Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


900 просмотров

МИИР: Американские авиакомпании привлекут к полетам Астана-Нью-Йорк субсидиями

Роман Скляр напомнил, что казахстанско-американское соглашение, закладывающее правовую основу для организации прямого авиасообщения между РК и США, планируется подписать в марте текущего года

Фото: shutterstock.com

Поправки, позволяющие субсидировать прямые полеты по маршруту Астана-Нью-Йорк как казахстанской, так и американской авиакомпании, будут внесены в действующее законодательство, сообщил министр индустрии и инфраструктурного развития Роман Скляр.

«Норму о субсидировании (рейсов американской/казахстанской авиакомпании из Астаны в Нью-Йорк) мы будем вносить (в законодательство). Правовая возможность будет и она будет распространяться на все авиакомпании. Нам важно развивать международный финансовый центр «Астана», прямые полеты (из Астаны) в крупные финансовые центры должны быть беспосадочными», - рассказал он Kursiv.kz.

Министр напомнил, что казахстанско-американское соглашение, закладывающее правовую основу для организации прямого авиасообщения между РК и США, планируется подписать в марте текущего года. После этого американская сторона проведет аудит казахстанской авиакомпании «Эйр Астана», которая желает осуществлять полеты из РК в США.

«Но вместе с этой авиакомпанией подвергнут аудиту аэропорт вылета (Астана, международный аэропорт Нурсултан Назарбаев) и сами авиационные власти. Всем процедурам мы соответствуем, однако процедура действительно длительная. Поэтому если американская компания захочет летать, то нужно лишь провести аудит безопасности аэропорта, но наш аэропорт подвергался полтора года назад аудиту ИКАО и набрал 83 балла по безопасности при среднемировом 72, то есть мы полностью соответствуем стандартам безопасности», -  отметил Роман Скляр.

Вместе с тем, министр не сообщил проявила ли интерес к полетам из Нью-Йорка в Астану какая-либо американская авиакомпания. Ранее в министерстве сообщали, что субсидии для полетов из РК в США и Японию предлагалось ввести для поддержки авиакомпаний, которые решатся на такие полеты, по причине возможной их убыточности в первое время.

21 февраля на коллегии МИИР он сообщил, что в текущем году прямое регулярное авиасообщение между Астаной и Нью-Йорком смогут открыть лишь американские авиакомпании. При этом «Эйр Астана» сможет начать полеты только в конце 2020 года, однако делать это она будет через транзитный аэропорт, что потребует заключения соответствующего соглашения со страной, где он находится.

«По поручению главы государства в текущем году будет установлена правовая база для осуществления полетов в США. На сегодняшний день уже существует правовая база между Казахстаном и Японией, которая позволяет открытие регулярных рейсов между нашими странами с частотой до 14 рейсов в неделю. В этом году будут проработаны вопросы оказания государственной поддержки отечественной авиакомпании для открытия таких рейсов в Японию и США», - сказал он.

Ранее глава государства поручил открыть прямое авиасообщение между Астаной, где располагается международный финансовый центр «Астана», и всеми международными финансовыми центрами, включая Нью-Йорк и Токио. Вместе с тем, организация данных рейсов сдерживалась как по юридическим причинам – заключение соответствующих двусторонних соглашений, так и по техническим причинам – отсутствие у «Эйр Астаны» бортов, способных на беспосадочные перелеты из Астаны в Нью-Йорк. Дело в том, что приобретение национальным авиаперевозчиком Boeing 787, в том числе способного на такие перелеты, не состоялось к открытию МФЦА и вопрос остается открытым.

«Касательно вопроса организации рейсов в Японию и США сроки какие рассматриваются? Глава государства на заседании правительства 30 января поставил задачу, понятно, что рейсы на первом этапе могут быть убыточными, вопрос субсидирования этих маршрутов будет рассматриваться и решаться. Какие сроки рассматриваете сейчас?», - спросил у Скляра являвшийся 21 февраля еще первым вице-премьером (после отставки правительства Бакытжана Сагинтаева назначен премьер-министром) Аскар Мамин.

Скляр ответил, что институциональной поддержкой станут соответствующие изменения в законодательство о транспорте, которые 13 марта должны быть во втором чтении рассмотрены в мажилисе парламента. «Мы сейчас подготовим пакет документов именно для субсидирования международных рейсов. С Японией, как я сказал, соглашение подписано и во втором полугодии текущего года мы планируем открыть авиарейс в Японию», - сказал он.

«Эйр Астана?», - спросил Мамин.

«Эйр Астана». Что касается США, то здесь «Эйр Астана» и наш комитет гражданской авиации должны пройти аудит авиационных властей США на соответствие критериям безопасности. Он, к сожалению, занимает длительное время – порядка двух лет, поэтому возможно привлечение на первом этапе иностранных авиакомпаний, то есть американских», - ответил Скляр.

«Когда ожидается?», - вновь спросил Мамин.

«Япония в этом году. США нашими авиакомпаниями (прямое авиасообщение) в 2021 году», - ответил Скляр.

«А если привлечь американские компании?», - уточнил Мамин.

«Если будет американская компания, то правовая основа у нас будет - уже в марте мы подписываем с ними соглашение, то в текущем году американские компании могут осуществлять перевозки», - сказал Скляр.

Мамин попросил главу «Эйр Астаны» Питера Фостера подтвердить данную информацию, на что тот ответил «да».

«Я могу подтвердить информацию, предоставленную господином Скляром. Процесс действительно долгий. В частности получение одобрения именно департамента внутренней безопасности США, процесс получения одобрения со стороны департамента гражданской авиации намного проще, но именно аудит в части безопасности займет определенное время», - сказал Питер Фостер.

Вместе с тем, отметил Фостер, процесс уже начат.

«Что касается рейсов в Нью-Йорк, то на данный момент рассматривается вариант выполнения этих рейсов через промежуточный пункт, что также потребует подписания дополнительного соглашения о коммерческих перевозках, но если все будет по плану, то уже на следующий год пока предварительно планируем начать выполнение полетов (из РК транзитом в США). В конце следующего года «Эйр Астаной», если успешно будет подписано соглашение о коммерческих перевозках через транзитный пункт», - сказал он.

По его словам, необходимо оказать поддержку в подписании соглашения о коммерческих перевозках в США через транзитный пункт.


1594 просмотра

Как Казахстану эффективнее зарабатывать на своей нефти

И что нужно для этого сделать

Фото: Shutterstock.com

Похоже, в Казахстане проходит время легких нефтяных доходов и наступает период, когда необходимо прилагать намного больше усилий, чтобы заработать на продаже черного золота. Запасы углеводородного сырья истощаются, а новые месторождения не открываются. Государству придется провести реформу, чтобы не потерять отрасль, которая приносит более 20% ВВП страны. Об этом шла речь на расширенном совещании по вопросам развития нефтегазовой отрасли, прошедшем в Атырау.

Не фонтан

По данным Министерства энергетики РК, с 1991 года, то есть с момента обретения независимости и по сегодняшний день, в Казахстане извлечено 1,5 млрд т нефти и 740 млрд куб. м газа, а общий объем поступлений в Нацио­нальный фонд от нефтегазовой отрасли составил 31,6 трлн тенге. За прошедшие 28 лет уровень добычи нефти вырос в 3,5 раза: с 25 млн т в 1991 году до 90 млн т в 2018-м. При этом пополнение запасов очень низкое и большинство месторождений находятся на поздней стадии разработки.

нефтедобыча в казахстане.jpg

«Например, в Кызылординской области ежегодно наблюдается уменьшение добычи нефти на 1 млн т. В среднесрочной перспективе ожидается сокращение добычи в Актюбинской и Мангистауской областях», – сообщил министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Магзум Мирзагалиев. По его словам, в настоящее время баланс Казахстана составляет 4,5 млрд т нефти и 1,6 трлн куб. м газа, основная часть которых находится в Атырауской и Мангистауской областях. Из них 79% приходится на месторождения Тенгиз, Кашаган и Карачаганак.

«С начала независимости мы извлекли 1,4 млрд т нефти, а прирост запасов составил 2,1 млрд т. При этом коэффициент прироста составляет 1,5. Этот показатель может показаться высоким, однако он достигнут благодаря Кашагану. Без него коэффициент составил бы 0,9%», – пояснил министр.

К 2025 году ежегодный объем добычи нефти должен составить 105 млн т. До 2030 года производство будет расти благодаря проекту расширения ТОО «Тенгизшевройл» (ТШО) и дальнейшему увеличению добычи на Кашагане. Затем последует умеренное снижение.

Между тем, как отметил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, процент извлечения нефти в стране остается на уровне 30–35%, что в 2 раза ниже по сравнению с развитыми нефтедобывающими странами.

«Понятно, что эта проблема требует вложений больших инвестиций и научно-технических исследований. Поэтому нужна эффективная система экономического стимулирования. В связи с этим поручаю правительству до конца текущего года совместно с нефтегазовыми компаниями разработать и утвердить дорожную карту по повышению коэффициента извлечения нефти», – сказал глава государства.

Разведка боем

По данным Магзума Мирзагалиева, основная часть зрелых месторождений обеспечивает большую занятость населения, поэтому уже сейчас необходимо активизировать геологоразведку. Так как между открытием и запуском нового месторождения проходит не менее 10–15 лет. Он отметил, что в Казахстане имеются значительные перспективы для новых открытий. 

Геологами выделено 15 осадочных бассейнов с прогноз­ными ресурсами условного топлива до 130 млрд т. Степень изученности осадочных бассейнов ресурсов разная. Например, на территории пяти освоенных бассейнов – Прикаспийского, Устюрт-Бозащинского, Мангыш­лакского, Южно-Тургайского и Зайсанского – необходимо провести исследования на более глубоких горизонтах. Для этих целей можно выделить деньги из госбюджета и стараться привлечь средства инвесторов.

На территории малоизученных бассейнов – Северо-Тургайского, Прииртышского, Аральского, Сыр­дарьинского и Шу-Саксуйского – в силу высокого риска исследование необходимо проводить за счет государства. Министр со ссылкой на мнение геологов сказал, что необходимо дополнительно изучать глубокие подсолевые горизонты прибортовой части Прикаспийского бассейна, где располагаются такие крупные месторождения, как Кашаган, Тенгиз, Жанажол, Кенкияк, Карачаганак и Чинаревское. «Именно там имеется значительный потенциал для крупных открытий», – отметил г-н Мирзагалиев.

Сейчас Министерство экологии, геологии и природных ресурсов совместно с Министерством энергетики и АО «НК «КазМунайГаз» приступило к разработке программы геологической разведки на 2021–2025 годы, где будут указаны площади перспективных участков и необходимые финансовые ресурсы. «В программе особое внимание будет уделено развитию геологической науки с упором на научное сопровождение региональных поисково-разведочных работ, восстановлению материально-технической базы, укреплению связи науки с производством», – рассказал Магзум Мирзагалиев.

Он предлагает определить Институт геологических наук имени Каныша Сатпаева национальным оператором по геологической науке, который будет привлечен для проведения научных исследований.

Нефть, газ и химия

Тем временем одним из наиболее эффективных способов использования углеводородного сырья считается развитие нефтегазохимической отрасли. 

«Объем мирового рынка неф­тегазохимической отрасли достиг $2 трлн и продолжает расти. Экономический рост до 2050 года вызовет, по прогнозам Международного энергетического агентства, увеличение производства первичной продукции нефтехимии в мире на 60%», – говорит председатель правления АО «ФНБ «Самрук-Казына» Ахметжан Есимов.

По его данным, стоимость полиэтилена низкой плотности и готовых изделий из него в 10–20 раз выше стоимости исходного сырья.

К тому же волатильность цен на полимеры в разы ниже, чем на нефть и газ, что обеспечивает более прогнозируемую экспортную выручку. Инвестиции в нефтегазохимию в среднем дают четырехкратный мультипликативный эффект на каждый вложенный тенге.

«Из-за отсутствия таких производств мы попросту теряем большую часть ценнейших компонентов природного газа, таких как этан, пропан и бутан, которые идут на экспорт по цене метана», – говорит глава «Самрук-Казына». Он приводит в пример Саудовскую Аравию, где участникам нефтехимических проектов предоставляются налоговые каникулы в течение 10 лет. А в соседнем Узбекистане отменены таможенные пошлины на ввоз технологического оборудования локализуемой продукции нефтехимии.

Спикер отметил, что в Казахстане на Атырауском НПЗ введен комплекс по производству ароматических углеводородов с ежегодной мощностью до 133 тыс. т бензола и 496 тыс. т параксилола, являющихся базовым сырьем для развития нефтехимии.

Сейчас на территории CЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» (НИНТ) в Атырауской области реализуются два якорных проекта по производству полипропилена и полиэтилена суммарной мощностью 1,7 млн т в год, стоимостью $9,1 млрд.

В настоящий момент на проекте по производству полипропилена заказано все основное оборудование, завершена забивка свай, ведутся фундаментные работы. В этом году будет запущена газотурбинная станция, а в 2020 году – установка по очистке воды. Ввод в эксплуатацию завода запланирован на середину 2021 года.

По проекту строительства завода по производству поли­этилена сейчас совместно с австрийской компанией Borealis разрабатывается ТЭО. Ключевой вопрос сегодняшнего дня – подписание инвестиционного соглашения между правительствами Казахстана и ОАЭ, ускорить который порекомендовал президент Токаев.

Нефть и сервис

Между тем, по мнению главы государства, необходимо усилить контроль над реализацией нефтегазовых проектов, поскольку неф­тесервисная индустрия способна стать одним из драйверов роста и диверсификации экономики.

«Увеличивая добычу нефти и газа, мы должны создавать современный нефтесервисный кластер по примеру Норвегии, где доходы от нефтесервиса превысили доходы от экспорта углеводородов», – сказал Касым-Жомарт Токаев. Он считает, что развитие нефтесервиса даст толчок развитию отечественного малого и среднего бизнеса, созданию продуктивных и квалифицированных рабочих мест, локализации производств с высокой добавленной стоимостью.

«Сегодня по проектам трех крупных операторов – ТШО, НКОК и КПО – доля местного производства составляет 34%, а по товарам не превышает 7%. Между тем объем закупок данных компаний составляет 4,6 трлн тенге и около 80% от закупок по всей отрасли», – отметил президент РК.

По его данным, основная часть инжиниринга и строительно-монтажных работ по-прежнему выполняется зарубежными компаниями. Правительству поручено усилить работу по увеличению поставок отечественных товаров и услуг нефтегазовым компаниям. Прежде всего следует увеличить количество местных компаний в инжиниринге и строительстве модульных конструкций. Если необходимо, то нужно внести соответствующие изменения в законодательство.

«Я призываю нефтегазовые компании активнее привлекать местные казахские компании и местных казахских специалистов на проекты», – заключил президент Токаев.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

b2-uchet_kursiv.png

 

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций