Перейти к основному содержанию

2393 просмотра

Сокращение мировой добычи слюды сказалось на деятельности электроизоляционных предприятий в Казахстане

Руководитель завода ТОО «Блок» рассказал, с какими трудностями сегодня сталкиваются компании, работающие в данном направлении

Фото: Автора

На территории СНГ работают всего четыре завода по выпуску электроизоляционных материалов. Причем два базируются в Петропавловске, это компании «Блок» и «Изолит». Руководитель завода ТОО «Блок» Анатолий Сысоев рассказал «Курсиву», с какими трудностями сегодня сталкиваются компании, работающие в данном направлении, и что делается для того, чтобы удержать бизнес на плаву. 

В условиях снижения спроса

– Анатолий Васильевич, что сегодня представляет собой рынок электроизоляционных материалов? Как много предприятий работает в этой сфере по Казахстану?

– На рынке электроизоляционных материалов в странах СНГ работает только четыре завода. Это компании «Блок» и «Изолит» из Петропавловска, предприятия в Молдове и в Москве. Мы в этом списке занимаем достойное место, выигрываем ежегодные тендеры на поставку материалов на 12 электровозоремонтных заводов Российской Федерации. Это вообще основные покупатели электроизоляционных изделий. Доля рынка, если считать в рублях, составляет у нас 100 млн.

– Не мало ли подобных предприятий для такой большой территории как СНГ?

– На самом деле достаточно, потому что наблюдается снижение потребления электроизоляционных материалов. Это происходит потому, что парки электровозов начали обновление. Тогда как раньше их основное число составляли тепловозы и электровозы прошлого поколения, требовавшие частых ремонтов. Помимо них продукцию закупают предприятия, занимающиеся ремонтом электродвигателей.

– Чаще всего электроизоляцию покупают именно россияне? Насколько в Казахстане велика потребность в данном материале?

– На российский рынок приходится порядка 93% наших поставок. Изначально мы были ориентированы и на казахстанский рынок тоже, но наш Атбасарский электровозоремонтный завод постепенно снижал объемы и сейчас практически не работает.

– С какими еще проблемами сталкиваются заводы, работающие в сфере производства электроизоляции?

– Самым острым вопросом является поставки слюды – основного компонента миканитов (горячепрессованный материал, применяемый для электроизоляции. – «Курсив»). Раньше ее производили в России. Но несколько лет назад добычу слюды россияне посчитали делом ненужным и карьер закрыли. Опять же из-за нерентабельности. Теперь ее приходится закупать в Индии. В данное время слюду можно приобрести только в этой стране. Выходит примерно на 20–30% дороже, чем раньше. Сравнивая в ценовом соотношении, если было прежде $6, то сейчас порядка $10 за килограмм. Дорогой это материал потому, что его добыча – труд ручной и вредный.

– И работа с данным компонентом тоже считается вредным производством?

– Да. Кроме того, это очень тяжелый труд. На обучение одной клейщицы требуется минимум год-полтора. На нашем предприятии с этим материалом работают 32 человека. Такой численности коллектива достаточно, чтобы полностью выполнять план. В месяц мы производим до четырех тонн электроизоляции.

И на отечественном рынке приходится тягаться

– Еще одним направлением вашего предприятия является производство гидроизоляции. Сейчас существует множество брендов, производящих такую продукцию. Тяжело ли тягаться с ними на рынке?

– Отмечу, что наш продукт – единственный в странах СНГ. Он называется «ризолин», мы начали его производить 12 лет назад, и это полностью наша запатентованная разработка. Стараемся брать качеством. Одна из крупных российских компаний, также производящих гидроизоляцию, давно завоевала казахстанский рынок. Стоимость любой их продукции в России дороже, чем в РК. В Казахстане они, чтобы захватить рынок, демпингуют. И получается, что наш продукт на 3–5% дороже. Изначально тягаться с ними было очень тяжело. И сейчас мы фиксируем тенденцию, что российский производитель потихоньку уходит, потому что у их кровельного покрытия срок службы составляет от 3 до 7 лет, тогда как наш материал служит не менее 20 лет. За 12 лет работы по качеству нашей гидроизоляции не было ни одной жалобы.

– В последние годы активно возводится жилье. Востребована ли у местных застройщиков ваша продукция?

– Пока ситуация такая: кто-то соглашается работать с нашим материалом, кто-то берет все самое дешевое, но в таком случае через несколько лет все равно обращаются к нам. Вообще, я считаю неверным то, что гарантия на дом от застройщика составляет всего 2–3 года. Минимум должно быть 7 лет, чтобы все материалы прошли проверку на качество. В том числе и те, что применяются для кровли. А нынешний установленный срок слишком мал.

– Какие еще решения принимаются руководством, чтобы удержать завод на плаву? Диверсификация производства является такой мерой?

– Да, принято решение расширить список направлений нашей деятельности. В связи с падением спроса на электроизоляцию на заводе появились несколько новых цехов, где занимаются производством технического льняного масла и фасовкой сельскохозяйственной продукции.

532 просмотра

Казахстанские отели спасут только иностранные туристы

Рынки гостиничной недвижимости Алматы и Нур-Султана перенасыщены

Фото: Shutterstock.com

Рост экономики и развитие туризма в Казахстане неизбежно влечет расширение основной сферы индустрии гостеприимства и отдыха (H&L) страны – отельного бизнеса. Резкое изменение в структуре и количестве отельных номеров произошло в 2017 году в связи с проведением EXPO 2017 и зимней Универсиады – 2017. Тогда количество отелей в столице, по данным МНЭ РК, увеличилось почти на 30%, а объем реализации гостиничных услуг на 70% по сравнению с предыдущим годом. Что же происходит с отелями через два года после событий, обеспечивших их максимальную загрузку?

Есть ли жизнь после EXPO?

Согласно данным отчета «Гостиничная недвижимость», составленного Colliers International Kazakhstan по итогам первого полугодия 2019 года, наиболее востребованными в стране являются пятизвездочные отели. Их загрузка составляет 46,2% в Алматы и 28% – в Нур-Султане. В четырехзвездочных отелях в среднем востребовано 37% номеров в Алматы и 22,6% – в Нур-Султане. Трехзвездочные отели загружены: на 34,6% в Алматы и почти на 28% – в столице. 

0001_12.jpg

Эксперт в сфере международного гостиничного бизнеса

Татьяна Веллер говорит, что отель начинает зарабатывать деньги, когда его загрузка составляет не менее 40%. Пока средняя загрузка отелей не превышает 70%, рынок считается перенасыщенным, поскольку предложение гостиничных услуг на нем заметно выше, чем спрос.

Несмотря на показатели, которые свидетельствуют о перенасыщенности рынка, гостиничный сектор Алматы, генерирующий 49% услуг на рынке гостеприимства страны, не прекращает свой рост. Количество мест размещения в южной столице выросло в 2,7 раза за последние четыре года и на 35% – за последний год. 

Столичный рынок, генерирующий около 9% услуг страны, после роста на 28% в 2017 году (год проведения EXPO) достиг насыщения. За последние два года суммарный прирост составил лишь 1%. На рынке Нур-Султана место на сегодня есть только для концептуально сильных международных сетевых объектов – такого мнения придерживаются аналитики Colliers International Kazakhstan.

При общей недостаточной заполняемости некоторым отелям на рынке удается добиваться впечатляющих результатов. Так, The Ritz-Carlton, Almaty по итогам сентября 2019 года продемонстрировал заполняемость отеля на 81%, а периодами в отеле совсем не было свободных номеров. «Динамика очень наглядная. Мы видим стабильный прирост по количеству гостей из года в год: в сентябре 2015 года заселяемость отеля была равна 64,5%, в 2016 году уровень достиг 76,1%, в 2017 году показатели выросли до 80,3%, в 2018-м наблюдали небольшой спад до 72,5%, а в этом году наши отметки достигли рекордных 81% по итогам месяца», – поделилась специалист по маркетингу The Ritz-Carlton, Almaty Карина Тюрикова.

На вопрос, как отелю удалось добиться загрузки отеля до уровня активных туристических бизнес-дестинаций, таких как Лондон и Париж, Тюрикова ответила, что это результат симбиоза активного развития отеля и подъема экономики страны. 

«К нам прилетает множество представителей бизнеса с новыми проектами для Казахстана, видя перспективы локального рынка, презентуя решения, проводя бизнес-встречи и крупные мероприятия в Алматы», – отметила маркетолог отеля.

Но не все специалисты отрасли согласны с этим мнением. «К сожалению, статистика загрузки брендовых отелей на рынке Алматы (не более 60% ежегодно за последние несколько лет) заставляет думать, что это скорее краткосрочный пик спроса, связанный с наложением нескольких крупномасштабных событий», – отмечает Веллер, имеющая 20-летний опыт работы в международных гостиничных сетях и глобальных консалтинговых компаниях.

Сегментация туристов по целям поездки показывает, что около 60% постояльцев отелей прибыли в Алматы с деловыми целями, около 40% – для посещения туристических объектов и с личными целями. Такие данные приводит МНЭ РК. При этом бизнесмены и деловые люди в первую очередь выбирают брендовые отели с эталонным сервисом. Тот же The Ritz-Carlton, Almaty в 2019 году принял 90% гостей, прибывших с деловыми целями, и лишь 10% – c целью отдыха. «Самое большое количество гостей в 2019 году, останавливающихся в отеле, было из США, России и Великобритании, но также у нас традиционно очень много гостей из ОАЭ, Китая и Индии» – такие данные приводит Карина Тюрикова. 

Таким образом, лучше всего на рынке Алматы, являющемся драйвером общей индустрии гостеприимства, обеспечена загрузка отелей известных мировых брендов, и в первую очередь деловыми туристами. 

Мировые тренды в индустрии гостеприимства

Статистика по Казахстану сейчас соответствует скорее глобальным тенденциям прежних лет. Раньше, согласно исследованиям PricewaterhouseCoopers (PwC), мировой тренд развития отелей был направлен на узнаваемость брендов. 

Маркетологи трудились над созданием уникального и узнаваемого в любой точке мира имиджа бренда. Люди выбирали для отдыха отели, которые лучше всего соответствовали их личным склонностям, основываясь на информации о бренде.

Однако в последнее время ситуация на отельном рынке меняется, и руководители H&L пессимистично смотрят на будущее своего бизнеса. В 2019 году по результатам ежегодного глобального опроса руководителей, проведенного PwC, только 27% респондентов H&L заявили, что они «очень уверены» в росте доходов в ближайший год, в то время как на глобальном рынке такая уверенность есть у 35% руководителей.

Аналитики агентства PwC, входящего в «большую четверку», связывают пессимистические тенденции на рынке гостеприимства с потерей традиционными отелями прямого контакта с потребителями из-за развития платформ-агрегаторов по краткосрочной и долгосрочной аренде жилья (booking.com, hotels.com и т. п.). На этих платформах выбор отелей происходит в основном по расположению и цене. И хотя бренд по-прежнему играет свою роль, его важность затмевают отзывы и рейтинги потребителей.

Чтобы преодолеть риск потери дохода, связанный с развитием сервисов бронирования, отели должны найти способ вновь стать уникальными для клиентов. Компания PwC отмечает три приоритетных стратегических подхода в развитии мировых отелей в ближайшем будущем.

Во-первых, создание уникальных услуг, предвосхищающих и выходящих за рамки ожиданий гостей. Отелям необходимо создать такие условия, чтобы клиенты вновь и вновь возвращались к ним и делились своими позитивными отзывами с друзьями, расширяя круг потенциальных клиентов отеля. Во-вторых, наем сотрудников, успешных в налаживании личных доверительных отношений с клиентами. Каждый гость должен быть окружен персональной заботой, чувствовать к себе особое отношение, как к VIP-персоне. И наконец, в-третьих, внедрение новейших технологий для экономии на административных процессах. А сэкономленные средства необходимо инвестировать в новые цифровые системы, улучшающие качество и удобство взаимодействия между гостями и отелем.

Будущее казахстанских отелей

Учитывая избыточное гостиничное предложение в Казахстане, продолжающийся рост гостиничного сектора недвижимости Алматы и пессимизм на глобальном рынке, отельеров нашей страны могут ждать не лучшие времена. «Уверена, что низкая загрузка отелей и невысокие средние тарифы в течение нескольких лет, а также отсутствие тренда к повышению спроса на гостиничное размещение натолкнут инвесторов на мысль о том, что сейчас лучше вкладывать деньги в другие сегменты недвижимости или поискать вообще альтернативные средства сохранения и приумножения капитала. Нормальным сроком возврата капитала при строительстве гостиницы с заемными средствами на российском рынке, например, в текущий момент считается: для 3* – от 10 до 13 лет, для 4* – от 12 до 15, для 5* – от 15 и выше. Если ваши расчетные показатели значительно превышают эти цифры, то наверняка можно поискать иные инвестиционные возможности», – считает Веллер.

Ситуацию может улучшить значительный рост туристического потока. «В динамике мы видим, что туризм в Казахстане развивается, и от года к году все больше гостей приезжают с целью посетить страну для отдыха и изучения местной культуры и окрестностей. И это очень во­одушевляет, ведь в нашей стратегии развития важным пунктом является продолжение активной работы по продвижению Казахстана, и Алматы в частности, как привлекательного туристического направления», – отмечает Тюрикова. Статистика МНЭ РК также подтверждает положительную динамику: за январь – июнь 2019 года обслужено 590 тыс. человек, что на 17% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но загрузка существующих отелей свидетельствует о том, что пока этого недостаточно.

Кроме того, в свете мировых тенденций брендовым отелям придется переосмыслить понятие лояльности к бренду, которая теперь должна строиться на уникальных и неожиданных удобствах для клиента. Отелям стоит выходить за рамки проверенного и надежного, тестировать новые функции, предлагать рискованные идеи и предугадывать, что станет наиболее привлекательным для гостей в ближайшем будущем – такого мнения придерживаются специалисты PwC. 

Отелям же экономкласса 

Татьяна Веллер советует присмотреться к мировым тенденциям по развитию коливингов и B&B и выбору путешественниками бутиковых и лайфстайл-отелей.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций