Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


4548 просмотров

Игра в монополию: «Цифровой Казахстан» под угрозой?

Рынок скептически оценивает способность госорганов самостоятельно построить цифровую инфраструктуру страны

Фото: Shutterstock.com

Эксперты рынка продемонстрировали откровенно слабый интерес к международному форуму «Цифровая повестка в эпоху глобализации», проводившемуся в начале февраля в Алматы. Мероприятие проигнорировали многие знаковые фигуры, управленцы лучших казахстанских IT-компаний. 

В то же время в профильных группах социальных сетей обострилась критика программы «Цифровой Казахстан». Главным ее недостатком называется подмена рыночных принципов государственной монополией. 

Чтобы прояснить ситуацию, «Курсив» взял комментарии у ряда ведущих специалистов IT-рынка Казахстана.

Нет закона, защищающего рынок от монополии

Байжан Канафин, генеральный директор Documentolog.kz, лучшей IT-компании 2018 года, одной из самых острых тем для ИТ-рынка считает имеющуюся на сегодняшний день конкуренцию государства с частным сектором.

«Есть ряд государственных и квазигосударственных компаний, реализующих IT-проекты, для которых у частного рынка уже имеются готовые решения, или которые могли бы их заинтересовать. На эту тему несколько раз уже проходила дискуссия с представителями МИК и «Зерде», а также непосредственно с вице-премьер министром Аскаром Жумагалиевым. Он поддерживает исключение из устава у государственных компаний функций, конкурирующих с рынком, и даже дал соответствующее протокольное поручение. Однако, по моим ощущениям, такое кардинальное изменение встречает сопротивление у представителей государственных компаний, поэтому прогресс идет очень медленно, – говорит Байжан Канафин. – Если подведомственные государственные компании живее воспринимают новый формат работы по IT-проектам, то представители квазигосударственного сектора считают, что для изменения текущего формата работы и активного привлечения решений на отечественный рынок требуются законные основания или документы. А таких официальных документов еще нет. Их разработка только в процессе, сроки принятия не определены».

Рынок губят легкие бюджетные деньги 

Виталий Тренкеншу, управляющий партнер Keremet Analytics, наблюдает прямую зависимость между расширением проектов программы «Цифровой Казахстан» и сужением свободного рынка. «Есть интересы государства в автоматизации, это важный процесс. Но делается это неправильно, и рынки превращаются в монополии. Независимость в выборе поставщиков и решений осталась только у недропользователей», – говорит он. 
Общий рынок автоматизации оценке не поддается.

«Этих денег больше, чем людей и компаний, которые смогут их освоить. Легкие деньги заставляют программистов не расти, а встраиваться в цепочки распределения средств, где нет нужды создавать продукт на экспорт. Такова структура нашего рынка, и это происходит везде», – констатирует управляющий партнер Keremet Analytics.

В оценках перспектив спикер продемонстрировал скепсис:

«Будет монополизация, и все. Покуда есть нефтяные деньги, они будут тратиться на цифровизацию, мы будем защищаться от внешних игроков политикой импортозамещения. Это приведет к высоким ценам и низкому качеству».

Владимир Джабаров, владелец старейшего казахстанского digital-агентства Agarty, считает, что вмешательство государства в рынок приводит к критической трате главного ресурса – времени.

«Сейчас шансы создать что-то интересное есть у всех, – заявил он. – Но в условиях маниакального желания государства управлять всеми вопросами IT приходится думать не о коммерческих рисках, а о стремлении вторгнуться в твою сферу. В моем субъективном представлении государство должно открыть базы и просто позволить всем работать. Даже регуляция не нужна. Конечно, будет набор ошибок, но со временем, исходя из развития рынка, можно будет думать о том, как его стимулировать». 

Монополия убивает рынок талантов

Елена Седых, основатель проекта Dogovor.24, обращает внимание на угрозу профессиональным компетенциям рынка:

«Сильное вмешательство государства убивает рынок талантов, а это основа конкурентного общества. Сейчас госпроекты курируют чиновники, имеющие смутное представление о том, как их реализовать. Проект передается компании, зачастую созданной под программу цифровизации. Компания рекрутирует программистов непонятной квалификации. В итоге мы получаем «кривой» продукт, который финансируется из денег налогоплательщиков».

Частным компаниям, ставящим перед собой задачу создания и монетизации рыночного продукта, конкурировать на таком рынке очень сложно. «Здоровый сценарий только один: предоставить бизнесу доступ к данным, а он уже сам построит то, что нужно рынку. Но в основе всего будет лежать частный капитал. А сэкономленные государственные деньги могут быть направлены на образование и социальную поддержку», – считает Елена Седых.

Не питает иллюзий и Виталий Ермоленко, генеральный директор медицинской информационной системы MedElement.

«Планы цифровизации должны были вдохновить компании. Но появились монополисты, и многие компании стали терять рынки и прибыли. Создается среда, выжить в которой невозможно. Госорганы отрицают наличие монопольных компаний, но достаточно проанализировать данные портала госзакупок, чтобы обнаружить обратное», – говорит он. 

«В эти игры я больше не играю»

Медет Рахимбаев, советник по стратегическому планированию Cloudmaker, привел яркий пример того, как госмонополия вмешивается в дела открытого рынка и обесценивает время и средства, затраченные бизнесом на развитие своих проектов. Один из продуктов компании, topksk.kz, обошелся ей в год работы и десятки миллионов тенге. 373 КСК по всей стране оценили удобство программы и стали ее клиентами. 

На этом рынке было представлено всего три подобные программы – до тех пор, пока государство не заявило о желании создать единого оператора.

«Нас было всего трое, и мы даже не начали конкурировать между собой, когда неожиданно появился гигантский игрок и заявил: «Вся пицца – моя», – говорит Медет Рахимбаев. – Мы делали сервис, бесплатный для жителей и КСК, а государство сразу заявило о желании залезть в квитанции жильцов. Нам нужен закон, предписывающий государству запрет на предпринимательскую деятельность. Пока есть госкапитализм, а у нас 60% экономики контролируется государством, рынка в стране не будет. Мой опыт говорит, что полученные результаты не стоят затраченных усилий, поэтому я в эти игры больше не играю».
 


202 просмотра

Какие госорганы чаще других нарушают правила госзакупок в ЗКО

И как с этим бороться

Коллаж Вячеслав БАТУРИН

Бизнес не дремлет – за прошлый год несостоявшиеся поставщики товаров и услуг подали 453 жалобы на незаконные действия конкурсных комиссий. Аудиторы в ходе проверок выявили, что по 289 жалобам нарушения есть – в тендерах победили не те, кто предложил самые лучшие условия. В сфере госзакупок продолжают всплывать ситуации, когда тендеры пишутся под определенного поставщика, сторонним субъектам бизнеса победить в таких конкурсах просто невозможно. 

Заместитель руководителя департамента внутреннего государственного аудита по ЗКО Комитета внутреннего государственного аудита МФ РК Виталий Пак в интервью «Курсиву» отметил, что в основном проверки сотрудники ведомства осуществляют тогда, когда к ним поступают жалобы от бизнеса на предмет незаконного проведения госзакупок. Если предприниматели успевают обратиться в департамент госаудита в течение пяти дней после проведения тендера, то организуется камеральная проверка, на стадии которой аудиторы могут изменить протокол итогов или убрать незаконные требования к потенциальным поставщикам. Если поставщик затянул с жалобой на незаконное, по его мнению, проведение тендера, и обратился по истечении пяти дней с момента оглашения итогов конкурса госзакупок, то аудиторы выезжают на объект.

По словам Виталия Пака, частые нарушения в тендерах – необоснованное отклонение заявок потенциальных поставщиков на участие в конкурсе, неправильный подсчет условных скидок при определении победителя. Могут быть нарушения на стадии технической спецификации, которая не позволяет принять участие в тендере другим субъектам бизнеса – обычно это выражается в том, что условия конкурса госзакупок пишутся под определенного поставщика. Вполне возможно, что, если бы этих нарушений не было, победителями конкурсов госзакупок были бы признаны совсем другие поставщики.

Так, к примеру, ТОО «АлТим» обратилось в департамент госаудита с жалобой на то, что в тендере на завершение строительства оздоровительного лагеря на 48 мест в селе Сары-Омир победило ТОО «АВМ Элит», которое тут же привлекло к строительству субподрядчика – ТОО «СК Барыс Строй Сервис». У руководства «АлТим» возник резонный вопрос: как управление строительства могло выбрать поставщика, который сам ничего строить не может? По результатам камерального контроля итоги конкурса были пересмотрены и подряд стоимостью 57,9 млн тенге на строительство лагеря получило ТОО «АлТим».

«Если взять в целом 2018 год, то у нас было 453 обращения от бизнесменов, которые посчитали, что госзакупки проведены нечестно. По 289 обращениям (это 60%) нарушения подтвердились», – рассказывает Виталий Пак. Он считает, что в 2019 году коэффициент оправданных жалоб станет выше, так как участие в том или ином тендере стало платным: потенциальный участник для участия в конкурсе должен внести определенный взнос в зависимости от объема госзакупки. «Мы уже видим, что эта мера в разы сократила количество участников конкурсов госзакупок – в них уже не попадают случайные компании», – отмечает собеседник «Курсива».

Выбирают не тех

По словам Виталия Пака, чаще всего грешат нарушениями в госзакупках районные отделы ЖКХ, отделы строительства и учреждения образования. Так, в прошлом году в Таскалинском районном отделе ЖКХ с нарушениями были проведены тендеры на общую сумму 156 млн тенге. В Бурлинском районе нарушения в области законодательства «О госзакупках» были выявлены в 2018 году в двух госорганах: районном отделе ЖКХ – на сумму 138,9 млн тенге и аппарате акима – на сумму 114,5 млн тенге.

Нарушения на общую сумму 2,7 млрд тенге в 2018 году аудиторы обнаружили в госзакупках областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог. 
Проверка конкурсных процедур последнего госоргана была инициирована областной прокуратурой. Аудиторы провели проверку по четырем конкурсам госзакупок на текущее обслуживание и ремонт дорог по ЗКО. В тендерах управления было явное нарушение при выборе поставщика – равные возможности должны быть предоставлены всем поставщикам, что госорган в ходе госзакупки не обеспечил. По всем конкурсам, согласно требованиям Закона «О госзакупках», были инициированы судебные процессы – департамент внутреннего госаудита подал иски в отношении указанного управления о расторжении заключенных договоров на госзакупку. Два судебных процесса уже выиграно, один проигран, по оставшемуся иску еще идет рассмотрение в межрайонном специализированном экономическом суде по ЗКО, сообщил «Курсиву» Виталий Пак. 

Есть риск – система укажет

В I квартале 2019 года камеральным контролем в ЗКО было охвачено порядка 24 тыс. процедур госзакупок на сумму 56 млрд тенге. Аудиторы выявили, что 302 закупки на сумму 772,5 млн тенге были проведены с нарушениями. По всем процедурам направлены уведомления, которые исполнены. По жалобам бизнеса было проведено 70 проверок. По 67 тендерам выявлены нарушения в плане их проведения, и результаты по четырем из них отменены.

«Ежегодно нарушений в проведении госзакупок становится меньше. Сам портал goszakup.gov.kz выявляет эти нарушения на стадии формирования условий тендера. Так, в 2018 году, по сравнению с 2017 годом, снижено в пределах 50–60% количество обращений предпринимателей по фактам, когда тендеры пишутся под определенного поставщика», – говорит Виталий Пак. По его словам, многие нарушения позволяет выявить камеральный контроль за тендерами: когда он только формировался, 16–20% госзакупок проводились с нарушениями, сейчас этот показатель снижен до 3–5%.

На портале госзакупок есть система управления рисками (СУР), которая выявляет рискованные госзакупки. Так, в конце 2018 года СУР определила, что госзакупка Бурлинского районного отдела ЖКХ, проведенная с 20 по 30 декабря, в высшей мере рискованная – она явно проводилась для того, чтобы быстрее освоить бюджетные деньги.

Когда аудиторы начали проверку по данному тендеру, выяснилось, что посредством конкурсной процедуры районный отдел ЖКХ планировал закупить у ГКП «Аксайжылукуат» отопительные котлы на сумму 86 млн тенге для новых школ. Однако после того как деньги за котлы были переведены, оборудование в школы поставлено не было. Таинственным исчезновением бюджетных денег заинтересовались сотрудники областного Нацбюро по противодействию коррупции, в отношении должностных лиц Бурлинского ЖКХ было возбуждено уголовное дело. И на данный момент 58 млн вернулись на счет государства.
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Министр образования и науки Куляш Шамшидинова считает, что выпускные вечера школьников не должны выходить за территории школ и уж тем более, превращаться в состязания дорогих нарядов и пышных застолий. Согласны ли вы с ее мнением?

Варианты

Цифра дня

900 000
тенге
примерная сумма каждого потребительского кредита казахстанцев

Цитата дня

В эти дни я получаю много писем от наших граждан, для которых оказалось неожиданным мое решение остановить свои полномочия. Некоторые сожалеют о моем решении. Даже получаю письма с предложением идти на новые выборы. Я благодарю за такое отношение и благодарен за доброе ко мне отношение, хочу низко поклониться и поблагодарить всех сограждан за такую любовь и такое отношение!

Нурсултан Назарбаев
экс-президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank