будет собрано по итогам текущего года с 4 платных автодорог в Казахстане, сообщил министр индустрии и инфраструктурного развития Роман Скляр.

«В конце января начат сбор платы на участках дорог Алматы-Хоргос, Алматы-Капшагай и Астана-Темиртау. В целом по итогам 2019 года ежегодный сбор по платным участкам (плюс к перечисленным также действующий платный автобан Астана-Щучинск) составит порядка 5,4 миллиардов тенге. В следующем году планируется запустить систему платности еще на 5,5 тыс. км. К 2022 году протяженность платных автодорог составит порядка 6,5 тыс. км, прогнозируемая сумма сбора составит порядка 40 миллиардов тенге, что позволит перейти на режим самосодержания», - сказал он на заседании правительства 5 марта.

При этом нормативная стоимость содержания 4 платных участков в 2019 году составит 3,2 млрд тенге.

Скляр отметил, что в рейтинге глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума по состоянию автодорог Казахстан находится на 59-ом месте.

В 2018 году на местные автодороги республика направила 156 млрд тенге, что позволило охватить ремонтом более 4 тыс. км.

«С текущего года мы переходим от дорогих капитальных проектов в основном к экономичному среднему ремонту методом холодного ресайклинга», - сказал он.

Министр напомнил, что согласно поручению главы государства, финансирование на развитие местных автодорог будет увеличено до 200 млрд тенге на ежегодно. Эти меры позволят к концу 2025 году отремонтировать порядка 35 тыс. км и улучшить 95% дорог местной сети, доведя их до хорошего и удовлетворительного состояния.

Скляр отметил, что с начала реализации госпрограммы в сфере автодорожной отрасли построено и реконструировано 2,4 тыс. км автодорог республиканского значения. В текущем году реконструкцией охвачено 4,4 тыс. км, а на автодорожных проектах задействовано более 100 тыс. дорожных строителей.

В частности, начнутся строительные работы от Караганды до Алматы и от Актобе до границы Российской Федерации на Астрахань. По итогам года планируется открыть движение на 654 км реконструированных дорог.

В частности, будут полностью завершены работы по проектам Астана-Павлодар (441 км), Щучинск-Зеренда (80 км), Бейнеу-Акжигит (85 км), Таскесткен-Бахты (20 км), Жетибай-Жанаозен (73 км).

Ремонтом будет охвачено 1,6 тыс. км автодорог республиканского значения.

524 просмотра

Как в Казахстане развивается социальное предпринимательство

Официальной статистики по этому виду бизнеса в республике пока нет

Фото: Shutterstock

Социальными предпринимателями принято называть тех людей, чей бизнес в первую очередь нацелен на решение (в крайнем случае – смягчение) актуальных социальных проблем. Доходы от такого бизнеса позволяют компании быть устойчивой и продолжать свою полезную для общества и в то же время помогающую зарабатывать деятельность.

Идеи и люди

Несколько примеров из казахстанской практики социального предпринимательства. Бывший детдомовец Геннадий Франк создал социальное предприятие «Шанырак» – единственный в стране фонд помощи выпускникам детских домов, где последних не только обучают ремеслу и находят им работу, но и помогают открыть свой бизнес. На базе предприятия действуют школа производственного обучения, школа индивидуального предпринимательства и кадровое агентство.

Ерлан Кумискалиев открыл Центр «Атырау. Маленькая страна» – первый центр для реабилитации детей с ограниченными возможностями с помощью иппотерапии, другими словами – верховой езды. Центр также занимается реабилитацией детей с повреждениями головного мозга с использованием методов канистерапии (реабилитации с помощью собак) и работает над созданием собственной методики реабилитации детей с неврологическими патологиями.

Социальное кафе Kunde основал в столице Маулен Ахметов, в этом кафе работают люди с особенностями ментального развития.

Интернет-магазин Invamade продает хэндмейд-изделия, сделанные людьми с особыми потребностями и представителями социально уязвимых слоев населения. Основатель проекта Айжан Халилова не просто продает изготовленные ими игрушки, украшения и сувениры, но и, как настоящий предприниматель, старается повысить эффективность этого бизнеса и привлечь еще больше покупателей – например, приглашая к сотрудничеству дизайнеров, чтобы те предоставляли идеи, а мастера Invamade эти идеи реализовывали, создавая в итоге по-настоящему дизайнерские изделия.

Как становятся социальными предпринимателями

Цель социального предпринимателя – решение социальной проблемы, а не извлечение прибыли. Нередко такой бизнес вырастает из попыток человека решить проблему, которая оказалась важна непосредственно для него самого. Из числа таких предпринимателей – Турганжан Касымов, директор компании «Жолын болсын, балакай». Компания занимается установкой мобильных пандусов в Алматы. Вопрос стал актуален для самого Касымова после того, как в его семье появился ребенок – тогда будущий социальный предприниматель и осознал масштаб проблемы. Поднимать коляску по лестницам, часто узким и плохо освещенным, было тяжело не только супруге Турганжана Касымова, но и ему самому. Проблему основатель «Жолын болсын, балакай» решил созданием своей версии откидного пандуса – это раздвижная конструкция, которая крепится на стену и раскладывается на ступени только в момент использования. Применение нестандартных и инновационных решений – еще один признак социального предпринимательства.

Новая история

Организации, которые решают социальные задачи и при этом используют коммерческие услуги или выпуск продукции в качестве модели для обеспечения финансовой устойчивости деятельности, в Казахстане появились в середине 2000-х. Тогда коммерческие направления своей деятельности создали многие НПО.

Вторая волна развития социального предпринимательства пришлась на начало 2010-х – тогда уже появились тематические форумы и конференции, где происходил обмен опытом. Программы поддержки социальных предпринимателей и образовательные программы для них же начали проводить такие компании и организации, как «Шеврон», Alma U, Ассоциация развития гражданского общества, Фонд Евразия Центральной Азии, Британский Совет в Казахстане.

Определение социального предпринимательства в Казахстане пока не закреплено, нет и закона о социальном предпринимательстве. Но фокус на выявление и поддержку социальных предпринимателей уже сделан как общественными организациями, в том числе международными, так и госструктурами. Например, в 2019 году МИОР РК совместно с корпоративным фондом Impact Hub Almaty провели первую республиканскую премию Ozgeris ustasy. 15 ее победителей получили гранты на 500 тыс. тенге, а кроме того был сформирован Реестр социальных предпринимателей Казахстана, в который вошли 152 социальных предпринимателя страны. На основе этого реестра можно увидеть, что большинство (чуть больше 40%) социальных предпринимателей сконцентрированы в сегменте «помощь/поддержка уязвимых групп», второй по объему сегмент – «образование» (14,85%). 43,4% социальных предпринимателей ведут свою деятельность более пяти лет, а самые активные регионы в этом вопросе – Туркестанская область (там находятся 22% попавших в реестр социальных предпринимателей), Нур-Султан (19%) и только потом – Алматы (7%).

В этом году МИОР РК планирует проект «Изучение потенциала социального предпринимательства и разработка основополагающих методик его развития». Он предполагает не только анализ существующей ситуации, но и разработку пилотной программы по развитию социального предпринимательства среди НПО Казахстана и ее обсуждение с экспертным сообществом и представителями гражданского общества. Фактическим результатом проекта должны стать конкретные предложения – как выстраивать систему поддержки социального предпринимательства в республике.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif