Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


499 просмотров

Западному Казахстану выделят на развитие бизнеса 2,7 млрд тенге

Предприниматели рассказали, согласны ли они с тезисами послания Президента об эффективности ДКБ в регионах

фото: Оксана Каткова

В своем послании народу Казахстана президент Нурсултан Назарбаев отметил эффективность реализации «Дорожной карты бизнеса - 2020» в регионах страны.  Цитируем: «… я в этом убедился сам. Действие программы следует продлить до 2025 года. На ее реализацию необходимо предусмотреть дополнительно не менее 30 миллиардов тенге ежегодно. Это позволит за 3 года создать  не менее 22 тысяч новых рабочих мест, обеспечит поступление 224 миллиардов тенге налогов и производство продукции на 3 триллиона тенге», сообщает корреспондент Kursiv.

«Kursiv» попытался выяснить, что думают об этом сами предприниматели и какие перспективы у ДКБ в Западно-Казахстанской области.

Инструменты: сколько и кому

В 2019 году объемы поддержки  МСБ будут  увеличены, сообщили «Курсив» в Западно-Казахстанском филиале АО «Фонд развития предпринимательства «ДАМУ». Помимо стандартных 1 млрд 477 млн тенге области дополнительно дают 1 млрд 200 млн в рамках механизма кредитования приоритетных проектов.  Это рекордная сумма поддержки местного бизнеса.

Только по субсидированию процентов кредитов МСБ в 2018 году в ЗКО подписано 55 договоров на общую сумму 9, 5 млрд тенге. Средства освоены на 100%. Объем выплаченных субсидий по принятым обязательствам составил 2,3 млрд тенге, сообщили в ЗКФ АО «Фонд «ДАМУ».

Как уже сообщал «Kursiv», в течение 2018 года финансирование «Дорожной карты бизнеса – 2020»  в области было приостановлено – программа оказалась настолько популярна, что выделенных средств просто не хватило. 

«Сейчас проблем с реализацией дорожной карты бизнеса в области нет. 772 млн тенге для области нам дали дополнительно. Этой суммой мы закрыли долг по действующим договорам. В 2019 году помимо стандартных 1 млрд 477 млн тенге дополнительно выделяют 1 млрд 200 млн. Это  рекордная сумма на ДКБ в ЗКО», - сообщили корреспонденту «Kursiv» в ЗКФ АО «Фонд развития предпринимательства «ДАМУ».

Сейчас Фонд продолжает реализацию программы «Нурлы жер»  – субсидирование кредитов  строительных компаний. В 2018 году банками-партнерами одобрено два проекта в рамках программы на  сумму 220 млн тенге. Стартовала также программа развития  продуктивной занятости и массового предпринимательства «Енбек»: максимальная сумма кредита тут 6,5 тыс. МРП под 6% годовых.

Напомним, срок программы «Дорожная карта бизнеса – 2020» (ДКБ) продлен до 2025 года. Более того, с 2019 года на ДКБ государство будет ежегодно выделять дополнительно 30 млрд тенге.  Воспользоваться ею могут все предприниматели, желающие реализовать свои проекты в приоритетных секторах экономики. В селе программа действует без ограничения – для любого вида бизнеса.

«Проблем с возвратом кредитов нет. Фонд «ДАМУ» не кредитует бизнес напрямую. По ДКБ  мы только субсидируем и гарантируем. По программе «Енбек» размещаем деньги в банках второго уровня. Независимо от того, погашает клиент или нет, банки обязаны возвратить в Фонд сумму по графику. Государство дает дешевые деньги, за счет чего банки расширяют свой портфель. Для них  это хороший инструмент», -  уточнили в филиале Фонда. 

В подтверждение в «ДАМУ» приводят статистику: в 2018 году инструментами гарантирования кредитов  воспользовались 98 западноказахстанских предпринимателей, которые взяли кредиты на общую сумму чуть более 3 млрд тенге. Сумма гарантий составила 1,3 млрд тенге. По программе развития массового предпринимательства были подписаны 43 договора гарантии на 502 млн тенге кредитов. Сумма гарантии составила 255 млн тенге. По программе гарантирования кредитов  «ДАМУ - Оптима»  -  9 договоров  на сумму 528 млн тенге, с  гарантией 200 млн тенге.

«В 2019 году помимо 1 млрд 477 млн тенге дополнительно области дают 1 млрд 200 млн в рамках нового проекта механизма кредитования приоритетных проектов. Это рекордная сумма поддержки бизнеса в ЗКО», - сказала  в комментариях «Курсиву» руководитель ЗКФ АО «Фонд развития предпринимательства «ДАМУ» Сауле Абишева.

А 10% оплатит государство

«В текущем году мы реализуем новую программу, которая направлена на поддержку энергосервисных инициатив в городах Казахстана: «Устойчивые города для низкоуглеродного развития» программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН).  Ее участником может стать специализированная компания, чьим основным видом деятельности является оказание энергосервисных услуг, разработка и проведение энергосберегающих проектов и мероприятий с заключением энергосервисного контракта, а также владельцы зданий, инженерных сетей и источников производства энергии и т.п.», - сообщила Сауле Абишева.

Инструменты поддержки  новой программы наверняка заинтересуют бизнес, уверены ее координаторы. Например, срок субсидирования тут составляет 3 года, с возможностью его пролонгации до 6 лет. 10% от ставки вознаграждения по кредиту компенсирует государство, а разницу оплачивает сам предприниматель.

Среди успешных предприятий, реализация проектов которых стала возможна благодаря господдержке в «ДАМУ» называют ТОО «Уральский завод полиэтиленовых труб», который сегодня производит и реализует полиэтиленовые трубы для газопроводов, водопроводов и канализации, ТОО «Жайыктранскурылыс»  - производство изделий из цемента. Стартап ИП «Енсепова» - производство кондитерских изделий, ИП «Мендыгазиева» - частный детский сад, ТОО «Азотный завод»  - производство промышленных газов и ТОО «Акжолавто», которое занимается пассажирскими перевозками.

Корреспондент «Курсив» побывал на предприятиях и выяснил, как  инструменты господдержки помогли предпринимателям в реализации их бизнес-идей.

Новая жизнь «Дианы»

В Уральске решили возродить бренд известной казахстанской швейной фабрики «Диана» им. К. Цеткин. Когда-то она звенела далеко за пределами Советского Казахстана: была известна  производственными орденами и наградами, и даже после перестройки смогла выжить и имела заказы в Европе и Америке, давая работу тысячам местных женщин. Позже обанкротилась.

Копия Изображение 2329.jpg

Новую одноименную фабрику открыли в 2016 году. Учредители ТОО «Фабрика Диана» арендовали здание, а в конце 2017 года обратились  в  фонд «ДАМУ»  – производству требовалось автоматизированное компьютерное оборудование. Там предложили  воспользоваться инструментами гарантирования кредита и субсидирования процентных ставок.

«До кредитования у нас работало 20 швей, была текучка. Программы, безусловно, помогли, потому, что нельзя было вложить все свои деньги в оборудование и остаться без оборотных средств. А тут мы смогли сэкономить на процентах», - рассказала «Курсив» замдиректора фабрики по маркетингу и продажам Нургуль Кенжегалиева.

Сегодня на фабрике трудятся более 30 человек, в том числе  инвалиды. Кадры готовят сами: открыли учебный центр, где бесплатно обучают безработных. Сегодня «Диана» получает госзаказы на пошив спецодежды и  заказы от предприятий всего Западного региона. В ассортименте боевая одежда пожарных, спецодежда для нефтегазовой отрасли, костюмы для сварщиков и т.п.

«Местное содержание сырья составляет 50—60%. 40% закупаем за рубежом. Фурнитуру в Турции - у мирового производителя кнопок и застежек. В этом году начали работать с Китаем. Недавно запустили услуги по разработке и нанесению на спецодежду логотипов  тех или иных компаний. По линии «ДАМУ» приобрели вышивальное оборудование. Наши сотрудницы  регулярно посещают выставки, ищут партнеров и проводят мониторинги. В планах -  пошив платьев, юбок, брюк и пальто», - объяснила Кенжегалиева.

Следующий проект фабрики: открытиямини-цехов в райцентрах  области. 

Сэкономили – обновились

Полиэтиленовые трубы (ПЭ) в Уральске сегодня выпускают три предприятия. Директор завода ПЭ Александр Куклич убежден: без господдержки им было не выжить.  Производство низкомаржинальное - рентабельностью всего около 10-12%.

при господдержке завод  освоил производство труб для орошения (1).jpg

«Если мы берем на себя кредитные обязательства под 14%, то заведомо делаем себя убыточным предприятием.  Поэтому без помощи государства по кредитам мы не вылезем», - объясняет Куклич.

Завод  основан  в 2013 году. Сумма всех налоговых отчислений в бюджет составляет порядка 100 млн тенге в год. Рынок сбыта охватывает Западный и Центральный регионы Казахстана.  Разовые партии поставляются в приграничные области РФ - Самару и Саратов. Потенциальные возможности завода - 1100 тонн в месяц труб, диаметром от 20 до 630 см. Работает здесь 20 человек.  Около 10 новых рабочих мест будет создано в ближайшее время.

Через «ДАМУ» руководство завода взяло в кредит 120 млн тенге на закуп оборудования и подготовку производственных помещений.  Совместно с национальным Агентством технологического развития  освоили принципиально новое направление -  производство труб для капельного орошения. В перспективе - модернизация производства.

«Мы, производственники, помним то время, когда по программам «ДАМУ» платили всего 1% от банковских ставок. Семь лет назад практически все процентные ставки на себя брал Фонд. Это была очень  существенная помощь. Сегодня платим банкам  6%. Средства, которые экономим на субсидируемых ставках, перенаправляем на закуп нового оборудования. Если мы останемся на этом уровне, если кредиты будут субсидироваться и дальше, то можно говорить о  перспективах и стабильной работе», - сказал директор завода.

Все гениальное просто

Юристу Алмагуль Давыдовой бизнес-идея свалилась на голову подобно яблоку Ньютона, после частных посещений по салонам красоты, фитнес-клубам и поликлиникам.

«Люди надевают бахилы, а они рвутся или не подходят по размеру. Вот я и задумалась: а из чего и как их делают? Можем ли мы сами их производить? Идею поддержал муж», - рассказала «Курсиву» начинающий бизнесмен.

чета демидовых  решила выпускать бахилы универсального размера и по цене в 4 раза ниже рыночной .jpg

Мониторинг рынка показал: бахилы для всего Западного региона покупают за рубежом.  Отпускная цена импортного товара, учитывая дорожные расходы и т.п. варьируется от 20 до 25 тенге за пару.

Через фонд «ДАМУ»  семья взяла в кредит  4 млн тенге по программе развития массового предпринимательства «Еңбек» со ставкой 6% годовых, а заодно и получила каникулы на погашение на пять месяцев. По интернету Давыдовы заказали станок в Китае, закупили сырье  - пленку, латексную нить, и стали первыми в регионе предпринимателями, производящими отечественные бахилы.

Уже в октябре 2018 года прежние цены на бахилы в Уральске чета Давыдовых скорректировала  в сторону уменьшения. Их бахилы стоят 5 тенге, имеют универсальный размер и высоту: 41 см на 15 см – т.е. подходят, как они заверяют, на любой размер. Супруги ездят по областям Западного региона и договариваются о поставках своего, отечественного товара. Местные крупные компании, поликлиники, фитнесс-центры уже начали закупать уральские бахилы партиями - по 10-15 тыс. штук.

«Наш товар на 75% казахстанский: сырье закупаем  у местных производителей. Только латексную нить покупаем в Алматы и в России. В минуту наш станок производит 50-60 штук бахил. В перспективе планируем охватить рынок всего Западного региона и выйти на приграничные области. Следующий  шаг - госзакупки», - рассказала о планах Алмагуль.

От кабинета – до клиники

Недорогие бахилы семьи Давыдовых заказывает и недавний выпускник медицинского вуза, владелец частной стоматологической клиники, врач Самат Ихласов. Свою клинику он открыл в новом микрорайоне Уральска. Стоматологические услуги у него в среднем дешевле на 5-10%, аналогичных клиниках города.

История его бизнеса началась в 2016 году, когда на свои деньги молодой зубной врач открыл стоматологический кабинет. В поисках господдержки обратился в фонд «ДАМУ» и получил кредит в размере 20 млн тенге: ему субсидировали 40% ставки и предоставили гарантию на недостающую сумму залогового обеспечения. Ихласов арендовал помещение, поставил три кресла, создал шесть рабочих мест. Правда, кредита хватило только на стоматологическое оборудование, но на субсидировании процентной ставки банка он сэкономил около миллиона тенге.

«Сегодня мы предоставляем все виды услуг, кроме рентгена. Со стороны государства, конечно, ощутимая поддержка. Сегодня в мою клинику приезжают с банка, анализируют бизнес и дают нам очень хорошие прогнозы», - сказал в комментариях «Курсиву» стоматолог.

В ближайшее время предприниматель планирует начать строительство своего здания, площадь которого составит  не менее 300 кв. м., и вновь рассчитывает на господдержку в субсидировании процентных ставок.

«Планируем предоставлять в своей клинике полный спектр медицинских услуг. Главное - терпение. Ошибка молодых предпринимателей в том, что именно его порой и не хватает», - говорит молодой бизнесмен.

Справка:

«Дорожная карта бизнеса 2020» объединяет все ранее действующие отраслевые программы в единое целое. Цель программы: расширить географическое предоставление государственной поддержки для предпринимателей, охватить все моногорода и сёла.  За время реализации ДКБ в ЗКО, было поддержано более 727 проектов на сумму более 113, 07 млрд тенге.  


2087 просмотров

Казахстанский рынок доставки еды оказался на грани серьезного передела

Сразу три крупные международные службы включаются в игру

Foodtech – услуга, растущая во всем мире ударными темпами и меняющая не только привычный ландшафт бизнеса, но и привычки людей. Нас ждут рестораны без клиентов, рост big data в бизнесе и жесточайшая конкуренция за клиента. К нам заходят глобальные игроки: Яндекс.Еда, Glovo, Wolt. 

Глобальный рынок готовой еды – $96,2 млрд

Эксперты McKinsey оценивают мировой рынок доставки продуктов питания и готовой еды в $96,2 млрд. Через приложения курьерских служб во всем мире пока продается около 1% всех продуктов питания и примерно 4% готовой еды, которую производят рестораны и сети фастфуд. 

Если уйти от усредненных оценок, то безусловным лидером по потреблению готовой еды являются США – около половины американцев покупают ее в ближайших ресторанах или заказывают ее доставку домой. В Европе эта привычка менее распространена, однако в Великобритании через приложения еду заказывают 7% населения. Интересно, что в некоторых крупных городах России проникновение этой услуги достигло примерно 9%.

Самые популярные готовые продукты – пицца и суши. Менее востребованы бизнес-ланчи, традиционные блюда и десерты. В последнее время одним из главных факторов для клиентов стало время доставки заказа. Но логистика – не самое сильное звено ресторанного бизнеса. Быть рядом с клиентом и доставлять заказ быстро – значит постоянно расширять производственную сеть и число курьеров, внедрять свои IT-системы для управления всеми процессами.

В это слабое место и вклинились курьерские компании, обладающие наработанными технологиями быстрого обмена информацией и оптимизированной системой доставки. Для ресторанов это нарушение традиционной схемы, благодаря которой они понимали своего покупателя и его вкусы. Обычно покупатель звонил в ресторан или онлайн заказывал блюдо, которое ему доставлял курьер этого заведения. Это создавало прямую связь ресторана с потребителем. С появлением универсальных приложений эта связь оказалась нарушена – теперь клиент общается с посредником-приложением. О меняющихся клиентских вкусах ресторан догадывается с запозданием, обнаружив падение продаж еды на вынос.

Примеров, показывающих уязвимость даже крупных компаний, на рынке достаточно. Крупнейший мировой производитель пиццы Domino пытается бороться за сохранение традиционной схемы. Дело в том, что курьерские приложения привлекают много инвестиций, благодаря чему занижают стоимость доставки, ставя целью быстрое расширение своей доли рынка. 

Domino отказывается сотрудничать с ними, но «война с приложениями» обрушила стоимость акций компании на 15%, ежегодный рост продаж сократился с 7 до 3%. 

В свою очередь компании по доставке еды объединяются, чтобы оказывать большее влияние на рынок. К примеру, этим летом началось объединение таких крупных игроков, как голландская Takeaway.com N.V. и американская Just Eat PLC. Объединенная компания будет обслуживать 355 млн клиентов в год на общую сумму заказов более $8 млрд.

«Темные кухни» кормят удаленного клиента 

M&A сделки свидетельствуют о сохраняющемся потенциале роста рынка доставки продуктов и готовой еды. По оценке Target Global, foodtech растет на 20–30% ежегодно, что делает этот сегмент самой перспективной отраслью для инвестирования. Наиболее популярные секторы – онлайн-сервисы, «темные кухни» – так называются рестораны, ориентированные только на онлайн-клиентов, а также сервисы по обеспечению ресторанов продуктами.

Пример стремительного роста популярности этого вида услуг в СНГ – Яндекс.Еда. Проект появился в 2017 году, когда на рынке России безраздельно господствовала DeliveryClub группы Mail.ru. 

Яндекс.Еда сформирована на базе поглощенных Foodfox и UberEATS. В первый год клиентами стали 100 тыс. человек, год спустя их было уже 1 млн, а в текущем году, по оценкам экспертов, компания отвоевала 20% всего рынка России, закрепившись в 25 крупных городах. Считается, что DeliveryClub, работая в 97 городах, контролирует 80% рынка.
 
Как раз сейчас все внимание привлечено к очередному витку борьбы между этими конкурентами: Яндекс.Еда объявила о введении бесплатной доставки, компания DeliveryClub на этот шаг пока никак не отреагировала. Напомним, сейчас рынок готовой еды в России составляет 132 млрд рублей (примерно 764,7 млрд тенге). В связи с этим возникает вопрос: как изменится рынок Казахстана с появлением иностранных игроков, закаленных конкуренцией недоступного для нас уровня и способных поднимать ставки в игре настолько высоко?

Какие глобальные игроки зашли на рынок Казахстана

Выход Яндекс.Еды на рынок РК можно считать свершившимся фактом. Компания не дает комментариев до официального запуска локального проекта, однако признала, что тестирует услугу на базе собственного сервиса такси. Одновременно компания начинает экспансию на рынок Беларуси.

Ожидается приход в страну еще одного игрока – финского стартапа Wolt, сейчас компания на стадии подбора ключевого персонала. Этот проект работает в 14 странах Европы, в его базе 1,5 млн клиентов, специализация – доставка готовой еды из ресторанов.

Наконец, с начала текущего лета в Казахстане работает испанская компания Glovo. Она специализируется на поставках любого товара, включая продукты питания и готовую еду. Glovo работает в 22 странах мира, начиная с 2015 года курьеры компании выполнили более 40 млн поставок. Среди глобальных партнеров McDonald’s, KFC и Starbucks.

Появление в Казахстане таких серьезных игроков позволяет предположить, что и у нас повторится сценарий, типичный для стран, уже переживших экспансию сервисов поставки: производители еды либо передают доставку специализированным компаниям, либо сливаются с ними. Инструментов давления у курьерских компаний великое множество. Например, формирование собственных брендов на рынке еды и переманивание клиентов в эту нишу льготными тарифами на поставку за счет масштаба бизнеса и поддержки со стороны глобальных материнских структур. 

Что такое рынок доставки еды в Казахстане?

По данным компании Chocofood, в РК оборот услуг по поставкам продуктов и готовой еды достиг показателя 11,6 млрд тенге. В деньгах эти услуги ежегодно растут на 20%. В большей степени это касается городов Алматы, Нур-Султан, Шымкент и Караганда. По собственной оценке, Chocofood контролирует 24% рынка доставки еды и 82% рынка foodtech, фактически львиная доля заказов еды в мобильных приложениях – это заказы через chocofood.kz. Другие основные игроки рынка доставки еды – Samurai Sushi, KFC/Hardee’s, Burger King, McDonald’s, Gippo, которые имеют собственные службы доставки. 

Комментируя грядущие конкурентные войны, компания подчеркнула, что усиление конкуренции приведет к общему росту рынка. К примеру, значительно сократится среднее время доставки, благодаря внедрению технологий big data бизнес сможет предвосхищать пожелания клиента. Также здесь уверены, что местные компании лучше «чувствуют» потребителя и знают его особенности.
 
Напомним, что начиная с 2014 года ключевым конкурентом Chocofood была Foodpanda Kazakhstan, часть международного сервиса по онлайн-заказу и доставке еды Delivery Hero. В 2017 году Chocofood поглотил конкурента и стал абсолютным лидером среди foodtech-сервисов.

21 августа, CEO Сhocofamily Рамиль Мухоряпов заявил о привлечении дополнительного капитала в компанию. $5 млн инвестировал Айдын Рахимбаев, основатель BI Group. Мухоряпов подчеркнул, что основные ресурсы будут направлены как раз на развитие сервиса «Рахмет» и Chocofood. Сейчас сервис доставки еды сhocofood.kz совершает 2,5 тыс. доставок в день из 650 ресторанов. Глава Сhocofamily рассчитывает, что компания вырастет в 18 раз в ближайшие пять лет, причем 70% прибыли должны принести иностранные проекты. Как минимум, конкуренция с новыми иностранными игроками на домашнем поле позволит Chocofood, а значит, и Сhocofamily в целом, получить опыт, который холдинг сможет применить уже при своей международной экспансии.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

 

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций