Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


6856 просмотров

Алматы – безопасный город: новые решения

Что делается для обеспечения безопасности горожан

Фото: shutterstock.com

О необходимости качественного преобразования работы правоохранительных органов в своем ежегодном Послании отметил глава государства. О том, как проходят эти реформы в южной столице и что конкретно делается для того, чтобы повысить уровень безопасности горожан, рассказала председатель правления АО «Центра развития города Алматы» Жанна Тулегенова.

- В последнее время казахстанцев все больше беспокоят вопросы общественной безопасности, но при этом они проявляют все меньше доверия к работе правоохранительных органов. Что, на Ваш взгляд, можно и нужно сделать, чтобы переломить сложившуюся ситуацию?

- В эту работу не может быть вовлечена одна только полиция. К этому должно быть подключено само общество. И мы, как Центр развития Алматы, который реализует реформы по различным направлениям, задались и вопросами безопасности. Но прежде мы должны были понять, что именно нужно менять и на что сделать упор, чтобы достичь максимального эффекта.

У нас есть послание главы государства, где конкретно сказано о необходимости качественного преобразования работы правоохранительных органов. Есть программа «Алматы 2020», обсужденная с горожанами в 2015 году, где одним из ключевых направлений является создание безопасного города.

И основываясь на этих документах мы инициировали ряд конкретных действий, направленных на улучшение ситуации с безопасностью горожан. Каждое наше действие мы называем «шагом навстречу безопасному городу».

Пока мы сформировали программу из 17 шагов, но надеемся, что уже в скором времени речь пойдет о 35 шагах, а спустя год-два – о 50 шагах. Мы фиксируем каждый шаг и подвергаем тщательному анализу результаты.

- И на что вы обратили внимание в первую очередь?

- Первым шагом, который был реализован еще в прошлом году, стало улучшение работы операторов службы «102». Раньше поступало большое количество жалоб от населения по поводу того, что в полицию невозможно дозвониться.

Акимат города и общественность провели тщательный анализ, разобрали архитектуру системы службы «102» и выявили корень проблемы, что позволило сразу принять ряд определенных мер. В частности, доработаны функции Call-центра на цифровой станции «Coral FlexiCom R800», число операторов увеличено в 1,7 раза – с 32 до 56, их зарплата возросла почти в три раза – с 32 до 92 тыс. тенге. Это обеспечило качественный набор персонала службы «102».

В итоге, к концу сентября прошлого года, то есть за три недели, интервал дозвона до оператора сократился с двух минут до 5-15 секунд и жалобы со стороны населения прекратились. Стоит отметить, что все эти мероприятия проведены за счет внутренней экономии Департамента полиции без привлечения дополнительных бюджетных средств.

Тулегенова Ж.В.__NAP_4171.jpg

- Горожане также высказывают немало претензий по поводу затрудненного доступа в здания УП. Решается ли эта проблема?

- Действительно, проблема длительного ожидания приема граждан, решивших обратиться в полицию, достаточно актуальна. Поэтому с октября прошлого года мы в Департаменте полиции города и районных управлениях начали строительство 12 фронт-офисов с комфортными условиями для посетителей, круглосуточным режимом работы и рабочим местом для процессуального прокурора. На эти цели из местного бюджета выделено 425 миллионов тенге.

Первый фронт-офис полиции уже открылся в Турксибском районе, и сейчас на его примере мы стараемся предусмотреть и исправить все возможные недочеты.

Работа выстроена по принципу ЦОНа, имеется дежурный консультант — посетителю, обратившемуся с заявлением или за консультацией, не нужно заходить в здание УП, так как следователи или оперуполномоченные сами ведут приемы. Также предусмотрена детская игровая площадка, санузел и камера хранения. Окончание строительства фронт-офисов планируется в первом полугодии текущего года.

- Насколько мне известно, подобный фронт-офис уже работает в здании городского следственного изолятора…

- Оптимизация процесса приема посетителей в здание следственного изолятора, это еще одна инициатива. Анализ показал, что ежедневно, объект посещают около 160 человек – адвокаты, общественные защитники, следователи и др. И все они сталкивались с проблемами длительного ожидания на улице, прохождения трех разноудаленных проверочных постов, отсутствием санузлов, камер хранения.  

В октябре прошлого года эти проблемы были обсуждены на заседании межведомственной комиссии, и уже в начале января этого года был сдан в эксплуатацию новый фронт-офис, где созданы комфортные условия для посетителей. В итоге время прохождения всех процедур (ожидание, досмотр и пр.) сократилось от одного часа до двадцати минут.  

Сейчас фронт-офис - единственный вход в это учреждение. Он оснащен видеокамерами и другими системами контроля, здесь же проводится досмотр посетителей и самих сотрудников. Это значительно снизило риск передачи запрещенных предметов. 

- Число автомобилей в городе растет из года в год и все их нужно регистрировать, перерегистрировать, получать госномера и так далее. Хватает ли в Алматы специализированных ЦОНов?

- Первый спецЦОН открыт в Алатауском районе в 2013 году. За 6 лет город значительно вырос.  И если изначально спецЦОН был рассчитан на 500 посетителей в сутки, то к 2018 году фактически обслуживал 2,5 тысячи. Открытие второго спецЦОНа в 2016 году в Турксибском районе ситуацию не улучшило – из-за отсутствия автодрома он предоставлял ограниченное количество услуг.

Поэтому в декабре прошлого года открылись два дополнительных спецЦОНа в Наурызбайском и Жетысуском районах. Причем, последний из них, обустроили на пустующем втором этаже обычного ЦОНа, что не потребовало серьезных вложений денежных средств. Все это позволило разгрузить Алатауский спецЦОН сразу на 30%. А совсем недавно начал работу пятый спецЦОН, открывшийся в ТЦ "Жетысу-Семиречье" в Медеуском районе.

При этом сведена к минимуму практика оказания незаконных посреднических услуг, которые и существовали в основном благодаря перегруженности спецЦОНа.

- Какие еще новшества помимо обустройства фронт-офисов в УП и спецЦОНов удалось воплотить в жизнь?

- Упрощена система выдачи рабочих виз иностранным гражданам. В августе прошлого года был открыт первый Центр миграционных услуг по выдаче разрешений на трудовую деятельность иммигрантам. Тем самым сокращены риски коррупционных проявлений и созданы комфортные условия для привлечения иностранных компаний. За четыре месяца выдано почти 8,5 тыс. разрешений. Срок выдачи сократился в 40 раз – с пяти рабочих дней до одного часа. Раньше компаниям, которые хотели привлечь на работу иностранных специалистов, приходилось обращаться в местное Управление полиции тратить много времени на прохождение всех бюрократических процедур. Теперь эти услуги они получают быстро и в комфортных условиях.

- Судя по высказываниям в соцсетях, алматинцев волнует ситуация со штрафной стоянкой, были жалобы на непрозрачность процедур и хищения запчастей. Какая работа ведется в этом направлении?

- В августе прошлого года мы провели опрос на портале Общественной приемной акимата Open Almaty для выявления проблем работы штрафстоянок. По данным опроса, одни автовладельцы не знают, куда звонить и где именно забирать свои машины, если они эвакуированы на штрафстоянку, другие жаловались на отсутствие должного присмотра за авто, помещенными на штрафстоянку, и практически каждый назвал процедуру возврата авто длительной, забюрократизированной и создающей коррупционные риски.

Для исключения этих проблем в сентябре открыли штрафстоянку «Кок Жиек» на 5,5 гектарах, вмещающую до 2,5 тыс. автомобилей. Для этого из бюджета города было выделено 415 млн.тенге.

С помощью жителей мы изменили бизнес-процессы —оформление протоколов, оплата и снятие штрафов осуществляется по принципу «одного окна» сразу на территории штрафстоянки. Теперь авто можно забрать в течение одного часа, тогда как раньше эта процедура могла занимать несколько дней. Для исключения краж, разбора машин и коррупционных проявлений среди сотрудников, установлена система безопасности — 56 камер и охранная сигнализация.

Нарушившие ПДД должны нести ответственность, но при этом все процедуры должны быть понятными, прозрачными и исключать коррупционные риски.

В настоящее время по вопросам возврата автотранспорта со штрафстоянки горожане обращаются на пульт «102». Вместе с этим, разрабатывается алгоритм создания единого Call-центра «112», где горожане смогут получить информацию по эвакуированному автотранспорту.

- Что делается для обеспечения безопасности на дорогах?

- Активно внедряется аналитическая система выявления нарушений скоростного режима «RoadScanSpeed» (средняя скорость), которая позволяет не только выявлять водителей нарушающих скоростной режим, но и определять основные рисковые зоны, где необходимо "успокоить" движение. Задачами системы является выявление факторов нарушений скоростного режима на основании расчета времени проезда автотранспортных средств от точки А до точки Б.  

Так в декабре, только за первые сутки установки системы, было выявлено больше тысячи нарушений на ул. Саина, пр. Аль-Фараби и ВОАД. Под камерами или фотофиксаторами водители, как правило, сбрасывают скорость, а затем снова едут под 120 км/ч.  

Мы уверены, что сокращение скорости с 80км/ч до 60 км/ч значительно сократит количество ДТП со смертельным исходом и ранениями на дорогах.  

Для достижения нулевого уровня смертности и серьезного травматизма на дорогах, будет внедрена программа дорожной безопасности «Vision Zero», которая решает обширный комплекс задач — от снижения скоростного режима и медицинского ухода после ДТП, до создания искусственных неровностей и других ландшафтных и инженерных решений, призванных вынуждать водителя снижать скорость. Впервые в странах СНГ эту систему опробовали в Минске, и за несколько лет количество ДТП на дорогах снизилось в шесть раз.

- Не могли бы вы рассказать подробно и о системе "Жолак" установленной на городских автобусах для видеофиксации нарушений ПДД?

- Система работает с 15 января 2019 года. Ее главная цель – искоренение практики выезда автомобилей на полосы, выделенные для общественного транспорта, нарушений правил парковки вдоль проезжей части, и других нарушений, в том числе совершаемых самими водителями общественного транспорта.

На эти цели из средств городского бюджета выделено около 104 млн. тенге и сейчас на 50 автобусах и троллейбусах стоят фото и видеокамеры, которые фиксируют все нарушения. И сегодня мы видим, что этот проект уже начал приносить результаты, и количество нарушений ПДД снижается день ото дня.  А автомобилисты, видя автобус или троллейбус, уже знают, что это, по сути, передвижная видеокамера и стараются не нарушать. В общем, профилактическая роль этого нововведения очень значительна и могу гарантировать, что мы будем увеличивать количество единиц общественного транспорта задействованных в этом проекте.

- Уже несколько месяцев алматинских автомобилистов будоражат различные слухи о внедрении в городе системы "Сергек". Как обстоят с этим дела на самом деле?

- Первые 110 постов фото и видеофиксации были установлены еще в 2012 году. До конца февраля мы ожидаем выхода проектно-сметной документации, и уже весной планируем начать монтаж еще 142 постов по корейской технологии. Кроме того, за счет экономии запланирована установка дополнительных постов, созданных по казахстанской технологии, и являющимися аналогом системы "Сергек" установленной в Астане.

Все это делается для повышения дисциплины водителей. Например, сейчас много нарушений происходит на ул. Толе би, на пр. Абая, ул. Момышулы. И хотя там установлено ограничение скорости до 60 км/ч, фактически никто это требование не соблюдает. А установка дополнительных постов видеофиксации позволит "успокоить" движение на этих участках и ежегодно сохранять сотни человеческих жизней.

- Уже не раз говорилось о том, что количество видеокамер в городе планируют увеличить не только на городских дорогах, но и в жилых массивах. Как продвигается эта работа?

- В целом, за все предыдущие годы в городе установлено более 116 тысяч камер видеонаблюдения. И 92% из них установлены во дворах, подъездах, подземных пешеходах, кафе и ресторанах и т.д. Причем сделано это без привлечения бюджетных средств, за счет самих жителей многоквартирных домов и представителей частного бизнеса.

Программа «Безопасный двор» была запущена в октябре прошлого года, направлена она на интеграцию видеопотока с городских видеокамер в районные управления полиции. И уже более четырех тысяч видеокамер подключены к аналитической системе с функциями охранной аналитики.

Все это позволяет сотрудникам полиции без траты времени на запрос осуществлять не только поиск по имеющимся видеоданным, но и предотвращать преступления.

Например, в прошлом году использование камер наружного наблюдения позволило раскрыть 1 359 преступлений (в том числе около 800 краж), а также выявить более 14 тысяч административных правонарушений.

-  Планируется ли внедрение специальных видеокамер, оснащенных функцией распознавания лиц?

- Да, в городе реализуется проект «Система видеомониторинга мест массового скопления граждан». В рамках проекта планируется установить 1000 цифровых камер повышенной точности. Они будут расположены в отдельных общественных местах города, а полученное изображение будет поступать в центр оперативного управления департамента полиции Алматы. На это уже выделены 8,6 миллиардов тенге из городского бюджета, в ближайшее время объявим конкурс, и начнем установку этих видеокамер. Это значительно усилит возможность оперативного реагирования полиции на совершаемые правонарушения и преступления в городе.

В настоящее время рассматривается возможность внедрения программного обеспечения распознавания лиц по казахстанской, белорусской и японской технологиях. Планируется предварительный запуск данных программных обеспечений в тестовом режиме в этом месяце. Данное программное обеспечение даст возможность поиска лиц, причастных к совершению преступлений, находящихся в розыске.  а также фиксировать места появления лиц, находящихся в криминалистических базах полиции.

- Генеральной прокуратурой РК был запущен проект о переходе ведения уголовных дел небольшой и средней тяжести в электронный формат? Насколько готовы к этому полицейские Алматы?

- В этом году мы планируем полный перевод уголовных дел по средней и небольшой тяжести в электронный формат. На этот проект выделено 350 млн тенге. Все необходимое оборудование закуплено в декабре, и сегодня полиция города уже полностью им укомплектована.

По прогнозам, цифровизация позволит ежегодно вести свыше 50 тысяч уголовных дел только в Алматы. Это сократит сроки расследования, исключит факты укрытия преступлений, утери и внесения изменений.

На сегодня в электронном формате ведется более трех тысяч уголовных дел, и нет ни одной жалобы о том, что где-то, что-то забыли, какая-то экспертиза потерялась или была осуществлена подмена документов.

- А как обстоят дела с ведением административных протоколов в электронном формате?

-  Проект единого реестра административных производств, для всех подразделений местной полиции запущен с января этого года. В декабре прошлого года приобретено 1 055 мобильных принтеров и 1155 планшетных компьютеров на общую сумму 193,1 млн тенге.  В результате на 100% необходимой техникой оснащены сотрудники местной полицейской службы и дорожно-патрульной полиции. По аналогии с "Е-Уголовное дело", данный проект исключает коррупционную составляющую, а также возможность утери протоколов административных правонарушений и внесения в них изменений.

На планшетных компьютерах установлено мобильное приложение "Ориентировка", позволяющая патрульным незамедлительно получать информацию об изменениях оперативной обстановки, а также обеспечивающая доступ к поиску информации о разыскиваемых людях и автомобилях. Также полицейские могут получать доступ к различным базам данных. Например, есть ли у остановленного ими водителя автостраховка, не лишен ли он водительских прав и является ли хозяином данной машины. То есть, полицейским даже не нужно требовать у него документы – они и так все видят в электронном формате.

- Правда ли, что в Алматы хотят объединить вызов всех экстренных служб на один телефонный номер?

- Действительно сейчас разрабатывается алгоритм создания «Единой Дежурной службы "112".  Данный сервис должен объединить все экстренные городские службы: противопожарную службу – 101, полицию – 102 и скорую помощь – 103. То есть, передача информации и вызов сотрудников этих служб будет осуществляться по принципу "одного окна", что позволит на 100% исключить занятость линий оперативных служб, сократить время приема и обработки вызовов, а также повысить уровень доверия граждан к оперативным службам.

- В последнее время участились сообщения о различных преступлениях и правонарушениях, которые происходят в увеселительных заведениях Алматы. Решается ли как-то этот вопрос?

- В Алматы более 400 клубов, кафе, баров и ресторанов. Мониторинг событий за 2018 год показал, что наиболее часто происшествия происходят в 22 заведениях и прилегающих к ним территориях, за указанный период поступило 1251 вызовов, из них 792 связанных с драками и нарушениями общественного порядка, совершено 357 преступлений.

Сегодня перед владельцами таких заведений поставлен вопрос обязательного использования лицензированной охраны. Ведется работа по увеличению количества цифровых камер видеонаблюдения как внутри помещений, так и на прилегающих территориях, интегрировав их с ЦОУ, и с установкой «тревожных кнопок».

- Правда ли, что в Алматы хотят построить какой-то особый Центр для содержания нелегальных иностранных мигрантов? 

- Как показывает практика, иногда иностранцы, проживая в нашей республике нарушают действующее миграционное законодательство, согласно которому мы обязаны их задерживать и создавать адекватные условия содержания нелегалов в соответствии с международными стандартами. 

Для этого планируется выделить изолированное отдельное здание на территории города, общей площадью примерно до 1000 кв. м, рассчитанное на 50 койко-мест. Предусмотрены отдельные комнаты для мужчин, женщин и женщин с детьми. На территории Центра будет обустроен прогулочный дворик, отдельная столовая, комнаты для оказания медицинской помощи, здание администрации и хозяйственный блок – прачечная, склады и так далее. 


297 просмотров

Будут ли в ВКО сносить незаконные постройки в воодохранных зонах?

Прецедент уже создан

фото: автора

На небольшом участке побережья Бухтарминского водохранилища в ВКО впервые за многие годы установили публичный сервитут. Владельца одного прибрежного гектара в Голубом заливе принудили убрать забор и отменить плату за подход к воде. Создан прецедент, который пока является исключением. Ведь километры земли в водоохранных полосах Бухтармы представляют собой застроенную территорию, и доступ к ним закрыт воротами и шлагбаумами.

«Войны» соседей

17 августа вступило в законную силу постановление акимата района Алтай Восточно-Казахстанской области об установлении права ограниченного целевого пользования (иными словами, публичного сервитута) на земельном участке возле дома отдыха «Голубой залив». До этого времени по распоряжению владельца земли, руководителя ТОО «Голубой залив» Кульжиян Уразбаевой, со всех посетителей других баз, дач, жителей многоэтажек поселка Новая Бухтарма за вход на пляж брали от 300 до 500 тенге.

По Земельному кодексу публичный сервитут устанавливается либо по решению местного акимата, либо постановлением суда. В этом случае был использован первый вариант. По поручению главы региона Даниала Ахметова акимат района Алтай восстановил права отдыхающих на доступ к воде, положенные им по закону.

История многолетних жалоб получила широкий общественный резонанс и дошла до акима области только потому, что в активной борьбе принял участие бизнесмен, имеющий личные интересы в этом вопросе. Сергей Акентьев, владелец соседней базы отдыха «Аквамарин», уже больше семи лет «воюет» с ТОО «Голубой залив» за право прохода и проезда к своей гостинице через пляж. В 2013 году к Кульжиян Уразбаевой даже было подано исковое заявление в суд с требованием не препятствовать в проходе и проезде транспорта по спорной территории. Однако, исходя из решения районного суда №2 района Алтай, в иске Акентьеву было отказано «так как не указано, какое именно нарушение прав истца допущено».

Владелица ТОО «Голубой залив» уведомления о вступлении в силу нового постановления о публичном сервитуте до сих пор не получила. В интервью корреспонденту «Курсива» Кульжиян Уразбаева сказала, что пока не решила, будет ли оспаривать данный документ в суде. Тем не менее забор на спорной территории убрали, проход освобожден.

«После жалобы владельца дома отдыха «Голубой залив» в ПП «Атамекен» по ВКО члены регионального совета РПП пришли к мнению, что сервитут должен быть установлен, но только при отведении общедоступного пляжа для отдыхающих «дикарями», – сообщила пресс-секретарь РПП Христина Дорошенко.

Показали пример

Независимый эксперт в области права, экс-руководитель территориальной земельной инспекции ВКО Владимир Соловьев отмечает, что после установления публичного сервитута на каком-либо определенном земельном участке побережья по его примеру можно открыть для прохода и остальную территорию побережья, занятую частниками. Ведь согласно Водному кодексу каждый человек имеет право доступа к водоему.

Серьезным нарушением, влекущим запрет на проход по частной территории, является сам факт продажи земли рядом с водой. В ответе на запрос «Курсива» руководитель Ертисской бассейновой инспекции по регулированию использования и охране водных ресурсов (ЕБИ) Казымбек Баймагамбетов поясняет, что согласно Водному кодексу водоохранная полоса – а это 35 метров от воды – относится к землям водного фонда и находится в государственной собственности. Как гласит статья 125 указанного закона, строительство и эксплуатация зданий на этой земле вообще запрещены. Но для этого местные исполнительные органы должны определить эти самые полосы и принять соответствующее постановление.

На побережье Бухтарминского водохранилища на достаточно большой территории близ Голубого залива берег был застроен еще в 2002 году, когда водоохранные полосы не были закреплены законодательно. Данную информацию подтверждает исполняющий обязанности руководителя управления земельных отношений ВКО Даулет Сарманов. То есть, запрет на строительство был принят постфактум, когда здания уже стояли.

Однако на остальной территории – в туристической зоне близ села Алтайка (район Алтай), в Кокпектинском районе ВКО – строения рядом с водой появились совсем недавно. Хотя в первом случае водоохранные полосы были определены в 2017 году, во втором – в апреле этого года. На фото, сделанных журналистом «Курсива», хорошо видно, что дома, бани возведены гораздо ближе, чем в 35 метрах от воды. И доступ к пляжам на некоторых участках перекрыт бетонными заборами как с земли, так и с моря. Все фотоматериалы редакция передала в управление земельных отношений ВКО. Даулет Сарманов пообещал, что со своей стороны сотрудники управления проведут анализ предоставления земель вдоль береговой линии Бухтарминского водохранилища в этих двух районах.

Как быть отдыхающим, если дорога к морю перекрыта воротами, доступ к побережью закрыт? С таким вопросом мы обратились к представителям госорганов. Отвечая на него, Казымбек Баймагамбетов сделал ссылку на Водный кодекс, который запрещает ограничение доступа к водным объектам. Это является административным правонарушением, а значит, нужно обращаться в органы внутренних дел. Но пойдут ли туристы, мечтающие в жару искупаться в море, на то, чтобы стоять перед закрытыми воротами в течение двух-трех часов в ожидании полицейских, принявших вызов? Вопрос открытый.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

 

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций