Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


4087 просмотров

Минфин меняет правила игры, ужесточив требования к претендентам на госзаказы

Новые «правила игры» уже вызвали критику со стороны депутатского корпуса

Фото: Аскар Ахметуллин

Одно из внесенных Министерством финансов изменений в правила осуществления государственных закупок уже вызвало критику со стороны депутатского корпуса. После презентации этих изменений главой Минфина Алиханом Смаиловым на заседании правительства недовольных может стать еще больше. Тем не менее правила уже вступили в действие с 1 января этого года.

Основные новеллы, затрагивающие интересы участников госзакупок, заложены в поправках, направленных на повышение квалификации потенциальных поставщиков. Как сообщил министр финансов, к участникам госзакупок устанавливается новое квалификационное требование в виде финансовой устойчивости потенциального поставщика. Оно будет определяться по таким параметрам, как уплаченные налоги, наличие оборотных и основных средств, а также фонд оплаты труда; при этом заказчик не будет утруждать себя и конкурсантов бумажной рутиной – по утверждению главы Минфина, вся информация будет извлекаться автоматически из информационных систем комитета государственных доходов.

По мнению г-на Смаилова, такой подход позволит повысить поступление налогов, поскольку обяжет частника, претендующего на освоение государственных денег, работать в белую. Более того, Минфин решил использовать госзакупки как дополнительный инструмент борьбы с тенью: отныне при равенстве условных цен, предоставленных двумя и более конкурентами на конкурсе, приоритет будет отдаваться компаниям, имеющим «больший опыт работы и больший показатель по сумме уплаченных налогов». Именно эта норма буквально неделю назад была раскритикована депутатом мажилиса Меруерт Казбековой в запросе на имя премьер-министра Казахстана.

«Согласно ранее действовавшим правилам, при равенстве цен конкурсных предложений победителем признавался участник, имеющий больший опыт работы на рынке закупаемых товаров, работ, услуг, – напомнила она на пленарном заседании мажилиса 16 января. – А при равенстве опыта работы нескольких потенциальных поставщиков, имеющих равные условные цены, победителем признавался тот, чья заявка на участие в конкурсе поступила ранее заявок других потенциальных поставщиков. Считаем, что такой подход стимулировал здоровую конкуренцию среди предпринимателей, стимулировал их активнее использовать информационные технологии, отслеживать и более гибко реагировать на объявления госорганов», – добавила депутат.

Нынешний же подход, по мнению парламентария, приведет к тому, что более крупный бизнес, имеющий больший оборот и, соответственно, большую налогооблагаемую базу, автоматически оставит на конкурсе не у дел субъектов среднего и малого предпринимательства. Определенный резон в критике депутатов есть, однако своя мотивировка этого нововведения есть и у Минфина.

«Критерий по выбору поставщика по сумме уплаченных налогов вводится впервые, полагаем, что такой критерий выбора поставщика при равенстве условных цен является справедливым и будет стимулировать предпринимателей добросовестно платить налоги, – сказал Смаилов на заседании правительства. – Также это не позволит выигрывать конкурсы компаниям, которые передают все объемы на субподряд, тем самым не платят налоги, не развивают и не оснащают свою материально-техническую базу», – добавил он.

Насколько депутатские опасения насчет приоритета крупного бизнеса над МСБ обоснованы, пока неясно. А вот то, что равенство ценовых предложений со стороны поставщиков теперь станет не исключением, а нормой на конкурсах по госзакупкам, уже очевидно. Дело в том, что еще одной новеллой правил будет введение понятия «демпинговая цена».

«В реализацию указанной нормы закона в правилах осуществления государственных закупок установлены следующие пороговые значения, ниже которых снижение цены не допускается: по строительно-монтажным работам порог установлен в размере 10%, по проектированию технико-экономического обоснования и проектно-сметной документации – в размере 15%, по услугам технического надзора в размере 15%, – поясняет министр финансов. – В условиях установления порогов, ниже которых снижение цены не допускается, все участники закупок в целях победы на конкурсах будут снижать цены до допустимых порогов. Это приведет к равенству ценовых предложений с учетом применения условных скидок», – добавляет он.

Здесь и включится то самое правило определения победителя по опыту работы и количеству ранее выплаченных налогов – оба эти показателя, по мысли разработчиков новых правил, являются гарантией того, что поставщик, снизивший цену, сможет за эти деньги выполнить работу качественно.

Новые правила вообще направлены на более обширное знакомство заказчика с биографией поставщика, нежели сейчас. В частности, они предполагают широкое применение закупок способом конкурса с использованием предварительного квалификационного отбора, для чего введена компетенция Минфина по определению способа закупок.

Наконец, еще одна норма, которая может вызвать много вопросов у бизнеса, – это введение обязательного внесения средств для обеспечения заявки и исполнения договора по закупкам способом запроса ценовых предложений. Напомним, что ранее запрос ценовых предложений осуществлялся без каких-либо финансовых обязательств – и это приводило к уклонению от заключения договора ввиду несостоятельности потенциальных поставщиков.

Минфин также попытался с помощью нового нормативного акта сократить факты необоснованного обжалования закупок, в связи с чем теперь потенциальным поставщикам, не внесшим обеспечение заявки, устанавливается запрет на просмотр документов других участников. Помимо этого отныне не подлежат рассмотрению жалобы потенциальных поставщиков на требования конкурсной документации, если они не принимали участия в их предварительном обсуждении. Наконец, жалобы третьих лиц, не принимавших участие в закупках, не приостанавливают срок заключения договора.

Что до заказчиков, то для ряда госорганов, осуществляющих закупки, были упрощены процедуры: в частности, увеличивается пороговая сумма закупок из одного источника по работам и услугам со 100 месячных расчетных показателей до 500 МРП (с 252 тыс. 500 тенге до 1 млн 262 тыс. 500 тенге), что напрвлено на упрощение закупок по малобюджетным работам и услугам, в основном это касается детских садов, школ, поликлиник.

«В  рамках введения четвертого уровня бюджета для сельских акиматов данный порог увеличен до 3 тыс. МРП,  или до 7 млн 575 тыс. тенге. При этом, согласно закону, данная норма будет действовать до 2021 года, на период формирования навыков работников сельских акиматов по проведению госзакупок», – добавил г-н Смаилов.

Кроме того, в закупках способом запроса ценовых предложений (в закупках до 1 тыс. МРП, или до 2,5 млн тенге) заказчикам дается право указывать в документации на фирменные наименования товаров – в Минфине считают, что это позволит закупать более качественные товары. При этом был введен один именной запрет – на привлечение субподрядчиков предприятиями «Енбек» уголовно-исполнительной системы в рамках закупок из одного источника.

«Это обусловлено тем, что предприятия «Енбек», получая напрямую госзаказ, вместо трудоустройства осужденных передавали все объемы на субподряд, – пояснил г-н Смаилов. – По закупкам квазигоссектора устанавливается административная ответственность работников квазигоссектора за нарушения правил закупок», – добавил он.

При этом правила закупок компаниями группы «Самрук-Казына» будут утверждаться решением совета директоров фонда по согласованию с Министерством финансов, правда, все указанные нормы закона по вопросам закупок квазигоссектора вводятся в действие с 1 января 2020 года.


5865 просмотров

Какие выгоды и риски принесет появление на границе с Узбекистаном нового «Хоргоса»

Курсив изучил все плюсы и минусы МЦТЭС «Центральная Азия»

Фото: Shutterstock

Рост объемов международной торговли и взаимного товарооборота между Казахстаном и Узбекистаном ожидается от ввода международного центра торгово-экономического сотрудничества (МЦТЭС) «Центральная Азия», который будет создан на совместной границе. Однако есть опасения, что при этом могут пострадать интересы казахстанских производителей.

Напомним, договоренность о создании МЦТЭС «Центральная Азия» была достигнута во время апрельского государственного визита президента РК Касым-Жомарта Токаева в Республику Узбекистан. Для выполнения задачи, поставленной руководством обоих государств – нарастить к 2020 году товарооборот до $5 млрд, – предполагается использовать в полной мере потенциал регионального и приграничного сотрудничества. В этой связи в Миннацэкономики считают своевременной идею создания МЦТЭС.

Как отмечается в ответе пресс-службы министерства на запрос «Курсива», этому способствует ряд благоприятствующих факторов: стратегическое партнерство и лидерство двух стран в торговле в Центральной Азии, совокупный объем самых крупных в регионе рынков – более чем 50 млн человек, расположение рядом двух крупнейших агломераций – Шымкента и Ташкента. Кроме того, в непосредственной близости находятся крупные и развитые инфраструктурные узлы – ж/д станция «Сарыагаш», международный пункт пропуска «Жибек жолы», автодорога Западная Европа – Западный Китай. 

В ведомстве особенно подчеркнули значительный потенциал увеличения международной торговли. Центр станет одним из ключевых элементов формирующегося транспортно-транзитного коридора «Север–Юг», который соединит рынки Центральной и Южной Азии с регионами Европы, Урала, Сибири и Дальнего Востока.  

Что по плану

Первоочередными задачами МЦТЭС указаны создание нового современного пункта пропуска, строительство объектов оптово-розничной торговли и прилегающей инфраструктуры, создание транспортно-логистического  центра. Концепцию создания МЦТЭС разработает совместная казахстанско-узбекистанская межведомственная рабочая группа. Она же составит дорожную карту проекта. 

Текущий 2019 год определен как подготовительный. По информации узбекских СМИ, МЦТЭС заработает в полноценном режиме уже к 2025 году. Стоимость реализации проекта будет обсуждаться двумя сторонами в рамках совместной рабочей группы. Как подчеркнули в Миннацэкономики РК, более 90% расходов планируется из внебюджетных источников – это частные средства, прямые иностранные инвестиции. Также будет задействован механизм ГЧП. Из бюджета средства будут выделяться только на подвод инженерных коммуникаций.

Что даст МЦТЭС

В Миннацэкономики предполагают, что МЦТЭС, во-первых, позволит наладить современную инфраструктуру международной торговли, производства и логистики на приграничных территориях Казахстана и Узбекистана. Даст возможность бизнесу двух стран быстро и удобно осуществлять торговые операции, создавать совместные предприятия, осуществлять выгодные и безопасные транспортно-логистические операции. 

Во-вторых, во время строительства объектов МЦТЭС и во время его работы планируется создание более 10 тыс. рабочих мест. 

В-третьих, будет выведена из тени приграничная и транзитная торговля и увеличится собираемость налогов в местный и республиканский бюджеты обеих стран. 

В-четвертых, такой формат торговли будет стимулировать межрегиональную кооперацию бизнеса стран через создание совместных предприятий, привлечение взаимных инвестиций, проведение выставок, ярмарок, бизнес-форумов и других мероприятий по укреплению бизнес-контактов двух стран. 

Наконец, в-пятых, создание такого центра позволит двум государствам дополнительно стимулировать развитие международного туризма в городах Центральной Азии вдоль Шелкового пути.

Местный бизнес уже в убытке

В первую же очередь, разумеется, эффект от открытия МЦТЭС должна ощутить экономика Туркестанской области и Шымкента, на которые вкупе приходится треть от всего товарооборота страны с Узбекистаном. От появления центра приграничной торговли ожидается снижение цен на реализуемые через него товары, в том числе продукты питания. Однако плюс для конечного потребителя грозит обернуться минусом для местных производителей. 

Сами предприниматели южного региона, а также представители территориальных подразделений НПП «Атамекен» уже неоднократно заявляли о снижении конкурентоспособности казахстанских производителей после открытия границы и интенсивного роста взаимной торговли. В частности, как уже писал «Курсив», из-за наплыва дешевой продукции из Узбекистана производство овощей в закрытом грунте в Туркестанской области становится нерентабельным. 

Ввиду более благоприятных климатических условий для выращивания овощных культур, более низкой стоимости коммунальных услуг их производство на юге Казахстана выходит дороже как минимум в полтора раза. Так, по подсчетам ассоциации теплиц Туркестанской области, себестоимость выращенного в теплицах области килограмма огурцов и помидоров составляет 140–150 тенге, в Узбекистане – 70–75 тенге. По информации региональной палаты  предпринимателей, часть теплиц уже сократила объемы экспорта и выпуска продукции, другие стали работать в убыток и продавать товар по себестоимости и ниже, а некоторые вообще были закрыты. 

Мнения разделились

Председатель ассоциации теплиц Туркестанской области Мырзахмет Снабаев подтвердил предположения «Курсива» о возможном усугублении проблем казахстанских бизнесменов. По его мнению, деятельность центра если не сразу, то постепенно, с увеличением оборота, может отразиться на их положении. Выход спикер видит в субсидировании затрат на дорогостоящий газ и в целом господдержке отечественных товаропроизводителей. А также в применении регулирующих и ограничительных мер на ввоз импортной продукции из Узбекистана, хотя бы в пик сезона созревания ранних овощей. 

Аналогичного мнения придерживается и фермер из приграничного района Туркестанской области, занимающийся выращиванием фруктов и овощей.

«Мы уже не первый год страдаем от сложившейся ситуации. Наша деятельность сейчас напоминает карточную игру: не знаешь, что будет завтра. Например, сегодня выращиваешь капусту, а уже продается узбекистанская, которая созрела раньше, и мы не можем получить запланированную прибыль. В прошлом году вообще вся наша капуста осталась на корню – не продали ни одного килограмма. Мы серьезно опасаемся, что с открытием центра приграничной торговли будет еще тяжелее. Конечно, я понимаю, что основная масса населения будет довольна удешевлением продукции. Но мы, фермеры, не сможем развиваться и конкурировать с соседями. Для нас лучше, чтобы граница была закрыта», – рассказал он в беседе с журналистом «Курсива».

А вот эксперт по инвестициям и экспорту, советник регионального инвестиционного центра «ОҢТҮСТІК» Нурбек Ачилов, наоборот, считает, что масштабы зон свободной торговли надо расширять.

«При всех плюсах создание зоны свободной торговли между двумя государствами на границе имеет ряд ограничений, – сказал он в комментариях «Курсиву». – Это выделение огромных бюджетных средств для строительства торговых площадей и инфраструктуры, создание бюрократических установок для торговли в этих зонах, различные барьеры для граждан при пересечении границ и многое другое. Я являюсь сторонником единой экономики Центральной Азии и считаю, что наши страны должны прийти к созданию в будущем зон свободной торговли пяти государств Центральной Азии на внешних границах по опыту стран Европейского союза». 

В заключение отметим, что мнения по поводу экономического эффекта от появления МЦТЭС разделились. Кто-то высказывает позитивные ожидания, другие делают негативные прогнозы, в том числе о еще большем снижении конкурентоспособности казахстанских производителей. Однако главным плюсом с точки зрения экспертов все же является один момент: приграничная торговля будет вестись легально.
 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

Почти 900 млн
тенге
пожертвовали казахстанцы кандидатам в президенты РК

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций