НПО предлагают отзывать лицензии у добывающих компаний, не раскрывающих конечных владельцев

В качестве предупредительной меры на нежелающих раскрывать бенефециарных собственников недропользователей предлагается налагать штраф в 5 тыс. МРП

Фото: Shutterstock

Представители Гражданского сектора Казахстана в рамках реализации Инициативы прозрачности добывающих отраслей предлагают ввести норму о приостановлении действия лицензии недропользователей, не раскрывших своих конечных владельцев, сообщил 13 февраля директор Института развития местного самоуправления Сергей Худяков.

«Штрафы (за нераскрытие информации о конечных владельцах – Kursiv) уже есть, но они настолько смешны, что их можно сравнить с размерами штрафов за нарушение правил дорожного движения. Естественно, такой уровень штрафа для компании, имеющей миллиардные обороты в валюте, незаметен. Мы предлагаем увеличить эти штрафы, но самое главное – мы будем предлагать такую меру, как приостановка деятельности лицензии, если штраф не возымеет действия. Чтобы нарушитель знал, что к нему могут быть приняты серьезные меры», - сказал Худяков журналистам в кулуарах общественных дискуссий по реализации ИПДО в Астане.

Общественные дискуссии прошли накануне очередного заседания национального совета по ИДПО, который состоится в Астане 14 февраля. По словам руководителя ИРМС, на этом заседании будут представлены рекомендации общественности, в числе которых – увеличение штрафов в отношении недропользователей, не желающих раскрывать информацию о своих конечных владельцах.

«Ввести штраф за непредоставление информации и за недостоверное предоставление информации 500 месячных расчетных показателей (1 МРП с 1 января 2019 года равен 2 тыс. 525 тенге) для среднего и 5 тыс. МРП для крупного бизнеса с одновременным приостановлением лицензии до исправления. При повторном нарушении приостанавливать действие лицензии», - говорится в проекте рекомендаций по итогам общественных дискуссий.

Худяков пояснил, что его организация завершает в настоящее время реализацию социального проекта по проведению общественных дискуссий и выработке предложений по совершенствованию законодательства Казахстана по бенефициарному праву, то есть по раскрытию конечных владельцев – физических лиц добывающих компаний. Это требование установлено новыми стандартами инициативы прозрачности, утвержденными международным правлением ИДПО, Казахстан присоединился к этой инициативе и взял на себя обязательства привести свое национальное законодательство в соответствие с новыми требованиями.

«У нас нет цели разорить добывающие компании, у нас есть цель заставить их уважать закон. Мы понимаем, что 12 млн тенге (сумма, которую примерно составляют 5 тыс. МРП – Kursiv) для добывающих компаний смешные, но это только первый шаг: напомнить, предупредить, сказать – «Борис, ты не прав!». А вторым шагом ставится приостановление лицензии, что для недропользователя гораздо чувствительнее. Мы можем в рекомендациях и 10 тыс. МРП штрафа прописать, но не факт, что это примут», - прокомментировал глава ИРМС замечания участников общественных дискуссий относительно соразмерности предлагаемого размера штрафов доходам недропользователей.

Помимо этого, участники общественных дискуссий сошлись на необходимости создания «черного списка» нарушителей норм ИДПО о раскрытии информации о конечных владельцев с вынесением его на международный уровень для создания репутационной угрозы в случае нарушения требований Инициативы.

«Для нас важна открытость, чтобы мы знали, какие лица из правительства, из местных акиматов имеют влияние на добывающие компании», - заметил Худяков.

По его словам, на первом этапе предоставленная о конечных бенефициарах информация будет размещаться на едином портале государственного управления и будет доступна только для госслужащих.

«Мы же сейчас обсуждаем, какая доля из всей этой информации должна быть размещена в открытом доступе. Часть изменений в законодательство уже внесено, более того, в январе этого года первые компании нефтегазового и иных добывающих отраслей дали первые сведения о своих бенефециарных владельцах: пока что эта информация доступна только комитету по геологии минэнерго, и мы на завтрашнем национальном совете, в который входят депутаты мажилиса, представители правительства, компаний и НПО, будем обсуждать, какая доля этой информации будет доступна общественности. Чтобы мы могли оценить, насколько качественно была дана эта информация, не просто ли это формальная отписка, из которой ничего не понятно и нельзя сделать никаких выводов», - пояснил спикер.

По его данным, около 65 добывающих компаний, работающих в Казахстане, уже предоставили сведения о конечных собственниках, при этом дедлайн предоставления соответствующей информации продлен до апреля этого года.

«Как первый шаг, это вполне нормально, можно уже с этим работать… где-то около 30% недропользователей, думаю, не дали информацию еще пока. Но впереди – всеобщее декларирование, где все мы будем выдавать информацию о дачах, о шубах, о машинах, так в этой связи нужно говорить о таких серьезных вещах, как доля владения в крупных компаниях», - заметил Худяков.

Он также заметил, что пока не решен окончательно вопрос о том, какой долей в компании должен владеть бенефициар, чтобы подпадать под требование о раскрытии информации о нем.

«Там есть разные предложения – и о доле в 10%, и о доле в 20%, и полностью всех бенефициаров раскрывать, вне зависимости от их доли, но это отдано на усмотрение каждой страны – участницы ИПДО, есть требование - раскрывать информацию о бенефициарах, но при этом каждое государство вправе устанавливать свой порог», - заключил спикер.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

В Казахстане станет проще развивать тепличный бизнес

Новые правительственные поправки снизят число необходимых документов для старта

Фото: Depositphotos/PiLens

Очередной пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в Казахстане поможет малому бизнесу расширить свои объекты или построить новые. В частности, отменены требования разработки проектно-сметной документации в отношении технически несложных стройобъектов.

Технически несложные объекты – это мобильные комплексы контейнерного, блочного и модульного исполнения, одно­этажные здания для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, которые возводят из сборно-разборных конструкций, склады и хранилища высотой не более 7 метров и площадью до 2 тыс. кв. м, открытые автостоянки на 50 и менее мест. А кроме того, теплицы и парники, строительство которых на госуровне стимулируется с 2015 года. 

Для теплиц и не только

Теплицы должны были сбить ценовые скачки при сезонном подорожании овощей, но при их строительстве бизнес столкнулся с существенными барьерами. Показательна история грузинского бизнесмена, который строил теплицу в Актюбинске.

«Он признался, что когда он такую же теплицу строил в Грузии, то разрешение на строительство теплицы там ему обошлось в 10 тыс. евро и в две-три недели было выдано. У нас стоимость дошла до 100 тыс. евро и по срокам – пять месяцев, но если бы мы не подключились, то разрешение он бы еще полгода получал», – рассказывал Айдос Мамыт из Агентства по противодействию коррупции.

8-й пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в том числе отменяет требования разработки проектно-сметной документации (ПСД) в отношении технически несложных стройобъектов.

«Изменения, безусловно, произошли в лучшую сторону, поскольку, независимо от того, технически они сложные или несложные, стройобъекты ранее поголовно проходили экспертизу и процедуру разработки проектно-сметной документации», – поясняет руководитель управления анализа и мониторинга бизнес-среды Министерства национальной экономики Мадина Нуртас.

Она говорит, что на разработку ПСД требуется от месяца до года и даже более в зависимости от сложности объекта. 

От экспертизы и ПСД освобождено и строительство сетей электроснабжения с установленной мощностью до 200 кВт для субъектов предпринимательства. Сеть в 200 кВт способно обслуживать помещение с сетью освещения в 83 лампочки мощностью 100 Вт. Ранее, если предприниматель решал расширить свой магазин и, соответственно, увеличить его освещение, ему повторно приходилось разрабатывать ПСД на строительство или модернизацию сети питания, теряя деньги и время. «Тепличная» поправка на самом деле облегчила жизнь всему малому и микробизнесу страны, особенно в том случае, если этот бизнес решит расширяться, наращивая свои производственные и торговые площади. 

KPI для государства

Упрощение процедур в этой сфере может простимулировать рост числа проектов в сфере коммерческого строительства и количества компаний, реализующих такие проекты под ключ, уверены в Министерстве национальной экономики.

Увеличению числа игроков рынка из частного сектора будет способствовать и установленное законом сокращение перечня оснований для создания организаций с государственным участием. Теперь государственные предприятия могут быть созданы исключительно в целях обеспечения национальной безопасности, введения государственной монополии или в связи с недостаточным развитием конкуренции на товарном рынке, которое будет определяться по итогам его анализа со стороны антимонопольного ведомства.

«Анализ состояния конкурентной среды и сейчас проводится при создании госпредприятий либо расширении или изменении осуществляемых ими видов деятельности: им определяется возможное их влияние на рынки», – напоминает руководитель управления правового обеспечения и методологии Комитета по защите и развитию конкуренции Министерства национальной экономики Бахыт Кожикова.

Она поясняет, что для определения уровня развития конкуренции на товарном рынке берутся следующие критерии: рыночная концентрация, доли действующих субъектов частного предпринимательства на этом рынке, показатели спроса и возможности его удовлетворения субъектами частного предпринимательства, а также иные структурные особенности товарного рынка, к примеру, экономические и административные барьеры для входа на рынок. После анализа этих данных будет приниматься решение о целесообразности присутствия государства в предпринимательской среде на конкретном участке.

Напомним, что в начале лета министр национальной экономики Казахстана Руслан Даленов сообщил о том, что по итогам 2019 года участие государства в экономике снизилось до 16% – этот показатель был вычислен путем деления суммы валовой добавленной стоимости продукции, произведенной компаниями квазигосударственного сектора, на объем ВВП страны. При этом доля МСБ в казахстанском ВВП, по оценке того же министерства, составила 30,8%. Государственный KPI – довести этот показатель до 35% к 2025 году.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg