Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


586 просмотров

На бой с тенью

Правительство решило вплотную заняться борьбой с теневой экономикой

фото: Аскар Ахметулин

После резкой критики президентом страны работу правительства с предприятиями-должниками на расширенном заседании кабинета министров 30 января премьер-министр Бакытжан Сагинтаев уже 5 февраля расставил приоритеты работы кабмина над своими «ошибками».

Фраза Нурсултана Назарбаева о трусах, которые не берут на себя ответственность за банкротство закредитованных предприятий, незамеченной остаться не могла. Равно как и поручение президента внести соответствующие коррективы в законодательство. Готовность оперативно улучшить нормативную правовую базу в сфере банкротства и реабилитации высказали на заседании правительства 5 февраля и Национальный банк, и Министерство финансов.

«В рамках исполнения поручений главы государства Национальный банк продолжит практику оздоровления финансового сектора,– заявил председатель Национального банка Данияр Акишев. – Первое – одной из важных мер в части расширения кредитования являются законодательные поправки по абсолютному приоритету залоговых кредиторов. Важно внести данные поправки в действующее законодательство. Это позволит повысить заинтересованность кредиторов в банкротстве предприятий, оздоровить реальный сектор», – пояснил он.

Министр финансов Казахстана Алихан Смаилов напомнил, что законопроект, касающийся совершенствования процедуры банкротства, был ранее внесен в парламент и породил ряд предложений со стороны депутатского корпуса.

«Действительно, сегодня действующее законодательство не позволяет оперативно закрыть убыточные предприятия, основная причина – отсутствие четких понятий, позволяющих установить несостоятельность субъекта для признания его банкротом, – признал глава Минфина.

Торопитесь не спеша

И здесь неожиданно выяснилось, что торопиться с поправками в законодательство о банкротстве не то чтобы не надо, но не в ущерб его качеству.

«Не надо торопиться с законопроектом о банкротстве, сначала надо проанализировать ситуацию, с банками посоветуйтесь, с национальными компаниями. Поэтому сейчас не надо торопиться с продвижением законопроекта», – сказал премьер-министр БакытжанСагинтаев главе Минфина.

Обычно законопроекты под поручения главы государства разрабатываются и принимаются в стране в мгновение ока, тем более когда они разрабатываются и принимаются после критики президентом тех или иных направлений деятельности правительства. Так что высказывание премьера прозвучало достаточно неожиданно, хотя определенная логика в нем была: работу предлагается не затягивать, а сделать качественно. Хотя если верить экспертам, то проблема несостоятельных предприятий, близких к банкротству, но продолжающих существовать, – не самая большая проблема в казахстанской экономике. Так, эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде первого президента РК КамилаКовязина напоминает, что по данным, озвученным главой государства, близких к банкротству юрлиц в Казахстане около 3,7 тыс., а активных предприятий – около 160 тыс.

«Надо понимать, что, когда мы говорим о реабилитации и банкротстве предприятий, мы представляем себе крупные большие организации с сотнями-тысячами работников и соответственно большие объемы обязательств по зарплате, – говорит эксперт. – Однако большая часть предприятий в Казахстане – малые и средние, таким образом, наиболее вероятно, самая большая нагрузка у банкротов будет не по оплате труда, а по выплате обязательств, обеспеченных залогом, или выплате налогов государству», – отмечает она.

Правительство готовится к бою с тенью

Между тем на заседании правительства 5 февраля отчетливо вырисовалось другое направление, на котором кабмин намерен сосредоточить свои силы в обозримом будущем, – борьба с теневой экономикой и сопутствующим теневым оборотом денежных средств. Готовность бороться с этим злом с помощью новых инструментов выразили сразу три ведомства: Национальный банк, Министерство финансов и Министерство национальной экономики.

Минфин свою лепту в борьбу с тенью готов внести в виде улучшения сбора информации о пересекающих границу товаров иностранного происхождения: начать решено с границы с Китаем, где, по словам министра финансов, будет внедрен пилотный проект «Умный замок», заключающийся в интеграции казахстанской таможенной информационной системы «Астана-1» с информационной системой Главного таможенного управления Китая. Помимо этого, по информации г-на Смаилова, в целях снижения расхождений таможенной статистики между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой будут внесены изменения в части расширения состава обмениваемой информации в действующий протокол между Министерством финансов Казахстана и Главным таможенным управлением КНР.

Одновременно с улучшением статучета ввозимых в страну импортных товаров правительство намерено расширить систему применения электронных расчетов, для чего, естественно, будет сужена сфера применения наличных денег.

«Для сокращения уровня ненаблюдаемой экономики министерством совместно с Министерством финансов будет проработан вопрос по мерам налоговой, торговой политики, отраслевого регулирования, направленным на увеличение безналичного денежного оборота в экономике, – сказал глава Миннацэкономики Сулейменов – Будут рассмотрены вопросы установления лимита по наличным расчетам при покупке товаров, работ и услуг и обязательной безналичной реализации недвижимости и транспорта», – уточнил он.


629 просмотров

Почему местным товаропроизводителям ВКО сложно пробиться на внутреннем рынке

Они не могут занять даже его половины

Коллаж: Вадим Квятковский

Объем товаров и услуг недропользователей, промгигантов, госорганов ВКО только за полгода превысил 488 млрд тенге. Но, к сожалению, местные товаропроизводители заглядываться на весь «пирог» не могут. Доля поставщиков из Восточного Казахстана не достигает даже половины.

Крупный покупатель

Согласно информации руководителя управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития ВКО Ержана Шурманова, за первое полугодие системообразующими предприятиями области потрачено на закуп 267 млрд тенге. Из них только 37% поставщиков – компании из ВКО. Примечательно, что самый большой вклад в эти 37% вносят именно предоставление услуг и производство некоторых видов работ. Непосредственно по категории «товары» доля местного содержания небольшая. Лишь четвертая часть всех закупаемых предметов, инструментов, оборудования родом из ВКО. В закупках недропользователей из ВКО ситуация почти аналогичная. Из 132 млрд тенге только 58 млрд тенге приходится на региональных поставщиков.

По части государственных закупок процент местного содержания еще ниже. Лишь 13% товаров и услуг, закупаемых госорганами ВКО, произведено в восточном регионе. Если общий чек за полгода достиг 89 млрд тенге, то отечественные товаропроизводители из этой суммы могли претендовать только на 11 млрд тенге.

«На совещании в правительстве наша область подверглась критике. Если брать вкупе, то у нас доля местного содержания около 2%. Это не говорит о том, что мы не закупаем. Это говорит о том, что неправильно все эти данные вносятся на портале госзакупок. Сейчас изменились формы, внесены большие изменения в сам закон о госзакупках, и теперь при объявлении должны обязательно указывать наличие индустриального сертификата либо сертификата CT-KZ. Без них госорганы не имеют права заключать договоры», – отмечает заместитель акима ВКО Ерлан Аймукашев.

В чем причина?

Самый крупный недропользователь региона – ТОО «Казцинк»,  – по данным пресс-службы компании, в год тратит более 300 млрд тенге на закуп. Те товары, которые товаропроизводители готовы предоставить в нужном объеме, закупают у отечественных компаний. Например, 94% объема поставленной спецодежды и средств индивидуальной защиты относится именно к казахстанскому содержанию. Но крупный покупатель ставит и жесткие условия по качеству. Местные товары не должны быть хуже, чем импортные.

У поставщиков госорганов свои проблемы. Не все оформили обязательные сертификаты для участия в тендерах. По данным Ержана Шурманова, CT-KZ в Восточном Казахстане получили 742 компании, индустриальные сертификаты – всего семь компаний. Лучше всех дела идут у предприятий легкой промышленности – их доля превышает 53% в закупках в рамках экономики простых вещей. Отчасти этого удалось добиться лишь в этом году, когда региональный бюджет выделил 500 млн тенге на пошив школьной формы именно местным фирмам. 16 компаний взялись за подряд.

Что касается других отраслей, таких как мебельная, пищевая промышленность, то у них дела хуже. Руководитель управления предпринимательства приводит лишь несколько фирм, занимающихся поставками мебели для школ.

Серьезным испытанием для товаропроизводителей также являются новые требования Закона «О госзакупках» по наличию подтвержденного опыта для победы в тендере. Один из ярких примеров – ситуация крупного завода по производству высокотехнологического электрооборудования ТОО «Кэмонт». Имея 70-летнюю историю, компания не может документально доказать наличие хотя бы 10-летнего опыта для получения преимущества. 

«По качеству продукции нам нет равных, но напрямую участвовать в тендерах мы не можем. Нужно доказывать наш 70-летний опыт работы, предоставив акты выполненных работ и ввода объектов в эксплуатацию 1950-х годов. Конечно, мы не хранили такой объем документов за все годы. Да и нередко компания выступала субподрядчиком. Получается, теперь мы должны бегать по архивам, собирать справки, искать своих покупателей, просить у них какие-то акты. У нас всего несколько компаний в стране, которые могут подтвердить большой опыт документально. А что остальным-то делать?» – задается вопросом генеральный директор ТОО «Кэмонт» Елена Беленцева.

Чтобы поддержать местных товаропроизводителей в борьбе за рынки, палата предпринимателей ВКО привлекает компании к проекту развития поставщиков в Казахстане, финансируемому Всемирным банком. Согласно информации пресс-секретаря ПП ВКО Христины Дорошенко, эксперты региональной палаты предпринимателей проведут бесплатную оценку состояния бизнеса по методологии международного аудита у тех предприятий, которые войдут в проект.

Из ВКО на первом этапе участвуют пять компаний. Если они попадут в сотню участников проекта на уровне республики, в дальнейшем им будет оказана как методологическая помощь, так и финансовая. Поставщики смогут получить минимум 70% от суммы расходов на приобретение международного сертификата. Это значительно повысит их шансы на поиски покупателей не только на территории Казахстана, но и за рубежом.

Безымянный_73.png

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций