Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2377 просмотров

Астана тестирует электроавтобус

По результатам тестов будет рассмотрена возможность закупа соответствующих электроавтобусов для работы на столичных маршрутах

В Астане в течение 15 дней тестируется электроавтобус. По результатам тестов будет рассмотрена возможность закупа соответствующих электроавтобусов для работы на столичных маршрутах.

Водитель АО «Автобусный парк №1» Ербол Ургаринов по итогам поездок на электроавтобусе отмечает мягкость хода.

«В первую очередь надо отметить удобство для пассажиров, потому что тут отсутствует стандартная коробка передач, то есть, даже трогаясь с места, не бывает каких-либо рывков при переключении передач, как на стандартных коробках передач. Просто автобус начинает плавно ускоряться - это определенный комфорт. Плюс из-за отсутствия стандартной коробки передач торможение происходит очень плавно, без рывков», - сказал он журналистам. 

Кроме того, Ургаринов напомнил и об отсутствии выхлопов от сжигаемого в обычных автобусах топлива, что положительно влияет на экологическую обстановку в Астане.

IMG_3043_новый размер.JPG

Помимо улучшения состояния воздушной среды в столице, речь идет и об экономических выгодах эксплуатации электроавтобусов. Электрический автобус не просто чище для окружающей среды, но и экономически выгодней – в нем нет большинства компонентов, характерных для автобуса с двигателями внутреннего сгорания: двигателя (не требуется замена масла и фильтров, ремней), топливной аппаратуры, выпускной системы, коробки передач. Доходы, получаемые автобусами одинаковы, а прибыль от электроавтобуса выше. Это связано с тем, что техническое обслуживание и переменные затраты на электрический автобус ниже, чем у дизельного, а его энергоэффективность выше.

«В целом автобус на электрическом ходу показывает и экономический разрыв по сравнению с дизельным топливом, которое стопроцентно используется на автобусах в Астане, и большую экологическую чистоту. Сейчас идет тестирование. Машина проходит его под разными нагрузками и в разных ситуациях. Она показывает себя с хорошей стороны. Экономически он действительно выходит дешевле. Если взять усредненно налегке, то этот автобус на 1 км использует 1 кВтч своей электроэнергии, соответственно, у нас, если не ошибаюсь, 1 кВт стоит порядка 18 тенге. Если сравнить его с дизельным автобусом, то на 1 км уходит порядка 650 грамм дизельного топлива при его стоимости 196-208 тенге за литр стоимость 1 км пути составляет порядка 126 тенге», - отметил замглавы автопарка.

Стоит отметить, что пять произведенных «СарыаркаАвтоПром» электроавтобусов Ankai уже более полугода перевозят пассажиров в Актау, но эксплуатация электроавтобусов в суровых столичных климатических условиях требует подготовки. По итогам тестовых поездок автопарк представит свои предложения и замечания к электроавтобусу, которые можно будет внести до начала массового производства и последующей их поставки в столицу. 

IMG_2989_новый размер.JPG

«Пока мы тестируем электроавтобус. Это базовая комплектация. Есть технические моменты, которые при производстве будут отработаны. После заключения уже на уровне Акимата  Астаны будет решаться вопрос о закупе автобусов. Электроавтобусы выгодны всем автобусным паркам города Астаны, так как тариф с переходом на электронную систему оплаты в городских автобусах остался на уровне 90 тенге (180 тенге при оплате наличными). Но это без учета того, что у нас дорожает все, также и ГСМ», - сказал Байбеков

Он отмечает то, что электроавтобусы имеют мало агрегатов, которые изнашиваются.

При полной зарядке данный автобус может проехать 220-240 км. В среднем протяженность одного маршрута в Астане составляет порядка 25-40 км (в обе стороны движения). «С нашим расписанием и графиком движения данный автобус, в принципе, может на одной зарядке свою смену отработать», - считает Байбеков.

На время же тестирования зарядное устройство мощностью 160 кВт установлено на территории автопарка. 

В ходе тестирования электроавтобус подвергался различным испытаниями, говорит координатор проекта электромобилей ТОО «СарыаркаАвтоПром» Роман Кривопаленко. 

«Автобус подвергается различным тестам. В автобус был загружен груз порядка 5 тыс. кг плюс сопровождающие лица. Он прошел порядка 240 км по маршруту, имитируя остановку, выгрузку и загрузку пассажиров при температуре минус 40», - сказал он. 

Начало тестовых испытаний совпало с морозами и ветром в Астане в первых числах февраля. По его словам, электроавтобус простоял всю ночь под открытым небом на морозе, завелся и затем проехал по городу 240 км. Автобус имеет два вида обогревателей: которые работают на дизельном топливе (для экстремально низких температур), а также те, которые работают на электроэнергии.

Кривопаленко отмечает, что автобус по желанию клиента может комплектоваться батареями различной емкости. На модели, которая проходит тест-драйв, емкость батарей составляет порядка 256 кВтч, а максимальная емкость батареи для электроавтобуса - порядка 380 кВтч. Электрический автобус уже проехал по дорогам столицы более 700 км. Максимальная скорость, которую может развивать электроавтобус 70 км/ч. Для максимального комфорта пассажиров он оснащен системой климатического контроля салона, USB-разъемами для зарядки мобильных устройств.

«Нагрузка была полная на автобусы. Было включено по возможности все, чтобы понять, как он будет себя вести. На 1 км пути автобус в среднем расходует 1 кВтч электроэнергии. На время тестов зарядное устройство установлено в автобусном парке. В дальнейшем планируется развитие полноценной инфраструктуры», - сказал он.

При строительстве инфраструктуры по зарядке электроавтобусов, в частности, рассматривается возможность подзарядки в течение 10-15 минут на конечной остановке во время «отстоя». В целом же штатное зарядное устройство позволяет полностью зарядить батареи электроавтобуса в течение полутора часов.

Аккумуляторные батареи электроавтобусов имеют встроенную систему обогрева, и после запуска электроника «сама определяет», насколько низкая температура окружающей среды, затем обогревает или охлаждает тяговую батарею. Важный момент - при торможении электрический мотор начинает работать в режиме генератора, возвращая преобразованную кинетическую энергию в аккумуляторную батарею и используя ее позднее. 

IMG_3032_новый размер.JPG

К 2025 году половина автобусов в мире будет электрической. Лидером, безусловно, стал Китай - там уже обновили парк на 99%. Город Шэньчжэнь полностью перешел на электробусы, а это почти 16 тыс. единиц городского транспорта. 

В Казахстане уже эксплуатируют электрический транспорт. Первым городом, где появились электробусы, стал Актау. Там их приобрели специально для обслуживания делегатов V Саммита Прикаспийских государств в августе 2018 года, а впоследствии поставили на регулярную линию от международного аэропорта до центра города Актау. Сейчас в Актау готовится к запуску городской маршрут – там уже будут работать 18 городских электробусов отечественного производства. Другие регионы также проявляют интерес к обновлению пассажирского транспорта экологически чистыми автобусами. Стоит отметить, что хорошим подспорьем для обновления автопарка электрическими автобусами может стать программа обновления автобусного парка, запущенная в прошлом году. 
 


1093 просмотра

Бизнесменам не нужны убыточные коммунальные предприятия Балхаша

На их реабилитацию потребуются миллиарды тенге

Фото: Shutterstock

По мнению чиновников, коммунальные предприятия, снабжающие жителей Балхаша водой и теплом, непривлекательны для инвесторов. Так ли это на самом деле, выяснял «Курсив». 

Акимату Балхаша подчиняются три убыточных коммунальных госпредприятия (КГП): «Балхаш Су», «Су жылу транс» и «Балхашэнерго». Работы и услуги, не входящие в их тарифную смету, субсидируются из бюджета, чтобы тариф был финансово устойчивым и не возникло социальной напряженности. 

«Без субсидирования данных статей затрат стоимость коммунальных услуг была бы в несколько раз выше. 70% инженерных сетей города имеют большой износ. То есть расходы по содержанию предприятий несопоставимы с их доходами», – поясняет руководитель отдела ЖКХ Айрат Карамурзин.  

Подведомственные акимату организации являются не только убыточными, но и проблемными. КГП «Балхаш Су» и КГП «Су Жылу Транс» находятся в сложном финансовом положении, КГП «Балхашэнерго» – на реабилитации. 

Братья-близнецы

КГП «Балхаш су» снабжает население питьевой водой, а также отводит канализационные воды. На протяжении нескольких лет предприятие работает в убыток. В прошлом году на его поддержку из областного бюджета выделили 200 млн тенге, в этом – 184 млн тенге.  
 
По данным департамента регулирования естественных монополий Карагандинской области, неисполнение тарифных смет КГП «Балхаш Су» в 2017 году причинило ущерб потребителям в размере 282 млн тенге. Для его возмещения был введен компенсирующий тариф. На днях бывшего директора предприятия Талгата Ежибаева осудили на 3,5 года ограничения свободы за злоупотребление должностными полномочиями. Согласно материалам уголовного дела, он подделал документы, чтобы формально исполнить тарифную смету. Ущерб государству составил 123 млн тенге. 
 
Кроме того, КГП «Балхаш Су» задолжало своим работникам 46 млн тенге. Они не получали заработную плату два летних месяца – июль и август. Выяснилось, что счета государственного предприятия арестованы с июля 2019 года из-за долга перед поставщиком электроэнергии ТОО «КазЭнергоЦентр» в размере 460 млн тенге. 

Как пояснил г-н Карамурзин, предприятие не смогло выплатить данную сумму по причине сложной финансовой ситуации, в которой оказалось после введения компенсирующего тарифа. В связи с этим на его счета наложили арест, который уже сняли. Сейчас организация выходит на стабильный режим работы. Она рассчиталась с сотрудниками за июль, в то время как августовские зарплаты выплачивает по мере поступления средств на свой счет. 
 
Интересно, что дела КГП «Су Жылу Транс», поставляющего населению тепло и горячую воду, идут по похожему сценарию, с той лишь разницей, что оно еще не задерживало зарплаты сотрудникам. Организация тоже не исполняла тарифные сметы, причинив потребителям чуть меньший ущерб – 201 млн тенге. Сейчас бывшего руководителя организации Бейсембека Сармантаева обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями, а именно в заключении фиктивных договоров с поставщиками на сайте госзакупок. 

В отношении КГП «Су Жылу Транс» департамент по регулированию естественных монополий Карагандинской области собирался ввести компенсирующий тариф. Однако в последний момент поменял решение, заменив его на более высокий тариф в качестве чрезвычайной регулирующей меры. Причиной послужило увеличение стоимости приобретаемой тепловой энергии у Балхашской ТЭЦ ТОО «Казахмыс Энерджи».

Фактическое повышение цен монополист произвел раньше на полтора месяца, чем предписывал антимонопольный орган. С 1 августа он увеличил тариф на горячую воду почти вдвое – со 136 тенге за куб. м до 262 тенге за куб. м. Сейчас по данному факту проводит расследование департамент. 

Вместе с тем КГП «Су Жылу Транс» задолжало ТОО «Kazakhmys Energy» 765 млн тенге, что почти вдвое больше по сравнению с долгами КГП «Балхаш Су» перед ТОО «Каз­ЭнергоЦентр». 

Предприятие также получает дополнительную поддержку от государства. В 2018 году из областного бюджета ему выделили 234 млн тенге, в 2019-м – 234 млн тенге.

Бездонный колодец 

Несколько лет назад в Казахстане началась оптимизация подведомственных организаций госорганам. В «Комплексный» план приватизации на 2016-2020 годы» вошли 780 объектов, из балхашских КГП в их числе оказалось только «Балхаш Энерго», которое до 2022 года будет проходить процедуру реабилитации.  

По словам Айрата Карамурзина, акимат не выставляет КГП «Балхаш Су» и КГП «Су Жылу Транс» на торги ввиду их инвестиционной непривлекательности. К примеру, для организации нормального водоснабжения на ремонт городских сетей, водозаборных и очистных сооружений, а также водовода поселка Саяк необходимо потратить 24,7 млрд тенге.

Юрист Ирина Фурсова полагает, что нежелание акимата передавать предприятия в частные руки может иметь другое объяснение.  
«С 2009 года департамент по регулированию естественных монополий утверждает инвестиционные программы для реконструкции коммунальных сетей. В числе прочих такой возможностью воспользовались ТОО «Караганды Су», ТОО «Теп­лотранзит Караганда», ТОО «Караганды Жарык». Балхашские КГП тоже могли бы проводить инвестиционные программы и через тариф получать деньги на реконструкцию коммунальных сетей. Почему акимат этого не сделал? Вероятно, ему выгодно брать субсидии из бюджета, совершенно не беспокоясь о модернизации этих сетей», – рассуждает правовед.
 
По мнению вице-президента Независимой ассоциации предпринимателей РК Тимура Назханова, установленная еще в советские годы система функционирования КГП в настоящее время не работает, поэтому необходима полная перестройка. 

«Общественность не допускается к реальным расходам и доходам этих предприятий. Они фактически закрытые. Система такая, что все нужно кардинально менять. Иначе так и будет бездонный колодец, куда уходят деньги налогоплательщиков», – отметил г-н Назханов.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций