Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


1130 просмотров

Какие автомобили предпочитают чиновники ВКО?

Kursiv выяснил, какой транспорт предпочитают в акиматах, управлениях и образовательных учреждениях

Фото: Shutterstock

Акимат Астаны в 2018 году отказался от содержания своего автопарка, пересадив чиновников на такси. Но госучреждения Востока пока продолжают закупать автомобили. Kursiv выяснил, какой транспорт предпочитают в акиматах, управлениях и образовательных учреждениях.

Сегодня поинтересоваться сделками, которые заключают госучреждения, довольно просто. Достаточно заглянуть на сайт госзакупок goszakup.gov.kz. Kursiv изучил лоты, связанные с закупом автотранспорта в ВКО, выявив самые дорогие и, напротив, бюджетные автомобили, которые пытаются приобрести в 2019-м и купили в 2018 году.

С начала 2019 года на сайте размещено более 20 лотов на покупку почти 40 легковых автомобилей. 10 внедорожников стоимостью 6,9 млн тенге каждый намерен приобрести департамент полиции ВКО. Но для нашего рейтинга они интереса не представляют, так как по цене находятся в середине списка.

Студентам и не снилось

Самые дорогие машины (по состоянию на 3.02.19) пытаются закупить областное управление, районный акимат и два колледжа.

На третьем месте по размаху запроса – сразу два государственных учреждения образования, расположенных в Семее. Так, Геологоразведочный колледж нацелен на легковой автомобиль D-класса за 13,2 млн тенге.

В числе характеристик, указанных в документации лота, не только 180 л. с., автоматическая коробка передач и полный привод, но и подогрев кожаных сидений, контурная подсветка интерьера с возможностью выбора цвета, система бесключевого доступа, легкосплавные диски 7J x 19, полностью светодиодные адаптивные фары ближнего и дальнего света. Эти и другие многочисленные пункты, судя по ценам и комплектациям, представленным на сайтах автосалонов, ведут к серьезному удорожанию моделей.

Еще больший размах в заказе авто продемонстрировал Семейский финансово-экономический колледж им. Рымбека Байсеитова. Лот стоимостью почти 13,7 млн тенге «рисует» картинку мечты многих казахстанцев. Авто D-класса с мощностью двигателя не менее 280 л. с. и автоматической коробкой передач, с пакетом для плохих дорог, кожаным салоном, 3-зонным климат-контролем с электронным управлением, комбифильтром, датчиком влажности и авторециркуляцией воздуха.

При этом в машине, по заявке заказчика, наряду с передними, боковыми и задними, должна быть и подушка безопасности для коленей водителя. Добавьте сюда электрический парковочный тормоз, шумоподавляющие стекла, электрорегулировку и вентиляцию сидений, подрулевые лепестки переключения передач, аудиосистему с 12-ю динамиками и сабвуфер. Все это характерно для максимальной комплектации.

Столь взыскательное отношение государственных учебных заведений к автомобилям побудило провести анализ аналогичных закупок учреждений образования в 2018 году. Тем более что в рамках последней рабочей поездки в район Алтай заместитель акима области Асем Нусупова, посетив два госколледжа, отметила их слабое оснащение. Замакима рассказала, что сейчас в ВКО разрабатывается программа модернизации системы ТиПО, подчеркнув, что власти думают, как лучше вложить государственные средства, чтобы провести перезагрузку колледжей, добиться качества знаний и роста профессионализма выпускников.

В 2018 году, согласно лотам на сайте платформы госзакупок, колледжи Казахстана приобрели 19 автомобилей. Из них четыре купили учебные заведения ВКО. Только один заказчик (Педагогический колледж им. М. О. Ауэзова) может похвастаться бюджетным выбором за 3,5 млн тенге.

Индустриально-технологический колледж взял машину за 10,3 млн тенге, колледж транспорта за 11,3 млн тенге, электротехнический колледж – за 12,3 млн тенге. Это самые высокие цены (в секторе системы ТиПО) по стране. Все данные учебные заведения, как и два призера этого года, расположены в Семее.

Обратил на себя внимание и еще один лот из этого же города. Специализированная мужская школа-лицей-интернат «Жас Улан» им. Ш. Уалиханова в 2018 году приобрела автомобиль почти за 17 млн тенге (первоначальная цена лота – более 20 млн), став абсолютным рекордсменом прошлого года и опередив даже управление делами акима ВКО, закупившее три машины по 13 млн тенге каждая.

Руководству школы, судя по пунктам технической спецификации, удалось прикупить легковой автомобиль представительского F-класса, с рабочим объемом двигателя не менее 3778 куб. см и максимальной мощностью от 294 л. с. В числе дополнительных радостей – водоотталкивающее ветровое стекло с защитой от ультрафиолета, бортовой компьютер с функцией проекции его показаний на ветровое стекло. Впрочем, в салонах победителя конкурса АО «Азия-Авто» «Курсиву» не смогли подобрать авто с такими характеристиками.

Дамская машина для акима

На втором месте тройки ценителей хороших машин 2019 года – аппарат акима Жарминского района, решивший приобрести сразу два автомобиля за 15,2 млн тенге каждый. С одной стороны, акимат запрашивает автомобиль всего лишь малоразмерного класса А, который часто называют дамским, но, с другой, настаивает на нехарактерных для таких авто габаритах (не менее 4697 х 1882 х 1676) и двигателе мощностью минимум 180 л. с., работающем на бензине АИ-98.

Если закупка состоится, чиновники Жарминского района будут ездить на полноприводном авто с автоматической коробкой передач, кожаным салоном, светодиодной оптикой, 3-зонным климат-контролем. В числе приятных, но не совсем понятно, каким именно образом влияющих на качество госслужбы опций машины, – память положения сидений, зеркал заднего вида и голосовой ассистент. 

Для сравнения: уже в 2019 году лот о приобретении автомобиля разместил и аппарат еще одного районного акимата – Курчумского. Госучреждение планирует купить машину не дороже 9 млн тенге. 

Первое место занимает областное управление государственного архитектурно-строительного контроля с лотом стоимостью почти 15,3 млн тенге. 

В ведомстве хотят купить черную машину с турбированным двигателем мощностью не менее 180 л. с., с автоматической коробкой передач, светодиодной оптикой, кожаным салоном и десятью динамиками.

Полное описание качеств и характеристик товара занимает целый лист. Правило – «чем выше цена лота, тем больше требований к приобретаемому товару» – закономерно для всех заказчиков. В отдельных случаях прописывается даже цвет ручек, зеркал, наличие футляра для очков. Впрочем, если изучить автомобили и комплектации приглашенного поставщика, можно найти конкретную модель, описание и характеристики которой будут максимально совпадать с текстом документа технической спецификации.

В числе самых скромных госучреждений этого года – акимат Ельтайского сельского округа Урджарского района с лотом стоимостью почти 3,4 млн тенге. По 4 млн тенге готовы отдать за транспорт два отдела Катон-Карагайского района.

В прошлом году именно сельские акиматы и районные отделы закупали самые дешевые автомобили, расположенные в ценовом диапазоне 2,7–5 млн тенге. Районные и городские акиматы приобретали более дорогостоящий транспорт. Впрочем, несмотря на общую тенденцию «чем статуснее ведомство, тем дороже авто», заказчики распоряжались госсредствами по-разному. Так, если акимат Риддера взял одну машину за 14,6 млн тенге, то акимат Шемонаихинского района – две за 13,5 млн тенге.


2735 просмотров

Рынок черной икры охватил нисходящий тренд

Крупнейшим в мире производителем черной икры стал Китай, что способствует снижению на мировом рынке цен на этот продукт

Фото: Shutterstock

Стоимость осетровой икры начала снижаться после того, как за производство этого продукта взялись в Китае. Некогда практически недоступный для широких масс деликатес сегодня заполонил мировой рынок.

Из-за чрезмерной рыбной ловли и браконьерства мелкозернистая солоноватая икра самок диких осетровых рыб когда-то была под угрозой исчезновения. В итоге с 1998 года вся торговля натуральной икрой находится под жестким международным контролем.

В наши дни большая часть икры заготавливается в аквакультуре, а осетровые выращиваются искусственно в реках, озерах и резервуарах по всему миру. Бум рыбоводческой индустрии в ряде регионов мира произошел благодаря высокому спросу на черную икру, которая, как правило, используется в небольших количествах, например, для украшения пасты и для закусок. В последние годы крупнейшим производителем икры стал Китай, что привело к снижению мировых цен на этот продукт.

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, в ноябре прошлого года импортная икра в США в среднем продавалась по цене $276,24 за килограмм, что на 13% меньше, чем в 2017 году. Всего с 2012 года цены снизились вдвое.

При этом в 2018 году США импортировали икру на сумму $17,8 млн, тогда как в 2014 году объем импорта составил всего $7,6 млн. По данным американского Бюро переписи, почти половина импортированной в 2018 году в США икры была привезена из Китая.

Цены на икру падают

Появление на мировом рынке китайской икры привело к снижению средней цены на этот продукт.

Согласно статистике по торговым сделкам Конвенции по международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения, экспорт китайской икры в период с 2012 по 2017 год вырос до 136 метрических тонн. Этого достаточно, чтобы полностью заполнить 3,5 грузовых контейнера.

Местные рыбные хозяйства способны производить огромное количество икры по относительно невысокой цене, что позволяет им продавать свою продукцию по цене ниже, чем кто-либо еще.

«Китай обладает огромным влиянием на рынке», – говорит Дэйл Шерроу, вице-президент компании Seattle Caviar, занимающейся продажей трюфелей, фуа-гра и черной икры из Бельгии, Финляндии, Израиля, Италии, Уругвая и США.

По словам г-на Шерроу, один из американских производителей недавно был вынужден снизить цены на этот год на 25%, что напрямую связано с влиянием на индустрию со стороны китайской икры. «Это настоящая схватка», – говорит он о зарождающейся ценовой войне. 

Другое рыбное хозяйство – Marshallberg Farm – в Северной Каролине, занимающееся выращиванием русского осетра, на пике мощности может производить от пяти до шести метрических тонн икры в год. По данным семьи Лианн Уон, управляющей этим бизнесом, из-за импорта дешевой китайской икры в период с 2015 по 2017 год продажи упали вдвое.

«Мы просто не в состоянии конкурировать с ними», – признается г-жа Уон. Для американских производителей труд рабочих обходится дороже, кроме того, в США действуют строгие ограничения на использование консервантов, которые способны увеличить срок годности икры.

В сентябре 2018 года США ввели на китайскую икру 10%-ный налог. Это было сделано в рамках пакета новых тарифов на импортируемые из Китая (второй экономики мира) товары на сумму $200 млрд. Если Вашингтон и Пекин не достигнут торгового соглашения, тариф на икру может быть увеличен до 25%.

Для многих поставщиков икры введенные США тарифы стали хорошей новостью. По словам Ричарда Холла, отвечающего за икорное направление бизнеса компании Browne Trading в Портленде, штат Мэйн, эти тарифы помогли американской и европейской икре стать более конкурентоспособной в ценовом отношении.

При этом производство икры в Китае растет на фоне превышения предложения над спросом. По словам Романа Шетти, менеджера по экспорту итальянского производителя Agroittica Lombarda SpA, некоторые традиционные каналы сбыта икры, например салоны самолетов первого класса и отели класса «люкс», уже не покупают икры столько, сколько брали раньше.

И хотя, согласно данным Всемирного общества охраны осетровых, общее количество выращенной на фермах икры все еще намного меньше того объема сырья, который добывался путем рыбной ловли в 1980-е годы, в ближайшие два года представители индустрии ожидают на мировом рынке серьезные проблемы с перепроизводством.

Одна из причин этого заключается в том, что для созревания осетра и получения икры требуется время. Необходимо минимум пять лет, чтобы потомство рыбы достигло половозрелого возраста и смогло метать икру, что означает, что в 2019 году производство было основано на данных по спросу, спрогнозированных несколько лет назад. При этом в искусственных условиях взрослая самка осетра в среднем может произвести до 40 фунтов икры.

В Китае на рынке черной икры доминирует компания Kaluga Queen, производящая до трети мирового объема икры. Осетровых эта компания выращивает на озере Цяньдаоху в китайской провинции Чжэцзян, наращивая при этом уровень производства на 20–30% в год. По словам Ся Юнтао, заместителя генерального директора Kaluga Queen, компания рассчитывает сохранить такие темпы роста в течение последующих пяти лет.

По данным г-на Юнтао, для созревания рыбы требуется не менее семи лет, а полученная икра экспортируется в США, Европейский союз, а также в Японию, Россию и Объединенные Арабские Эмираты.

«На мировом рынке качество нашей продукции хорошо известно», – говорит он, отмечая, что икру Kaluga Queen подают во многих престижных ресторанах Парижа. Также ее закупает немецкая авиакомпания Deutsche Lufthansa AG. 

Для американских производителей единственный способ оставаться конкурентоспособными – это попытаться сделать свою икру отличающейся по цене и вкусу. По словам Али Болурчи, вице-президента компании Tsar Nicoulai Caviar, занимающейся выращиванием осетровых в резервуарах в Уилтоне, штат Калифорния, в верхнем ценовом сегменте рынка, где банка икры продается по $400 за унцию, розничные цены более стабильные.

При этом на маркировку икры как «выращенной в Калифорнии» покупатели реагируют весьма положительно, и сегодня компания производит икру в различных ценовых сегментах.

«За пределами ресторанного мира в отношении продуктов питания премиум-класса из Китая все еще существует определенное предубеждение», – отмечает г-н Болурчи.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций