Перейти к основному содержанию
482 просмотра

Досаев администраторам бюджетных программ: «Не берите на себя лишних обязательств»

Вице-премьер Казахстана требует от инициаторов новых госпрограмм соотносить объем требуемых на них средств с возможностями бюджета

Устранить разрывы в финансировании государственных программ, происходящих из-за некачественного планирования, потребовал 14 февраля от администраторов бюджетных программ вице-премьер Казахстана Ерболат Досаев.

Выступая на коллегии министерства финансов в четверг, заместитель премьер-министра напомнил, что при отчете правительства по исполнению республиканского бюджета в обоих палатах парламента регулярно поднимаются проблемы качественного планирования бюджета.

«К сожалению, сегодня текущее бюджетное планирование превалирует над нашим стратегическим планированием: у нас есть разрывы между государственными программами, картами и так далее, которые в начале цикла реализации обеспечены полностью на 100%, но далее, как всегда мы говорим, их финансирование исходит из возможностей бюджета», - сказал Досаев.

Он напомнил, что его предложение по устранению этой проблемы заключается в том, чтобы центральные государственные органы, которые инициируют те или иные изменения в бюджет или новые государственные программы, должны вносить предложения о выделении финансовых ресурсов в том объеме, которые бюджет может предоставить.

«Не должно быть лишних ожиданий и лишние обязательства которые мы завтра не сможем исполнить», - подчеркнул заместитель премьера.

По его словам, министерство национальной экономики совместно с министерством финансов должно примерно к концу апреля - началу мая определиться с новыми подходами к формированию таких бюджетов, в том числе – и в регионах.

«Я во время поездок в регионы уже вижу очень много вопросов, когда просят дополнительной поддержки со стороны республиканского бюджета. Раньше они сами управляли за счет перевыполнения местных доходов, но сегодня они хотят вернуться к нам. Поэтому сбалансированная бюджетная политика бюджет - это залог нашего успеха: будем брать только те обязательства, которые мы с вами сможем исполнить», - подчеркнул Досаев.  

Он напомнил, что на последнем заседании правительства 12 февраля министр финансов Алихан Смаилов констатировал намеренное занижение регионами планов по доходам местных бюджетов на 60% по сравнению с январем прошлого года.

«Мы должны четко обозначить свою позицию (по занижению планирования – Kursiv), если мы этого не сделаем, то ситуация будет складываться так, что кто-то будет занижать доходы и ставить основные планы по ним на конец года, а потом будем заниматься гонкой», - считает спикер.

Он отметил, что тоже самое касается расходов бюджета, вопросов правильного планирования и равномерного распределения средств для того, чтобы они были сопряжены с обязательствами администраторов бюджетных программ.

«Если процессы госзакупок, оформления договоров, возможных судебных апелляций затягиваются во времени, то почему мы разрешаем центральным и местным государственным органам ставить в планах финансирования выделение больших средств в первом квартале до мая месяца? У нас есть предоплата, все остальное - по мере выполнения работ, как подписываются акты приемки, тогда мы и должны эти деньги предусматривать. Надо навести жесткий порядок», - продолжил вице-министр.

Он предположил, что процесс наведения порядка в этом вопросе вызовет активное противодействие со стороны администраторов программ.

«Конечно, все будут продавливать и просить, чтобы деньги отдали раньше, но потом у нас получится статистика неисполнения. Все мы это знаем, ежегодно говорим, но повторяем одни и те же ошибки. Предлагаю с 2019 года больше не повторять эти ошибки, по крайней мере, в таком объеме, который сейчас есть – а проблемы будут, и мы их не избежим», - заключил Досаев.

904 просмотра

Замакима ЗКО предложил бизнесу разделить лот по санитарной очистке города

Раньше двухмиллиардный контракт получала одна компания

Фото: Рауль Упоров

На содержание дорог и мостов областного центра из бюджета в 2019 году выделено почти 2 млрд тенге. Но эти средства осваивает лишь одна компания. Власти хотят, чтобы монополия в данной сфере была разбита, и потому ожидается, что в следующем году единый миллиардный лот будет разделен на пять составных частей.

Рушить систему нельзя

Месяц назад заместитель акима ЗКО Аманжол Алпысбаев на своей странице в Facebook опубликовал пост, в котором сообщил уральцам, что обл­акимат намерен пересмотреть условия проведения конкурса госзакупок на содержание дорожно-мостового хозяйства Уральска. И пояснил, что делается это для экономии бюджетных средств, чего можно достичь лишь при наличии конкуренции. 

«Для повышения прозрачности и конкуренции планируем разделить один большой лот (сейчас он 1,9 млрд тенге, при этом большая часть средств – 1,231 млрд тенге – механизированная уборка – «Курсив») на несколько лотов. Но здесь есть свои нюансы: на сколько, какие суммы будут интересны для МСБ, на какой срок, разделять ли уборку на зимнюю и летнюю?» – задался вопросами г-н Алпысбаев и предложил бизнесменам внести свои предложения. 

Однако в комментариях под постом отметились лишь несколько местных бизнесменов. Так, руководитель ТОО «СКФ «Отделстрой» Валентина Михно написала, что бизнесу будут интересны конкурсы сроком на три года, поскольку, по ее мнению, компании заинтересованы в долгосрочных договорах. 

При этом директор ТОО «Орал Транс» Турарбек Тлемисов уверен: «рушить налаженную систему нельзя». Однако он также отмечает, что оплата за совершенную работу, как правило, приходит гораздо позже, чем были оказаны услуги. В связи с чем компания вынуждена расплачиваться с подрядчиками за свой счет. «Я понимаю: работу сделал и получил оплату. А если оплата через полгода? Кто из бизнесменов захочет так работать?» – пишет г-н Тлемисов.

Лоты будут – появятся ли участники?

Спустя время в комментариях «Курсиву» Аманжол Алпысбаев заметил, что ему так и не удалось добиться обратной связи от бизнесменов. 

«Я хочу понять, сколько игроков на этом рынке. Кто из бизнесменов готов взяться за благоустройство дорог в городе. Есть мнение, что в Уральске существует одна компания, которая располагает большим количеством техники, и именно она должна осваивать те самые 1,9 млрд тенге бюджетных денег. Я изучил документацию. Основной объем работы проводится за счет спецтехники, привлеченной со стороны», – говорит замакима ЗКО. 

По его словам, если эту технику компании сдают в аренду основному игроку на рынке саночистки города, то почему бы им самим не стать участниками госзакупок по содержанию дорог и мостов.

Логика чиновника довольно проста. Он полагает, что усиление конкурентной среды будет способствовать не только уменьшению затрат бюджета на благоустройство города (на 15%), но и позволит не сокращать статью расходов на очистку города от мусора, грязи и снега. 

По словам г-на Алпысбаева, акимат Уральска уже сделал свой выбор – в 2020 году с новой технической спецификацией лот «Содержание дорожно-мостового хозяйства города Уральска» будет разбит на пять отдельных лотов под новым названием «Санитарная очистка города Уральска». Город будет разбит на пять участков, которые в идеале должны будут обслуживать пять абсолютно разных компаний. Эти участки, как поясняет он, территориально будут неодинаковы, соответственно, и суммы по ним на саночистку окажутся разными.

Хайдар Капанов, политолог, председатель Совета по защите прав предпринимателей при областной ПП: 

«По моему пониманию, чтобы в Уральске был порядок на дорогах, город нужно разделить на 20 участков – по числу избирательных участков депутатов городского маслихата. И объявлять конкурсы на санитарную очистку этих участков отдельными лотами. Нужно, чтобы депутаты принимали деятельное участие в привлечении бизнеса к этим тендерам, были заинтересованы в том, чтобы из бюджета вовремя оплачивались те работы, которые производит на их участке подрядчик, контролировали ход этих работ.

Демонополизация рынка услуг по благоустройству города позволила бы достичь большей результативности. В ЗКО есть ряд дорожных фирм, чья техника задействована в основном в весенне-летний период. Зимой она простаивает, работники сидят без зарплаты. Эти предприятия успешно могли бы заниматься вывозом снега с улиц города и очисткой мостов ото льда.

Но здесь необходимо принципиальное решение от властей города – на сколько лотов-­участков реально будут поделены 1,9 млрд тенге».

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance