Перейти к основному содержанию
1107 просмотров

Жезказганский предприниматель намерен подать в суд на управление сельского хозяйства Карагандинской области и МСХ из-за невыплаты субсидий

Иного способа получить субсидии в размере 4,8 млн тенге и тем самым избежать разорения у него нет

Коллаж: Вячеслав Батурин

Подать иск в суд на управление сельского хозяйства Карагандинской области и Министерство сельского хозяйства РК собирается глава жезказганского крестьянского хозяйства «Аргымак Агро» Зейнолла Жомартов. Иного способа получить положенные ему за 2015–2016 годы субсидии в размере 4,8 млн тенге и тем самым избежать разорения у него нет.

Кредит обернулся кошмаром

В декабре 2018 года «Курсив» писал о том, что предприниматель из Жезказгана, директор СПК «Аргымак Агро» Зейнолла Жомартов был вынужден продать имущество за бесценок и пустить часть маточного поголовья под нож, чтобы вовремя оплатить кредит и не потерять заложенное в банке имущество.

Полагающиеся по льготному кредиту субсидии по госпрограмме «Кулан» Зейнолле Жомартову так и не были выплачены. В общей сложности предпринимателю не вернули около 4,8 млн тенге.

Сегодня в залоге у выдавшего кредит АО «Аграрная кредитная корпорация» две квартиры, магазин и 94 лошади. С 2016 года предприниматель не раз обращался во все инстанции с просьбой о помощи, но в ответ получал только формальные отписки. Не помогли и обращения в НПП «Атамекен» и общественный совет по борьбе с коррупцией Карагандинской области. 

Пинг-понг по-казахстански

Чиновники управления сельского хозяйства Карагандинской области считают, что ответственность за госпрограмму несет Министерство сельского хозяйства, так как в 2015–2016 годах именно оно занималось государственными программами помощи фермерам. 

В Министерстве же сельского хозяйства уверены, что выплата субсидий – это дело управления сельского хозяйства области, так как администрирование, в данном случае программы «Кулан», было передано в ведение вышеуказанного управления еще в августе 2016 года.

В ответе на запрос «Курсива» управления сельского хозяйства Карагандинской области говорится, что начисление субсидий непосредственно СПК «Аргымак Агро» было начато с 1 января 2017 года и будет продолжаться весь срок действия договора займа – до 2025 года. Что касается предыдущих лет – 2015–2016, – то тогда администратором программы «Кулан» являлось Министерство сельского хозяйства.

Между тем в ответе на запрос «Курсива» МСХ РК сообщается, что в программе льготного кредитования «Кулан» участвовал 71 заемщик на сумму 1,04 млрд тенге на приобретение 3210 голов маточного поголовья лошадей и 298 голов племенных жеребцов. В числе профинансированных была и заявка СПК «Аргымак Агро» на приобретение 87 голов маточного поголовья лошадей и семи голов племенных жеребцов-производителей. 

В министерстве напомнили о том, что в 2016 году функции субсидирования были переданы местным исполнительным органам. В ответе за подписью вице-министра МСХ Гульмиры Исаевой отмечается, что выделенные в том же году управлением сельского хозяйства Карагандинской области 408 млн 160 тыс. тенге были освоены в полном объеме. 

Вместе с тем, как добавили в МСХ, исходя из возможностей республиканского бюджета, предложение министерства по вопросу выделения дополнительных средств на рассмотрение новых заявок не было поддержано уполномоченным государственным органом по бюджетному планированию. 

«Что касается выплаты субсидий крестьянским хозяйствам, в том числе СПК «Аргымак Агро», за 2015–2016 годы, сообщаем, что начисление финансовых средств осуществляется только с 1 января 2017 года, ежеквартально и на весь срок действия договора займа – до 2025 года. При этом распределение суммы субсидий производится в пределах утвержденных объемов бюджетных средств на соответствующий финансовый год», – сообщила Гульмира Исаева.

Заострив свое внимание на полном освоении бюджетных средств, вице-министр, однако, не уточнила, что объем выделенных финансовых средств был недостаточен для рассмотрения новых заявок. Тем временем именно нехватку выделенных средств руководитель управления сельского хозяйства Карагандинской области Сагынжан Апакашов назвал причиной невыплаты субсидий. В связи с этим новые заявки просто не рассматривались комиссией по распределению субсидий. 

Также он ранее отвечал, что управлением неоднократно направлялись письма в Министерство сельского хозяйства о выделении дополнительной суммы на 2016 год для реализации вышеуказанной программы. Вопрос о выделении дополнительных финансовых средств министерством не был поддержан и по-прежнему не решен. 

Есть только один путь – суд

Между тем сын директора СПК «Аргымак Агро» Багдат Жомартов уверен, что отказ от выплаты субсидий со стороны властей выглядит странно. Недостаток бюджетных средств не является причиной или основанием для отказа в их выплате, можно было заложить нужную сумму в бюджет 2019 года.

«Чиновники не хотят разбираться в самой сути проблемы и думают, что данные субсидии выделяются как помощь от государства. По идее, механизм совершенно другой: мы отправляем выплату по кредиту в полном размере, а нам в виде субсидии от государства возвращается часть средств (около 700 тыс. из 1 млн тенге) на счет. В этом и заключался договор», – пояснил Багдат Жомартов.

Предприниматель задается вопросами, куда же «ушли» перечисленные СПК деньги и почему, несмотря на договоренность, субсидии отказываются возвращать. А главное, кто ответственен за субсидии 2015–2016 годов – это 4,8 млн тенге. «Это наши деньги, которые должны были назад вернуться. Нам остается лишь обращаться в суд», – считает бизнесмен.

На сегодняшний день фермеры продали недвижимость в городе Сатпаеве, чтобы закрыть часть «льготного» кредита. Очередной взнос в банк предстоит в марте этого года. Средств от продажи имущества хватит, чтобы оплатить заем за два ближайших года. Жомартовы надеются получить перерасчет в банке и сэкономить хоть немного средств.

1333 просмотра

Алматинский и актюбинский технадзор вытесняет из Уральска местные фирмы

Они не могут конкурировать с ними в госзакупках

Фото: Silentalex88

Причиной тому стали изменения в законодательстве: в конкурсах на оказание услуг в сфере строительства по ЗКО побеждают лишь актюбинские или алматинские фирмы, у которых суммы налоговых отчислений в бюджет много выше, чем у местных технадзорных компаний. 

Всего в ЗКО около 20 фирм, оказывающих услуги технического надзора при строительстве зданий, сооружений и автомобильных дорог. С начала 2019 года в условиях конкурсов на проведение государственных закупок определяющим показателем была внесена сумма уплаченных предприятием налогов за последние четыре года. И уральские фирмы-технадзоры перестали побеждать в тендерах. Победителями конкурсов на оказание услуг технадзора при строительстве государственных объектов в ЗКО стали иногородние фирмы – ТОО «Дирекция строящихся предприятий «Стройинтеграция» (Алматы), ТОО «Актаустройэксперт» (Нур-Султан), ТОО «Инженерное бюро NURTAU» (Актобе), ТОО «Актобестройэксперт» (Актобе), ТОО «DS&V» (Костанай).

Выиграли много, а спецов мало?

В октябре 2019 года пять инжиниринговых компаний Уральска – ТОО «Сана Маркет», ТОО «АНТинжсервис», ТОО «Сектор строительных услуг «Сенiмдi сапа», ТОО «БатысСапа Инжиниринг», ТОО «КИУС» – написали заявление в управление государственного архитектурно-строительного контроля ЗКО. Они попросили ведомство провести проверку соответствия качества услуг по техническому надзору за строительными объектами в области. 

Причиной проверки, с точки зрения местных предпринимателей, может служить тот факт, что неместные фирмы выиграли огромное количество лотов на технадзор при строительстве 14 многоэтажных домов, 4 водопроводов, 67 одноэтажных домов, 3 школ, 6 дорог. Учитывая разбросанность объектов по области, у местных фирм возник вопрос: сумеют ли победители качественно выполнить взятые на себя обязательства? 

Не получив из ГАСКа ответа, в ноябре 2019 года бизнесмены обратились в Палату предпринимателей ЗКО, где помимо вопросов качества услуг затронули и больной для инжиниринговых компаний области вопрос – близкое к банкротству финансовое положение. 

Руководитель ТОО «КИУС» Мурат Бахишев – именно он и стал инициатором написания тревожных писем в ГАСК и ПП – объяснил «Курсиву», что его предприятие работает с 2007 года, и при участии ТОО «КИУС» в ЗКО были построены десятки социальных объектов, много­этажных домов, автодорог.

«Во многих договорах на наши услуги прописано, что представители фирмы-технадзора должны постоянно находиться на строительном объекте. При возведении многоэтажного дома или, к примеру, строительстве автодороги там должны работать до шести специалистов технадзора. У нас вызывает большое сомнение, как фирмы из Алматы или Актобе, выигравшие не один десяток тендеров по стране, смогут обеспечить при строительстве объектов должное количество специалистов», – рассуждает Мурат Бахишев.

По его словам, уже сейчас иногородние компании переманивают к себе на работу сотрудников местных фирм. 

Аналогичного мнения придерживается и руководитель фирмы-технадзора ТОО «АНТинж­сервис» Нурлан Мурзагалиев. Он считает, что сложившаяся ситуация с технадзором в ЗКО породит лишь одно: отсутствие надлежащего контроля со стороны госорганов, поскольку фирмы-технадзоры нанимает именно государство в лице областных управлений строительства. В итоге может пострадать качество строительных работ. 

Узкая направленность – путь к разорению

Относительно нового условия участия в тендере – отнесения в зачет участника конкурса суммы уплаченных налогов за последние четыре года – оба руководителя инжиниринговых компаний считают, что именно оно выбило из участия в госзакупках всех уральских технадзоров. 

«Уральские инжиниринговые фирмы заняты только в сфере технадзора за строительством. В то время как алматинские или актюбинские фирмы – победители большинства конкурсов – выполняют весь комплекс строительных работ – от проектирования до строительно-монтажных работ плюс технический и авторский надзор за строительством», – говорит  Нурлан Мурзагалиев.  

Сейчас, по его словам, «АНТинж­сервис» переживает нелегкие времена: из фирмы уже ушли два специалиста, осталось пятеро. Платить зарплату людям нечем. Из госзаказа у ТОО остался лишь проект по газоснабжению сел Казталовского района ЗКО. В конце декабря «АНТинж­сервис» завершит проект, и фирма сократит свой штат еще на три специалиста.

Аналогичная ситуация у большинства инжиниринговых компаний Уральска. В ТОО «КИУС» из 11 специалистов сейчас работают шесть. Люди уходят, потому что нет тендеров, соответственно, нет и достойной зарплаты. 

«Сейчас мы даже не заглядываем на портал госзакупок – шансов выиграть тендеры на технадзор у нас нет никаких. У меня осталось несколько проектов прошлых лет: спортивная школа-интернат в поселке Деркул и пристройка к зданию ДКНБ. К середине лета 2020 года мы их завершим и пойдем ко дну», – констатирует Мурат Бахишев.

Главы уральских инжиниринговых фирм отмечают, что новые нормы закона о госзакупках, по сути, монополизируют рынок услуг технадзора в сфере строительства. И даже если правила госзакупок будут изменяться в перспективе, не исключено, что к тому времени инжиниринговые фирмы Уральска уже разорятся.

Выше закона не прыгнешь 

Руководитель управления госзакупок по ЗКО Бибигуль Ниеткалиева сообщила «Курсиву», что с начала 2019 года они провели 29 конкурсов на услуги технадзора. Один из них выиграла местная фирма – ТОО «Жана консалтинг Ltd», в других победили иногородние инжиниринговые компании. Средняя сумма одного лота по технадзору, по словам г-жи Ниеткалиевой, – 10 млн тенге. 

«Раньше технадзоры, чтобы выиграть конкурс, могли демпинговать, предлагать цену услуг ниже заявленной в тендере на 40-50%. Теперь, во избежание получения некачественных услуг, внесена норма, предписывающая участникам тендеров не допускать понижения цены ниже 15%», – пояснила Бибигуль Ниеткалиева.

То, что местные фирмы из-за меньших сумм налоговых отчислений оказались аутсайдерами тендеров на услуги технадзоров, изменить в управлении госзакупок не в силах.  

Председатель совета по защите прав предпринимателей ПП ЗКО Хайдар Капанов считает, что в этой ситуации побороться все-таки стоит. На местном уровне, как подчеркивает г-н Капанов, такие вопросы не решаются. Поэтому обращение инжиниринговых компаний Уральска они перенаправили в РПП «Атамекен». 

«Наша резолюция – из законодательства нужно убирать норму о включении суммы уплаты налогов за четыре года в список ключевых при участии бизнеса в тендерах на госзакупки в сфере строительства. О какой поддержке малого и среднего бизнеса со стороны государства может идти речь, если такими поправками в законодательстве мы душим МСБ на корню?» – заключил Хайдар Капанов.
 

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance