Перейти к основному содержанию

4325 просмотров

Минфин меняет правила игры, ужесточив требования к претендентам на госзаказы

Новые «правила игры» уже вызвали критику со стороны депутатского корпуса

Фото: Аскар Ахметуллин

Одно из внесенных Министерством финансов изменений в правила осуществления государственных закупок уже вызвало критику со стороны депутатского корпуса. После презентации этих изменений главой Минфина Алиханом Смаиловым на заседании правительства недовольных может стать еще больше. Тем не менее правила уже вступили в действие с 1 января этого года.

Основные новеллы, затрагивающие интересы участников госзакупок, заложены в поправках, направленных на повышение квалификации потенциальных поставщиков. Как сообщил министр финансов, к участникам госзакупок устанавливается новое квалификационное требование в виде финансовой устойчивости потенциального поставщика. Оно будет определяться по таким параметрам, как уплаченные налоги, наличие оборотных и основных средств, а также фонд оплаты труда; при этом заказчик не будет утруждать себя и конкурсантов бумажной рутиной – по утверждению главы Минфина, вся информация будет извлекаться автоматически из информационных систем комитета государственных доходов.

По мнению г-на Смаилова, такой подход позволит повысить поступление налогов, поскольку обяжет частника, претендующего на освоение государственных денег, работать в белую. Более того, Минфин решил использовать госзакупки как дополнительный инструмент борьбы с тенью: отныне при равенстве условных цен, предоставленных двумя и более конкурентами на конкурсе, приоритет будет отдаваться компаниям, имеющим «больший опыт работы и больший показатель по сумме уплаченных налогов». Именно эта норма буквально неделю назад была раскритикована депутатом мажилиса Меруерт Казбековой в запросе на имя премьер-министра Казахстана.

«Согласно ранее действовавшим правилам, при равенстве цен конкурсных предложений победителем признавался участник, имеющий больший опыт работы на рынке закупаемых товаров, работ, услуг, – напомнила она на пленарном заседании мажилиса 16 января. – А при равенстве опыта работы нескольких потенциальных поставщиков, имеющих равные условные цены, победителем признавался тот, чья заявка на участие в конкурсе поступила ранее заявок других потенциальных поставщиков. Считаем, что такой подход стимулировал здоровую конкуренцию среди предпринимателей, стимулировал их активнее использовать информационные технологии, отслеживать и более гибко реагировать на объявления госорганов», – добавила депутат.

Нынешний же подход, по мнению парламентария, приведет к тому, что более крупный бизнес, имеющий больший оборот и, соответственно, большую налогооблагаемую базу, автоматически оставит на конкурсе не у дел субъектов среднего и малого предпринимательства. Определенный резон в критике депутатов есть, однако своя мотивировка этого нововведения есть и у Минфина.

«Критерий по выбору поставщика по сумме уплаченных налогов вводится впервые, полагаем, что такой критерий выбора поставщика при равенстве условных цен является справедливым и будет стимулировать предпринимателей добросовестно платить налоги, – сказал Смаилов на заседании правительства. – Также это не позволит выигрывать конкурсы компаниям, которые передают все объемы на субподряд, тем самым не платят налоги, не развивают и не оснащают свою материально-техническую базу», – добавил он.

Насколько депутатские опасения насчет приоритета крупного бизнеса над МСБ обоснованы, пока неясно. А вот то, что равенство ценовых предложений со стороны поставщиков теперь станет не исключением, а нормой на конкурсах по госзакупкам, уже очевидно. Дело в том, что еще одной новеллой правил будет введение понятия «демпинговая цена».

«В реализацию указанной нормы закона в правилах осуществления государственных закупок установлены следующие пороговые значения, ниже которых снижение цены не допускается: по строительно-монтажным работам порог установлен в размере 10%, по проектированию технико-экономического обоснования и проектно-сметной документации – в размере 15%, по услугам технического надзора в размере 15%, – поясняет министр финансов. – В условиях установления порогов, ниже которых снижение цены не допускается, все участники закупок в целях победы на конкурсах будут снижать цены до допустимых порогов. Это приведет к равенству ценовых предложений с учетом применения условных скидок», – добавляет он.

Здесь и включится то самое правило определения победителя по опыту работы и количеству ранее выплаченных налогов – оба эти показателя, по мысли разработчиков новых правил, являются гарантией того, что поставщик, снизивший цену, сможет за эти деньги выполнить работу качественно.

Новые правила вообще направлены на более обширное знакомство заказчика с биографией поставщика, нежели сейчас. В частности, они предполагают широкое применение закупок способом конкурса с использованием предварительного квалификационного отбора, для чего введена компетенция Минфина по определению способа закупок.

Наконец, еще одна норма, которая может вызвать много вопросов у бизнеса, – это введение обязательного внесения средств для обеспечения заявки и исполнения договора по закупкам способом запроса ценовых предложений. Напомним, что ранее запрос ценовых предложений осуществлялся без каких-либо финансовых обязательств – и это приводило к уклонению от заключения договора ввиду несостоятельности потенциальных поставщиков.

Минфин также попытался с помощью нового нормативного акта сократить факты необоснованного обжалования закупок, в связи с чем теперь потенциальным поставщикам, не внесшим обеспечение заявки, устанавливается запрет на просмотр документов других участников. Помимо этого отныне не подлежат рассмотрению жалобы потенциальных поставщиков на требования конкурсной документации, если они не принимали участия в их предварительном обсуждении. Наконец, жалобы третьих лиц, не принимавших участие в закупках, не приостанавливают срок заключения договора.

Что до заказчиков, то для ряда госорганов, осуществляющих закупки, были упрощены процедуры: в частности, увеличивается пороговая сумма закупок из одного источника по работам и услугам со 100 месячных расчетных показателей до 500 МРП (с 252 тыс. 500 тенге до 1 млн 262 тыс. 500 тенге), что напрвлено на упрощение закупок по малобюджетным работам и услугам, в основном это касается детских садов, школ, поликлиник.

«В  рамках введения четвертого уровня бюджета для сельских акиматов данный порог увеличен до 3 тыс. МРП,  или до 7 млн 575 тыс. тенге. При этом, согласно закону, данная норма будет действовать до 2021 года, на период формирования навыков работников сельских акиматов по проведению госзакупок», – добавил г-н Смаилов.

Кроме того, в закупках способом запроса ценовых предложений (в закупках до 1 тыс. МРП, или до 2,5 млн тенге) заказчикам дается право указывать в документации на фирменные наименования товаров – в Минфине считают, что это позволит закупать более качественные товары. При этом был введен один именной запрет – на привлечение субподрядчиков предприятиями «Енбек» уголовно-исполнительной системы в рамках закупок из одного источника.

«Это обусловлено тем, что предприятия «Енбек», получая напрямую госзаказ, вместо трудоустройства осужденных передавали все объемы на субподряд, – пояснил г-н Смаилов. – По закупкам квазигоссектора устанавливается административная ответственность работников квазигоссектора за нарушения правил закупок», – добавил он.

При этом правила закупок компаниями группы «Самрук-Казына» будут утверждаться решением совета директоров фонда по согласованию с Министерством финансов, правда, все указанные нормы закона по вопросам закупок квазигоссектора вводятся в действие с 1 января 2020 года.

1214 просмотров

Алматинский и актюбинский технадзор вытесняет из Уральска местные фирмы

Они не могут конкурировать с ними в госзакупках

Фото: Silentalex88

Причиной тому стали изменения в законодательстве: в конкурсах на оказание услуг в сфере строительства по ЗКО побеждают лишь актюбинские или алматинские фирмы, у которых суммы налоговых отчислений в бюджет много выше, чем у местных технадзорных компаний. 

Всего в ЗКО около 20 фирм, оказывающих услуги технического надзора при строительстве зданий, сооружений и автомобильных дорог. С начала 2019 года в условиях конкурсов на проведение государственных закупок определяющим показателем была внесена сумма уплаченных предприятием налогов за последние четыре года. И уральские фирмы-технадзоры перестали побеждать в тендерах. Победителями конкурсов на оказание услуг технадзора при строительстве государственных объектов в ЗКО стали иногородние фирмы – ТОО «Дирекция строящихся предприятий «Стройинтеграция» (Алматы), ТОО «Актаустройэксперт» (Нур-Султан), ТОО «Инженерное бюро NURTAU» (Актобе), ТОО «Актобестройэксперт» (Актобе), ТОО «DS&V» (Костанай).

Выиграли много, а спецов мало?

В октябре 2019 года пять инжиниринговых компаний Уральска – ТОО «Сана Маркет», ТОО «АНТинжсервис», ТОО «Сектор строительных услуг «Сенiмдi сапа», ТОО «БатысСапа Инжиниринг», ТОО «КИУС» – написали заявление в управление государственного архитектурно-строительного контроля ЗКО. Они попросили ведомство провести проверку соответствия качества услуг по техническому надзору за строительными объектами в области. 

Причиной проверки, с точки зрения местных предпринимателей, может служить тот факт, что неместные фирмы выиграли огромное количество лотов на технадзор при строительстве 14 многоэтажных домов, 4 водопроводов, 67 одноэтажных домов, 3 школ, 6 дорог. Учитывая разбросанность объектов по области, у местных фирм возник вопрос: сумеют ли победители качественно выполнить взятые на себя обязательства? 

Не получив из ГАСКа ответа, в ноябре 2019 года бизнесмены обратились в Палату предпринимателей ЗКО, где помимо вопросов качества услуг затронули и больной для инжиниринговых компаний области вопрос – близкое к банкротству финансовое положение. 

Руководитель ТОО «КИУС» Мурат Бахишев – именно он и стал инициатором написания тревожных писем в ГАСК и ПП – объяснил «Курсиву», что его предприятие работает с 2007 года, и при участии ТОО «КИУС» в ЗКО были построены десятки социальных объектов, много­этажных домов, автодорог.

«Во многих договорах на наши услуги прописано, что представители фирмы-технадзора должны постоянно находиться на строительном объекте. При возведении многоэтажного дома или, к примеру, строительстве автодороги там должны работать до шести специалистов технадзора. У нас вызывает большое сомнение, как фирмы из Алматы или Актобе, выигравшие не один десяток тендеров по стране, смогут обеспечить при строительстве объектов должное количество специалистов», – рассуждает Мурат Бахишев.

По его словам, уже сейчас иногородние компании переманивают к себе на работу сотрудников местных фирм. 

Аналогичного мнения придерживается и руководитель фирмы-технадзора ТОО «АНТинж­сервис» Нурлан Мурзагалиев. Он считает, что сложившаяся ситуация с технадзором в ЗКО породит лишь одно: отсутствие надлежащего контроля со стороны госорганов, поскольку фирмы-технадзоры нанимает именно государство в лице областных управлений строительства. В итоге может пострадать качество строительных работ. 

Узкая направленность – путь к разорению

Относительно нового условия участия в тендере – отнесения в зачет участника конкурса суммы уплаченных налогов за последние четыре года – оба руководителя инжиниринговых компаний считают, что именно оно выбило из участия в госзакупках всех уральских технадзоров. 

«Уральские инжиниринговые фирмы заняты только в сфере технадзора за строительством. В то время как алматинские или актюбинские фирмы – победители большинства конкурсов – выполняют весь комплекс строительных работ – от проектирования до строительно-монтажных работ плюс технический и авторский надзор за строительством», – говорит  Нурлан Мурзагалиев.  

Сейчас, по его словам, «АНТинж­сервис» переживает нелегкие времена: из фирмы уже ушли два специалиста, осталось пятеро. Платить зарплату людям нечем. Из госзаказа у ТОО остался лишь проект по газоснабжению сел Казталовского района ЗКО. В конце декабря «АНТинж­сервис» завершит проект, и фирма сократит свой штат еще на три специалиста.

Аналогичная ситуация у большинства инжиниринговых компаний Уральска. В ТОО «КИУС» из 11 специалистов сейчас работают шесть. Люди уходят, потому что нет тендеров, соответственно, нет и достойной зарплаты. 

«Сейчас мы даже не заглядываем на портал госзакупок – шансов выиграть тендеры на технадзор у нас нет никаких. У меня осталось несколько проектов прошлых лет: спортивная школа-интернат в поселке Деркул и пристройка к зданию ДКНБ. К середине лета 2020 года мы их завершим и пойдем ко дну», – констатирует Мурат Бахишев.

Главы уральских инжиниринговых фирм отмечают, что новые нормы закона о госзакупках, по сути, монополизируют рынок услуг технадзора в сфере строительства. И даже если правила госзакупок будут изменяться в перспективе, не исключено, что к тому времени инжиниринговые фирмы Уральска уже разорятся.

Выше закона не прыгнешь 

Руководитель управления госзакупок по ЗКО Бибигуль Ниеткалиева сообщила «Курсиву», что с начала 2019 года они провели 29 конкурсов на услуги технадзора. Один из них выиграла местная фирма – ТОО «Жана консалтинг Ltd», в других победили иногородние инжиниринговые компании. Средняя сумма одного лота по технадзору, по словам г-жи Ниеткалиевой, – 10 млн тенге. 

«Раньше технадзоры, чтобы выиграть конкурс, могли демпинговать, предлагать цену услуг ниже заявленной в тендере на 40-50%. Теперь, во избежание получения некачественных услуг, внесена норма, предписывающая участникам тендеров не допускать понижения цены ниже 15%», – пояснила Бибигуль Ниеткалиева.

То, что местные фирмы из-за меньших сумм налоговых отчислений оказались аутсайдерами тендеров на услуги технадзоров, изменить в управлении госзакупок не в силах.  

Председатель совета по защите прав предпринимателей ПП ЗКО Хайдар Капанов считает, что в этой ситуации побороться все-таки стоит. На местном уровне, как подчеркивает г-н Капанов, такие вопросы не решаются. Поэтому обращение инжиниринговых компаний Уральска они перенаправили в РПП «Атамекен». 

«Наша резолюция – из законодательства нужно убирать норму о включении суммы уплаты налогов за четыре года в список ключевых при участии бизнеса в тендерах на госзакупки в сфере строительства. О какой поддержке малого и среднего бизнеса со стороны государства может идти речь, если такими поправками в законодательстве мы душим МСБ на корню?» – заключил Хайдар Капанов.
 

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance