Перейти к основному содержанию

1093 просмотра

В рейтинге легкости ведения бизнеса Павлодарская область оказалась аутсайдером

Промышленный регион в отстающих по уровню открытости госорганов и создания инфраструктуры

Фото: Валерий Бугаев

На предпоследнем месте среди регионов оказалась Павлодарская область в рейтинге легкости ведения бизнеса. Акиматы отчитываются об освоении миллиардов тенге, выделенных на развитие МСБ. А исследование Министерства национальной экономики показало, что промышленный регион в отстающих по уровню открытости госорганов и создания инфраструктуры. 

Рейтинг расставил все точки над «i»

Павлодарская область отстает в новом для страны рейтинге – легкости ведения бизнеса. Результаты за 2017 год опубликовало Министерство национальной экономики. Как поянили «Курсиву» в ведомстве, рейтинг подводят за предыдущий год в течение всего наступившего и поэтому он публикуется на год позже. Исследование охватывает оценку двух десятков параметров: от готовности инженерных систем до уровня коррумпированности государственных органов. 

В результате самой благоприятной для МСБ назвали Кызылординскую область, в тройке лидеров – Атырауская область и Астана. Согласно документу, Павлодарская область с 2,61 балла заняла предпоследнюю, 16-ю строчку. Сказались малые объемы внешних инвестиций, привлеченных в основной капитал предприятий несырьевого сектора, и высокая доля государственных услуг для юридических лиц, оказанных с нарушением сроков. 

На итоги рейтинга существенно повлияли также результаты опроса предпринимателей, которые в числе проблем назвали низкий уровень финансовой поддержки, сложности с наймом сотрудников, обучением и подготовкой кадров, открытостью государственных органов.

На 16-м месте область по таким показателям, как наличие коммунальных сетей, транспортной инфраструктуры, нефинансовая поддержка, уровень доверия и вмешательства государственных органов. На 15-м – по распространенности коррупции и наличию специализированных площадок и центров для поддержки бизнеса. Не спасло промышленный регион то, что продемонстрированы лучшие результаты по ряду позиций: по темпу роста инвестиций в основной капитал малых, средних предприятий по сравнению с предыдущим годом в процентах (1-е место); темпу роста выпуска продукции субъектами МСП в реальном выражении (2-я позиция); по темпу роста инвестиций в основной капитал малых, средних предприятий (1-е место). 

Снизу виднее

Министерством составлена и таблица ранжирования по 197 административным единицам страны – 160 районам и 37 городам. В ней первым от Павлодарской области числится Успенский район, расположившийся на 124-й строчке. Город Павлодар оказался на 150-м месте, далее следуют город Экибастуз (155-е место) и районы: Щербактинский (161) , Актогайский (169) и Аққулы (177). 

Нижние позиции рейтинга также заняли несколько районов области: Павлодарский на 180-м месте, Майский оказался на 188-й строчке, следующую позицию занял Железинский. На этом падение не заканчивается – три последние позиции республиканского рейтинга, с 195-й по 197-ю, достались административным единицам региона: городу Аксу, району Теренколь и Иртышскому району. 

Что касается, например, Майского района, то ему минимум баллов присвоен за количество выигранных судебных дел в расчете на 100 субъектов МСБ по искам к государственным органам, местному самоуправлению, общественным объединениям, организациям, должностным лицам и государственным служащим. Худшие результаты зафиксированы по открытости государственных органов (185), коммунальным сетям (183). 

Поддержка в узком понимании

Свои данные приводит и акимат Павлодарской области. Они гласят, что количество действующих субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось за 2018 год на 6,1% по сравнению с предыдущим годом и составило 43,8 тыс. единиц. Больше стало граждан, занятых в секторе МСБ. Наибольший удельный вес в экономике области представляют субъекты бизнеса, занимающиеся строительством, промышленностью, оптовой и розничной торговлей, сельским, лесным и рыбным хозяйстве. 

По данным, предоставленным «Курсиву» руководителем управления предпринимательства, торговли и туризма Павлодарской области Дастаном Рыспековом, в 2018 году по единой программе поддержки и развития бизнеса «ДКБ-2020» 2,6 млрд тенге из бюджетов всех уровней получили 450 предпринимателей. К примеру, для 360 субъектов произведено субсидирование процентной ставки по кредитам на 2,2 млрд тенге. 

«А по программе развития продуктивной занятости и массового предпринимательства 451 жителю области выданы микрокредиты на сумму 2,2 млрд тенге», – прокомментировал г-н Рыспеков.

Как вернуть доверие?

По поводу аутсайдерской позиции руководитель управления сообщил «Курсиву», что доля МСП в валовом региональном продукте области, по данным органов статистики, за III квартал 2018 года составила 14,4% при плане 17,5%. Субъектами малого и среднего предпринимательства за январь – сентябрь 2018 года выпущено продукции на 453 млн тенге, или на 7,1% меньше по сравнению с соответствующим периодом 2017 года.

По его словам, есть объективные причины для снижения показателей. Одна из них обусловлена завершением модернизации крупного объекта – Павлодарского нефтехимического завода. К работам привлекались подрядные организации, теперь этих заказов нет. Кроме того, ряд предприятий региона из разряда малых и средних перешли в крупные и выпали из статучета по данному сегменту.

Впрочем, на совещании, посвященном проблемам МСБ, глава региона Булат Бакауов признал: «По трем показателям не был достигнут план. Это инвестиции, доля малого и среднего бизнеса в ВРП, рейтинг легкости ведения бизнеса. Второй год подряд мы заваливаем рейтинг, находимся в аутсайдерах». 

И вновь услышал от своих подчиненных, что для развития и поддержки бизнеса будет использован весь спектр инструментов. Заместитель акима области Жайык Шарабасов уточнил, что по «Дорожной карте бизнеса – 2020» в этом году будет выделено 1,9 млрд тенге, в том числе 1,8 млрд тенге – на субсидирование. Предполагается, что поддержку получат не менее 180 проектов предпринимательства в сферах обрабатывающей промышленности, транспорта и складирования и других.

«Дополнительным инструментом становятся 600 млрд тенге для БВУ, из них 100 млрд тенге направляются на «экономику простых вещей», субсидирование в рамках ДКБ. По каждому проекту будет разработана своя дорожная карта, анализ импорта предприятий, чтобы субъекты МСБ определились с товарными группами для локализации производства», – сказал заместитель акима области.

Вокруг системообразующих предприятий, говорят в акимате, создается пояс из субъектов МСБ, поставляющих те самые импортозамещающие товары и услуги. В этой связи уже заключено 84 протокола о намерениях. В рамках «ДКБ-2020» на поддержку новых проектов область запланировала направить в этом году не менее 1 млрд тенге, в том числе 530 млн тенге – на подведение производственной инфраструктуры. 

Назвав обеспечение стабильного роста экономики и увеличение доли МСБ в ВРП главными задачами, аким на совещании дал поручение довести в 2019 году долю МСБ до 20%. Рекомендовано проанализировать, насколько закредитован бизнес, продумать реструктуризацию долга по каждому району. 

«Каждый аким будет лично отвечать за развитие малого и среднего бизнеса», – резюмировал Булат Бакауов.

789 просмотров

Казахстанский завод изготовил более двух тысяч единиц подвижного состава

Проект имеет важное значение для промышленности и транспортной индустрии страны

Фото: АО «ЗИКСТО»

В августе 2016 года АО «БРК Лизинг» начало финансирование крупнейшего проекта по производству 1 108 лизинговых вагонов-платформ отечественного производства. Проект реализовывается в рамках госпрограммы инфраструктурного развития «Нурлы жол» на 2015-2019 годы. 

Указом главы государства от 19.03.2010 года №957 «Об утверждении перечня государственных программ» предусмотрено лизинговое финансирование грузовых вагонов отечественного производства за счет привлечения средств АО «ЕНПФ» в размере 17,5 млрд тенге через выпуск облигаций АО «Банк Развития Казахстана».

Сумма выданного лизингового кредита АО «БРК Лизинг» составила 17,5 млрд тенге. Поставщиком вагонов является казахстанский завод-производитель железнодорожной продукции АО «ЗИКСТО». Согласно подписанному договору, срок реализации проекта составляет 10 лет, то есть действует до августа 2026 года. Ставка вознаграждения по данной лизинговой сделке составила 18% годовых. 

Важно отметить, что все эти данные были публично озвучены руководством АО «БРК Лизинг» 9 марта 2017 года, в рамках пресс-конференции, спикерами которой выступили представители компаний АО «БРК Лизинг», АО «КТЖ Экспресс», АО «ЗИКСТО», ТОО «Вагон Строй Менеджмент». Эти данные находятся в свободном доступе отечественного информационного поля. 

Уже в январе 2017 года АО «БРК Лизинг» получило первое вознаграждение по данной сделке в размере 1,28 млрд тенге. Официальные финансовые данные по сделке, по состоянию на 5 декабря, 2019 года:

  • общая сумма займа составила 17,5 млрд тенге;
  • сумма выплаченного основного долга за период с августа 2016 года по 1 декабря 2019 года составляет 2,75 млрд тенге;
  • сумма, выплаченная в рамках установленной ставки вознаграждения, за период с августа 2016 года по 1 декабря 2019 года составила 9,17 млрд тенге.

В рамках исполнения договора по поставке вагонов-платформ, продукция в полном объеме изготовлена АО «ЗИКСТО» и передана АО «БРК лизинг» в 2017 году.

Согласно условиям договора, до конца срока кредитования владельцем вагонов-платформ является АО «БРК Лизинг». АО «ЗИКСТО» предоставило финансовые данные по деятельности предприятия за период 2016-2019 годов, а именно:

налоги и отчисления в государственный бюджет составили 3,175 млрд тенге, выплаты заработной платы сотрудникам 2,578 млрд тенге, профсоюзные выплаты составили 51,277 млн тенге, выплаты по коммунальным услугам составили 848 млн тенге;

на текущий момент на предприятии трудоустроено свыше 600 человек; 

задолженности по заработным платам сотрудников отсутствуют; 

предприятие работает в штатном режиме.

Отметим, данный проект имеет важное значение для промышленности и транспортной индустрии Казахстана. Помимо возврата основного долга, в рамках установленной ставки вознаграждения по завершению контракта, государство получит в бюджет страны более 6 млрд тенге от заемщика. А более 2 тыс. выпущенных вагонов-платформ уже позволяют ежегодно зарабатывать на транспортном потенциале страны в иностранной валюте более $20 млн ежегодно, обеспечивая грузоперевозки по направлениям Западный Китай и Западная Европа.

 

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

kursiv_akulyata.gif

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций