Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2142 просмотра

Астана тестирует электроавтобус

По результатам тестов будет рассмотрена возможность закупа соответствующих электроавтобусов для работы на столичных маршрутах

В Астане в течение 15 дней тестируется электроавтобус. По результатам тестов будет рассмотрена возможность закупа соответствующих электроавтобусов для работы на столичных маршрутах.

Водитель АО «Автобусный парк №1» Ербол Ургаринов по итогам поездок на электроавтобусе отмечает мягкость хода.

«В первую очередь надо отметить удобство для пассажиров, потому что тут отсутствует стандартная коробка передач, то есть, даже трогаясь с места, не бывает каких-либо рывков при переключении передач, как на стандартных коробках передач. Просто автобус начинает плавно ускоряться - это определенный комфорт. Плюс из-за отсутствия стандартной коробки передач торможение происходит очень плавно, без рывков», - сказал он журналистам. 

Кроме того, Ургаринов напомнил и об отсутствии выхлопов от сжигаемого в обычных автобусах топлива, что положительно влияет на экологическую обстановку в Астане.

IMG_3043_новый размер.JPG

Помимо улучшения состояния воздушной среды в столице, речь идет и об экономических выгодах эксплуатации электроавтобусов. Электрический автобус не просто чище для окружающей среды, но и экономически выгодней – в нем нет большинства компонентов, характерных для автобуса с двигателями внутреннего сгорания: двигателя (не требуется замена масла и фильтров, ремней), топливной аппаратуры, выпускной системы, коробки передач. Доходы, получаемые автобусами одинаковы, а прибыль от электроавтобуса выше. Это связано с тем, что техническое обслуживание и переменные затраты на электрический автобус ниже, чем у дизельного, а его энергоэффективность выше.

«В целом автобус на электрическом ходу показывает и экономический разрыв по сравнению с дизельным топливом, которое стопроцентно используется на автобусах в Астане, и большую экологическую чистоту. Сейчас идет тестирование. Машина проходит его под разными нагрузками и в разных ситуациях. Она показывает себя с хорошей стороны. Экономически он действительно выходит дешевле. Если взять усредненно налегке, то этот автобус на 1 км использует 1 кВтч своей электроэнергии, соответственно, у нас, если не ошибаюсь, 1 кВт стоит порядка 18 тенге. Если сравнить его с дизельным автобусом, то на 1 км уходит порядка 650 грамм дизельного топлива при его стоимости 196-208 тенге за литр стоимость 1 км пути составляет порядка 126 тенге», - отметил замглавы автопарка.

Стоит отметить, что пять произведенных «СарыаркаАвтоПром» электроавтобусов Ankai уже более полугода перевозят пассажиров в Актау, но эксплуатация электроавтобусов в суровых столичных климатических условиях требует подготовки. По итогам тестовых поездок автопарк представит свои предложения и замечания к электроавтобусу, которые можно будет внести до начала массового производства и последующей их поставки в столицу. 

IMG_2989_новый размер.JPG

«Пока мы тестируем электроавтобус. Это базовая комплектация. Есть технические моменты, которые при производстве будут отработаны. После заключения уже на уровне Акимата  Астаны будет решаться вопрос о закупе автобусов. Электроавтобусы выгодны всем автобусным паркам города Астаны, так как тариф с переходом на электронную систему оплаты в городских автобусах остался на уровне 90 тенге (180 тенге при оплате наличными). Но это без учета того, что у нас дорожает все, также и ГСМ», - сказал Байбеков

Он отмечает то, что электроавтобусы имеют мало агрегатов, которые изнашиваются.

При полной зарядке данный автобус может проехать 220-240 км. В среднем протяженность одного маршрута в Астане составляет порядка 25-40 км (в обе стороны движения). «С нашим расписанием и графиком движения данный автобус, в принципе, может на одной зарядке свою смену отработать», - считает Байбеков.

На время же тестирования зарядное устройство мощностью 160 кВт установлено на территории автопарка. 

В ходе тестирования электроавтобус подвергался различным испытаниями, говорит координатор проекта электромобилей ТОО «СарыаркаАвтоПром» Роман Кривопаленко. 

«Автобус подвергается различным тестам. В автобус был загружен груз порядка 5 тыс. кг плюс сопровождающие лица. Он прошел порядка 240 км по маршруту, имитируя остановку, выгрузку и загрузку пассажиров при температуре минус 40», - сказал он. 

Начало тестовых испытаний совпало с морозами и ветром в Астане в первых числах февраля. По его словам, электроавтобус простоял всю ночь под открытым небом на морозе, завелся и затем проехал по городу 240 км. Автобус имеет два вида обогревателей: которые работают на дизельном топливе (для экстремально низких температур), а также те, которые работают на электроэнергии.

Кривопаленко отмечает, что автобус по желанию клиента может комплектоваться батареями различной емкости. На модели, которая проходит тест-драйв, емкость батарей составляет порядка 256 кВтч, а максимальная емкость батареи для электроавтобуса - порядка 380 кВтч. Электрический автобус уже проехал по дорогам столицы более 700 км. Максимальная скорость, которую может развивать электроавтобус 70 км/ч. Для максимального комфорта пассажиров он оснащен системой климатического контроля салона, USB-разъемами для зарядки мобильных устройств.

«Нагрузка была полная на автобусы. Было включено по возможности все, чтобы понять, как он будет себя вести. На 1 км пути автобус в среднем расходует 1 кВтч электроэнергии. На время тестов зарядное устройство установлено в автобусном парке. В дальнейшем планируется развитие полноценной инфраструктуры», - сказал он.

При строительстве инфраструктуры по зарядке электроавтобусов, в частности, рассматривается возможность подзарядки в течение 10-15 минут на конечной остановке во время «отстоя». В целом же штатное зарядное устройство позволяет полностью зарядить батареи электроавтобуса в течение полутора часов.

Аккумуляторные батареи электроавтобусов имеют встроенную систему обогрева, и после запуска электроника «сама определяет», насколько низкая температура окружающей среды, затем обогревает или охлаждает тяговую батарею. Важный момент - при торможении электрический мотор начинает работать в режиме генератора, возвращая преобразованную кинетическую энергию в аккумуляторную батарею и используя ее позднее. 

IMG_3032_новый размер.JPG

К 2025 году половина автобусов в мире будет электрической. Лидером, безусловно, стал Китай - там уже обновили парк на 99%. Город Шэньчжэнь полностью перешел на электробусы, а это почти 16 тыс. единиц городского транспорта. 

В Казахстане уже эксплуатируют электрический транспорт. Первым городом, где появились электробусы, стал Актау. Там их приобрели специально для обслуживания делегатов V Саммита Прикаспийских государств в августе 2018 года, а впоследствии поставили на регулярную линию от международного аэропорта до центра города Актау. Сейчас в Актау готовится к запуску городской маршрут – там уже будут работать 18 городских электробусов отечественного производства. Другие регионы также проявляют интерес к обновлению пассажирского транспорта экологически чистыми автобусами. Стоит отметить, что хорошим подспорьем для обновления автопарка электрическими автобусами может стать программа обновления автобусного парка, запущенная в прошлом году. 
 


1969 просмотров

Казахстанский рынок доставки еды оказался на грани серьезного передела

Сразу три крупные международные службы включаются в игру

Foodtech – услуга, растущая во всем мире ударными темпами и меняющая не только привычный ландшафт бизнеса, но и привычки людей. Нас ждут рестораны без клиентов, рост big data в бизнесе и жесточайшая конкуренция за клиента. К нам заходят глобальные игроки: Яндекс.Еда, Glovo, Wolt. 

Глобальный рынок готовой еды – $96,2 млрд

Эксперты McKinsey оценивают мировой рынок доставки продуктов питания и готовой еды в $96,2 млрд. Через приложения курьерских служб во всем мире пока продается около 1% всех продуктов питания и примерно 4% готовой еды, которую производят рестораны и сети фастфуд. 

Если уйти от усредненных оценок, то безусловным лидером по потреблению готовой еды являются США – около половины американцев покупают ее в ближайших ресторанах или заказывают ее доставку домой. В Европе эта привычка менее распространена, однако в Великобритании через приложения еду заказывают 7% населения. Интересно, что в некоторых крупных городах России проникновение этой услуги достигло примерно 9%.

Самые популярные готовые продукты – пицца и суши. Менее востребованы бизнес-ланчи, традиционные блюда и десерты. В последнее время одним из главных факторов для клиентов стало время доставки заказа. Но логистика – не самое сильное звено ресторанного бизнеса. Быть рядом с клиентом и доставлять заказ быстро – значит постоянно расширять производственную сеть и число курьеров, внедрять свои IT-системы для управления всеми процессами.

В это слабое место и вклинились курьерские компании, обладающие наработанными технологиями быстрого обмена информацией и оптимизированной системой доставки. Для ресторанов это нарушение традиционной схемы, благодаря которой они понимали своего покупателя и его вкусы. Обычно покупатель звонил в ресторан или онлайн заказывал блюдо, которое ему доставлял курьер этого заведения. Это создавало прямую связь ресторана с потребителем. С появлением универсальных приложений эта связь оказалась нарушена – теперь клиент общается с посредником-приложением. О меняющихся клиентских вкусах ресторан догадывается с запозданием, обнаружив падение продаж еды на вынос.

Примеров, показывающих уязвимость даже крупных компаний, на рынке достаточно. Крупнейший мировой производитель пиццы Domino пытается бороться за сохранение традиционной схемы. Дело в том, что курьерские приложения привлекают много инвестиций, благодаря чему занижают стоимость доставки, ставя целью быстрое расширение своей доли рынка. 

Domino отказывается сотрудничать с ними, но «война с приложениями» обрушила стоимость акций компании на 15%, ежегодный рост продаж сократился с 7 до 3%. 

В свою очередь компании по доставке еды объединяются, чтобы оказывать большее влияние на рынок. К примеру, этим летом началось объединение таких крупных игроков, как голландская Takeaway.com N.V. и американская Just Eat PLC. Объединенная компания будет обслуживать 355 млн клиентов в год на общую сумму заказов более $8 млрд.

«Темные кухни» кормят удаленного клиента 

M&A сделки свидетельствуют о сохраняющемся потенциале роста рынка доставки продуктов и готовой еды. По оценке Target Global, foodtech растет на 20–30% ежегодно, что делает этот сегмент самой перспективной отраслью для инвестирования. Наиболее популярные секторы – онлайн-сервисы, «темные кухни» – так называются рестораны, ориентированные только на онлайн-клиентов, а также сервисы по обеспечению ресторанов продуктами.

Пример стремительного роста популярности этого вида услуг в СНГ – Яндекс.Еда. Проект появился в 2017 году, когда на рынке России безраздельно господствовала DeliveryClub группы Mail.ru. 

Яндекс.Еда сформирована на базе поглощенных Foodfox и UberEATS. В первый год клиентами стали 100 тыс. человек, год спустя их было уже 1 млн, а в текущем году, по оценкам экспертов, компания отвоевала 20% всего рынка России, закрепившись в 25 крупных городах. Считается, что DeliveryClub, работая в 97 городах, контролирует 80% рынка.
 
Как раз сейчас все внимание привлечено к очередному витку борьбы между этими конкурентами: Яндекс.Еда объявила о введении бесплатной доставки, компания DeliveryClub на этот шаг пока никак не отреагировала. Напомним, сейчас рынок готовой еды в России составляет 132 млрд рублей (примерно 764,7 млрд тенге). В связи с этим возникает вопрос: как изменится рынок Казахстана с появлением иностранных игроков, закаленных конкуренцией недоступного для нас уровня и способных поднимать ставки в игре настолько высоко?

Какие глобальные игроки зашли на рынок Казахстана

Выход Яндекс.Еды на рынок РК можно считать свершившимся фактом. Компания не дает комментариев до официального запуска локального проекта, однако признала, что тестирует услугу на базе собственного сервиса такси. Одновременно компания начинает экспансию на рынок Беларуси.

Ожидается приход в страну еще одного игрока – финского стартапа Wolt, сейчас компания на стадии подбора ключевого персонала. Этот проект работает в 14 странах Европы, в его базе 1,5 млн клиентов, специализация – доставка готовой еды из ресторанов.

Наконец, с начала текущего лета в Казахстане работает испанская компания Glovo. Она специализируется на поставках любого товара, включая продукты питания и готовую еду. Glovo работает в 22 странах мира, начиная с 2015 года курьеры компании выполнили более 40 млн поставок. Среди глобальных партнеров McDonald’s, KFC и Starbucks.

Появление в Казахстане таких серьезных игроков позволяет предположить, что и у нас повторится сценарий, типичный для стран, уже переживших экспансию сервисов поставки: производители еды либо передают доставку специализированным компаниям, либо сливаются с ними. Инструментов давления у курьерских компаний великое множество. Например, формирование собственных брендов на рынке еды и переманивание клиентов в эту нишу льготными тарифами на поставку за счет масштаба бизнеса и поддержки со стороны глобальных материнских структур. 

Что такое рынок доставки еды в Казахстане?

По данным компании Chocofood, в РК оборот услуг по поставкам продуктов и готовой еды достиг показателя 11,6 млрд тенге. В деньгах эти услуги ежегодно растут на 20%. В большей степени это касается городов Алматы, Нур-Султан, Шымкент и Караганда. По собственной оценке, Chocofood контролирует 24% рынка доставки еды и 82% рынка foodtech, фактически львиная доля заказов еды в мобильных приложениях – это заказы через chocofood.kz. Другие основные игроки рынка доставки еды – Samurai Sushi, KFC/Hardee’s, Burger King, McDonald’s, Gippo, которые имеют собственные службы доставки. 

Комментируя грядущие конкурентные войны, компания подчеркнула, что усиление конкуренции приведет к общему росту рынка. К примеру, значительно сократится среднее время доставки, благодаря внедрению технологий big data бизнес сможет предвосхищать пожелания клиента. Также здесь уверены, что местные компании лучше «чувствуют» потребителя и знают его особенности.
 
Напомним, что начиная с 2014 года ключевым конкурентом Chocofood была Foodpanda Kazakhstan, часть международного сервиса по онлайн-заказу и доставке еды Delivery Hero. В 2017 году Chocofood поглотил конкурента и стал абсолютным лидером среди foodtech-сервисов.

21 августа, CEO Сhocofamily Рамиль Мухоряпов заявил о привлечении дополнительного капитала в компанию. $5 млн инвестировал Айдын Рахимбаев, основатель BI Group. Мухоряпов подчеркнул, что основные ресурсы будут направлены как раз на развитие сервиса «Рахмет» и Chocofood. Сейчас сервис доставки еды сhocofood.kz совершает 2,5 тыс. доставок в день из 650 ресторанов. Глава Сhocofamily рассчитывает, что компания вырастет в 18 раз в ближайшие пять лет, причем 70% прибыли должны принести иностранные проекты. Как минимум, конкуренция с новыми иностранными игроками на домашнем поле позволит Chocofood, а значит, и Сhocofamily в целом, получить опыт, который холдинг сможет применить уже при своей международной экспансии.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

 

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций