Перейти к основному содержанию

782 просмотра

В Казахстане могут создать фонд развития оборонно-промышленного комплекса

Также в новом законе о гособоронзаказе хотят запретить оффшорным компаниям участвовать в гособоронзаказе

Фото: shutterstock.com

Депутаты мажилиса парламента на пленарном заседании 20 февраля согласились с поправками, внесенными сенатом парламента в проект закона «Об оборонной промышленности и государственном оборонном заказе».

Таким образом закон считается принятым парламентом и направляется на подпись главе государства.

«14 февраля проект закона «Об оборонной промышленности и государственном оборонном заказе» рассмотрен на пленарном заседании сената парламента Республики Казахстан. Сенатом парламента Республики Казахстан в данный проект закона внесены поправки уточняющего и редакционного характера, которые не влекут за собой концептуального изменения редакции норм, принятых мажилисом парламента Республики Казахстан, и не изменяет их смыслового содержания. С учетом вышеизложенного комитет по международным делам, обороне и безопасности считает возможным рекомендовать мажилису парламента согласиться с изменениями и дополнениями сената парламента», - сказал член комитета по международным делам, обороне и безопасности мажилиса парламента Кудайберген Ержан на пленарном заседании палаты 20 февраля.

14 февраля сенат парламента на пленарном заседании принял решение вернуть законопроект «Об оборонной промышленности и государственном оборонном заказе» в мажилис со своими поправками. Сенаторы привели некоторые положения законопроекта в соответствие с нормами ряда законодательных актов.

Ранее депутаты мажилиса внесли ряд поправок и уточнений в одобренный в первом чтении законопроект. В частности, внесены были предложения по совершенствованию механизма оборота неиспользуемого имущества и военной техники, доработаны нормы по совершенствованию механизма формирования и размещения государственного оборонного заказа. Законопроектом предусмотрена возможность заключения трехлетних договоров по мероприятиям гособоронного заказа по всем видам продукции и услуг.

Депутатами также внесена была поправка о запрете юридическому лицу, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в перечень офшорных зон, участвовать в государственном оборонном заказе.

В целях экономических мер развития оборонно-промышленного комплекса законопроектом предусмотрено создать фонд развития оборонно-промышленного комплекса для единого подхода к финансированию прорывных идей среди субъектов квазигосударственного сектора и частного секторов.

В настоящее время финансовая политика институтов развития, банков второго уровня не предусматривает финансирование производства оружия и военной техники. С помощью фонда предполагается увеличить экспорт продукции отечественного оборонно-промышленного комплекса, привлекать инвесторов, современные технологии, а также заключать контракты с иностранными компаниями, в том числе по трансферту технологий. Планируемый к созданию в Казахстане фонд развития оборонно-промышленного комплекса может финансироваться из средств от реализации неиспользованного военного имущества.

Законопроектом также предлагается передать министерству право по использованию неиспользованного военного имущества, неиспользуемого вооружения и военной техники специальных государственных и правоохранительных органов.

Право распоряжения заключается в передаче указанного имущества организациям ОПК на модернизацию, разработку новых типов вооружения и военной техники и, в случае отсутствия такой необходимости, передачу его на реализацию с условием его экспорта и возможности ремонта, модернизации в организации ОПК, а также на переработку и ликвидацию.

Кроме того, документом также предлагается изменение механизма формирования размещения и выполнения государственного оборонного заказа.

В частности, передача бюджета оборонного заказа министерства обороны в министерство оборонной и аэрокосмической промышленности и определение министерства основным заказчиком по поставке продукции для нужд министерства обороны.

Депутаты мажилиса также рассмотрели и одобрили во втором чтении сопутствующий законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам оборонной и аэрокосмической промышленности, информационной безопасности в сфере информатизации», ранее одобренный в первом чтении сенатом парламента.

Целью законопроекта является приведение в соответствие норм законодательных актов с положениями проекта закона «Об оборонной промышленности и государственном оборонном заказе», также устранение правовых пробелов и коллизий, которые возникнут в случае его принятия.

Законопроектом уточняется механизм государственного контроля за оборотом отдельных видов оружия, разведывательной деятельности, гражданской защиты, государственного материального резерва, информационной безопасности и других областях.

1317 просмотров

Стоимость реконструкции аэропорта в Уральске может превысить 2,4 млрд тенге

Строительные работы планируют завершить в следующем году

Фото: Shutterstock.com

С начала реконструкции уральского аэропорта проект переделывали дважды, и стоимость увеличилась с 1,5 до 2,4 млрд тенге. В управляющей компании рассказали, что поскольку речь идёт о строительстве - сумма может ещё увеличиться.

«Изначально проект шёл, как реконструкция терминала. Сейчас известно, что просадка здания не позволяет ничего надстраивать или делать какие-либо пристройки: и фундамент, и колонны имеют высокий износ. Мы дважды переделывали проект. Теперь уже речь идёт не о реконструкции, а о строительстве нового аэропорта», - сообщил первый заместитель председателя АО «СПК «Орал» Артур Доскалиев.

Сумму на строительство терминала выделяет нефтедобывающая компания KPO B.V. (нидерландское юрлицо, участвующей в разработке Карачаганакского месторождения) в рамках договорных социальных обязательств. На торжественном закрытии аэропорта на ремонт в июле 2019 года генеральный директор компании Эдвин Блом говорил о 1,5 млрд тенге инвестиций. 

По договору с правительством Казахстана за право разрабатывать месторождение, компания KPO B.V. обязана ежегодно выплачивать $30 млн на социальные объекты для населения ЗКО.

Новый эскиз здания уральского аэропорта..jpg
 
В январе 2020 года власти презентовали новый эскизный проект. Стоимость нового терминала оценили в 2,4 млрд тенге. Согласно документу в новом аэропорту должна была появиться возможность установки рукава для посадки пассажиров на борт самолета, увеличиться площадь с 3,85 тыс. до 7 тыс. квадратных метров, и вырасти пропускная способность – со 160 тыс. до 350 тыс. пассажиров в год. 

Тогда заместитель акима области Тимуржан Шакимов заверил, что этот проект – окончательный, что к обследованию привлекли проектный институт АО «КАЗНИИС строительства и архитектуры», и если где-то еще в процессе строительства найдутся поврежденные конструкции — их тоже заменят. Но всё снова пошло не по плану.

«Поскольку теперь мы говорим о строительстве – сумма может вырасти еще. Мы создали новый эскиз, прорабатываем, чтобы терминал был полностью готов и никаких проблем не возникло», - пояснил Артур Доскалиев.

Перед началом реконструкции в 2019 году аэропорт был продан АО «СПК Орал», а после окончания снова будет возвращён в частные руки на условиях поэтапного выкупа и возмещения затрат. Необходимость таких «манёвров» объяснили тем, что по закону социальные объекты, на которые KPO B.V. выделяют деньги должны быть в собственности государства. Сумму сделки в СПК не назвали, сославшись на коммерческую тайну. 

«Акимат не может управлять аэропортом – вида деятельности такого нет. Тут или создавать новое предприятие, или передавать имеющемуся с таким видом деятельности. Поэтому после завершения всех работ, аэропорт планируется продать прежним управляющим – ТОО «Международный аэропорт «Орал», - рассказал заместитель председателя СПК.

Новый эскиз здания уральского аэропорта. (2).jpg

В конце апреля директор аэропорта Хайретдин Раскалиев в интервью газете «Время» обвинял проектировщиков в искусственном удорожании проекта. По его словам, руководство ТОО «Международный аэропорт «Орал» заинтересован в прозрачном финансировании, так как впоследствии им придётся возмещать затраты на строительство. В СПК «Орал» заверили, что все конфликтные вопросы с бывшими владельцами аэропорта были улажены, и смета полностью соответствует требованиям.

«Тут как: мы закладываем в смете пропускной сканер, например, а он уже есть (у ТОО «Международный аэропорт «Орал» - прим. «К»). Но мы не можем его не включить, ведь сейчас аэропорт у нас в собственности, а у нас нет сканера. Поэтому проект мы обязаны считать полностью, учитывая каждую деталь, чтобы в нём было абсолютно всё при открытии. Конечно, впоследствии, при закупе, мы будем вычитать то, что уже есть у прежних владельцев», - пояснил Артур Доскалиев.

ТОО «Международный аэропорт «Орал» зарегистрировано 17 февраля 1997 года. Директором аэропорта числится Хайретдин Раскалиев, а единственным учредителем ТОО «Беркут Аэропорт». 

В составе учредителей ТОО «Беркут Аэропорт» - два ТОО и одно физическое лицо.

Одно из предприятий владельцев - ТОО «Меридиан Капитал» принадлежит Нурболу Султану. Господин Султан приходится сыном покойному экс-главе администрации президента Сарбаю Калмурзаеву, а также входит в топ-50 самых богатых людей Казахстана по версии Forbes. 

Ещё одним владельцем ТОО «Беркут Аэропорт» значится ТОО «STAIER GROUP», учредителем которого является Айтмухаммед Алдажаров, являющийся по совместительству членом совета директоров (независимым директором) сразу трёх газовых предприятий: АО «ЭмбаМунайГаз», АО «ОзенМунайГаз» и АО «Интергаз Центральная Азия».

Физическим лицом в руководителях ТОО «Беркут Аэропорт» числится экс-руководитель ТОО «Bek Air» и жена главы «Bek Air» Нурлана Жумасултанова - Айгуль Жумасултанова. Она проработала на посту руководителя компании с 29 августа 2013 года по 18 июля 2016 года. 

На отчётной встрече с населением аким ЗКО Гали Искалиев упомянул, что строительство хотят завершить в 2021 году. Удастся ли уложиться в этот срок, в СПК ответить затруднились.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif