Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


698 просмотров

Центр «Талап» предлагает общественности писать «письма счастья» по госзакупкам

В прошлом году, по оценкам главы центра прикладных исследований «Талап» Рахима Ошакбаева, порядка 72% госзакупок проводились с нарушениями конкуренции

Фото: Аскар Ахметуллин

Ввести в Казахстане механизм общественного контроля за государственными закупками, предусматривающий возможность извещения о возможных нарушениях как организаторов конкурсов, так и контролирующие госорганы, предлагает директор Центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев.

«Как вы знаете, в своем послании президент поставил задачу по снижению теневого оборота в экономике как минимум на 40% за три года, здесь в части госзакупок мы предлагаем ввести инструмент общественного их мониторинга… Есть аналитическая система «Око», которая хорошо известна всем правоохранителям, эта система позволяет мониторить всю информацию в отношении госзакупок с портала, в отношении закупок «Самрук-Казыны» и позволяет внутри себя идентифицировать порядка 42 видов рисков, в том числе – коррупционных. Мы можем на основе этого делать превентивные письма или «письма счастья», то есть если мы увидели конкурс, объявленный на кресло стоимостью полмиллиона, ничто не мешает нам отправить письмо организатору конкурса с указанием на то, что, возможно, это не релевантный конкурс», - сказал Ошакбаев на коллегии Агенства по делам государственной службы и противодействия коррупции (АДГСПК) 7 февраля.

Одновременно эти «письма счастья», по его словам, могут быть отправлены в заинтересованные госорганы, в частности – в АДГСПК.

«Хочу подчеркнуть, что никто при этом не делает никаких правовых выводов, никто не заменяет собой какие-то госорганы, общественность проводит общественный мониторинг и делает предположение, выдвигает гипотезу по той или иной госзакупке, что здесь есть риск правонарушения, или, возможно, есть риск ограничения конкуренции. Далее организатор закупок сам принимает решение», - заметил директор центра «Талап».

Он напомнил, что в прошлом году мониторинговая группа Центра проводила анализ госзакупок в рамках сотрудничества с АДГСПК и установила, что 72,5% госзакупок были проведены с ограничением конкуренции.

«Там есть 4 больших проблемы – это завышение цены, увеличение стоимости заключенных договоров, учреждение технической спецификации и приобретение нецелесообразных товаров, работ и услуг», - уточнил эксперт.

В качестве примера  приобретения товаров, несвойственных для госслужащего, он привел конкурс, проводимый в настоящий момент управлением внутренних дел города Туркестана, которое хочет закупить массажное кресло на сумму 422 тыс. тенге.

«Зачем массажное кресло по такой большой цене УВД, мы недоумеваем, то есть система мониторинга позволяет на разных ступенях выявлять и информировать исполнителей и организаторов закупок, что их закупка выглядит не очень красиво», - сказал Ошакбаев.

Другим примером проблем при проведении госзакупок, о котором мониторинговая группа информировала в прошлом году Счетный комитет и агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции, это типичный подход по ограничению конкуренции, когда при проведении тендера занижается цена радикально, чтобы никто не пришел, но объем самой закупки - очень большой при «нереальной цене».

«Это невозможно исполнить по такой цене, но приходит один поставщик – и заключает договор, а затем при помощи 10 допсоглашений эта сумма при неизменном объеме увеличивается до 5 миллиардов тенге. Это явление очень распространено. В первом полугодии 2018 года, когда мы проводили анализ, таких договоров было выявлено порядка 9 тысяч единиц, заключенных подобным образом. К сожалению, нормативная правовая база несовершенна и не позволяет бороться с подобными схемами, неправомерно ограничивающими конкуренцию, мы обобщили уровень госзакупок – 72,5% закупок, проведенных в прошлом году, на наш взгляд, могли бы быть более конкурентными, более эффективными как для государства, так и для поставщиков», - заключил глава Центра. 
 


753 просмотра

Казахстанским экспортерам начнут возмещать транспортные расходы

Часть денег на рекламу за рубежом - тоже

Фото: Shutterstock

Экспорт в Казахстане получит новый толчок в развитии. Такой позиции придерживаются эксперты. В этом году вступили в силу новые правила поддержки производителей, согласно которым часть затрат на транспортировку товаров возьмет на себя государство.

Дорогой экспорт

ТОО «Ново-Альджанский мелькомбинат» перерабатывает в сутки 550 тонн зерна. Помимо муки ТОО производит более 15 видов макаронных изделий. Свою продукцию предприятие реализует во многих областях республики, а также экспортирует в ближайшие регионы Российской Федерации, Афганистан и Туркменистан. Однако на экспорт идет не более 10% производимой муки. Компания может поставлять за границу куда большие объемы, соответствующие резервы есть. Однако, учитывая транспортные расходы, заводу выгоднее продавать свою продукцию в пределах республики.

«Предприятие работает с 1991 года, и нашу продукцию хорошо знают не только в Казахстане. Уже сейчас можем увеличить экспорт в ближайшие регионы РФ, но чем дальше везти, тем дороже выходит доставка продукции», – поделился в беседе с «Курсивом» главный экономист ТОО «Ново-Альджанский мелькомбинат» Аскар Нургалеев.

Если экспортерам будут возмещать часть затрат на транспортные расходы, это будет ощутимая поддержка для производителей, считает он 

Затраты возместят

Между тем в этом году вступили в силу изменения и дополнения в Правила возмещения части затрат субъектам индустриально-инновационной деятельности. В соответствии с ними государство начнет компенсировать производителям в определенном объеме транспортные расходы. 

В целом же правила предусматривают некоторую компенсацию по ряду затрат. Прежде всего это реклама продукции за рубежом, участие в зарубежных выставках, перевод информации о товаре на иностранные языки и издание специализированного каталога, содержание представительства и склада за границей, регистрация товарного знака, сертификация товара и транспортировка продукции в пределах Казахстана.

Так, субъектам крупного предпринимательства возмещается 30% от суммы, предъявленной к возмещению, среднему бизнесу компенсируют 50% затрат, а размер компенсации для малого бизнеса составит 60% от суммы понесенных затрат.

Есть и предел

Также, согласно Правилам, существует предельный размер возмещения части затрат на одного производителя в год. Если речь идет о рекламе товара, участии в фестивалях и зарубежных выставках, аренде склада, а также регистрации товарного знака, то размер компенсации в текущем году не может превышать 13 тыс. МРП – 32,8 млн тенге.

Как пояснил «Курсиву» заместитель председателя правления АО «Казахстанский центр индустрии и экспорта» Мурат Бекмагамбетов, по затратам, связанным с транспортировкой товаров, предельный размер возмещения части затрат на одного субъекта не должен превышать 200 млн тенге, или 1/50 выделенных на 2019 год средств. При транспортировке грузовым автомобилем лимит составляет не более 300 тенге за 1 км пробега. 

Следует отметить, что транспортные затраты возмещаются от пункта отправления до железнодорожных или автомобильных пунктов пропуска через государственную границу Казахстана. 

К примеру, субъект крупного предпринимательства подает заявку с двумя и более затратами (реклама товара, аренда складских помещений, доставка товара) по продвижению товара за рубежом на сумму в 350 млн тенге, из них 200 млн тенге – на доставку товара, 150 млн – на рекламу и аренду склада. 

«В таком случае на рекламу и аренду склада экспортеру предусмотрено возмещение 30% затрат, или 45 млн тенге. Но поскольку предельный размер возмещения не может превышать 13 тыс. МРП, то предприниматель сможет получить компенсацию в размере 32,8 млн тенге. Возмещение затрат по доставке товаров составит 60 млн тенге», – привел в пример расчеты Мурат Бекмагамбетов.

Прием заявок от субъектов бизнеса на возмещение части затрат уже начался. Предпринимателю необходимо подготовить перечень документов и направить заявку в АО «Казахстанский центр индустрии и экспорта». Решение о компенсации части затрат либо отказе в этом принимает межведомственная комиссия. Далее МИИР РК заключает с субъектом индустриально-инновационной деятельности соглашение и перечисляет средства. 

От сырья к продукции

Если говорить об обработанном экспорте, то Актюбинская область поставляет в страны СНГ, Афганистан, Азербайджан и Узбекистан яйца, рыбу, муку, макаронные изделия, мясную продукцию, стройматериалы. Кроме того, на экспорт идут металлоизделия, рельсы, нефтяное оборудование.

«География сырьевого экспорта – страны ЕС, США, СНГ, Китай, Корея, Япония, Афганистан, Иран, Турция. В эти страны поставляются хромовый концентрат, хромовая руда, нефть и продукты нефтепереработки, сжиженный газ, зерно», – пояснили «Курсиву» в управлении индустриально-инновационного развития Актюбинской области.

При этом основа экспорта региона – это нефтепродукты, металлы, ферросплавы. Основной импортируемой продукцией являются транспортные средства, оборудование, продукция химической промышленности, включая каучук и пластмассы, лекарственные средства. 

Безымянный_32.png

Точка зрения

Президент Союза товаропроизводителей и экспортеров Казахстана Николай Радостовец:

«Я думаю, что принятые меры будут поддерживать экспорт. Причем не только крупный, но и средний и мелкий бизнес. Мы говорим, что у Казахстана очень выгодное геополитическое положение. Между Китаем и Европой, да, очень хорошее, между Китаем и Россией – очень хорошее. А вот место самого Казахстана с позиции экспорта не такое уж и выигрышное для экспортеров. Поскольку мы конкурируем по продажам с теми странами, которые имеют прямой выход к океану.

Мы такого доступа не имеем, поэтому нам приходится транспортировать товары через сопредельные территории других государств, и прежде всего через Россию, у нас там большие транспортные коридоры. И все время у нас проблемы с подачей вагонов, потому что там тарифы достаточно высокие. И вообще считается, что государства, которые не имеют прямого выхода к морю, в плане экспорта очень уязвимы.

Во-первых, окупаемость затрат меньше, потому что доставка груза по железной дороге или автомобильным транспортом обходится дороже и нередко оказывается более длительной – необходимо пересечение границ, грузы задерживаются на станциях, требуется перевалка в портах. У нас высокие транспортные риски. К тому же страны, не имеющие выход к морю, потенциально теряют существенную часть валового продукта в связи с отдаленностью от рынка сбыта и дешевых транспортных артерий. И Казахстан входит в этот список».

Точка зрения

Вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей Тимур Назханов:

Если новые условия будут работать реально, а не на бумаге, то предприятия будут заинтересованы отправлять на экспорт свою продукцию. Для того, чтобы развивать экспорт, однозначно должна быть существенная поддержка со стороны государства. Затрат будет меньше – это облегчит жизнь предпринимателям. По уровню международной торговли мы находимся в конце многих стран, по оформлению товаров как импорта, так и экспорта – как завести, так и вывезти товар у нас достаточно сложно. Хотя последние пятнадцать лет периодически заявляется, что введены новые правила, электронное декларирование. Вместе с тем, сказывается коррупция – сначала создаются препятствия для предпринимателей, а потом помощь им предлагается. 

Экспорт – это всегда определенные затраты. Нужно чтобы продукция соответствовала международным стандартам, и в этом плане это требует дополнительных вложений. Поэтому проще что-то купить за границей в Китае, Турции, Европе привезти сюда, чем изготавливать что-то и вывозить это за рубеж – затраты несопоставимы. Естественно не считая нефти, сырья, которое у нас миллионами тонн вывозится за границу.

Поэтому во всем мире государство создает определенные условия, чтобы предприятия были заинтересованы вывозить свою продукцию за пределы. В этом плане весь мир давно продвинулся вперед, только мы по- прежнему живем по принципу: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Если хочешь, отправляй на экспорт, мы здесь ни при чем, и предприятия соответственно не очень заинтересованы. Особенно это касается малого и среднего бизнеса. Крупные предприятия у нас в основном занимаются вывозом сырья и хорошо возмещает свои затраты по вывозу сырья за границу, а вот для производителей из числа субъектов малого и среднего бизнеса таких условий, к сожалению, до сих пор не было.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

Почти 900 млн
тенге
пожертвовали казахстанцы кандидатам в президенты РК

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций