Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


1402 просмотра

Сложный переход: предприниматели жалуются на таможенные препоны

Последние несколько месяцев прохождение товаров через таможню резко усложнилось даже для тех предпринимателей, которые годами ввозят продукцию

Фото: shutterstock.com

В Алматы прошла пресс-конференция, на которой импортеры заявили о том, что их права нарушаются при прохождении таможенных процедур в Алматинской области. По словам представителей компаний-участниц внешнеэкономической деятельности (ВЭД), последние несколько месяцев прохождение товаров через таможню резко усложнилось даже для тех предпринимателей, которые годами ввозят аналогичную продукцию.

Камнем преткновения, который торчит на китайско-казахстанском направлении, стал программный блок «Система управления рисками» (СУР), часть интегрированного таможенного компонента - автоматизированной системы таможенного и налогового администрирования «АСТАНА-1», которая разработана КГД МФ РК при содействии Конференции ООН по торговле и развитию на базе актуальной версии платформы ASYCUDA World (данные подробности сообщаются на сайте комитета госдоходов Минфина Казахстана – Kursiv.kz).

По словам предпринимателей, компании сталкиваются с постоянной необходимостью доказывания достоверной таможенной стоимостью ввозимых товаров. По информации компаний, нарушений по результатам срабатывания СУР ни по одной декларации на товары не выявлялось, выпуск производился в конечном итоге по «зеленому коридору», однако по всем последующим поставкам идентичного товара, ранее подтвержденных по указанному профилю, вновь назначалась проверка таможенной стоимости. «СУР, в соответствии с международными стандартами, по своей сути должна быть направлена на облегчение международной торговли, стимулировать УВЭД на включение в категорию УВЭД низкого риска», - говорят жертвы систематических ошибок.

По словам директора департамента таможенного администрирования Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Дины Мамашевой, НПП намерена решить вопросы формирования ценовой информации, внедрения субъектно-ориентированной модели СУР, перевода всех услуг по таможенному оформлению в электронный формат, а также снять проблемы по информационному взаимодействию.

«Вообще система работает давно, но она становится все более закрытой. – Отметила она. – Программа, по которой работают таможенные органы – международная. Только у нас она, к сожалению, не доработана. Ситуация резко изменилась в конце прошлого года. В последние три месяца по непонятным причинам перестали принимать документы и стали завышать цены. Понятно, почему это произошло: подвели итоги, выяснили, что в таможне серьезные проблемы, дали задание. А таможня – нет, чтобы продумать механизмы, как выявить недобросовестные компании, решила усложнить жизнь всем. У меня около десяти официальных обращений от предпринимателей – и все на одну и ту же тему. А это уже сигнал.

В свою очередь председатель ОЮЛ «Казахстанская Ассоциация таможенных брокеров» Геннадий Шестаков значительно упростил понимание проблемы, локализовав ее исключительно на контрольно-пропускном пункте «Нур жолы» (РК) – «Хоргос» (КНР)», открытом в сентябре прошлого года: «На сегодняшний день технологии, которые реализованы на «Нур жолы», позволяют выпустить автомобиль в течение нескольких минут. Когда пост открывали, и приезжали лица из Всемирной таможенной организации, из таможенной службы России, представители ЕЭС, все это было продемонстрировано, и все это работает. Но это вступает в жесточайшее противоречие с владельцами терминалов, потому что автомобиль может мимо них проехать через несколько минут. Тогда для чего строился терминал? Люди вкладывали туда деньги. И они всячески стараются малейшие пробелы в таможенных технологиях использовать для того, чтобы автомобиль там остался. Это делается настолько открыто, не соблюдая рамок приличия… И все случаи, которые у вас есть – это поводы для того, чтобы законодательно мы могли прописать, что такое «зона таможенного контроля», как она должна функционировать по системе управления рисками, и как должен работать «зеленый коридор», по которому груз пролетал таможенный пост».

Этот намек прокомментировала и представитель «Атамекена»: «Каждый бизнес за свое борется. Если есть пробел в законодательстве, он всегда будет бизнесом для себя воспринят. Владельцам складов все равно, какая у вас стоимость товаров, им надо, чтобы они у них хранились. И они делают все, чтобы эти товары оставить на складах. Возможно, есть какие-то коррупционные проявления. Надо с этим разбираться».

Руководителю таможенного поста «Алмалы» управления таможенного контроля департамента госдоходов по г. Алматы Кайрату Бокишеву пришлось признать, что система «Астана-1» и ее СУР далеки от совершенства: «Это новая программа, ее ввели в действие с 1 апреля прошлого года. Конечно, в ней есть недоработки и недочеты, но она совершенствуется, идет наращивание ее интеллектуального потенциала. Я думаю, что со временем мы достигнем того уровня, когда эта программа не будет вызывать каких-либо нареканий и вопросов. Коллеги говорили о том, что СУР непрозрачна, недоступна. Ее алгоритм настроен таким образом, что она не должна быть доступной для всех: ее принцип в том, чтобы поставить заслон «серым схемам» соответственно, она не может быть в широкой доступности. СУР предписывает сотруднику конкретный алгоритм действий. Он не может сам решать данный вопрос: брать ли с участника ВЭД обеспечение. Тем более, сейчас введен модуль авторасчета таможенных платежей и налогов: программа сама считает. Мы таким образом идем к тому, чтобы минимизировать участие сотрудника таможенных органов в процессе оформления. Это одна из антикоррупционных мер».

При этом он отметил, что именно на новом КПП произошло ужесточение правил: «Если говорить об усилении контроля стоимости товара, то данная работа ведется с прошлого года в связи с вводом приграничного пункта перехода «Нур жолы». Основной акцент при оформлении сделан на систему рисков – она предусматривает в качестве меры контроля досмотр и уточнение таможенной стоимости товаров на границе. И одна из таких мер – это таможенной оформление на границе». Тем же, кому это не нравится, представитель таможенных органов посоветовал проходить оформление в Алматы.

Дина Мамашева отметила, что «Атамекен» постоянно ведет совместную законотворческую работу с Минфином и КГД. Тем не менее, она, адресуя слова госорганам заявила: «У нас не комитет таможенного контроля, а комитет государственных доходов, в котором объединены таможенные и налоговые органы – для того, чтобы обеспечить минимальный контроль на этапе таможенного оформления и максимальный – уже после выпуска путем взаимодействия информационных систем и контрольных мер налоговых и таможенных органов. Мы же сами продекларировали, что будем максимально быстро оформлять, но при этом усилим послетаможенный контроль и реализуем взаимодействие с налоговыми органами. И все, что вы каким-то образом не доплатили на начале таможенного оформления, будет взято с пеней при уплате налогов, с маржи. Этот же принцип – перенос акцентов на посттаможенный контроль, он законодательно зарегистрирован».


2639 просмотров

В Таразе закрылся трубный завод, открытый по госпрограмме

Предприятие проработало всего четыре года

Таразский трубный завод, проработав около четырех лет, закрылся. В облуправлении предпринимательства так и не ответили «Курсиву», вернулись ли в госбюджет 260,9 млн тенге, полученные предприятием на строительство инфраструктуры. 

Аким ушел – завод закрылся

Предприятие, запущенное в области, когда на посту акима был Канат Бозумбаев, после ухода последнего неожиданно остановилось. К слову, на данном заводе выпускали предизолированные трубы для тепловиков, а также трубы, применяемые в системах газо- и водоснабжения и капельного орошения.

В облуправлении предпринимательства на вопрос «Курсива» пояснили, что завод был открыт в 2013 году в рамках программы ФИИР. Но в публикациях местных СМИ сообщалось, что торжественный запуск новой производственной линии предизолированных труб состоялся в 2012 году. Как сообщали местные масс-медиа стоимость проекта составляла около $500 тыс.

Исполняющий обязанности главы облуправления предпринимательства Талгат Шалдарбеков в своем ответе на запрос «Курсива» касательно истории трубного завода сообщил, что в начале 2012 года областной региональный координационный совет одобрил просьбу предприятия о помощи в выделении денег на подведение инфраструктуры – газификации, водопровода, канализации, энергоснабжения, телефонизации. Для этого заводу было выплачено 260,9 млн тенге из республиканского бюджета. 

В ответе также указано, что с 2015 года учредителем завода стал ТОО «Холдинг Казахстанский трубный завод» в группе с АО «Альфа-Банк». «Сейчас завод не работает, все технологические линии демонтированы, реализованы и вывезены в город Нур-Султан. А здание и земельный участок по решению учредителя выставлены на продажу», – говорится в ответе г-на Шалдарбекова.

В том, что некогда успешное предприятие простаивает, корреспондент «Курсива» убедился, побывав на месте его расположения – в микрорайоне «Кызылабад». Здание и территория охраняются аутсорсинговой компанией. Охранники рассказали, что завод закрыт на замок и опечатан. По их словам, такая картина наблюдается уже несколько лет.

Начали за здравие…

Между тем, как сообщалось в местной прессе, продукция Таразского трубного завода использовалась в газификации региона, предприятие также занималось монтажом собственной продукции, прокладывая трубы для водоснабжения и прокладки тепловых сетей ряда населенных пунктов области. Как заявлялось, за два года (с 2012 года. – «Курсив») завод увеличил производительность более чем в три раза, произвел наладку четырех линий по выпуску труб различного диаметра по технологии немецкой компании Graewe. 

Трубы также нашли свое применение в проводимой модернизации ЖКХ во многих регионах Казахстана. В частности, период работы завода на полную мощность совпал по времени с проводимой жамбылским филиалом АО «КазТрансГазАймақ» модернизацией газораспределительных сетей Тараза. Напомним, национальный продавец товарного газа тогда менял стальные газопроводные трубы, проложенные надземным способом, на полиэтиленовые, которые прокладывали уже под землей. Этот масштабный проект стартовал в 2011 году и должен закончиться в 2019-м. По нему планировалось заменить 940 км газопроводов частного сектора. По данным, размещенным на сайте АО «КазТрансГазАймақ», с 2011 по 2015 годы только в Таразе заменили 633 км труб.

Вопросы без ответов

Зампредседателя правления АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» Галым Нургазиев в ответе на запрос «Курсива» сообщил, что завод не получал финансовой и нефинансовой поддержки по программам фонда. «ТОО «Таразский трубный завод» фигурирует в двух решениях регионального координационного совета в 2012 году по «деловым связям» (обучение) и по подведению инфраструктуры. Однако дальнейших действий в рамках данных решений завод не предпринимал», – сообщили в ФРП «Даму».

Когда и в связи с чем остановился завод, «Курсиву» узнать так и не удалось. В облуправлении предпринимательства такую информацию не предоставили.

Также остались без ответа вопросы: вернулись ли выданные государством деньги на проведение инфраструктуры обратно и на каких условиях был выделен земельный участок под строительство завода площадью в несколько гектаров, который новый владелец выставил на продажу.
 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

Более 7 млн
тенге
получит из бюджета каждый кандидат в президенты РК на агитацию

Цитата дня

Сегодня я выступаю перед вами не в качестве президента страны: ради интересов страны и народа я принял непростое, но продуманное решение о прекращении своих президентских полномочий… Вся моя работа будет заключена в том, чтобы поддержать деятельность нового президента и обеспечить транзит в спокойной обстановке и продолжать ту работу, которую мы начали

Нурсултан Назарбаев
экс-президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank