Сенаторы указывают на низкую эффективность проектов ГЧП

Есть вероятность резкого роста нагрузки на бюджет из-за множественности и среднесрочности вновь создаваемых проектов

Фото: Shutterstock

Реального снижения нагрузки на бюджет в результате реализации ГЧП-проектов не происходит. Наоборот есть вероятность резкого роста нагрузки на бюджет из-за множественности и среднесрочности вновь создаваемых проектов. Об этом сегодня в сенате сказала депутат Ольга Перепечина. 

Сенатор в ходе встречи по вопросу государственно-частного партнерства в Казахстане напомнила, что глава государства отметил, что расширение ГЧП является большим потенциалом для развития предпринимательства и должно стать основным механизмом развития инфраструктуры. 

При этом реализация проектов ГЧП должна снизить нагрузку на бюджет, улучшить качество проектов, способствовать развитию бизнеса и улучшить экономику нашей страны. Однако, по ее словам, на самом деле реальной разгрузки не происходит и даже есть вероятность резкого роста нагрузки бюджета из-за множественности и среднесрочности вновь создаваемых проектов. 

«Некоторые проекты реализуются дороже. В смету закладываются банковский процент, операционные и инвестиционные затраты, которых нет при бюджетных инвестициях. Не соблюдается принцип сбалансированности по взаимовыгодному распределению обязательств между государственными и частными партнерами. И поэтому, учитывая, что в процессе реализации государственно-частного партнерства имеются определенные недостатки, которые могут оказать негативное влияние на бюджет в целом», - подчеркнула О. Перепечина

В ответ вице-министр национальной экономики Руслан Даленов сообщил, что на сегодня министерством проведен анализ того, как реализуются проекты ГЧП на местах.

В первую очередь он указал на то, что не должно быть отклонения в норме рентабельности. 

«Мы живем в унитарном государстве и рентабельность что в одном, что в другом регионе должна быть одинаковой. Почему должен быть разнос в рентабельности. Подготовили ряд поправок в законодательство и поделили на действующие, системные предложения. Так, мы предложили проведение обязательной независимой экспертизу по всем проектам в центре ГЧП», - сказал вице-министр.

В планах ведомства также отойти от практики закладывания двойной нормы рентабельности. 

«В строительстве объекта уже сидит рентабельность самого подрядчика. И когда проект идет по ГЧП – эта же рентабельность, как вторая, закладывается уже у инвестора. То есть получается двойная рентабельность. Как сам объект, в кирпичах, кровле, шифере, есть уже рентабельность. Потом уже инвестор говорит: «Поскольку я строю, дайте мне еще предельную рентабельность». Такие факты мы сейчас выявляем и анализируем. Мы будем после анализа инициировать поправки или в приказ, или в законодательство, чтобы эта рентабельность либо на этапе экспертизы в строительных нормах была исключена, раз это ГЧП, либо если рентабельность сидит на этапе строительства, то на этапе ГЧП второй раз не бралась», - пояснил спикер.

В качестве примера он назвал БАКАД. 

«Мы там, когда вели переговоры, такую рентабельность вторую исключили. Но на местах где-то этого не происходит. Поэтому законодательно сделаем барьер, хотим сейчас проанализируем. Третье – соблюдать критерии отбора потенциальных частных партнеров. Сейчас в правилах есть норма о том, чтобы опыт работы был не менее 45 дней у инвестора, но сейчас мы будем ужесточать, потому что, если проект крупный не следует нанимать инвестором того, кто создался 30-45 дней назад», - сообщил Даленов.

Он напомнил, что ранее министерством были внесены ряд изменений в сфере ГЧП. Так, на законодательном уровне было решено признавать договор ГЧП залогом.
 
«Мы считаем, что договор, заключенный и зарегистрированный в казначействе, самый что ни на есть твердый договор и по нему могут и должны давать кредит. Поэтому были предложены поправки в закон, вами, уважаемые депутаты, поддержаны.  Изменена методика определения лимитов ГЧП. Лимиты – эта сумма, в пределах которой обязательства можно брать по ГЧП. Сегодня она увеличена почти до 1 триллиона тенге. Внесена также норма компенсации валютных рисков для местных проектов. Ранее компенсация была только по республиканским проектам. Это позволяет для крупных региональных проектов привлекать валютные займы», - резюмировал вице-министр национальной экономики.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

В Казахстане станет проще развивать тепличный бизнес

Новые правительственные поправки снизят число необходимых документов для старта

Фото: Depositphotos/PiLens

Очередной пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в Казахстане поможет малому бизнесу расширить свои объекты или построить новые. В частности, отменены требования разработки проектно-сметной документации в отношении технически несложных стройобъектов.

Технически несложные объекты – это мобильные комплексы контейнерного, блочного и модульного исполнения, одно­этажные здания для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, которые возводят из сборно-разборных конструкций, склады и хранилища высотой не более 7 метров и площадью до 2 тыс. кв. м, открытые автостоянки на 50 и менее мест. А кроме того, теплицы и парники, строительство которых на госуровне стимулируется с 2015 года. 

Для теплиц и не только

Теплицы должны были сбить ценовые скачки при сезонном подорожании овощей, но при их строительстве бизнес столкнулся с существенными барьерами. Показательна история грузинского бизнесмена, который строил теплицу в Актюбинске.

«Он признался, что когда он такую же теплицу строил в Грузии, то разрешение на строительство теплицы там ему обошлось в 10 тыс. евро и в две-три недели было выдано. У нас стоимость дошла до 100 тыс. евро и по срокам – пять месяцев, но если бы мы не подключились, то разрешение он бы еще полгода получал», – рассказывал Айдос Мамыт из Агентства по противодействию коррупции.

8-й пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в том числе отменяет требования разработки проектно-сметной документации (ПСД) в отношении технически несложных стройобъектов.

«Изменения, безусловно, произошли в лучшую сторону, поскольку, независимо от того, технически они сложные или несложные, стройобъекты ранее поголовно проходили экспертизу и процедуру разработки проектно-сметной документации», – поясняет руководитель управления анализа и мониторинга бизнес-среды Министерства национальной экономики Мадина Нуртас.

Она говорит, что на разработку ПСД требуется от месяца до года и даже более в зависимости от сложности объекта. 

От экспертизы и ПСД освобождено и строительство сетей электроснабжения с установленной мощностью до 200 кВт для субъектов предпринимательства. Сеть в 200 кВт способно обслуживать помещение с сетью освещения в 83 лампочки мощностью 100 Вт. Ранее, если предприниматель решал расширить свой магазин и, соответственно, увеличить его освещение, ему повторно приходилось разрабатывать ПСД на строительство или модернизацию сети питания, теряя деньги и время. «Тепличная» поправка на самом деле облегчила жизнь всему малому и микробизнесу страны, особенно в том случае, если этот бизнес решит расширяться, наращивая свои производственные и торговые площади. 

KPI для государства

Упрощение процедур в этой сфере может простимулировать рост числа проектов в сфере коммерческого строительства и количества компаний, реализующих такие проекты под ключ, уверены в Министерстве национальной экономики.

Увеличению числа игроков рынка из частного сектора будет способствовать и установленное законом сокращение перечня оснований для создания организаций с государственным участием. Теперь государственные предприятия могут быть созданы исключительно в целях обеспечения национальной безопасности, введения государственной монополии или в связи с недостаточным развитием конкуренции на товарном рынке, которое будет определяться по итогам его анализа со стороны антимонопольного ведомства.

«Анализ состояния конкурентной среды и сейчас проводится при создании госпредприятий либо расширении или изменении осуществляемых ими видов деятельности: им определяется возможное их влияние на рынки», – напоминает руководитель управления правового обеспечения и методологии Комитета по защите и развитию конкуренции Министерства национальной экономики Бахыт Кожикова.

Она поясняет, что для определения уровня развития конкуренции на товарном рынке берутся следующие критерии: рыночная концентрация, доли действующих субъектов частного предпринимательства на этом рынке, показатели спроса и возможности его удовлетворения субъектами частного предпринимательства, а также иные структурные особенности товарного рынка, к примеру, экономические и административные барьеры для входа на рынок. После анализа этих данных будет приниматься решение о целесообразности присутствия государства в предпринимательской среде на конкретном участке.

Напомним, что в начале лета министр национальной экономики Казахстана Руслан Даленов сообщил о том, что по итогам 2019 года участие государства в экономике снизилось до 16% – этот показатель был вычислен путем деления суммы валовой добавленной стоимости продукции, произведенной компаниями квазигосударственного сектора, на объем ВВП страны. При этом доля МСБ в казахстанском ВВП, по оценке того же министерства, составила 30,8%. Государственный KPI – довести этот показатель до 35% к 2025 году.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg