Перейти к основному содержанию
1875 просмотров

Центр «Талап» предлагает общественности писать «письма счастья» по госзакупкам

В прошлом году, по оценкам главы центра прикладных исследований «Талап» Рахима Ошакбаева, порядка 72% госзакупок проводились с нарушениями конкуренции

Фото: Аскар Ахметуллин

Ввести в Казахстане механизм общественного контроля за государственными закупками, предусматривающий возможность извещения о возможных нарушениях как организаторов конкурсов, так и контролирующие госорганы, предлагает директор Центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев.

«Как вы знаете, в своем послании президент поставил задачу по снижению теневого оборота в экономике как минимум на 40% за три года, здесь в части госзакупок мы предлагаем ввести инструмент общественного их мониторинга… Есть аналитическая система «Око», которая хорошо известна всем правоохранителям, эта система позволяет мониторить всю информацию в отношении госзакупок с портала, в отношении закупок «Самрук-Казыны» и позволяет внутри себя идентифицировать порядка 42 видов рисков, в том числе – коррупционных. Мы можем на основе этого делать превентивные письма или «письма счастья», то есть если мы увидели конкурс, объявленный на кресло стоимостью полмиллиона, ничто не мешает нам отправить письмо организатору конкурса с указанием на то, что, возможно, это не релевантный конкурс», - сказал Ошакбаев на коллегии Агенства по делам государственной службы и противодействия коррупции (АДГСПК) 7 февраля.

Одновременно эти «письма счастья», по его словам, могут быть отправлены в заинтересованные госорганы, в частности – в АДГСПК.

«Хочу подчеркнуть, что никто при этом не делает никаких правовых выводов, никто не заменяет собой какие-то госорганы, общественность проводит общественный мониторинг и делает предположение, выдвигает гипотезу по той или иной госзакупке, что здесь есть риск правонарушения, или, возможно, есть риск ограничения конкуренции. Далее организатор закупок сам принимает решение», - заметил директор центра «Талап».

Он напомнил, что в прошлом году мониторинговая группа Центра проводила анализ госзакупок в рамках сотрудничества с АДГСПК и установила, что 72,5% госзакупок были проведены с ограничением конкуренции.

«Там есть 4 больших проблемы – это завышение цены, увеличение стоимости заключенных договоров, учреждение технической спецификации и приобретение нецелесообразных товаров, работ и услуг», - уточнил эксперт.

В качестве примера  приобретения товаров, несвойственных для госслужащего, он привел конкурс, проводимый в настоящий момент управлением внутренних дел города Туркестана, которое хочет закупить массажное кресло на сумму 422 тыс. тенге.

«Зачем массажное кресло по такой большой цене УВД, мы недоумеваем, то есть система мониторинга позволяет на разных ступенях выявлять и информировать исполнителей и организаторов закупок, что их закупка выглядит не очень красиво», - сказал Ошакбаев.

Другим примером проблем при проведении госзакупок, о котором мониторинговая группа информировала в прошлом году Счетный комитет и агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции, это типичный подход по ограничению конкуренции, когда при проведении тендера занижается цена радикально, чтобы никто не пришел, но объем самой закупки - очень большой при «нереальной цене».

«Это невозможно исполнить по такой цене, но приходит один поставщик – и заключает договор, а затем при помощи 10 допсоглашений эта сумма при неизменном объеме увеличивается до 5 миллиардов тенге. Это явление очень распространено. В первом полугодии 2018 года, когда мы проводили анализ, таких договоров было выявлено порядка 9 тысяч единиц, заключенных подобным образом. К сожалению, нормативная правовая база несовершенна и не позволяет бороться с подобными схемами, неправомерно ограничивающими конкуренцию, мы обобщили уровень госзакупок – 72,5% закупок, проведенных в прошлом году, на наш взгляд, могли бы быть более конкурентными, более эффективными как для государства, так и для поставщиков», - заключил глава Центра. 
 

banner_wsj.gif

178 просмотров

"Бастау Бизнес" жобасына өтініш қабылдау басталды

Бизнес-жоспарын сәтті қорғаған қатысушылар мемлекеттен қайтарымсыз грант ала алады

Фото:shutterstock.com

Биыл кәсіпкерлік негіздері онлайн режимде оқытылады. Курсты жақсы аяқтаған тыңдаушылар мемлекеттен грант алу байқауына қатысуға мүмкіндік беретін сертификатқа ие болады, деп хабарлайды Нұр-Сұлтан қаласы кәсіпкерлер палатасының баспасөз қызметі.

Онлайн оқудан бөлек, биыл жобаға қатысуға өтініш беру шарты да өзгерген. Енді үміткерлер жобаға қатысу үшін өзінің тұрғылықты жері бойынша Жұмыспен қамту орталығына жүгінуі керек, орталық үміткердің оқуға қатыса алатын тұлға санатына сәйкес келетін-келмейтінін анықтайды. 
 

 Жобаға  жұмыссыздар, ауылдық жер, қала, сондай-ақ моно және шағын қала тұрғындары, денсаулығы еңбекке жарамды мүмкіндігі шектеулі жандар, зейнет жасына  дейінгі 50 жастан асқан адамдар, жастар, соның ішінде NEET санатындағы қыз-жігіттер, аз қамтылған және көп балалы отбасы мүшелері,  ауыл шаруашылығы кооперативтері, зәкірлік кооперацияларды қоса алғанда шаруа  қожалықтарының зейнет жасына жетпеген мүшелері, қоныс аударғандар мен қандастар қатыса алады. 

 Үміткер мәртебесі расталған соң, жұмыспен қамту орталығы оқуға жолдама береді.  Оқу жолдамасын алған соң, оқу тобына тіркелу үшін өңірлік  Кәсіпкерлер палатасына хабарласу керек.  

Жеке басты куәландыратын қажетті құжат көшірмесі және жұмыспен қамту орталығының жолдамасымен қоса, өтінішті онлайн өткізуге болады. 

«Бейне сабақтарға рұқсат берілуі үшін сізге 15 сұрақтан тұратын тесттен өту керек. Оқу 12 модульден құралған 50 танымдық бейне сабақтан тұрады. Тыңдаушылар бейнесабақтар мен оларға берілген таныстырылымдарды мұқият меңгеріп алуы керек. Оқу процесінде жекелеген бейне сабақтардан соң тапсырмаларды сапалы орындап, тренерге тексеруге жіберу қажет. Барлығы 9 тапсырма беріледі. Әр тыңдаушыға оқу барысында ең кемі бір рет бизнес-тренермен жеке кеңес алу мүмкіндігі беріледі. Салалық сарапшылармен вебинарлар бекітілген кесте бойынша жүргізіледі», – деді Нұр-Сұлтан қаласы ӨКП директоры Алмат Жүнісов. 

Тыңдаушы оқу соңында берілген тесттен  12 балл жинаған соң, оған бизнес-жоспар конструкторы ашылады. Бизнес-жоспар балдық жүйемен бағаланады. 18 балл жиналған соң, қатысушы «оқуды аяқтағаны туралы сертификат» алады. 

 Егер тыңдаушы тест бойынша шекті балды жинай алмаса, сынақтан қайта өтуге 3 рет өтініш бере алады.

 Бизнес-жоспарды тексеру барысында қажетті  шекті балл жинай алмай қалса, тыңдаушыға «қатысқаны туралы сертифкат» беріледі. Сертификаттың жарамдылық мерзімі 3 жыл. Осы уақыт аралығында бизнес-жоспарды қайта жазуға мүмкіндік берілген. 

 Кәсіпкерлік негіздерінің онлайн курсы 21 күнді құрайды. Тыңдаушылар оқуды ерте бітіре алады. 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png