Перейти к основному содержанию


3807 просмотров

Единственный мусоросортировочный завод в Актобе на грани банкротства

Мусоросортировочный комплекс в Актобе открыли в мае 2017 года

Фото: Shutterstock.com

Открытый почти два года назад мусоросортировочный завод терпит убытки. Причин, как утверждают предприниматели, несколько. Большие затраты на энергоносители, транспортные расходы и отсутствие государственной поддержки.

Мусоросортировочный комплекс в Актобе открыли в мае 2017 года. Компания «Союз Грант» вложила в проект 350 млн тенге. Сортировать планировалось до 200 тыс. тонн мусора в год. Предполагалось, что комплекс  не только обеспечит работой до 150 человек, но и  позволит продлить срок эксплуатации полигона твердо-бытовых отходов, так как значительная часть мусора после сортировки шла на переработку.

На заводе применили российские технологии, сортировать начали пластик, стекло, макулатуру, металл, алюминий. В строительство комплекса предприниматели вложили собственные средства,  на покупку дорогостоящего оборудования взяли кредиты. Местные власти помогли с участком. Однако бизнес оказался нерентабельным.  В настоящее время комплекс  временами простаивает, временами работает вполовину своей мощности. В результате, по словам руководителя проекта Алтынбека Казантаева, образовались многомиллионные долги, включая просроченные платежи по кредитам.

«Электричество дорогое. Мы  планировали, что будут дотации, что нас будет поддерживать оператор РОП, он курирует утилизационные сборы, но там сложная схема. Они дотируют только готовый продукт. То есть то, что произведено из мусора. На саму переработку дотации не выделяют»,- рассказывает руководитель проекта Алтынбек Казантаев.

Много вопросов у предпринимателя по поводу логистики. Мусороперерабатывающие заводы в  Казахстане есть. Однако вторсырье из Актобе удобнее и выгоднее, учитывая цену и логистику, возить в Россию, говорит бизнесмен. В основном в Оренбург, а также в Челябинск, Магнитогорск, Волгоград.

Чтобы компенсировать часть затрат на содержание комплекса, предприниматель обратился с предложением включить в тариф часть затрат на сортировку мусора. Однако, учитывая общереспубликанскую тенденцию по снижению тарифов, в Актобе вывоз мусора подешевел со 105 тенге до 104.

«Мы хотели войти в тариф, проделали большую работу, а тариф наоборот понизили. К примеру, как в Алматы или в Астане, где  переработка включена в тариф. Это нормальная практика, в России так делают. Если включить часть затрат на мусоросортировку в тариф, допустим 20 тенге с человека. Нам было бы легче»,- говорит Алтынбек Казантаев.

Чтобы можно было бы  рассчитывать на дотации оператора РОП,  руководству компании «Союз Грант» необходимо приобрести дополнительное оборудование для переработки отходов. Впрочем, такой возможностью они попытались  воспользоваться, но финансовые институты,  а также фонд Даму в поддержке отказали. Сейчас предприниматель вместе с партнером по бизнесу ищет инвестора, но пока желающих вложить деньги в этот проект, нет. К примеру, можно приобрести установку для сжигания отходов остающихся после сортировки, с помощью которой можно вырабатывать  электроэнергию. Стоит она порядка $20 млн долларов.

«Инвесторы вряд ли к нам придут. Потому что для китайских инвесторов  город с населением 500 тысяч человек не представляет интереса. Им нужен многомилионный город . Приезжали европейцы. Аналогичные высказывания: в городе должно  быть не менее 2-3 млн  жителей, тогда выгодно вкладывать деньги. Если вложить 8 млн долларов в комплекс, то должно быть не менее 3 млн человек, чтобы бизнес окупился в течение 5 лет», - делится Алтынбек Казантаев.

Вопросы необходимости строительства мусороперерабатывающего комплекса в Актобе поднимались несколько лет. Интерес проявляли представители Японии и Голландии. Однако дальше переговоров дело не пошло. 
 


1328 просмотров

Строительство ЛРТ в Нур-Султане завершится в конце 2020 года

Окончательное решение по проекту вынесут в этот четверг на госкомиссии

Фото: Shutterstock

На этой неделе состоится заседание госкомиссии по развитию столицы. Один из вопросов, который будет обсуждаться, это дальнейшее строительство и завершение проекта легкорельсовой дороги. Об этом сегодня в кулуарах сообщил заместитель премьер-министра Женис Касымбек.

«24 числа, то есть на этой неделе, будет комиссия по развитию города Нур-Султана. Один из вопросов, который будет обсуждаться, это дальнейшее строительство и завершение проекта легкорельсовой дороги», - сказал он.

При этом он признал, что проект затянулся. 

«Проект действительно затянулся, не первый год строится. Проблема в том, что более 80 миллиардов тенге, это был транш по займу, были заморожены в «Банк Астаны». Из-за чего строительство временно приостановлено. Сегодня акимат совместно с Нацбанком и Министерство финансов проводит мероприятия по взысканию этих средств. Поручение президента - завершить этот объект. В четверг акимат будет представлять варианты и механизмы реализации этого проекта. По итогам госкомиссии мы сможем дать более полную информацию. Проект будет завершен, а сроки, которые мы для себя ставим совместно с акиматом, это конец следующего года», - резюмировал Касымбек.

Напомним, что президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании правительства подверг резкой критике проект строительства надземного метро в столице.

«Вместо создания удобного, понятного, практичного для населения транспорта предложен дорогостоящий вид транспорта – ЛРТ. Мнение специалистов архитектурного сообщества не было учтено. По данным акимата, прогнозируемый поток составит 146 тысяч человек в сутки. Прогнозируемый поток. В настоящее время по схожему маршруту от аэропорта до нового вокзала пассажиропоток составляет всего 2 тысячи человек. И как вы собираетесь увеличить пассажиропоток в 70 раз? Мне непонятно. Есть риск, что неокупаемый проект повлечет постоянное получение субсидий и ляжет бременем на государство в целом. С учетом уже понесенных затрат и международных обязательств этот проект не может быть остановлен, но надо понимать последствия. Поручаю правительству совместно с акиматом поставить точку в данном вопросе, внести конкретные предложения. Ответственные лица, предлагавшие проект, должны ответить на вопросы, я думаю, контролирующих органов», - сказал тогда Токаев. 

Позже глава строительной компании BI-Group Айдын Рахимбаев и директор центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев предложили приостановить реализацию данного проекта. 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

rouge_signature.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций