Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


846 просмотров

Североказахстанские грузоотправители опасаются монополии на рынке железнодорожных перевозок

Субъекты бизнеса переживают, что без конкуренции посредник будет необоснованно поднимать цены на свои услуги

Коллаж: Вячеслав Батурин

Проблемой для предпринимателей СКО, экспортирующих свою продукцию, является недостаток грузовых вагонов. Остро нехватка ощущается во время уборочной кампании, когда востребованы зерновозы. В этом году оператор-перевозчик в области сменился, и новый игрок обязуется не допускать простоев грузов. Но работать он здесь может только через собственную фирму-агента. Субъекты бизнеса переживают, что без конкуренции посредник будет необоснованно поднимать цены на свои услуги.

В одной упряжке

15 февраля 2019 года на площадке североказахстанской палаты предпринимателей встретились местные бизнесмены и представители акмолинского отделения АО «Казтемиртранс». Этот оператор железнодорожных грузовых перевозок имеет 14 филиалов по всей стране, и с 1 февраля он начал работать в Петропавловске. Здесь в его распоряжении более 14 тыс. вагонов. 

Ранее СКО обслуживала компания KTZ Express. Неделю назад стороны уже обсуждали традиционную проблему нехватки в регионе грузовых вагонов и тарифную политику. Оператор сообщил, что с 1 февраля заявки на перевозку предприниматели могут подать посредством электронной почты. Также стало известно, что предприятие увеличивает парк железнодорожных составов за счет возвращения компанией из аренды своего транспорта.

«Мы ранее передавали вагоны в аренду большому числу грузоотправителей и экспедиторов. Сейчас их возвращаем. Теперь не будет непонятных, запутанных схем, когда одно предприятие берет вагоны и предоставляет и тут же их кому-то еще. У всего теперь будет один хозяин», – подчеркнул на встрече начальник отдела по оперативным работам акмолинского филиала компании «Казтемиртранс» Абай Абдрахманов.

Предполагается, что в перспективе из аренды вернутся зерновозы, переданные в прежние годы АО «Астык Транс» – еще одному грузоперевозчику. Руководители «Казтемиртранса» хотят централизовать процесс выдачи вагонов. Теперь весь парк будет сосредоточен на базах предприятия, что должно решить проблему дефицита вагонов. 

Для североказахстанских грузоотправителей эта тема актуальна уже давно. Осенью, заявили они, вагонов попросту не хватает. Также североказахстанские бизнесмены рекомендовали новому оператору способствовать возвращению своей собственности из заграничных рейсов. Очень часто, особенно на территории Узбекистана, случаются простои. Вагоны задерживаются по причинам искусственным: на некоторых станциях их используют как склады, не спешат отправлять назад, пока иностранные покупатели сами не заберут свой груз. Из-за длительных простоев арендаторы составов получают штрафы от владельцев вагонов. Бизнесмены считают, что на таких проблемных станциях должны находиться представители компании – владельца вагонов, чтобы ускорять разгрузку. Представитель транспортного предприятия все замечания обещал учесть. 

После смены оператора сумма не меняется?

Но пока не закрыт вопрос тарифообразования. Дело в том, что в Северо-Казахстанской области АО «Казтемиртранс» вынуждено работать только через агента. Напрямую с клиентами компания сотрудничать не может, так как значительная часть железных дорог Петропавловска относится к юрисдикции ОАО «Российские железные дороги» (свыше 184 км. – «Курсив»)

«Решением правления компании АО «Казтемиртранс» агентом в Петропавловском отделении железной дороги назначено астанинское ТОО «Евротрансгрупп». Это явление нормальное. Любая ж/д администрация на чужой дороге имеет своих агентов, которые производят все операции собственника вагонов», – сказал г-н Абдрахманов. 

Между тем, по мнению предпринимателей, такая схема работы не слишком удобна. В первую очередь встает вопрос оплаты аренды. Бизнесмены уже отмечали, что цена аренды одного вагона «Казтемиртранса» составляет 771 тыс. тенге. Если договариваться через посредников, то она достигает 810 тыс.

«Договоры заключаются с АО «Казтемиртранс», но работать обязаны через ТОО «Евротрансгрупп». Можем ли мы заключить договор с владельцем вагонов, а работать в плане информационного обеспечения уже со вторыми?» – поинтересовалась у грузоперевозчика коммерческий директор ТОО «СевЕсильЗерно» Таисия Колегова

В «Казтемиртрансе» в свою очередь заявляют, что такое условие неприемлемо. Договор с собственниками – мера необходимая, но работать североказахстанским грузоотправителям придется непосредственно с агентом. В регионе он сегодня только один. По мнению предпринимателей, такая монополия на рынке в итоге приведет к росту цен на аренду вагонов.

«Сейчас в плане заключения договоров они (ТОО «Евротрансгрупп». – «Курсив») такие «мягкие и пушистые», но так как они здесь единственные, то к осени или зиме ситуация может измениться. В этот период у нас всегда начинаются проблемы, потому что нет выбора. Мы не сможем уже никак урегулировать наши отношения. То есть должно быть либо несколько назначенных «Казтемиртрансом» агентов, чтобы они могли конкурировать, либо нужно предоставить возможность работать как с головным офисом, так и с посредником», – считает Таисия Колегова.

Представители Палаты предпринимателей СКО предложение субъектов бизнеса поддержали и рекомендовали «Казтемиртрансу» поддерживать конкурентную среду. Кроме того, предприятие попросили определить точный тариф, по которому будет работать его агент.


420 просмотров

Молокозаводы Казахстана опасаются сырьевого дефицита

Половина поступающего на переработку молока в стране не соответствует техрегламенту Таможенного союза

Фото: Shutterstock

С 1 января 2020 года завершается отсрочка, предоставленная Казахстану для наведения порядка в отрасли. Не соответствующее стандартам молоко принимать не будут.

Перед смертью не надышишься

По сути, устанавливается норма продукта по составу и чистоте, определены правила сбора сырья. Работать по стандарту поставщики и предприятия должны были начать в 2018 году. Но получили еще два года на проведение реформ. 

Об этом напомнили эксперты Молочного союза Казахстана, побывавшие в Петропавловске. Они разработали дорожную карту, суть которой сводится к обучению домохозяйств, чем кормить и как содержать скот, и процедуре сбора и хранения молока. 

«Дорожная карта предусматривает целый комплекс мер, чтобы молоко, которое поступает на переработку, было безопасным. Это главный критерий для нашей отрасти. Сырье, которое не будет соответствовать регламенту, мы не сможем принимать на молокоперерабатывающие предприятия», – отметил в ходе брифинга для СМИ исполнительный директор Молочного союза Казахстана Владимир Кожевников. 

Пейте на здоровье!

«Потребительские исследования показали, что 34% населения страны доверяют продукту от личных подсобных хозяйств. Процент доверия в южном регионе составляет примерно 44%. Это значит, что многие потребители берут продукт необработанный. Если, например, покупать продукцию у дороги, то не понятно, в каких условиях она произведена, как хранилась, доставлена. Сейчас температурный режим очень высокий, 38 градусов. А женщины на улице торгуют», – рассказала журналистам координатор работ по дорожной карте Сауле Жанкина.

Разные частники

Стандарты Таможенного союза могут поставить неподготовленных поставщиков в затруднительное положение, отметил в комментариях корреспонденту «Курсива» директор ТОО «Молсервис» Сергей Чепурко. Уже сейчас переработчики начинают уходить от работы с ЛПХ, предпочитая сотрудничество с профессиональными производителями.

«На нашем предприятии в последние годы мы вообще с такими проблемами не сталкиваемся, потому что работаем с серьезными поставщиками. Если раньше у нас была половина сырья от ТОО, половина – от личных подсобных хозяйств, то сейчас личные подворья занимают 25%», – рассказал предприниматель.

Также хорошим шагом в сторону качества сырья стало открытие сельхозкооперативов, говорит бизнесмен. Однако тут все также зависит от профессионализма их руководителей.

«Проблемы по сбыту возникают как раз у тех, кто не подготовлен. Они думают, что закупят молоко, сдадут и сразу получат деньги. Но это не так. У нас несколько лет назад были проблемы с поставщиками. Мы просто разворачивали молоковозы и не принимали некачественный продукт. Как раз от частных подворий», – резюмировал Сергей Чепурко.

Много ли село дает молока

По информации Молочного союза Казахстана, на сегодня 77% от 1,5 млн тонн товарного молока в стране производят мелкие хозяйства. И если к молоку, которое получают на производстве, претензий практически нет, то к этому их достаточно.  Почти в 700 тыс. тонн сырья находят нарушения –  повышены микробиологические показатели и обнаружены антибиотики.  Отрицательно сказываются на качестве сырья большие расстояния между населенными пунктами, неразвитая сеть сбора молока, нехватка специалистов и банальная неграмотность сдатчиков.

По информации исполнительного директора Молочного союза Казахстана Владимира Кожевникова, большая проблема заключается еще и в том, что на молочных заводах летом возникает переизбыток молока, а зимой – острый дефицит.  Как следствие, заводы находятся в зависимости от сухого молока, а оно на 90% импортное.  

В общую бочку

Выйти на уровень соответствия техническому регламенту ТС, считает МСК, поможет объединение небольших хозяйств в кооперативы, которые будут централизованы. В Карагандинской области уже есть пример такой работы. ТОО «Натиже» создало в регионе сеть из 30 молокоприемных пунктов. В пунктах приема молоко сразу фильтруется, охлаждается и проверяется на чистоту, качество и только после в специализированных емкостях отправляется на завод, как этого требует регламент ТС. 

«Если молоко не будет соответствовать качеству, то, конечно, с введением техрегламента мы понесем урон. Поэтому и доводим до сведения сдатчиков, какие требования предъявляются к качеству молока, создаем вот такие молокоприемные пункты. Надеемся на положительный результат этой работы», – рассказал директор ТОО «Натиже» Даулетбек Акпар.

По его словам, пока в кооперативах 3–4 случая в месяц, когда молоко не проходит проверку. 

Жительница села Жаман жол Светлана Мокишина сдает молоко больше 20 лет. Женщина отмечает, что с появлением кооператива правила приема уже сточились, но местные быстро к ним привыкли, поскольку сами заинтересованы в качестве своего сырья.  

«Случаи, когда молоко не проходит проверку, – редкость, потому что все правила, в принципе, простые, главное – чистота во всем и здоровое животное», – рассказывает Светлана Мокишина.  

Тем не менее, по данным МСК, в кооперативы мелкие хозяйства объединяются неохотно. Директор заготовительной компании ТОО «Ауыл Сутты» Канат Абдыгалиев считает, что причиной  этого является недостаточная информированность населения о преимуществах такого объединения.  

«Нужно объяснять людям, что собой представляет кооператив, что есть субсидии – 10 тенге с литра молока возвращаются в кооператив.  Это тоже мотивирует. А у нас вышла информация, что существует программа, а до сдатчика она не доходит», – поделился мнением Канат Абдыгалиев.

Цифровизация в помощь

Производители начали применять приложение Collect mobile.

«Это приложение помогает делать картирование параметров сдатчиков молока, тех факторов, которые влияют на продуктивность скота. Это помогает переработчикам лучше прогнозировать свою работу. Например, если они понимают, что в районе есть проблема деградации генетического потенциала, то вмешиваются – закупают семя скота, осеменяют коров, чтобы у этих людей было больше молока, было больше дохода», – прокомментировала экономист по агробизнесу Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO) Инна Пунда

Главная задача этого ноу-хау, по словам Инны Пунда, сократить цепочку производства молока до «сдатчик – производитель». 

«Нужно понимать, что сегодня куш в цепочке молока снимает перекупщик. К сожалению, есть перекупщики, которые зарабатывают в день несколько тысяч долларов за 4 часа работы. Их заинтересованность – оставить в неведении сдатчика, а завод держать в сырьевой зависимости и манипулировать ценой», – говорит эксперт FAO.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

svadba.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций