Перейти к основному содержанию

1 просмотр

НПО предлагают отзывать лицензии у добывающих компаний, не раскрывающих конечных владельцев

В качестве предупредительной меры на нежелающих раскрывать бенефециарных собственников недропользователей предлагается налагать штраф в 5 тыс. МРП

Фото: Shutterstock

Представители Гражданского сектора Казахстана в рамках реализации Инициативы прозрачности добывающих отраслей предлагают ввести норму о приостановлении действия лицензии недропользователей, не раскрывших своих конечных владельцев, сообщил 13 февраля директор Института развития местного самоуправления Сергей Худяков.

«Штрафы (за нераскрытие информации о конечных владельцах – Kursiv) уже есть, но они настолько смешны, что их можно сравнить с размерами штрафов за нарушение правил дорожного движения. Естественно, такой уровень штрафа для компании, имеющей миллиардные обороты в валюте, незаметен. Мы предлагаем увеличить эти штрафы, но самое главное – мы будем предлагать такую меру, как приостановка деятельности лицензии, если штраф не возымеет действия. Чтобы нарушитель знал, что к нему могут быть приняты серьезные меры», - сказал Худяков журналистам в кулуарах общественных дискуссий по реализации ИПДО в Астане.

Общественные дискуссии прошли накануне очередного заседания национального совета по ИДПО, который состоится в Астане 14 февраля. По словам руководителя ИРМС, на этом заседании будут представлены рекомендации общественности, в числе которых – увеличение штрафов в отношении недропользователей, не желающих раскрывать информацию о своих конечных владельцах.

«Ввести штраф за непредоставление информации и за недостоверное предоставление информации 500 месячных расчетных показателей (1 МРП с 1 января 2019 года равен 2 тыс. 525 тенге) для среднего и 5 тыс. МРП для крупного бизнеса с одновременным приостановлением лицензии до исправления. При повторном нарушении приостанавливать действие лицензии», - говорится в проекте рекомендаций по итогам общественных дискуссий.

Худяков пояснил, что его организация завершает в настоящее время реализацию социального проекта по проведению общественных дискуссий и выработке предложений по совершенствованию законодательства Казахстана по бенефициарному праву, то есть по раскрытию конечных владельцев – физических лиц добывающих компаний. Это требование установлено новыми стандартами инициативы прозрачности, утвержденными международным правлением ИДПО, Казахстан присоединился к этой инициативе и взял на себя обязательства привести свое национальное законодательство в соответствие с новыми требованиями.

«У нас нет цели разорить добывающие компании, у нас есть цель заставить их уважать закон. Мы понимаем, что 12 млн тенге (сумма, которую примерно составляют 5 тыс. МРП – Kursiv) для добывающих компаний смешные, но это только первый шаг: напомнить, предупредить, сказать – «Борис, ты не прав!». А вторым шагом ставится приостановление лицензии, что для недропользователя гораздо чувствительнее. Мы можем в рекомендациях и 10 тыс. МРП штрафа прописать, но не факт, что это примут», - прокомментировал глава ИРМС замечания участников общественных дискуссий относительно соразмерности предлагаемого размера штрафов доходам недропользователей.

Помимо этого, участники общественных дискуссий сошлись на необходимости создания «черного списка» нарушителей норм ИДПО о раскрытии информации о конечных владельцев с вынесением его на международный уровень для создания репутационной угрозы в случае нарушения требований Инициативы.

«Для нас важна открытость, чтобы мы знали, какие лица из правительства, из местных акиматов имеют влияние на добывающие компании», - заметил Худяков.

По его словам, на первом этапе предоставленная о конечных бенефициарах информация будет размещаться на едином портале государственного управления и будет доступна только для госслужащих.

«Мы же сейчас обсуждаем, какая доля из всей этой информации должна быть размещена в открытом доступе. Часть изменений в законодательство уже внесено, более того, в январе этого года первые компании нефтегазового и иных добывающих отраслей дали первые сведения о своих бенефециарных владельцах: пока что эта информация доступна только комитету по геологии минэнерго, и мы на завтрашнем национальном совете, в который входят депутаты мажилиса, представители правительства, компаний и НПО, будем обсуждать, какая доля этой информации будет доступна общественности. Чтобы мы могли оценить, насколько качественно была дана эта информация, не просто ли это формальная отписка, из которой ничего не понятно и нельзя сделать никаких выводов», - пояснил спикер.

По его данным, около 65 добывающих компаний, работающих в Казахстане, уже предоставили сведения о конечных собственниках, при этом дедлайн предоставления соответствующей информации продлен до апреля этого года.

«Как первый шаг, это вполне нормально, можно уже с этим работать… где-то около 30% недропользователей, думаю, не дали информацию еще пока. Но впереди – всеобщее декларирование, где все мы будем выдавать информацию о дачах, о шубах, о машинах, так в этой связи нужно говорить о таких серьезных вещах, как доля владения в крупных компаниях», - заметил Худяков.

Он также заметил, что пока не решен окончательно вопрос о том, какой долей в компании должен владеть бенефициар, чтобы подпадать под требование о раскрытии информации о нем.

«Там есть разные предложения – и о доле в 10%, и о доле в 20%, и полностью всех бенефициаров раскрывать, вне зависимости от их доли, но это отдано на усмотрение каждой страны – участницы ИПДО, есть требование - раскрывать информацию о бенефициарах, но при этом каждое государство вправе устанавливать свой порог», - заключил спикер.

1335 просмотров

В каком направлении будет развиваться молочное производство Казахстана

Прогноз на ближайшие пять лет

Фото: Shutterstock

В 2020 году Казахстан должен был перейти на новый регламент оценки качества молока. Однако под самый занавес прошлого года решением совета ЕАЭС переход отложили на пять лет. 

Это не значит, что казахстанское молоко некачественное – оно соответствует всем стандартам Евразийского экономического союза, кроме микробиологических. Но чтобы решить эти микробиологические проблемы, молочной промышленности надо серьезно перестроиться на мак­роэкономическом уровне.

Планки качества достичь не удалось

Конец 2019 года для молочного рынка страны выдался нервным. 31 декабря истекал срок, после которого молокозаводы должны были начать принимать для переработки сырое молоко единого высокого качества. Такие правила диктует Технический регламент Таможенного союза 033-2013, регулирующий безопасность молочных продуктов в ЕАЭС. 

Согласно этому регламенту молоко не может делиться на сорта по качеству. Любое молоко, попадающее на переработку, должно быть полностью безопасным для человека. Казахстану для достижения этой качественной планки осталось отрегулировать содержание в молоке микробов, бактерий и соматических клеток – следов болезни животного. Для этого надо обеспечить высокий уровень санитарно-гигиенического контроля за всеми молочными фермами, а это оказалось непросто из-за особенностей устройства производственной молочной базы страны.

Главный на рынке – мелкий производитель

Рынок молока, по оценке Молочного союза Казахстана, составляет 5 млн т. Из них только 1 млн т является товарным молоком, то есть годным к переработке. Около 78% такого молока дают мелкие крестьянские хозяйства, остальное приходится на долю специализированных ферм. 

По данным Министерства сельского хозяйства РК, сейчас в республике переработкой молока занимаются 164 предприятия. 35 молокозаводов имеют собственные молочно-товарные фермы и не зависят от поставщиков. Остальные 129 заводов (а это 80%) покупают сырье на открытом рынке. 

Совокупная мощность переработки заводов составляет около 2 млн т сырья в год, фактически заводы загружены наполовину. Зимой же из-за дефицита сырья загрузка падает до 20%, из-за чего некоторые заводы даже закрываются. 

Гульмира Исаева, вице-министр министерства сельского хозяйства, приводит такие данные: в 2018 году из переработанных на заводах объемов лишь 337 тыс. т сырого молока поступило от организованных сельхозпредприятий. Еще 606 тыс. т молока заводы купили у 84 тыс. домашних хозяйств. 

Мелкое производство неконкурентоспособно

Доминирующее положение мелких производителей на молочном рынке Казахстана и стало причиной, по которой внедрение более серьезного качественного регламента перенесено на пять лет. Это уже не первая отсрочка: стандарт товарного молока ЕАЭС внедрен в 2013 году, когда соответствовать ему могла только Белоруссия – в этой республике доля мелких хозяйств в молочной отрасли всего 5%. 

В России ситуация была схожей с нашей – там организованные хозяйства не обеспечивали и пятой части рынка, что отражалось на качестве продукта. И только в прошлом году Минсельхоз России констатировал небольшое преобладание продукции крупных хозяйств в общем объеме производства. Далее, по прогнозам, мелкие российские производители будут уступать по 2,5% рынка ежегодно.

Мелкое производство молока неконкурентоспособно по простой причине: материальная база таких хозяйств устарела, а доходы не позволяют модернизироваться. По данным Исаевой, средний месячный заработок мелкой семейной фермы составляет 60 тыс. тенге. Очевидно, что доход такого уровня не позволяет вести полноценную ветеринарную или племенную работу или даже просто вкладывать средства в улучшение рациона питания коров. Но это те самые задачи, от решения которых зависит качество молока. 

Каким путем пойдет молочный рынок 

Динмухамед Айсаутов, эксперт Молочного союза Казахстана, отмечает, что эволюция молочного рынка не бывает быстрой. Он приводит пример Хорватии, которая потратила 15 лет, прежде чем выполнила требования Европейского союза. За этот срок в этой стране 65 тыс. мелких ферм преобразовались в 6 тыс. организованных молочных предприятий. 

Именно опыт Хорватии лег в основу «Дорожной карты развития молочной отрасли РК». Документ разработал Молочный союз Казахстана при участии ФАО ООН и Евразийского банка реконструкции и развития. В середине 2019 года план принят Министерством сельского хозяйства, но внедрить его за полгода было немыслимо, зато в пятилетний цикл отсрочки техрегламента страна входит с ясным планом развития.  

Одна из основных обозначенных в документе задач – обеспечение качественного ветеринарного контроля. Планируется создание электронной ветеринарной карты, где в режиме онлайн будет отражаться проведение плановых мероприятий. Осталось решить кадровый вопрос – сейчас, по данным минсельхоза, ветеринарные службы страны испытывают дефицит специалистов: свободно 820 вакансий. 

Запланированы широкие образовательные курсы для работников молочного рынка – компетенции и профессиональные навыки мелких производителей оставляют желать лучшего. Школы фермеров – обычное дело в Европе и в России. В Казахстане их проводили крупные переработчики молока, заинтересованные в качестве сырья, теперь эта практика переводится в обязательную часть государственной политики. 

Результатом должен стать планомерный рост доли молока, соответствующий Техрегламенту 033-2013. «Дорожная карта» прогнозирует, что в 2020 году производство молока «по нормам ЕАЭС» составит 36 тыс. т, в 2021-м – 105 тыс. т, в 2022-м – 210 тыс. т, в 2023-м – 350 тыс. т и в 2024 году – 500 тыс. т.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance