Перейти к основному содержанию

347 просмотров

Выйти из зоны обстрела

Управляющий директор СПК «Тараз» рассказал, как намерены развивать предпринимательство в регионе

фото: автора

Как выглядит на фоне общей критики института социально-предпринимательских корпораций СПК «Тараз», как здесь намерены решать существующие проблемы и развивать предпринимательство в регионе, в интервью «Курсиву» рассказал управляющий директор корпорации Зангар Кемелов.

– Зангар Каржаубаевич, недавно мажилисмены подняли вопрос о неэффективности работы стабфондов, формированием которых в основном ограничивается работа корпораций. Какова ситуация в СПК «Тараз»?

– Функции оператора по управлению стабилизационным фондом Жамбылской области были переданы нам только с прошлого года. Оценивать деятельность бывшего оператора стабфонда – ТОО «Торгово-закупочная компания «Тараз», включенного в план приватизации, не считаю корректным. Что касается проделанной нами работы в данном направлении за полгода, то мы осуществляем деятельность совместно с областным управлением сельского хозяйства. При необходимости проводятся товарные интервенции, позволяющие стабилизировать цены на продовольствие. У нас имеется в областном центре семь социальных торговых павильонов, расположенных в разных местах. В них реализуются товары по сниженным ценам, поставляемые из стабфонда. Жители Тараза уже привыкли покупать в них формовой хлеб по 55 тенге за булку, причем эта цена не изменилась даже сейчас, после повышения стоимости на этот социально значимый продукт. Есть также удешевленные куриные яйца, растительное масло, картофель, морковь и лук. В прошлом году мы заключили договор на поставку молочных продуктов с ТОО «Бурненская молочная компания». Кстати, в свое время строительство этого молзавода проводилось с нашим участием. Также планируем провести модернизацию Меркенского сырзавода.

– Тогда каковы ключевые направления вашей деятельности?

– Если говорить в общем, то само слово «социальная» уже предполагает социальную направленность нашей деятельности. Поэтому доходность у нас практически минимальная. При этом хотел бы отметить, что за последние пять лет СПК «Тараз» вышла на прибыль, и это положение у нас уже стабильно. Одним из основных направлений компании является реализация инвестиционных проектов. Правда, в данном случае функционал несколько урезан, так как есть национальные холдинги, занимающиеся кредитованием различных проектов.

В настоящее время беремся только за реальные проекты, которые могут быть полезными для региона. За последние два года СПК оказала содействие в реализации 9 инвестиционных проектов на общую сумму 7 млрд тенге. В нынешнем году запланировано осуществить еще 6 проектов. Из 59 инвестиционных проектов, находящихся в сфере нашего внимания, реализуются 6 по переработке руды, 3 – по животноводству, 12 – производственные, 11 – в сфере обслуживания, 5 – по строительству, 22 – по растениеводству. В целом, по нашему мнению, это говорит о неплохих результатах нашей работы.

– На днях аким области отметил, что ваша корпорация должна стать реальным институтом развития предпринимательской сферы региона. Каким образом вы предполагаете развивать предпринимательство в регионе?

– К этому вопросу мы подошли серьезно. Еще в прошлом году начали совместно с частным бизнесом работу по созданию микрофинансовой организации. Наше участие в этом проекте  составляет 49%. Конечно, сегодня имеются различные фонды и программы финансовой поддержки предпринимателей. Но они действуют через национальные финансовые институты и через банки второго уровня, предъявляющие высокие требования к залоговому обеспечению кредитов. Учитывая многочисленные пожелания сельских предпринимателей, по инициативе акима области мы создали свою микрофинансовую организацию. Уже с февраля этого года она начала принимать заявки от местных предпринимателей. Ставка кредитования пока установлена на уровне 6%, но все зависит от фондирования.

– На том же совещании глава региона указал на то, что до сих пор не решен вопрос создания индустриальной зоны.

– Реализация проекта по созданию индустриальной зоны «Тараз» находится на стадии подготовки. Акимат определил территорию зоны площадью 35 гектаров недалеко от завода минеральных удобрений ТОО «Казфосфат». Она удобна тем, что рядом имеется железнодорожная линия с подъездными путями. Сейчас идет разработка проектно-сметной документации на проведение инфраструктуры. Я думаю, что бизнес придет сюда, так как мы предлагаем не только место под бизнес, но и сниженные цены на коммунальные услуги.

– Помнится, года два назад была попытка привлечь бизнесменов в индустриальную зону, расположенную на базе бывшего завода «Химпром». Однако туда так никто и не решился войти.

– В этом нет ничего удивительного, так как производственная база бывшего завода «Химпром» расположена в отдалении от города. А наш проект выглядит более привлекательным ввиду небольших затрат на подведение инфраструктуры.

– Развитие бизнеса в регионе ограничено только созданием индустриальной зоны или имеются еще какие-то идеи?

– Мы разработали несколько проектов, которые в настоящее время находятся на рассмотрении акима области. Пока о них говорить преждевременно. Но, поверьте, среди них есть такие, которые окажут заметное влияние на развитие бизнеса в Жамбылской области.

– Если не ошибаюсь, вы участвуете также в работе по упорядочению уличной торговли в Таразе.

– Да, совместно с акиматом города мы реализуем проект «100 мест – уличная торговля», который, помимо всего, направлен на улучшение внешнего облика областного центра. В данном случае мы решили использовать опыт Астаны. Дизайн торговых павильонов разработали местные архитекторы. В чем суть этой идеи: мы предлагаем предпринимателям земельные участки и единый дизайн павильонов. При этом оформление земельных участков берем на себя, а сроки оформления участков контролируются акиматом области. Вид деятельности выбирают сами бизнесмены. Первые торговые точки построены, некоторые уже работают, но официальное их открытие запланировано на 1 марта.

547 просмотров

Казахстанские отели спасут только иностранные туристы

Рынки гостиничной недвижимости Алматы и Нур-Султана перенасыщены

Фото: Shutterstock.com

Рост экономики и развитие туризма в Казахстане неизбежно влечет расширение основной сферы индустрии гостеприимства и отдыха (H&L) страны – отельного бизнеса. Резкое изменение в структуре и количестве отельных номеров произошло в 2017 году в связи с проведением EXPO 2017 и зимней Универсиады – 2017. Тогда количество отелей в столице, по данным МНЭ РК, увеличилось почти на 30%, а объем реализации гостиничных услуг на 70% по сравнению с предыдущим годом. Что же происходит с отелями через два года после событий, обеспечивших их максимальную загрузку?

Есть ли жизнь после EXPO?

Согласно данным отчета «Гостиничная недвижимость», составленного Colliers International Kazakhstan по итогам первого полугодия 2019 года, наиболее востребованными в стране являются пятизвездочные отели. Их загрузка составляет 46,2% в Алматы и 28% – в Нур-Султане. В четырехзвездочных отелях в среднем востребовано 37% номеров в Алматы и 22,6% – в Нур-Султане. Трехзвездочные отели загружены: на 34,6% в Алматы и почти на 28% – в столице. 

0001_12.jpg

Эксперт в сфере международного гостиничного бизнеса

Татьяна Веллер говорит, что отель начинает зарабатывать деньги, когда его загрузка составляет не менее 40%. Пока средняя загрузка отелей не превышает 70%, рынок считается перенасыщенным, поскольку предложение гостиничных услуг на нем заметно выше, чем спрос.

Несмотря на показатели, которые свидетельствуют о перенасыщенности рынка, гостиничный сектор Алматы, генерирующий 49% услуг на рынке гостеприимства страны, не прекращает свой рост. Количество мест размещения в южной столице выросло в 2,7 раза за последние четыре года и на 35% – за последний год. 

Столичный рынок, генерирующий около 9% услуг страны, после роста на 28% в 2017 году (год проведения EXPO) достиг насыщения. За последние два года суммарный прирост составил лишь 1%. На рынке Нур-Султана место на сегодня есть только для концептуально сильных международных сетевых объектов – такого мнения придерживаются аналитики Colliers International Kazakhstan.

При общей недостаточной заполняемости некоторым отелям на рынке удается добиваться впечатляющих результатов. Так, The Ritz-Carlton, Almaty по итогам сентября 2019 года продемонстрировал заполняемость отеля на 81%, а периодами в отеле совсем не было свободных номеров. «Динамика очень наглядная. Мы видим стабильный прирост по количеству гостей из года в год: в сентябре 2015 года заселяемость отеля была равна 64,5%, в 2016 году уровень достиг 76,1%, в 2017 году показатели выросли до 80,3%, в 2018-м наблюдали небольшой спад до 72,5%, а в этом году наши отметки достигли рекордных 81% по итогам месяца», – поделилась специалист по маркетингу The Ritz-Carlton, Almaty Карина Тюрикова.

На вопрос, как отелю удалось добиться загрузки отеля до уровня активных туристических бизнес-дестинаций, таких как Лондон и Париж, Тюрикова ответила, что это результат симбиоза активного развития отеля и подъема экономики страны. 

«К нам прилетает множество представителей бизнеса с новыми проектами для Казахстана, видя перспективы локального рынка, презентуя решения, проводя бизнес-встречи и крупные мероприятия в Алматы», – отметила маркетолог отеля.

Но не все специалисты отрасли согласны с этим мнением. «К сожалению, статистика загрузки брендовых отелей на рынке Алматы (не более 60% ежегодно за последние несколько лет) заставляет думать, что это скорее краткосрочный пик спроса, связанный с наложением нескольких крупномасштабных событий», – отмечает Веллер, имеющая 20-летний опыт работы в международных гостиничных сетях и глобальных консалтинговых компаниях.

Сегментация туристов по целям поездки показывает, что около 60% постояльцев отелей прибыли в Алматы с деловыми целями, около 40% – для посещения туристических объектов и с личными целями. Такие данные приводит МНЭ РК. При этом бизнесмены и деловые люди в первую очередь выбирают брендовые отели с эталонным сервисом. Тот же The Ritz-Carlton, Almaty в 2019 году принял 90% гостей, прибывших с деловыми целями, и лишь 10% – c целью отдыха. «Самое большое количество гостей в 2019 году, останавливающихся в отеле, было из США, России и Великобритании, но также у нас традиционно очень много гостей из ОАЭ, Китая и Индии» – такие данные приводит Карина Тюрикова. 

Таким образом, лучше всего на рынке Алматы, являющемся драйвером общей индустрии гостеприимства, обеспечена загрузка отелей известных мировых брендов, и в первую очередь деловыми туристами. 

Мировые тренды в индустрии гостеприимства

Статистика по Казахстану сейчас соответствует скорее глобальным тенденциям прежних лет. Раньше, согласно исследованиям PricewaterhouseCoopers (PwC), мировой тренд развития отелей был направлен на узнаваемость брендов. 

Маркетологи трудились над созданием уникального и узнаваемого в любой точке мира имиджа бренда. Люди выбирали для отдыха отели, которые лучше всего соответствовали их личным склонностям, основываясь на информации о бренде.

Однако в последнее время ситуация на отельном рынке меняется, и руководители H&L пессимистично смотрят на будущее своего бизнеса. В 2019 году по результатам ежегодного глобального опроса руководителей, проведенного PwC, только 27% респондентов H&L заявили, что они «очень уверены» в росте доходов в ближайший год, в то время как на глобальном рынке такая уверенность есть у 35% руководителей.

Аналитики агентства PwC, входящего в «большую четверку», связывают пессимистические тенденции на рынке гостеприимства с потерей традиционными отелями прямого контакта с потребителями из-за развития платформ-агрегаторов по краткосрочной и долгосрочной аренде жилья (booking.com, hotels.com и т. п.). На этих платформах выбор отелей происходит в основном по расположению и цене. И хотя бренд по-прежнему играет свою роль, его важность затмевают отзывы и рейтинги потребителей.

Чтобы преодолеть риск потери дохода, связанный с развитием сервисов бронирования, отели должны найти способ вновь стать уникальными для клиентов. Компания PwC отмечает три приоритетных стратегических подхода в развитии мировых отелей в ближайшем будущем.

Во-первых, создание уникальных услуг, предвосхищающих и выходящих за рамки ожиданий гостей. Отелям необходимо создать такие условия, чтобы клиенты вновь и вновь возвращались к ним и делились своими позитивными отзывами с друзьями, расширяя круг потенциальных клиентов отеля. Во-вторых, наем сотрудников, успешных в налаживании личных доверительных отношений с клиентами. Каждый гость должен быть окружен персональной заботой, чувствовать к себе особое отношение, как к VIP-персоне. И наконец, в-третьих, внедрение новейших технологий для экономии на административных процессах. А сэкономленные средства необходимо инвестировать в новые цифровые системы, улучшающие качество и удобство взаимодействия между гостями и отелем.

Будущее казахстанских отелей

Учитывая избыточное гостиничное предложение в Казахстане, продолжающийся рост гостиничного сектора недвижимости Алматы и пессимизм на глобальном рынке, отельеров нашей страны могут ждать не лучшие времена. «Уверена, что низкая загрузка отелей и невысокие средние тарифы в течение нескольких лет, а также отсутствие тренда к повышению спроса на гостиничное размещение натолкнут инвесторов на мысль о том, что сейчас лучше вкладывать деньги в другие сегменты недвижимости или поискать вообще альтернативные средства сохранения и приумножения капитала. Нормальным сроком возврата капитала при строительстве гостиницы с заемными средствами на российском рынке, например, в текущий момент считается: для 3* – от 10 до 13 лет, для 4* – от 12 до 15, для 5* – от 15 и выше. Если ваши расчетные показатели значительно превышают эти цифры, то наверняка можно поискать иные инвестиционные возможности», – считает Веллер.

Ситуацию может улучшить значительный рост туристического потока. «В динамике мы видим, что туризм в Казахстане развивается, и от года к году все больше гостей приезжают с целью посетить страну для отдыха и изучения местной культуры и окрестностей. И это очень во­одушевляет, ведь в нашей стратегии развития важным пунктом является продолжение активной работы по продвижению Казахстана, и Алматы в частности, как привлекательного туристического направления», – отмечает Тюрикова. Статистика МНЭ РК также подтверждает положительную динамику: за январь – июнь 2019 года обслужено 590 тыс. человек, что на 17% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но загрузка существующих отелей свидетельствует о том, что пока этого недостаточно.

Кроме того, в свете мировых тенденций брендовым отелям придется переосмыслить понятие лояльности к бренду, которая теперь должна строиться на уникальных и неожиданных удобствах для клиента. Отелям стоит выходить за рамки проверенного и надежного, тестировать новые функции, предлагать рискованные идеи и предугадывать, что станет наиболее привлекательным для гостей в ближайшем будущем – такого мнения придерживаются специалисты PwC. 

Отелям же экономкласса 

Татьяна Веллер советует присмотреться к мировым тенденциям по развитию коливингов и B&B и выбору путешественниками бутиковых и лайфстайл-отелей.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций