Перейти к основному содержанию


2869 просмотров

Эксперты: «Цифровая маркировка выгодна легальному бизнесу»

«Казахтелеком» собрал на площадке международных экспертов ЕАЭС для обсуждения перспектив внедрения системы цифровой маркировки товаров в Союзе

Цифровая маркировка товаров, к которой планируют перейти в Евразийском Экономическом союзе, выгодна государству, потребителю и легальному бизнесу, заявил 8 февраля первый вице-премьер Казахстана Аскар Мамин.

Выступая на первом международном форуме по цифровой маркировке и прослеживаемости товаров в Астане в пятницу, заместитель премьер-министра Казахстана отметил, что рост экономик Евразийского пространства сопровождается достаточно активным ростом торговли – как внутри ЕАЭС, так и с третьими странами.

«На фоне продолжительной мировой и региональной экономической конъюнктуры объем внешней торговли Казахстана за 11 месяцев составил $85 млрд, с ростом более чем на 20%, в том числе темпы роста экспорта составили 27%, импорта – 11,1%, - сказал Мамин. - Повышенные показатели экономической активности и уровня доходов населения также привлекли к усиленным темпам роста взаимной торговли стран ЕАЭС между собой, за 11 месяцев рост составил более 10%, объем внешней торговли стран Евразийского экономического союза за тот же период увеличился более чем на 20% и достиг показателя в $684 млрд, положительное сальдо внешней торговли стран ЕАЭС достигло $205 млрд», - добавил он.

Одним из ключевых инструментов наращивания торговли с третьими странами при этом становится механизм зон свободной торговли, отметил он. Одновременно международные финансовые институты прогнозируют падение темпов роста международной торговли с 3,8% в 2018-м до 3,6% в 2019 году. В этой связи государствам-участникам Евразийского экономического пространства необходимо совместно усилить сотрудничество в поисках новых источников роста торговли и повышения эффективности уже действующих. И именно в этих условиях актуализируется вопрос по вытеснению с рынка «серой», контрабандной и контрафактной продукции, чему должно способствовать введение на пространстве ЕАЭС системы маркировки и прослеживаемости товаров, обсуждение которой на площадке первого международного форума в пятницу организовало АО «Казахтелеком».

1N9A1414.JPG

Маркировка – удар под дых «тени»

«Борьба с оборотом нелицензированной продукции является до сегодняшнего дня практически незадействованным механизмом создания дополнительного пространства для развития целых отраслей наших экономик, сокращения издержек для отечественных производителей, наращиваемой базой для расширения доходной части государственных бюджетов и повышения уровня благосостояния граждан, - признал представитель казахстанского кабмина. - Незаконный оборот товаров является одной из наиболее актуальных тем международной и внутренней торговли, согласно данным ОЭСР за 2016 год объем мирового контрафактной продукции составит около $500 млрд», - добавил он.

При этом, по данным экспертов, на которые сослался г-н Мамин, сокращение контрафакта на территории Казахстана только на 1% приведет к высвобождению пространства и возможностей для легального бизнеса в объеме до $100 млн.

«Это становится реальностью и в наших странах – на сегодня в рамках ЕАЭС есть необходимая нормативная правовая база, имеется пример успешного запуска пилотного проекта с маркировкой меховых изделий в 2017 году, когда объем налоговых поступлений повысился на 40%, - отметил вице-премьер. - У нас одна цель – сокращение нелегального оборота и объемов теневой экономики, создание благоприятных условий для легального бизнеса и выравнивание условий для всего бизнеса на общем экономическом пространстве. Государства получат увеличение налогов, бизнес получит дополнительные возможности, потребитель – качественный и безопасный продукт», - прокомментировал он последствия введения цифровой маркировки.

1N9A1518.JPG

Ключевой вопрос – вопрос стоимости

При этом представители национальной палаты «Атамекен», участвовавшие в форуме, заметили, что основной вопрос введения новой системы – это вопрос ее стоимости, как при становлении системы, так и при дальнейшей ее эксплуатации. В правительстве это понимают, и поэтому, по словам министра индустрии и инфраструктурного развития Жениса Касымбека, все расчеты будут проводиться прозрачно для бизнес-сообщества.

«Чувствительный вопрос - стоимость цифрового кода маркировки товаров, в настоящее время прорабатывается вопрос внесения изменений в Закон «О регулировании торговой деятельности» в части наделения полномочиями правительства по определению предельного размера стоимости цифрового кода маркировки, - сказал Касымбек. - Стоимость нанесения кода маркировки на выпускаемую продукцию будет определяться по итогам проведения пилотного проекта, расчет будет проводиться индивидуально для каждой товарной группы. При определении стоимости будут учитываться объемы производства, уровень оснащенности производства, отнесение группы товаров к социально значимым. Окончательная стоимость кода маркировки будет утверждаться правительством», - добавил министр.

Его поддержал председатель правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев, отметивший, что все вовлеченные в торговлю игроки должны понимать степень своей ответственности и соблюдать взятые на себя обязательства.

«При этом важно выработать консолидированную позицию по данному вопросу, в том числе, посредством подобных площадок, где бизнес и государство могут услышать друг друга и выработать согласованное решение», - пояснил Есекеев инициативу своей компании по организации первого международного форума на эту тему.

1N9A1350.JPG

Чем «марка» выгодна для бизнеса

«Крупный бизнес в принципе, в табачной, скажем продукции, давно сам маркирует свою продукцию, самостоятельно инвестируя в оборудование. Мы же в таком случае к уже созданной инфраструктуре будем просто добавлять национальный код для того, чтобы обеспечить прослеживаемость внутри страны как по импорту, так и по экспорту, - говорит г-жа Курмангалиева. - Крупные игроки и так эту задачу выполняют, наверное, наиболее уязвим здесь является малый бизнес, и вот здесь стоит задача министерства индустрии и инфраструктурного развития найти способы его поддержки в части обеспечения средствами для маркировки», - отметила управляющий директор по ИКТ-сервисам АО «Казахтелеком» Бикеш Курмангалиева.

Какие именно инструменты казахстанский кабмин в итоге возьмет на вооружение в части стимулирования бизнеса в вопросах перехода к данным системам, сказать, естественно, пока нельзя. Но есть опыт Российской Федерации, где производители, маркирующие свою продукцию, получает первоочередное право на участие в госзакупках и приоритетное право в получении государственной помощи и субсидий. 

Заместитель же генерального директора по связям с общественностью и маркетингу российского Центра развития перспективных технологий Реваз Юсупов отметил, что стоимость цифрового кода в России вышла не такой уж и большой: текущее предложение по ней – всего 50 копеек с единицы товара. В целом же, по его мнению, легальный бизнес должен быть наоборот настроен к введению системы маркировки позитивно, поскольку она открывает перед ним возможность получить тот кусок рынка, который сейчас занят «теневиками».

«У нас примерные инвестиции в систему оцениваются в 200-220 млрд рублей, понятно, что это очень серьезная сумма, - говорит Юсупов. - Но бизнес получает взамен выравнивание условий и уход с рынка всего серого сектора, что автоматически означает: легальный бизнес получает дополнительный сектор и зарабатывает в разы больше на тех рынках, где будет применяться маркировка. То есть этот приход государства инициируется самим бизнесом», - утверждает он.

Более того, отмечает российский эксперт, расчеты показывают: благодаря тому, что легальный бизнес в стране получит новую нишу, цены для конечного потребителя должны снизиться на 5-10% при самом консервативном сценарии за счет повышения рентабельности бизнеса.

Китай пока склоняется к ручной маркировке

Что касается готовности к интеграции таких систем на межгосударственном уровне, то, по словам управляющего директора компании, «Казахтелеком» к ней полностью готов.

«Мы ведем переговоры с российским центром развития перспективных технологий, это их оператор в части маркировки, на предмет интеграции и обмена информацией при трансграничной торговле, чтобы наши производители, экспортеры и импортеры, не терпели неудобства и задержки при пересечении товаром границ, с белорусскими партнерами тоже переговоры будут проходить, - говорит она. - Одновременно идет проработка подобной интеграции с третьими странами со стороны России, и мы пойдем по такому же пути», - добавляет она.

Исключение может составить только торговля с Китаем, поскольку там слишком много мелких производителей, и маркировку товаров из этих стран Пекин, скорее всего, будет проводить непосредственно на границе с Казахстаном, а не на предприятиях.

«Этот вопрос еще не решен, но прорабатывается», - пояснила управляющий директор «Казахтелекома».

1N9A1601.JPG


328 просмотров

Халық өсімінен қалай пайда табуға болады?

Ақсулық кәсіпкердің ісі

Фото: Shutterstock

Ата-анасы сәбиіне ең жақсысын таңдайтыны анық. Бұл өз кезегінде жеңіл өнеркәсіпті, жеке кәсіпкерлік деңгейінде болсын, дамытуға мүмкіндік береді.

Кәсібің – нәсібің

Ақсулық жас кәсіпкер Дарья Ларичева жақында жергілікті әкімдіктің көмегімен қол жеткізген тұрғын-жайды жөндеу жұмысын бітіріп, жаңа туған нәрестелерге арналған киім-кешек тігу ісін жолға қоймақ.

Жас келіншек жеке кәсібін қолынан жақсы келетін шаруадан бастаған. Колледжде тігін ісін игеріп, түрлі ательеде біраз тәжірибе жинақтаған. Енді өзі тігіншілікті мықтап қолға алмақ. Ең маңыздысы – ниша табу болса, Дарьяны өмірдің өзі осы жолға алып келген. 

Бәрі баласына арнап көрпе-жастық тігуден басталды. Жаңа дүние таныс қыз-келіншектерге ұнап, олар да нәрестеге арналған көрпе-жастық тігіп беруін өтінеді. Осылайша алғашқы тапсырыстар түсе бастайды. Жас аналар риза болып, олармен тез тіл табысып кетті. 

Инвестиция қайдан? 

Дарья жеке кәсіп бастау үшін ең алдымен тігін машинасы және біраз мата керек екенін түсінді. Осы мақсатта 500 мың теңге несие алған. Балалар киіміне сапалы, табиғи мата ғана жарайтындықтан, осы талаптарға сай келетін мата сататын дүкенді де тапқан. Қазіргі кезде жас кәсіпкерге мата мен қажетті материалдарды делдалдан алуға тура келіп тұр, десе де ісі біраз алға басқан соң қажетті шикізатты көтерме бағамен сатып алмақ. 

Шеберхана орналасатын орын іздеу екінші қадам болды. Жергілікті биліктің көмегі арқасында жалға алатын арзан бөлме де табылды. Нәтижесінде бұл жерге құрал-жабдығын көшіріп, өз шеберханасын ашып, киім-кешек жөндеумен айналыса бастады. Бәрін өз талғамымен безендіреді. Өзі тігетін киім-кешектің бренд атауын да ойлап қойған, жас кәсіпкер оны алдағы уақытта тіркетпек.
 
«Киім-кешекті үлкен партиямен шығаруға қол жекізген кезде атауын тіркетсем деген ойдамын. Ол үшін ең алдымен ұжым жинап алуым керек. Бұл оңай шешілетін шаруа болмай тұр», – Дарья Ларичева.

Бәрін шешетін – кадр 

Колледжде оқып жүргенде Павлодардағы сәнді киім тігетін кәсіпорында тәжірибеден өткен еді. Оған бас киім тігетін шебер жетекшілік етті. Бұндай киім тігу оның қызығушылығын тудырмады. Есесіне өндірісте жақсы тәжірибе жинақтап, ұжымда қарым-қатынас орнатуды үйренген. Бұл – бизнесте өте қажет қасиет.
 
«Жұмысқа көмекші алайын деп едім, маман тапшылығымен бетпе-бет келдім. Бұл жерде тігін ісін қаншалықты жақсы меңгергенің маңызды емес, ең бастысы – жұмысқа деген көзқарасың. Өзім жалдамалы жұмыста жүргенде, не болса да, өзіңді қалай сезінсең де, тапсырманы орындау қажеттігін түсінетінмін. Осындай өзіңмен рухтас адам табу қиын екен», – дейді кәсіпкер. 

Енді көмекшіні өзі оқыған колледж түлектерінің арасынан іздеп көруді жоспарлап отыр. 

Істің мәні 

Киім тігу – өте ұзақ және бейнетті жұмыс. Бәрі идеядан бастау алады. Ал маркетингтік зерттеуді Дарья өзі жүргізеді екен: нарықты зерттеп, тапсырыс берушілермен байланыс орнатады. 

«Әрине, қандай да бір жаңалықты интернеттен қарап табуға болады, бірақ үлгіні міндетті түрде өз ойыңнан толықтырасың», – дейді Дарья Ларичева. 

Жас кәсіпкердің айтуынша, бұйым тұтынушыға қолжетімді болуы үшін, шикізатты алар кезде баға мен сапаның теңгерімін сақтаған маңызды. 

«Әзірге бұйымдарды аздан тігіп жатырмын. Алдағы уақытта өзге қалалардан «оптовик» тауып, тіккен киімдерімді Ақсуда сататын бағамен өткізсем деген ой бар»,– дейді кәсіпкер.   

Айта кету керек, оның бұйымдары аймаққа шеттен әкелінетін тауарлардан біршама арзан. Жас кәсіпкердің айтуынша, қазір ол үшін ең маңыздысы – нарықта орнығу. Тігінші тігетін киімдер мен бұйымдар 0-3 жастағы сәбилерге арналған.

Балаларға арналған көрпе-төсек жабдығы, кермеше, қолдан тігілген және ортопедиялық жастық тігеді. Одан бөлек, жаңа туған нәрестелердің жейде, көйлек, боди, башмақай және т.б. бар.
 
Дарья Ларичева алдағы уақытта жасөспірімдерге арналған көрпе-жастық жабдығын тіккісі келеді. Әзірге ателье қожайыны жеке франшиза туралы армандап жүр.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций