Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


2593 просмотра

Эксперты: «Цифровая маркировка выгодна легальному бизнесу»

«Казахтелеком» собрал на площадке международных экспертов ЕАЭС для обсуждения перспектив внедрения системы цифровой маркировки товаров в Союзе

Цифровая маркировка товаров, к которой планируют перейти в Евразийском Экономическом союзе, выгодна государству, потребителю и легальному бизнесу, заявил 8 февраля первый вице-премьер Казахстана Аскар Мамин.

Выступая на первом международном форуме по цифровой маркировке и прослеживаемости товаров в Астане в пятницу, заместитель премьер-министра Казахстана отметил, что рост экономик Евразийского пространства сопровождается достаточно активным ростом торговли – как внутри ЕАЭС, так и с третьими странами.

«На фоне продолжительной мировой и региональной экономической конъюнктуры объем внешней торговли Казахстана за 11 месяцев составил $85 млрд, с ростом более чем на 20%, в том числе темпы роста экспорта составили 27%, импорта – 11,1%, - сказал Мамин. - Повышенные показатели экономической активности и уровня доходов населения также привлекли к усиленным темпам роста взаимной торговли стран ЕАЭС между собой, за 11 месяцев рост составил более 10%, объем внешней торговли стран Евразийского экономического союза за тот же период увеличился более чем на 20% и достиг показателя в $684 млрд, положительное сальдо внешней торговли стран ЕАЭС достигло $205 млрд», - добавил он.

Одним из ключевых инструментов наращивания торговли с третьими странами при этом становится механизм зон свободной торговли, отметил он. Одновременно международные финансовые институты прогнозируют падение темпов роста международной торговли с 3,8% в 2018-м до 3,6% в 2019 году. В этой связи государствам-участникам Евразийского экономического пространства необходимо совместно усилить сотрудничество в поисках новых источников роста торговли и повышения эффективности уже действующих. И именно в этих условиях актуализируется вопрос по вытеснению с рынка «серой», контрабандной и контрафактной продукции, чему должно способствовать введение на пространстве ЕАЭС системы маркировки и прослеживаемости товаров, обсуждение которой на площадке первого международного форума в пятницу организовало АО «Казахтелеком».

1N9A1414.JPG

Маркировка – удар под дых «тени»

«Борьба с оборотом нелицензированной продукции является до сегодняшнего дня практически незадействованным механизмом создания дополнительного пространства для развития целых отраслей наших экономик, сокращения издержек для отечественных производителей, наращиваемой базой для расширения доходной части государственных бюджетов и повышения уровня благосостояния граждан, - признал представитель казахстанского кабмина. - Незаконный оборот товаров является одной из наиболее актуальных тем международной и внутренней торговли, согласно данным ОЭСР за 2016 год объем мирового контрафактной продукции составит около $500 млрд», - добавил он.

При этом, по данным экспертов, на которые сослался г-н Мамин, сокращение контрафакта на территории Казахстана только на 1% приведет к высвобождению пространства и возможностей для легального бизнеса в объеме до $100 млн.

«Это становится реальностью и в наших странах – на сегодня в рамках ЕАЭС есть необходимая нормативная правовая база, имеется пример успешного запуска пилотного проекта с маркировкой меховых изделий в 2017 году, когда объем налоговых поступлений повысился на 40%, - отметил вице-премьер. - У нас одна цель – сокращение нелегального оборота и объемов теневой экономики, создание благоприятных условий для легального бизнеса и выравнивание условий для всего бизнеса на общем экономическом пространстве. Государства получат увеличение налогов, бизнес получит дополнительные возможности, потребитель – качественный и безопасный продукт», - прокомментировал он последствия введения цифровой маркировки.

1N9A1518.JPG

Ключевой вопрос – вопрос стоимости

При этом представители национальной палаты «Атамекен», участвовавшие в форуме, заметили, что основной вопрос введения новой системы – это вопрос ее стоимости, как при становлении системы, так и при дальнейшей ее эксплуатации. В правительстве это понимают, и поэтому, по словам министра индустрии и инфраструктурного развития Жениса Касымбека, все расчеты будут проводиться прозрачно для бизнес-сообщества.

«Чувствительный вопрос - стоимость цифрового кода маркировки товаров, в настоящее время прорабатывается вопрос внесения изменений в Закон «О регулировании торговой деятельности» в части наделения полномочиями правительства по определению предельного размера стоимости цифрового кода маркировки, - сказал Касымбек. - Стоимость нанесения кода маркировки на выпускаемую продукцию будет определяться по итогам проведения пилотного проекта, расчет будет проводиться индивидуально для каждой товарной группы. При определении стоимости будут учитываться объемы производства, уровень оснащенности производства, отнесение группы товаров к социально значимым. Окончательная стоимость кода маркировки будет утверждаться правительством», - добавил министр.

Его поддержал председатель правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев, отметивший, что все вовлеченные в торговлю игроки должны понимать степень своей ответственности и соблюдать взятые на себя обязательства.

«При этом важно выработать консолидированную позицию по данному вопросу, в том числе, посредством подобных площадок, где бизнес и государство могут услышать друг друга и выработать согласованное решение», - пояснил Есекеев инициативу своей компании по организации первого международного форума на эту тему.

1N9A1350.JPG

Чем «марка» выгодна для бизнеса

«Крупный бизнес в принципе, в табачной, скажем продукции, давно сам маркирует свою продукцию, самостоятельно инвестируя в оборудование. Мы же в таком случае к уже созданной инфраструктуре будем просто добавлять национальный код для того, чтобы обеспечить прослеживаемость внутри страны как по импорту, так и по экспорту, - говорит г-жа Курмангалиева. - Крупные игроки и так эту задачу выполняют, наверное, наиболее уязвим здесь является малый бизнес, и вот здесь стоит задача министерства индустрии и инфраструктурного развития найти способы его поддержки в части обеспечения средствами для маркировки», - отметила управляющий директор по ИКТ-сервисам АО «Казахтелеком» Бикеш Курмангалиева.

Какие именно инструменты казахстанский кабмин в итоге возьмет на вооружение в части стимулирования бизнеса в вопросах перехода к данным системам, сказать, естественно, пока нельзя. Но есть опыт Российской Федерации, где производители, маркирующие свою продукцию, получает первоочередное право на участие в госзакупках и приоритетное право в получении государственной помощи и субсидий. 

Заместитель же генерального директора по связям с общественностью и маркетингу российского Центра развития перспективных технологий Реваз Юсупов отметил, что стоимость цифрового кода в России вышла не такой уж и большой: текущее предложение по ней – всего 50 копеек с единицы товара. В целом же, по его мнению, легальный бизнес должен быть наоборот настроен к введению системы маркировки позитивно, поскольку она открывает перед ним возможность получить тот кусок рынка, который сейчас занят «теневиками».

«У нас примерные инвестиции в систему оцениваются в 200-220 млрд рублей, понятно, что это очень серьезная сумма, - говорит Юсупов. - Но бизнес получает взамен выравнивание условий и уход с рынка всего серого сектора, что автоматически означает: легальный бизнес получает дополнительный сектор и зарабатывает в разы больше на тех рынках, где будет применяться маркировка. То есть этот приход государства инициируется самим бизнесом», - утверждает он.

Более того, отмечает российский эксперт, расчеты показывают: благодаря тому, что легальный бизнес в стране получит новую нишу, цены для конечного потребителя должны снизиться на 5-10% при самом консервативном сценарии за счет повышения рентабельности бизнеса.

Китай пока склоняется к ручной маркировке

Что касается готовности к интеграции таких систем на межгосударственном уровне, то, по словам управляющего директора компании, «Казахтелеком» к ней полностью готов.

«Мы ведем переговоры с российским центром развития перспективных технологий, это их оператор в части маркировки, на предмет интеграции и обмена информацией при трансграничной торговле, чтобы наши производители, экспортеры и импортеры, не терпели неудобства и задержки при пересечении товаром границ, с белорусскими партнерами тоже переговоры будут проходить, - говорит она. - Одновременно идет проработка подобной интеграции с третьими странами со стороны России, и мы пойдем по такому же пути», - добавляет она.

Исключение может составить только торговля с Китаем, поскольку там слишком много мелких производителей, и маркировку товаров из этих стран Пекин, скорее всего, будет проводить непосредственно на границе с Казахстаном, а не на предприятиях.

«Этот вопрос еще не решен, но прорабатывается», - пояснила управляющий директор «Казахтелекома».

1N9A1601.JPG


202 просмотра

Какие госорганы чаще других нарушают правила госзакупок в ЗКО

И как с этим бороться

Коллаж Вячеслав БАТУРИН

Бизнес не дремлет – за прошлый год несостоявшиеся поставщики товаров и услуг подали 453 жалобы на незаконные действия конкурсных комиссий. Аудиторы в ходе проверок выявили, что по 289 жалобам нарушения есть – в тендерах победили не те, кто предложил самые лучшие условия. В сфере госзакупок продолжают всплывать ситуации, когда тендеры пишутся под определенного поставщика, сторонним субъектам бизнеса победить в таких конкурсах просто невозможно. 

Заместитель руководителя департамента внутреннего государственного аудита по ЗКО Комитета внутреннего государственного аудита МФ РК Виталий Пак в интервью «Курсиву» отметил, что в основном проверки сотрудники ведомства осуществляют тогда, когда к ним поступают жалобы от бизнеса на предмет незаконного проведения госзакупок. Если предприниматели успевают обратиться в департамент госаудита в течение пяти дней после проведения тендера, то организуется камеральная проверка, на стадии которой аудиторы могут изменить протокол итогов или убрать незаконные требования к потенциальным поставщикам. Если поставщик затянул с жалобой на незаконное, по его мнению, проведение тендера, и обратился по истечении пяти дней с момента оглашения итогов конкурса госзакупок, то аудиторы выезжают на объект.

По словам Виталия Пака, частые нарушения в тендерах – необоснованное отклонение заявок потенциальных поставщиков на участие в конкурсе, неправильный подсчет условных скидок при определении победителя. Могут быть нарушения на стадии технической спецификации, которая не позволяет принять участие в тендере другим субъектам бизнеса – обычно это выражается в том, что условия конкурса госзакупок пишутся под определенного поставщика. Вполне возможно, что, если бы этих нарушений не было, победителями конкурсов госзакупок были бы признаны совсем другие поставщики.

Так, к примеру, ТОО «АлТим» обратилось в департамент госаудита с жалобой на то, что в тендере на завершение строительства оздоровительного лагеря на 48 мест в селе Сары-Омир победило ТОО «АВМ Элит», которое тут же привлекло к строительству субподрядчика – ТОО «СК Барыс Строй Сервис». У руководства «АлТим» возник резонный вопрос: как управление строительства могло выбрать поставщика, который сам ничего строить не может? По результатам камерального контроля итоги конкурса были пересмотрены и подряд стоимостью 57,9 млн тенге на строительство лагеря получило ТОО «АлТим».

«Если взять в целом 2018 год, то у нас было 453 обращения от бизнесменов, которые посчитали, что госзакупки проведены нечестно. По 289 обращениям (это 60%) нарушения подтвердились», – рассказывает Виталий Пак. Он считает, что в 2019 году коэффициент оправданных жалоб станет выше, так как участие в том или ином тендере стало платным: потенциальный участник для участия в конкурсе должен внести определенный взнос в зависимости от объема госзакупки. «Мы уже видим, что эта мера в разы сократила количество участников конкурсов госзакупок – в них уже не попадают случайные компании», – отмечает собеседник «Курсива».

Выбирают не тех

По словам Виталия Пака, чаще всего грешат нарушениями в госзакупках районные отделы ЖКХ, отделы строительства и учреждения образования. Так, в прошлом году в Таскалинском районном отделе ЖКХ с нарушениями были проведены тендеры на общую сумму 156 млн тенге. В Бурлинском районе нарушения в области законодательства «О госзакупках» были выявлены в 2018 году в двух госорганах: районном отделе ЖКХ – на сумму 138,9 млн тенге и аппарате акима – на сумму 114,5 млн тенге.

Нарушения на общую сумму 2,7 млрд тенге в 2018 году аудиторы обнаружили в госзакупках областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог. 
Проверка конкурсных процедур последнего госоргана была инициирована областной прокуратурой. Аудиторы провели проверку по четырем конкурсам госзакупок на текущее обслуживание и ремонт дорог по ЗКО. В тендерах управления было явное нарушение при выборе поставщика – равные возможности должны быть предоставлены всем поставщикам, что госорган в ходе госзакупки не обеспечил. По всем конкурсам, согласно требованиям Закона «О госзакупках», были инициированы судебные процессы – департамент внутреннего госаудита подал иски в отношении указанного управления о расторжении заключенных договоров на госзакупку. Два судебных процесса уже выиграно, один проигран, по оставшемуся иску еще идет рассмотрение в межрайонном специализированном экономическом суде по ЗКО, сообщил «Курсиву» Виталий Пак. 

Есть риск – система укажет

В I квартале 2019 года камеральным контролем в ЗКО было охвачено порядка 24 тыс. процедур госзакупок на сумму 56 млрд тенге. Аудиторы выявили, что 302 закупки на сумму 772,5 млн тенге были проведены с нарушениями. По всем процедурам направлены уведомления, которые исполнены. По жалобам бизнеса было проведено 70 проверок. По 67 тендерам выявлены нарушения в плане их проведения, и результаты по четырем из них отменены.

«Ежегодно нарушений в проведении госзакупок становится меньше. Сам портал goszakup.gov.kz выявляет эти нарушения на стадии формирования условий тендера. Так, в 2018 году, по сравнению с 2017 годом, снижено в пределах 50–60% количество обращений предпринимателей по фактам, когда тендеры пишутся под определенного поставщика», – говорит Виталий Пак. По его словам, многие нарушения позволяет выявить камеральный контроль за тендерами: когда он только формировался, 16–20% госзакупок проводились с нарушениями, сейчас этот показатель снижен до 3–5%.

На портале госзакупок есть система управления рисками (СУР), которая выявляет рискованные госзакупки. Так, в конце 2018 года СУР определила, что госзакупка Бурлинского районного отдела ЖКХ, проведенная с 20 по 30 декабря, в высшей мере рискованная – она явно проводилась для того, чтобы быстрее освоить бюджетные деньги.

Когда аудиторы начали проверку по данному тендеру, выяснилось, что посредством конкурсной процедуры районный отдел ЖКХ планировал закупить у ГКП «Аксайжылукуат» отопительные котлы на сумму 86 млн тенге для новых школ. Однако после того как деньги за котлы были переведены, оборудование в школы поставлено не было. Таинственным исчезновением бюджетных денег заинтересовались сотрудники областного Нацбюро по противодействию коррупции, в отношении должностных лиц Бурлинского ЖКХ было возбуждено уголовное дело. И на данный момент 58 млн вернулись на счет государства.
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Министр образования и науки Куляш Шамшидинова считает, что выпускные вечера школьников не должны выходить за территории школ и уж тем более, превращаться в состязания дорогих нарядов и пышных застолий. Согласны ли вы с ее мнением?

Варианты

Цифра дня

900 000
тенге
примерная сумма каждого потребительского кредита казахстанцев

Цитата дня

В эти дни я получаю много писем от наших граждан, для которых оказалось неожиданным мое решение остановить свои полномочия. Некоторые сожалеют о моем решении. Даже получаю письма с предложением идти на новые выборы. Я благодарю за такое отношение и благодарен за доброе ко мне отношение, хочу низко поклониться и поблагодарить всех сограждан за такую любовь и такое отношение!

Нурсултан Назарбаев
экс-президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank