Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


5256 просмотров

Игра в монополию: «Цифровой Казахстан» под угрозой?

Рынок скептически оценивает способность госорганов самостоятельно построить цифровую инфраструктуру страны

Фото: Shutterstock.com

Эксперты рынка продемонстрировали откровенно слабый интерес к международному форуму «Цифровая повестка в эпоху глобализации», проводившемуся в начале февраля в Алматы. Мероприятие проигнорировали многие знаковые фигуры, управленцы лучших казахстанских IT-компаний. 

В то же время в профильных группах социальных сетей обострилась критика программы «Цифровой Казахстан». Главным ее недостатком называется подмена рыночных принципов государственной монополией. 

Чтобы прояснить ситуацию, «Курсив» взял комментарии у ряда ведущих специалистов IT-рынка Казахстана.

Нет закона, защищающего рынок от монополии

Байжан Канафин, генеральный директор Documentolog.kz, лучшей IT-компании 2018 года, одной из самых острых тем для ИТ-рынка считает имеющуюся на сегодняшний день конкуренцию государства с частным сектором.

«Есть ряд государственных и квазигосударственных компаний, реализующих IT-проекты, для которых у частного рынка уже имеются готовые решения, или которые могли бы их заинтересовать. На эту тему несколько раз уже проходила дискуссия с представителями МИК и «Зерде», а также непосредственно с вице-премьер министром Аскаром Жумагалиевым. Он поддерживает исключение из устава у государственных компаний функций, конкурирующих с рынком, и даже дал соответствующее протокольное поручение. Однако, по моим ощущениям, такое кардинальное изменение встречает сопротивление у представителей государственных компаний, поэтому прогресс идет очень медленно, – говорит Байжан Канафин. – Если подведомственные государственные компании живее воспринимают новый формат работы по IT-проектам, то представители квазигосударственного сектора считают, что для изменения текущего формата работы и активного привлечения решений на отечественный рынок требуются законные основания или документы. А таких официальных документов еще нет. Их разработка только в процессе, сроки принятия не определены».

Рынок губят легкие бюджетные деньги 

Виталий Тренкеншу, управляющий партнер Keremet Analytics, наблюдает прямую зависимость между расширением проектов программы «Цифровой Казахстан» и сужением свободного рынка. «Есть интересы государства в автоматизации, это важный процесс. Но делается это неправильно, и рынки превращаются в монополии. Независимость в выборе поставщиков и решений осталась только у недропользователей», – говорит он. 
Общий рынок автоматизации оценке не поддается.

«Этих денег больше, чем людей и компаний, которые смогут их освоить. Легкие деньги заставляют программистов не расти, а встраиваться в цепочки распределения средств, где нет нужды создавать продукт на экспорт. Такова структура нашего рынка, и это происходит везде», – констатирует управляющий партнер Keremet Analytics.

В оценках перспектив спикер продемонстрировал скепсис:

«Будет монополизация, и все. Покуда есть нефтяные деньги, они будут тратиться на цифровизацию, мы будем защищаться от внешних игроков политикой импортозамещения. Это приведет к высоким ценам и низкому качеству».

Владимир Джабаров, владелец старейшего казахстанского digital-агентства Agarty, считает, что вмешательство государства в рынок приводит к критической трате главного ресурса – времени.

«Сейчас шансы создать что-то интересное есть у всех, – заявил он. – Но в условиях маниакального желания государства управлять всеми вопросами IT приходится думать не о коммерческих рисках, а о стремлении вторгнуться в твою сферу. В моем субъективном представлении государство должно открыть базы и просто позволить всем работать. Даже регуляция не нужна. Конечно, будет набор ошибок, но со временем, исходя из развития рынка, можно будет думать о том, как его стимулировать». 

Монополия убивает рынок талантов

Елена Седых, основатель проекта Dogovor.24, обращает внимание на угрозу профессиональным компетенциям рынка:

«Сильное вмешательство государства убивает рынок талантов, а это основа конкурентного общества. Сейчас госпроекты курируют чиновники, имеющие смутное представление о том, как их реализовать. Проект передается компании, зачастую созданной под программу цифровизации. Компания рекрутирует программистов непонятной квалификации. В итоге мы получаем «кривой» продукт, который финансируется из денег налогоплательщиков».

Частным компаниям, ставящим перед собой задачу создания и монетизации рыночного продукта, конкурировать на таком рынке очень сложно. «Здоровый сценарий только один: предоставить бизнесу доступ к данным, а он уже сам построит то, что нужно рынку. Но в основе всего будет лежать частный капитал. А сэкономленные государственные деньги могут быть направлены на образование и социальную поддержку», – считает Елена Седых.

Не питает иллюзий и Виталий Ермоленко, генеральный директор медицинской информационной системы MedElement.

«Планы цифровизации должны были вдохновить компании. Но появились монополисты, и многие компании стали терять рынки и прибыли. Создается среда, выжить в которой невозможно. Госорганы отрицают наличие монопольных компаний, но достаточно проанализировать данные портала госзакупок, чтобы обнаружить обратное», – говорит он. 

«В эти игры я больше не играю»

Медет Рахимбаев, советник по стратегическому планированию Cloudmaker, привел яркий пример того, как госмонополия вмешивается в дела открытого рынка и обесценивает время и средства, затраченные бизнесом на развитие своих проектов. Один из продуктов компании, topksk.kz, обошелся ей в год работы и десятки миллионов тенге. 373 КСК по всей стране оценили удобство программы и стали ее клиентами. 

На этом рынке было представлено всего три подобные программы – до тех пор, пока государство не заявило о желании создать единого оператора.

«Нас было всего трое, и мы даже не начали конкурировать между собой, когда неожиданно появился гигантский игрок и заявил: «Вся пицца – моя», – говорит Медет Рахимбаев. – Мы делали сервис, бесплатный для жителей и КСК, а государство сразу заявило о желании залезть в квитанции жильцов. Нам нужен закон, предписывающий государству запрет на предпринимательскую деятельность. Пока есть госкапитализм, а у нас 60% экономики контролируется государством, рынка в стране не будет. Мой опыт говорит, что полученные результаты не стоят затраченных усилий, поэтому я в эти игры больше не играю».
 


1205 просмотров

Бизнесменам не нужны убыточные коммунальные предприятия Балхаша

На их реабилитацию потребуются миллиарды тенге

Фото: Shutterstock

По мнению чиновников, коммунальные предприятия, снабжающие жителей Балхаша водой и теплом, непривлекательны для инвесторов. Так ли это на самом деле, выяснял «Курсив». 

Акимату Балхаша подчиняются три убыточных коммунальных госпредприятия (КГП): «Балхаш Су», «Су жылу транс» и «Балхашэнерго». Работы и услуги, не входящие в их тарифную смету, субсидируются из бюджета, чтобы тариф был финансово устойчивым и не возникло социальной напряженности. 

«Без субсидирования данных статей затрат стоимость коммунальных услуг была бы в несколько раз выше. 70% инженерных сетей города имеют большой износ. То есть расходы по содержанию предприятий несопоставимы с их доходами», – поясняет руководитель отдела ЖКХ Айрат Карамурзин.  

Подведомственные акимату организации являются не только убыточными, но и проблемными. КГП «Балхаш Су» и КГП «Су Жылу Транс» находятся в сложном финансовом положении, КГП «Балхашэнерго» – на реабилитации. 

Братья-близнецы

КГП «Балхаш су» снабжает население питьевой водой, а также отводит канализационные воды. На протяжении нескольких лет предприятие работает в убыток. В прошлом году на его поддержку из областного бюджета выделили 200 млн тенге, в этом – 184 млн тенге.  
 
По данным департамента регулирования естественных монополий Карагандинской области, неисполнение тарифных смет КГП «Балхаш Су» в 2017 году причинило ущерб потребителям в размере 282 млн тенге. Для его возмещения был введен компенсирующий тариф. На днях бывшего директора предприятия Талгата Ежибаева осудили на 3,5 года ограничения свободы за злоупотребление должностными полномочиями. Согласно материалам уголовного дела, он подделал документы, чтобы формально исполнить тарифную смету. Ущерб государству составил 123 млн тенге. 
 
Кроме того, КГП «Балхаш Су» задолжало своим работникам 46 млн тенге. Они не получали заработную плату два летних месяца – июль и август. Выяснилось, что счета государственного предприятия арестованы с июля 2019 года из-за долга перед поставщиком электроэнергии ТОО «КазЭнергоЦентр» в размере 460 млн тенге. 

Как пояснил г-н Карамурзин, предприятие не смогло выплатить данную сумму по причине сложной финансовой ситуации, в которой оказалось после введения компенсирующего тарифа. В связи с этим на его счета наложили арест, который уже сняли. Сейчас организация выходит на стабильный режим работы. Она рассчиталась с сотрудниками за июль, в то время как августовские зарплаты выплачивает по мере поступления средств на свой счет. 
 
Интересно, что дела КГП «Су Жылу Транс», поставляющего населению тепло и горячую воду, идут по похожему сценарию, с той лишь разницей, что оно еще не задерживало зарплаты сотрудникам. Организация тоже не исполняла тарифные сметы, причинив потребителям чуть меньший ущерб – 201 млн тенге. Сейчас бывшего руководителя организации Бейсембека Сармантаева обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями, а именно в заключении фиктивных договоров с поставщиками на сайте госзакупок. 

В отношении КГП «Су Жылу Транс» департамент по регулированию естественных монополий Карагандинской области собирался ввести компенсирующий тариф. Однако в последний момент поменял решение, заменив его на более высокий тариф в качестве чрезвычайной регулирующей меры. Причиной послужило увеличение стоимости приобретаемой тепловой энергии у Балхашской ТЭЦ ТОО «Казахмыс Энерджи».

Фактическое повышение цен монополист произвел раньше на полтора месяца, чем предписывал антимонопольный орган. С 1 августа он увеличил тариф на горячую воду почти вдвое – со 136 тенге за куб. м до 262 тенге за куб. м. Сейчас по данному факту проводит расследование департамент. 

Вместе с тем КГП «Су Жылу Транс» задолжало ТОО «Kazakhmys Energy» 765 млн тенге, что почти вдвое больше по сравнению с долгами КГП «Балхаш Су» перед ТОО «Каз­ЭнергоЦентр». 

Предприятие также получает дополнительную поддержку от государства. В 2018 году из областного бюджета ему выделили 234 млн тенге, в 2019-м – 234 млн тенге.

Бездонный колодец 

Несколько лет назад в Казахстане началась оптимизация подведомственных организаций госорганам. В «Комплексный» план приватизации на 2016-2020 годы» вошли 780 объектов, из балхашских КГП в их числе оказалось только «Балхаш Энерго», которое до 2022 года будет проходить процедуру реабилитации.  

По словам Айрата Карамурзина, акимат не выставляет КГП «Балхаш Су» и КГП «Су Жылу Транс» на торги ввиду их инвестиционной непривлекательности. К примеру, для организации нормального водоснабжения на ремонт городских сетей, водозаборных и очистных сооружений, а также водовода поселка Саяк необходимо потратить 24,7 млрд тенге.

Юрист Ирина Фурсова полагает, что нежелание акимата передавать предприятия в частные руки может иметь другое объяснение.  
«С 2009 года департамент по регулированию естественных монополий утверждает инвестиционные программы для реконструкции коммунальных сетей. В числе прочих такой возможностью воспользовались ТОО «Караганды Су», ТОО «Теп­лотранзит Караганда», ТОО «Караганды Жарык». Балхашские КГП тоже могли бы проводить инвестиционные программы и через тариф получать деньги на реконструкцию коммунальных сетей. Почему акимат этого не сделал? Вероятно, ему выгодно брать субсидии из бюджета, совершенно не беспокоясь о модернизации этих сетей», – рассуждает правовед.
 
По мнению вице-президента Независимой ассоциации предпринимателей РК Тимура Назханова, установленная еще в советские годы система функционирования КГП в настоящее время не работает, поэтому необходима полная перестройка. 

«Общественность не допускается к реальным расходам и доходам этих предприятий. Они фактически закрытые. Система такая, что все нужно кардинально менять. Иначе так и будет бездонный колодец, куда уходят деньги налогоплательщиков», – отметил г-н Назханов.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций