Перейти к основному содержанию

bavaria_seasonX_1200x120.gif


537 просмотров

До 10 млн тенге готов выделить акимат Семея на поддержку развития туризма в 2019 году

В городе создана рабочая группа, которая определит направления развития внутреннего туризма в Семейском регионе

Фото: Shutterstock.com

Профессиональная организация экскурсий и туристических поездок по краю среди школьников, подготовка инструкторов и экскурсоводов, разработка новых интересных маршрутов. Вот далеко неполный список направлений, по которым намерена развиваться туристическая отрасль Семея в ближайшее время, передает корреспондент Kursiv.kz.

В Семее при отделе физической культуры и спорта города открывается сектор развития туризма. При этом работать в нем будут не профессиональные государственные служащие, а специалисты, имеющие опыт работы в туристической индустрии и знающие ее проблемы и планы на будущее. Об этом руководителям туристических агентств города рассказал на специальном рабочем совещании аким Семея Ермак Салимов.

Как признался градоначальник, несмотря на большой туристический потенциал Семея и наличие 24 туроператоров и турагентств в городе, местная исполнительная власть за последние годы практически не уделяла должного внимания развитию отрасли.

По оценкам представителей туризма региона, Семей даже не имеет собственного «туристического лица». И это притом, что город позиционирует себя духовным центром Восточного Казахстана, а может быть, и всей республики в целом. В нем жили и работали Абай Кунанбаев, Шакарим Кудайбердиев, деятели «Алаш» и целая плеяда талантливых артистов, писателей, поэтов и художников. Кроме того, город сумел сохранить уникальные купеческие дома и здания середины и второй половины XIX века, которые привлекают внимание туристов особой архитектурой и очарованием старины. 

Нельзя сказать, что работа в этом направлении не велась вообще. Каждая туристическая фирма Семея так или иначе принимала участие в разработке турмаршрутов внутреннего туризма по городу, региону и области в целом.

«Полтора года мы занимаемся разработкой туристических маршрутов по развитию внутреннего туризма и предоставляем свои проекты в различные инстанции. Но пока эта работа так и остается только на бумаге», - пожаловалась директор туристической фирмы «Тогас-интерсервис» Шынар Жоламанова.

По ее словам, еще 30 лет назад в Семипалатинской области насчитывалось не менее 220 туристических маршрутов по самым разным направлениям: экология, альпинизм, история родного края, изучение животного и растительного мира, сплав по рекам и многое другое. Сегодня количество турмаршрутов едва достигает 20-ти. Но и они не пользуются спросом. 

«Интерес к внутреннему туризму у людей есть. Тем более, сейчас, когда мы наблюдаем спад покупок турпутевок за рубеж. Мы должны предложить туристам альтернативный отдых недалеко от дома. Но он должен быть удобным, комфортным, интересным, познавательным и относительно недорогим», - считает директор ТОО «Шолпан» Майра Сырбаева.

Отметим, что, благодаря поддержке областного акимата ВКО, летом 2018 года удалось реализовать масштабный туристический проект «Литературный Восток» среди старшеклассников, ставших победителями в олимпиадах и конкурсах на знание произведений писателей Восточного Казахстана. По словам Шынар Жоламановой, только Семей за летние каникулы посетили 2,5 тыс. школьников со всех уголков ВКО. 

За 6-дневный тур они побывали в Усть-Каменогорске, Семее, Абайском, Шемонаихинском и Катон-Карагайском районах, где ознакомились с творчеством писателей и поэтов, живших и работавших в этих местах. По мнению представителей туристической отрасли Семея, маршрут «Литературный Восток» был бы интересен школьникам всего Казахстана. Поэтому есть смысл продвигать его в городах и областях республики.

Много лет сотрудничает с несколькими школами и лицеями Семея и турфирма «Шолпан». Как рассказала Майра Сырбаева, туроператор организовывает поездки в Жидебай, Усть-Каменогорск и другие районы ВКО для ознакомительных экскурсий для школьников.

Однако, по словам директора ТОО «Пальма тур» Юлии Шевченко, далеко не всегда родители и школы для организации туристической поездки обращаются за помощью к профессионалам. А это чревато последствиями, в том числе, связанными с безопасностью детей.

«Родители или школы заказывают автобусы, которые не проходят должный техосмотр, часто дети сидят по двое на одном месте. Да и обязательное сопровождение представителей дорожно-патрульной службы не всегда бывает. Я уже не говорю о том, что, экономя на оплате профессиональному экскурсоводу, родители лишают своих детей главного смысла от любой турпоездки – новых знаний и впечатлений. Большого толку от того, что дети просто посмотрят на достопримечательности, не услышав интересный рассказ о них, не будет», - обрисовала ситуацию Юлия Шевченко.

Что касается привлечения в Семея иностранных туристов, то, по словам Шынар Жоламановой, главный успех – это широкая реклама туристического потенциала города. Она должна быть представлена во всех соцсетях, а также туроператорам просто необходимо посещать международные выставки по развитию туризма. Так, только благодаря участию в подобных выставках, в Семей в прошлом году приехали 28 иностранных туристов.

Другое направление развития туризма – экскурсии выходного дня по городу и его окрестностям. Здесь у каждой турфирмы есть собственные наработки и маршруты. Другое дело, что работать с туристами просто некому. В прямом смысле этого слова. Как признались руководители турагентств Семея, в городе есть лишь один (!) грамотный и опытный экскурсовод, который не в силах обслужить одновременно несколько групп туристов. Так что главной проблемой здесь является дефицит кадров.

«В решении этой проблемы местная исполнительная власть может оказать помощь туристическим агентствам. На базе одного из колледжей города вполне можно организовать работу краткосрочных курсов экскурсоводов, гидов и инструкторов по туризму, которые бы смогли работать с разными категориями туристов», - предложил Ермак Салимов.

По словам директора Ассоциации туристов по Восточно-Казахстанской области Серика Жунусова, туристическая индустрия Семея остро нуждается в повышении квалификации всех работников, в силу своей профессиональной деятельности сталкивающихся с туристами. Это сотрудники аэропорта, железнодорожного и автовокзалов, полиции, гостиниц, кафе, музеев, библиотек и других учреждений. 

«Наиболее близким по духу нашему городу является Казань. И там сумели наладить отличный сервис для туристов. Есть мысль пригласить их специалистов провести серию обучающих семинаров и мастер-классов с семейчанами по особенностям работы с туристами», -  предложил Серик Жунусов.

Руководитель отдела культуры и развития языков Семея Назерке Аккожина уже сейчас, не дожидаясь специалистов из Казани, готова организовать встречи музейных работников и библиотекарей с представителями турфирм для разработки совместных проектов и программ, связанных с привлечением туристов и организацией познавательных экскурсий.

Что же касается развития строительства туристических баз, то здесь, по мнению Серика Жунусова, есть несколько сдерживающих факторов, которые мешают привлечь в туриндустрию серьезных инвесторов. Среди них: земельный вопрос. Как правило, турбазы строятся на территории национальных парков или особо охраняемых природных территориях, где земля в лучшем случае передается в долгосрочную аренду. Но чаще – всего на 5-10 лет. Для любого серьезного инвестора это станет очень высоким риском для реализации проекта. То есть эту проблему необходимо решать на уровне законодательной инициативы.
Другая проблема – отсутствие льготного кредитования и преференций для реализации проектов в сфере туризма. Ассоциация туристов Казахстана уже не раз выступала с инициативой распространить опыт поддержки сельского хозяйства по льготному кредитованию с субсидированием ставки вознаграждения и на проекты по туризму.

Обрисовав круг самых насущных вопросов, которые требуют системной работы, рабочая группа представит акимату Семея программу развития туристической отрасли на ближайший год. 


21212 просмотров

Нурлан Смагулов рассказал, кому оставит свой бизнес после ухода

По его словам, быть главой крупной компании – это не такая счастливая жизнь, как представляется многим

Фото: Пресс-служба Astana Group

Известный предприниматель, основатель и единственный акционер Astana Group Нурлан Смагулов, во время ежегодной встречи с журналистами ответил на несколько вопросов, касающихся источников фондирования и перспектив развития бизнеса.
 
- Нурлан Эркебуланович, много было разговоров о возможном IPO сети ТРЦ Mega, потом все откладывалось. Почему Вы все-таки не выходите на IPO, не привлекаете финансирование на фондовом рынке и не привлекаете других акционеров в свой бизнес? 

- Есть несколько типов компаний в мире – семейные, публичные, private placement, где 2-3 стратегических партнера и т.д. У всех владельцев этих компаний своя правда, у всех есть свои плюсы и минусы. 

Относительно меня – я несколько раз близко подходил к тому, чтобы продать акции Mega или Астана Моторс, провести IPO, привлечь народные деньги. Уже совсем близко к этому решению был, но каждый раз, думая о том, что мне нужно будет делегировать какие-то полномочия по принятию решений – например, открыть TeikaBoom или Happylon, я понимал, что еще не готов к тому, чтобы отдать часть решений совету директоров или собранию акционеров. 

Это очень непросто. Это непросто для первых людей, которые основали компанию. Потому что бизнес – это не просто зарабатывание денег, это среда обитания, жизненный комфорт, который ты создаешь. 

И каждый раз я отодвигаю этот срок, хотя думаю, что акции Mega были бы успешными, потому что мы гасим дорогостоящие кредиты, окупаем свои проекты. Нам кажется, что заемный капитал, несмотря на высокие ставки, все равно более привлекательные деньги, чем бесплатный акционерный капитал. 

 Почему Вы не выпускаете облигации?

– Знаете, страшная вещь – эти облигации. Я видел своих коллег, которые выпустили облигации... Когда выпускаются облигации, ты должен их погасить. Когда подходит срок погашения облигации, и у тебя нет столько наличности, ты становишься банкротом. Никто в переговоры с тобой вступать не будет. 

Если ты взял кредит в коммерческом банке, у меня были такие ситуации, я прихожу к Умут Болатхановне (Шаяхметовой – ред. Курсив), например, председателю правления Народного банка или Александру Сергеевичу Павлову, председателю совета директоров, и говорю, что не могу выплачивать долг, как мы договорились. Я прошу удлинить сроки, реструктурировать кредит и т.д. Это всегда вопрос переговоров. Я могу поговорить с банком. Но пенсионные фонды, страховые компании, все остальные инвесторы, которые купили мои облигации, не будут разговаривать. 

Или акционеры. Акционерам нельзя чего-то долго объяснять. Вы видели, как в свое время акционеры Apple отстранили Стива Джобса от его же собственного бизнеса. И потом, когда все было плохо – его опять привлекли. То же самое мы видим с Илоном Маском. Он покурил марихуану по ТВ, тут же акции его компании падают. Выпустить акции или облигации – означает подвергать свою компанию большому риску. Завтра акционерам (ред. Курсив) что-то не понравится во мне, и я буду ходить мимо Mega и смотреть издалека на нее. 

 Но в итоге вы занимаете деньги у государства, что вызывает негативную реакцию у общества, например, те 15 млрд тенге через ЕНПФ (вопрос Гульнары Бажкеновой, Holanews.kz)

– У государства мы заняли один раз на окончание строительства Mega Silk Way. В ТРЦ «Mega Almaty» нет государственных денег. Там все построено за счет кредитов Народного банка на коммерческих условиях под коммерческую ставку. 

Нам дали деньги ЕНПФ под 18,5% годовых. И пошел шквал недовольства – почему Смагулову дали деньги пенсионного фонда? То, что ставка 18,5% годовых – никто не слышит даже. Это высокая ставка. Сегодня в любом банке второго уровня самая большая ставка – 13-14%, может быть 15% годовых для начинающего заемщика. Для таких компаний как мы – не больше 12-13% годовых.

И вот такой негатив поднялся. Во-первых, деньги ЕНПФ дают на многие проекты, не только на наши. Во-вторых, я считаю, что это хорошо, что пенсионные деньги работают в высоко рентабельном хорошем проекте – коммерческой недвижимости. Дали 15 млрд тенге. На сегодняшний день мы вернули из этих денег 10 млрд тенге, но уже идет другая критика – почему им позволили вернуть эти деньги раньше срока?

Оставшуюся сумму мы планируем вернуть в ближайшие 2-3 года, потому что мы считаем, что 18,5% годовых – это несправедливая ставка для нас. Мы вытягиваем ее за счет разных активов, нам пришлось даже продать Mega Актобе, Mega Шымкент, Mega Астана, чтобы заполнить эту дыру. Мы пострадали из-за девальвации и там была очень сложная ситуация.

– Кроме 15 млрд тенге изначально государство выделило вам на строительство Mega Silk Way 36 млрд тенге под 3% годовых из Нацфонда. Можете назвать сколько всего вы выплатили уже, какая доля от проекта есть у государства и сколько еще осталось выплатить? (вопрос журналиста Информбюро)

– Да, мы получили кредит в 36 млрд тенге под 3% годовых. Это было в рамках реализации строительства ЭКСПО. Государство поставило перед нами задачу построить такой центр, чтобы для всех посетителей выставки, гостей столицы были такие ворота – вход на ЭКСПО. Так делается везде – и в Лондоне, и в Милане, по всему миру. Но когда началось строительство, произошла девальвация, мы пришли к правительству и попросили конвертировать этот займ, нам отказали.  

Таким образом 36 млрд тенге растаяли из-за девальвации. А у нас контракт со строителями был в долларах, стройматериалы закупались в долларах, оборудование в долларах. Понятно, что этих денег не хватило, поэтому мы вынуждены были взять еще 15 млрд тенге (уже из ЕНПФ).

36 млрд тенге должны были погаситься в течение 16 лет. Сегодня мы решили погасить этот кредит в ближайшие 7 лет. Добились того, что нам досрочно можно гасить его. Без штрафных санкций. Почему мы это делаем? Мы сейчас все деньги направляем на погашение этого кредита. Во-первых, кредит дешевый. Пусть он вернется государству, который разместит его куда-то выгоднее. Во-вторых, весь торговый центр находится сейчас в залоге у НУХ «Байтерек».

Они не совладельцы, они залогодержатели. Мы не можем получать дивиденды. Мы сами вложили $60 млн своих денег. Но мы не можем ничего там брать, это не наше, пока мы не оплатим последний тенге кредита.

У нас проверяющие – все правоохранительные органы, которые есть в стране. Если ты взял деньги из Нацфонда – это тройной, четверной контроль. Поэтому мы взяли обязательство вернуть эти деньги досрочно. И мы вернем через 7 лет (с сегодняшнего дня).

 Неужели ни один коммерческий банк не мог дать вам кредит? (вопрос Виктора Бурдина, Forbes)

– Могли дать. Но все находилось в залоге у государства. Ни один банк не будет с государством делить залоги.

 Вы говорите, что Вы - единственный акционер компании и не только акционер, но и топ-менеджер, занимаетесь операционным управлением компанией. Каким Вы видите будущее Вашей компании в перспективе 10-20 лет? Вы планируете передать его своим детям или продать инвесторам? 

– Спасибо за вопрос. Это вопрос, который каждый день встает передо мной. Да, я топ-менеджер компании и весь оперативный бизнес я веду вместе со своими коллегами, полностью внедрен во все цифры, факты и мне это нравится. Я просто кайфую от того, что целый день занят и мне интересно. Я даже иногда ревностно отношусь, если без меня решили тот или иной вопрос. Поэтому не могу ни продать, ни поделить бизнес. Пока я чувствую себя очень хорошо, мне 53 года, я поддерживаю свой тонус, занимаюсь спортом, мне все интересно. У меня хороший жизненный тонус. 

Я не вижу, что эта компания будет семейной, не вижу, что передам ее детям. В нашей турбулентной экономике, такой жизни, как у меня, не хочу пожелать своим детям. В ней достаточно много вызовов. У меня так сложилось, что … я даже получаю удовольствие от кризисов. Какое-то садомазохистское. Когда все трясет вокруг, я просто становлюсь более организованным и эффективным. Мне нравится, когда все вокруг движется. Я уже привык к этому. В отпуске больше двух недель не могу находится, меня начинает потряхивать, я начинаю донимать всех домашних и меня мечтают отправить быстрее на работу. 

Конечно, есть цель, чтобы пришли в компанию стратегические партнеры, чтобы пришли профессиональные управленцы с каким-то капиталом. Какие-то предложения поступают периодически. Мы все это отодвигаем, отодвигаем... Возможно, что-то будем продавать в каком-то будущем. Но вот сказать, что мы прямо сейчас находимся на пороге продажи каких-то наших активов, акций – нет. Может быть, что-то продадим. Но в целом, мы себя очень комфортно чувствуем, сейчас нет большой задолженности у компании. 

 У Вас есть мечта, чтобы Астана Моторс или Mega – это были компании со 100-летней историей? 

– Конечно. Мы вот прошли 25-летний рубеж. Такой рубеж не проходит 75% компаний в мире. Нам уже 27 лет, и мы чувствуем себя прекрасно. Первый процент компаний разваливается в течение 5 лет, потом 10, 15 лет. До 25 лет мало кто дотягивает. 

Я хотел бы, чтобы бренд Астана Моторс сохранился, чтобы за всем этим стояли люди, которые также трепетно относились бы к бизнесу, как я, чтобы он не стал циничным, чтобы в нем была высока доля пассионарности, патриотизма, эмоциональности. 

Вот как я увижу таких людей, мы будем продаваться, приглашать их. Какой-то пакет акций, я хотел бы, чтобы остался за семьей. Но так, чтобы: «вот, дети, занимайтесь» – нет. Это большие деньги, это большая ответственность, и это не такая счастливая жизнь, как представляется многим.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Министерство информации и коммуникаций РК ужесточает правила аккредитации журналистов в освещении мероприятий. Как Вы думаете, почему они это делают?

Варианты

Цифра дня

2%
годовых
составит ставка по ипотеке для многодетных и неполных семей

Цитата дня

Эффективное государство, как чистый воздух, его не чувствуешь...

Бауыржан Байбек
аким Алматы

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank