Перейти к основному содержанию

436 просмотров

Выйти из зоны обстрела

Управляющий директор СПК «Тараз» рассказал, как намерены развивать предпринимательство в регионе

фото: автора

Как выглядит на фоне общей критики института социально-предпринимательских корпораций СПК «Тараз», как здесь намерены решать существующие проблемы и развивать предпринимательство в регионе, в интервью «Курсиву» рассказал управляющий директор корпорации Зангар Кемелов.

– Зангар Каржаубаевич, недавно мажилисмены подняли вопрос о неэффективности работы стабфондов, формированием которых в основном ограничивается работа корпораций. Какова ситуация в СПК «Тараз»?

– Функции оператора по управлению стабилизационным фондом Жамбылской области были переданы нам только с прошлого года. Оценивать деятельность бывшего оператора стабфонда – ТОО «Торгово-закупочная компания «Тараз», включенного в план приватизации, не считаю корректным. Что касается проделанной нами работы в данном направлении за полгода, то мы осуществляем деятельность совместно с областным управлением сельского хозяйства. При необходимости проводятся товарные интервенции, позволяющие стабилизировать цены на продовольствие. У нас имеется в областном центре семь социальных торговых павильонов, расположенных в разных местах. В них реализуются товары по сниженным ценам, поставляемые из стабфонда. Жители Тараза уже привыкли покупать в них формовой хлеб по 55 тенге за булку, причем эта цена не изменилась даже сейчас, после повышения стоимости на этот социально значимый продукт. Есть также удешевленные куриные яйца, растительное масло, картофель, морковь и лук. В прошлом году мы заключили договор на поставку молочных продуктов с ТОО «Бурненская молочная компания». Кстати, в свое время строительство этого молзавода проводилось с нашим участием. Также планируем провести модернизацию Меркенского сырзавода.

– Тогда каковы ключевые направления вашей деятельности?

– Если говорить в общем, то само слово «социальная» уже предполагает социальную направленность нашей деятельности. Поэтому доходность у нас практически минимальная. При этом хотел бы отметить, что за последние пять лет СПК «Тараз» вышла на прибыль, и это положение у нас уже стабильно. Одним из основных направлений компании является реализация инвестиционных проектов. Правда, в данном случае функционал несколько урезан, так как есть национальные холдинги, занимающиеся кредитованием различных проектов.

В настоящее время беремся только за реальные проекты, которые могут быть полезными для региона. За последние два года СПК оказала содействие в реализации 9 инвестиционных проектов на общую сумму 7 млрд тенге. В нынешнем году запланировано осуществить еще 6 проектов. Из 59 инвестиционных проектов, находящихся в сфере нашего внимания, реализуются 6 по переработке руды, 3 – по животноводству, 12 – производственные, 11 – в сфере обслуживания, 5 – по строительству, 22 – по растениеводству. В целом, по нашему мнению, это говорит о неплохих результатах нашей работы.

– На днях аким области отметил, что ваша корпорация должна стать реальным институтом развития предпринимательской сферы региона. Каким образом вы предполагаете развивать предпринимательство в регионе?

– К этому вопросу мы подошли серьезно. Еще в прошлом году начали совместно с частным бизнесом работу по созданию микрофинансовой организации. Наше участие в этом проекте  составляет 49%. Конечно, сегодня имеются различные фонды и программы финансовой поддержки предпринимателей. Но они действуют через национальные финансовые институты и через банки второго уровня, предъявляющие высокие требования к залоговому обеспечению кредитов. Учитывая многочисленные пожелания сельских предпринимателей, по инициативе акима области мы создали свою микрофинансовую организацию. Уже с февраля этого года она начала принимать заявки от местных предпринимателей. Ставка кредитования пока установлена на уровне 6%, но все зависит от фондирования.

– На том же совещании глава региона указал на то, что до сих пор не решен вопрос создания индустриальной зоны.

– Реализация проекта по созданию индустриальной зоны «Тараз» находится на стадии подготовки. Акимат определил территорию зоны площадью 35 гектаров недалеко от завода минеральных удобрений ТОО «Казфосфат». Она удобна тем, что рядом имеется железнодорожная линия с подъездными путями. Сейчас идет разработка проектно-сметной документации на проведение инфраструктуры. Я думаю, что бизнес придет сюда, так как мы предлагаем не только место под бизнес, но и сниженные цены на коммунальные услуги.

– Помнится, года два назад была попытка привлечь бизнесменов в индустриальную зону, расположенную на базе бывшего завода «Химпром». Однако туда так никто и не решился войти.

– В этом нет ничего удивительного, так как производственная база бывшего завода «Химпром» расположена в отдалении от города. А наш проект выглядит более привлекательным ввиду небольших затрат на подведение инфраструктуры.

– Развитие бизнеса в регионе ограничено только созданием индустриальной зоны или имеются еще какие-то идеи?

– Мы разработали несколько проектов, которые в настоящее время находятся на рассмотрении акима области. Пока о них говорить преждевременно. Но, поверьте, среди них есть такие, которые окажут заметное влияние на развитие бизнеса в Жамбылской области.

– Если не ошибаюсь, вы участвуете также в работе по упорядочению уличной торговли в Таразе.

– Да, совместно с акиматом города мы реализуем проект «100 мест – уличная торговля», который, помимо всего, направлен на улучшение внешнего облика областного центра. В данном случае мы решили использовать опыт Астаны. Дизайн торговых павильонов разработали местные архитекторы. В чем суть этой идеи: мы предлагаем предпринимателям земельные участки и единый дизайн павильонов. При этом оформление земельных участков берем на себя, а сроки оформления участков контролируются акиматом области. Вид деятельности выбирают сами бизнесмены. Первые торговые точки построены, некоторые уже работают, но официальное их открытие запланировано на 1 марта.

535 просмотров

Как в Казахстане развивается социальное предпринимательство

Официальной статистики по этому виду бизнеса в республике пока нет

Фото: Shutterstock

Социальными предпринимателями принято называть тех людей, чей бизнес в первую очередь нацелен на решение (в крайнем случае – смягчение) актуальных социальных проблем. Доходы от такого бизнеса позволяют компании быть устойчивой и продолжать свою полезную для общества и в то же время помогающую зарабатывать деятельность.

Идеи и люди

Несколько примеров из казахстанской практики социального предпринимательства. Бывший детдомовец Геннадий Франк создал социальное предприятие «Шанырак» – единственный в стране фонд помощи выпускникам детских домов, где последних не только обучают ремеслу и находят им работу, но и помогают открыть свой бизнес. На базе предприятия действуют школа производственного обучения, школа индивидуального предпринимательства и кадровое агентство.

Ерлан Кумискалиев открыл Центр «Атырау. Маленькая страна» – первый центр для реабилитации детей с ограниченными возможностями с помощью иппотерапии, другими словами – верховой езды. Центр также занимается реабилитацией детей с повреждениями головного мозга с использованием методов канистерапии (реабилитации с помощью собак) и работает над созданием собственной методики реабилитации детей с неврологическими патологиями.

Социальное кафе Kunde основал в столице Маулен Ахметов, в этом кафе работают люди с особенностями ментального развития.

Интернет-магазин Invamade продает хэндмейд-изделия, сделанные людьми с особыми потребностями и представителями социально уязвимых слоев населения. Основатель проекта Айжан Халилова не просто продает изготовленные ими игрушки, украшения и сувениры, но и, как настоящий предприниматель, старается повысить эффективность этого бизнеса и привлечь еще больше покупателей – например, приглашая к сотрудничеству дизайнеров, чтобы те предоставляли идеи, а мастера Invamade эти идеи реализовывали, создавая в итоге по-настоящему дизайнерские изделия.

Как становятся социальными предпринимателями

Цель социального предпринимателя – решение социальной проблемы, а не извлечение прибыли. Нередко такой бизнес вырастает из попыток человека решить проблему, которая оказалась важна непосредственно для него самого. Из числа таких предпринимателей – Турганжан Касымов, директор компании «Жолын болсын, балакай». Компания занимается установкой мобильных пандусов в Алматы. Вопрос стал актуален для самого Касымова после того, как в его семье появился ребенок – тогда будущий социальный предприниматель и осознал масштаб проблемы. Поднимать коляску по лестницам, часто узким и плохо освещенным, было тяжело не только супруге Турганжана Касымова, но и ему самому. Проблему основатель «Жолын болсын, балакай» решил созданием своей версии откидного пандуса – это раздвижная конструкция, которая крепится на стену и раскладывается на ступени только в момент использования. Применение нестандартных и инновационных решений – еще один признак социального предпринимательства.

Новая история

Организации, которые решают социальные задачи и при этом используют коммерческие услуги или выпуск продукции в качестве модели для обеспечения финансовой устойчивости деятельности, в Казахстане появились в середине 2000-х. Тогда коммерческие направления своей деятельности создали многие НПО.

Вторая волна развития социального предпринимательства пришлась на начало 2010-х – тогда уже появились тематические форумы и конференции, где происходил обмен опытом. Программы поддержки социальных предпринимателей и образовательные программы для них же начали проводить такие компании и организации, как «Шеврон», Alma U, Ассоциация развития гражданского общества, Фонд Евразия Центральной Азии, Британский Совет в Казахстане.

Определение социального предпринимательства в Казахстане пока не закреплено, нет и закона о социальном предпринимательстве. Но фокус на выявление и поддержку социальных предпринимателей уже сделан как общественными организациями, в том числе международными, так и госструктурами. Например, в 2019 году МИОР РК совместно с корпоративным фондом Impact Hub Almaty провели первую республиканскую премию Ozgeris ustasy. 15 ее победителей получили гранты на 500 тыс. тенге, а кроме того был сформирован Реестр социальных предпринимателей Казахстана, в который вошли 152 социальных предпринимателя страны. На основе этого реестра можно увидеть, что большинство (чуть больше 40%) социальных предпринимателей сконцентрированы в сегменте «помощь/поддержка уязвимых групп», второй по объему сегмент – «образование» (14,85%). 43,4% социальных предпринимателей ведут свою деятельность более пяти лет, а самые активные регионы в этом вопросе – Туркестанская область (там находятся 22% попавших в реестр социальных предпринимателей), Нур-Султан (19%) и только потом – Алматы (7%).

В этом году МИОР РК планирует проект «Изучение потенциала социального предпринимательства и разработка основополагающих методик его развития». Он предполагает не только анализ существующей ситуации, но и разработку пилотной программы по развитию социального предпринимательства среди НПО Казахстана и ее обсуждение с экспертным сообществом и представителями гражданского общества. Фактическим результатом проекта должны стать конкретные предложения – как выстраивать систему поддержки социального предпринимательства в республике.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif