Перейти к основному содержанию


2006 просмотров

Сложный переход: предприниматели жалуются на таможенные препоны

Последние несколько месяцев прохождение товаров через таможню резко усложнилось даже для тех предпринимателей, которые годами ввозят продукцию

Фото: shutterstock.com

В Алматы прошла пресс-конференция, на которой импортеры заявили о том, что их права нарушаются при прохождении таможенных процедур в Алматинской области. По словам представителей компаний-участниц внешнеэкономической деятельности (ВЭД), последние несколько месяцев прохождение товаров через таможню резко усложнилось даже для тех предпринимателей, которые годами ввозят аналогичную продукцию.

Камнем преткновения, который торчит на китайско-казахстанском направлении, стал программный блок «Система управления рисками» (СУР), часть интегрированного таможенного компонента - автоматизированной системы таможенного и налогового администрирования «АСТАНА-1», которая разработана КГД МФ РК при содействии Конференции ООН по торговле и развитию на базе актуальной версии платформы ASYCUDA World (данные подробности сообщаются на сайте комитета госдоходов Минфина Казахстана – Kursiv.kz).

По словам предпринимателей, компании сталкиваются с постоянной необходимостью доказывания достоверной таможенной стоимостью ввозимых товаров. По информации компаний, нарушений по результатам срабатывания СУР ни по одной декларации на товары не выявлялось, выпуск производился в конечном итоге по «зеленому коридору», однако по всем последующим поставкам идентичного товара, ранее подтвержденных по указанному профилю, вновь назначалась проверка таможенной стоимости. «СУР, в соответствии с международными стандартами, по своей сути должна быть направлена на облегчение международной торговли, стимулировать УВЭД на включение в категорию УВЭД низкого риска», - говорят жертвы систематических ошибок.

По словам директора департамента таможенного администрирования Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Дины Мамашевой, НПП намерена решить вопросы формирования ценовой информации, внедрения субъектно-ориентированной модели СУР, перевода всех услуг по таможенному оформлению в электронный формат, а также снять проблемы по информационному взаимодействию.

«Вообще система работает давно, но она становится все более закрытой. – Отметила она. – Программа, по которой работают таможенные органы – международная. Только у нас она, к сожалению, не доработана. Ситуация резко изменилась в конце прошлого года. В последние три месяца по непонятным причинам перестали принимать документы и стали завышать цены. Понятно, почему это произошло: подвели итоги, выяснили, что в таможне серьезные проблемы, дали задание. А таможня – нет, чтобы продумать механизмы, как выявить недобросовестные компании, решила усложнить жизнь всем. У меня около десяти официальных обращений от предпринимателей – и все на одну и ту же тему. А это уже сигнал.

В свою очередь председатель ОЮЛ «Казахстанская Ассоциация таможенных брокеров» Геннадий Шестаков значительно упростил понимание проблемы, локализовав ее исключительно на контрольно-пропускном пункте «Нур жолы» (РК) – «Хоргос» (КНР)», открытом в сентябре прошлого года: «На сегодняшний день технологии, которые реализованы на «Нур жолы», позволяют выпустить автомобиль в течение нескольких минут. Когда пост открывали, и приезжали лица из Всемирной таможенной организации, из таможенной службы России, представители ЕЭС, все это было продемонстрировано, и все это работает. Но это вступает в жесточайшее противоречие с владельцами терминалов, потому что автомобиль может мимо них проехать через несколько минут. Тогда для чего строился терминал? Люди вкладывали туда деньги. И они всячески стараются малейшие пробелы в таможенных технологиях использовать для того, чтобы автомобиль там остался. Это делается настолько открыто, не соблюдая рамок приличия… И все случаи, которые у вас есть – это поводы для того, чтобы законодательно мы могли прописать, что такое «зона таможенного контроля», как она должна функционировать по системе управления рисками, и как должен работать «зеленый коридор», по которому груз пролетал таможенный пост».

Этот намек прокомментировала и представитель «Атамекена»: «Каждый бизнес за свое борется. Если есть пробел в законодательстве, он всегда будет бизнесом для себя воспринят. Владельцам складов все равно, какая у вас стоимость товаров, им надо, чтобы они у них хранились. И они делают все, чтобы эти товары оставить на складах. Возможно, есть какие-то коррупционные проявления. Надо с этим разбираться».

Руководителю таможенного поста «Алмалы» управления таможенного контроля департамента госдоходов по г. Алматы Кайрату Бокишеву пришлось признать, что система «Астана-1» и ее СУР далеки от совершенства: «Это новая программа, ее ввели в действие с 1 апреля прошлого года. Конечно, в ней есть недоработки и недочеты, но она совершенствуется, идет наращивание ее интеллектуального потенциала. Я думаю, что со временем мы достигнем того уровня, когда эта программа не будет вызывать каких-либо нареканий и вопросов. Коллеги говорили о том, что СУР непрозрачна, недоступна. Ее алгоритм настроен таким образом, что она не должна быть доступной для всех: ее принцип в том, чтобы поставить заслон «серым схемам» соответственно, она не может быть в широкой доступности. СУР предписывает сотруднику конкретный алгоритм действий. Он не может сам решать данный вопрос: брать ли с участника ВЭД обеспечение. Тем более, сейчас введен модуль авторасчета таможенных платежей и налогов: программа сама считает. Мы таким образом идем к тому, чтобы минимизировать участие сотрудника таможенных органов в процессе оформления. Это одна из антикоррупционных мер».

При этом он отметил, что именно на новом КПП произошло ужесточение правил: «Если говорить об усилении контроля стоимости товара, то данная работа ведется с прошлого года в связи с вводом приграничного пункта перехода «Нур жолы». Основной акцент при оформлении сделан на систему рисков – она предусматривает в качестве меры контроля досмотр и уточнение таможенной стоимости товаров на границе. И одна из таких мер – это таможенной оформление на границе». Тем же, кому это не нравится, представитель таможенных органов посоветовал проходить оформление в Алматы.

Дина Мамашева отметила, что «Атамекен» постоянно ведет совместную законотворческую работу с Минфином и КГД. Тем не менее, она, адресуя слова госорганам заявила: «У нас не комитет таможенного контроля, а комитет государственных доходов, в котором объединены таможенные и налоговые органы – для того, чтобы обеспечить минимальный контроль на этапе таможенного оформления и максимальный – уже после выпуска путем взаимодействия информационных систем и контрольных мер налоговых и таможенных органов. Мы же сами продекларировали, что будем максимально быстро оформлять, но при этом усилим послетаможенный контроль и реализуем взаимодействие с налоговыми органами. И все, что вы каким-то образом не доплатили на начале таможенного оформления, будет взято с пеней при уплате налогов, с маржи. Этот же принцип – перенос акцентов на посттаможенный контроль, он законодательно зарегистрирован».


228 просмотров

Жол белгілері шымкенттік кәсіпкерлердің табысын азайтып жатыр

Қылмысқа қарсы күрес бизнеске зиянын тигізуде

Фото: Shutterstock

Шымкенттік кәсіпкерлер «тоқтауға болмайды» деген белгілердің қойылуына қарсы. Олардың айтуынша, кафе мен дүкеннің алдына көлік қоюға тыйым салу – кәсіпті шығынға батыратын шара. 

Табыс азайып барады

Шымкент қаласының кәсіпкерлер Палатасына жеке кәсіпкер Наталья Григор шағымын арқалай келген. Кәсіпкердің айтуынша, сауда нүктелерінің алдына тоқтауға тыйым салатын белгі орнатқалы бері, кәсібі шығынға бата бастаған.
 
«Альянс» сауда қатарының алдында «тоқтауға болмайды» деген белгі тұр. Көлікті қоятын жер жоқ, сондықтан адамдар тоқтамай өтіп кетеді. Содан сауда жоқ, жалға алушылар қиналып кетті. Бұл түйткілдің туындағанына жылға жуықтады. Осы уақытта табысымыздың 15 пайызынан айырылдық», – дейді Наталья Григор. 

Шымкент кәсіпкерлер Палатасының кәсіпкерлер құқығын қорғау және жемқорлықпен күрес Кеңесінің төрағасы Мелес Сейітжанов расында шаһарда тұрақ мәселесі күйіп тұрғанын айтады. 

«Көлік қоятын жер жоқ. Оның бір ұшы кәсіпкерлерге тиіп жатыр. Жұмыс орындары қысқарып, салық та төленбей барады. Шымкенттің Айбергенов көшесінде де тура осындай жағдай қалыптасқан», – дейді Мелес Сейітжанов. 

Ұзындығы 450 метр болатын бұл көшенің бойында сұлулық салоны, кафе, азық-түлік дүкендері, нотариус сынды шағын және орта бизнес нысандары орналасқан. 2015 жылы осы жерде сағат 20:00 мен 6:00 арасында ғана уақытша шектеу болатын. Алайда 2019 жылы  оны алып тастаған еді, кәсіпкерлер бірден табыстың төмендегенін байқаған.
 
Ал құқық қорғау мекеме өкілдері бұл халықтың қауіпсіздігін сақтау мен осы жерде күнделікті жалға берілетін пәтерлердің көбеюінен артып кеткен қылмыстың алдын алу, сондай-ақ кептеліс болмас үшін қолға алынған шара екенін айтады. Полиция капитаны Асқар Молдашев Айбергенов көшесінде орнатылған белгілер өз орнында тұр деп есептейді.
 
«Айбергенов көшесіндегі үйлердің бірінші қабатында 5 кафе орналасқан. Кәсіпкерлер палатасы тек кәсіпкерлердің арыз-шағымын қарастырып жатыр. Ал ол жақта тағы да 10 мың тұрғын тұрады. Тоқтауға тыйым салатын белгі қойылғанда, тұрғындар алғысын жаудырды. Әрине, кәсіпкерлердің арқасында қала қазынасы салықпен толығып жатқанын білеміз. Ал осы 10 мың тұрғынның мүддесін кім қорғайды?» – дейді Асқар Молдашев. 

Алайда Палатаның кәсіпкерлер құқығын қорғау және жемқорлыққа қарсы күрес кеңесінің отырысына қатысқандар қылмыспен күресудің өзге де жолдары бар деп тұжырымдайды. Ал кептеліске келер болсақ, кеңес мүшелері жолды өлшеп, Айбергенов көшесінде қуатты көлік қозғалысы жоқ екеніне көз жеткізген.

Кеңес мүшесі Владимир Нәкісбаев жол белгілері мен бағдаршамды орналастыру мәселесі бұрындары ғылыми-зерттеу институты деңгейінде зерттелгенін айтып өтті. 

«Бір жағынан, шағын кәсіппен айналысатындардың саудасы жүреді. Екінші жағынан, ол жерге ондаған көлік тоқтайтындықтан, кептелістен өте алмайсың. Күрделі жағдай. Ал комиссия құрдық делік, бірақ белгіні қою-қоймау керектігін анықтауға біліктілігіміз қаншалықты жетеді?» – деп сауал тастайды Нәкісбаев. 

Кеңес мүшелерінің айтуынша, Шымкентте жол белгісін орнату немесе алып тастау қажеттігін анықтайтын жауапты мекеме жоқ. 

«Шымкент қалалық жолаушы көлігі және автомобиль жолдары бөлімі ІІД әкімшілік басқармасына жүгінуге кеңес берді. 
Олар өз кезегінде энергетика және тұрғын үй коммуналдық шаруашылық басқармасына сілтейді. Ал ТКШ жол белгілерін реттеу өз құзіретіне кірмейтінін айтады. Нәтижесінде осы мәселені шешу үшін Шымкент қаласының әкімдігіне жүгінуімізге тура келді. Қазір бизнес әкімдік қандай шешім шығаратынын күтіп отыр», – деп айтып өтті Мелес Сейтжанов.
 
Ал қалалық жолаушылар көлігі және автомобиль жолдары бөлімі басшысының орынбасары Абай Тұрхановтың айтуынша, бұл мәселе жеке қаралатын болады.  

«Құрамына жергілікті атқарушы мекемелер, полиция мен бизнес өкілдері кіретін комиссия құрамыз. Барлығын жан-жақты зерттеп, ешкімнің мүддесіне қайшы келмейтін шешім шығаруға тырысамыз, – деді спикер.
 
Әзірге аталмыш көшенің бойында орналасқан ШОБ өкілдері қиналмас үшін, аз ғана көліктің тоқтауына рұқсат етілмек.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций