Перейти к основному содержанию

1015 просмотров

Североказахстанские грузоотправители опасаются монополии на рынке железнодорожных перевозок

Субъекты бизнеса переживают, что без конкуренции посредник будет необоснованно поднимать цены на свои услуги

Коллаж: Вячеслав Батурин

Проблемой для предпринимателей СКО, экспортирующих свою продукцию, является недостаток грузовых вагонов. Остро нехватка ощущается во время уборочной кампании, когда востребованы зерновозы. В этом году оператор-перевозчик в области сменился, и новый игрок обязуется не допускать простоев грузов. Но работать он здесь может только через собственную фирму-агента. Субъекты бизнеса переживают, что без конкуренции посредник будет необоснованно поднимать цены на свои услуги.

В одной упряжке

15 февраля 2019 года на площадке североказахстанской палаты предпринимателей встретились местные бизнесмены и представители акмолинского отделения АО «Казтемиртранс». Этот оператор железнодорожных грузовых перевозок имеет 14 филиалов по всей стране, и с 1 февраля он начал работать в Петропавловске. Здесь в его распоряжении более 14 тыс. вагонов. 

Ранее СКО обслуживала компания KTZ Express. Неделю назад стороны уже обсуждали традиционную проблему нехватки в регионе грузовых вагонов и тарифную политику. Оператор сообщил, что с 1 февраля заявки на перевозку предприниматели могут подать посредством электронной почты. Также стало известно, что предприятие увеличивает парк железнодорожных составов за счет возвращения компанией из аренды своего транспорта.

«Мы ранее передавали вагоны в аренду большому числу грузоотправителей и экспедиторов. Сейчас их возвращаем. Теперь не будет непонятных, запутанных схем, когда одно предприятие берет вагоны и предоставляет и тут же их кому-то еще. У всего теперь будет один хозяин», – подчеркнул на встрече начальник отдела по оперативным работам акмолинского филиала компании «Казтемиртранс» Абай Абдрахманов.

Предполагается, что в перспективе из аренды вернутся зерновозы, переданные в прежние годы АО «Астык Транс» – еще одному грузоперевозчику. Руководители «Казтемиртранса» хотят централизовать процесс выдачи вагонов. Теперь весь парк будет сосредоточен на базах предприятия, что должно решить проблему дефицита вагонов. 

Для североказахстанских грузоотправителей эта тема актуальна уже давно. Осенью, заявили они, вагонов попросту не хватает. Также североказахстанские бизнесмены рекомендовали новому оператору способствовать возвращению своей собственности из заграничных рейсов. Очень часто, особенно на территории Узбекистана, случаются простои. Вагоны задерживаются по причинам искусственным: на некоторых станциях их используют как склады, не спешат отправлять назад, пока иностранные покупатели сами не заберут свой груз. Из-за длительных простоев арендаторы составов получают штрафы от владельцев вагонов. Бизнесмены считают, что на таких проблемных станциях должны находиться представители компании – владельца вагонов, чтобы ускорять разгрузку. Представитель транспортного предприятия все замечания обещал учесть. 

После смены оператора сумма не меняется?

Но пока не закрыт вопрос тарифообразования. Дело в том, что в Северо-Казахстанской области АО «Казтемиртранс» вынуждено работать только через агента. Напрямую с клиентами компания сотрудничать не может, так как значительная часть железных дорог Петропавловска относится к юрисдикции ОАО «Российские железные дороги» (свыше 184 км. – «Курсив»)

«Решением правления компании АО «Казтемиртранс» агентом в Петропавловском отделении железной дороги назначено астанинское ТОО «Евротрансгрупп». Это явление нормальное. Любая ж/д администрация на чужой дороге имеет своих агентов, которые производят все операции собственника вагонов», – сказал г-н Абдрахманов. 

Между тем, по мнению предпринимателей, такая схема работы не слишком удобна. В первую очередь встает вопрос оплаты аренды. Бизнесмены уже отмечали, что цена аренды одного вагона «Казтемиртранса» составляет 771 тыс. тенге. Если договариваться через посредников, то она достигает 810 тыс.

«Договоры заключаются с АО «Казтемиртранс», но работать обязаны через ТОО «Евротрансгрупп». Можем ли мы заключить договор с владельцем вагонов, а работать в плане информационного обеспечения уже со вторыми?» – поинтересовалась у грузоперевозчика коммерческий директор ТОО «СевЕсильЗерно» Таисия Колегова

В «Казтемиртрансе» в свою очередь заявляют, что такое условие неприемлемо. Договор с собственниками – мера необходимая, но работать североказахстанским грузоотправителям придется непосредственно с агентом. В регионе он сегодня только один. По мнению предпринимателей, такая монополия на рынке в итоге приведет к росту цен на аренду вагонов.

«Сейчас в плане заключения договоров они (ТОО «Евротрансгрупп». – «Курсив») такие «мягкие и пушистые», но так как они здесь единственные, то к осени или зиме ситуация может измениться. В этот период у нас всегда начинаются проблемы, потому что нет выбора. Мы не сможем уже никак урегулировать наши отношения. То есть должно быть либо несколько назначенных «Казтемиртрансом» агентов, чтобы они могли конкурировать, либо нужно предоставить возможность работать как с головным офисом, так и с посредником», – считает Таисия Колегова.

Представители Палаты предпринимателей СКО предложение субъектов бизнеса поддержали и рекомендовали «Казтемиртрансу» поддерживать конкурентную среду. Кроме того, предприятие попросили определить точный тариф, по которому будет работать его агент.

1 просмотр

Алматинский и актюбинский технадзор вытесняет из Уральска местные фирмы

Они не могут конкурировать с ними в госзакупках

Фото: Silentalex88

Причиной тому стали изменения в законодательстве: в конкурсах на оказание услуг в сфере строительства по ЗКО побеждают лишь актюбинские или алматинские фирмы, у которых суммы налоговых отчислений в бюджет много выше, чем у местных технадзорных компаний. 

Всего в ЗКО около 20 фирм, оказывающих услуги технического надзора при строительстве зданий, сооружений и автомобильных дорог. С начала 2019 года в условиях конкурсов на проведение государственных закупок определяющим показателем была внесена сумма уплаченных предприятием налогов за последние четыре года. И уральские фирмы-технадзоры перестали побеждать в тендерах. Победителями конкурсов на оказание услуг технадзора при строительстве государственных объектов в ЗКО стали иногородние фирмы – ТОО «Дирекция строящихся предприятий «Стройинтеграция» (Алматы), ТОО «Актаустройэксперт» (Нур-Султан), ТОО «Инженерное бюро NURTAU» (Актобе), ТОО «Актобестройэксперт» (Актобе), ТОО «DS&V» (Костанай).

Выиграли много, а спецов мало?

В октябре 2019 года пять инжиниринговых компаний Уральска – ТОО «Сана Маркет», ТОО «АНТинжсервис», ТОО «Сектор строительных услуг «Сенiмдi сапа», ТОО «БатысСапа Инжиниринг», ТОО «КИУС» – написали заявление в управление государственного архитектурно-строительного контроля ЗКО. Они попросили ведомство провести проверку соответствия качества услуг по техническому надзору за строительными объектами в области. 

Причиной проверки, с точки зрения местных предпринимателей, может служить тот факт, что неместные фирмы выиграли огромное количество лотов на технадзор при строительстве 14 многоэтажных домов, 4 водопроводов, 67 одноэтажных домов, 3 школ, 6 дорог. Учитывая разбросанность объектов по области, у местных фирм возник вопрос: сумеют ли победители качественно выполнить взятые на себя обязательства? 

Не получив из ГАСКа ответа, в ноябре 2019 года бизнесмены обратились в Палату предпринимателей ЗКО, где помимо вопросов качества услуг затронули и больной для инжиниринговых компаний области вопрос – близкое к банкротству финансовое положение. 

Руководитель ТОО «КИУС» Мурат Бахишев – именно он и стал инициатором написания тревожных писем в ГАСК и ПП – объяснил «Курсиву», что его предприятие работает с 2007 года, и при участии ТОО «КИУС» в ЗКО были построены десятки социальных объектов, много­этажных домов, автодорог.

«Во многих договорах на наши услуги прописано, что представители фирмы-технадзора должны постоянно находиться на строительном объекте. При возведении многоэтажного дома или, к примеру, строительстве автодороги там должны работать до шести специалистов технадзора. У нас вызывает большое сомнение, как фирмы из Алматы или Актобе, выигравшие не один десяток тендеров по стране, смогут обеспечить при строительстве объектов должное количество специалистов», – рассуждает Мурат Бахишев.

По его словам, уже сейчас иногородние компании переманивают к себе на работу сотрудников местных фирм. 

Аналогичного мнения придерживается и руководитель фирмы-технадзора ТОО «АНТинж­сервис» Нурлан Мурзагалиев. Он считает, что сложившаяся ситуация с технадзором в ЗКО породит лишь одно: отсутствие надлежащего контроля со стороны госорганов, поскольку фирмы-технадзоры нанимает именно государство в лице областных управлений строительства. В итоге может пострадать качество строительных работ. 

Узкая направленность – путь к разорению

Относительно нового условия участия в тендере – отнесения в зачет участника конкурса суммы уплаченных налогов за последние четыре года – оба руководителя инжиниринговых компаний считают, что именно оно выбило из участия в госзакупках всех уральских технадзоров. 

«Уральские инжиниринговые фирмы заняты только в сфере технадзора за строительством. В то время как алматинские или актюбинские фирмы – победители большинства конкурсов – выполняют весь комплекс строительных работ – от проектирования до строительно-монтажных работ плюс технический и авторский надзор за строительством», – говорит  Нурлан Мурзагалиев.  

Сейчас, по его словам, «АНТинж­сервис» переживает нелегкие времена: из фирмы уже ушли два специалиста, осталось пятеро. Платить зарплату людям нечем. Из госзаказа у ТОО остался лишь проект по газоснабжению сел Казталовского района ЗКО. В конце декабря «АНТинж­сервис» завершит проект, и фирма сократит свой штат еще на три специалиста.

Аналогичная ситуация у большинства инжиниринговых компаний Уральска. В ТОО «КИУС» из 11 специалистов сейчас работают шесть. Люди уходят, потому что нет тендеров, соответственно, нет и достойной зарплаты. 

«Сейчас мы даже не заглядываем на портал госзакупок – шансов выиграть тендеры на технадзор у нас нет никаких. У меня осталось несколько проектов прошлых лет: спортивная школа-интернат в поселке Деркул и пристройка к зданию ДКНБ. К середине лета 2020 года мы их завершим и пойдем ко дну», – констатирует Мурат Бахишев.

Главы уральских инжиниринговых фирм отмечают, что новые нормы закона о госзакупках, по сути, монополизируют рынок услуг технадзора в сфере строительства. И даже если правила госзакупок будут изменяться в перспективе, не исключено, что к тому времени инжиниринговые фирмы Уральска уже разорятся.

Выше закона не прыгнешь 

Руководитель управления госзакупок по ЗКО Бибигуль Ниеткалиева сообщила «Курсиву», что с начала 2019 года они провели 29 конкурсов на услуги технадзора. Один из них выиграла местная фирма – ТОО «Жана консалтинг Ltd», в других победили иногородние инжиниринговые компании. Средняя сумма одного лота по технадзору, по словам г-жи Ниеткалиевой, – 10 млн тенге. 

«Раньше технадзоры, чтобы выиграть конкурс, могли демпинговать, предлагать цену услуг ниже заявленной в тендере на 40-50%. Теперь, во избежание получения некачественных услуг, внесена норма, предписывающая участникам тендеров не допускать понижения цены ниже 15%», – пояснила Бибигуль Ниеткалиева.

То, что местные фирмы из-за меньших сумм налоговых отчислений оказались аутсайдерами тендеров на услуги технадзоров, изменить в управлении госзакупок не в силах.  

Председатель совета по защите прав предпринимателей ПП ЗКО Хайдар Капанов считает, что в этой ситуации побороться все-таки стоит. На местном уровне, как подчеркивает г-н Капанов, такие вопросы не решаются. Поэтому обращение инжиниринговых компаний Уральска они перенаправили в РПП «Атамекен». 

«Наша резолюция – из законодательства нужно убирать норму о включении суммы уплаты налогов за четыре года в список ключевых при участии бизнеса в тендерах на госзакупки в сфере строительства. О какой поддержке малого и среднего бизнеса со стороны государства может идти речь, если такими поправками в законодательстве мы душим МСБ на корню?» – заключил Хайдар Капанов.
 

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance