Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


839 просмотров

Сенаторы указывают на низкую эффективность проектов ГЧП

Есть вероятность резкого роста нагрузки на бюджет из-за множественности и среднесрочности вновь создаваемых проектов

Фото: Shutterstock

Реального снижения нагрузки на бюджет в результате реализации ГЧП-проектов не происходит. Наоборот есть вероятность резкого роста нагрузки на бюджет из-за множественности и среднесрочности вновь создаваемых проектов. Об этом сегодня в сенате сказала депутат Ольга Перепечина. 

Сенатор в ходе встречи по вопросу государственно-частного партнерства в Казахстане напомнила, что глава государства отметил, что расширение ГЧП является большим потенциалом для развития предпринимательства и должно стать основным механизмом развития инфраструктуры. 

При этом реализация проектов ГЧП должна снизить нагрузку на бюджет, улучшить качество проектов, способствовать развитию бизнеса и улучшить экономику нашей страны. Однако, по ее словам, на самом деле реальной разгрузки не происходит и даже есть вероятность резкого роста нагрузки бюджета из-за множественности и среднесрочности вновь создаваемых проектов. 

«Некоторые проекты реализуются дороже. В смету закладываются банковский процент, операционные и инвестиционные затраты, которых нет при бюджетных инвестициях. Не соблюдается принцип сбалансированности по взаимовыгодному распределению обязательств между государственными и частными партнерами. И поэтому, учитывая, что в процессе реализации государственно-частного партнерства имеются определенные недостатки, которые могут оказать негативное влияние на бюджет в целом», - подчеркнула О. Перепечина

В ответ вице-министр национальной экономики Руслан Даленов сообщил, что на сегодня министерством проведен анализ того, как реализуются проекты ГЧП на местах.

В первую очередь он указал на то, что не должно быть отклонения в норме рентабельности. 

«Мы живем в унитарном государстве и рентабельность что в одном, что в другом регионе должна быть одинаковой. Почему должен быть разнос в рентабельности. Подготовили ряд поправок в законодательство и поделили на действующие, системные предложения. Так, мы предложили проведение обязательной независимой экспертизу по всем проектам в центре ГЧП», - сказал вице-министр.

В планах ведомства также отойти от практики закладывания двойной нормы рентабельности. 

«В строительстве объекта уже сидит рентабельность самого подрядчика. И когда проект идет по ГЧП – эта же рентабельность, как вторая, закладывается уже у инвестора. То есть получается двойная рентабельность. Как сам объект, в кирпичах, кровле, шифере, есть уже рентабельность. Потом уже инвестор говорит: «Поскольку я строю, дайте мне еще предельную рентабельность». Такие факты мы сейчас выявляем и анализируем. Мы будем после анализа инициировать поправки или в приказ, или в законодательство, чтобы эта рентабельность либо на этапе экспертизы в строительных нормах была исключена, раз это ГЧП, либо если рентабельность сидит на этапе строительства, то на этапе ГЧП второй раз не бралась», - пояснил спикер.

В качестве примера он назвал БАКАД. 

«Мы там, когда вели переговоры, такую рентабельность вторую исключили. Но на местах где-то этого не происходит. Поэтому законодательно сделаем барьер, хотим сейчас проанализируем. Третье – соблюдать критерии отбора потенциальных частных партнеров. Сейчас в правилах есть норма о том, чтобы опыт работы был не менее 45 дней у инвестора, но сейчас мы будем ужесточать, потому что, если проект крупный не следует нанимать инвестором того, кто создался 30-45 дней назад», - сообщил Даленов.

Он напомнил, что ранее министерством были внесены ряд изменений в сфере ГЧП. Так, на законодательном уровне было решено признавать договор ГЧП залогом.
 
«Мы считаем, что договор, заключенный и зарегистрированный в казначействе, самый что ни на есть твердый договор и по нему могут и должны давать кредит. Поэтому были предложены поправки в закон, вами, уважаемые депутаты, поддержаны.  Изменена методика определения лимитов ГЧП. Лимиты – эта сумма, в пределах которой обязательства можно брать по ГЧП. Сегодня она увеличена почти до 1 триллиона тенге. Внесена также норма компенсации валютных рисков для местных проектов. Ранее компенсация была только по республиканским проектам. Это позволяет для крупных региональных проектов привлекать валютные займы», - резюмировал вице-министр национальной экономики.


264 просмотра

Строители Караганды требуют принять методику расчета стоимости работ при ЧС

Они уверены, что такой документ даст им уверенность, если они будут незамедлительно приступать к ликвидации последствий катаклизмов

Фото: Олег Спивак

Особенно остро этот вопрос стоит сейчас, когда на 97% завершены восстановительные работы в городе Арыси Туркестанской области, где в июне 2019 года прогремели взрывы на военных складах. Предприниматели, восстанавливающие жилые дома и другие объекты, опасаются, что и на этот раз им заплатят меньше, чем положено. 

Напомним, со всего Казахстана на помощь жителям Арыси пришли около 120 строительных компаний. В том числе 25 карагандинских, выполнивших заявленный объем работ одними из первых, восстановив 519 квартир в 11 многоэтажках и 72 частных дома. Кроме того, они подарили городу новую спортивную площадку с тренажерами. 

По предварительным данным министра финансов РК Алихана Смаилова, для восстановления Арыси требовалось 34,5 млрд тенге, большую часть этой суммы планировалось выделить из резерва правительства и бюджетов регионов.

«Кинули два раза»

По мнению предпринимателей, их опасения вполне обоснованны, поскольку уже были случаи, когда за оказанную своевременную помощь строителям выплачивали гораздо меньше изначально оговоренной суммы. 

В 2014 году в селе Кокпекты близ Караганды произошел прорыв дамбы, в 2015-м паводки затопили 35 населенных пунктов, сильнее всех из которых пострадал поселок имени Габидена Мустафина. В результате природных бедствий сотни людей остались без крова. 

Председатель ПК «Аспап» Толеген Ашимов утверждает: чаще всего в случаях ЧС бизнесмены по просьбе госорганов приступают к работам сразу. Между тем оценщики и проектировщики составляют расчеты в течение двух-трех месяцев. К моменту их изготовления подрядчики выполняют уже половину заявленного объема работ. А к окончанию строительства уходят в минус, поскольку сметная стоимость работ оказывается вдовое меньше реальной. 

«Такое отношение ведет к недоверию к государству. В Жамбылской области было землетрясение, рухнул поселок. Мы первыми отстроились, ушли. Потом узнали, что нам будут платить по $200 за квадратный метр. Кто хоть немного ориентируется в ценах, понимает, что это красивый бросок. Было наводнение в Кокпекты. Мы долго и упорно строили. Каждый ребенок с порога своего дома ушел в школу. Но власти приняли решение заплатить всего 80 тыс. тенге за квадрат», – сказал Ашимов на недавнем заседании совета по строительству Палаты предпринимателей Карагандинской области. 

Его слова подтвердила исполнительный директор Ассоциации застройщиков Карагандинской области Найля Каирбекова

«В 2014 и 2015 годах наши компании начали ликвидацию ЧС без документов. Я буду говорить жаргоном: нас кинули два раза. Что сегодня сделали некоторые компании? Взяли те же грабли и пошли. Чего и следовало ожидать. На мое имя буквально вчера поступило письмо с просьбой оказать содействие по выплате заработной платы, погашению расходов на приобретение строительных материалов и техники по ликвидации ЧС в Арыси», – сообщила она. 

Письмо депутатам 

Как говорит заместитель руководителя управления финансов Карагандинской области Ардак Саттыбаева, выделение средств из резерва регламентируется четкими правилами. 

«При возмещении ущерба, нанесенного ЧС, прежде всего необходима оценка его масштаба. Если объект был застрахован, средства выплачивает страховая компания, в противном случае – государство. При этом деньги застройщику без наличия проектно-сметной документации, прошедшей экспертизу, не переводятся», – подчеркнула чиновница. 

Однако предприниматели считают, что заведенный порядок не учитывает фактора внезапности, характерного для чрезвычайных ситуаций. Чтобы расставить все точки над i во взаимоотношениях с государством, они планируют обратиться к депутатам мажилиса и в Комитет по строительству Министерства экономики РК. 

«Мы предлагаем разработать типовые проекты, которые будут проходить государственную экспертизу и запускаться в ход без всяких отсрочек, как только наступила ЧС. Государство должно принять закон или подзаконный акт, определяющий данный порядок, а также создать специальный фонд, откуда бы сразу выделялись деньги при объявлении ЧС. Таким документом может стать методика расчета стоимости строительных работ в чрезвычайных ситуациях, которая применялась в советские времена. Я предлагала ее разработать и принять еще в 2016 году», – отметила Каирбекова. 

Утром – деньги 

Впрочем, среди членов строительного комитета нашлись и сторонники действующего законодательного порядка. Как полагает исполнительный директор ТОО «ProIux LTD» Николай Абт, предприниматели могут сами решить свою проблему, если откажутся строить без предварительного заключения договора с заказчиком. 

«Смету составлять долго, но договор – нет. Значит, не следует начинать строить, пока госорган не найдет возможности его заключить», – выразил мнение он. 

По словам генерального директора ТОО «БК-СТРОЙ» Сергея Кима, сегодня проблемы возникают на стадии выделения средств для погашения затрат, понесенных строительными фирмами. 

«С предпринимателями, которые восстанавливали Арысь, договоры были заключены. В них прописано, что сумма будет корректироваться по факту выполнения работ. Проблема в другом: когда все работы выполнены, акты подписаны, не происходит перечисления средств», – отмечает спикер. 

Трудности с оформлением документов и оплатой услуг строительных компаний, устраняющих последствия ЧС, знакомы бизнесменам не только Карагандинской области, но и в других регионах страны. 

«Проблема в том, что сейчас деньги поступают после завершения строительства. За счет республиканского и областного бюджетов нужно создавать фонды по борьбе со стихийными бедствиями. Такие подушки безопасности существуют во многих странах мира. Предприниматели больше не хотят работать по принципу «утром – стулья, вечером – деньги». Но не факт, что за восстановление Арыси с ними полностью рассчитаются», – сказал «Курсиву» председатель Союза строителей Казахстана Талгат Ергалиев

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

b2-uchet_kursiv.png

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций