Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


952 просмотра

Североказахстанские грузоотправители опасаются монополии на рынке железнодорожных перевозок

Субъекты бизнеса переживают, что без конкуренции посредник будет необоснованно поднимать цены на свои услуги

Коллаж: Вячеслав Батурин

Проблемой для предпринимателей СКО, экспортирующих свою продукцию, является недостаток грузовых вагонов. Остро нехватка ощущается во время уборочной кампании, когда востребованы зерновозы. В этом году оператор-перевозчик в области сменился, и новый игрок обязуется не допускать простоев грузов. Но работать он здесь может только через собственную фирму-агента. Субъекты бизнеса переживают, что без конкуренции посредник будет необоснованно поднимать цены на свои услуги.

В одной упряжке

15 февраля 2019 года на площадке североказахстанской палаты предпринимателей встретились местные бизнесмены и представители акмолинского отделения АО «Казтемиртранс». Этот оператор железнодорожных грузовых перевозок имеет 14 филиалов по всей стране, и с 1 февраля он начал работать в Петропавловске. Здесь в его распоряжении более 14 тыс. вагонов. 

Ранее СКО обслуживала компания KTZ Express. Неделю назад стороны уже обсуждали традиционную проблему нехватки в регионе грузовых вагонов и тарифную политику. Оператор сообщил, что с 1 февраля заявки на перевозку предприниматели могут подать посредством электронной почты. Также стало известно, что предприятие увеличивает парк железнодорожных составов за счет возвращения компанией из аренды своего транспорта.

«Мы ранее передавали вагоны в аренду большому числу грузоотправителей и экспедиторов. Сейчас их возвращаем. Теперь не будет непонятных, запутанных схем, когда одно предприятие берет вагоны и предоставляет и тут же их кому-то еще. У всего теперь будет один хозяин», – подчеркнул на встрече начальник отдела по оперативным работам акмолинского филиала компании «Казтемиртранс» Абай Абдрахманов.

Предполагается, что в перспективе из аренды вернутся зерновозы, переданные в прежние годы АО «Астык Транс» – еще одному грузоперевозчику. Руководители «Казтемиртранса» хотят централизовать процесс выдачи вагонов. Теперь весь парк будет сосредоточен на базах предприятия, что должно решить проблему дефицита вагонов. 

Для североказахстанских грузоотправителей эта тема актуальна уже давно. Осенью, заявили они, вагонов попросту не хватает. Также североказахстанские бизнесмены рекомендовали новому оператору способствовать возвращению своей собственности из заграничных рейсов. Очень часто, особенно на территории Узбекистана, случаются простои. Вагоны задерживаются по причинам искусственным: на некоторых станциях их используют как склады, не спешат отправлять назад, пока иностранные покупатели сами не заберут свой груз. Из-за длительных простоев арендаторы составов получают штрафы от владельцев вагонов. Бизнесмены считают, что на таких проблемных станциях должны находиться представители компании – владельца вагонов, чтобы ускорять разгрузку. Представитель транспортного предприятия все замечания обещал учесть. 

После смены оператора сумма не меняется?

Но пока не закрыт вопрос тарифообразования. Дело в том, что в Северо-Казахстанской области АО «Казтемиртранс» вынуждено работать только через агента. Напрямую с клиентами компания сотрудничать не может, так как значительная часть железных дорог Петропавловска относится к юрисдикции ОАО «Российские железные дороги» (свыше 184 км. – «Курсив»)

«Решением правления компании АО «Казтемиртранс» агентом в Петропавловском отделении железной дороги назначено астанинское ТОО «Евротрансгрупп». Это явление нормальное. Любая ж/д администрация на чужой дороге имеет своих агентов, которые производят все операции собственника вагонов», – сказал г-н Абдрахманов. 

Между тем, по мнению предпринимателей, такая схема работы не слишком удобна. В первую очередь встает вопрос оплаты аренды. Бизнесмены уже отмечали, что цена аренды одного вагона «Казтемиртранса» составляет 771 тыс. тенге. Если договариваться через посредников, то она достигает 810 тыс.

«Договоры заключаются с АО «Казтемиртранс», но работать обязаны через ТОО «Евротрансгрупп». Можем ли мы заключить договор с владельцем вагонов, а работать в плане информационного обеспечения уже со вторыми?» – поинтересовалась у грузоперевозчика коммерческий директор ТОО «СевЕсильЗерно» Таисия Колегова

В «Казтемиртрансе» в свою очередь заявляют, что такое условие неприемлемо. Договор с собственниками – мера необходимая, но работать североказахстанским грузоотправителям придется непосредственно с агентом. В регионе он сегодня только один. По мнению предпринимателей, такая монополия на рынке в итоге приведет к росту цен на аренду вагонов.

«Сейчас в плане заключения договоров они (ТОО «Евротрансгрупп». – «Курсив») такие «мягкие и пушистые», но так как они здесь единственные, то к осени или зиме ситуация может измениться. В этот период у нас всегда начинаются проблемы, потому что нет выбора. Мы не сможем уже никак урегулировать наши отношения. То есть должно быть либо несколько назначенных «Казтемиртрансом» агентов, чтобы они могли конкурировать, либо нужно предоставить возможность работать как с головным офисом, так и с посредником», – считает Таисия Колегова.

Представители Палаты предпринимателей СКО предложение субъектов бизнеса поддержали и рекомендовали «Казтемиртрансу» поддерживать конкурентную среду. Кроме того, предприятие попросили определить точный тариф, по которому будет работать его агент.


2767 просмотров

Польше не дадут реанимировать проект Одесса – Гданьск

И пойдет ли по этому пути казахстанская нефть в Восточную Европу

Коллаж: Вадим Квятковский

PKN Orlen заявляет о необходимости перенаправить казахстанскую нефть в Польшу через систему Одесса – Броды. У экспертов эта идея пока поддержки не находит. 

Нефтепровод Одесса – Броды был построен в 2001 году. Подразумевалось, что он будет продлен до Гданьска. Главным инициатором этого проекта выступает PKN Orlen, у которого семь нефтеперерабатывающих активов в Польше, Литве и Чехии и в планах – поглощение еще одной крупной польской компании Lotos. 

В Гданьске хотят чистой казахской нефти

Сейчас Одесса – Броды смыкается с трубопроводом «Дружба», по которому нефть доставляется в Польшу. Отдельный отрезок из Львовской области в соседнее государство не построен, но к разговорам о нем Польша и Украина возвращаются снова и снова. На форуме KAZENERGY это сделал Лукаш Холубовски, председатель правления OrlenPaliwa Sp., дочки компании PKN Orlen. «Мы зависим от поставок сырой нефти из России, но вдвое увеличили поставки из Казахстана, в следующем году будем наращивать поставки на 30%, – сказал Холубовски. – Казахстанская нефть транспортируется в Россию, смешивается с российскими сортами и в таком виде поступает на наши НПЗ. Но мы верим в возможность инвестиций в другой маршрут, для того чтобы сырая нефть поступала напрямую и не смешивалась с российскими продуктами».

Холубовски признает, что использование маршрута Одесса – Броды для обеспечения НПЗ в Литве, принадлежащего Orlen, будет обходиться дороже, но компания готова переплачивать. «Мне кажется, иногда надо платить больше для того, чтобы у нас была диверсифицированная система поставок сырья, не зависящая от одной страны», – заявил он.

Овчинка чистоты не стоит

По данным Казахстанского института нефти и газа, объем приобретаемой для переработки в Литве каспийской нефти в прошлом году составил 1,2 млн тонн, а в 2017 году – 1,3 млн тонн. Поэтому аналитики этого института сомневаются в осуществимости планов Orlen: даже если объем покупаемой нефти вырастет на 30%, помимо достройки отдельной ветки до Гданьска нужно строить еще и перемычку с трубой Каспийского трубопроводного консорциума, и за это вряд ли кто-то возьмется.

КТК также смешивает российскую нефть с каспийской, но, по словам заместителя генерального директора консорциума Каиргельды Кабылдина, технологически может обеспечить чистоту поставок. «Если будет востребованность чистой тенгизской нефти, можно это сделать и через Россию: прокачивать партиями нефть по тому же КТК в направлении Польши. Технически такие возможности существуют, но эти вопросы будут решаться только в том случае, если будет постоянный большой рынок спроса», – объяснил Кабылдин.

Сегодняшние 1,2 млн тонн нефти для переработки в Литве на фоне 61 млн тонн общего объема прокачки по КТК в прошлом году и 65 млн тонн, которые консорциум планирует прокачать по своей системе в нынешнем, – капля в море. К тому же, по словам Кабылдина, тенгизская нефть может оказаться технологически неприемлемой для европейских НПЗ без смешивания с Urals или с другими сортами нефти, потому что в ней высокое содержание серы. «Все эти вопросы должен регулировать рынок, а он сегодня не поддерживает финансирование подобных проектов», – резюмирует Кабылдин.

При всем богатстве выбора КТК пока безальтернативен 

Руководитель аналитического отдела компании PRISM Бенджамен Годвин напоминает, что КТК, начав свою деятельность одновременно с Одесса – Броды, к настоящему моменту прокачал через свою систему объем, сопоставимый с целым месторождением – 624 млн тонн нефти. И ни разу не останавливался, в отличие от украинской трубы. «Когда мы начинаем рассуждать об альтернативных КТК маршрутах, мы возвращаемся к политизации Черного моря, забывая об экономической составляющей вопроса, – говорит Годвин. – И есть пример трубы Баку – Тбилиси – Джейхан: объем политических усилий и кредитования был просто огромным, но сейчас не совсем понятно: а что дала эта диверсификация?» – говорит он.

По трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан Казахстан сейчас транспортирует около 3 млн тонн своей нефти в год, по системе КТК – 54 млн тонн. Это соотношение, по мнению главы энергетических исследований по России и Каспийскому региону IHS Markit Мэтью Сейгерса, показывает, что КТК – основной маршрут для поставок казахстанской нефти. «КТК стал намного более важной вещью, чем мы раньше могли себе представить: в прошлом году он прокачал три четверти казахстанского объема сырой нефти. Это подтверждает тот факт, что Россия является прекрасной транзитной страной, – говорит Сейгерс. – В начале 90-х мы считали, что Россия будет нестабильным поставщиком, поэтому и искали альтернативы, но она зарекомендовала себя надежным партнером», – заключает он.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций