Депутат: Бизнес не знает куда деть устаревшие ККМ

Гульжан Карагусова предложила провести разъяснительную работу среди предпринимателей, обеспечить рынок доступными по стоимости онлайн-ККМ и снизить издержки предпринимателей с дальнейшей эксплуатацией онлайн-ККМ

Фото: shutterstock.com

Сотни тысяч казахстанских предпринимателей не знают кому можно продать еще работающие, но отменяемые с 2020 года контрольно-кассовые машины без возможности работы онлайн, сообщила депутат мажилиса парламента Гульжан Карагусова.

«Согласно данным комитета государственных доходов на 10 января 2019 года было зарегистрировано порядка 400 тысяч лиц, применяющих ККМ. Из них только 144 тысячи предпринимателей, то есть всего 36%, перешли на онлайн-ККМ. Это результат планомерной работы последних трех лет. В свою очередь, вы совместно с национальной палатой предпринимателей «Атамекен», что только за год – на 1 января 2020 года вы хотите увеличить данный результат в 5 раз, обеспечив еще 730 тысяч предпринимателей применять онлайн-ККМ при денежных расчетах. Это очень серьезные обязательства», - сказала она на правительственном часе в мажилисе парламента 28 января.

«Вместе с тем, в ходе встреч предприниматели задают нам вопросы: что делать со старыми контрольно-кассовыми аппаратами? А их количество сегодня 382 тысячи. Куда их можно сдать? Если даже средняя цена 20-25 тысяч (тенге за одну ККМ) – это серьезная сумма. Есть ли гарантия, что вновь приобретенные аппараты устареют также быстро? Предусмотрены ли конкретные требования к данным ККМ?», - добавила Карагусова.

Депутат напомнила, что ранее в Казахстане уже приходилось вторично вносить изменения в законодательство из-за отсутствия готовности к законодательным новшествам.

«С 1 июля 2014 года мы обязали предпринимателей, реализующих ГСМ и алкогольную продукцию только при помощи ККМ, имеющих функцию передачи данных, обеспечить их необходимыми аппаратами, к сожалению, не смогли. Мало того, сами государственные органы, а именно телекоммуникационные сети, не были готовы к приему этой информации. В результате мы снова внесли изменения в законодательство о переносе срока введения нового требования и отмене каких-либо штрафных санкций к тем, кто не имеет таких ККМ», - сказала Карагусова.

В связи с этим она предложила провести разъяснительную работу среди предпринимателей, обеспечить рынок доступными по стоимости онлайн-ККМ и снизить издержки предпринимателей с дальнейшей эксплуатацией онлайн-ККМ.

Ранее министр финансов Алихан Смаилов сообщил, что срок повсеместного применения онлайн контрольно-кассовых машин (ККМ) перенесен с 2024 на 2020 год, а для стимулирования безналичной оплаты населению предлагается начислять кэшбек за транзакции и поощрять участием в лотерее.

«Принято решение с НПП «Атамекен» (Национальной Палаты предпринимателей) по переносу срока повсеместного применения онлайн-ККМ с 2024 года на 2020 года. Также для населения будут приняты меры по стимулированию при безналичных расчетах посредством начисления бонусов (кэшбек) от БВУ (банков второго уровня), а также проведения лотерей, а для бизнеса при покупке онлайн-ККМ – уменьшение сумм уплачиваемых налогов на стоимость онлайн-ККМ», - сказал он  на правительственном часе в мажилисе парламента.

Функции оператора фискальных данных будут переданы в конкурентную среду, а единым оператором определено АО «Казахтелеком».

«Планируется развитие мобильных онлайн-ККМ, являющихся приложением на смартфоне. Внедрение онлайн-ККМ уже дало эффект. Так, была выбрана фокус группа 1 700 субъектов предпринимательства, которые выбивали по одному чеку в день или показывали ежедневно одинаковую сумму выручки, после направления им извещения, увеличили выручку во втором квартале почти в 3 раза. Дополнительно в бюджет, благодаря данной инициативе, по итогам второго полугодия поступило более 895 миллионов тенге», - сказал Смаилов.

Сегодня в Казахстане применяются используемые с 1995 года контрольно-кассовые машины с фискальной памятью, которые с учетом развития технологий являются уже технически устаревшими, а внедрение новых технологий, по его словам, неотъемлемая часть цифровизации налоговых администраций стран Организации экономического сотрудничества и развития.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

В Казахстане станет проще развивать тепличный бизнес

Новые правительственные поправки снизят число необходимых документов для старта

Фото: Depositphotos/PiLens

Очередной пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в Казахстане поможет малому бизнесу расширить свои объекты или построить новые. В частности, отменены требования разработки проектно-сметной документации в отношении технически несложных стройобъектов.

Технически несложные объекты – это мобильные комплексы контейнерного, блочного и модульного исполнения, одно­этажные здания для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, которые возводят из сборно-разборных конструкций, склады и хранилища высотой не более 7 метров и площадью до 2 тыс. кв. м, открытые автостоянки на 50 и менее мест. А кроме того, теплицы и парники, строительство которых на госуровне стимулируется с 2015 года. 

Для теплиц и не только

Теплицы должны были сбить ценовые скачки при сезонном подорожании овощей, но при их строительстве бизнес столкнулся с существенными барьерами. Показательна история грузинского бизнесмена, который строил теплицу в Актюбинске.

«Он признался, что когда он такую же теплицу строил в Грузии, то разрешение на строительство теплицы там ему обошлось в 10 тыс. евро и в две-три недели было выдано. У нас стоимость дошла до 100 тыс. евро и по срокам – пять месяцев, но если бы мы не подключились, то разрешение он бы еще полгода получал», – рассказывал Айдос Мамыт из Агентства по противодействию коррупции.

8-й пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в том числе отменяет требования разработки проектно-сметной документации (ПСД) в отношении технически несложных стройобъектов.

«Изменения, безусловно, произошли в лучшую сторону, поскольку, независимо от того, технически они сложные или несложные, стройобъекты ранее поголовно проходили экспертизу и процедуру разработки проектно-сметной документации», – поясняет руководитель управления анализа и мониторинга бизнес-среды Министерства национальной экономики Мадина Нуртас.

Она говорит, что на разработку ПСД требуется от месяца до года и даже более в зависимости от сложности объекта. 

От экспертизы и ПСД освобождено и строительство сетей электроснабжения с установленной мощностью до 200 кВт для субъектов предпринимательства. Сеть в 200 кВт способно обслуживать помещение с сетью освещения в 83 лампочки мощностью 100 Вт. Ранее, если предприниматель решал расширить свой магазин и, соответственно, увеличить его освещение, ему повторно приходилось разрабатывать ПСД на строительство или модернизацию сети питания, теряя деньги и время. «Тепличная» поправка на самом деле облегчила жизнь всему малому и микробизнесу страны, особенно в том случае, если этот бизнес решит расширяться, наращивая свои производственные и торговые площади. 

KPI для государства

Упрощение процедур в этой сфере может простимулировать рост числа проектов в сфере коммерческого строительства и количества компаний, реализующих такие проекты под ключ, уверены в Министерстве национальной экономики.

Увеличению числа игроков рынка из частного сектора будет способствовать и установленное законом сокращение перечня оснований для создания организаций с государственным участием. Теперь государственные предприятия могут быть созданы исключительно в целях обеспечения национальной безопасности, введения государственной монополии или в связи с недостаточным развитием конкуренции на товарном рынке, которое будет определяться по итогам его анализа со стороны антимонопольного ведомства.

«Анализ состояния конкурентной среды и сейчас проводится при создании госпредприятий либо расширении или изменении осуществляемых ими видов деятельности: им определяется возможное их влияние на рынки», – напоминает руководитель управления правового обеспечения и методологии Комитета по защите и развитию конкуренции Министерства национальной экономики Бахыт Кожикова.

Она поясняет, что для определения уровня развития конкуренции на товарном рынке берутся следующие критерии: рыночная концентрация, доли действующих субъектов частного предпринимательства на этом рынке, показатели спроса и возможности его удовлетворения субъектами частного предпринимательства, а также иные структурные особенности товарного рынка, к примеру, экономические и административные барьеры для входа на рынок. После анализа этих данных будет приниматься решение о целесообразности присутствия государства в предпринимательской среде на конкретном участке.

Напомним, что в начале лета министр национальной экономики Казахстана Руслан Даленов сообщил о том, что по итогам 2019 года участие государства в экономике снизилось до 16% – этот показатель был вычислен путем деления суммы валовой добавленной стоимости продукции, произведенной компаниями квазигосударственного сектора, на объем ВВП страны. При этом доля МСБ в казахстанском ВВП, по оценке того же министерства, составила 30,8%. Государственный KPI – довести этот показатель до 35% к 2025 году.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg