Чиновники ЗКО через суд намерны вернуть грантовые деньги предпринимателей

Часть денег бизнесмены вернули добровольно, не сумев запустить свое производство

Фото: Shutterstock

В ЗКО чиновники подали иски в суд на предпринимателей по поводу возврата 7 млн тенге грантовых денег. Еще 3,5 млн тенге начинающие бизнесмены вернули добровольно, не сумев запустить свое производство.

В областном управлении предпринимательства и индустриального развития отмечают, что основной причиной неосвоения грантов является удорожание оборудования, которое планировали закупить стартапы на выделенные им деньги.

Гранты на развитие бизнеса, в котором есть элементы инноваций и новизны, в рамках программы «Дорожная карта бизнеса» выдают из республиканского бюджета с 2012 года. Операторами грантовой программы в регионах являются управления предпринимательства и индустриального развития. Сумма гранта - в пределах 3 млн тенге.

Так, в управлении предпринимательства по ЗКО «Курсив» сообщили, что за все время действия программы по области было одобрено 110 проектов на сумму 220 млн тенге. Ежегодно для ЗКО из бюджета республики на гранты местным стартапам выделяется в среднем по 47 млн тенге.

В разрезе последних лет ситуация выглядит таким образом: 2017 год - 19 проектов поучили гранты на свое развитие;  2018 год - 30 проектов.

«Конкурс на присуждение грантов в этом году мы объявим в конце марта-начале апреля, - говорит главный специалист отдела государственных услуг управления предпринимательства и индустриального развития ЗКО Мирам Кабдыгалиев. - Ждем большой поток желающих принять в нем участие, так как в прошлом году на гранты подавали заявки 238 начинающих бизнесменов  (это в 8 раз больше, чем общее количество проектов, которые были одобрены - прим. ред.)».

Подавать заявки на получение грантов могут начинающие предприниматели, у которых никогда не было своего бизнеса, но есть какая-то инновационная идея; молодые предприниматели, кто в бизнесе не более 3 лет; инвалиды; женщины.

«Главные критерии, на которые мы смотрим, чтобы в проекте была какая-то новизна, креативность, и при этом он был нацелен на создание рабочих мест, - объясняет Кабдыгалиев. - большая часть одобренных проектов - 60% - это бизнес-идеи сельчан, так как их идеи для районов зачастую являются инновационными. а в городе нет. К примеру, в 2018 году женщина-предпринимательница из Бокейординского района выиграла грант на покупку станка ЧПУ для изготовления мебели. Там, в 600 километрах от Уральска, мебель кроме нее никто не делает, за столами и шкафами людям приходится ездить в областной центр. Теперь у них появился свой мебельный цех».

По словам собеседника «Курсив», гранты, которые получают предприниматели от государства, в основном идут на открытие мелкого производства, и еще 50% - на сферу услуг (сельские парикмахерские, обувные мастерские и прочее).

«Гранты не выдаются стартапам просто так, в никуда, - объясняет Мирам Кабдыгалиев. - В "Даму" есть отдел мониторинга, который отслеживает, как реализуется проект, на какие цели тратит взятые у государства деньги предприниматель. По итогам этого мониторинга до 90% взятых денег используются по назначению. Хочу отметить в этом плане проект уральского предпринимателя, который получил грант 2,5 млн тенге и купил оборудование для производства салфеток. В день он делает 8000 пачек салфеток.  За два года он сумел насытить своей продукцией уральский рынок - мы помогли ему наладить продажу салфеток в крупных супермаркетах «Дина», «Байтерек». И сейчас он выходит на актюбинский рынок».

Однако, как отмечает спикер, 10% стартапов, кто взял гранты, так и не смогли запустить свое производство. Основная причина тому - удорожание оборудования, которое предприниматели планировали закупить.

«Добровольно предприниматели вернули в бюджет 3,5 млн тенге, - резюмирует Кабдыгалиев. - Еще по трем проектам на общую сумму порядка 7 млн тенге мы подали иски в суд, чтобы принудительно вернуть деньги у тех грантодержателей, кто не смог начать свое дело, и при этом возвращать грантовые суммы не намерен».

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Как зарабатывают коллекционеры предметов искусства

В нынешние непростые времена банкиры с удовольствием принимают в залог современные шедевры

Иллюстрация: John W. Tomac

Вряд ли этот год можно назвать выдающимся для мира искусств. Однако для банков, кредитующих коллекционеров предметов творчества, ситуация обстоит совсем иначе. 

С самого начала кризиса коронавируса три крупнейших в мире аукционных домах – Sotheby’s, Christie’s и Phillips – впервые в истории начали проводить торги в дистанционном режиме. По данным Christie’s, только в этом месяце главный аукцион на площадке посмотрели 80 тыс. человек. На аукционе Sotheby’s во время торгов, где лотом выступил триптих Фрэнсиса Бэкона, был установлен рекорд на сумму $73 млн, что стало самым крупным предложением, поступившим онлайн. Впрочем, в итоге картина была продана другому покупателю, который позвонил по телефону и предложил больше.

Цены на арт-предметы не упали, однако в целом продажи на рынке искусства в этом году, вероятно, будут слабыми, поскольку аукционные дома и галереи испытывают трудности в привлечении лотов и крупных сделок. В рамках аукциона современного искусства и Вечерних торгов Sotheby’s в Нью-Йорке аукционный дом выручил $286 млн, что намного меньше прошлогодних $448 млн. Кроме того, такие ярмарки, как Art Basel, были отменены, и ни один искушенный коллекционер не хочет продавать шедевры в условиях неопределенности. По большому счету, благодаря масштабным денежно-кредитным экономическим стимулам и растущим фондовым рынкам не многим это сейчас по-настоящему нужно.

Впрочем, у подразделений таких учреждений, как Bank of America, JPMorgan Chase и Citigroup, которые оказывают услуги состоятельным клиентам, пожелавшим получить кредит под залог предметов искусства, работы должно быть много. По словам информированного источника, по мере того, как кризис стал набирать силу, состоятельные клиенты, у которых уже были открыты кредитные линии, обеспеченные коллекциями картин, начали их активно использовать. Подобные кредиты стали удобным источником наличных для тех магнатов из сферы недвижимости, чьи арендаторы внезапно прекратили платить арендную плату. Владельцы частного бизнеса поступили так же с целью справиться с краткосрочными финансовыми трудностями.

Когда ставки по кредитам снижаются, как это происходит в текущем году, спрос на кредиты под залог предметов искусства обычно возрастает. Как правило, инвесторы используют такие кредиты для того, чтобы высвободить привязанные к коллекциям миллионы долларов и вложить эти деньги в активы, которые могут обеспечить более высокую доходность. Воротилы из хедж-фондов и бизнеса по управлению частным капиталом уже давно используют кредиты под залог предметов искусства как часть своей стратегии по управлению инвестиционными портфелями, однако теперь эта тактика становится все более популярной и среди других коллекционеров. По данным Masterworks, специальной платформы для арт-инвестиций, в среднем у богатых клиентов около 6% состояния вложено в предметы искусства.

Использование кредита для обеспечения более высокой доходности имеет смысл, если учесть, что сами по себе предметы искусства имеют весьма заурядные инвестиционные перспективы. К примеру, в период с 1985 по 2018 год, по подсчетам Citi, среднегодовая доходность предметов искусства составила всего 5,3%. Современные картины, большинство из которых пользуется спросом у таких боссов хедж-фондов, как Стивен Коэн и Дэниел Леб, принесли чуть больше – 7,5%. И хотя эта категория предметов искусства по доходности значительно превзошла наличные деньги, сырьевые товары и золото, коллекционер мог бы заработать больше, если бы взял кредит под залог предметов искусства и вложил эти деньги в инвестиционный бизнес или в развивающиеся рынки, доходность которых за тот же период составила 13,9% и 10,8% соответственно.

Владелец коллекции наиболее известных послевоенных и современных произведений искусства имеет возможность занять сумму, составляющую до 50% от стоимости коллекции. Впрочем, если она несет в себе определенные риски – например, включает работы только одного или двух художников, размер предлагаемой ссуды будет меньше. Как правило, кредит в ведущих частных банках под залог картин на 1,5–3 процентных пункта выше эталонной лондонской межбанковской ставки, поэтому этот вид долга не такой уж и дешевый.

WSJ_12_Картины по номерам-1.jpg

Тем не менее в текущем году предметы искусства в качестве залога могут быть куда привлекательнее, нежели другие активы. Использование акций как залога по кредиту способно обеспечить лучшую процентную ставку, но не защищает от риска того, что рынки снова охватит волатильность и это приведет к дорогостоящему margin-call. Кредитование же под залог картин, которые оцениваются лишь раз в год, а не ежедневно (как акции) такой опасности не представляет. Также банки могут проявлять большую осторожность в тех случаях, когда в качестве обеспечения по кредиту выступает недвижимость, по крайней мере, до тех пор, пока общая картина с влиянием пандемии на стоимость таких активов, как торговые центры или офисные здания, не прояснится.

По оценкам Deloitte, под залог предметов искусства в мире выдано займов на общую сумму в размере от $21 до $24 млрд. Подавляющее большинство таких кредитов выдал в США Bank of America. Это учреждение является лидером рынка, ежегодно арт-портфель банка пополняется на $1 млрд. И хотя это лишь малая часть его кредитного портфеля в целом, банк уже занял эту привлекательную нишу.

Возможно, в конце текущего года банкам стоит проявить большую консервативность в оценке коллекций, что поможет снизить скорость прироста их кредитных портфелей. Ведь в условиях экономических спадов рынок искусства непредсказуем. К примеру, во время финансового кризиса 2008–2009 годов годовой доход от предметов искусства упал на 24,5%, что все равно было лучше, чем у акций, которые снизились на 40%. Однако рынку потребовалось почти десять лет, чтобы восстановиться после рецессии начала 1990-х годов. Вот и на этот раз ожидается, что свою ценность сохранят работы таких послевоенных и современных мастеров, как Энди Уорхол и Жан-Мишель Баския, тогда как работы менее известных художников остаются в зоне риска.

Как правило, картины ценятся по эстетическим соображениям либо как символ статуса. Для Уолл-стрит же хорошая новость в этом году – это то, что картины также являются полезным источником наличных денег.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg