Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


715 просмотров

Североказахстанские грузоотправители опасаются монополии на рынке железнодорожных перевозок

Субъекты бизнеса переживают, что без конкуренции посредник будет необоснованно поднимать цены на свои услуги

Коллаж: Вячеслав Батурин

Проблемой для предпринимателей СКО, экспортирующих свою продукцию, является недостаток грузовых вагонов. Остро нехватка ощущается во время уборочной кампании, когда востребованы зерновозы. В этом году оператор-перевозчик в области сменился, и новый игрок обязуется не допускать простоев грузов. Но работать он здесь может только через собственную фирму-агента. Субъекты бизнеса переживают, что без конкуренции посредник будет необоснованно поднимать цены на свои услуги.

В одной упряжке

15 февраля 2019 года на площадке североказахстанской палаты предпринимателей встретились местные бизнесмены и представители акмолинского отделения АО «Казтемиртранс». Этот оператор железнодорожных грузовых перевозок имеет 14 филиалов по всей стране, и с 1 февраля он начал работать в Петропавловске. Здесь в его распоряжении более 14 тыс. вагонов. 

Ранее СКО обслуживала компания KTZ Express. Неделю назад стороны уже обсуждали традиционную проблему нехватки в регионе грузовых вагонов и тарифную политику. Оператор сообщил, что с 1 февраля заявки на перевозку предприниматели могут подать посредством электронной почты. Также стало известно, что предприятие увеличивает парк железнодорожных составов за счет возвращения компанией из аренды своего транспорта.

«Мы ранее передавали вагоны в аренду большому числу грузоотправителей и экспедиторов. Сейчас их возвращаем. Теперь не будет непонятных, запутанных схем, когда одно предприятие берет вагоны и предоставляет и тут же их кому-то еще. У всего теперь будет один хозяин», – подчеркнул на встрече начальник отдела по оперативным работам акмолинского филиала компании «Казтемиртранс» Абай Абдрахманов.

Предполагается, что в перспективе из аренды вернутся зерновозы, переданные в прежние годы АО «Астык Транс» – еще одному грузоперевозчику. Руководители «Казтемиртранса» хотят централизовать процесс выдачи вагонов. Теперь весь парк будет сосредоточен на базах предприятия, что должно решить проблему дефицита вагонов. 

Для североказахстанских грузоотправителей эта тема актуальна уже давно. Осенью, заявили они, вагонов попросту не хватает. Также североказахстанские бизнесмены рекомендовали новому оператору способствовать возвращению своей собственности из заграничных рейсов. Очень часто, особенно на территории Узбекистана, случаются простои. Вагоны задерживаются по причинам искусственным: на некоторых станциях их используют как склады, не спешат отправлять назад, пока иностранные покупатели сами не заберут свой груз. Из-за длительных простоев арендаторы составов получают штрафы от владельцев вагонов. Бизнесмены считают, что на таких проблемных станциях должны находиться представители компании – владельца вагонов, чтобы ускорять разгрузку. Представитель транспортного предприятия все замечания обещал учесть. 

После смены оператора сумма не меняется?

Но пока не закрыт вопрос тарифообразования. Дело в том, что в Северо-Казахстанской области АО «Казтемиртранс» вынуждено работать только через агента. Напрямую с клиентами компания сотрудничать не может, так как значительная часть железных дорог Петропавловска относится к юрисдикции ОАО «Российские железные дороги» (свыше 184 км. – «Курсив»)

«Решением правления компании АО «Казтемиртранс» агентом в Петропавловском отделении железной дороги назначено астанинское ТОО «Евротрансгрупп». Это явление нормальное. Любая ж/д администрация на чужой дороге имеет своих агентов, которые производят все операции собственника вагонов», – сказал г-н Абдрахманов. 

Между тем, по мнению предпринимателей, такая схема работы не слишком удобна. В первую очередь встает вопрос оплаты аренды. Бизнесмены уже отмечали, что цена аренды одного вагона «Казтемиртранса» составляет 771 тыс. тенге. Если договариваться через посредников, то она достигает 810 тыс.

«Договоры заключаются с АО «Казтемиртранс», но работать обязаны через ТОО «Евротрансгрупп». Можем ли мы заключить договор с владельцем вагонов, а работать в плане информационного обеспечения уже со вторыми?» – поинтересовалась у грузоперевозчика коммерческий директор ТОО «СевЕсильЗерно» Таисия Колегова

В «Казтемиртрансе» в свою очередь заявляют, что такое условие неприемлемо. Договор с собственниками – мера необходимая, но работать североказахстанским грузоотправителям придется непосредственно с агентом. В регионе он сегодня только один. По мнению предпринимателей, такая монополия на рынке в итоге приведет к росту цен на аренду вагонов.

«Сейчас в плане заключения договоров они (ТОО «Евротрансгрупп». – «Курсив») такие «мягкие и пушистые», но так как они здесь единственные, то к осени или зиме ситуация может измениться. В этот период у нас всегда начинаются проблемы, потому что нет выбора. Мы не сможем уже никак урегулировать наши отношения. То есть должно быть либо несколько назначенных «Казтемиртрансом» агентов, чтобы они могли конкурировать, либо нужно предоставить возможность работать как с головным офисом, так и с посредником», – считает Таисия Колегова.

Представители Палаты предпринимателей СКО предложение субъектов бизнеса поддержали и рекомендовали «Казтемиртрансу» поддерживать конкурентную среду. Кроме того, предприятие попросили определить точный тариф, по которому будет работать его агент.


5912 просмотров

Кому выгодно закрыть завод в Кызылорде

Импортозамещающему предприятию грозит остановка из-за долга перед учредителем

Коллаж: Александр Игизбаев

В Кызылординской области сложилась парадоксальная ситуация. В области, выращивающей до 90% риса в республике, почти нет спроса на продукцию завода по производству полипропиленовых мешков. Вместе с тем на завод подали в суд, требуя взыскания десятков миллионов тенге долга перед инвестором. Их единовременная выплата может привести к приостановке деятельности предприятия.

Сколько стоил запуск 

Напомним, завод по производству полипропиленовых мешков ввели в эксплуатацию в 2016 году. ТОО «Polymerproduct» стало совместным детищем ТОО «Orda Technology», АО «НК СПК «Байконыр» и ее дочернего предприятия ТОО «Агропромышленный комбинат «Алтын Камба». Идея подобного завода лежала на поверхности: в регионе ежегодно фасуют миллионы мешков с рисом. Но львиную долю упаковочной тары завозят из Китая.

Сегодня завод производит до 700 тыс. мешков в месяц, или 8,4 млн единиц тары в год. Общая потребность Кызылординской области – 15 млн мешков, из них около 10 млн приходится на рис. Потребность же республики в целом – 1 млрд мешков в год, из них 40% обеспечивают семь казахстанских заводов, остальное завозят из Узбекистана и Китая.

Как рассказал «Курсиву» генеральный директор ТОО «Polymerproduct» Айдос Серекеев, общий бюджет проекта составил 260 млн тенге. «ТОО «Orda Technology» вложило 133 млн тенге, СПК «Байконыр» – 61,6 млн тенге, ТОО «Алтын Камба» – 66,1 млн тенге. Первые два учредителя вложились деньгами, а третий предоставил три здания», – уточнил спикер.

Он также отметил, проект завода был представлен в конце 2015 года. Тогда доллар стоил 280 тенге. Пока получали одобрение проекта, американский «зеленый» подрос до 300 тенге. На момент поездки в Китай за оборудованием – уже 370 тенге. Бизнесменам пришлось вложить еще около 20 млн тенге, чтобы компенсировать девальвацию тенге. В итоге оборудование, его монтаж и наладка обошлись инвесторам в $370 тыс. Выросла и стоимость гранул, которые используют в производстве мешков, – с 22,8 млн тенге до 25,2 млн тенге за 60 тонн.

Поиски клиентов

Надежды нового предприятия возлагались на СПК, которой тогда принадлежал агрохолдинг «Байконур» в одном из райцентров. Холдинг ежегодно закупает мешки на десятки миллионов тенге и мог стать неплохим заказчиком для завода.СПК и стала первым клиентом завода, закупив небольшую партию мешков для агрохолдинга. Но когда в январе 2016 года у корпорации сменилось руководство, у завода начались проблемы.

По словам Айдоса Серекеева, корпорация заказала мешки на 9 млн тенге, требуя двустороннюю печать, тогда как завод на тот момент мог обеспечить лишь одностороннюю. На просьбу дать время на перенастройку оборудования СПК отказала и заказала тару у другого поставщика.

Следующими заказчиками стали местные рисоводы, закупившие мешки в разгар уборочной страды 2016 года. Затем кызылординский завод получил поддержку от «КазАзот» из Актау. После «полимеровцы» заключили контракт с крупнейшим производителем риса в регионе «Абзал и Ко»: тот поддержал новый завод, закупая мешки по рыночной цене. Сегодня мешки у завода закупают около 20 предприятий, по большей части местные.

Оптимизация в минус

В 2016 году предприниматели решили оптимизировать расходы и предложили СПК исключить ТОО «Алтын Камба» из проекта, чтобы они забрали с собой два пустых здания с выплатой оставшейся доли деньгами. Однако в корпорации заявили, что исключить их дочернее предприятие можно только с ними.

«Мы рассчитались с СПК «Байконыр», выплатив в 2017 году их долю – 61,6 млн тенге плюс прибыль 5,9 млн тенге. С «Алтын Камба» был согласован график выплат (с сентября по декабрь 2017 года) их доли в сумме 73 млн тенге», – сообщил собеседник.  

Как он пояснил, потеряв в лице СПК потенциально крупного клиента, компания занялась поисками других. Поэтому смогла выплатить ТОО «Алтын Камба» лишь 5 млн тенге, и то в феврале 2018 года, снизив сумму долга до 68 млн. Предложение частично закрыть долг мешками, на которые в регионе всегда есть спрос, ни у кого поддержки не нашло.

4 апреля 2018 года ТОО «Алтын Камба» подало в суд, который принял решение о взыскании задолженности с Polymerproduct в размере 68 млн тенге долга, 300 тыс. тенге пени и 2 млн тенге госпошлины. Как заявляют на предприятии, единовременная выплата такой суммы при ежемесячных платежах по кредитам по 7 млн тенге приведет к ликвидации производства. Поэтому компания в очередной раз попросила инвестора об отсрочке выплаты в течение нескольких лет.

24 апреля 2018 года на заседании совета директоров СПК «Байконыр» под председательством акима области Крымбека Кушербаева было принято решение о том, что завод снимет обременение с двух неиспользуемых зданий, находящихся в залоге БВУ. Затем разделит земельный участок, на котором находится завод и здания, с оформлением отдельного акта. По итогам новой оценки стоимость двух зданий и участка земли составила 33,5 млн тенге.

Как подчеркнул Айдос Серекеев, они не отказываются от выплаты доли «Алтын Камба», но для этого нужно время. «Если комбинат заберет два здания себе, мы сможем выплатить оставшиеся деньги. Сейчас мы платим по 7 млн тенге кредита в месяц, еще 1–2 млн тенге сверху в пользу комбината мы можем себе позволить», – пояснил гендиректор. 

Ждут суда

Исполнительный директор ТОО «Алтын Камба» Рустем Кулмагамбетов не против этих предложений. «Мы готовы забрать себе два здания и к графику выплаты долга, – заверил он. – Но являясь дочерним предприятием СПК «Байконыр», мы не можем самостоятельно решать такие вопросы. Договор купли-продажи доли СПК и нашего товарищества был утвержден советом директоров СПК. Это в их компетенции».

При этом Кулмагамбетов не преминул отметить, что ситуация для Polymerproduct могла сложиться более благоприятно. «После выплаты 5 млн тенге (в феврале 2018 года. – «Курсив») они не выплатили ни тиына по договору. Хотя у них цех работает, все стабильно. Если они хотя бы по миллиону тенге в месяц выплачивали долг, то на сегодня сумма снизилась бы», – отмечает представитель ТОО «Алтын Камба».

Между тем, по словам руководителя управления индустриально-инновационного развития Кызылординской области Рината Султангереева, 29 мая дело завода рассматривалось в Комитете индустриального развития и промышленной безопасности МИИР РК. По итогам заседания было рекомендовано найти компромисс через процедуру медиации.

«Если «Алтын Камба» заберет себе два пустующих здания, долг Polymerproduct снизится до 35,5 млн тенге. Как будут происходить выплаты оставшейся суммы, решит совет директоров СПК «Байконыр», – резюмировал Ринат Султангереев.

Совет директоров примет решение по завершении судебного процесса. Чтобы приостановить взыскание долга, 8 февраля 2019 года Polymerproduct подал апелляцию. Затем было оформлено ходатайство о приостановке рассмотрения дела до 30 апреля. После чего суд перенесли на 30 мая, затем на 5 июня. Однако из-за болезни г-на Серекеева он не состоялся, и рассмотрение дела перенесли на неопределенный срок.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

almaty2019_kursiv_240×400.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций