Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1 просмотр

Какие автомобили предпочитают чиновники ВКО?

Kursiv выяснил, какой транспорт предпочитают в акиматах, управлениях и образовательных учреждениях

Фото: Shutterstock

Акимат Астаны в 2018 году отказался от содержания своего автопарка, пересадив чиновников на такси. Но госучреждения Востока пока продолжают закупать автомобили. Kursiv выяснил, какой транспорт предпочитают в акиматах, управлениях и образовательных учреждениях.

Сегодня поинтересоваться сделками, которые заключают госучреждения, довольно просто. Достаточно заглянуть на сайт госзакупок goszakup.gov.kz. Kursiv изучил лоты, связанные с закупом автотранспорта в ВКО, выявив самые дорогие и, напротив, бюджетные автомобили, которые пытаются приобрести в 2019-м и купили в 2018 году.

С начала 2019 года на сайте размещено более 20 лотов на покупку почти 40 легковых автомобилей. 10 внедорожников стоимостью 6,9 млн тенге каждый намерен приобрести департамент полиции ВКО. Но для нашего рейтинга они интереса не представляют, так как по цене находятся в середине списка.

Студентам и не снилось

Самые дорогие машины (по состоянию на 3.02.19) пытаются закупить областное управление, районный акимат и два колледжа.

На третьем месте по размаху запроса – сразу два государственных учреждения образования, расположенных в Семее. Так, Геологоразведочный колледж нацелен на легковой автомобиль D-класса за 13,2 млн тенге.

В числе характеристик, указанных в документации лота, не только 180 л. с., автоматическая коробка передач и полный привод, но и подогрев кожаных сидений, контурная подсветка интерьера с возможностью выбора цвета, система бесключевого доступа, легкосплавные диски 7J x 19, полностью светодиодные адаптивные фары ближнего и дальнего света. Эти и другие многочисленные пункты, судя по ценам и комплектациям, представленным на сайтах автосалонов, ведут к серьезному удорожанию моделей.

Еще больший размах в заказе авто продемонстрировал Семейский финансово-экономический колледж им. Рымбека Байсеитова. Лот стоимостью почти 13,7 млн тенге «рисует» картинку мечты многих казахстанцев. Авто D-класса с мощностью двигателя не менее 280 л. с. и автоматической коробкой передач, с пакетом для плохих дорог, кожаным салоном, 3-зонным климат-контролем с электронным управлением, комбифильтром, датчиком влажности и авторециркуляцией воздуха.

При этом в машине, по заявке заказчика, наряду с передними, боковыми и задними, должна быть и подушка безопасности для коленей водителя. Добавьте сюда электрический парковочный тормоз, шумоподавляющие стекла, электрорегулировку и вентиляцию сидений, подрулевые лепестки переключения передач, аудиосистему с 12-ю динамиками и сабвуфер. Все это характерно для максимальной комплектации.

Столь взыскательное отношение государственных учебных заведений к автомобилям побудило провести анализ аналогичных закупок учреждений образования в 2018 году. Тем более что в рамках последней рабочей поездки в район Алтай заместитель акима области Асем Нусупова, посетив два госколледжа, отметила их слабое оснащение. Замакима рассказала, что сейчас в ВКО разрабатывается программа модернизации системы ТиПО, подчеркнув, что власти думают, как лучше вложить государственные средства, чтобы провести перезагрузку колледжей, добиться качества знаний и роста профессионализма выпускников.

В 2018 году, согласно лотам на сайте платформы госзакупок, колледжи Казахстана приобрели 19 автомобилей. Из них четыре купили учебные заведения ВКО. Только один заказчик (Педагогический колледж им. М. О. Ауэзова) может похвастаться бюджетным выбором за 3,5 млн тенге.

Индустриально-технологический колледж взял машину за 10,3 млн тенге, колледж транспорта за 11,3 млн тенге, электротехнический колледж – за 12,3 млн тенге. Это самые высокие цены (в секторе системы ТиПО) по стране. Все данные учебные заведения, как и два призера этого года, расположены в Семее.

Обратил на себя внимание и еще один лот из этого же города. Специализированная мужская школа-лицей-интернат «Жас Улан» им. Ш. Уалиханова в 2018 году приобрела автомобиль почти за 17 млн тенге (первоначальная цена лота – более 20 млн), став абсолютным рекордсменом прошлого года и опередив даже управление делами акима ВКО, закупившее три машины по 13 млн тенге каждая.

Руководству школы, судя по пунктам технической спецификации, удалось прикупить легковой автомобиль представительского F-класса, с рабочим объемом двигателя не менее 3778 куб. см и максимальной мощностью от 294 л. с. В числе дополнительных радостей – водоотталкивающее ветровое стекло с защитой от ультрафиолета, бортовой компьютер с функцией проекции его показаний на ветровое стекло. Впрочем, в салонах победителя конкурса АО «Азия-Авто» «Курсиву» не смогли подобрать авто с такими характеристиками.

Дамская машина для акима

На втором месте тройки ценителей хороших машин 2019 года – аппарат акима Жарминского района, решивший приобрести сразу два автомобиля за 15,2 млн тенге каждый. С одной стороны, акимат запрашивает автомобиль всего лишь малоразмерного класса А, который часто называют дамским, но, с другой, настаивает на нехарактерных для таких авто габаритах (не менее 4697 х 1882 х 1676) и двигателе мощностью минимум 180 л. с., работающем на бензине АИ-98.

Если закупка состоится, чиновники Жарминского района будут ездить на полноприводном авто с автоматической коробкой передач, кожаным салоном, светодиодной оптикой, 3-зонным климат-контролем. В числе приятных, но не совсем понятно, каким именно образом влияющих на качество госслужбы опций машины, – память положения сидений, зеркал заднего вида и голосовой ассистент. 

Для сравнения: уже в 2019 году лот о приобретении автомобиля разместил и аппарат еще одного районного акимата – Курчумского. Госучреждение планирует купить машину не дороже 9 млн тенге. 

Первое место занимает областное управление государственного архитектурно-строительного контроля с лотом стоимостью почти 15,3 млн тенге. 

В ведомстве хотят купить черную машину с турбированным двигателем мощностью не менее 180 л. с., с автоматической коробкой передач, светодиодной оптикой, кожаным салоном и десятью динамиками.

Полное описание качеств и характеристик товара занимает целый лист. Правило – «чем выше цена лота, тем больше требований к приобретаемому товару» – закономерно для всех заказчиков. В отдельных случаях прописывается даже цвет ручек, зеркал, наличие футляра для очков. Впрочем, если изучить автомобили и комплектации приглашенного поставщика, можно найти конкретную модель, описание и характеристики которой будут максимально совпадать с текстом документа технической спецификации.

В числе самых скромных госучреждений этого года – акимат Ельтайского сельского округа Урджарского района с лотом стоимостью почти 3,4 млн тенге. По 4 млн тенге готовы отдать за транспорт два отдела Катон-Карагайского района.

В прошлом году именно сельские акиматы и районные отделы закупали самые дешевые автомобили, расположенные в ценовом диапазоне 2,7–5 млн тенге. Районные и городские акиматы приобретали более дорогостоящий транспорт. Впрочем, несмотря на общую тенденцию «чем статуснее ведомство, тем дороже авто», заказчики распоряжались госсредствами по-разному. Так, если акимат Риддера взял одну машину за 14,6 млн тенге, то акимат Шемонаихинского района – две за 13,5 млн тенге.


640 просмотров

Контрабанда, фиктивные договоры и другие способы уйти от налогов

В Южном Казахстане возбуждены уголовные дела

Фото: Vera NewSib

За первое полугодие 2019 года выявлено 12 тысяч фактов импорта, когда товары ввозились на адрес несуществующих получателей или подставных лиц для минимизации налоговых выплат. Правоохранительные органы уже возбудили шесть уголовных дел в отношении лиц, отправивших товары на подложные компании, которые на самом деле ничего не импортировали. 

О незаконном ввозе товаров из стран ЕАЭС и нарушениях на границе, при помощи которых недобросовестные предприниматели пытаются уменьшить налоговое бремя, рассказали специалисты управления экспортного контроля департамента оперативного контроля КГД МФ РК на семинаре-совещании ответственных работников ведомства с налогоплательщиками в Шымкенте. Одна из главных его задач состояла в обсуждении проблемных вопросов камерального контроля деятельности предпринимателей и работы по пресечению налоговых преступлений при перемещении товаров из-за рубежа. 

На выдумки хитры

Как подчеркнул заместитель председателя КГД Жайдар Инкербаев, сейчас проводится активная работа по выявлению и привлечению к налогообложению именно импорта. А способов уйти от налогового бремени, как он отметил, нечистые на руку дельцы придумывают великое множество. Среди них заявленные в качестве транзитных транспортные средства, которые по документам должны перевезти товары из одной страны в другую, например из Кыргызстана в Россию. Но по пути следования машины едут в Алматы, разгружаются, а продукция, якобы предназначенная россиянам, реализуется на рынке. 

По данным спикера, из соседней республики в основном везут фрукты и овощи, а также ТНП китайского производства. Но есть примеры, когда недобросовестные казахстанские предприниматели едут в Кыргызстан, получают груз, который проходит таможенную очистку, а затем отправляют его в нашу страну, но с существенным занижением налоговых платежей.

«Среди уголовных дел есть и такие, когда по 150 транспортных средств оформляют на компании, которые вообще не в курсе махинаций. Мы потом находим эти компании, они пишут заявления, что не импортировали товары и грузы. На основании этого возбуж­дается дело. Когда в следующий раз товар пересекает границу, то он сопровождается, задерживается, и в конечном итоге проводится расследование», – рассказал Жайдар Инкербаев.

Он также рассказал об используемом предпринимателями механизме ухода от налогов:

«В сопроводительных документах указывается БИН компании, которая даже не в курсе происходящего. Система позволяет зло­умышленникам указывать любой БИН предприятия, необязательно импортирующего товары. Тем самым злоумышленники не платят налоги и занижают свои платежи». 

Как выяснилось, узнать БИН ничего не подозревающих компаний совсем несложно. Для этого не надо взламывать базы данных. БИН можно узнать из любых источников, он указывается даже на сайтах компаний. Далее их просто оформляют как получателей. 

Новое в работе 

Как напомнили в КГД, с 3 июня 2019 года проверки по выявлению нарушений в сфере уплаты налогов проводятся не на госгранице, а по пути следования транспортных средств – во избежание заторов и очередей на таможенных и пограничных постах. За прошедший период выявлено 428 фактов, из них 319 нарушений были подтверждены. Задержаны 14 автотранспортных средств, которые помещены на СВХ и ждут направления материалов в суд.

По словам руководителя управления экспортного контроля ДОК КГД МФ РК Кадыра Исмагулова, за первое полугодие выявлено 12 тыс. фактов импорта, когда товары ввозились на адрес несуществующих получателей. Пользуясь свободным перемещением в рамках Таможенного союза, недобросовестные плательщики уже научились ввозить товар из соседних стран ТС и не платить налоги. Выявлено 526 фактов, когда товары отправляются на адрес налогоплательщиков, не имеющих отношения к ввозимым товарам. Материалы по таким фактам направлены в комитет финмониторинга. 

«Во многих случаях цены на товары показываются с минимальными значениями. Тем самым минимизируются налоговые обязательства. Например, из Кыр­гызской Республики клубника, абрикос и черешня завозились по 30–40 тенге, тогда как на казахстанских рынках они стоили по 1 000–1 500 тенге. Поэтому сейчас все ввозимые товары из ЕАЭС и ТС мониторят. В результате контроля цены на товары сельхозпродукции из Кыргызстана поднялись в 3 раза, на фрукты – в 4 раза», – рассказал о мерах защиты экономических интересов Казахстана Кадыр Исмагулов.

Кроме того, сотрудники управления экспортного контроля в интересах казахстанских потребителей препятствуют и вывозу товаров за границу Казахстана. Так, цена на самый ходовой бензин в Кыргызстане в пересчете на тенге составляет 236 тенге за литр, в России – 266 тенге. С августа было выявлено 308 попыток вывоза ГСМ за границу. 

Миллиарды и миллионы на списание 

На встрече с налогоплательщиками также рассказали о промежуточных, за три месяца до окончания, итогах налоговой амнистии.

«В ходе проведения нынешней амнистии более 43 тысяч субъектов МСБ республики оплатили свои недоимки на сумму около 8 миллиардов тенге. Списано около 2,5 миллиардов тенге пеней и 190 миллионов тенге штрафов. По Шымкенту почти 2,5 тысячи субъектов МСБ уплатили 397 млн тенге основного долга, были списаны 66 миллионов тенге пеней и почти полмиллиона тенге штрафов», – сообщила главный эксперт управления по работе с задолженностью департамента аудита КГД МФ РК Айнур Садикбаева.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций