Перейти к основному содержанию

1322 просмотра

В Астане запустят проект по внедрению блокчейна в аукционах по распределению земельных участков

Уже с 4 февраля аукционы впервые пройдут в столице в электронном формате

Коллаж: Вячеслав Батурин

В Астане в рамках программы «1 000 мест – уличная торговля» запустят пилотный проект по внедрению технологии блокчейн в аукционах по распределению земельных участков. Это не первый и не единственный опыт внедрения технологии блокчейн в жизни столицы: с 1 февраля этого года аналогичная технология будет применяться для прозрачности формирования очереди в детские сады.

Без лишней волокиты

Блокчейн – это выстроенная по определенным правилам непрерывная последовательная цепочка блоков, содержащих информацию. Главное преимущество этой технологии заключается в том, что из базы данных невозможно ничего удалить, провести замену либо подмену блока, содержащего ту или иную информацию.

В нашей стране, где постоянно приходится говорить о «человеческом факторе» при подведении итогов того или иного конкурса либо распределении материальных благ, такая автоматизация процессов является настоящей находкой. Поскольку даже государство признает необходимость минимизации физических контактов должностных лиц с бизнесом и населением при предоставлении услуг. Поэтому столичный акимат и решил перейти на новые технологии, причем как в части взаимодействия с бизнесом, так и с населением.

Уже с 4 февраля аукционы по программе «1000 мест – уличная торговля» впервые пройдут в столице в электронном формате. Данная программа является одним из инструментов поддержки развития малого и среднего бизнеса города. Вход для участия в программе достаточно доступный – от предпринимателя требуется справка об отсутствии налоговой задолженности и свидетельство о регистрации ИП/ТОО.

Вместе с этими документами бизнесмен подает в столичную социально-предпринимательскую корпорацию (СПК) заявку с адресом и фотографией земельного участка, где он хотел бы поставить торговый павильон. Далее СПК «Астана» сдает эту заявку в управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений. Они, в свою очередь, самостоятельно согласовывают законность будущего павильона с ЧС, районными акиматами и другими городскими госорганами. В случае принятия положительного решения предприниматель устанавливает павильон и раз в год оплачивает стоимость аренды земельного участка по цене 20 тыс. тенге за кв. м. Это по столичным меркам крайне выгодное предложение для бизнеса. 

Без автоматизации процессов исключить тот самый «человеческий фактор» никто не мог. Поэтому еще в прошлом году столичным акиматом был заключен договор с международной блокчейн-компанией Bitfury о разработке совместного пилотного проекта по внедрению технологии блокчейн в аукционах по распределению земельных участков в рамках программы «1000 мест – уличная торговля».

Легко и просто

Таким образом, аукционы теперь будут проходить в режиме «онлайн». Зарегистрироваться, оплатить гарантийный взнос и принять участие в самих торгах можно будет со своего смартфона. Вдобавок ко всему можно наблюдать за ходом торгов в режиме реального времени.
 
«То есть теперь невозможны никакие подтасовки. У нас имеются четыре блокчейн-ноды. Серверы, где все данные записываются, и ноды аудитора отслеживаются в комитете правовой статистики Генпрокуратуры», – отметил руководитель управления по инвестициям и развитию предпринимательства акимата Астаны Алишер Абдыкадыров

По мнению г-на Абдыкадырова, введение таких электронных «фишек», способствующих прозрачности взаимоотношений государства и бизнеса, приведут к дальнейшему росту доли малого и среднего бизнеса в экономике столицы и притоку инвесторов в регион. При этом, по его же словам, доля МСБ в общем объеме столичной экономики уже превышает общереспубликанские показатели. По итогам 2018 года этот показатель составил 61%, увеличившись на 19,5% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. На 1 января 2019 года количество субъектов предпринимательства в столице составило 125 тыс. и по сравнению с прошлым годом увеличилось на 30%, в 2018 году рост выпускаемой ими продукции составил 21,9%.

В отраслевой структуре внутреннего регионального продукта, произведенного малым и средним бизнесом Астаны, основную долю занимает оптовая и розничная торговля (30,2%). Что касается инвестиций, то в 2018 году в экономику Астаны было привлечено 1,56 трлн тенге – это новый рекорд для столицы. Если раньше город финансировался практически наполовину из госбюджета (в 2009 году 53% всех инвестиций в город были бюджетными), то на сегодня 86% – это частные инвестиции, как отметил Алишер Абдыкадыров.

«И что более важно, 71% всех инвестиций – это средства малого бизнеса. 750 млрд тенге в прошлом году в новые объекты в Астане инвестировали именно субъекты малого бизнеса», – подчеркнул он чиновник.

Он считает, что если рассматривать Астану как проект, то он очень успешный и экономически эффективный: за 20 лет на развитие Астаны из бюджета было выделено около 2 трлн тенге, но город уже вернул в республиканский бюджет 6 трлн тенге.

«Все это свидетельствует о том, что в Астане создан привлекательный климат для организации собственного дела. Акимат проводит последовательную работу по упрощению всевозможных процедур для ведения бизнеса», – считает г-н Абдыкадыров.

Новые технологии

К слову, в столице утверждена отдельная стратегия города – «Астана – город инвестиций», в рамках которой определены приоритетные сектора, которые городу необходимо развивать совместно с инвесторами – иностранными и отечественными. В их число входит социальная инфраструктура – школы и детские сады. Новые технологии и их не обошли стороной. Блокчейн-технологии, исключающие возможность подтасовки, решено применять и в сфере государственных услуг, оказываемых физическим лицам. С 1 февраля систему очередности и выдачи направлений в детские сады Астаны обещают оптимизировать, применив в обновленной системе блокчейн для прозрачности формирования очереди.

В свою очередь, Алишер Абдыкадыров напомнил, что в прошлом году в столице были автоматизированы постановка в очередь и выдача направлений в детские сады, прием в первые классы и зачисление в колледжи. Таким образом, время оказания этих госуслуг сократилось с 3–5 дней до 5–10 минут.

«Мы пошли дальше, и с 1 февраля система будет оптимизирована с учетом мнения горожан и действующего законодательства. В обновленной системе будет применена технология блокчейн», – сообщил г-н Абдыкадыров.

В новой системе предусмотрен выбор приоритетных садов, при этом родители смогут видеть вероятность зачисления и скорректировать свой выбор, в том числе и в пользу частных детских организаций. Принцип работы основан по образцу платформ Booking.com, Uber или Airbnb, Это позволяет родителям выбирать дошкольные учреждения с учетом рейтинга и расширенного списка оказываемых дополнительных услуг.

«Интерфейс и функции новой системы максимально упрощены. В последующие месяцы будем подключать функционал по школам и колледжам, где также можно будет выбрать организацию с учетом ряда желаемых критериев», – отметил г-н Абдыкадыров.

Еще одной повседневной сферой применения цифровых технологий в столице является опыт введения QR-кода в больничных листах. Вслед за Астаной функция по проверке подлинности больничных листов с помощью электронной метки будет доступна по всей стране, делится заместитель председателя правления АО «Астана Innovations» Алмаз Амирзинов.

Благодаря внедрению QR-коду в больничных листах у работодателей появится возможность самостоятельно проверить подлинность выданного медицинского документа: если он действительно был зарегистрирован в том или ином медучреждении, то система покажет код идентификационного номера и данные больного.

«Во всех регионах республики система QR-кода больничных листов уже внедрена, любой желающий может скачать приложение «Smart Astana» и использовать его для считывания кода. Для этого необходимо войти в приложение, считать QR-код, затем на экране телефона будет выведена вся необходимая информация», – сообщил г-н Амирзинов.

Кроме того, в медицинских учреждениях Астаны идет внедрение табличек с QR-кодами, размещаемых на кабинетах. Это новшество дает возможность узнать, кто обслуживал пациента, и дать оценку работе врача.

1415 просмотров

Какие навыки нужны современному руководителю цифровой организации

Мнение управляющего директора ДБ «Альфа-Банк» Максата Нуриденулы

Фото: Shutterstock

Цифровая трансформация – это не только новые технологии: Big Data, голосовые помощники, интернет вещей, искусственный интеллект и прочее. Цифровая трансформация – это новые роли в компании, новые требования к сотрудникам, новая корпоративная культура и новые бизнес-процессы.

Чтобы быть успешным в этом новом бизнесе, нужно обладать новыми компетенциями  и навыками.

Решения на основе данных

Через три-пять лет любой руководитель должен будет уметь на основе данных принимать управленческие решения и выстраивать бизнес-процессы. Генеральный директор DIS Group KZ Канат Абиров говорит:

«Все решения будут приниматься не на основе внутреннего ощущения и опыта руководителя, а на основе анализа данных. Все большее значение будут иметь технологии Big Data, машинное обучение, искусственный интеллект. Они будут помогать искать инсайты (полезные для бизнеса закономерности), предсказывать события (предиктивная аналитика), быстро проверять различные гипотезы. Те менеджеры, которые смогут подстроиться под такую схему управления, будут наиболее успешными».

Речь не идет о том, что всем придется учиться программировать или управлять всеми корпоративными IТ-решениями для работы с данными. В будущем по-прежнему сохранится должность директора по данным (CDO), который будет определять методологию работы с данными и управлять корпоративными данными в целом. Сохранятся и должности инженеров по данным, аналитиков и data scientists, которые продолжат помогать остальным сотрудникам эффективно работать с информацией.

Все менеджеры в своей работе продолжат ежедневно сталкиваться с задачами, для выполнения которых им будут нужны данные. Важно уметь определять, какие именно данные понадобятся в работе. Как, где и с помощью каких инструментов их лучше собрать, насколько регулярно это необходимо делать, и кто именно будет выполнять эту работу. Собранные и правильно структурированные данные помогут маркетологу предложить новые сервисы и сделать персонализированное предложение, предугадав потребности клиента, а директору по развитию подскажут новую бизнес-модель.

Эти выводы подтверждает отчет 2019 года исследовательского агентства IDC, согласно которому ориентированность на использование данных станет одним из важнейших навыков корпоративной «культуры будущего». К 2024 году этими навыками овладеют руководители в 50% компаний из списка 2 тыс. самых крупных в мире.

Презентация и объяснение

Для руководителя важно не только принять правильное решение, но и уметь его презентовать и совету директоров, и подчиненным, и другим заинтересованным лицам. Сейчас для этого используются отчеты, которые распечатываются или загружаются в Power Point в текстовом виде или в виде графиков, таблиц, схем.

В будущем для презентации данных будут широко использоваться дашборды – визуальное представление наиболее важной информации в рамках одного экрана. Хорошо продуманный дашборд позволит сэкономить время на презентацию данных, сделать ее более точной и актуальной, обновлять ее в реальном времени. Во многих компаниях переход к такому представлению информации уже начался.

Создавать дашборды нужно учиться – чтобы отсортировывать ключевую информацию, которая будет представлена, логику ее расположения, правильно выбирать источники данных.

Профессиональная любознательность

Аналитики издания Harvard Business Review выделили факторы, которые позволяют компаниями успешнее нанимать специалистов для осуществления цифровой трансформации в своих организациях. Для этого они опросили более тысячи руководителей по всему миру.

Прежде всего, успешные с точки зрения цифровой трансформации компании в большей степени обращают внимание на потенциал сотрудников, чем на их достижения. Связано это с тем, что технологии сейчас развиваются очень быстро, экспертиза быстро устаревает. На первое место выходят быстрая обучаемость, способность приспосабливаться и профессиональная любознательность.

Естественно, такой подход требует постоянного обучения сотрудников новым инструментам и методикам. Так, сейчас в СНГ большинство крупных компаний уже открыло собственые центры обучения. Свои школы данных в России есть у «Ростелекома», «Сибура», ПАО «Вымпелком» и других, в Казахстане – у «Альфа-Банк Казахстан». В таких школах учатся не только технические специалисты, но и сотрудники других бизнес-подразделений: маркетинга, HR и прочих.

Также важный фактор для цифровой трансформации, согласно Harvard Business Review, – хорошо развитые коммуникативные навыки сотрудников. Самым востребованным из них оказалась способность работать в команде. Кроме того, те, кто преуспели в цифровой трансформации, больше обращают внимание на вклад, который сотрудник может сделать для команды, и стимулируют работников к росту.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif