Токаев назвал чувствительные проблемы ЕАЭС

По его оценке, для отечественного бизнеса большие возможности открывает предоставление государствами- членами ЕАЭС друг другу национального режима в сфере государственных закупок

Фото: Аскар Ахметуллин

Среди наиболее чувствительных проблем, препятствующих свободной торговле в рамках ЕАЭС, можно назвать значительное количество барьеров во взаимной торговле, сложности при транзите товаров, доступе на внутренние рынки, «негласный запрет» на ввоз отдельных товаров, препятствия со стороны местных региональных властей, сказал спикер Сената Касым-Жомарт Токаев в ходе правчаса. 

По его словам, несмотря на задекларированное отсутствие внутренних таможенных границ, наши предприниматели сталкиваются с их наличием в «завуалированном» виде. Что негативно сказывается на взаимной торговле, создает скептическое отношение к евразийской интеграции в бизнес-сообществе, препятствует развитию интеграции в целом.

«Неблагоприятное влияние на реализацию интеграционного потенциала ЕАЭС оказывают также турбулентность на мировых финансовых и товарных рынках, продолжающееся санкционное противостояние, что требует улучшения координации торгово-экономической политики государств – участников. Правительству необходимо обратить внимание бизнес-сообщества на перспективы, открывающиеся в связи сформированием единого рынка ЕАЭС. В частности, Казахстан получил возможность реализовать экспортный потенциал отечественной электроэнергетической отрасли в рамках создаваемого электроэнергетического рынка ЕАЭС. К 2025 году в рамках ЕАЭС будут сформированы общие рынки газа, нефти и нефтепродуктов. К этому направлению нам нужно подходить очень внимательно, мы не должны допустить роста розничных ценна ГСМ на внутреннем рынке», - отметил спикер сената.

Между тем, по его оценке, для отечественного бизнеса большие возможности открывает предоставление государствами – членами ЕАЭС друг другу национального режима в сфере государственных закупок. Участие в закупках государств – членов ЕАЭС откроет казахстанскому бизнесу рынок объемом более $100 млрд, что в 12 раз больше отечественного рынка государственных закупок. 

Однако он рекомендовал правительству не увлекаться частым внесением поправок в Договор о Евразийском экономическом союзе.

«Евразийская интеграция должна основываться исключительно на экономической целесообразности, и главным двигателем интеграционных процессов служат именно экономические интересы. Нам не следует увлекаться и частым внесением поправок в Договор о Евразийском экономическом союзе. Это новый документ, принятый всего пять лет назад. Это может привести к искушению постоянно корректировать договор и в целом к искажению самой сути интеграции. Все предложения должны подвергаться тщательному анализу и оценке, прежде всего в рамках Евразийской Комиссии», - считает Токаев

Он также рекомендовал занимать «принципиальную позицию» в части защиты отечественных товаропроизводителей, чтобы оградить наш рынок от импорта товаров, которые могли бы иметь казахстанское происхождение. 

«Это не имеет ничего общего с протекционизмом. Следует занимать принципиальную позицию на переговорах в рамках интеграционных организаций или с отдельными государствами», - считает он.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

В Казахстане станет проще развивать тепличный бизнес

Новые правительственные поправки снизят число необходимых документов для старта

Фото: Depositphotos/PiLens

Очередной пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в Казахстане поможет малому бизнесу расширить свои объекты или построить новые. В частности, отменены требования разработки проектно-сметной документации в отношении технически несложных стройобъектов.

Технически несложные объекты – это мобильные комплексы контейнерного, блочного и модульного исполнения, одно­этажные здания для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, которые возводят из сборно-разборных конструкций, склады и хранилища высотой не более 7 метров и площадью до 2 тыс. кв. м, открытые автостоянки на 50 и менее мест. А кроме того, теплицы и парники, строительство которых на госуровне стимулируется с 2015 года. 

Для теплиц и не только

Теплицы должны были сбить ценовые скачки при сезонном подорожании овощей, но при их строительстве бизнес столкнулся с существенными барьерами. Показательна история грузинского бизнесмена, который строил теплицу в Актюбинске.

«Он признался, что когда он такую же теплицу строил в Грузии, то разрешение на строительство теплицы там ему обошлось в 10 тыс. евро и в две-три недели было выдано. У нас стоимость дошла до 100 тыс. евро и по срокам – пять месяцев, но если бы мы не подключились, то разрешение он бы еще полгода получал», – рассказывал Айдос Мамыт из Агентства по противодействию коррупции.

8-й пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в том числе отменяет требования разработки проектно-сметной документации (ПСД) в отношении технически несложных стройобъектов.

«Изменения, безусловно, произошли в лучшую сторону, поскольку, независимо от того, технически они сложные или несложные, стройобъекты ранее поголовно проходили экспертизу и процедуру разработки проектно-сметной документации», – поясняет руководитель управления анализа и мониторинга бизнес-среды Министерства национальной экономики Мадина Нуртас.

Она говорит, что на разработку ПСД требуется от месяца до года и даже более в зависимости от сложности объекта. 

От экспертизы и ПСД освобождено и строительство сетей электроснабжения с установленной мощностью до 200 кВт для субъектов предпринимательства. Сеть в 200 кВт способно обслуживать помещение с сетью освещения в 83 лампочки мощностью 100 Вт. Ранее, если предприниматель решал расширить свой магазин и, соответственно, увеличить его освещение, ему повторно приходилось разрабатывать ПСД на строительство или модернизацию сети питания, теряя деньги и время. «Тепличная» поправка на самом деле облегчила жизнь всему малому и микробизнесу страны, особенно в том случае, если этот бизнес решит расширяться, наращивая свои производственные и торговые площади. 

KPI для государства

Упрощение процедур в этой сфере может простимулировать рост числа проектов в сфере коммерческого строительства и количества компаний, реализующих такие проекты под ключ, уверены в Министерстве национальной экономики.

Увеличению числа игроков рынка из частного сектора будет способствовать и установленное законом сокращение перечня оснований для создания организаций с государственным участием. Теперь государственные предприятия могут быть созданы исключительно в целях обеспечения национальной безопасности, введения государственной монополии или в связи с недостаточным развитием конкуренции на товарном рынке, которое будет определяться по итогам его анализа со стороны антимонопольного ведомства.

«Анализ состояния конкурентной среды и сейчас проводится при создании госпредприятий либо расширении или изменении осуществляемых ими видов деятельности: им определяется возможное их влияние на рынки», – напоминает руководитель управления правового обеспечения и методологии Комитета по защите и развитию конкуренции Министерства национальной экономики Бахыт Кожикова.

Она поясняет, что для определения уровня развития конкуренции на товарном рынке берутся следующие критерии: рыночная концентрация, доли действующих субъектов частного предпринимательства на этом рынке, показатели спроса и возможности его удовлетворения субъектами частного предпринимательства, а также иные структурные особенности товарного рынка, к примеру, экономические и административные барьеры для входа на рынок. После анализа этих данных будет приниматься решение о целесообразности присутствия государства в предпринимательской среде на конкретном участке.

Напомним, что в начале лета министр национальной экономики Казахстана Руслан Даленов сообщил о том, что по итогам 2019 года участие государства в экономике снизилось до 16% – этот показатель был вычислен путем деления суммы валовой добавленной стоимости продукции, произведенной компаниями квазигосударственного сектора, на объем ВВП страны. При этом доля МСБ в казахстанском ВВП, по оценке того же министерства, составила 30,8%. Государственный KPI – довести этот показатель до 35% к 2025 году.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg